ваби саби что это такое
Японцы что-то знают Что такое стиль жизни «ваби-саби» — почему им увлеклись звезды и миллиардеры?
Главное модное слово в области стиля жизни в 2017 году — ваби-саби, японское искусство существовать во внутренней гармонии с несовершенством окружающего мира. Многие в разных странах мира уже пробуют на вкус новое мировоззрение, и «Лента.ру» не желает быть в отстающих.
Вместо хюгге
В XXI веке жители больших городов всего мира пытаются решить одну главную проблему — обрести душевное равновесие, избавиться от стресса и жить с удовольствием. В 2016 году благодаря СМИ и соцсетям все узнали о хюгге — искусстве находить маленькие радости в повседневности. Скандинавский взгляд на жизнь многим пришелся по душе, о чем свидетельствует популярность хештега #hugge. Граждан разных стран объединила в интернете любовь к разглядыванию морозных узоров на окнах, потягиванию горячего шоколада из красивой кружки, уютным вечерам при свечах и котиках, уютно свернувшихся клубочками у каминов.
Но 2017 год — это год ваби-саби. Как пишет Daily Mail. Богатые и знаменитые уже вовсю признаются в любви к японскому искусству жить в гармонии. В частности, среди поклонников тренда — голливудская актриса Джессика Альба и основатель Twitter Джек Дорси.
Не путать с васаби
Ваби-саби — характеристика присущего японцам эстетического мировоззрения. Термин состоит из двух слов: ваби — непритязательная простота и саби — налет старины, умиротворение одиночества.
«Ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, неяркостью, однако с внутренней силой. «Саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.
Фото опубликовано @cherishtherayn
На фото: «Ваби-саби — поиск красоты в несовершенном, незавершенном и непостоянном. Это прелесть вещей естественных, скромных и простых».
Истоки ваби-саби — в философии дзен. Это мировоззрение опирается на японские эстетические ценности — не на греческие идеалы красоты и совершенства, как привыкли на Западе, а на осознание трех простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно.
Ваби-саби в картинках
Иногда лучше один раз увидеть, чем долго читать описания. Что же отмечают хештегом #wabisabi в Instagram? Более 160 тысяч фото в соцсети сопровождаются этой пометкой.
Фото опубликовано @emmamaar_
На фото: важно суметь разглядеть красоту в несовершенстве.
Фото опубликовано @seiko14071001
На фото: нужно чаще посещать старинные места, которые дышат покоем.
Фото опубликовано @hiraeth_creative
На фото: естественные неровности, природная асимметрия — часть несовершенной красоты, которую учит ценить ваби-саби.
Фото опубликовано @residence111
На фото: жилище должно быть скромным, без навороченных излишеств. А вот любимым предметам, например книгам, надо обязательно найти место.
Фото опубликовано @aesha108kennedy
На фото: неровные края не являются недостатком.
Фото опубликовано @seianelasei
На фото: нужно замечать прелесть природы даже во время обычной прогулки.
Фото опубликовано @kitanomusho
На фото: умение оценить по достоинству скромную, но полезную и красиво сервированную еду — обязательный навык для адепта ваби-саби.
Для чего это нужно
В своей книге In Wabi Sabi: The Japanese Art of Impermanence («Внутри ваби-саби: японское искусство непостоянности») Эндрю Джунипер (Andrew Juniper) объясняет, чем все это может пригодиться современному западному человеку.
«Это призыв ценить треснувшую вазу, тихий дождливый день, непостоянство вещей. Это альтернатива сегодняшнему миру — быстро меняющемуся, ориентированному на массовость. Ваби-саби напоминает нам, что нужно замедлиться и поискать комфорт в простых, окружающих нас вещах», — пишет Джунипер.
Блогер и писательница Старре Вартан (Starre Vartan) дополняет это объяснение. По ее словам, если мы сможем научиться любить вещи, которые у нас уже есть, со всеми их трещинками и несовершенствами, нам не понадобится покупать новое. Это приведет к снижению потребления, экономии личных финансов и принесет немало пользы экологии. Также снизится уровень стресса.
Ваби-саби: японская философия о совершенно несовершенной жизни
Жизнь непредсказуема. И это нормально. Примите это.
Когда нет ничего определённого, возможно всё!
Ваши планы на завтра, на следующий месяц или на предстоящий год могут сложиться совсем не так, как вы того ожидаете. Но очень важно строить планы и двигаться дальше.
Лэндон Донован однажды сказал: «Жизнь, конечно, не идеальна, но мы все знаем, что значение имеет то, как вы реагируете на вещи».
Несовершенство является основным принципом ваби-саби, японской философии принятия собственных недостатков и получения максимальной отдачи от жизни.
«Ваби» означает «деревенская простота» или «недооценённая элегантность» с акцентом на менталитет «меньше равно больше».
«Саби» переводится как «получать удовольствие от несовершенного».
Концепция ваби-саби является достаточно обширной. Описать её в одной статье не представляется возможным. Тем не менее, она легко может быть применена к моментам повседневной жизни.
Неустанное стремление к совершенству – во владениях, отношениях, достижениях – часто приводит к стрессу, тревоге, депрессии и поспешным суждениям.
Именно в такие моменты ваби-саби предлагает сделать паузу.
Японская философия побуждает нас сосредоточиться на благословениях, скрывающихся в нашей повседневной жизни, и принимать всё таким, каким оно есть. Ваби-саби ценит аутентичность.
Ваби-саби – это образ жизни, который принимает сложность и в то же время ценит простоту, как пишет Ричард Пауэлл в своей книге «Концепция простоты ваби-саби».
Пауэлл говорит, что ваби-саби признаёт три простые реальности: «Ничто не вечно, ничто не является завершённым, ничто не идеально».
В философии Дзен существует семь эстетических принципов достижения ваби-саби:
Фукинсей – асимметрия или нестандартность
Шибуми – красота недооценённого
Шидзен – естественность без притворства
Югэн – тонкая благодать
Вневременная мудрость ваби-саби как никогда актуальна для современной жизни, поскольку мы ищем смысл и удовлетворение за пределами материализма.
Ваби-саби – это как минимализм с осознанным выбором.
Данная концепция уходит своими корнями в традиционную японскую чайную церемонию.
Наиболее распространённое объяснение касается горячо любимой чашки, сделанной руками художника и покрытой трещинами и сколами из-за постоянного использования.
Эти следы напоминают наблюдателю, что ничто не вечно – даже фиксированные объекты подвержены изменениям.
Отличным примером ваби-саби в творчестве является искусство кинцуги, которое заключается в том, что трещины на керамических изделиях заполняют золотистым лаком как способ продемонстрировать красоту возраста и повреждений изделий, а не скрыть их недостатки.
Суть не в том, чтобы скрыть, а в том, чтобы подчеркнуть.
Это не значит, что мастер был небрежным (ваби-саби – это не оправдание плохой работы). Ваби-саби привлекает внимание к трещинам на чайной чашке, считая их частью красоты предмета.
В своей книге «Неизвестный мастер» Соэцу Янаги утверждает, что несовершенства необходимы для полного понимания предмета и мира.
Ваби-саби есть везде. Вам лишь нужно присмотреться и сделать эту концепцию частью своей жизни.
Трещина на старой чашке рассматриваются не как недостатки, а как активы.
«Ваби-саби – это другое мировоззрение, другой тип мышления, – поясняет Робин Григгс Лоуренс, автор книги «Простое несовершенство: возвращение в дом ваби-саби». – Это истинное принятие нахождения красоты в вещах, как они есть».
Что нужно, чтобы применять ваби-саби в своей жизни?
Робин говорит, что вам не нужны деньги или специальные навыки, чтобы ценить своё несовершенство и получать максимальную отдачу от жизни.
Ваби-саби не требует денег, обучения или особых навыков. Необходимыми являются ум, достаточно спокойный, чтобы оценить приглушённую красоту, смелость, чтобы не бояться обнажённости, готовность принимать вещи такими, какими они есть – без приукрашивания, способность замедляться, смещать баланс с действие на бытие, умение ценить, а не улучшать.
Майк Стёрм говорит, что ваби-саби значит принимать себя и строить свою жизнь на том, что у вас уже есть. Он пишет: «Принять ваби-саби так же легко (или сложно), как и понять себя, свои несовершенства и прочее. Речь идёт о том, чтобы быть сострадательным к себе и опираться на то, кем вы есть в действительности, а не лихорадочно пытаться изменить себя, чтобы быть кем-то другим».
Сегодня принятие того, что у нас имеется, любимых людей и опыта, который мы имеем возможность вплести в свою жизнь, теряет ценность.
Ваби-саби представляет собой драгоценный тайник мудрости, который ценит спокойствие, гармонию, красоту и несовершенство и может укрепить вашу устойчивость перед лицом материализма.
Ваби-саби предлагает вам расслабиться, замедлиться, сделать шаг назад и найти наслаждение и благодарность во всём, что вы делаете.
Проще говоря, ваби-саби позволяет вам быть самими собой.
Примите совершенство своего несовершенного бытия.
Жизнь это что то среднее межу
Я обычно следую философии «все похуй».
А мужики-то, придумавшие «скромненько но со вкусом», «дешево и сердито», «неладно скроен, да крепко сшит» и не знали.
4. Психология. Жан Пиаже
Продолжение разбора тем по психологии выбранных мной или предлагаемых читателями.
Как же сложно мне понять Жана Пиаже и его теории. Платон и Аристотель были полегче. Предлагаю Вам в сжатом и упрощённом виде ознакомиться с его трудами через этот пост.
Жан Пиаже, очень продуктивный швейцарский (я думал он был французом…) психолог, логик, философ, основатель генетической психологии, сильно интересовался самыми глубокими философскими вопросами:
* Что есть правда?
* Откуда берётся правда?
* Как мы приходим к понятиям времени и пространства, протяженности, изменчивости, морали?
* Как происходит развитие логики?
* Как происходят субъектно-объектные отношения и когда они возникают?
Он считал, что ответы «спрятаны» в детстве. Вот он и начал изучать детей, детскую психологию, постепенное развитие интеллекта.
Судя по всему, ответы на свои вопросы он так и не получил. Но, за то, вместо них он обрёл большую базу знаний о том, как развивается наш ум, а следовательно и понятия, которыми мы оперируем.
Не углубляясь в его очень сильно усложненные идеи (с которыми можно ознакомиться, например, в книге «Избранные Психологические Труды»), следует просто сделать замечание, что его работы во многом будут полезны педагогам и тем, кто работает с детьми.
В этом посте я постараюсь говорить больше о том, что может быть полезно взрослым.
Но Жан изменил это представление. Он экспериментально обосновал гипотезу о том, что ребенок не думает иначе, чем взрослый, он лишь использует другие «схемы».
Жан Пиаже ввел термин «схема» чтобы обозначить то, как мы работаем в своей голове с полученной информацией. Взрослый имеет расширенную схему, он гораздо легче упорядочивает внешний мир в своей голове, чем ребенок, который часто воспринимает мир как данность, не пытаясь описать (из-за чего время от времени ребенок может прибегать к противоречивым или нелогичным суждениям, например, что мячик прыгает потому что он красный).
Выводы: гармонично и продуктивно развивается тот человек, который развивает свои схемы. Развитие происходит через взаимодействие с новой информацией.
Чем больше у Вас схем, и чем они шире, тем более умны и способны Вы.
—
Конструктивизм и самообразование
—
Жан Пиаже был приверженцем конструктивизма, и считал (не без оснований), что ребёнок наиболее эффективно учится тогда, когда он сам добывает информацию. Прекрасно. Чтобы ребёнок сам добывал информацию, он должен иметь любознательность/интерес (то есть внутренний мотив эту информацию добыть). Задача педагога по конструктивизму в том, чтобы не учить ребёнка напрямую (лить в него знания), а возбуждать в нем любопытство.
Во взрослой жизни мы вынуждены быть себе и учениками и учителями. Конструктивистская система обучения хорошо подходит взрослому человеку, если он настроен на саморазвитие.
Как обрести любопытство учить неинтересные вещи (химию с физикой)?
1. Попытаться увидеть ценность этого знания.
2. Попытаться увидеть практическую пользу этого знания.
3. Попытаться увидеть красоту/гармонию этого знания.
4. Попытаться вдохновиться людьми, которые обладают этим знанием (пообщаться с человеком, который увлечен физикой, попросить рассказать о том, что он видит ценного в этом)
Четвертый пункт может дать Вам увидеть и ценность и мотив и красоту и практическое применение, если человек будет подходящим. Поэтически говоря, его пламя любопытства может разжечь Ваш костер желания.
Эмпатия увеличивает шанс достижения взаимопонимания, что способствует налаживанию отношений. К тому же, эмпатия очень хорошо влияет на самоанализ..Имея хорошее представление о том, каковы другие люди, стараясь их понимать, человек гораздо продуктивнее анализирует самого себя, так как есть с чем сравнивать и имеются средства для определения состояний, самоопределения в контексте общества или классификации внутренних феноменов.
Короче, сопереживающий умнее эгоиста по объективным причинам.
—
Выводы
—
Интеллектуальные процессы, зародившиеся ещё в детстве, актуальны на протяжении всей нашей дальнейшей жизни. Их развитие приносит много благо.
***
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.
Зашёл сегодня в ванную комнату, включил свет и увидел на дне ванны маленького чёрного паука. Применил магический навык эмпатии и подумал над тем, какого этому пауку сейчас. Он стоял неподвижно, не реагировал на моё приближение к ванне. Я предположил, что он вошёл в состояние защиты «замри». Развивая эту идею, я задумался над тем, участилось ли у него сейчас дыхание, как это бывает у млекопитающих при сильном страхе, и понял, что я не знаю дышат ли пауки, и если да то как и через что, а это значит, что моя схема мышления столкнулась с неизвестной информацией. Нужно применять аккомодацию. Во мне проснулось любопытство, и я зашёл в интернет читать про кислородный обмен пауков, предварительно смыв паука в канализацию, потому что не хочу, чтобы в моём доме возникло паучье гнездо. Хотя почему-то стало больно и совестно перед этим эпизодическим незнакомцем.
Ваби-саби — что за зверь такой?
Эту публикация про философию личного пространства.
Ва́би-са́би (в переводе с японского «скромная простота»; ваби «непритязательная простота» + саби «налёт старины; умиротворение одиночества»). «Ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой; «саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.
Удивительная японская философия основанная на познании трех простых реалий:
ничто не закончено,
и ничто не совершенно.
Говорят, «Ваби-саби — новое слово в мире дизайна», которое учит ценить красоту в ее мимолетности и неподдельности: мятые простыни, старый стол, покрытый царапинами, или потемневшая ложка с зазубринами, по мнению японцев, имеют гораздо большую ценность, чем новые, пусть даже более дорогие вещи — так как именно несовершенства делают каждую вещь уникальной.
Философия и эстетика ваби-саби понятна и близка не только японцам — отказ от демонстративной роскоши, не-тираж, а функциональность и простота становятся все популярнее в Европе и США
Ваби — это равнодушие к богатству, осознание того, что за деньги нельзя купить все.
Ваби — это однозначно позитивное отношение к жизни, не подверженное воздействию трудностей и страхов. Оно помогает увидеть за желаниями то, что действительно необходимо для жизни.
Ваби-Саби присутствует в жизни, в питании натуральными продуктами, экологичности, гармонии. Оно в ценности неспешной беседы, в гармоничности уютного жилища, в скромности поведения.
Ваби-саби позволяет человеку освободиться от зависимости накопительства и чрезмерных материальных благ.
Ваби-саби — это умение радоваться простым вещам в жизни, умение получать удовольствие от будничных событий, прожитых в полной мере.
По мнению британского интерьерного журнала House Magazine, философия ваби-саби позволяет ценить то, что есть, не стараясь постоянно улучшать себя и свой дом, и является «отличным противоядием для общества, построенного на одноразовых товарах и товарах, похожих друг на друга». Ваби-саби для тех, кто ценит аутентичность и небезупречность: глиняный горшок для цветка, сделанный своими руками, чайная чашка, покрытая сеточкой трещин, собственноручно связанный шарф или зачитанная книга — все это, по мнению поклонников японской философии, отражает ход времени, помогает увидеть истинную красоту вещей и влюбиться в них.
Ободрать старые выцветшие обои в цветочек, заново увидеть цветок в старинном глиняном горшке, далеком от совершенства, рассмотреть повнимательнее бабушкин поднос и наслаждаться его неровностям и шероховатостям, освободить квартиру от кучи ненужных и действительно никому не нужных вещей, добиться минимализма в своем личном пространстве, в гардеробе — дело непростое, но оно того стоит.
Проверено на собственном опыте, поверьте мне.
Ваби-саби: японские секреты счастливой жизни
Трендом этой весны неожиданно для всех стало замедление и умение находить радости в простых вещах – домашней обстановке, свежей еде, переменчивой погоде и свежем ветерке. Мы вспомнили, что японцы уже давно следуют концепции ваби-саби, и решили разобраться, какие секреты счастливой жизни можно взять на заметку.
Содержание статьи:
Что такое ваби-саби?
Ваби-саби – это эстетическое восприятие жизни, концепция внимательного отношения к себе и к окружающему миру, минимализм, затрагивающий все сферы жизни, это признание даров простой, неспешной жизни.
Звучит неплохо, да? Как же его достичь?
Уберите лишнее
Во второй половине 16 века чайный мастер Сэн-но Рикю полностью изменил обстановку чайной церемонии. Убрал все дорогие вещи, сократил площадь комнаты до трех квадратных метров, заметил фарфоровые чашки керамическими. Участники церемонии начали концентрироваться на процессе приготовления чая, на его вкусе, а не окружающей обстановке.
Оглянитесь, может быть, вы тоже ставите на стол слишком много декоративных, но бесполезных вещей, отвлекающих вас от главного. Или место для чтения настолько комфортное и уютное, с множеством подушек и покрывал, что приглашает не сконцентрироваться на книге, а немного поспать. Уберите лишнее и посмотрите, как изменится ваше восприятие.
Обогащайте интерьер и жизнь разными фактурами
В современном доме чаще всего встречаются гладкие идеальные поверхности: глянцевые фасады мебели, зеркала, ламинат с пластиковым верхним слоем, отшлифованный металл и хромированные блестящие детали бытовой техники, однородная шениловая обивка мебели. Глазу не за что зацепиться, что уж говорить про поиск умиротворения и вдохновения.
Используйте в интерьере более богатые фактуры: шершавое дерево, плетеные ковры из тростника и ротанговую мебель, сочетайте бархатные подушки с хлопковыми и льняными, гладкий шелк с рельефной вышивкой. Добавьте на окна текстиль, который будет создавать игру света и тени на стенах, поставьте на подоконник пышные растения, которые будут причудливо отражаться на стенах в солнечный день. Наши глаза и сердца утомлены до крайности современным ритмом жизни, дайте им возможность замечать красоту в мелочах.
Фото: entrancemakleri.se
Установите ограничение на гаджеты
Постоянное пребывание в соцсетях и в интернете не только забирает драгоценное время, но и негативно влияет на мозг – быстрое просматривание ленты, мерцающий экран, перескакивание по вкладкам раздражает нервную систему и совсем не способствует душевному равновесию. Действуйте кардинально – отключайте вечером вай-фай, ставьте ограничение на смартфон, убирайте все гаджеты подальше после определенного часа. И будет вам счастье.
Делайте ставку на ручной труд и уникальный дизайн
Вещи массового потребления, конечно, более доступны и чаще всего дешевле, но в них нет души. Они могут быть идеально скроены, без мельчайшего брака, с проверенным временем дизайном. Но это все не то. Чашка ручной работы, стол со столешницей из спила натурального дерева, плетеный ковер могут быть не идеальны, но в них сохраняется тепло тех людей, которые их сделали, они несут в себе историю. И ваш дом достоин тоже стать частью этой истории.
Фото: fonarceramic.ru
Давайте вторую жизнь старым вещам
Дайте волю творческому началу. Не избавляйтесь от любимых вещей, пришедших в негодность, а перекрашивайте, ремонтируйте своими руками, превращайте в новые вещи.
Дизайн: Emma Wallmen
Забудьте об идеальности
Дом ваби-саби никогда не будет идеальным, его вряд ли возьмут на обложку модного интерьерного журнала, но в нем живут, его любят и какие-то недостатки никого не беспокоят. Отпустите ваше стремление к общепринятой красивой картинке, сконцентрируйтесь на том, что важно именно для вас.
Дизайн: Emma Wallmen
INFECTED NOTEBOOK
Записная книжка: Дизайн, Мода, Интерьер
November 2016
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, но эту эстетику порой описывают как красоту того, что несовершенно, мимолётно или незаконченно. По сути, ваби-саби это понятие, характеризующие присущий японцам эстетический вкус, способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств.
Ваби – это выражение красоты, которая есть проявление творческой энергии, пронизывающей всё живое и неодушевленное. Это красота, которая как сама природа, и темная, и светлая; и печальная и радостная, и суровая и нежная. Красота этой природной силы несовершенна – всегда изменчива и недосягаема. Макото Уэда /Makoto Ueda
Леонард Корен, автор книги о ваби-саби, дает такой совет:
«Упростите все до самой сути, но оставьте поэзию. Держите все чистым и необремененным, но не лишайте смысла».
Society Limonta
Простота и утонченность всегда считались эстетическими качествами, присущими японской культуре, и были важнейшими особенностями жизни японцев с древних времен. Традиционная японская архитектура, например, казалась упрощенной, потому что упор делался на свободное пространство, отсутствие украшений и спокойные приглушенные тона. Тем не менее таким постройкам была свойственна элегантная красота.
Ваби-саби — это японский термин, который как раз и отражает такое ощущение красоты, но в то же время несет в подтексте определенные моменты, трудно поддающиеся определению. Эстетические качества, отраженные в ваби-саби, происходят от буддийских идеалов периода Средневековья, когда распространение буддизма в Японии ввело представление о ваби-саби в культурную сферу. Это понятие и сегодня определяет важнейшую суть многих традиционных видов искусств Японии.
Подобные свойства можно увидеть в японском искусстве и литературе: дизайн керамических изделий зачастую очень незамысловат и цвета скромные; структура японских стихов проста и незатейлива, но и те, и другие воплощают простоту и элегантную красоту.
Ваби переводят по-разному: безмятежная простота; аскетическая элегантность; неотшлифованная, несовершенная, несимметричная красота; безыскусственность; вещи в своем самом простом, строгом, природном состоянии; безмятежное, трансцендентное состояние сознания.
Саби переводят как «красота, хранящая в себе течение времени» и «вызываемое ею ощущение мимолетности». Это патина, которую накладывает возраст; это природный цикл рождения и смерти.
Furniture combining cast aluminium and wood
Wood casting Hilla Shamia
«Ваби» – особый способ жизни, находящий вкус в добровольной бедности, избирательной неприхотливости и гедоническом аскетизме.
«Саби» – особое свойство вещей, открывающих свою красоту в самоотречении, в безыскусной простоте, в деревенской неотесанности, в простонародной грубоватости, в несовершенстве, непритязательности и незаметности.
Соединившись в одно слово и одно понятие, ваби-саби стало центральным нервом и японского искусства, и всего мироощущения.
«Ваби-саби, – пишет чуткий интерпретатор японского духа в России, востоковед Н. Николаева, – способствует самоуглублению, состоянию внутреннего одиночества как особой выключенности из повседневной реальности. Это – красота заброшенного, покрытого патиной времени, неяркая и не бросающаяся в глаза. Это – постоянное ощущение бытия как небытия».
Например – почти разложившийся, готовый вернуться в землю осенний лист. Тая на глазах, он слабым намеком выдает свои исчезающие очертания. То, что нас пугает трупным запахом, на Востоке зовут ароматом тления. Мы, скажем, любим рождественскую елку в расцвете сил. Пышущая стеклянным румянцем, цветастая и блестящая, она нам кажется вызовом зиме. Но знатоку ваби-саби больше пришлись бы по душе выброшенные елки, валяющиеся на улицах города, приходящего в себя после праздника. Стоит взглянуть на них под другим углом, и мы увидим целый горизонтальный лес, уступивший кавалерийскому налету времени. Следы лихорадочного веселья – неуместный бант, нить серебряного дождика, осколок игрушки, – оттеняют угрюмую, но честную картину умирания. Предоставленная сама себе елка возвращается к естественному ходу вещей, заменяя чуждое ей пестрое убранство глухим оттенком увядшей зелени.
Ваби-саби вообще любит зеленый цвет. В нем много тех многозначительных нюансов, что напоминают об игре живого с мертвым: травянистая гамма весны, патина старой бронзы, мшистая затхлость гниения. Кажется, что по пути к черно-белой палитре небытия все вещи норовят стать зелеными. Не зря армия красит в защитный цвет все, до чего доберется.
Акцентируя смертность вещей, ваби-саби сближает их с нами.
Поэтому ваби-саби ценит то, чем мы брезгуем – вторичность, сношенность, затертость. Бывшее в употреблении всегда лучше нового.
. японский классик ХХ века Танидзаки: «При виде предметов блестящих мы испытываем какое-то неспокойное состояние. Европейцы употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Наоборот мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени. Мы отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно вызывает в представлении лоск времени. Это выражение звучит несколько сильно, правильнее было бы сказать – «засаленность руками». И то, и другое выражает понятие глянца, образовавшегося в течение долгого времени на предметах, которых касаются человеческие руки: от постоянного обращения одного и того же места в руках жировое вещество проникает, впитывается в материю предмета, в результате чего и получается именно «засаленность от рук». Нельзя отрицать того, что в «художественную изящность», радующую наш взор, одним элементом входит некоторая нечистоплотность и негигиеничность.
Европейцы стремятся уничтожить всякий след засаленности, подвергая предметы жестокой чистке. Мы же, наоборот, стремимся бережно сохранить ее, возвести ее в некий эстетический принцип. Мы действительно любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков. Мы любим расцветку, блеск и глянец, вызывающие в нашем представлении следы подобных внешних влияний. Мы отдыхаем душой, живя в такого рода зданиях и среди таких предметов, – они успокаивающе действуют на наши нервы».
Японцы любят заваривать чай в чайнике из необожженной глины. Его пористые стенки впитывают летучие эфирные масла, придающие чаю ту тонкость аромата, которую на Востоке ценят несравненно выше вкуса. С каждой заваркой запах становится богаче, а чайник дороже. Заплатив вместо пятидесяти долларов пять тысяч, можно приобрести сосуд с документированной родословной, включающей фотографии всех его владельцев на протяжении трех поколений. Накопленное с годами ваби-саби делает чайник членом семьи, занимающим промежуточное положение между женой и кошкой.
Robin Griggs Lawrence The Wabi-Sabi House: The Japanese Art of Imperfect Beauty
Diane Durston Wabi Sabi: The Art of Everyday Life
Leonard Koren Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers
Wabi Sabi: Timeless Wisdom for a Stress-Free Life