вахта на корабле что это такое

ВАХТЕ О ВАХТЕ

вахта на корабле что это такое. Смотреть фото вахта на корабле что это такое. Смотреть картинку вахта на корабле что это такое. Картинка про вахта на корабле что это такое. Фото вахта на корабле что это такое

Это слово произошло, как уже говорилось, от немецкого Wacht — караул, стража. Вахта — это еще и особый вид дежурства на кораблях военно-морского и коммерческого флота, которое несется постоянно при нахождении корабля в море на ходу и при стоян­ке на якоре или у стенки (причала, пирса) на швартовах.

На ходу нормальная продолжительность вахты — четыре часа, но в зависимости от обстановки (например, высокие или очень низкие температуры) продолжительность вахты решением командира корабля может быть сокращена.

Смена, несущая вахту, называется вахтенной, а сменившаяся — подвахтенной.

При стоянке корабля на якоре (швартовах) личный состав назначается на суточную вахту и несет ее в три смены.

До конца XVII века матросские сутки были разделены на восьмичасовые смены, что крайне утомляло и осложняло жизнь экипажа. Считается, что первым этот порядок из­менил английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разде­лил всю команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты. По расписанию, пер­вая вахта имела нечетные номера и работала во время аврала на правом борту судна, вто­рая вахта — на левом. При необходимости выполнять какой-либо сложный маневр, связанный, например, с уборкой или постановкой парусов, на палубу вызывалась подвах­тенная смена.

Теперь становятся понятными команды, подаваемые в старые времена на парусных кораблях: «Первая (вторая) на вахту!», «Обе вахты на вахту!» Суточное время дели­лось так: четыре часа смены на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: первая (с 20.00 до 24.00), средняя, (с 00.00 до 04.00), утренняя (с 04.00 до 08.00). При таком распорядке получалось, что одна из смен ночью работала на палубе восемь часов, а вторая — только четыре. Однако и днем после дежур­ства матросы первой вахты не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми. Это было весьма утомительно, и, чтобы как-то повы­сить работоспособность и дать отдых лич­ному составу, придумали делить сутки не на шесть частей, а на семь. Для этого вахту с 16.00 до 20.00 разделили на две двухча­совые полувахты, благодаря чему каждую ночь часы смены сдвигались, и матросы не находились в одно и то же время на палу­бе. Англичане называли двухчасовые полу­вахты «вахтой с обрезанным хвостом».

Со временем в других флотах стали вводить английский порядок несения де­журства, а полувахты стали называть хит­рой вахтой. Однако система с полувахта­ми прижилась не везде: как говорится, «на каждом флоте свои порядки в почете». Так, у русских моряков дневная вахта длилась с 12.00 до 18.00, то есть шесть часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20.00, и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным ан­глийским вахтам. Однако со временем, учитывая опыт Северной войны, необхо­димость повышения бдительности при длительном пребывании кораблей в море и неотлучное нахождение личного соста­ва на боевых постах, в Российском флоте вахту стали нести в три смены. Уже в Мор­ском уставе Петра I, изданном в 1720 году, «главнейшим делом» командиров кораб­лей определялось расписать «всю коман­ду на три равные части по вахтам, а вах­ты по парусам, орудиям и т. п.». В плава­ниях нормальной продолжительностью дежурств считались четыре часа, но в за­висимости от обстановки, климатических условий решением командира она могла меняться от двух до пяти часов.

За многовековую историю мореплава­ния для каждой вахты матросы разных стран придумали свои названия. Кроме тех, которые уже были упомянуты, суще­ствовали и другие. Многие из них забы­ты, но есть и такие, которые бытуют и по сей день.

При трехсменной вахте первая стояла днем с 08.00 до 12.00 и ночью с 20.00 до 24.00. Так как почти вся она проходила во время бодрствования, ее считали легкой и доверяли выполнение обязанностей моло­дым малоопытным морякам под контро­лем бывалых офицеров и старшин. Отсю­да у наших моряков появилось название детская вахта.

Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00. В дневное время морякам приходилось нести дежур­ство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией име­новали послеобеденное стоячее лежание. Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишились адмиральского часа — этого узаконенного еще Петром I обеденного перерыва, начинавшегося с раздачи водки (звучала команда «Свистать к вину и на обед») и заканчивавшегося послеобеденным часовым сном. Со време­нем водку давать перестали, но «адмираль­ский час» строго соблюдается и в наши дни. «Ночная вахта с 12 ночи до 4 утра считается самой скучной и несносной, потому что все судно после дневных тру­дов вкушает самый сладкий сон, а вах­тенные принуждены проводить это вре­мя без сна, может быть, под дождем, под­вергаясь то сильному холоду на севере, то удушливому зною в тропиках» — так писал офицер Максимов, участник кругос­ветного плавания на клипере «Стрелок». Это время дежурства англичане называли вахтой склеивающихся, глаз, а также длинной (она кажется длиннее других) или кладбищенской (тишина! страшно! опасно!). Немецкие, шведские, голланд­ские матросы именовали ее плоскостопой (не присядешь, иначе заснешь). И почти во всех флотах мира и по сей день эта вахта называется собачьей вахтой (Dog wacht), или просто собакой. Само название красноречиво говорит, что это за смена.

Название следующей вахты, с 04.00 до 08.00, имеет более благозвучное звуча­ние — Диана. Так в честь богини Луны из римской мифологии назвали ее итальянские моряки. Вторая половина этой вахты, с 16.00 до 20.00, когда-то называлась анг­лийской собакой, но с введением трех­сменной вахты она стала любимой и удоб­ной для моряков. Отстоял матрос утрен­нюю половину, а впереди почти целый день свободный — можно успеть и отдох­нуть, и личными делами заняться. Может быть, потому она и называется королевс­кой, или — проще — хорошей вахтой. Кроме этих названий, на флотах бытовали и другие. Так, вахту, назначаемую в туман, для усиления бдительности называли ту­манной Сон шутники прозвали конечной вахтой. Названия или прозвища вахт по­являются и исчезают в зависимости от ус­ловий работы и быта моряков. Может быть, когда-нибудь исчезнут и сами вахты; все дежурство будут нести электронные роботы. Но будем надеяться, что память о них останется на страницах истории мо­реплавания.

Источник

ВАХТА

(Watch) — 1. Особый вид дежурства на судне, для несения которого выводится часть личного состава на определенные посты и на несколько часов в сутки, но не свыше 6 часов непрерывно. 2. Часть экипажа корабля (половина, треть), представляющая собой специальное подразделение для несения вахтенной службы. 3. В. также называются определенные промежутки времени, в течение которых несется эта служба одной сменой. В этом смысле сутки на военных кораблях делятся на 5 или 6 вахт.

Полезное

Смотреть что такое «ВАХТА» в других словарях:

ВАХТА — (нем. Wacht, Wache стража, караул). Караул на корабле, а также время смены караульных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАХТА 1) караул или дежурство на военном корабле; 2) время этого дежурства (в… … Словарь иностранных слов русского языка

ВАХТА — бережливости. Публ. Патет. Кампания за экономию энергии, топлива, сырья. БМС 1998, 68. Собачья вахта. Жарг. арм. Ночной караул. Кор., 266. Трудовая вахта. Публ. Патет. Интенсивная непрерывная работа какого л. коллектива в честь какого л. события … Большой словарь русских поговорок

ВАХТА — жен., мор. чередной караул на военном судне, для управления им, а также | срок, время этого караула, от полудня до полуночи две шестичасовых вахты; от полуночи до полудня три четырехчасовых. Команда или экипаж разделяются на две вахты, офицеры на … Толковый словарь Даля

вахта — вахтовка, бригада, дежурство, стража, смена Словарь русских синонимов. вахта сущ., кол во синонимов: 12 • бригада (28) • … Словарь синонимов

ВАХТА — (от нем. Wacht стража) 1) основной вид дежурства на кораблях и судах, обеспечивающий их плавание, безопасность, а в ВМФ и боеготовность. Делится на общекорабельную, специальную, ходовую и якорную.2) Промежуток времени, в течение которого одна… … Большой Энциклопедический словарь

ВАХТА — (трифоль) род многолетних трав семейства вахтовых. 1 вид, в Северном полушарии. Растет на болотах. Используется как желчегонное и улучшающее аппетит средство … Большой Энциклопедический словарь

ВАХТА — (трифоль) род многолетних трав семейства вахтовых. 1 вид, в Северном полушарии. Растет на болотах. Используется как желчегонное и улучшающее аппетит средство … Большой Энциклопедический словарь

ВАХТА — ВАХТА, вахты, жен. (нем. Wacht) (мор.). Очередная работа, дежурство части судового экипажа в военном и торговом флоте. Стоять на вахте. || Состав смены, несущей дежурство. Я из второй вахты. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВАХТА — ВАХТА, ы, жен. 1. Во флоте, на полярных станциях: дежурство, сменная работа, а также смена, группа, несущая такое дежурство. Стоять на вахте. Нести вахту. Зимняя в. полярников. 2. Человек или группа людей, работающие посменно. Утренняя, дневная,… … Толковый словарь Ожегова

вахта — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN shift team … Справочник технического переводчика

Источник

Из истории судовых вахт

С давних времен для обеспечения безопасности плавания моряки делили сутки на вахты. До конца XVII века на кораблях использовали восьмичасовые вахты. Первым, кто, по мнению историков, изменил этот порядок, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил корабельную команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты.

В наши дни судовая вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или на рабочем месте судовых специалистов и командиров: штурманов, механиков, радиооператоров, а также лиц рядового состава: матросов, мотористов, машинистов, электриков и т.д. Судовая вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, производственную деятельность. Ответственность за организацию вахт в целом возложена на капитана корабля, а по отдельным судовым службам – на начальников служб. За надлежащее несение членами судового экипажа вахты отвечают вахтенные помощники капитана.
Уставами службы на разнообразных по своему назначению судах предусмотрено несение ходовых и стояночных вахт. Продолжительность одной ходовой вахты при трехсменном дежурстве, как правило, не превышает четырех часов, а при двухсменной вахте – шести часов. Стояночная вахта для командного состава не должна продолжаться больше суток.
Во время несения своей вахты вахтенный помощник является представителем капитана судна. Он несет личную ответственность за безопасность судна, его экипажа, груза и другого имущества, производственную деятельность, так как является руководителем для всей вахтенной службы судна и подчиняется непосредственно капитану. Распоряжения вахтенного помощника в пределах его полномочий обязательны для исполнения не только для судового экипажа, но и для всех лиц, находящихся в данный момент на борту. В свою очередь вахтенный механик является начальником для всей судомеханической вахты, отвечает за надежную работу судовых технических средств, обеспечивает нормальную техническую эксплуатацию судна. Он подчиняется вахтенному помощнику капитана, а в части эксплуатации судовых технических средств – старшему механику. В его непосредственном подчинении находятся вахтенные электромеханик, рефмеханик, другие специалисты машинной команды судна. Вахтенный радиооператор подчиняется непосредственно капитану судна, а в части специальных вопросов – начальнику судовой радиотехнической службы.
В прошлом по судовому расписанию “первая вахта” имела нечетные номера и работала во время аврала на правой стороне судна, а “вторая вахта” – на левой. Эти вахты английские моряки в шутку называли “правая сторона булиня”. В то время существовали команды: “Первая – на вахту!”, “Обе на вахту!”. Суточное же время делилось следующим образом: четыре часа на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: “первая” с 20 до 24 часов, “средняя” с полуночи до 4 часов утра и “утренняя” с 4 до 8 часов.
При таком несении вахт получалось, что одна часть команды работала на палубе восемь часов, а вторая – только четыре. Однако и днем после дежурства члены экипажа “первой вахты” не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми, что было весьма тяжело. Поэтому, чтобы дать им возможность отдохнуть, сутки стали делить не на шесть частей (т.е. по четыре часа), а на семь. Для этого вахту с 16 до 20 часов разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каждую ночь вахты сдвигались, и члены судового экипажа находились на палубе одинаковое время. В то далекое время вахту с 16 до 20 часов называли “собачьей вахтой”, а двухчасовые полувахты – “вахтой с обрезанным хвостом” или просто “обрезанной вахтой”. Такое неблагозвучное название эта вахта получила неслучайно, так как в 16 часов обычно заканчивались дневные работы, и свободная смена шла отдыхать. Судовой вахтой в это время обычно начинал командовать капитан, а уж он-то не давал спуску своим подчиненным. Скользящий график судовых вахт был принят только у военных моряков. Историки предполагают, что на военно-морском флоте такая вахта стала называться “адмиральской”.
Со временем на флотах вводился английский порядок несения судовых дежурств. Но в ряде стран продолжительность и время несения вахт имели свои особенности. Например, у российских моряков дневная вахта длилась с 12 до 18 часов, за ней шла вахта с 18 до 20 часов и далее по четыре часа. В настоящее время на военно-морском флоте в связи с требованиями повышенной бдительности и неотлучного пребывания на различных постах вахта ведется в три смены. Еще в Морском уставе Петра I от 1720 года в обязанности командиров кораблей вменялось “главнейшим делом” расписать “всю команду на три равные части по вахтам, а вахты – по парусам, орудиям и т.д.”.
За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы придумывали свои названия. Так, судовые вахты в две смены (будь они по два или по четыре часа), когда промежутки для отдыха были небольшими, английские моряки прозвали вахтами “с носков на пятки, с пяток на носки”. А первые российские мореходы и поморы сами вахты называли “переменами”, а подвахты – “подпеременами”.
При делении суток на трехсменные вахты первая их них стояла днем с 8 до 12 часов и ночью с 20 до 24 часов. Поскольку эта вахта приходилась на время бодрствования, ее считали легкой и доверяли молодым и малоопытным морякам. Русские моряки называли ее “детской” вахтой или “сама стоит”, а также “пионерской” и даже “пенсионерской”. Вечернюю половину вахты именовали “прощай, молодость” – она занимала самое драгоценное для молодежи вечернее время. В эти часы судовую вахтенную службу возглавляет, как правило, третий помощник капитана.
Самой тяжелой считалась вторая вахта, которая продолжалась днем с 12 до 16 часов и ночью с полуночи до 4 утра. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Это время английские моряки с иронией называли “послеобеденное стоячее лежание”. В русском флоте ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишались “адмиральского часа” – так назывался узаконенный еще Петром I обеденный перерыв, начинавшийся с раздачи водки (звучала команда “Свистать к вину и на обед”) и заканчивавшийся послеобеденным часовым сном. Со временем водку и вино перестали выдавать, но “адмиральский час” соблюдается и в наши дни.
Ночная вахта с полуночи до 4 утра была наиболее скучной, потому что вахтенные не имели права спать. Несение вахты в это время англичане именовали “вахтой склеивающихся глаз”, а также “длинной” (она кажется продолжительнее других вахт) или “кладбищенской” (тишина). Немецкие, голландские и шведские моряки называли ее “плоскостной” (не присядешь – иначе заснешь). Во многих странах мира и сегодня эту вахту называют “собачьей вахтой”. Как правило, ее возглавляет второй помощник капитана.
Судовая вахта с 4 до 8 часов утра и с 16 до 20 часов вечера называлась куда красивее – “Диана”. Такое прозвище дали ей итальянские моряки в честь утренней звезды Дианы, а приземленные голландцы называют эту вахту просто – “дневной”. Именно ее вторая половина с 16 до 20 часов когда-то называлась “английской собакой”, но с введением трехсменной вахты стала самой любимой и удобной у моряков, и ее стали называть “королевской” или “хорошей вахтой”. В эти часы вахтенную службу обычно возглавляет старший помощник капитана. На судах, где имеется более трех помощников, старший помощник несет лишь одну ходовую вахту с 4 до 8 часов и контролирует несение ходовой вахты четвертым помощником с 16 до 20 часов. В сложных условиях старший помощник несет ходовую вахту по указанию капитана корабля.
Помимо перечисленных видов судовых вахт имеются и другие вахты. Например, при плавании судна в тумане для усиления бдительности, выставляют “туманную вахту”. Самой хлопотной вахтой моряки всех флотов считают вахту, когда судно приходит в порт или покидает его. Ее даже называют “козлиной”. Таким образом, названия и прозвища судовых вахт тесно связаны с условиями работы и быта моряков. Со временем часть из них уходит в прошлое, но многие используются и по сей день.

Источник

ВАХТА

(Watch) — 1. Особый вид дежурства на судне, для несения которого выводится часть личного состава на определенные посты и на несколько часов в сутки, но не свыше 6 часов непрерывно. 2. Часть экипажа корабля (половина, треть), представляющая собой специальное подразделение для несения вахтенной службы. 3. В. также называются определенные промежутки времени, в течение которых несется эта служба одной сменой. В этом смысле сутки на военных кораблях делятся на 5 или 6 вахт.

Смотреть больше слов в « Морском словаре »

Смотреть что такое ВАХТА в других словарях:

ВАХТА

(Le quart, die Wache, the Watch) — команда (люди) на судах. Делится обыкновенно на две В. — первую и вторую; в исключительных случаях, при вполне опытн. смотреть

ВАХТА

вахта 1. ж. 1) а) Дежурство части экипажа на судне, требующее безотлучного нахождения на каком-л. посту (во флоте). б) Промежуток времени, в течение которого одна смена несет такое дежурство. в) перен. разг. Часть судового экипажа, несущая такое дежурство. 2) Самоотверженная работа (обычно выполняемая в трудных условиях). 3) перен. Группа людей, продолжительное время работающая в отдаленном районе в отрыве от постоянного места жительства и сменяемая такой же группой. 4) разг. Дежурство (любое и в любом месте). 5) разг. Место, где находится вахтер. 2. ж. Травянистое растение с длинным ползучим корневищем, тройчатыми прикорневыми листьями и белыми или розовыми цветками, используемое в фармакологии; трифоль.

ВАХТА

вахта ж. мор.watch стоять на вахте — keep* watch, be on watch

ВАХТА

ВАХТА

Вахта (Le quart, die Wache, the Watch) — команда (люди) на судах. Делится обыкновенно на две В. — первую и вторую; в исключительных случаях, при вполне опытной и знающей команде, бывает три В. Каждая В. делится на два отделения. Люди первой В. (1 и 3 отд.) получают нечетные номера и распределяются для авральных работ, приборки и т. п., на правой стороне корабля; вторая же В. (2 и 4 отд.) — на левой и имеет четные номера. Каждой В. заведует флотский офицер по старшинству, т. е. первой В. — старший после старшего офицера, второй — второй по старшинству; третьим же отделением — третий по старшинству и т. д. В каждой В. есть боцман или боцманмат (см. эти слова) или же квартирмейстер, который есть ближайший начальник людей своей В. или отделения. В. называется еще вообще дежурство на корабле, а также и промежуток времени, в продолжение которого В. или отделение стоит в дежурстве. Сутки у нас во флоте делятся на 5 В.: с полудня до полуночи на две В., с полуночи до полудня — на три; причем В. с 8 часов утра до спуска флага называются дневными, а остальные — ночными. В редких случаях сутки делятся на 6 В., тогда с полудня до полуночи — 3 вахты. В. с полуночи до 4-х час. утра у моряков называется «собакою», «собачкою». В. отправляется беспрерывно с подъема вымпела (начало плавания) и до спуска его (конец кампании). На якоре и под парами команда стоит В. по отделениям, под парусами же — повахтенно. Офицеры стоят обыкновенно на 4 вахты (т. е. четвертую, или одну вахту из четырех). Когда офицеров мало, то разрешается их ставить на три В.; на две же никогда. Сигнальщики, рулевые, боцмана (иногда) ставятся по возможности на одну из трех В., по причине их трудных обязанностей, что дает им возможность б. отдохнуть, так как, отстояв на В., им приходится вступить не ранее как через 8 час. Сменившиеся с В. называется подвахтенными и вызываются наверх в помощь вахтенным; когда же помощь их больше не нужна, то командуется: «подвахтенные вниз». На В. вызывают свистком (почему говорится: «свистать на В.») и командой: «Такая-то В. или такое-то отделение на В.» Старшие из офицеров назначаются вахтенными начальниками, а остальные к ним в В., причем наблюдается, чтобы всегда младшие из вахтенных офицеров состояли под командой старшего из вахтенных начальников. В. начальник, стоя на вахте, отвечает во все это время за безопасность корабля, за содержание его в постоянной исправности, за соблюдение порядка корабельной службы и за исполнение всех приказаний командира и старшего офицера. Для этого ему подчинен караул и находящиеся на В. офицеры и нижние чины. Отличительным знаком В. начальника служит рупор. Большею частью В. начальники у нас во флоте лейтенанты. В. начальнику не разрешается садиться, курить, входить с кем-либо в разговоры, не касающиеся его служебных обязанностей и спускаться с верхней палубы, не сдав В. другому В. начальнику. Во время аврала на В. вступает старший офицер. Если в В. есть флотские офицеры, то старший после В. начальника (которого место на мостике) стоит на баке, следующий на шканцах, а третий на юте. В. начальник руководствуется морским уставом, уставом внутренней службы на судах и вообще всеми морскими постановлениями. Команду В. начальник передает нижним чинам вахтенный унтер-офицер свистком и голосом. В. начальник требует, чтобы при исполнении его команд, кроме ответа «есть», никаких посторонних команд и разговоров не было. Старшего вахтенного унтер-офицера зовут «вахтенный». На ходу В. начальник следит за курсом, и без его ведома никто (кроме командира и старшего офицера) не имеет права изменить его, он также отдает приказания в машину. В. начальник следит за правильным ведением вахтенного журнала и подписывает его тотчас по смене с В. В машине, если на корабле не менее трех механиков, они стоят вахту. Машинная команда стоит на две или на три В. Говорится «вступить на В.», «стоять В.», «сдать В.», «поверить В.», «развести В.» и т. п. (см. Свод мор. пост., кн. X, изд. 1886 г., Уст. внутр. службы на судах, изд. 1890 г.).

ВАХТА

ВА́ХТА¹, и, ж.1. мор. Основний вид чергування на кораблях і суднах для забезпечення їхньої боєготовності (у військово-морському флоті) і безпеки плаван. смотреть

Источник

ВАХТЕ О ВАХТЕ

вахта на корабле что это такое. Смотреть фото вахта на корабле что это такое. Смотреть картинку вахта на корабле что это такое. Картинка про вахта на корабле что это такое. Фото вахта на корабле что это такое

Это слово произошло, как уже говорилось, от немецкого Wacht — караул, стража. Вахта — это еще и особый вид дежурства на кораблях военно-морского и коммерческого флота, которое несется постоянно при нахождении корабля в море на ходу и при стоянке на якоре или у стенки (причала, пирса) на швартовах.

На ходу нормальная продолжительность вахты — четыре часа, но в зависимости от обстановки (например, высокие или очень низкие температуры) продолжительность вахты решением командира корабля может быть сокращена.

Смена, несущая вахту, называется вахтенной, а сменившаяся — подвахтенной.

При стоянке корабля на якоре (швартовах) личный состав назначается на суточную вахту и несет ее в три смены.

До конца XVII в. матросские сутки были разделены на восьмичасовые смены, что крайне утомляло и осложняло жизнь экипажа. Считается, что первым этот порядок изменил английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил всю команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты. По расписанию первая вахта имела нечетные номера и работала во время аврала на правом борту судна, вторая вахта — на левом. При необходимости выполнять какой-либо сложный маневр, связанный, например, с уборкой или постановкой парусов, на палубу вызывалась подвахтенная смена.

Теперь становятся понятными команды, подаваемые в старые времена на парусных кораблях: «Первая (вторая) на вахту!», «Обе вахты на вахту!». Суточное время делилось так: четыре часа смены на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: «первая» (с 20.00 до 24.00), «средняя» (с 00.00 до 04.00), «утренняя» (с 04.00 до 08.00). При таком распорядке получалось, что одна из смен ночью работала на палубе восемь часов, а вторая — только четыре. Однако и днем после дежурства матросы первой вахты не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми. Это было весьма утомительно, и, чтобы как-то повысить работоспособность и дать отдых личному составу, придумали делить сутки не на шесть частей, а на семь. Для этого вахту с 16.00 до 20.00 разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каждую ночь часы смены сдвигались, и матросы не находились в одно и то же время на палубе. Англичане называли двухчасовые полувахты «вахтой с обрезанным хвостом».

Со временем в других флотах стали вводить английский порядок несения дежурства, а полувахты стали называть «хитрой вахтой». Однако система с полувахтами прижилась не везде: как говорится, «на каждом флоте свои порядки в почете». Так, у русских моряков дневная вахта длилась с 12.00 до 18.00, то есть шесть часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20.00, и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным английским вахтам. Однако со временем, учитывая опыт Северной войны, необходимость повышения бдительности при длительном пребывании кораблей в море и неотлучное нахождение личного состава на боевых постах, в Российском флоте вахту стали нести в три смены. Уже в Морском уставе Петра I, изданном в 1720 г., «главнейшим делом» командиров кораблей определялось расписать «всю команду на три равные части по вахтам, а вахты по парусам, орудиям и т. п.». В плаваниях нормальной продолжительностью дежурств считались четыре часа, но в зависимости от обстановки, климатических условий решением командира она могла меняться от двух до пяти часов.

За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы разных стран придумали свои названия. Кроме тех, которые уже были упомянуты, существовали и другие. Многие из них забыты, но есть и такие, которые бытуют и по сей день.

При трехсменной вахте первая стояла днем с 08.00 до 12.00 и ночью с 20.00 до 24.00. Так как почти вся она проходила во время бодрствования, ее считали легкой и доверяли выполнение обязанностей молодым малоопытным морякам под контролем бывалых офицеров и старшин. Отсюда у наших моряков появилось название «детская вахта».

Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией именовали «послеобеденное стоячее лежание». Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишились «адмиральского часа» — этого узаконенного еще Петром I обеденного перерыва, начинавшегося с раздачи водки (звучала команда «Свистать к вину и на обед») и заканчивавшегося послеобеденным часовым сном. Со временем водку давать перестали, но «адмиральский час» строго соблюдается и в наши дни. «Ночная вахта с 12 ночи до 4 утра считается самой скучной и несносной, потому что все судно после дневных трудов вкушает самый сладкий сон, а вахтенные принуждены проводить это время без сна, может быть, под дождем, подвергаясь то сильному холоду на севере, то удушливому зною в тропиках», — так писал офицер Максимов, участник кругосветного плавания на клипере «Стрелок». Это время дежурства англичане называли «вахтой склеивающихся глаз», а также «длинной» (она кажется длиннее других) или «кладбищенской» (тишина! страшно! опасно!). Немецкие, шведские, голландские матросы именовали ее «плоскостопой» (не присядешь, иначе заснешь). И почти во всех флотах мира и по сей день эта вахта называется «собачьей вахтой» (Dog wacht), или просто «собакой». Само название красноречиво говорит, что это за смена.

Название следующей вахты, с 04.00 до 08.00, имеет более благозвучное звучание — «Диана». Так в честь богини Луны из римской мифологии назвали ее итальянские моряки. Вторая половина этой вахты, с 16.00 до 20.00, когда-то называлась «английской собакой», но с введением трехсменной вахты она стала любимой и удобной для моряков. Отстоял матрос утреннюю половину, а впереди почти целый день свободный — можно успеть и отдохнуть, и личными делами заняться. Может быть, потому она и называется «королевской», или — проще — «хорошей вахтой». Кроме этих названий, на флотах бытовали и другие. Так, вахту, назначаемую в туман, для усиления бдительности называли «туманной». Сон шутники прозвали «конечной» вахтой. Названия или прозвища вахт появляются и исчезают в зависимости от условий работы и быта моряков. Может быть, когда-нибудь исчезнут и сами вахты, все дежурство будут нести электронные роботы. Но будем надеяться, что память о них останется на страницах истории мореплавания.

Читайте также

Глава третья. ПРИЗРАКИ НА ВАХТЕ

Глава третья. ПРИЗРАКИ НА ВАХТЕ Море никогда не меняется, и его дела, несмотря на людскую болтовню, окутаны тайной. Джозеф Конрад Кто из нас, живущих ныне, не читал душераздирающих рассказов о привидениях и призраках? Ими буквально кишат старинные замки и заброшенные дома,

Глава первая Призраки на вахте

Глава первая Призраки на вахте Мы так далеки от того, чтобы знать все силы природы и различные способы их действия, что было бы недостойно философа отрицать явления только потому, что они необъяснимы при современном состоянии наших знаний. Мы только обязаны исследовать

Матрос М. Синцов. На вахте

Матрос М. Синцов. На вахте Дни в работе идут незаметно-это, пожалуй, общее правило для всех. Так было и у нас на льду, в палатках, после гибели судна. Скучать не приходилось. О самоспасении нечего было и говорить, а для того чтобы нас спасли, нужно было приложить и нам много

На «трудовой вахте»

На «трудовой вахте» Экономическая система КНДР во многом представляет собой кальку экономики сталинского СССР и носит планово-командный характер. Ее особенностями являются изолированность от мировых хозяйственных связей (хотя торговые отношения поддерживаются более

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *