валдай почему так называется
Что означает озеро “Валдай” и “Селигер”
Существует множество легенд и научных фактов о названии озер «Валдай» и «Селигер». Самые красивые из первых и самые точные из вторых мы рассмотрим в данной статье.
Озеро Селигер
Слово «Селигер» имеет прибалтийско-финское начало и в наиболее приближённом переводе означает «изрезанное озеро». Это легко объясняет огромное количество островов и длиннейшую береговую линию озера (около 550 км). Но существует и менее прагматичное, но зато более красивое объяснение.
Легенды Валдая
Впервые название «Валдай» звучит в берестяной грамоте XII века, в которой указано, что местность Валдай задолжала дань в 15 кун, возможно такое название носил целый регион, а не конкретная местность. В любом случае, первое конкретное упоминание Валдая датируется 1495 годом, благодаря расположению села на одноименном озере.
Легенда гласит, что на берегу озера жил кузнец, которого звали Валда и был он настолько хорош собой, что покорял своей красотой все живое вокруг. Не обошло это стороной и озеро, куда он бывало ходил, чтоб умыться. Стоило ему появиться и преклонить колени пред водой, начинало озеро взволновано шептать:»Валда, Валда». Умер кузнец, ведь недолго век человека, но озеро все так же звало своего возлюбленного за что и прозвалось Валдай.
Существует еще одна легенда, менее сказочная и романтичная. В ней говорится о том, что на берегу озера собирали оброк и пошлину с местного селения. Оброк требовалось отдавать в виде крупного скота и частенько раздавались крики недовольных:»Вола дай!», сокращенно Валдай.
© 2021 «Берендеево царство».
Круглогодичный Отдых на Валдае
в уютных домиках
Живая история. Валдай
Мы продолжаем публикацию авторского проекта писателя и историка Виктора Смирнова «Живая история». Напомним, он посвящён природным, историческим и культурным достопримечательностям нашего региона. Сегодняшний рассказ – о Валдае.
Валдай можно с полным правом отнести к самым известным малым городам России. Происхождение его названия точно не установлено, на этот счет существуют различные версии. Согласно первой, оно восходит к немецкому Wald (лес), что вполне вероятно, учитывая обилие здешних лесов. По другой версии, название происходит от фино-угорского слова valda, – светлый, чистый – с намеком на чистоту здешних вод. А согласно поэтической легенде, Валдой звали красавца-кузнеца, имя которого нашептывали волны, когда он приходил умываться к озеру.
Древнейшее упоминание топонима Валдай содержится в берестяной грамоте №740, которая датируется серединой ХII века.
В пятнадцатом веке деревенька Валдайское Селище – предполагаемая предшественница будущего города – насчитывала всего два двора. В летописях село Валдай впервые упоминается под 1495 годом. В средние века здесь проходил один из главных торговых путей, соединявший Новгородскую землю с другими русскими княжествами. На берегу Валдайского озера располагалась таможня для сбора пошлин.
Зимой 1570 года царь Иван Грозный сжег Валдай по пути в Новгород, где он устроил кровавый погром. В годы Смуты пришло новое разорение, на этот раз шведское.
Новую главу в истории Валдая открыл Иверский монастырь, основанный в середине 17 века на одном из островов Валдайского озера. Затеянная патриархом Никоном грандиозная стройка дала мощный толчок хозяйственному развитию всей округи, и с этих пор город и монастырь связывают тысячи видимых и невидимых нитей. На Валдай переселялись ремесленники и торговые люди из самых разных земель. В царствование Алексея Михайловича сюда были выселены поляки, память о которых осталась в названии улицы Панской. Кстати сказать, польская кровь еще долго угадывалась в умении валдайцев выгодно подать себя, щеголеватой одежде, раскованности в поведении местных женщин.
После основания Санкт-Петербурга через Валдай пролегла главная дорога страны, соединившая две столицы, по ней непрерывным потоком двигались повозки, мчались тройки, шли войска. Это во многом определило род занятий местного населения. Появились целые слободы, населенные ямщиками. Любопытная деталь: ездок оплачивал время, которое он засекал по часам, которые висели на спине у ямщика. Такой вот прообраз будущего счетчика такси.
Тракт давал работу не только валдайским ямщикам, но и представителям множества других ремесел – кузнецам, шорникам, каретникам, грузчикам, швеям. Выражаясь современным языком, население втягивалось в обслуживание дорожной инфраструктуры. Появились многочисленные трактиры, цирюльни, бани, лавки с разнообразным товаром. В стремлении заработать местное население проявляло немалую изобретательность.
Большим спросом пользовались знаменитые валдайские баранки. Их делали из муки-крупчатки, причем тесто готовили по особому ритуалу и только с четверга на пятницу. Торговали баранками самые красивые валдайские девушки, причем не просто так, а с поцелуями. Дарились поцелуи через бараночную дырку, красавица не касалась губами покупателя, а лишь давала ему вдохнуть ее молодость и свежесть. Кстати, удовольствие было не из дешевых, за связку баранков с поцелуем надо было заплатить серебряный рубль.
В 1770 году императрица Екатерина Вторая наделила Валдай статусом города. Тогда же появился и герб города, на котором изображен мех горностая, олицетворявший монархию и зеленые валдайские горы.
Итак, что же такое уездный город?
В переводе на современный язык – это административный центр уезда, основной территориальной единицы дореволюционной России. При этом, надо иметь в виду, что в те времена именно наличие административно-управленческих функций было главным отличием города от села. Попросту говоря, город – это там, где уездное начальство, нет начальства значит – село.
В конце девятнадцатого века в Новгородской губернии с населением 1 миллион 356 тысяч жителей числилось 14 уездов. Для сравнения: сейчас население нашей области составляет 612 тысяч человек, то есть в два с лишним раза меньше, правда и площадь той губернии была вдвое больше. В самом словосочетании «уездный город» слышится что-то гоголевское. Так и представляешь себе унылый, сонный городишко из «Мертвых душ» с кривыми улочками, огромной лужей на главной площади, и лавкой с вывеской «Иностранец Иван Федоров».
Уездный Валдай был совсем не таков. Его характер можно определить старинным словом тороватый, то есть расторопный, ловкий, проворный. Облик города, образ жизни занятия и характер жителей определялся его местоположением. Валдай стоял на бойком месте, а потому и народ здесь жил бойкий, деятельный и предприимчивый.
В девятнадцатом веке уездный Валдай превращается в оживленный город с населением более пяти тысяч человек. О нем пошла слава как о богатом, веселом городе, где утомленный путник может путник отдохнуть с дороги, помыться в бане, вкусно поесть и поразвлечься. Атмосферу старого Валдая замечательно передает музей уездного города, который, судя по отзывам посетителей, претендует на звание одного из лучших провинциальных музеев России.
Николаевская железная дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург, резко сократила движение по тракту. Лишившемуся львиной доли доходов Валдаю грозило запустение, превращение в тот самый гоголевский унылый уездный город. Некоторые отчаявшиеся жители стали покидать Валдай, сжигая собственные дома, предварительно застраховав их.
Но большинство валдайцев не впали в уныние. Они себя новую нишу, новые источники доходов. В городе появились первые в России колокололитейные заводы, горожане занялись производством кирпича, лесопереработкой, научились делать гармоники, прялки удивительной красоты, ставшие традиционным подарком жениха невесте. Массовым спросом пользовался главный валдайский сувенир – поддужные колокольчики с дарственными надписями. Своим мастерством славились местные портнихи и модистки. Можно было сделать им любой заказ, а на обратном пути получить готовое платье, сюртук или рубашку, сшитые по последней моде.
Одним словом, валдайцы достойно справились с выпавшими на их долю испытаниями, показав пример нам, потомкам, как надо выбираться из кризисных ситуаций.
Но вернемся к пожарам. Для борьбы с ними горожане создали вольное пожарное общество, одно из лучших в уездной России. И вот что любопытно. Помимо основной задачи борьбы с огнем, пожарное депо стало центром культурной жизни Валдая. Здесь разместились театр, библиотека, ставились любительские спектакли, играл оркестр, проводились танцевальные вечера. И это тоже урок для нас, как на основе чисто утилитарного, практического дела создавать нечто для души, для сердца, для культуры людей.
Вообще, культурная жизнь Валдая всегда была насыщенной, порождая какую-то особую интеллигентность, присущую коренным валдайцам. Тихий, уютный, утопающий в зелени Валдай, задумчивое озеро, по которому словно плывет белоснежный красавец монастырь, привлекали сюда множество известных людей. Александр Радищев в своей нашумевшей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» посвятил Валдаю отдельную главу.
Александр Сергеевич Пушкин по подсчетам местных краеведов останавливался в Валдае 24 раза. В его стихотворном послании приятелю есть такие шутливые строки:
Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!
Поднесут тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь: посинели,
Влей в уху стакан шабли.
Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленькой кусок.
Яжельбицы — первая станция
после Валдая. — В Валдае
спроси, есть ли свежие
сельди? если же нет,
У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай.
В Валдае Пушкин однажды заприметил на вывеске одной из лавок фамилию купца – Плюшкин – и подарил ее начинающему писателю Гоголю вместе с замыслом «Ревизора» и «Мертвых душ». Гоголю фамилия понравилась, и он наделил ею своего персонажа – помещика Плюшкина – чертами самого отвратительного стяжателя и скряги.
Но эту же фамилию носил купеческий сын Федя Плюшкин, который с детства заболел страстью к собирательству, а с годами стал одним из самых известных российских коллекционеров, обладателем третьего после Эрмитажа и Русского музея собрания, насчитывающего более миллиона предметов старины и произведений искусства. Одна только его нумизматическая коллекция насчитывала 100 000 монет. «Господин Плюшкин вполне оправдывает свою фамилию» – острили тогдашние журналюги. Но в отличие от своего литературного однофамильца Федор Михайлович был человеком щедрым и добродушным, а его страсть к собирательству была бескорыстной и диктовалась огромной любовью к русской истории.
Великий русский художник и философ Николай Константинович Рерих занимался в этих местах археологическими раскопками, проникаясь образами своих будущих полотен, посвященных древней Руси.
В начале двадцатого века на Валдае поселился замечательный русский публицист Михаил Осипович Меньшиков. «Рай земной, наполненный тишиной, нарушаемой лишь щебетом птиц да звоном колоколов, перебиваемых петушиным криком», – так описывал он эти места. Но за всей этой идиллией Меньшиков тоже слышал отзвуки надвигающейся катастрофы, причину которой он видел в утрате человеком Бога.
Предчувствия его не обманули. После революции на валдайской земле разыгрались драматические события, и одной из первых жертв новой власти стал сам Михаил Осипович. Он был расстрелян чекистами на берегу озера на глазах у его семьи.
Великая Отечественная война, можно сказать, пощадила Валдай. Фронт остановился совсем рядом, но дальше так и не двинулся. Поэтому в отличие от полностью уничтоженного Новгорода Валдай почти не пострадал, сохранив свой исторический облик.
В послевоенное время Валдай превратился в обычный советский райцентр. Здесь строились промышленные предприятия, выросли новые кварталы. И все же валдайцы сумели сохранить свою особую атмосферу и свой собственный валдайский патриотизм.
Что сказать о современном Валдае?
Складывается впечатление, что город находится как бы в раздумье над выбором своего будущего. Он как бы решает: сохранить ли ему свою историческую неповторимость или погрузиться в безликую повседневность. Очень хочется верить, что второго не произойдет, потому что Валдай просто создан для того, чтобы стать городом-музеем и туристическим центром национального масштаба. Он как и прежде стоит на бойком месте, аккурат между двух столиц. Его, как и прежде, окружает природа сказочной красоты, как магнитом притягивающая истомленных городской суетой жителей мегаполисов. И самое главное здесь по-прежнему витает дух Валдая, а его жителям присуща та самая валдайская веселая изобретательность, или выражаясь модным словом, креативность. Чего стоит, к примеру, такая придумка, как Валдайского метро. Объединив на карте воображаемого метрополитена все главные исторические достопримечательности, ее авторы создали совершенно оригинальный путеводитель по старому Валдаю. Или вот такая скамья примирения, которую подарил городу местный завод.
Понятно, что превратить Валдай в настоящий город-музей будет непросто, потребуется серьезная, глубоко продуманная программа действий, крупные капиталовложения. Так что без помощи с областного с федерального уровней явно не обойтись. Но главное, чтобы этого захотели сами горожане. И тогда у них обязательно все получится. Пожелаем им в этом удачи!
Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн
Озеро Валдай, что означает название
Вблизи от прекрасного города Великого Новгорода, на территории национального парка есть прекрасное и удивительное своей природой озеро Валдай.
«Валдай», споры о значении этого слова ведутся до сих пор. Вспоминая историю, нужно сказать, что первыми жителями на берегах этого водоема были финские племена. С их языка значение этого слова обозначает – «свежая, живая вода».
Конечно, все люди считают по-разному, возможно именно поэтому у многих ученных мнение о происхождении названия озера Валдай расходится.
Одни уверены, что оно произошло от слова «валд», означающее область. Другие думают, от слова «волот» – богатырь, а остальные считают, что наименование совокупно и обозначает «озеро в болотистом крае». Также у ученных есть предположение, что название этого озера происходит от легенды о великом кузнеце, который в свое время проживал здесь и подарил ему название от своего имени – Валды. Ведь самое главное, не происхождение названия, а то, что оно существует с давних пор, радует нас своей чистотой, свежестью и прекрасной природой.
Исторические справки
Ученые-археологи говорят, что заселять эти территории стали в каменном веке народы с Прибалтики и племена финнов, которые подарили этим местам много красивых названий как озерам, так и рекам. А вот славяне начали проживать на Валдае уже в первом тысячелетии н.э., они пришли и с запада, и с юга.
Упоминание в летописи
Село разрастается все больше и больше, огромным плюсом в его развитии является то, что оно находится на экономически выгодных землях, где проходит важный тракт Москва – Санкт-Петербург. Благодаря экономическому пути развитие села еще больше ускоряется, и оно перерастает в город, возвращает свое бывшее название – Валдай и уже входит в состав Новгородской губернии.
Буквально за один век город не только увеличился в населении, но и успешно развивался в разных отраслях. За такой короткий срок были развиты: кузнечное, литейное ремесла, а также пекарское дело.
© 2021 «Берендеево царство».
Круглогодичный Отдых на Валдае
в уютных домиках
Валдай
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
Валдайский район раскинулся на одноименной возвышенности. Это самые живописные места Новгородской области. Пологие горки сменяют здесь одна другую. Каждый раз с вершины очередного холма открывается великолепный вид на сосновые леса, озера, реки. Воздух наполнен запахами хвои. Эти края будто созданы для отдыха на лоне природы. Здесь неизменно возникает желание зависнуть на несколько дней в палатке или на турбазе где-нибудь на берегу тихого лесного озера.
Между Волгой и Балтикой
Административным центром этой живописной местности является город Валдай. Он расположен на берегу Валдайского озера, в 140 километрах от Великого Новгорода. Рядом проходит федеральная трасса, соединяющая Москву и Санкт-Петербург. Именно поэтому в разное время через город проехало множество известных людей – Пушкин, Некрасов, Радищев. Валдай находится на 386-м километре шоссе М-10. Население города не превышает 14 тысяч человек.
Валдай является административным центром живописного Валдайского края
Валдайская возвышенность является частью Русской равнины. Перепады высот составляют от 150 до 250 метров. Наивысшей точкой считается гора высотой 346 метров. Возвышенность играет роль водораздела между бассейнами Волги и Балтики. Трудно поверить, но отсюда берут свое начало такие реки-гиганты, как Волга, Днепр, Западная Двина, Мста, Тверца и другие.
Бойкое место
История Валдая насчитывает более 500 лет
В первой половине XVI века по южному берегу Валдайского озера была проложена постоянная летняя дорога, которая связала Москву и Великий Новгород. Село стало быстро разрастаться. Вскоре в нем насчитывалось 94 двора. На Кузнечной площади построили десятки кирпичных и деревянных кузниц. В них ремонтировали повозки, подковывали лошадей, делали серпы, косы, топоры, лемехи. На Гостином поле останавливались обозы купцов, проводились ярмарки.
В 1746 году завершилось строительство грунтово-бревенчатой дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. В мае 1770 года по указу Екатерины II село Валдай получило статус города. Тогда здесь проживало около двух тысяч человек. Событие было отмечено постройкой Екатерининской церкви. В конце XVIII века в городе зародилось колокололитейное производство, которое стало визитной карточкой Валдая.
С Валдайским районом связана судьба летчика Маресьева, который стал прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Раненного в ноги Маресьева в апреле 1942 года подобрали в лесу и до отправления в госпиталь выхаживали жители деревни Плав. А в деревне Крестовой родился Яков Павлов, легендарный защитник Сталинграда. Всем известен «Дом Павлова» в городе на Волге, который в течение 58 дней и ночей обороняла небольшая группа бойцов. После войны до своей смерти в 1981 году Павлов жил в Валдае.
Вехи истории
Екатерининская церковь – одна из главных достопримечательностей Валдая. Храм построили в 1793 году по проекту архитектора Львова. Он должен был выполнять функцию путевой церкви во время проезда царственных особ из Санкт-Петербурга в Москву. По этой причине церковь возвели на казенные деньги, но содержалась она на пожертвования.
В настоящее время в здании церкви размещается Музей колоколов. Он открылся в 1995 году. Экспозиция является первым и уникальным в России собранием колоколов. Ее особенность в том, что экспонаты в музее можно не только посмотреть, но и послушать! Три звонницы дают возможность услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, увидеть его технику и звонарные приемы, а также попробовать позвонить самому.
Колокола – визитная карточка Валдая
Рядом с Екатерининской церковью находится часовня Иакова Боровичского. Ее построили в память об императоре Александре I, тело которого при следовании траурной процессии находилось в церкви Св. Екатерины. Долгое время она выполняла функцию придорожной часовни.
В городе сохранилось немало старинных построек
Немало старинных построек сохранилось вокруг площади Свободы. На Народной улице можно увидеть купеческие особняки. Когда-то здесь был посад с постоялыми дворами, трактирами и лавками. На самой площади внимание привлекает здание бывшего Гостиного двора – в прошлом шумное место проведения ярмарок.
Но высотными доминантами площади Свободы являются церковь Введения Пресвятой Богородицы в храм Господень и Троицкий собор. По имени последнего раньше площадь называлась Троицкой. На углу площади и улицы Луначарского расположен сувенирный магазин, где можно купить не только типичные валдайские сувениры, но и старинные вещи.
Музей «Уездного города»
Экспозиция Музея уездного города рассказывает об истории Валдайского края. Один из отделов посвящен Иверскому монастырю, другой – ремеслам. Здесь представлены изделия колокололитейщиков, колесников, бараночниц, мыловаров. Валдайцы во все времена отличались универсальностью. Например, житель города А.Я. Левихин был одновременно брандмейстером, фотографом и владельцем типографии! Один из разделов посвящен казенным учреждениям – здесь можно увидеть вещи из пожарного общества, театра, аптеки, школы.
Набережная Валдайского озера
Валдайская обитель
Неподалеку от Валдая находится Иверский мужской монастырь, который расположен на Сельвицком острове в Валдайском озере. Сооружение обители было инициировано патриархом Никоном летом 1653 года. Царь Алексей Михайлович передал монастырю десятки деревень, в том числе и село Валдай. Иверский монастырь был одним из крупнейших землевладельцев – в 1764 году он владел около 7 тысячами крепостных крестьян и 4 тысячами десятинами пашни.
Монахи – переселенцы из Белоруссии – привезли с собой типографию, которая в российской провинции стала первой. Из приднепровских городов Орши, Копыся и Мстиславля прибыли ремесленники, наладившие выпуск печных изразцов. Керамическая мастерская существовала около пятидесяти лет. Печную облицовку покупали жители Новгорода, Твери, Пскова. Изразцы использовались и для украшения монастырских построек. Основателями изразцового производства были Игнат Максимов и известный мастер Степан Иванов по прозвищу Полубес.
Вид на монастырь из Валдая
После революции на территории монастыря в разное время размещались: трудовая артель, историко-архивный музей, мастерские, музей краеведения, Дом инвалидов Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулезом. Остров отличался живописной природой, поэтому постройки, в конце концов, приспособили под базу отдыха. Только в 1991 году монастырь вернули Новгородской епархии. Реставрация завершилась в 2007 году.
Валдайский национальный парк
На территории парка археологи обнаружили курганы, городища, стоянки древних людей – всего 82 объекта. Есть старинные усадьбы с парками, а также памятники деревянного зодчества. В парке оборудовано более 60 туристских стоянок, где имеются кострище, столики с навесами, скамейки.
Валдайский национальный парк
В Валдайском районе имеется множество озер и рек, где водится рыба. Например, в Валдайском озере можно ловить щуку, леща, плотву, карпа, линя, окуня и налима. В период нереста разрешен лов только поплавочной удочкой, вне мест нереста, с берега, либо с гребной лодки! Использование бензиновых лодочных двигателей на озерах национального парка запрещено. Поскольку Валдайский район является особо охраняемой территорией, прежде чем заняться рыбалкой, нужно посетить офис национального парка «Валдайский» и оформить разрешение.
Как добраться
Валдай расположен на трассе М-10 Москва-Санкт-Петербург, поэтому добраться до города можно на автомобиле или междугороднем автобусе. В городе имеется железнодорожная станция, на которой делают остановку поезда, следующие по маршруту Москва – Псков или Санкт-Петербург – Валдай.