ваганты кто это такие
Песню «Из вагантов» из легендарного альбома Давида Тухманова «По волне моей памяти» многие знают под «народным» названием: «Песенка студента». И это неудивительно: даже сам Тухманов, когда впервые увидел название «Из вагантов» не знал, кто это такие. В одном из интервью он вспоминал, как однажды увидел на книжной полке томик с заглавием «Из вагантов» и заинтересовался содержимым…
Но вернемся к истории. В томике обнаружилась песня вагантов Hospita in Gallia из сборника Carmina Burana в вольном переводе Льва Гинзбурга. Стихотворение – перевод называлось «Прощание со Швабией».
Оно было длиннее, но ту часть, в которой главный герой молится Богу за своих товарищей, Тухманов исключил, так как времена были сами знаете, какие, и тема религии в СССР не поощрялась.
Зато тема прощания студента с родными местами осталась. Кстати, когда Тухманов разыскал оригинал произведения, он был удивлен: перевод оказался весьма вольным и совсем не таким задорным.
Например, опасения юноши, который отправлялся учиться в Париж, были вполне обоснованы.
Курс обучения на богословском факультете Парижского университета в те времена длился десять лет, а в диспуте на выпускном экзамене студенту предстояло противостоять двадцати диспутантам, которые сменялись каждые полчаса.
Все это время студент не отдыхал, не ел и не пил.. То еще испытание!))
Но, с другой стороны, из оригинальных «Вагантов» не получилась бы такая веселая и задорная песня!
Как вы знаете, на пластинке «По волне моей памяти» поет несколько вокалистов. «Песенка студента» досталась Игорю Иванову, с которым Давид Тухманов познакомился в 1975 году.
Именно Игорь исполнял «Песню про сапожника» для небольшой пластинки Тухманова.
Позже Игорь Иванов вспоминал, как композитор пригласил его к себе домой для записи «Из вагантов».
Альбом был окутан тайной. Никто не знал, кто и что будет петь, и как это всё будет выглядеть в итоге.
Когда альбом вышел Давид Тухманов подарил Игорю пластинку. Песня «Из вагантов» оказалась самой яркой и хитовой.
Позже ее, конечно, перепевали, и, думаю, не раз. Самый известный кавер был записан спустя много лет Максимом Леонидовым.
Ваганты — средневековые бродячие поэты, интеллектуалы и развратники
До Шекспира, Гете и Шелли жили ваганты — средневековые поэты, вышедшие из стен церкви и воспевавшие вино и распутство. Эти образованные мужи, учившие Священное Писание, любили бродяжничать больше, чем сидеть в келье, предпочитали хмель книгам, а женщин находили куда привлекательнее скучных псалмов. Их ненавидела церковь, им угрожали рыцари, а они знай да распевай свои похабные песни назло всем врагам. Их памфлеты полны житейской мудрости, которая не растеряла проницательной иронии и по сей день. Мы расскажем о священнослужителях, ставших лучшими менестрелями в Темные века.
Ваганты — не просто бродяги и пьяницы.
Они — бродяги и пьяницы с высшим образованием
Религиозное мировоззрение преобладало в то время, но вопреки, а может, и благодаря ему, в Европе зародились первые университеты. В Болонью и Париж, где они были основаны, съезжались молодые люди, желавшие изучать науку. Кроме теологии, юриспруденции и медицины, выбор был небольшой, а те, кто останавливался на предложенных вариантах, обязательно учили латынь, которая позже стала международным языком всех студентов. Над ней же корпели и монахи, писавшие первые стихи вагантов. Отсюда начальные строки «Ордена»:
«Эй, — раздался светлый зов —
Началось веселье!
Поп, забудь про часослов!
Прочь, монах, из кельи!»
Сам профессор, как школяр,
Выбежал из класса,
Ощутив священный жар
Сладостного часа.
Будет ныне учрежден
Наш союз вагантов
Для людей любых племен,
Званий и талантов.
Все — храбрец ты или трус,
олух или гений —
принимаются в союз
без ограничений.
Клирики быстро смекнули, что в беспрестанном просиживании за столом нет ничего интересного, и сменили унылую тишину храмов на задорный гомон харчевни. Так в своей «Исповеди» известный вагант под псевдонимом «Архипиита» описывает свою молодость:
Что б сидеть мне взаперти?
Что б заняться делом?
Нет! К трактирщикам бегу
Или к виноделам.
Сидя в кресле, на заду
Натирать мозоли?!
О, избавь меня, господь,
От подобной роли!
О том, кем был Архиипита мы знаем исключительно из его стихов, но вот о другом поэте XII века, Вальтере Шатильонском, известно чуть больше. Этот стихоплет учился в Парижском университете, служил у английского короля Генриха II, путешествовал по Италии и вернулся под конец жизни обратно во Францию. Попутно он написал огромный, хоть и историческии недостоверный труд об Александре Македонском и еще ворох похабных стишков, которые позже попали в самый большой сборник произведений вагантов Carmina Burana.
Церковники не переносили их на дух
Естественно, священнослужители осуждали такое поведение подопечных. Они ругали их, стыдили, призывали в свидетели Господа, но все было тщетно. Юноши, никого не слушая, блудили дальше.
Богословы в ответ хмурили брови и выводили из-под пера очередное гневное письмо, вроде этого:
«Нет у тебя ничего: ни поля, ни коня, ни денег, ни пищи. Годы проходят для тебя, не принося урожая. Ты враг, ты дьявол. Ты медлителен и ленив. Холодный суровый ветер треплет тебя. Проходит безрадостно твоя юность. Я обхожу молчанием твои пороки — душевные и телесные. Не дают тебе приюта ни город, ни деревня, ни дупло бука, ни морской берег, ни простор моря. Скиталец, ты бродишь по свету, пятнистый, точно леопард. И колючий ты, словно бесплодный чертополох. Без руля устремляется всюду твоя злая песня… Замкни уста и перестань угождать лестью недостойным. Умолкни с миром! Да не вредит никому твоя лира!».
Самих вагантов такой портрет нисколько не смущал. Они были даже рады подыграть ему, еще больше усилив и без того крамольный образ. В своем «Ордене» они пишут:
Стены ходят ходуном,
Пробки – вон из бочек!
Хорошо запить вином
Лакомый кусочек!
Жизнь на свете хороша,
Коль душа свободна,
А свободная душа Господу угодна.
Не прогневайся, Господь!
Это справедливо,
Чтобы немощную плоть
Укрепляло пиво.
Противостояние вагантов и церкви разгоралось все сильнее, перерастая из яркого костра в бушующий пожар. Обвиняемые во всех смертных грехах поэты не понаслышке знали о разлагающемся институте церкви, а потому пользовались своим положением, чтобы рассказать об этом каждому встречному пройдохе.
Пьянствуя, лакомясь сладкими блюдами,
Стали отцы пресвятые Иудами!
Паства без пастыря бродит во тьме,
Ибо у пастыря блуд на уме!
О, наглецы, на людей непохожие!
Мир обезумел от скверны безбожия и,
Надругаясь над святостью месс,
В душах безбожных беснуется бес!
Так преступленье вершится великое!
Папство глумится над вышним владыкою!
Лжепроповедников злые уста
Дважды и трижды распяли Христа!
Что им Господь? Что Святая им Троица?
Лишь бы схитрить да получше устроиться,
Все христианство погрязло в грехах
Из-за того, что творится в верхах.
При этом непонятно, то ли они не замечали собственных пороков, то ли считали, что коль сами опустились так низко, то имеют право стыдить остальных. Священники настолько невзлюбили эти стихи, что даже созывали синоды, на которых непрестанно обсуждали, как прекратить грубые насмешки над собой. Дошло до того, что в некоторых городах вагантов объявили вне закона, естественно, не без помощи церкви.
Ваганты терпеть не могли рыцарей, а рыцари — вагантов
Священники были не единственными противниками поэтов. Особенно рьяно студенты противопоставляли себя рыцарям — неотесанным мужланам, выпячивающим свои блестящие доспехи напоказ. Рыцари, как правило, имели немалое состояние и ухаживали за девицами звонкой монетой — тем, что бродячие музыканты себе позволить не могли. Зато они умели так ловко высмеять соперников, что у девушек, слушавших их песни, не возникало сомнений в том, чьи подвиги в постели значительнее.
Меж подружками и впрямь
Спор возник горячий.
Озадачили себя
Девушки задачей:
Кто искуснее в любви,
Награжден удачей —
Рыцарь, воин удалой,
Иль школяр бродячий?
Да, нелегкий задают
Девушки вопросец
(он пожалуй бы смутил и порфироносиц), —
Две морщинки пролегли
Возле переносиц;
Кто желаннее: студент
Или крестоносец?
Проку я не вижу в том,
Что твой рыцарь тощий
Удивительно похож
На живые мощи.
В изможденных телесах
Нет любовной мощи.
Так что глупо с ним ходить
Вглубь зеленой рощи.
Они были развратниками и романтиками одновременно
Ваганты на обложке кантаты немецкого композитора Карла Орфа
Однако к любви менестрели относились легкомысленно. Для них не существовало формулы «они жили долго и счастливо», более того, поэты не понимали, зачем обременять себя долговременными обязательствами, когда жить стоит здесь и сейчас. В их стихотворениях не раз проскакивает задорная, но пошлая нотка, призывающая всех девушек отдаваться им без разбору. Вот характерное произведение, описывающее девушек, под названием «Добродетельная пастушка»:
На заре пастушка шла
Берегом, вдоль речки.
Птицы пели. Жизнь цвела.
Блеяли овечки.
Паствой резвою своей
Правила пастушка,
И покорно шли за ней
Козлик да телушка.
Вдруг навстречу ей — школяр,
Юный оборванец.
У пастушки, как пожар,
На лице румянец.
Платье девушка сняла,
К школяру прижалась.
Птицы пели. Жизнь цвела.
Стадо разбежалось.
При этом ваганты не забывали укорять легкодоступных девушек в ветрености и беспутстве — качествах, которые, по их мнению, никак не вязались с образом приличной барышни. Через уста Вакх, бога виноделия и плодородия, они осуждали дух времени, который превратил приличных дам в «грязных шлюх»:
И тут же в «Наставлении поэту, отправляющемуся к потаскухам» давали друзьям советы, как вести себя с такими девушками:
Поэт, лаская потаскуху,
Учти: у Фрины сердце глухо.
Она тебе отдаст свой жар
Лишь за солидный гонорар.
Когда ж на стол монету бросишь,
Получишь все, о чем ты просишь.
Но вскоре тварь поднимет крик,
Что ты, мол, чересчур велик,
А заплатил постыдно мало,
И вообще она устала…
Музыки вагантов не сохранилось, но именно так ее представляет себе ансамбль Oni Wytars & Ensemble Unicorn в произведении «Кабацкое житье».
Сравнивали ли себя ваганты с другими поэтами средневековья, таким как шпильманы и миннезингеры, — неизвестно, но многие историки подчеркивают эту разницу, так как только ваганты из всей братии бродячих артистов имели высшее образование и сочиняли больше для развлечения, чем для заработка. Несмотря на противоречивый характер их движения, оно оставило немалый след в истории и выстроилось мостом между античной высокой поэзией и полными драматизма трагедиями Шекспира.
ВАГАНТЫ
Смотреть что такое ВАГАНТЫ в других словарях:
ВАГАНТЫ
I(= бродячие; clerici vagantes, или vagi) — так назывались по древнему каноническому закону духовные лица, которые, получив рукоположение, в то же врем. смотреть
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
(лат. clerici vagantes, «бродячие клирики») или голиарды (позднелат. goliardi, от имени Голиафа, «чертово племя», с дополнительной народной эти. смотреть
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ (от clerici vagantes), иначе голиарды, вероятно от провансальского gualiador — «шутник», «мистификатор», или же родственно с франц. gai. смотреть
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
[от clerici vagantes, иначе голиарды, вероятно от провансальского gualiador — «шутник», «мистификатор», или же родственно с франц. gaillard — «малый» (молодой человек) — средневековая [XI—XIV вв.]зап.-европейская корпорация «бродячих людей», способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. В этом широком употреблении слова в понятие В. войдут такие социально разнородные и неопределенные группы, как французские жонглеры [jongleur, jogleor — от латинского joculator — «шутник» (см.), немецкие шпильманы [Spilman (см.), английские менестрели [minstral — от латинского ministerialis — «слуга» (см.)]и т. д. Однако обычно слово В. употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своем творчестве исключительно, или во всяким случае преимущественно, латинским яз. — международным сословным яз. духовенства. Первыми В. и были клерики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определенной церковной должности; современем В. стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой. В этом смысле слова В. представляет социально довольно четко очерченную группу — деклассированных представителей духовного сословия, в высших своих слоях еще соприкасающихся с духовенством, в низших — смешивающихся с преступным люмпенпролетариатом. Лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии В. — в эту группу начинают вливаться деклассированные элементы других сословий, в частности, городского. Социальным составом этой группы определяются и формы и содержание поэзии В. В формах своей лирической и дидактической поэзии В. тесно связаны с ученой латинской поэзией каролингской эпохи, в которой в разрозненном виде представлены все элементы вагантской формы (тоническое стихосложение, рифмы, лексика, образы и стилистические украшения), а через нее — с латинской поэзией раннего христианства и античного мира. Для любовной лирики В. особенно велико значение Овидия («Ars amatoria» и др. произведения). Влияние античной поэзии сказывается не только в мифологических аксессуарах (Венера, амур, купидоны, иногда даже нимфы и сатиры), к-рыми В. любят украшать свои произведения, и в именах действующих лиц (Флора, Филлида и т. п.), но и в концепции любви и образе возлюбленной, совершенно лишенных столь типичных для куртуазной лирики реминисценций феодальных отношений (куртуазное служение даме) и проникнутых чисто земной радостью плотского наслаждения; характерно, что описание нагого тела (интересна мотивировка в одной из песен — подсмотренное купанье) более свойственно вагантской поэзии, чем лирике трубадуров и миннезингеров (ср. ст. «Вальтер фон дер Фогельвейде»). Отголоском ученой поэзии является склонность В. к формам диалогического обсуждения казуистики любви (conflictus, certamen). Можно установить реминисценции античной поэзии и в описаниях и символике природы у В., которые по яркости красок часто превосходят весенние зачины куртуазной лирики; с другой стороны, в символике природы у В. много совпадений с народной песней, бесспорно влиявшей на их поэзию. С мотивами любви в лирике В. соприкасается мотив вина и пьянства; из жанра застольных песен В. впоследствии сложились многочисленные студенческие песни: «Meum est propositum» (соч. «Архипииты» XII в.), «Gaudeamus igitur», и др. Классовая принадлежность В., направленность их интересов выступает особенно четко в их сатире. Здесь с поразительной яркостью отражаются внутрисословные группировки и внутрисословная борьба духовенства; В. в этой борьбе выступают защитниками интересов низшего духовенства и обличителями высшего, поборниками национальной церкви и врагами римской централизации. В этом отношении их интересы совпадают с интересами националистически настроенных феодальных князей и отчасти городского сословия торговых городов. Однако ошибкой было бы видеть в выпадах В. против корыстолюбия и развращенности духовенства отражение настроений буржуазии (еще не оформившейся в ту эпоху), — последняя выступает в защиту своих классовых интересов значительно позже. Формально В. используют в своей сатире элементы религиозной литературы, — они пародируют ее основные формы (видение, гимн, секвенция и т. д.), доходят до пародирования литургии («Missa gulonis») и Евангелия («Evangelium secundum Marcam argentis»). В своей связи с античной поэзией В. — предвестники Ренессанса. Творчество В. анонимно, однако все же известны некоторые авторы: Готье из Лилля — он же Вальтер Шатильонский [вторая половина XII в., написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis»; Примас Орлеанский [нач. XII в.; немецкий В., известный под своим прозвищем «Архипииты» (Archipoeta, вторая половина XII в.), и немногие др. Деклассированный элемент, В. все время своего существования подвергаются преследованиям церкви и государства; в XVI в. они, сближаясь с бродячими же профессионалами-жонглерами — «joculatores», — совершенно отождествляются с так наз. «vagabundi» (сбродом). На юге (кроме Италии, где ваганты засвидетельствованы) и на востоке Европы имели место только запоздалые зачатки движения вагантов. Библиография: I. Издания важнейших текстов: Carmina Burana, hrsg. v. Schmeller (Bibliothek des liter. Vereins in Stuttgart, B. 16); Du Meril, Poesies populaires du M.-Age; Wright Th., Latin poems commonly attributed to Walter Mapes; Carmina cantabrigiensia, hrsg. v. Strecker (Monumenta Germaniae, Berlin, 1926); Gedichte Walters von Chatillon, hrsg. v. Strecker, Berlin, 1925; Archipoeta, Gedichte, hrsg. v. Manitius, Munchen, 1913; Lehmann, Parodistische Texte des Mittelalters, Munchen; Die Oxforder Gedichte des Primas, hrsg. v. W. Meyer (Nachrichten der Gotting. Gesellsch. d. Wiss., 1907). II. Hubatsch, Die lateinischen Vagantenlieder des Mittelalters, Gorl., 1870; Bartoli A., L’evoluzione del Rinascimento, 1875; Spiegel N., Gelehrtenproletariat und Gaunertum, 1902; Lehmann, Die Parodie im Mittelalter, Munchen, 1922; Jarcho В., Die Vorlaufer des Golias («Speculum», октябрь, 1928). Р. Ш. смотреть
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
(лат. — Vagantes странствующий, бродячий) — в средние века в Западной Европе — бродя-чие актеры (беглые монахи, бродячие нищие студенты, обедневшие рыцари), исполнители песен, участники остросатирических представлений. Они странствовали по дорогам средневековой Европы, промышляя пением духовных псалмов, латинских славословий, чтением стихов. Поэзия вагантов (студенческие гимны, любов-ные песни, обличительносатирические стихотворения, высмеивавшие невежество и взяточничество церковников, пародии на библейские и богослужебные тексты («Евангелие от марки серебра», «Всепьянейшая литур-гия») создавалась в XII–XIII вв. Поэтами поэтов называла средневековая Европа вагантов Гугона, по прозвищу Примас (Старейшина) Орлеанский, воссоздавшего мрачную историю своей бродячей жизни; бедняка и скитальца Архипииту, участника итальянско-го похода Фридриха Барбароссы, автора «Исповеди»; Вальтера Шатильонского, создателя «Александреиды», различных аллегорий и сатирических стихов. Расцвет поэзии вагантов связан с подъемом городов и ростом числа школ и университетов. Ваганты сочиняли свои песни на латинском языке, который в Средние века был языком науки и образованности. Излюбленными темами поэзии вагантов были пирушки, легкий флирт, иронические сетования на свою долю. Достаточно часто встречавшиеся в их творчестве резкие выпады про-тив церкви и священнослужителей были свидетельством их вольнодумства. В целом озорство вагантов, их богохульство, чувственный натурализм являлись реак-цией на тоску культуры средневековья, отдушиной в жизни, полной ограничений. смотреть
ВАГАНТЫ
ВАГА́НТЫ (от лат. vagantes бродячие; назывались также голиардами), бродячие клирики в Германии, Франции, Англии и Северной Италии XIXIII вв., слагавшие вольнодумные стихи на латинском языке сатирического и гедонистического характера; с развитием городов и ростом университетов странствующие студенты и школяры. В стихах В. встречаются отзвуки античной поэзии и народной песни. Направленная против папы и духовенства, сатира В. часто выливалась в пародию на культовые церковные тексты. Не мирясь с аскетической моралью феодализма, в застольных и любовных песнях прославляли земные радости. Наибольшего расцвета творчество В. достигло в XIIXIII вв. Подвергались преследованию со стороны церкви. С XIV в., с созданием национальных государств и падением роли университетов как международных центров образования, В. теряют свое значение.
Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов, М., 1974;
Поэзия вагантов, М., 1975.
ВАГАНТЫ
Ваганты (лат. vagantes – бродячие) – в средневековой Западной Европе бродячие студенты, представители низшего духовенства, школяры. XII–XIII вв. – р. смотреть
ВАГАНТЫ
(от лат. vagantes — бродячие люди) — лат. средневековые поэты из числа школяров и клириков, прославлявшие в своих произведениях земные радости. Из заст. смотреть
ВАГАНТЫ
от лат. vagan-tes – бродяги), неформальное сообщество средневековых поэтов-школяров в 11–13 вв., писавших о любви и весне, о нищете и свободе, воспевавших кабацкий разгул, активно пародировавших литургию и клерикальную литературу. Произведения вагантов сохранились в сборниках «Кембриджские песни» (11 в.) и «Кармина Бурана» («Буранская книга стихов», 13 в.). Известные имена вагантов: Гуго Примас Орлеанский, Архипиита Кельнский, Вальтер Шатильонский. смотреть
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
Ваганты (также называются голиарды) — бродячие клирики, странствующие студенты и школяры в Германии, Франции, Англии и Северной Италии в 11—13 вв. Ваганты слагали вольнодумные стихи на латинском языке, направленные против папства и духовенства. Помимо стихов сатирического характера слагали лирические стихи, прославлявшие удовольствия и радости жизни (вино, любовь, азартные игры и т.п.).
. смотреть
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры — исполнители пародийных, застольных, любовных песенок а Западной Европе XII—XIII вв. во время развития вольнодумной антиаскетической, антицерковной литературы В., а основном песенной. Преследовались официальной церковью. смотреть
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ
ВАГАНТЫ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)
Ваганты (дополнение к статье) (= бродячие; clerici vagantes, или vagi) — так назывались по древнему каноническому закону духовные лица, которые, получив рукоположение, в то же время не получали определенной должности и вследствие этого бродили в поисках за работой. Законы против таких лиц издавались уже в IV и V веках; собор халкидонский запретил давать «безусловное, или пустое посвящение» (ordinatio absoluta sive vaga) без всякого titulus ordinationis, т. е. общее рукоположение, без соответствующей должности. Тем не менее В. скоро опять появляются, особенно в странах, в которых введение христианства еще не закончилось, или по соседству с ними. Нередко В. добивались рукоположения с помощью симонии и пользовались им, как своего рода средством промышленности. Они нанимались к епископам или священникам, пользовавшимся бенефициями, и несли их труд за известное вознаграждение, поступали на службу к какому-нибудь богатому господину или вельможе в качестве частных домовых священников, соединяя вместе с этим положением и много других второстепенных дел; иногда делались просто бродягами. В Каролингский период жалобы на них сделались весьма многочисленны; Карл Великий дважды возобновлял запрещение против «бродячего рукоположения» (ordinatio vaga). В IX столетии несколько соборов постановляли правила против В.; многие епископы ревностно боролись с этим злом, напр. Агобард лионский («De privilegio et iure sacerdotii») и Годегард гильдесгеймский. В XII в. еще встречаются жалобы на эту безурядицу. Наконец, было постановлено, что если епископ рукоположит священника, не давая ому определенного места или должности, то должен содержать его на свой собственный счет, пока ему не дано будет определенной должности. Это правило подтверждено было собором тридентским, и римско-католическая церковь почти вполне освободилась от безместного духовенства. В соответствие западным В., у нас были так называемые крестцовые попы.
ВАГАНТЫ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)
(= бродячие; clerici vagantes, или vagi) — так назывались по древнему каноническому закону духовные лица, которые, получив рукоположение, в то же время не получали определенной должности и вследствие этого бродили в поисках за работой. Законы против таких лиц издавались уже в IV и V веках; собор халкидонский запретил давать «безусловное, или пустое посвящение» (ordinatio absoluta sive vaga) без всякого titulus ordinationis, т. е. общее рукоположение, без соответствующей должности. Тем не менее В. скоро опять появляются, особенно в странах, в которых введение христианства еще не закончилось, или по соседству с ними. Нередко В. добивались рукоположения с помощью симонии и пользовались им, как своего рода средством промышленности.Они нанимались к епископам или священникам, пользовавшимся бенефициями, и несли их труд за известное вознаграждение, поступали на службу к какому-нибудь богатому господину или вельможе в качестве частных домовых священников, соединяя вместе с этим положением и много других второстепенных дел; иногда делались просто бродягами. В Каролингский период жалобы на них сделались весьма многочисленны; Карл Великий дважды возобновлял запрещение против «бродячего рукоположения» (ordinatio vaga). В IX столетии несколько соборов постановляли правила против В.; многие епископы ревностно боролись с этим злом, напр. Агобард лионский («De privilegio et iure sacerdotii») и Годегард гильдесгеймский. В XII в. еще встречаются жалобы на эту безурядицу. Наконец, было постановлено, что если епископ рукоположит священника, не давая ому определенного места или должности, то должен содержать его на свой собственный счет, пока ему не дано будет определенной должности. Это правило подтверждено было собором тридентским, и римско-католическая церковь почти вполне освободилась от безместного духовенства. В соответствие западным В., у нас были так называемые крестцовые попы.
. смотреть