вагонетка что это такое
Вагонетки – незаменимое шахтное оборудование
Вагонетки – открытые вагоны с небольшой вместимостью, которые предназначаются для транспортировки грузов и людей в подземных выработках, карьерах, на предприятиях цветной металлургии и при выполнении геологоразведочных работ. Могут приводиться в движение небольшими локомотивами, лошадьми и даже людьми.
Перемещаются вагонетки по узкоколейным путям на небольшие расстояния. К важным достоинствам вагонеток относится:
История вагонеток
Возникновение и развитие вагонеток неразрывно связаны с историей железных дорог. Еще в 17 в. для перевозки тяжелых грузов в карьерах и шахтах начали использовать деревянные бруски, зарытые в землю. Оказалось, нагрузить на телегу, которую везла по таким «рельсам» лошадь, можно было гораздо больше.
В 1680г. в рудниках Ньюкасла в Англии была проложена первая дорога с деревянными направляющими лежнями. Груженные углем вагонетки двигались по ней в порт, влекомые силой гравитации, а обратно в гору поднимались при помощи лошади.
С развитием рельсовых путей совершенствовалась и конструкция вагонеток. В 19 в. появились первые пассажирские откаточные вагоны открытого типа.
Именно вагонетка сегодня считается прародительницей всех современных видов подвижного состава – трамваев, пассажирских и грузовых вагонов, локомотивов.
Конструкция вагонеток
Главным требованием при разработке конструкций грузовых вагонеток является сохранение возможно меньших размеров при определенной вместимости кузова. Грузовые вагонетки могут иметь значительные отличия конструкции в зависимости от производимых работ и перевозимых грузов. Основными узлами вагонетки являются:
Для соединения рамы с колесной парой могу использоваться амортизаторы либо пружины. С целью снижения веса конструкции разработаны модели безрамных вагонеток.
Для изготовления кузова используется низколегированная сталь толщиной 5-6 мм либо 8-12 мм (для рудных вагонеток). Для защиты от коррозии применяют горячее цинкование или металлизацию цинком.
Основные разновидности вагонеток
Классификация вагонеток может осуществляться по нескольким признакам:
В каждой стране с горнодобывающей промышленностью среди вагонеток существуют свои «лидеры» по популярности. Так, в США и Швеции предпочитают модели с донной разгрузкой, а в Германии, Польше. Франции – с боковой.
Технические характеристики вагонеток
Как и всякое оборудование, вагонетки имеют важные характеристики, которые принимаются во внимание при их выборе. Предприятия и шахты, в планах которых стоит покупка вагонеток, в первую очередь анализируют следующие основные параметры:
Особенности эксплуатации вагонеток
Эксплуатация вагонеток на шахтах, рудниках и карьерах должна осуществляться в соответствии с ПБ и ПТЭ. Новые вагонетки, которые поступают на шахту в обязательном порядке, снабжаются инвентарным номером, который регистрируется в специальной книге.
Правила безопасности предусматривают обязательный ежедневный осмотр вагонеток дежурным слесарем, в ходе которого отдельные экземпляры направляются на срочный ремонт.
Текущий ремонт следует планировать каждые 12 месяцев. В его рамках проводятся такие работы как смазывание подшипниковых узлов, реставрация деформированных кузовов, ремонт сцепок, укрепление швов кузова сваркой, наварка заплаток на места пробоин.
Капитальный ремонт вагонеток – серьезное мероприятие, которое подразумевает замену колесных пар, буферных и сцепных устройств. При значительных деформациях кузова вагонетки списывают. По окончании ремонта вагонетка проходит строгое тестирование на предмет ходовых качеств.
Прежде чем купить вагонетку следует тщательно проанализировать предстоящие условия эксплуатации. Не ошибиться в выборе помогут квалифицированные специалисты Тульского завода горного машиностроения, где действует налаженное производство вагонеток, отвечающих стандартам ГОСТ Р 55727-2013.
Значение слова «вагонетка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вагонетки используются для перевозки грузов (а иногда и людей) на небольшие расстояния.
По назначению вагонетки подразделяют на грузовые, пассажирские и специальные. Грузовая вагонетка состоит из кузова, рамы, буферов и прицепных приспособлений. Различают следующие основные виды грузовых вагонеток:
с глухим неопрокидывающимся или опрокидывающимся кузовом;
с откидывающимся дном;
с откидывающимся бортом.
с плоским дном в виде платформы.
Наиболее распространены грузовые вагонетки с глухим неопрокидывающимся кузовом объёмом до 4,2 кубометров — для угля, и до 9,5 кубометров — для руды. В цветной металлургии и при геологоразведочных работах используют вагонетки объёмом 0,35—1 кубометров с глухим опрокидывающимся кузовом. Разгрузка такой вагонетки возможно в любом пункте трассы. Вагонетки с откидывающимся дном используют при шахтном строительстве и при реконструкции угольных предприятий, а также для транспортирования угля и породы по подземным выработкам (вагонетки объёмом 3,3—5,6 кубометров) и на промышленных площадках (вагонетки объёмом 1,5—2,5 кубометров). Вагонетки с откидывающимся бортом вместимостью 1,6; 2,5; 4,0
используют на действующих шахтах для транспортирования руды и породы по подземным выработкам. Пассажирские вагонетки используют для перевозки людей по горизонтальным или наклонным подземным горным выработкам. Специальные вагонетки используют в противопожарных подземных поездах, для перевозки вспомогательных материалов и оборудования, в том числе контейнерных грузов и др.
ВАГОНЕ’ТКА, и, ж. [фр. wagonnet] (спец.). Вагон небольшого размера, сверху открытый, употр. в разных производственных предприятиях для перевозки тяжестей по рельсам, преимущ. ручной тягой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вагоне́тка
1. небольшой открытый вагон или платформа для перевозки грузов по узкоколейным и подвесным дорогам ◆ Рабочие, находившиеся на самой верхушке печи, продолжали без отдыха забрасывать в нее руду и каменный уголь, которые то и дело подымались наверх в железных вагонетках. А. И. Куприн, «Молох», 1896 г. ◆ У выхода уголь нагружается в вагонетки и по рельсам доставляется в склады. А. П. Чехов, «Остров Сахалин», 1893—1895 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: смородина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вагонетка
Пассажирская вагонетка ВЛГ-18
Пассажирская вагонетка для наклонных выработок
В вагонетке для наклонных выработок
Рабочие инструменты шахтных вагонеток [ ]
грузовые шахтные вагонетки
Последняя одновременно является буфером.
пассажирские шахтные вагонетки
специальные шахтные вагонетки
Классификация вагонеток [ ]
В зависимости от конструкции различают вагонетки:
Вагонетки с глухим неопрокидным кузовом (тип ВГ) получили наибольшее распространение; вместимость до 4,2 м 3 (по углю) и до 9,5 м 3 (по руде). Первые используют для транспортирования угля, руды, породы по подземным выработкам и на промышленных площадках, вторые — для транспортирования руды по подземным выработкам. Достоинство вагонеток этого вида — простота конструкции. Основной недостаток — разгрузка специальными стационарными комплексами относительно низкой пропускной способности.
Вагонетки с глухим опрокидным кузовом вместимостью 0,35-1 м 3 (тип BO) применяют для транспортирования руды и породы по подземным выработкам и на промышленных площадках шахт (небольшой производственной мощности) цветной металлургии, а также при геололого-разведочных работах. Достоинство такой вагонетки — возможность разгрузки в любом пункте трассы. Основные недостатки — наличие ручных операций при разгрузке, большая собственная масса вагонетки, низкий коэффициент поперечной устойчивости.
Вагонетки с откидными днищами применяются при шахтном строительстве, реконструкции угольных предприятий. Вагонетки вместимостью 3,3 и 5,6 м 3 (тип ВД) используют для транспортирования угля и породы по подземным выработкам, а вместимостью 1,5 и 2,5 м 3 (тип ВДК) — также и на промышленных площадках. Достоинство вагонеток — обеспечение поточной схемы движения состава на разгрузочном пункте. Разгрузка независимо от ориентации вагонеток по отношению к разгрузочному пункту осуществляется при открывании днищ в процессе продвижения нерасцепляемого состава. Основной недостаток — относительная сложность конструкции.
Вагонетки с откидным бортом вместимостью 1,6, 2,5 и 4 м 3 (тип ВБ) используют в основном на действующих шахтах для транспортирования руды и породы по подземным выработкам. Достоинство — максимальная (по сравнению с вагонетками других типов) площадь разгрузочного отверстия, что исключает застревание крупнокускового материала при разгрузке. Основные недостатки — сложность конструкции, большой вес.
В США на предприятиях угольной промышленности применяют в основном грузовые вагонетки с донной разгрузкой, в Польше, Германии, Франции — с боковой, на рудниках Швеции, а также на угольных шахтах Чехии — с донной разгрузкой на поддерживающем рольганге. Создаются большегрузные грузовые вагонетки, способные противостоять динамическим нагрузкам, возникающим при движении на стыках рельс, а также при загрузке рудой и породой. Повышают жёсткость кузова вагонетки за счёт гофров и обвязок из специальных профилей. Вагонетки изготовляют из сталей, стойких к коррозийно-механическому износу. Оснащают вагонетки автосцепками и амортизацией подвеской полускатов.
Применение шахтных вагонеток [ ]
грузовые шахтные вагонетки
пассажирские шахтные вагонетки
специальные шахтные вагонетки
Вагонетка
Рабочие инструменты шахтных вагонеток [ править ]
грузовые шахтные вагонетки
Последняя одновременно является буфером.
пассажирские шахтные вагонетки
специальные шахтные вагонетки
Классификация вагонеток [ править ]
В зависимости от конструкции различают вагонетки:
Вагонетки с глухим неопрокидным кузовом (тип ВГ) получили наибольшее распространение; вместимость до 4,2 м 3 (по углю) и до 9,5 м 3 (по руде). Первые используют для транспортирования угля, руды, породы по подземным выработкам и на промышленных площадках, вторые — для транспортирования руды по подземным выработкам. Достоинство вагонеток этого вида — простота конструкции. Основной недостаток — разгрузка специальными стационарными комплексами относительно низкой пропускной способности.
Вагонетки с глухим опрокидным кузовом вместимостью 0,35-1 м 3 (тип BO) применяют для транспортирования руды и породы по подземным выработкам и на промышленных площадках шахт (небольшой производственной мощности) цветной металлургии, а также при геололого-разведочных работах. Достоинство такой вагонетки — возможность разгрузки в любом пункте трассы. Основные недостатки — наличие ручных операций при разгрузке, большая собственная масса вагонетки, низкий коэффициент поперечной устойчивости.
Вагонетки с откидными днищами применяются при шахтном строительстве, реконструкции угольных предприятий. Вагонетки вместимостью 3,3 и 5,6 м 3 (тип ВД) используют для транспортирования угля и породы по подземным выработкам, а вместимостью 1,5 и 2,5 м 3 (тип ВДК) — также и на промышленных площадках. Достоинство вагонеток — обеспечение поточной схемы движения состава на разгрузочном пункте. Разгрузка независимо от ориентации вагонеток по отношению к разгрузочному пункту осуществляется при открывании днищ в процессе продвижения нерасцепляемого состава. Основной недостаток — относительная сложность конструкции.
Вагонетки с откидным бортом вместимостью 1,6, 2,5 и 4 м 3 (тип ВБ) используют в основном на действующих шахтах для транспортирования руды и породы по подземным выработкам. Достоинство — максимальная (по сравнению с вагонетками других типов) площадь разгрузочного отверстия, что исключает застревание крупнокускового материала при разгрузке. Основные недостатки — сложность конструкции, большой вес.
В США на предприятиях угольной промышленности применяют в основном грузовые вагонетки с донной разгрузкой, в Польше, Германии, Франции — с боковой, на рудниках Швеции, а также на угольных шахтах Чехии — с донной разгрузкой на поддерживающем рольганге. Создаются большегрузные грузовые вагонетки, способные противостоять динамическим нагрузкам, возникающим при движении на стыках рельс, а также при загрузке рудой и породой. Повышают жёсткость кузова вагонетки за счёт гофров и обвязок из специальных профилей. Вагонетки изготовляют из сталей, стойких к коррозийно-механическому износу. Оснащают вагонетки автосцепками и амортизацией подвеской полускатов.
Применение шахтных вагонеток [ править ]
грузовые шахтные вагонетки
пассажирские шахтные вагонетки
Вагонетка
ВАГОНЕТКА шахтная (а. buggy mine car; н. Wagen, Kleinwagen, Lore; ф. berline, wagonnet; и. carreton, vagoneta) — откаточный сосуд, предназначенный для транспортирования грузов и людей по рельсовым путям. По своему назначению вагонетки подразделяются на грузовые, пассажирские и специальные.
Основные узлы грузовой вагонетки (рис.): кузов (глухой, с открывающимися днищами или бортом), рама (при рамных конструкциях), колёсная пара, буфер, сцепка (звеньевая, штыревая или автоматическая). Последняя одновременно является буфером. В зависимости от конструкции различают вагонетки: с глухим неопрокидным кузовом, с глухим опрокидным кузовом, с откидными днищами и с откидным бортом. Вагонетки с глухим неопрокидным кузовом (тип ВГ) получили наибольшее распространение; вместимость до 4,2 м 3 (по углю) и до 9,5 м 3 (по руде). Первые используют для транспортирования угля, руды, породы по подземным выработкам и на промышленных площадках, вторые — для транспортирования руды по подземным выработкам.
Достоинство вагонеток этого вида — простота конструкции. Основной недостаток — разгрузка специльными стационарными комплексами относительно низкой пропускной способности.
Вагонетки с глухим опрокидным кузовом вместимостью 0,35-1 м 3 (тип BO) применяют для транспортирования руды и породы по подземным выработкам и на промышленных площадках шахт (небольшой производственной мощности) цветной металлургии, а также при геолологоразведочных работах. Достоинство такой вагонетки — возможность разгрузки в любом пункте трассы. Основные недостатки — наличие ручных операций при разгрузке, большая собственная масса вагонетки, низкий коэффициент поперечной устойчивости. Вагонетки с откидными днищами применяются при шахтном строительстве, реконструкции угольных предприятий. Вагонетки вместимостью 3,3 и 5,6 м 3 (тип ВД) используют для транспортирования угля и породы по подземным выработкам, а вместимостью 1,5 и 2,5 м 3 (тип ВДК) — также и на промышленных площадках.
Реклама
Достоинство вагонеток — обеспечение поточной схемы движения состава на разгрузочном пункте. Разгрузка независимо от ориентации вагонеток по отношению к разгрузочному пункту осуществляется при открывании днищ в процессе продвижения нерасцепляемого состава. Основной недостаток — относительная сложность конструкции. Вагонетки с откидным бортом вместимостью 1,6, 2,5 и 4 м 3 (тип ВБ) используют в основном на действующих шахтах для транспортирования руды и породы по подземным выработкам. Достоинство — максимальная (по сравнению с вагонетками других типов) площадь разгрузочного отверстия, что исключает застревание крупнокускового материала при разгрузке. Основные недостатки — сложность конструкции, большой вес. В США на предприятиях угольной промышленности применяют в основном грузовые вагонетки с донной разгрузкой, в ПНР, ФРГ, Франции — с боковой, на рудниках Швеции, а также на угольных шахтах ЧССР — с донной разгрузкой на поддерживающем рольганге. Создаются большегрузные грузовые вагонетки, способные противостоять динамическим нагрузкам, возникающим при движении на стыках рельс, а также при загрузке рудой и породой. Повышают жёсткость кузова вагонетки за счёт гофров и обвязок из специальных профилей. Вагонетки изготовляют из сталей, стойких к коррозийно-механическому износу. Оснащают вагонетки автосцепками и амортизацией подвеской полускатов.
Пассажирские вагонетки применяют для перевозки людей по горизонтальным наклонным подземным горным выработкам. Основные узлы вагонеток, предназначенных для горизонтальных выработок, — кузов с ходовыми проёмами, оборудованными дверями, подрессорная ходовая часть, рама с буферно-сцепным устройством, сигнальное устройство, обеспечивающее подачу сигнала машинисту локомотива с любого сиденья каждой вагонетки. В наклонных выработках вагонетки применяются самостоятельно и в составах, состоящих из головной и одной или нескольких прицепных вагонеток.
Головные вагонетки оборудуются устройством для соединения с тяговым канатом, прицепные — двумя промежуточными сцепками. Основные параметры вагонеток, эксплуатируемых в горизонтальных выработках, — число посадочных мест, удельная площадь на одного пассажира, габаритные размеры, в наклонных выработках — также угол наклона пути, скорость движения (регламентируется правилами безопасности), тяговое усилие и радиус закругления пути (в профиле и плане). Основные направления совершенствования пассажирских вагонеток — улучшение условий перевозок (повышение коэффициента комфорта до 0,35-0,37); оборудование ходовых проёмов раздвижными дверями; применение (в вагонетках горизонтальных выработок) равномерно распределительной пневматической тормозной системы, управляемой машинистом локомотива.
Специальные вагонетки используют в противопожарных поездах, для перевозки взрывчатых веществ, вспомогательных материалов и оборудования, в том числе платформы (на базе ходовой части вагонетки), контейнерованного и пакетированного грузов и др.