вандалы это кто такие в наше время
Вандалы — откуда пришли и кем стали.
Вандалами называют людей, которые оскверняются предметы искусства, культуры и другие ценности общественного значения. Этому слову более 3000 лет и пришло к нам из древнего Рима. Исторически слово «vandal» имеет значение — «дикий, беспощадный грабёж, варварство».
Именно так римские граждане охарактеризовывале восточно-германское племя вандалов, разграбившее в июне 455 года столицу Римской империи Рим. Хотя вандалы скорее грабили и вывозили ценности, чем уничтожали их, а пленников угоняли с целью получения выкупа в лучших традициях того времени, побежденные, но не сломленные римляне наградили вандалов славой диких и бескультурных «варваров». Возможно это связано с жестоким преследованием католического духовенства и разрушением католических церквей.
Появление термина вандализм в современном понимании этого слова относится ко времени Великой Французской революции — впервые термин в современном значении использован членом конвенции Генеральных Штатов аббатом Анри Грегуаром в 1794 году, когда он выступил с «Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения», призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства, причём Грегуар имел в виду прежде всего действия армии молодой Французской республики.
В 1846 г. появилась книга графа де Монталамбера, в которой автор осуждал разрушение католических церквей. В XIX веке слово вандализм прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства, памятников архитектуры, культуры и т. д.
В настоящее время вандализм хорошо охарактеризовывается ст.214 Уголовного кодекса РФ. «Вандализм» обозначается вид преступления, выражающийся в «осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».
Самым известным вандалом древности можно назвать Герострата — жителя Эфеса, который сжёг храм Артемиды (одно из чудес света) в своём родном городе 21 июля 356 года до н. э. для того, чтобы его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и приказ о его полном забвении его имени. Однако эта история все-таки сохранилась до наших дней.
Да и в наше время вандализ имеет место, и это только некоторые примеры:
В 1931 году все были шокированы известием из Москвы о взрыве храма Христа Спасителя. Таким образом большевики решили оградить народ от яда религии. Храм был построен в честь павших в войне 1812 года войнов.
Знаменитую статую Русалочки в Копенгагене вандалы портили с десяток раз. Ей отпиливали части тела, красили, одевали в паранжу и даже взрывали.
Самое известное творение да Винчи является одним из самых хорошо охраняемых предметов искусства в мире. Но перед тем, как полотно оградили пуленепробиваемым стеклом, оно несколько раз серьезно пострадало после попадания на него кислоты, краски, камня и даже фарфоровой чашки. Изрезанное ножом полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван», облитая серной кислотой рембрандтовская «Дания» — еще одни известные примеры вандализма в живописи.
Вопиющий акт вандализма совершили афганские моджахеды по религиозным мотивам, когда в 2001 году взорвали высеченные в скале Бамианские статуи Будды. Статуям было около 2000 лет.
Тысячами оскверняются памятники и могилы советским солдатам. Националисты считают, что так они борятся с оккупантами в лице России, хотя на самом деле они просто показывают свой низкий интелект и отсутствие моральных ценностей. Почему занимаются вандализмом сатанинские секты всем понятно и так.
Как итог и парадокс: племя вандалов давно кануло в лету, а вандалы в этом мире все еще не перевелись.
Кого и почему называют вандалами
Наверное, многие из нас время от времени задумываются откуда появились те или иные термины, которые мы используем в быту очень часто, часто даже знаем точное их значения. Но не всегда мы знаем историю их появления, которая может быть интересной и весьма необычной. Зная её, мы начинаем задумываться, а правильно ли мы используем такие термины? Так и с терминами вандал и вандализм. Кто такие вандалы в современном мире и в древней истории?
Что такое вандализм
Если обратиться к Википедии, можно узнать, что вандализм — это разрушение или осквернение исторических памятников, различных произведений искусства и культуры, народных ценностей, беспощадный грабёж и варварство.
Кто такие вандалы
Вандал в современном понимании этого слова — это человек, который занимается бессмысленным уничтожением или осквернением исторических ценностей, памятников искусства и культуры.
Впрочем, по сравнению с историей человечества термин вандализм относительно новый и появился он только во времена Великой Французской революции в XVIII веке, но и тогда он не стал широкоупотребляемым и популярным термином. Лишь в XIX веке начал более широко использоваться в народе с современным значением, которые мы используем в наши дни и что описано выше. В XX веке получил пик популярности, хотя до XVIII века вандалы были вовсе не разрушителями и варварами.
Вандалы в истории
Вандалы в истории известны как название древнегерманского союза племён, которые находились за пределами Римской Империи и которые периодически сталкивались с воинами Древнего Рима в вечной борьбе за земли и выживание. Известны вандалы стали тем, что они смогли пошатнуть непобедимость Рима и его легионов, силу и незыблемую власть великой Римской Империи над своими территориями.
Фото: Мозаичный тротуар из британского музея. Раскопан в Бордж-Джедиде в 1857 году (Африка, Тунис, Карфаген).
Дата: 5 век (поздний) или 6 век (ранний).
В июне 455 года, разбив легионы римлян на пути, вандалы захватили и разграбили Рим (столицу Империи), вывозя ценности и пленников. Римляне называли их дикими и бескультурными варварами.
Однако, следует по совести отметить тот факт, что действия вандалов в ранние века ничем не отличались от действий всех других воинствующих племён и народов, в том числе и римлян. Разграбить и пленить побеждённых — дело рук не только вандалов, так делали и другие. Но вот благодаря стечению обстоятельств именно вандалами принято в народе называть людей, которые оскверняют и разрушают ценные предметы культуры и искусства, памятники, статуи, дома, лавочки и прочее.
А вы знаете, что в древности было Королевство вандалов? Почитайте про них — очень интересно!
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
La Vanguardia (Испания): вандалы страшнее гуннов?
На Западе их считали самыми варварскими из всех германских племен. Однако этими бесчестными людьми двигали религиозные соображения.
Вандал — «человек, совершающий действия, характерные для жестоких дикарей». Так звучит третье значение слова «вандал» в словаре Королевской испанской академии. Второе значение слова «вандализм» зафиксировано так: «Стремление разрушать, которое затрагивает как священное, так и светское». Как из-за дурной славы вандалы стали синонимом всего разрушительного?
Их образ, сохранившийся в коллективной памяти, намного страшнее, чем воспоминания об остальных германских народах-завоевателях IV и V веков. Вандалы кажутся хуже, чем гунны или татаро-монголы, более поздние завоевания которых привели к большему насилию и числу жертв. Действительно, история сыграла с вандалами злую шутку, так как они совсем не заслужили такую дурную славу.
Древние скандинавы
Происхождение племени вандалов — скандинавское побережье Балтии. Например, монарх Швеции носит титул короля готов и вандалов. Незадолго до нашей эпохи вандалы ушли на юг, осели на территории нынешней Польши и восточной Германии, стали одним из восточногерманских племен и практически никак не были связаны с Древним Римом. На самом деле вандалы были объединением нескольких племен, среди которых выделялись две ветви — силинги и асдинги.
Вандалы, находясь в постоянном конфликте с готами и другими народами, продолжали спускаться, стараясь обосноваться на берегах Дуная. В конце III века они столкнулись с римлянами, однако уже в IV веке им удалось договориться и получить некоторые районы поселения.
Контекст
Le Figaro: как викинги вторглись в Европу
Jyllands-Posten: первыми работорговцами были вовсе не белые
На новом месте вандалы приняли арианскую версию христианства. В те годы о вандалах говорили с уважением, их считали простыми, храбрыми и суровыми людьми. Большинству германских народов была известна их добродетель.
Жизнь племени радикально изменилась с приходом гуннов, которые в конце IV века вытеснили их и другие народы на запад. Как писал в хронике епископ Григорий Турский (Gregorius Turonensis), 31 декабря 406 года вандалы, воспользовавшись тем, что всем известная река Рейн замерзает, вместе с некоторыми союзниками из аланов и свевов пересекли границу Галлии.
Племена сокрушили оборону римлян и их союзников франков. Именно тогда у вандалов появился первый король — Годагисл, который погиб в битве после перехода через реку. Власть унаследовал его сын Гундерих, которого после трех лет странствий и грабежей в Галлии римляне и их союзники вытеснили на Пиренейский полуостров.
Аланы, свевы и вандалы-асдинги осели в западной и центральной части Пиренейского полуострова, а вот вандалы-силинги поселились в провинции Бетике. На протяжении этих лет на племена нападали вестготы, которые пытались подчинить их Древнему Риму в качестве федеративной общины. В обмен на территорию варвары несли военную службу в римских легионах, платили им налоги и отдавали урожай.
Обе ветви вандалов объединились с немногочисленными аланами и закрепились на юге полуострова
В результате постоянных нападений аланы были разгромлены. После смерти короля они объединились с вандалами, правители которых провозгласили себя и королями аланов. Обе ветви вандалов объединились с немногочисленными аланами, закрепились на юге полуострова и провозгласили своей столицей Испалис (сегодняшняя Севилья). Там умер Гундерих, которого сменил его брат Гейзерих около 428 года.
Конечно, в те годы на Пиренейском полуострове, как и в Картахене вандалы часто грабили и разрушали. Они нападали так же, как и другие германские племена, которые пересекали эти же земли. Однако решительный сторонник монархии вестготов святой Исидор Севильский (San Isidoro de Sevilla), сыгравший важную роль в процессе их перехода в католицизм, противопоставлял их вандалам, которые никогда не отказывались от арианства.
Статьи по теме
Dagsavisen: как мусульмане «спасли» Европу
Milliyet: как Крым стал российским, а Черное море перестало быть «турецким»
Карфаген и разграбление Рима
Вандалы, проведя на полуострове около двадцати лет, переселились в Северную Африку. Согласно источникам, всего их было 80 тысяч, из них — 15 тысяч воинов. Вандалов пригласил губернатор римской провинции Бонифаций, который хотел объединиться с ними для ведения внутренней борьбы с другими представителями римской знати за центральную власть в империи.
Весной 429 года во главе с Гейзерихом вандалы пересекли пролив, отправившись из Тарифы в Сеуту. Вскоре Бонифаций, урегулировав споры с руководством Рима, дал вандалам понять, что больше в них не нуждается. Однако германское племя не вернулось в Испанию. Более того, в конечном итоге они быстро завоевали всю провинцию Карфаген — сегодняшнюю территорию побережья Марокко и Алжира, а также всего Туниса.
В 430 году на пути к Карфагену вандалы осадили Гиппон-Регий (сегодня Аннаба в Алжире), где один из основателей римско-католической церкви святой Августин был епископом. После трех месяцев осады святой умер в лишениях. Во многом из-за его смерти вандалы стяжали дурную славу.
Когда они покорили западную часть Северной Африки, в 435 году император Валентиниан III решил уступить ее официально в качестве федеративной общины. Однако четыре года спустя Гейзерих нарушил договор и завоевал старый Карфаген, куда прибыл римский флот. Захват города не означал разрушения зданий или памятников, потому что Гейзерих намеривался там поселиться.
С этого момента вся провинция, житница Карфагена, оказалась в руках вандалов, которые заставляли платить за пшеницу и создали зависимость, злившую римлян. Однако более важную роль играло то, что вандалы полностью подчинили морское судоходство в Западном Средиземноморье.
Вандалы были менее терпимы к католикам, чем другие германские племена
Контекст
Le Figaro: как викинги вторглись в Европу
Jyllands-Posten: первыми работорговцами были вовсе не белые
Фанатичное арианство — еще одна характерная черта королевства вандалов. Они были менее терпимы к католикам, чем другие германские племена. У католиков отбирали имущество, их ссылали, а порой убивали.
Разграбление Рима Гейзерихом в 455 году стало еще одной позорной страницей в истории племени. Вандалы, воспользовавшись тем, что императора Валентиниана III, с которым Гейзерих заключил соглашение, убили и в городе царил хаос, поднялись по Тибру на сотне кораблей и вторглись в Рим.
Папа Римский Лев I Великий попытался использовать ту же хитрость, которая сработала с царем гуннов Аттилой тремя годами ранее, а именно убедить его не грабить столицу. И хотя Гейзерих согласился сохранить церкви и общественные здания, а также пообещал не убивать, вандалы унесли огромные богатства и взяли заложников.
Вестготы уже грабили Рим в 410 году в течение трех дней. Несмотря на такой короткий срок для жителей Рима это событие стало гораздо более шокирующим и жестоким, так как многие погибли, а городу был нанесен значительный урон. Почему же считают, что вандалы нанесли более серьезный ущерб, чем вестготы? Причина — то унижение, которое испытал Лев I Великий.
После грабежей и Рим, и Византия безуспешно пытались вернуть свои богатства. В 474 году Восточная Римская империя подписала с вандалами вечный мир, признав их суверенитет над завоеванными землями.
Начало упадка
Гейзерих умер в 477 году. Он превратил королевство в великую державу Западного Средиземноморья. Вандалы, как и остальные германские племена, в значительной степени романизировались. Однако они хотели сохранить сегрегацию коренного населения и не принимали смешанные союзы. Кроме того, вандалы завоевали лучшие земли, изгнав из них римских губернаторов, и жестоко преследовали католиков.
С другой стороны, часто остро стоял вопрос о престолонаследии среди представителей знати вандалов, из-за чего происходили внутренние чистки. Королевство вандалов — колосс на глиняных ногах, ведь оно утвердилось в регионе благодаря слабости Рима, а не собственной силе.
Преемники Гейзериха продолжали эту политику. Им приходилось бороться с берберами, которые все чаще стали на них нападать. Однако из-за падения Западной Римской империи, а также войн Византии и готов вандалам не приходилось защищать другие границы. И все же из-за натиска остготов им пришлось уступить Сицилию. Король вандалов Тразамунд заключил союз с этим племенем, чтобы остановить территориальное расширение Византии.
Важную роль продолжал играть религиозный аспект. Благодаря более или менее терпимому отношению к католикам и духовенству вандалы могли рассчитывать на помощь местного населения, которое поддерживало одну группу знати, а не другую.
В 523 году королем вандалов стал Хильдерих, который получил образование в Константинополе и был дружен с императором Юстинианом. Хильдерих, разорвав союз с готами и заключив его с Византией, вернул католикам права и собственность. Такое решение было радикальным, поэтому поражение от берберов стало поводом для того, чтобы его кузен фанатик-арианец Гелимер сверг Хильдериха в 530 году. Гелимер стал последним королем вандалов.
Юстиниан воспользовался этим. В 533 году византийский император под предлогом восстановления власти Хильдериха, которого вскоре казнил Гелимер, направил военачальника Велисария. Он высадился в 15 км от Карфагена с примерно пятнадцатью тысячами воинов. Ему повезло, что вандалы направили лучших воинов для подавления восстания на Сардинии.
В результате византийцы одержали победу в битве при Дециме, а вскоре после этого снова победили при Трикамаре. Когда королевство пало, Гелимер попытался бежать в Испанию, однако оказался в ловушке и в конце концов спрятался в горах внутри страны. Год спустя Гелимер сдался Велисарию, так как тот обещал относится к нему достойно.
Его доставили в Константинополь и, согласно договоренности, Гелимер прожил достойно до смерти, не отрекшись от арианства. Лучшие воины вандалов вошли в ряды византийской армии и оказались на границе с Персией.
Северная Африка, включая крепость Тарифы на Пиренейском полуострове, стала провинцией Византии, чему было радо католическое население. Трофеи Рима отправились в Византию. Год спустя из провинции Карфаген Юстиниан, пытаясь восстановить всю древнюю империю, начал завоевывать Сицилию и Италию.
В XVIII веке епископ назвал разрушение аббатств во время Эпохи террора «вандализмом»
Популярность понятия «вандализм»
Спустя столетия в 1794 году епископ блуаский восторженный защитник Французской революции Батист-Анри Грегуар (Baptiste-Henri Grégoire) уловил историческую неприязнь к вандалам. Он назвал «вандализмом» разграбление и разрушение монастырей и аббатств, совершенное населением в бурный период Эпохи террора.
Спустя годы в результате конфискации церковной собственности во времена либеральных революций такие же нападения происходили в различных частях Европы. Поэтому понятие «вандализм» с этим же значением появилось в остальных европейских языках.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Вандализм
Вандализм – это специфическое состояние духа субъекта, толкающее его на разрушение, осквернение предметов культуры, творений искусства и порчу иных объектов общественного значения. Понятие вандализма имеет отрицательное значение в социуме и являет собой одну из форм девиантного поведенческого реагирования. Проблема данного явления заключается в бессмысленности действий, целенаправленных на истребление объектов общественного достояния, уничтожение исторических памятников, осквернение жилых домов либо иных объектов социальной инфраструктуры, порчу имущества. Конкретно такие действия могут обнаруживаться в нанесении различных надписей (часто нецензурной направленности) на заборах и фасадах зданий, в пачкании стен сооружений в общественных местах, уродовании общественного транспорта, лифтов, повреждении аттракционов, мусорных баков.
Вандализм и хулиганство
Понятие вандализма произошло восточногерманского племени вандалов, которые летом 455 года разграбили Рим. Захватчики вывезли из «вечного города» огромное количество творений искусства и драгоценностей и, кроме того, увезли множество пленников ради получения выкупа. Данное слово имеет историческое толкование и означает грабеж или варварство.
Хоть и считается, что вандалы, преимущественно, грабили и вывозили ценности, нежели уничтожали и портили их, все равно за ними утвердилась слава бескультурных и отсталых «варваров». Возможно, это связано с беспощадным гонением католического духовенства и уничтожением церквей в королевстве вандалов, которое находилось в северной Африке.
В современном значении впервые описываемый термин стал применяться во времена Французской революции. Аббат А. Грегуар в 1794 году выступил с информацией о творимом вандализме, разрушениях, осквернениях общественного достояния и о средствах, способных их предотвратить. Он призывал самым строгим образом пресекать уничтожение предметов искусства. При этом Грегуар под данным термином, прежде всего, подразумевал действия армии «новообразованной» Французской республики.
Девятнадцатый век прочно ввел в обиход данное понятие, которое обозначало бессмысленное уничтожение или порчу творений искусства, объектов архитектуры, предметов культуры.
Примеры вандализма: фашистский (бессмысленное уничтожение дворцов во время ВОВ), уничтожение на почве религиозного фанатизма (разрушение статуй Будды). Также безответственный туризм нередко подвергает культурное наследие угрозе разрушения. Люди, наиболее часто сталкиваются с такой вариацией бессмысленной порчи, как вандализм в подъезде.
Данное явление в современном мире широко распространено. Сегодняшний культурно-развитый мир не в состоянии отыскать «противоядие», направленное против демонстративного уничтожения фанатичными дикарями культурно-исторических ценностей. В большинстве нынешних государств существует уголовная ответственность за данные действия.
Хулиганством называют грубое нарушение общественного правопорядка, явное неуважение к общепринятым социальным нормам. Запад термин «хулиганство», преимущественно, применяет в отношении к болельщикам, хулиганящим во время соревнования любимой спортивной команды. В странах бывшего союза под описываемым понятием, как правило, подразумевается правонарушение или преступление.
Одним из часто встречаемых правонарушений является хулиганство, которое зачастую провоцируют совершение иных, более тяжких преступных деяний. Основным объектом хулиганства считается общественный порядок. Среди дополнительных объектов выделяют здоровье индивида, честь и личностное достоинство. Объектом же вандализма является общественный правопорядок.
Под хулиганством принято понимать правонарушения, обнаруживающие неуважение к другим элементам общественной системы. А взрослый и подростковый вандализм представляет собой одно из множества проявлений хулиганства, выражаемое в разрушении памятников культуры и осквернении духовных ценностей.
Вандализм молодежи и взрослых направлен, как правило, на уничтожение имущества, а не на членов социума.
Для разграничения понятий «вандализм» и «хулиганство», необходимо уразуметь, что первое направленно на результат, выражаемый в порче имущества, поэтому и совершается незаметно, второй – носит показательный характер.
Можно выделить следующие специфические отличия описываемых понятий:
— хулиганство – это общий термин, вандализм – его разновидность;
— вандализм в качестве исторического феномена известен с давних пор, а понятие хулиганство как понятие впервые возникло в 18 столетии;
— противоправные деяния вандалов нацелены на порчу предметов, а хулиганов устремлены на причинение вреда гражданам;
— хулиганство характеризуется открытой, демонстративной направленностью, а вандализм предполагает осуществление преступления тайно, «по-тихому».
Уголовная ответственность за вандализм, а также за хулиганские деяния в большинстве государств наступает с четырнадцатилетнего возраста, а за отдельные правонарушения – с шестнадцатилетнего.
Виды вандализма
Существует немалое число различных классификаций. Ниже приведены наиболее популярные из них.
По объектам осквернения он классифицируется на:
— граффити и его разновидности теггинг и бомбинг (если рисунки характеризуются антиобщественным, аморальным содержанием);
— уничтожение или порчу памятников культуры, картин.
Граффити называют любые надписи, изображения, всевозможные рисунки на фасадах зданий, заборах или иных поверхностях, нанесенных при помощи краски, чернил либо выцарапанные. К данному виду уличного «искусства» относят любые вариации нанесения образов, картин, надписей на различные поверхности.
Теггинг является разновидностью граффити, заключающийся в быстром нанесении подписи творца на различные поверхности, преимущественно, в общественных местах.
Бомбинг также считается разновидностью граффити и представляет собой использование при нанесении рисунков или подписей на поверхности довольно простых шрифтов либо реже персонажей, состоящих, как правило, из одного цвета, применяемого для заливки, и другого – для контура.
Сегодня существует множество споров на тему: «граффити искусство или вандализм». Некоторые социологи считают «стрит-арт», прежде всего, стремлением к художественному самоутверждению. Поскольку большинство молодых приверженцев уличного «искусства» не могут иным способом проявить себя, заявить о себе, обнародовать собственное творчество. Другие ученые убеждены, что индивиды, занимающиеся бесполезной разрисовкой поверхностей, просто не ощущают себя элементом социума, принадлежащим этому обществу. Собственный протест они выражают посредством акта вандализма.
Таким образом, современное общество не имеет четкого ответа на вопрос: «граффити искусство или вандализм». Так или иначе, большинство исследователей считают «стрит-арт» самым простым средством для самовыражения, самоутверждения. Различные вариации граффити сегодня используются в рекламных роликах, в клипах, компьютерных играх.
Мотивы и причины вандализма, проявляемого в разрисовке стен, недостаточно изучены. Однако было установлено, что подростковый вандализм может возникать вследствие отклонений в эмоциональных взаимоотношениях в семье, недоразвитости позитивных склонностей и интересов, их отчуждения от семьи, общественной деятельности и коллективных отношений, отсутствия у них сформированности жизненного смысла и целей, влияния моделей различных субкультур на выработку негативных мировоззренческих шаблонов и стереотипов поведения, нарушение в процессах социализации.
К наиболее частым современным видам вандализма относят различные разрушения в населенных пунктах, порчу почтовых ящиков, сидений в транспорте, наезд на газоны, битье стекол, фонарей, лампочек, камер наблюдений, разрисовку стен зданий, гаражей, домов, пачкание краской автомобилей, вандализм в подъезде и др.
Классификация вандализма по Е.Евменовой:
— совершаемый в отношении малых архитектурных форм (различных ларьков);
— вандализм музыкально-спортивных фанатов;
— разрушающие действия, совершаемые из мести;
— разрушение памятников и иных объектов культуры;
Перечисленные виды вряд ли можно именовать классификацией, так как этот перечень составлен без попыток выделить какой-то определенный признак, который смог бы стать основанием для систематизации. Так, к примеру, корыстный, идеологический и вандализм молодежи и взрослых лиц, совершаемый из мести, выделяются по мотивам, спровоцировавшим такие действия. А осквернение могил, экологический, вандализм памятников и иных объектов культуры можно классифицировать по предметам посягательства.
Вандализм спортивно-музыкальных фанатов – по субъектам, электронно-вычислительный – по средствам и специфическим последствиям.
Ряд авторов предлагает выстроить классификацию по криминологическому содержанию отдельных его проявлений, которое складывается из превалирующих мотивов и социальных взаимоотношений, в сфере которых происходит правонарушение. Поэтому они выделяют шесть разновидностей вандализма, а именно действия эпатажного характера, бытовой, криминальный, террористический, идеологический и государственно-чиновничий.
Эпатажный свойственен, преимущественно, несовершеннолетним или лицам, едва достигшим восемнадцатилетия. Они совершают подобные деяния из хулиганских побуждений, ради самоутверждения, в качестве своеобразного бессознательного протеста против принятых в социуме поведенческих норм, правил приличия и порядочности. К данному виду относят осквернение святынь и могил, надписи непристойного содержания, повреждение лифтов, битье оконных стекол в различных учреждениях. Наиболее опасными считаются изуверства лиц, входящих в секту сатанистов.
Описываемая форма вандализма считается наиболее распространенной. Особое внимание следует уделить ее вариации, а именно действиям, совершаемыми спортивными фанами, особенно футбольными болельщиками. Они зачастую провоцируют на стадионах, площадях и улицах массовые беспорядки, сопровождающиеся драками и масштабными погромами.
На почве неприязненно-неблагоприятных взаимоотношений в семье, отклонений во взаимодействие между соседями, членами различных социальных коллективов (например, трудовых) возникает проблема вандализма бытовой направленности. В этом случае агрессия с личности потерпевшего смещается на имущество, находящееся в его собственности. Чаще подобный вид деяний совершается под действием алкоголя: буян бессознательно срывает свою агрессию на предметах, тем самым, избегая совершения преступлений против личности более тяжкого характера.
Примеры вандализма бытовой направленности: в результате ссоры с отцом во время совместного распития спиртосодержащих жидкостей некий гражданин Н. в гневе вылил на пол их общей жилплощади бутылку бензина и осуществил поджог. В результате сгорел телевизор, дверь, часть мебели и одежда. Сыну и отцу удалось предотвратить распространение пожара.
Когда повреждение либо уничтожение объектов совершается с целью устрашения коммерсантов рэкетом, ради корысти, сокрытия следов серьезных преступленных действий, в ходе осуществления иной противозаконной деятельности можно говорить о криминальном вандализме.
Криминальный вандализм наказание зависит от степени нанесенного ущерба.
Идеологический вандализм представляет собой различные действия, направленные против символики государства, на памятники героям ВОВ и могилы известных политических деятелей. Также к данной категории можно отнести и посягательства на собственность по причине «классовой вражды». Нередко идеологическому преступлению сопутствуют террористические акты.
Агрессия, в частности в виде деструктивного нападения, разрушительной атаки, совершалась ранее и по сей день вершится религиозными фанатиками.
Вандализм на кладбище
Вандалы разгромили вечный город в 455 году. С тех пор минуло более тысячи лет, но современные вандалы превзошли даже представителей восточногерманского племени. Сегодня они уничтожают не только культурно-архитектурные памятники, здания, транспорт, но и места, где человеческое тело находит свое последнее пристанище, места, куда приходят люди, чтобы помянуть умерших, вспомнить их, «пообщаться» с ними.
К сожалению, кладбищенский вандализм в современном мире довольно распространенный феномен. Часто он возникает как следствие чрезмерного употребления различных «горячительных» жидкостей. Но страшнее, когда причины вандализма на кладбищах кроются в ненависти к этническим меньшинствам, в национальной или религиозной нетерпимости либо вызваны чувством легкой наживы из-за банальной корысти.
Зачастую преступниками, расхищающими или оскверняющими могилы, оказываются молодые люди, нередко, даже подростки. Они громят могильные плиты, уничтожают памятники, наносят свастику либо другие надписи, часто похабного характера, на надгробья. Еврейские кладбища наиболее страдают от их нашествий.
Корни кладбищенского вандализма спрятаны действительно глубоко. Что собой для родственников усопших являют места захоронения?! Прежде всего, для близкой родни могилы усопших – это духовные ценности. Это то, что соединяет их с ушедшими родными. Могилы хранят в себе дорогие сердцу воспоминания индивидов. Поэтому большинство исследователей данного феномена убеждены, что истинной целью кладбищенских вандалов являются именно эти ценности. Они нацелены на уничтожение духовной значимости кладбищ. Прежде всего, в подобном поведении заключается протест социальному порядку, некий вызов устоям.
Кладбищенский вандализм – это не только хулиганство, это стремление уничтожить, наплевать именно на эти ценности, нередко, желание причинить боль, если не физического плана, то хотя бы душевную.
Кладбищенский вандализм наказание предусматривает аналогичное взыскание, как за иные виды данного поведения, если вандалами не двигала идеологическая, религиозная либо расовая вражда. В этих случаях наказание будет более серьезным.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»