ваххабизм это кратко что такое

Ваххабизм

Религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке

Среди обычаев, которые Ибн Абд аль-Ваххаб подвергал критике, были: культ святых и поклонение их могилам (в том числе пророка Мухаммада), курение табака, употребление кофе, гашиша, ношение шелковой одежды, музыка, пение, четки и т.д. Частично эти призывы ваххабитов отражали реакцию крестьянского и бедуинского населения Хиджаза на роскошь как атрибут жизни османских правителей и чиновников.

Для обоснования возможности насилия над всеми, кто не подчиняется воле Аллаха, ваххабитами используется известная концепция, согласно которой мусульманин обязан побуждать всех следовать тому, что предписано шариатом, и предотвращать совершение запрещаемого им. Этот принцип закреплен в сурах Корана, одна из которых гласит: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (Коран. Сура 3. Аят 104).

Ваххабизм стал официальной идеологией государства Ибн Сауда (умер в 1765), созданного в Неджде. В 1803, напав на Кербелу (Ирак), ваххабиты подвергли разграблению святыни шиизма, а население – репрессиям. Позднее, в 1806 г., они захватили Мекку и Медину, где также опустошили местные мечети и мавзолеи, уничтожив хранившиеся здесь реликвии и ценности, а также осквернили могилу пророка.

На Северном Кавказе рост числа приверженцев ваххабизма наблюдался в конце 1980 – начале 1990-х годов, особенно в Дагестане и Чечне. На начальной стадии распространения ваххабизма на Северном Кавказе преобладала общая просветительская и благотворительная деятельность. В конце 1990-х гг. ваххабитами-радикалами создавались религиозно-политические структуры и вооруженные формирования.

19 сентября 1999 года в Дагестане был принят Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», запретивший пропаганду идеологии и практику ваххабизма в республике. Аналогичные законы в настоящее время приняты в Ингушетии и Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечне. Однако ни в одном из этих законодательных актов не содержится конкретного упоминания признаков ваххабизма.

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Ваххабизм

ваххабизм это кратко что такое. Смотреть фото ваххабизм это кратко что такое. Смотреть картинку ваххабизм это кратко что такое. Картинка про ваххабизм это кратко что такое. Фото ваххабизм это кратко что такое

ваххабизм это кратко что такое. Смотреть фото ваххабизм это кратко что такое. Смотреть картинку ваххабизм это кратко что такое. Картинка про ваххабизм это кратко что такое. Фото ваххабизм это кратко что такое

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей. [2] Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции. [3]

Движение было принято принцем Абдель Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932—1953). В результате чего ваххабизм стал господствующей исламской доктриной в данной стране. Сейчас называют себя «Саляфами», хотя сами имеют убеждения секты учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими.

Содержание

Терминология

Школа получила название от имени основателя — Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаб ибн Сулейман аль-Мушраф ат-Тамими (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي).

Сами представители данного течения отрицают зачастую данное именование, указывая, что являются салафитами, они не считают своё движение политическим, а только религиозным. [4]

История ваххабитского движения

Аравия накануне возникновения учения

Историк Алексей Михайлович Васильев считает что вопрос о возникновении ваххабизма следует искать в изучении аравийского общества. [5] Важным было замедленное развитие, что было обусловлено узостью производственной базы, неблагоприятные условия для ведения сельскохозяйственных работ: с одной стороны такие явления как засуха, с другой проливные дожди, когда мощные сели уносили верхний слой вместе с посевами. [6]

Также следует упомянуть отсутствие централизации ирригационного хозяйства, ввиду отсутствия общего земледелия (разобщённость оазисов).

Кочевое и полукочевое скотоводство в Аравии

Поскольку ваххабитское движение получило огромное развитие среди бедуинов, то рассмотрение их исторического развития является одним из наиболее важных. Так С. А. Токарев писал [7] :

Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей.

А. М. Васильев указывает на два типа людей ведущих кочевое и полукочевое хозяйство:

Социальное расслоение арабов Аравийского полуострова

По свидетельствам источников 18 в. наиболее низкими показателями по благосостоянию были у кочевников, впрочем, положение оседлых земледельцев было не многим лучше. [9] Распространённым явлением стал захват частью знати водных и других источников, распространилось ростовщичество и налоговый гнёт. Несмотря на то, что ряд исследователей считали аравийское общество феодальным, во-многом, это положение вызывает сомнения. [10]

Прибавочный продукт

Таким образом, к XVIII веку на территории Аравийского полуострова не сложилось единого экономического пространства. Резко встал вопрос с одной стороны о разрешении данной ситуации, с другой — Аравия предоставилась сама себе, так как фактически Османская империя и Португалия не решали уже вопросы данного региона.

Обострение социально-политических вопросов. Междоусобицы

Из-за невозможности создания единого централизованного государства, уже во времена заката могущества Османской империи (конец XVII в.), на Аравийском полуострове всю большую роль начинают играть шерифы — клановые правители той или иной местности, фактически номинально зависящих от турецкой власти (только в Мекке было несколько шерифских семей, которые соперничали за власть над городом). [13] Противостояние между рядом регионов Центральной Аравии обострились. В результате выделяются следующие города, ставшие центрами претендующими на господство на полуострове Аяйна, Эд-Диръия, Эр-Рияд. Ситуация стабилизировалась лишь в период правления эмира Сауда ибн Мухаммада, но снова обострилась после его смерти.

К концу XVII, началу XVIII вв. фактически центральная часть Аравийского полуострова оказалась раздробленной, с непрекращающимися кровопролитными междоусобными войнами. Идеей соединения государства становится с одной стороны уменьшение поборов, власти шерифов и эмиров, а также защита от кочевников; с другой — мощная идеологическая основа, способная сплотить разрозненное общество. Им и становится ваххабизм. [14]

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб. Становление учения ваххабизма

На момент возникновения ваххабитского движения на территории Аравии было множество мусульманских школ и течений, а также иудеи и христиане. На северо-восточных и восточных землях был распространён шиизм. Но одним из основных направлений (особенно в Хиджазе) была ханбалитская школа. Как отмечают многие исследователи, среди бедуинов ислам был не особо распространен. Швейцарский путешественник Буркхардт И. Л. писал также, что в пяти часах от Мекки есть могилы святых:

At five hours from Mekka, we passed a ruined building called El Meymounye, with the tomb of a saint, the dome of which was demolished by the Wahabys. Near it is a well of sweet water, and a small birket, or reservoir, built of stone: a little building annexed to the tomb serves as a sort of khan for travellers. For the first six hours from Mekka our road lay N.W., when we turned a steep hill, which caravans cannot cross, and proceeded N.N.W. to Wady Fatme, which we reached at the end of eight hours from Mekka, just at the first appearance of dawn.

Основные догматы

Ваххабиты считают запретным паломничество к могилам святых, которое они рассматривают как поклонение мертвым; совершение неверного, с их точки зрения, тавассуля; считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада.

Однако, сами ваххабиты заявляют о неверном толковании своего учения и оспаривают заявления о своей нетерпимости и призывах к убийству любого «неверного и лицемера», приводя в качестве оправдания слова Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаба из послания к Абд ар-Рахману ас-Сувейди:

«И ополчились против нас с воинством шайтана, распространяя клевету, которую человек мыслящий постыдился бы пересказывать, не говоря уже о том, чтобы измыслить (в том числе и то, о чем вы упоминали), будто бы я объявляю всех людей неверными, кроме тех, кто последовал за мной. И будто бы я утверждаю, что ваши бракосочетания — недействительны. Удивительно, как подобное могло прийти на ум человеку мыслящему? Чьи это слова — мусульманина или неверного? Человека здравомыслящего или безумца?». (Собрание сочинений Шейха, 36\5)

В послании шерифу Мекки, отвечая на его вопрос относительно объявления мусульман неверными, Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб писал: «Ложью и клеветой, посредством которой людей отвращают от религии Аллаха и Его Посланника, являются россказни о том, что мы будто бы огульно объявляем людей неверными и предлагаем переселяться к нам тех, кто доказал свою веру; что будто бы объявляем неверными того, кто сам никого еще не обвинил в неверии и кто никого не убил(!!), и так далее, и тому подобное». (Собрание сочинений Шейха, 11\3)

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства). По словам Ибн Абд Аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али, когда его покинули хариджиты. Несмотря на это, приверженцы ваххабизма несколько раз в истории участвовали в вооружённых конфликтах и поднимали восстания против других мусульман.

Очищение ислама

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бид’а), не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов.

ваххабизм это кратко что такое. Смотреть фото ваххабизм это кратко что такое. Смотреть картинку ваххабизм это кратко что такое. Картинка про ваххабизм это кратко что такое. Фото ваххабизм это кратко что такое

Критика ваххабизма в исламском мире

На протяжении всей истории своего существования ваххабизм подвергается серьёзной критике внутри исламского мира за присущие ему нетерпимость к чужим взглядам, излишнюю строгость нравов, негибкость и нетрадиционную трактовку некоторых положений вероубеждения.

Первыми противниками нового течения стали собственный отец и брат (сам исламский богослов и кади) Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, осудившие и не принявшие его учения.

Раскол в исламе

Борьба за очищение ислама и догмат отрицания почитания любых авторитетов, кроме Аллаха, вызывали в Центральной Аравии в XIX веке ваххабитские восстания, в ходе которых ваххабиты разгромили постройки над могилами ученых, которым якобы поклонялись суфии (сами могилы не были разрушены). Самые крупные ваххабитские восстания были в Медине и Мекке. Вскоре ваххабитские восстания в крупных городах были подавлены, лишь в маленьких поселках они продолжали своё существование.

ваххабизм это кратко что такое. Смотреть фото ваххабизм это кратко что такое. Смотреть картинку ваххабизм это кратко что такое. Картинка про ваххабизм это кратко что такое. Фото ваххабизм это кратко что такое

Ваххабизм в России

В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих активным неприятием «безбожного» общества, оппозицией к «официальному» мусульманскому духовенству и критическим отношением к «народному исламу». За ними прочно закрепилось наименование «ваххабитов», хотя они таковыми себя не считали и в отличие от «истинных» ваххабитов они не принадлежали к ханбалитскому мазхабу. В 1990-е годы Северный Кавказ стал тем регионом России, где конфронтация между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама стала наиболее острой. [21]

В Дагестане

В Чечне

В Татарстане

С начала 90-х в Татарстан медленно, но верно проникает идеология ваххабизма. Во многом это происходит из-за миграции с Северного Кавказа, но в первую очередь из-за поддержки из-за рубежа (Саудовской Аравии и Катара). Кульминацией противостояния с традиционным исламом в Татарстане стало убийство летом 2012 г. имама Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. Оба религиозных деятеля пытались ограничить распостранение чужеродной Татарстану идеологии. Валиулла Якупов посмертно награждён Орденом Мужества.

Источник

История возникновения и становления Ваххабизма

ваххабизм это кратко что такое. Смотреть фото ваххабизм это кратко что такое. Смотреть картинку ваххабизм это кратко что такое. Картинка про ваххабизм это кратко что такое. Фото ваххабизм это кратко что такое ваххабизм это кратко что такое. Смотреть фото ваххабизм это кратко что такое. Смотреть картинку ваххабизм это кратко что такое. Картинка про ваххабизм это кратко что такое. Фото ваххабизм это кратко что такое

ваххабизм это кратко что такое. Смотреть фото ваххабизм это кратко что такое. Смотреть картинку ваххабизм это кратко что такое. Картинка про ваххабизм это кратко что такое. Фото ваххабизм это кратко что такое ваххабизм это кратко что такое. Смотреть фото ваххабизм это кратко что такое. Смотреть картинку ваххабизм это кратко что такое. Картинка про ваххабизм это кратко что такое. Фото ваххабизм это кратко что такое

История возникновения и становления Ваххабизма

Аравийский полуостров, равный по площади четверти Европы, в древности, как и теперь, представлял в большей своей части волнистые пески, пересечённые руслами высохших рек. Большую часть страны покрывали сухие степи, переходившие во внутренних частях полуострова в песчаные и каменистые пустыни. Лишь местами, в немногочисленных оазисах около источников и колодцев было возможно земледелие. Более значительные пространства, пригодные для обработки, да и то при наличии искусственного орошения, имелись лишь на юго-западе полуострова, на территории современного Йемена. Географы III-II вв. до н. э. делили Аравию на Каменистую (северо-западная часть страны), Пустынную (большая часть полуострова) и Счастливую (земледельческие области на юго-западе). Эти части полуострова были различны не только по своей природе, но и по образу жизни населявших их жителей.

Именно Аравийский полуостров стал своеобразной колыбелью Ислама, именно здесь, в XVIII веке зародилось такое радикальное направление Ислама как Ваххабизм. Но его зарождению во многом способствовала религиозно-политическая ситуация в Аравии, о которой и пойдет речь далее.

§ 2. Религиозно-политическая ситуация в Аравии и мире в период возникновения Ваххабизма.

Необходимо подчеркнуть, что судьбы Египта и Аравии были неразрывно связаны задолго до того, как эти территории были включены в состав Османской империи на заре XVI столетия. Их историческая связь ярко прослеживается со времени возникновения арабо-мусульманской государственности, при омейядских и аббасидских халифах! Еще более рельефно эта связь проявилась после распада арабского халифата и выделения самостоятельных государственных образований в лице последовательно сменявших друг друга фатимидов[6], айюбидов[7] и мамлюков.

Отлаженный механизм взаимодействия Египта и Аравии был поколеблен анархией и бесчинством поздних мамлюков в Египте и поставлен на грань уничтожения с возникновением на территории Аравийского полуострова ваххабитского государства Саудидов.

Египетско-аравийский «симбиоз» был временно восстановлен в рамках оккупационного режима египетского правителя Махаммеда Али[8], который рассматривал захват Аравии как первый и определяющий шаг на пути основания собственной арабо-мусульманской империи. Сложившийся в субрегионе комплекс противоречий, затрагивавший интересы различных могущественных сил, привел к опустошительным египетско-ваххабитским войнам и резкому обострению противоречий в идейно-религиозной сфере. Противоборствующие стороны выступили под знаменами «исламского правоверия» и лозунгами реставрации «чистоты Ислама», представляя, тем не менее, взаимоисключающие идейные движения воинствующего Ваххабизма и суннитского»[9] традиционализма. Однако не столько доктринальные противоречия и идейное противостояние, сколько политика «сильной руки» и бескомпромиссной борьбы за гегемонию в исламском мире привели к тому, что общность судеб Египта и Аравии отошла в прошлое.

Впрочем, не только во взаимоотношениях с Египтом в XVIII веке у Аравии возникли такие напряженные отношения, но и для всего мусульманского мира конец XVIII и начало XIX века были эпохой самого большого упадка.

Османская империя, Персия, империя Великих Моголов, некогда могущественные государства, разлагаются и умирают под давлением России и сильных ко­лониальных стран Запада.

В период средневековья территория нынешней Саудовской Аравии входила в состав «Арабского» халифата, то есть другими словами в состав Османской империи, хотя к началу XVIII века влияние Османской империи на Аравийском полуострове было относительным. Вся территория была разбита на множество мелких княжеств (эмиратов), фактически находившихся вне сферы влияния наместников турецкого султана. Эти эмираты постоянно враждовали между собой, совершая грабительские набеги друг на друга.

Однако и сама Османская империя в этот период характеризуется прогрессирующим процессом разложения Османской империи, которое затронуло и мусульманское духовенство, бывшее одной из самых влиятельных групп населения империи. Коррупция мусульманских вероучителей, их жадность и несправедливость вызвали выступления против них населения.

С точки зрения иностранного присутствия в Аравии XVIII век тоже не был достаточно благоприятным для мусульманского мира. И хотя к середине XVII века португальцы были изгнаны из Омана, который они захватили в XVI в., но уже в конце XVIII века началась колониальная экспансия англичан и французов.

Кроме того, важно отметить политическую децентрализацию аравийских племен и отсутствие единой власти. При формальном подчинении Османской империи, под ее властью фактически находились лишь Мекка и Медина. Сами же арабы презирали турков за их заносчивость и изнеженность, что усиливало стремление выйти из-под их власти. Национализм всегда имел место среди арабов, в рассматриваемый же период он усиливался слабостью и прогрессирующим разложением Османской империи.[10]

Все эти события фактически предопределили появление такого экстремистского течения как Ваххабизм.

Английские колонизаторы использовали эту ситуацию в своих целях: именно они вооружили сторонников Ваххабизма для борьбы с центральной властью. Именно поэтому ваххабиты объявили кяфирским[11] те формы Ислама, которые поддерживались Стамбулом. Этот эпизод показателен: достижение узких групповых интересов с начала их существования не мешало им объявить неверными мусульман.

По сути, для ваххабитов приоритетом является достижение власти, а религия выступает лишь как метод на пути к цели. В этой связи можно привести много кровавых примеров из истории.

Одной из причин возникновения Ваххабизма является внешнее воздействие. Наличие единого, хоть и слабеющего, мусульманского государства не устраивало ведущие европейские колониальные державы. Своим основным методом они избрали провоцирование внутреннего раскола и инициацию перманентного внутри-мусульманского конфликта.

По мнению многих историков, целенаправленно в этом направлении работала Британская империя. В течение XVII века достаточно заметное количество молодых людей- европейцев христиан, под видом принявших Ислам неофитов, проникают в Турцию, Египет, Сирию, обучаются там в лучших мусульманских духовных учебных заведениях, становятся крупными специалистами «мусульманскими богословами», а, по сути, первыми штатными исламоведами британских спецслужб[12], опыт и знания которых могли помочь найти «слабое звено» в прочной цепи религиозного единства, которая обеспечивала мощь исламских государств. Именно эти знания помогли понять, что Ислам можно победить только изнутри.

В результате к началу XVIII века они находят эффективные пути для нанесения удара по разлагающейся Османской империи. Их методом был избран буквализм- следование букве хадисов и аятов Корана, а не их смыслу, что переворачивает с ног на голову все исламское богословие.

Таким образом, возникает это движение и становится известным под именем «Ваххабизм». И во главе этого учения встал Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, личность которого заслуживает пристального внимания.

§ 3. Личность основателя движения.

Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими родился в 1703 году в городе. Аяйна в семье богослова. Его отец Сулейман, мусульманский судья (кади), был первым учителем своего сына. Еще в детстве у мальчика появились признаки таланта и сообразительности. Он выучил наизусть Коран в неполные 10 лет. Он изучал у отца мусульманское право ханбалидского мазхаба, толкование Корана (тафсир) и хадисы (Сунна). С детства он погрузился в книги толкования Корана, хадисов и труды крупнейших мусульманских ученых.

Он много путешествовал по соседним странам, побывал несколько раз в Хиджазе и Басре, затем жил в Эль-Хасе. Во время своих долгих путешествий шейх увидел в Неджде и в других арабских городах ему всё казались ложные вероубеждения и порочные обычаи. Он пришел к убеждению, что народ далек от истинных законов религии и ее духа, что мусульмане изменили Исламу и исказили как основы религии, так и ее второстепенные положения, кроме лишь некоторых из них.

Уверившись в окончательном религиозно-нравственном падении современников, Ваххаб начинает обращаться с призывом вернуться к нормам истинного единобожия. Он проповедует знати и простым людям, но поначалу его везде встречают в штыки. Будучи в Басре, он обратился с призывом, но был изгнан и лишь чудом не погиб от жажды в пустыне. В Хураймале, где он стал судьей вместо умершего отца, его чуть не убили известные своим развратом жители оазиса, когда он захотел обратить их в истинную религию. Проповедник случайно спасся и вынужден был бежать в Аяйну.

Ваххабиты склонны наделять своего лидера и основателя свойствами талантливого ученого и искреннего мусульманина, терпящего за чистую веру несправедливые гонения. Однако, утверждение, мусульман о чуждых якобы Ваххабу политических целях, не заслуживают доверия. Возможно, так и было на каком-то самом начальном пути будущего завоевателя, но позднее появились и политические интересы. Ведь Ваххабизм, основанный Ваххабом был направлен и против официального «отуреченного» Ислама.

Антитурецкая направленность Ваххабизма имела конечной целью изгнание турок, освобождение и объединение арабских стран под знаменем «чистого» Ислама.

В преданиях исламского вероучителя содержатся некоторые положения, которые отражают в основном интересы знати и направлены против неимущего и социально незащищенного населения. Утверждает, что простой народ должен повиноваться власть имущим, в соответствии с первоначальным исламом. За мятеж, бунт против эмиров полагается жестокое наказание от Аллаха и в этой жизни, и после смерти[15].

В качестве обязательного требования Ваххабизм ввел уплату закята и возвел тем самым в несокрушимый религиозный принцип централизованные налоговые сборы с населения, в том числе кочевников.

Ваххабизм предлагал довольно тонкую систему маскировки своих социальных предпочтений, почерпнутую в более чем тысячелетних традициях ислама. Так, он требовал от эмиров, знати «справедливого» отношения к их подданным, т.е. выступал за упорядоченную дискриминацию по социальному признаку. Ваххабиты призывали проявлять заботу о рабах, слугах, наемных рабочих. Они льстили чувствам неимущих, прославляя бедность, осуждая алчность, утверждая, что бедному легче попасть в рай. В своей практике ваххабиты преследовали ростовщичество.

Объединительными мотивами, заложенными в проповеди Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, воспользовались феодальные правители небольшого княжества Диръия, расположенного на территории Неджда. В середине XVIII в. эмир Мухаммед ибн Сауд и его сын Абд аль-Азиз в 1744 г. вступили в союз с Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом. С тех пор более полувека они вели упорную борьбу за объединение земель Аравии под знаменем Ваххабизма. Они подчинили себе один за другим области Неджда и бедуинские племена.

§ 4. Отношение к новому движению внутри Ислама.

Ваххабитское движение упрекали в ограниченности мысли и чрезмерном фанатизме, которые пугали не только «ортодоксальных» и набожных мусульман, но и приверженцев Ислама с широкими и открытыми «прогрессу» взглядами.

Изначально, для любого времени, для любого места, с точки зрения мусульманской идеологии Коран не требует ни изменений, ни дополнений, так как дано человеку Всевышним. То же самое, что и в Православии, где нет таких понятий, как, скажем, Евангелие от такого-то века до такого, а есть единое для всех веков, всех времен и всех народов «Священное Писание», не теряющее ни истины своей, ни актуальности, Писание, данное нам Господом в воспоминание о Его земных страданиях и в напоминание о тех законах, которые установил Господь на земле.

Однако не только богословские и религиозные убеждения дали жизнь такому активному внутреннему сопротивлению Ислама Ваххабизму. Нет. Дело ещё и в истории развития Ваххабизма на территории Аравийского полуострова, а так же за его пределами. А история эта хоть и не продолжительна, однако ознаменована рядом крупнейших событий и явлений, оказавших значительное влияние на развитие мирового ислама.

§ 5. Эволюция (история) Ваххабизма в период с XVIII по XXI вв.

Проходили годы и века. Ваххабизм находил всё большее число последователей и сторонников и постепенно выходил за пределы Аравийского полуострова.

Затем ваххабиты начали активную миссионерскую деятельность среди племен, населявших территории вокруг Мекки и Медины. В эти города отправлялись эмиссары Ваххабизма, с тем, чтобы любой ценой добиться поддержки мусульманских авторитетных ученых, что было необходимо для осуществления ими своих политических планов.

Исторически Мекка и Медина теснейшим образом связаны с деяниями и именем Пророка Махаммеда. Распространение влияния среди населения Мекки и Медины давала ваххабитам прежде всего идеологическую поддержку во всем мусульманском мире. Реакцией мусульманского общества на деятельность ваххабитов в Мекке и Медине явилось судебное определение, в котором было сказано, что людей, разделяющих взгляды ваххабитов, как и их самих, следует считать вероотступниками, а находящиеся в городе ваххабитские эмиссары должны быть взяты под стражу[18].

Всем выходцам из области Ад-Дария, правители которой поддерживали идеологов Ваххабизма, было запрещено совершать хадж (паломничество к святыням Ислама) и въезжать в Мекку. Одной из причин запрета ваххабитам совершать хадж стали их попытки использовать паломничество в миссионерских целях.

В результате в 1785 году ваххабиты напали на племена, находившиеся под юрисдикцией Мекки. Ваххабиты осадили город Ат-Тоиф, а затем, войдя в него, вырезали почти все его население. Город лежал в руинах, был полностью разграблен, религиозные книги сожжены.

Вхождение же в Мекку ваххабиты откладывали несколько раз из-за большого скопления в нем паломников, которые без сомнения оказали бы им достойное сопротивление.

По окончании времени хаджа ваххабиты все же вошли в Мекку, взяв ее без боя. Правитель Мекки шариф Голиб ибн Мусаида хотел любой ценой избежать кровопролития в священном городе мусульман и впустил последователей ибн Абд-уль-Ваххаба в Мекку. Незадолго до захвата города ваххабитами он даже заключил с ними соглашение о ненападении, которое было подписано 8 мухаррама (январь) 1789 года.

В 1800 году ваххабиты блокировали Мекку и перекрыли все подступы к городу. Блокада стала жестоким испытанием для мекканцев. В городе свирепствовал голод. Глядя на страдания мекканцев, шариф Голиб принял решение заключить с ваххабитами договор о мире. В том же году они сумели захватить Медину. Первым их деянием стало разграбление святой комнаты, где находилась могила Пророка Махаммеда. Власть ваххабитов над священными городами продолжалась семь лет.

За это время они разграбили все украшения Каабы и накрыли ее черной мешковиной, разрушили купола над могилами. Они запрещали повторять хвалу Пророку (салаваты) после азана (призыва на молитву), считая это отступлением от Ислама. Ибн Абд-уль-Ваххаб лично отдал приказ казнить муэдзина, прочитавшего хвалу Пророку.

Ваххабиты срубили дерево, под которым первые сподвижники давали клятву Пророку Махаммеду и разрушили могилу его жены Хадиджы под предлогом того, что мусульмане поклоняются этому. Они вводили новые, неслыханные в мусульманском мире традиции: бритье головы не только мужчинами, но и женщинами. Ибн Абд-уль-Ваххаб не смог найти ответами оставил женщин в покое.

Ваххабиты снимали для своих последователей многие запреты Ислама, в частности, возможность отношений мужчины и женщины только в рамках брака. Действуя в таком духе последователи новоявленного «обновителя» Ислама не могли не вызвать протест со стороны жителей оккупированных городов.

Анализируя историческую проблему и историческое значение Ваххабизма, необходимо обратить внимание на то, что это движение коренным образом противоречит Исламу, и именно с ним оно вступило в первую очередь в конфронтацию, а предложенная ваххабитами логика была решительно отвергнута мусульманами.

В этой связи ваххабиты, претендовавшие на ортодоксию, оказались, по сути, сектантами, противопоставившими себя всему мусульманскому миру.

Первое государство Саудидов было разгромлено объединенными силами египтян и турок. Второму Саудовскому государству, пришедшемуся на большую часть XIX в., многое пришлось начинать заново, но его политическим и религиоз­ным знаменем по-прежнему оставался Ваххабизм. Только в Первую мировую войну из-за развернувшегося между Турцией и Англией острого соперничества Недждский эмират, лавируя между враждующими сторонами, получил новые возможности для закрепления своих позиций под эгидой все того же Ваххабизма. Но ни прежних размеров территории, ни прежнего могущества эмират ваххабитов уже не достиг.

В 1920-х годах ваххабитами были захвачены Джебель-Шаммар, Хиджаз, Асир, удалось подавить ряд восстаний в крупных бедуинских племенах[21]. Феодально-племенная раздробленность была преодолена. Саудовская Аравия объявлена королевством.

Таким образом, Ваххабизм оставался идеологическим знаменем, пока он был полезен, и переставал быть таковым, когда оказывался неудобен. Но для широких слоев населения, в особенности бедноты, Ваххабизм оставался привлекательным толком фундаменталистского ислама[22], позволяющим им безнаказанно грабить и убивать для собственной наживы.

На протяжении XX века его приняла заметная часть мусульман от Марокко до Индонезии. Появился он и в России: в Средней Азии, в Поволжье, на Кавказе.

Ваххабизм является большим злом человечества, и одним из первых врагов России и Российского менталитета, а для успешной борьбы со злом, необходимо знать его «в лицо», иметь о нем правильное представление, не преуменьшать, но и не преувеличивать это зло. Именно поэтому далее мы рассмотрим особенности Ваххабизма как религиозного учения.

Глава 2. Ваххабизм как религиозное явление

§ 1. Единобожие, как основа учения.

Даже уже в этих самых началах, азах Ваххабизма мы видим его уничижающее отношение к личности человека, столь отличающееся от христианского взгляда на человека, которого Господь сотворил по образу и подобию Своему во всем, абсолютно во всем, наделив его, в том числе и даром творчества, в котором было отказано ваххабитам, а значит, что и в этом пункте мы уже их враги и враги их Аллаха.

Итак, какова же была доктрина Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба и на чем она основывалась?

§ 2. Доктринальные взгляды Ваххабизма.

10. Неверных (включая мусульман, не примкнувших к секте ваххабитов) можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.

11. Традиционное исповедание Ислама является куфром (неверием), суфиз! не является исламским учением и духовной практикой.

13. Запрет на ношение европейской одежды, введение некоторых лишь рекомендуемых в Исламе норм на уровне обязательных.

Следует оговориться, что со всеми, кто не разделял их убеждений, ваххабиты считали необходимым вести войну. Они утверждали, что кровь неверных дозволена к убийству. Это означает, что, тех, кто не разделяет убеждений ваххабитов, можно убивать и грабить. Более того, вполне поощряется.

Во имя этого принципа единобожия аль-Ваххаб и его последователи вели решительную борьбу не только с почитанием отдельными бедуинскими племенами священных рощ и камней и др., но и с некоторыми традициями, укоренившимися в исламе, например, с установлением надгробий над могилами и посещением кладбищ, а также с культом святых и даже с «чрезмерным» почитанием пророка Мухаммеда.

Подобная идеология рождала вполне определенную религиозную практику, по которой ещё до недавних терактов можно было легко отличить ваххабита от прочих мусульман. Например, все ваххабиты были бриты наголо и носили длинные нечесаные бороды и узкие подвернутые брюки. Однако после волны общественного возмущения, прокатившегося по всему миру, ваххабиты стали почти неотличимы от толпы мусульман. Но это не отменяет тех религиозных норм, которых они придерживаются внутри своей общины.

§ 3. Религиозная практика Ваххабизма.

Эти нормы сформировались на основании доктринальных взглядов идеологов Ваххабизма. Исходя из этих взглядов, ваххабиты порицали, в частности, музыку, пение и танцы.

Абд аль-Ваххаб запретил монашество (суфизм) и даже празднование дня рождения пророка Мухаммеда, ссылаясь на то, что такая церемония, во-первых, не предписана ни Аллахом, ни самим Мухаммедом, а во-вторых, ведет к обожествлению пророка.

Он отверг поклонение святым, отвергал паломничества к гробницам и чудеса, якобы совершавшиеся у них, требовал восстановления той простоты в жизни, одежде и пищи, какую проповедовал Мухаммед.

Основные обряды ислама, пятикратную молитву, хадж ваххабитизм сохраняет, требуя их строжайшего выполнения, но освобождает от тех мелочных формальностей, которыми их обставил позднейший ислам. Ваххабиты мало считаются с омовениями, с правилом снимать обувь в мечети, ссылаясь при этом на практику Мухаммеда.

Провозглашенная идея аль-Ваххаба о «братстве и равенстве» мусульман, независимо от сословного и общественного положения, по сути, означала лишь особый тип организации с внутренней дисциплиной, гораздо большей, чем в обычной мусульманской общине, ярко выраженным единоначалием, круговой порукой и так далее.

Такая модель делала ваххабитскую общину не просто религиозным обществом, а особой, подчас военизированной религиозно-политической организацией. Такой фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание вполне антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому, учение аль Ваххаба с самого начала стало идеологией военной экспансии.

Идеи аль Ваххаба нашли себе немало приверженцев как среди храбрых бедуинов и земледельцев, но в первую очередь среди элиты.

Провозглашая строгое единобожие, ваххабиты и их последователи квалифицируют «неверными» и «многобожниками» всех тех, кто, по их мнению, не является «единобожниками». В категорию «врагов ислама», по их мнению, входят:

§ 4. Социально-политические особенности учения Ваххабизма.

В книге салафитского автора Салеха бин Фаузана аль-Фаузана «Дружба и непричастность в исламе» все человечество разделено на три группы, различающиеся по степени следования основным положениям Ваххабизма. В первую попадают только члены «спасенной группы», ваххабиты, к которым единоверцы должны проявлять терпимость и доброжелательность. При этом решающим свидетельством единобожия того или иного человека является только абсолютное подчине­ние ваххабитской группировке и активная вражда по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит[27].

Ваххабизм как общественно-политическое течение в рамках современного исламского мира значительно эволюционировал. Возникнув в период политического объединения Аравии салафитский ислам в трактовке аль-Ваххаба, стал идеологией саудовского государства.

Жесткие требования соблюдения «чистоты ислама» в сочетании с повиновением эмиру способствовали сплочению аравийского общества в рамках единого государства. Однако, после образования королевства Саудовская Аравия, фанатизм ваххабитов, особенно их радикальной части (наиболее рельефно проявившийся в движении ихванов), стал препятствием на пути дальнейшего развития государства.

Сочетая меры привлечения умеренных сторонников Ваххабизма к управлению государством и репрессивные меры по отношению к радикалам, властям удалось в конечном итоге поставить ваххабитское движение под контроль.

Новое возрождение Ваххабизма происходит в период после окончания второй мировой войны, когда на волне кризиса колониальной системы исламский фундаментализм становится одной из ведущих идеологий в мусульманском мире. В рамках оформившихся в это время многочисленных негосударственных религиозно-политических организаций (НРПО) происходит оживление ваххабитских групп, которые начинают широко распространяться во многих странах мира.

Востребованной оказалась не только идеология раннего Ваххабизма, но и его организационные формы. Прежде всего, это опыт ихванского движения, представлявший собой своего рода федерацию автономных религиозных общин, спаянных жесткой дисциплиной и находящихся под контролем верховного правителя.

По мнению И.П. Добаева, сегодня речь идет о «неоваххабитской» доктрине, которая, базируясь на положениях раннего, первоначального Ваххабизма, за два с лишним века своего существования эволюционировала в сторону усиления радикализма.

Ещё одним важным социально-политическим фактором современного Ваххабизма является его распространение в конфликтных зонах современного мира.

Вместе с тем, особенности проявления Ваххабизма в различных районах мусульманского мира, с присущими им особенностями, накладывают свой отпечаток на политическое развитие многих современных государств.

Сейчас многие политики, рассуждая с экранов телевизоров, и успокаивая, толком не понятно кого, то ли нас, то ли самих себя, уверяют, что Ваххабизм как таковой не несет в себе никакого зла, ничем не угрожает миру и единственное, чего хочет мусульманский мир это, чтобы его оставили в покое и дали жить по своим законам, многие из которых не укладываются в сознание европейского человека. Мол «дайте жить нам, и мы не будем мешать вам. » Это самое большое заблуждение, которое только может существовать. Как известно ещё Гёте сказал, что самым большим достижением дьявола является то, что он убедил всех в том, что он не существует. Так же происходит и с Ваххабизмом. Можно смотреть на него сквозь пальцы, не возводя это явление в ранг проблемы. Но тогда мы можем оказаться незащищенными перед его неожиданным «миролюбивым» вторжением в нашу жизнь. А это вторжение обязательно произойдет. В доказательства истинного отношения ислама к прочим народам, от которых им, по их словам, нужен только покой, хотелось бы привести обращение к мусульманам всего мира постоянной комиссии по научным исследованиям и к мусульманам Королевства Саудовская Аравия, которое недавно было опубликовано на одном из мусульманских форумах Интернета. Мы приведем наиболее яркие цитаты этого послания, с полным текстом можно ознакомиться в приложении.

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала единому Аллаху, мир и благословение последнему Пророку Мухаммеду, его роду, сподвижникам и всем, кто следовал, и будет следовать его праведным путем вплоть до Судного дня…

Одним из основных исламских вероубеждений, без которого наша религия не представляется целостной и в котором единодушны все мусульмане, является вера в то, что на земле нет истинной религии, кроме Ислама…

К обязательным исламским воззрениям относится и вера в то, что всякий, кто не принимает мусульманства, будь то иудей, христианин или кто-либо иной, является неверным, считается врагом Аллаха и правоверных и окажется в числе обитателей ада. Тот, кто не считает иудеев или христиан неверными, сам является таковым в соответствии с шариатским правилом, которое гласит: «Тот, кто не считает неверного неверным, сам является неверным».

• Мусульманин не имеет права издавать Тору и Евангелие, а тем более их вместе со священным Кораном!! А всякий, кто поступает так, либо призывает к этому, впал в глубокое заблуждение, ибо такой шаг является неприемлемым объединением истины, заключенной на страницах Корана, с ложью и аннулированными стихами Торы и Евангелия.

• Мусульманин не имеет права соглашаться на строительство мечети, церкви и синагоги в одном комплексе, потому, что это является свидетельством признания иных религий, помимо Ислама, как разрешенных Аллахом, тогда как Ислам ниспослан для того, чтобы любое вероисповедание покорилось перед ним. Подобный проект является материальной поддержкой ложной идеи о правдивости и равенстве трех религий и опровергает воззрения о том, что ислам аннулировал все предыдущие вероисповедания. Поэтому, вне всякого сомнения, подобные взгляды или даже одобрение их являются неверием и заблуждением, ибо они однозначно противоречат текстам священного Корана и славной Сунны Пророка и единодушному мнению праведных мусульманских богословов и учат соглашаться с тем, что порочные убеждения иудеев и христиан были ниспосланы Аллахом. Господь наш превыше всего этого!

Что же касается встреч и бесед с ними ради того, чтобы заслужить их дружбу, помогая им достичь поставленной задачи и разрушая тем самым основы Ислама и веры, то все подобное неприемлемо и отвергается Аллахом, Его Посланником и правоверными. Всевышний сказал: «. остерегайся, дабы они и на малую толику не отвратили тебя от ниспосланного тебе Аллахом»[31].

Придя к такому заключению, Комиссия обязывает всех мусульман в целом и ученых богословов в частности бояться Аллаха и помнить о том, что Он видит все наши деяния, оберегать Ислам от искажения, а мусульманские вероубеждения от заблуждения и неверия и приверженцев этого, а также остерегать мусульман от пагубного призыва к единению религий и его сетей.

Вот каково настоящее лицо Ваххабизма, они получают награду от своего Аллаха за каждого обращенного или убитого неверного, и к этой награде, они будут стремиться пусть даже ценой собственной жизни.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *