валдай иверский монастырь телефон

Валдайский Иверский монастырь

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Автобусавт. ст. Валдай. Рейсы из Великого Новгорода, Твери, Сантк-Петербурга, а также региональные автобусы по Новгородской области.
Пригородная электричкаст. Валдай, пригородные поезда направлений Старая Русса – Едрово, Старая Русса – Бологое.
Поездст. Валдай, поезда направления Москва – Псков.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь — один из центров паломничества в Новгородской области. Православный монастырский комплекс находится в живописном месте в 10 км от города Валдай: размещается на Сельвицком острове, почти в центре святого Валдайского озера.

Иверский монастырь имеет древнюю историю. Строительство было начато в 1653 году по инициативе патриарха Московского Никона, и место выбрано в соответствии с посетившим его видением. Первыми были завершены соборный храм Иверской иконы и церковь святителя Филиппа Московского.

Почти через год Никон посетил строящуюся обитель, окрестный Валдайский посад распорядился переименовать в Богородицкое село и освятил озеро. Так монастырь стал Богородицким Святоозерским. В это же время, на начальном этапе развития, новый обитель обрела мощи чудотворца Иакова Боровичского. Успенский собор монастыря завершен в 1656 году.

В первой половине XVIII века Валдайский монастырь быстро, и отчасти вынужденно, оказался в застое. Его имущество и земля перешли к строившемуся в то время петербургскому Александро-Невскому монастырю, в который даже был перевезен из Валдая большой колокол, в то время как обитель стремительно приходила в упадок. Однако уже по реформе 1764 года Иверский монастырь был определен в первый класс.

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

История монастыря в XX веке включает многочисленные преобразования. В 1919 году комплекс стал Иверской трудовой артелью, но фактически оставался монашеской обителью. В 1927 году монахи были лишены чудотворной иконы, а община прекратила свое существование. В последующие советские годы на острове располагались музей (исторический, краеведческий), различные мастерские, дом инвалидов ВОВ (с проживанием и уходом), местная школа для больных туберкулезом детей и, наконец, база отдыха.

В настоящее время в монастырский комплекс входят: Иверский собор Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная Богоявленская церковь, Надвратные церкви Михаила Архангела и митрополита Московского Филиппа, церковь Иакова Боровичского, часовня с усыпальницей Панаевых, шатровая колокольня, наместнические и подсобные корпуса, ограда с башнями, Николаевская (Михайловская) башня.

При действующем монастыре работает музея, посвященный истории святого места и патриарху Никону. В монастырском комплексе проводятся экскурсии.

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Расписание богослужений в Валдайском Иверском монастыре

Службы в монастыре проходят по постоянному расписанию. В будни выделено время с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00; в субботу, воскресенье и праздничные дни — с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00. Крещение — в будни, воскресенья, праздники — в 13:00. Венчание — по записи, только в разрешенные дни по церковному календарю.

Полное расписание и режим работы доступны на официальном сайте Иверского монастыря.

Как добраться до Иверского монастыря Валдая

От пристани Валдая к монастырю отправляются паромы «Заря-211». Можно доехать и на такси — примерно за 200–300 рублей из Валдая. При этом добираться автомобильным транспортом удобно: первый остров, Рябиновый, соединен с материком автомобильным мостом; с его северной оконечности через узкий пролив есть мост на Сельвицкий остров, где и находится монастырь.

Паломники нередко добираются до Валдая из других регионов России. К городу ведет автомобильная трасса М-10, есть регулярные местные и междугородние автобусные рейсы c остановкой на автостанции Валдая, электрички и поезда дальнего следования. Однако на пригородных поездах удобнее ехать не до Валдая, а до остановочного пункта Чернушки, расположенного примерно в 5 км пути от островного монастыря, это расстояние можно пройти пешком или добираться с попутчиками. Кроме того, остается возможность выехать в Валдай и посетить знаменитый Иверский монастырь организованно — в составе экскурсионной группы (нужно уточнять в паломническом центре комплекса и паломнических службах своего города).

Подробно о транспорте также расписано на сайте Валдайского монастыря.

Валдайский Иверский монастырь на google-панораме

Источник

Как добраться до Иверского монастыря

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на территории Новгородской области, Валдайского района, в 10 км. от г. Валдая.

Город Валдай находится на Северо-Западе России в Новгородской области в самой юго-восточной ее части на 386-ом километре автодороги Москва — Санкт-Петербург (М10).

Доехать до г. Валдая можно на железнодорожном транспорте, поезд Псков-Москва (станция Валдай), поезд Санкт-Петербург — Валдай, на автобусах, далее до Иверского монастыря на такси. от пристани г. Валдая на теплоходе «Заря-211»(временно неработает) ТЕПЛОХОД НЕ ХОДИТ.

Из Петербурга, поезд Санкт-Петербург-Москва (станция Угловка) далее до Иверского монастыря на такси. Сейчас начал ходит прямой поезд Санкт-Петербург-Валдай, уточняйте в РЖД

Добраться на частном автотранспорте можно ехав по автотрассе Москва — Санкт-Петербург (М10), со стороны Москвы не доезжая г. Валдая свернуть на повороте до г. Боровичи, со стороны Санкт-Петербурга, проехав г. Валдай, но не заезжая в него также свернуть на трассу до г. Боровичи. Проехав по ней 2 км. свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским.

г. Валдай, как известно, был лидером царской России по колоколитейному делу. История же Валдая в основном связана с Иверским монастырем, расположенным на одном из островов Валдайского озера, что придает озеру просто сказочный пейзаж. Имеются и следы древнейших племен.
Озеро Валдайское (1992 га) — самое глубокое озеро Государственного Валдайского Национального парка. Глубина его достигает 92 м. Группа островов делит озеро на два плеса: Валдайский (10 х Зкм) и Долгобородский (6,5 х 2,7км). Валдайское озеро относится к бассейну Балтийского моря. В него впадает 75 речек и ручейков, а вытекает одна Валдайка. Озеро имеет множество заливов и около 20 островов. На берегах этого озера расположен г. Валдай, несколько деревень, дома и базы отдыха.
Острова Валдайского озера.

Остров Муравьиный (42,4га), второй по величине после Рябинового, имеет свое внутреннее озерцо, соединенное короткой протокой с Валдайским, температура воды в этом маленьком озере, называемом Глухим(Архиерейским), всегда на несколько градусов выше, чем в Валдайском. Этот остров имеет и другое название — Темный, существует легенда, согласно которой свое название остров получил потому, что на нем некогда жил колдун, до поселение здесь монахов.

Остров Рябиновый (119га ) — самый большой остров на озере. Название свое получил по большому количеству произрастающей здесь рябины. Когда-то рябине поклонялись некоторые финно — угорские племена, она была у них культовым деревом. На этом острове сохранился прекрасный старовозрастный лес. Рябиновый — одно из наиболее популярных мест отдыха туристов и местных жителей. К сожалению, большой наплыв отдыхающих в летние месяцы оказывает неблагоприятное воздействие па экосистему острова. По острову проложена прогулочная тропа «Рябинушка» (1,5км). Она располагает пятью площадками для отдыха. Здесь можно купаться, загорать, ловить рыбу. Вдоль тропы много ягодных и грибных мест.
Остров Сельвицкий (11га) соединен горбатым мостиком с островом Рябиновым. На этом «невеликом, но зело прекрасном» острове расположен Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, основанный в сер. XVII столетия Святейшем Патриархом Никоном. Патриарх Никон, выдающийся деятель Русской Православной Церкви, увидев этот остров, сказал про него: «не зело велик, но зело прекрасен» и решил именно на этом острове основать Иверский монастырь.

Контактный телефон паломнического центра — тел. +7-911-6146694

Источник

Требы (Записки)

КРЕЩЕНИЕ

В нашей обители совершается Таинство Крещения каждый день в 13-00 в надвратном храме Михаила Архангела.

Оформление крещения в 12-30 в главном храме монастыря — Иверском соборе.

ВЕНЧАНИЕ
Таинство Венчания в отведенные дни в 14-00 по предварительной записи в церковной лавке МОНАСТЫРЯ

ЭКСКУРСИИ
Экскурсии можно заказать в церковной лавке собора или по телефону. Экскурсии: +7-952-4850085

Заказать поминания (молебны, сорокоусты, панихиды и т.п.) можно также по почте, имена указывайте в переводе. (Через интернет поминания не принимаются)

ПРИНИМАЮТСЯ ТРЕБЫ:

Что такое помянник и церковная записка?

Православные семьи, которые хранят традиции благочестия, имеют помянник.

Помянник – это особая книга, в которую записывают на память потомству имена живых и усопших родных для поминовения их во время домашних и церковных молитв. Помянник является важной книгой для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянник хранится в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым неразборчивым подчерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записи имен живых и усопших для их поминовения.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме?

Церковная молитва – это та молитва о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Бескровную Жертву.

Церковная молитва имеет особенную силу еще потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг, прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2, 1).

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14).

Записка «О здравии»

Понятие «здравие» включает в себя не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. Если мы молимся о здравии человека, который сделал нам много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже наш враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Записка «О упокоении»

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душою у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью перед очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Глову – Господа Иисуса Христа. «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8 — 9).

Проскомидия

Проскомидия – это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства Евхаристии.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляются пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба – этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимаются частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискосе укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших.

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывает написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискосе вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это – великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной Кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится.

Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией после нее и до вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождии и т.д.

Сорокоуст – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.

Сорокоусты заказывают не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Почему надо молиться об усопших?

Наши молитвы об усопших – это продолжение наших отношений с ними.

Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

Наша обязанность – заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.

Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Но кроме молитвы об усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очистить всякий грех» (Тов. 12, 9).

Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

Преподобная Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

О поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которые особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших – это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются.

ПАМЯТКА

Для желающих подать записку

О живых и усопших.

Записки надо подавать до начала литургии.

Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искреннем желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете.

Записка должна содержать не больше пятнадцати имен.

Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли).

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна.

Первыми указывайте имена архиереев и иереев, причем указывайте их сан – например, «о здравии» епископа Панкратия, игумена Иосифа, иерея Димитрия, затем пишите свое имя, своих сродников и близких.

Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».

В записках «о упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «о упокоении» написать перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день тезоименитства усопшего).

—————-
ВНИМАНИЕ ПОЧТА.
Заказать поминания можно только по почте. (Через интернет не принимаем)

Присылайте почтовый (телеграфный) перевод по адресу: 175400 Новгородская обл., г. Валдай, остров, Иверский монастырь,
на имя: митрополита Льва (Церпицкий Николай Львович), там же в почтовом переводе, в примечании, укажите имена и что заказываете.

Реквизиты

НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: Местная религиозная организация Иверский Валдайский мужской монастырь Новгородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Расчетный счет: 40703810843060100112 отделение № 8629 Сбербанка России г. В. Новгород

Источник

Валдай иверский монастырь телефон

Написать заявку на проживание или трудничество

Паломникам

Как доехать до монастыря

Требы

Крещение, записки, поминания

Новости Иверского Валдайского мужского монастыря

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Монастырь закрыт на карантин

В связи с эпидемиологической ситуацией Валдайский Иверский монастырь закрыт для посещений, предварительно до 8 ноября 2021 года. Читать далее

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Митрополит Лев совершил Литургию в день Иверской иконы Богородицы

26 октября 2021 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре на Валдае. В этот день Церковь вспоминает. Читать далее

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Митрополит Лев совершил Литургию в Иверском монастыре

20 октября 2021 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре. После Литургии была совершена панихида по приснопамятным. Читать далее

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

14 октября Русская Православная Церковь празднуют праздник Покрова Божией Матери. В этот день, иеромонах Антоний в сослужении братии монастыря. Читать далее

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

В Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, наместник монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев) совершил Божественную Литургию в Иверском соборе. Читать далее

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Неделя 14-я по Пятидесятнице

В воскресный день, наместник Иверского монастыря иеромонах Антоний, совершил Божественную Литургию в Иверском соборе монастыря. Накануне вечером было совершено. Читать далее

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Рождество Девы Марии

21 сентября православные празднуют Рождение Пресвятой Богородицы от святых праведных Иоакима и Анны — один из 12 главных, или. Читать далее

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Неделя 13-я по Пятидесятнице

В воскресный день, наместник Иверского монастыря иеромонах Антоний, совершил Божественную Литургию в Иверском соборе монастыря. Накануне вечером было совершено. Читать далее

валдай иверский монастырь телефон. Смотреть фото валдай иверский монастырь телефон. Смотреть картинку валдай иверский монастырь телефон. Картинка про валдай иверский монастырь телефон. Фото валдай иверский монастырь телефон

Проект реставрации монастыря

Чертежи: планы, фасады и разрезы Валдайского Иверского монастыря

Источник

Иверский Валдайский монастырь

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *