ваджиб намаз что это такое
Фарды и ваджибы намаза по сунне
Каждый мусульманин знает, что он обязан совершать ежедневно пять намазов. Эта обязанность закреплена в Коране и Сунне. Что касается Корана то здесь много аятов упоминающих намаз. Один из них аят 103 суры ан-Нисаъ: «إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا» – «Воистину намаз был предписан верующим в определенное время».
Что такое фарды намаза?
В Священном Коране Всевышний говорит о необходимости совершать молитву (намаз) а то, как и когда ее совершать нам разъяснил Посланник Аллаха, алейхис-салату вас-саламу.
Как и любое другое поклонение, намаз состоит как из обязательных действий (фард), так и желательных (сунна).
Фарды намаза это необходимые действия для того чтобы намаз считался выполненным. Они бывают как до вступления в намаз, т.е. непосредственно не относящиеся к намазу и те действия, которые нужно сделать в самом намазе. Фарды перед намазом называют шурутами, а фарды в самом намазе арканами.
В чем отличие фарда от ваджибы?
По мазхабу Абу-Ханифы обязательные действия в намазе делятся на фарды и ваджибы. Разница между ними заключается в том, что у фарда более сильные доказательства и соответственно и место в намазе более сильное. Если молящийся пропустит фард то его намаз не засчитывается. Если же будет пропущен важиб – намаз считается действительным, однако молящийся совершает грех, если пропустил ваджиб намеренно и должен совершить намаз обратно. При не совершении ваджиба не преднамеренно нужно сделать суджудус-сахве (два земных поклона) перед саламом и совершать намаз обратно не надо, что не относится к фардам. При пропуске фарда – специально или случайно – намаз придется читать заново.
Фарды до чтения намаза
Перед началом чтения молитвы (намаза) должны быть соблюдены ряд условий, без которых намаз не считается действительным.
Должны быть соблюдены шесть следующих условий:
Фарды намаза во время совершения
Фардов в намазе также шесть:
Ваджибы намаза следующие:
Можно ли читать только фард намазы?
Поклонение в исламе обычно делится на обязательное и желательное. Обязательное поклонение называют фардом и как понятно из его названия должно выполнятся. Фард намазы – это обязательные намазы, которые должен выполнять каждый мусульманин и за невыполнение будет отвечать в Судный день. Как и во всех других видах поклонения (пост, милостыня, хадж) мусульманину вменено в обязанность только фард-поклонение. Желательные молитвы на то и желательные что у человека есть выбор совершать их или нет. Однако, если мы хотим приблизиться к Богу, то надо следовать пути Пророка, алейхис-салату вас-саламу, выполняя как фарды, так и сунну. Кроме того наши молитвы далеки от идеала, а желательные действия восполняют пробелы в нашем поклонении.
Доказательством достаточности выполнения только фардов является хадис, переданный от Абу-Хурайры:
«أَنَّ أَعرابِيًّا أَتى النَّبِيَّ ﷺ فَقَال: يَا رَسُول اللَّهِ دُلَّني عَلَى عمَل إِذا عمِلْتُهُ، دخَلْتُ الجنَّةَ. قَالَ: تَعْبُدُ اللَّه وَلاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكاَة المَفْرُوضَةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ. قَالَ: وَالذي نَفْسِي بِيَدِهِ، لا أَزيدُ عَلى هَذَا. فَلَمَّا وَلَّى، قالَ النَّبِيُّ ﷺ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ فَلْيَنْظُرْ إِلى هَذَا».
«Пришел к Посланнику Аллаха, алейхис-салату вас-саламу, один бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое если я его выполню, то попаду в Рай». Сказал Пророк: «Поклоняйся только Аллаху и не придавай ему сотоварищей, выполняй, как следует обязательные молитвы, выплачивай обязательную милостыню, постись в Рамадан». Сказал бедуин: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, я не добавлю к этому ничего, и я не убавлю от этого ничего». После того как он стал уходить Пророк сказал: «Кто желает посмотреть на мужчину из обитателей Рая, пусть посмотрит на него». Сахих Муслим, хадис №107.
Ваджиб – обязательные действия для мусульман
Ваджиб (уаджиб) – особая категория деяний в Шариате, выполнение которых (согласно ханафитскому мазхабу) считается обязательным для мусульман.
Но к обязательным в исламе также относятся и действия фард (фарз). Так в чём же отличия у ваджиба? Разберём детально.
1. Степень достоверности
Всё, что относится к фарду, выведено из наиболее достоверных и не поддающихся сомнениям источников. Например, аяты Корана или достоверные хадисы мутаватир (то есть те, что переданы большим числом сахабов). Ваджиб же устанавливается на основе достоверных источников, но не столь авторитетных, как в случае с фардом. Например, хадисов ахад (то есть переданных одним человеком).
2. Степень награды
За совершение фарда, более высокого по значимости, верующему, по воле Всевышнего, записывается больше саваба, чем за ваджиб.
3. Впадение в куфр и степень греха
За отказ от совершения как фарда, так и ваджиба мусульманину записывается грех, но степень его тяжести зависит от ряда факторов. Если человек не выполняет деяния фард и отрицает необходимость их совершения, то, по мнению большинства учёных, он выходит из ислама, то есть считается неверующим. В ситуации же с ваджибом дело обстоит иначе. Если правоверный отрицает ваджиб, то такой поступок не выводит его из ислама, но ему за это записывается грех.
Если же мусульманин признаёт необходимость совершения фарда и ваджиба, но не выполняет такие деяния по причине лени, то за это ему записывается грех, причём за оставление фарда более тяжкий, чем за отказ от ваджиба.
Таким образом, ваджиб – это фактически полная противоположность макруху тахриману.
Элементы намаза, которые считаются ваджибом
Что касается самих намазов, то к этой категории учёные-ханафиты относят молитву (ид-намаз) по праздникам Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также витр. Но и внутри любой молитвы все её составляющие также разделяются на категории по степени обязательности. Так, в намазе есть действия, относящиеся к ваджибу:
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 16. Ваджибы намаза
Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 16
Ваджибы намаза
Ваджиб отличается от фарда меньшей силой доказательства его обязательности и тем, что отрицающий ваджиб не становится неверующим (кяфиром) в отличие от отрицающего фард.
С практической же точки зрения, отличия между ваджибом и фардом следующие:
«Их (ваджибов) восемнадцать:
1. Чтение суры «Аль-Фатиха»».
Чтение суры «Аль-Фатиха» – ваджиб во всех ракаатах желательных намазов и витра, а также в первых двух ракаатах фард-намазов. Чтение «Фатихи» в третьем и четвертом ракаатах пяти обязательных намазов — это сунна.
«2. Присоединение (к ней) суры или трех аятов в двух ракаатах фарда и во всех ракаатах витра и нафль-намазов».
После суры «Аль-Фатиха» молящийся читает другую суру — это ваджиб в тех же местах, что и чтение «Фатихи». Можно читать любую суру целиком, однако минимум, который достаточно исполнить для выполнения ваджиба, — это чтение короткой суры, или трех аятов, суммарно равных по длине самой короткой суре из Корана (это, как известно, «Аль-Каусар»), или же одного длинного аята, равного по длине трем коротким.
«3. Чтение (суры «Аль-Фатиха» и еще суры) именно в двух первых ракаатах.»
Чтение суры «Аль-Фатиха» и другой суры (или аятов) именно в первых двух ракаатах обязательных намазов — это отдельный ваджиб.
«4. Чтение сначала суры «Аль-Фатиха», а затем (другой) суры.»
Также ваджибом в намазе является порядок чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры. Если молящийся по ошибке прочтет сначала другую суру, а потом «Фатиху», то ему нужно прочитать снова «Фатиху», потом другую суру и в конце намаза совершить саджда ас-сахву.
«5. Совершение суджуда на нос вместе со лбом.
6. Совершение второго суджуда в каждом ракаате до перехода к другим (действиям намаза).»
Как мы сказали, оба суджуда являются фардом намаза. Но совершение второго непосредственно за первым — это ваджиб. Таким образом, если молящийся забыл выполнить второй суджуд, то ему нужно выполнить его сразу, как он вспомнит об этом, даже если это произойдет после последнего сидения или даже после саляма (при условии, что между салямом и восполнением пропущенного суджуда прошло не слишком много времени и молящийся не делал ничего из того, что нарушает намаз). Порядок действий при этом должен быть такой (он приводится в «Хашия ат-Тахтави»):
«7. Неторопливое выполнение рукнов.»
Также ваджибом намаза является «таʼдиль аль-аркан» — то есть остановка, замирание всего тела молящегося в положении рукна минимум на время произнесения «СубханАллах». Имам Абу Юсуф считал это фардом. По одной из передач от имама Абу Ханифы, это сунна. Однако, согласно сильному мнению мазхаба, это ваджиб. У известного ханафитского ученого Муллы Али аль-Кори есть отдельная работа с доказательствами этого.
«8. Первое сидение.»
Для всех намазов, кроме двухракаатных, ваджибом является сидение после второго ракаата и чтение ташаххуда в нем. Тот, кто встанет на третий ракаат, пропустив первое сидение, должен совершить саджда ас-сахву, если пропустил его ненамеренно.
«9. Чтение ташаххуда в нем, по сильному мнению.»
Часть ученых решила, что первое сидение и чтение ташаххуда в нем — это сунна, однако сильное мнение мазхаба — что это ваджиб.
«10. Его чтение в последнем (сидении).»
Чтение ташаххуда в последнем сидении (в последнем ракаате намаза) — также ваджиб, в то время как само по себе последние сидение — это рукн намаза.
«11. Переход к третьему ракаату без промедления после ташаххуда.»
После первого сидения в конце второго ракаата и чтения в нем ташаххуда молящийся должен сразу встать, не задерживаясь и не читая салават. Если он замешкается и просидит после завершения чтения ташаххуда столько времени, сколько нужно для выполнения рукна (длина произнесения тасбиха три раза), и более — ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.
Имам Ибн Абидин аш-Шами пишет, что если молящийся по забывчивости начнет читать салават и прочитает: «Аллахумма солии ʼаля…» — и больше, то ему нужно будет совершить саджда ас-сахву; если прочтет меньше этого и, опомнившись, встанет, то сажда ас-сахву совершать не нужно.
«12. Произнесение слова «ас-салям» без «ʼаляйкум».»
Последний рукн намаза, напомним, — это последнее сидение. Выход из намаза с помощью саляма — это ваджиб. Минимально достаточный салям для выхода из намаза — произнести слово «ас-салям» дважды (повернув голову сначала направо, потом налево). Сказать «ассаляму алейкум ва рахматуллах» — это сунна.
«13. Кунут в (намазе) витр.»
Дуа-кунут мы читаем в третьем ракаате намаза витр после суры «Аль-Фатиха» и второй суры, но до рукуʼ. Также произнести такбир перед чтением дуа-кунут — ваджиб, согласно одному из мнений.
«14. Такбиры в двух праздничных намазах.»
Каждый из такбиров в праздничных намазах — ваджиб, и пропуск одного из них делает обязательным совершение саджда ас-сахву. Однако ученые (в частности, Ибн Абидин) говорят о том, что совершать саджда ас-сахву из-за этого не нужно, поскольку на праздничные намазы обычно приходят толпы мусульман, и саджда ас-сахву может вызвать среди людей путаницу.
«15. Форма такбира в начале каждого намаза, кроме праздничных.»
Ваджиб открывать каждый намаз, кроме обоих праздничных, именно словами «Аллаху Акбар» (соблюдая условия их произнесения), а не другой формой такбира. Если молящийся по забывчивости откроет намаз словами «Аллаху Архам» или другой формой восхваления Всевышнего, то, если он поймет ошибку в начале намаза, ему нужно начать намаз заново, произнеся: «Аллаху Акбар». Если же он поймет ошибку не сразу, то намаз надо продолжить и совершить в конце его саджда ас-сахву.
«16. Такбир для рукуʼ во втором ракаате праздничных намазов.»
Этот такбир связан (и считается вместе) с такбирами праздничного намаза, поэтому он также является ваджибом. Этим он отличается от такбира для перехода в рукуʼ в первом ракаате, который желателен.
«17. Громкое чтение имама в утреннем намазе, двух первых (ракаатах) вечернего и ночного намазов (даже при восполнении), в пятничном намазе, в праздничных намазах, таравихе, витре в Рамадан.»
Автор перечислил все намазы, которые имам должен читать вслух. Под «громким чтением» подразумевается такое чтение, при котором тебя слышат другие.
«18. Тихое чтение в дневном (зухр) и предвечернем (ʼаср) намазах, в ракаатах после второго (ракаата) вечернего и ночного намазов и в желательных намазах днем.»
В перечисленных намазах имам должен (ваджиб) читать тихо — то есть так, чтобы слышать самого себя. Громкое чтение в месте тихого — и наоборот — делает обязательным совершение саджда ас-сахву.
«Совершающий (фард-намаз) в одиночку выбирает читать громко (или тихо), как и тот, кто совершает желательные намазы ночью.»
Правила для тихого и громкого чтения не распространяются на совершающего фард в одиночку — он может выбрать между этими способами чтения.
То же касается и совершающего добровольные (нафль) намазы ночью. Однако, как указывает автор в шархе, лучше всего ему читать с небольшой громкостью: не слишком громко, чтобы не разбудить спящих и не привлечь к себе внимание, но и не слишком тихо, чтобы не начало клонить в сон.
«Кто не прочитал (вторую) суру в первых двух ракаатах ночного намаза, читает ее в последних вместе с сурой «Аль-Фатиха» вслух. Кто не прочитал суру «Аль-Фатиха», тот не повторяет ее в последних ракаатах.»
Это правило относится ко всем обязательным намазам, не только к ночному. Тот, кто забыл прочитать вторую суру (или аяты) в первом или втором ракаате, должен прочитать ее в третьем или четвертом, причем сначала ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха», а потом другую суру. Кто забыл прочитать в первом или втором ракаате «Фатиху», не читает ее в третьем или четвертом ракаате, поскольку ее чтение во второй половине намаза является желательным действием, которое не может заменить пропущенный ваджиб. Вместо этого ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.
Виды намазов
По мазхабу Абу Ханифы намазы делятся на четыре категории: два вида фард намазов, ваджиб намазы, нафиль намазы.
Суннат намазы
Сунна намазы – это необязательные намазы, которые совершал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Для таких намазов используются также термины нафиль намазы и намазы татаввуъ. Все три термина в данном случае являются синонимами.
Нафиль намазы
Нафиль намазы – это дополнительные молитвы кроме обязательных с помощью которых раб может приблизиться к Аллаху. Их не совершение не является грехом и соответственно не влечет наказание, а за их совершение человек получит огромную награду.
Нафиль намазы делятся на два вида – маснун и мандуб. Маснун – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) постоянно совершал и только редко оставлял, чтобы показать, что они не обязательные. Мандуб – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда оставлял.
Маснун намазы:
Мандуб намазы:
«رَحِمَ اللهُ امْرَءًا صَلَّى أَرْبَعًا قَبْلَ الْعَصْرِ» – «Да помилует Аллах того, кто молится четыре ракаата перед аср намазом»;
«مَنْ صَلَّى بَعْدَ الْمَغْرِبِ سِتَّ رَكَعَاتٍ غُفِرَتْ لَهُ ذُنُوبُهُ وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبحْرِ» – «Кто совершит после магриб намаза шесть ракаатов, ему простят его грехи, даже если они будут подобны пене морской». Хадис передал ат-Табарани.
«مَا مِنْ أحدٍ يَتَوَضَّأُ فيحسنُ الْوُضوءَ ثُمَّ يَقُوم فيُصَلِّي رَكْعتَيْنِ يُقبِلُ عَلَيْهِمَا بِقَلْبِهِ إِلا وَجَبَتْ لَهُ الجنَّةُ»- «Нет ни одного кто сделал бы малое омовение, сделав его красиво (как подобает), затем совершив два ракаата от чистого сердца, кроме как для него будет обязательным Рай». Передали Муслим, Абу Дауд.
Фарды и Ваджибы намаза
ФАРДЫ НАМАЗА
Существует 12 фардов, которые необходимо выполнить, для того чтобы намаз был правильным: из них бывает 6 фардов вне намаза, они называются условия намаза; 6 фардов – в намазе, которые называются рукны намаза.
Чтобы намаз был правильным, надо соблюдать все 12 фардов без исключения.
Условия намаза:
1. Очищение от хадас,193 который удаляется совершением малого (вуду) или большого (гусуль) омовения.
2. Очищение от наджасы (нечистот) – это удаление нечистот с тела, одежды и места моления.
3. Прикрытие аурата. Мужчина должен быть прикрыт (минимум) от пупка до колен включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп ног.
4. Направление на Кыблу. Во время намаза необходимо обратиться в сторону Кыблы. Кыбла – это направление на Каабу, первое священное здание на земле, построенное для поклонения Аллаху. Кааба находится в Мекке в мечети «АльрХарам».
5. Время. Намаз следует совершать своевременно. Нельзя совершать намаз до наступления или после окончания его времени. 6. Намерение. Надо знать, какой намаз совершается, и вспомнить сердцем о нем. Произнесение намерения вслух является сунной.
Рукны намаза:
1. Такбиру-ль-ифтитах. Произнесение такбира в начале намаза.
2. Кыям. Стояние во время намаза. (Для тех, кто может).
3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.
4. Руку‘у. Поясной поклон. Совершить поклон таким образом, чтобы руки были на уровне колен.
5. Суджуд. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.
6. Када`и ахира. Сидение в конце намаза на протяжении времени чтения «Атртахият».
Выполнение рукна (Та`дили аркан).
Та`дили аркан – это правильное выполнение рукнов. При выполнении кыйама, руку‘у и выпрямлении после него, в суджудах и в сидении между ними положение тела необходимо фиксировать, оставаясь неподвижным хотя бы на время, достаточное для произношения слов «СубханАллахи-ль-Азым». Та`дили аркан является ваджибом. За несознательно пропущенный ваджиб требуется саджда сахв. Однако если в намазе
не был соблюден та`дили аркан, то лучше совершить намаз заново.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал, что «будут люди, которым от их намазов не останется ничего, кроме усталости». Насаи
А в другом хадисе сказано: «Наихудший вор – этот тот, кто ворует из своего намаза». Ахмад бин Ханбаль, Хаким.
ВАДЖИБЫ НАМАЗА
1. Произнесение слов «Аллаху Акбар» во время такбира «Ифтитах»
в начале намаза.
2. Чтение суры «АльрФатиха» в каждом рака`ате любого намаза.
3. В первых двух рака`атах намаза фарда и в каждом рака`ате нар
мазов аль-витр и нафиль читать после суры «Аль-Фатиха» другую суру
или три коротких аята, либо один длинный аят.
4. Читать суру «Аль-Фатиха» перед другой сурой или аятом.
5. Во время суджуда касаться пола одновременно лбом и носом.
6. Сидение после второго рака`ата в 3рх и 4рх рака`атных намазах
(первое сидение)
7. В первом и последнем сидениях намаза чтение «Ат-тахията».
8. При коллективном совершении в каждом рака`ате утреннего, праздничного, аль-джум`а, ат-таравих намазов и намаза аль-витр в месяц Рамадан, а также в первых двух рака`атах намаза аль-магриб и аль-ишаа имам читает суру «Аль-Фатиха» и последующую суру вслух. А намазы аз-зухр и аль-аср читаются имамом шепотом.
9. Молчание людей, следующих за имамом, при чтении им суры «АльрФатиха» и последующей суры.
10. Произнесение такбира «Кунут» и чтение дуа «Кунут» в намазе аль-витр.
11. Произнесение дополнительных такбиров в праздничных намазах.
12. Полноценное выполнение рукнов (та`дили аркан), т.е. стоять ровно во время Кыйама, во время руку‘у держать спину ровно (женщине – чуть-чуть наклонившись). Стоять ровно после руку‘а. Сидеть между двумя суджудами.
13. После намаза выполнить Ас-салям.
14. Выполнить саджда сахв, если в намазе были допущены ошибки:
– если были выполнены с опозданием фарды или ваджибы
– если по забывчивости был пропущен один из ваджибов.
При сознательном пропуске ваджибов, намаз необходимо совершить
заново.