в зарубежных странах выделяют такие способы образования юридического лица как явочный

Возникновение юридических лиц

В зависимости от роли государства в образовании юридического лица следует различать три традиционные системы:

1) создание юридического лица по инициативе государственного органа (распорядительная система);

2) создание юридического лица с разрешения государственного органа (разрешительная система);

3) явочно-нормативная система с заранее предусмотренным разрешением создания юридических лиц.

В законодательстве зарубежных государств используются все три системы, но предпочтение отдается системе явочно-нормативной.

Образование любого юридического лица требует волеизъявления его учредителя (учредителей), выраженного в соответствии с правилами, установленными государством.

Наибольшее применение в законодательстве и практике иностранных государств получил явочно-нормативный (нормативный) способ образования юридических лиц. При такой системе нормативный акт в общей форме определяет для данного типа юридических лиц предпосылки, от соблюдения которых зависит возникновение конкретного юридического лица. Германские объединения (союзы лиц) образуются по воле учредителей в рамках правил § 21-40 ГГУ, § 105-108 Германского торгового уложения, § 1-5 Акционерного закона Германии 1965 г. и других норма-тивных актов. Свободное образование, прежде всего, торговых, а затем и гражданских товариществ с правами юридического лица признано ФГК. Французский Закон об ассоциациях от 1 июля 1901 г. разрешил свободное образование союзов некоммерческого характера без предва-рительного разрешения на основании заявления, сделанного префектуре.

Источник

Образование (учреждение) юридических лиц

1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК ( ст. ст. 50.1 — 52 ), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих ( п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих ( п. 3 ст. 50 ГК) организаций.

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц.

1. Явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания. В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены — производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации.

2. Распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

3. Разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

2. В процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:

1) принятие решения об учреждении юридического лица;

2) государственная регистрация юридического лица.

При создании юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем единолично. В случае если юридическое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.

В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения:

— об учреждении юридического лица;

— об утверждении его устава;

— о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

— об избрании (назначении) его органов;

— о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) ( ст. 50.1 ГК).

3. Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.

Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК является устав. Исключением являются хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава ( абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).

В учредительных документах должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов. Сведения, необходимые для включения в устав юридического лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии с ГК и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества, помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров, о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.

В уставе некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях деятельности коммерческой организации необязательны для включения в ее устав (но могут быть, а иногда должны быть включены).

Юридическое лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны включаться в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании, фирменном наименовании и месте нахождения юридического лица указываются только в ЕГРЮЛ.

Примерами могут служить Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная компания «Российские автомобильные дороги», Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др. Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность со дня занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.

4. Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственным органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — в отношении коммерческих организаций. В отношении некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступают Министерство юстиции РФ и его территориальные органы ( ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях); в отношении кредитных организаций — Банк России ( ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности).

5. Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).

Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом. Требование государственного органа о представлении иных документов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности. Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности). Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации. Например, одним из оснований для отказа в государственной регистрации является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица ( подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

6. Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст. 51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте — юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным. Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных, например на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.

Юридическое лицо освобождается от ответственности перед контрагентом за недостоверность или недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные сведения включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, например в результате недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.

Источник

Юридическое лицо: создание, прекращение, классификация

Для образования и прекращения юридического лица существуют различные способы. Однако чаще всего используются «стандартные» способы образования юридического лица, которые используются практически во всех развитых странах: разрешительный, нормативно-явочный, распорядительный.

Разрешительный порядок подразумевает, что юридическое лицо образуется по индивидуальному разрешению, которое выдает надлежащий государственный орган: министерство, правительство или глава государства.

Нормативно-явочный порядок подразумевает, что образовываемые юридические лица обязаны отвечать требованиям, которые предъявляет общий закон, подразумевающий существование юридических лиц определенного вида. При этом не требуется со стороны государства выдачи специального разрешения на учреждение такого рода юридических лиц. Для получения статуса юридического лица достаточно пройти лишь предусмотренную законодательством процедуру в соответствующих государственных органах.

При распорядительном порядке преимущественно возникают юридические лица публичного права. Свою деятельность они могут прекратить только в том же порядке.

Большинство современных юридических лиц частного права образовываются в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

Прекратить свое существование юридические лица частного права могут в принудительном (по решению судебных либо административных органов) или в добровольном порядке без ликвидации или с ликвидацией имущества и дел (то есть с возникновением правопреемника путем реорганизации). В доктрине, практике и праве зарубежных стран большое внимание уделяется вопросам ликвидации юридических лиц и их банкротства в том числе.

Классификация юридических лиц

Существует несколько разных классификаций юридических лиц. Это можно объяснить спецификой отдельных «семейств систем права», национальными особенностями юридических лиц разных стран, а также разными критериями классификации.

Так, право ФРГ допускает юридические лица публичного и частного права. К группе юридических лиц частного права относятся также правоспособные персональные общества (rechtsfähige Personengesellschaften). Д. Лайполд также относит к числу юридических лиц частного права общества, организация которых служит частным целям и регулируется нормами частного права. Их основная масса образует правоспособный союз Германского гражданского кодекса. На основе которых строятся общества капиталов как юридические лица торгового права. К ним принадлежат товарищество; коммандитное общество на акциях (Kommanditgesellschaft auf Aktien); акционерное общество (Aktiengesellschaft); общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung) и адвокатское общество. Правоспособные фонды, в которых определенное имущество распределяется на нужды соответствующего фонда, также принадлежат к юридическим лицам частного права.

Д. Лайполд полагает, что сложности возникают при структуризации статусов правоспособных персональных (личных) обществ. Их основной тип формирует общество гражданского права, которое может быть представлено адвокатским сообществом, лотто-игровым объединением или трудовым объединением нескольких организаций, которые участвуют в одном масштабном проекте по строительству. Автор в своей работе упоминает и другие категории субъектов, которые он относит (с некоторыми оговорками) к юридическим лицам. Например: партнерское общество, общество общей руки, внешнее общество, европейское хозяйственное объединение интересов.

Различие между правоспособными личными обществами и юридическими лицами может быть связано с личной ответственностью членов первых по личным обязательствам общества.

Объединение сонаследников и брачное объединение имущества правоспособностью не обладают и юридическими лицами не являются. В этих случаях правомернее будет рассуждать об объединениях общей руки, в которых обязанности и права их сонаследников (по отношению к наследственной массе) и супругов (по отношению к нажитому совместно имуществу) упорядочиваются и регламентируются сообща, в соответствии с конечной целью.

Частное право других стран также предусматривает разные виды юридических лиц: различного рода правительственные корпорации и корпорации не имеющие или имеющие целью извлечение прибыли в США; компании с неограниченной или ограниченной ответственностью, юридические лица инкорпорированные на основе королевской хартии или парламентского акта в Великобритании; акционерные (анонимные) общества и союзы во Франции.

Однако на практике, наиболее удобны и приемлемы «сквозные» типы классификаций, которые дают общее представление о системе юридических лиц. При этом обязательно надо отметить, что для многих юридических лиц их правовой статус определяется наряду с общими нормами торговых и гражданских кодексов стран, в которых они имеются, соответствующими нормами публичного права и нормами права обществ.

Традиционно, производится разделение юридических лиц на две основные группы: юридические лица частного и публичного права. К числу первых относятся государственные и частные предприятия. Вторая группа – юридические лица имеющие властные полномочия (США – муниципалитеты, Италия – коммуны и провинции, ФРГ – общины и земли, Франция – общины и департаменты), также сюда относятся организации и учреждения, которые осуществляют лечебную, научную, культурную, просветительскую или образовательную деятельность – больницы, музеи, лицеи, университеты и т. п. Согласно другим классификациям, юридические лица делятся на частные, государственные и смешанные.

Современная литература содержит в себе различные критерии деления видов юридических лиц. Главным критерием при этом, является происхождение акта, который явился основанием для организации субъекта права. Если юридические лица частного права возникают на основании частноправового акта, то юридические лица публичного права возникают на основании публично-правового акта (административного акта, закона). Наряду с наличием властных полномочий у некоторых юридических лиц публичного права, их отличительными признаками являются особый характер членства и публичный характер целей, которые они преследуют. По этой причине, юридическими лицами публичного права также являются промышленные и торговые палаты, государственные учреждения, административно-территориальные единицы и государство. Например, правительствам штатов и суверенной власти правительства США присуще право заключать договора. Права административных единиц, таких как муниципалитеты, города или графства зависят от объема полномочий, которые были делегированы им при образовании.

Сообщества и торговые товарищества представляют собой наиболее многочисленную группу среди юридических лиц частного права. Иногда они подразделяются на коллективные, персональные, договорные и уставные. В некоторых странах, они могут «дробиться» на более мелкие группы. Так, во Франции группа договорных товариществ включает в себя коммандитное и полное товарищества, а группа уставных обществ – акционерное, с ограниченной ответственностью и акционерная коммандита. В ФРГ к договорным относятся коммандитное общество на акциях, негласные товарищества, коммандитное общество и полное товарищество.

В обобщенном виде общество или товарищество – это организация, которая создается для ведения дел с целью получения прибыли.

Современные торговые общества и товарищества условно делятся на «объединения капиталов» и «объединения лиц». В основу такой классификации положено преобладание имущественного или личного фактора в деятельности юридического лица.

Объединения капиталов – это акционерная коммандита, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

Объединения лиц – коммандитное товарищество и полное товарищество.

Доверительный личный характер взаимоотношений участников положен в основу объединения лиц. На имущественных связях дольщиков или пайщиков базируются объединения капиталов. Как результат, среди мелкого и среднего бизнеса более распространены объединения лиц, тогда как объединения капиталов чаще встречаются в сфере крупного бизнеса с преимущественно правовой формой.

Одновременно с коммандитным и полным товариществами к персональным товариществам (объединениям лиц) относятся схожие сними в главных чертах общества с ограниченной ответственностью в США и Великобритании. Общей чертой для тех персональных товариществ, которые объединяют и совместную деятельность членов и капиталы, является значение личного элемента, которое проявляется в представительстве товарищества, предоставлении каждому участнику права на ведение дел, ограничении права на уступку членства в товариществе. В объединениях капиталов члены объединяют только лишь капиталы и не принимают участия в приложении капитала к процессу воспроизводства. Специально созданные органы осуществляют оперативную деятельность и представительство таких обществ. Само общество, которое выступает в качестве юридического лица, несет ответственность по своим обязательствам.

В Португалии согласно статье 105 Торгового кодекса от 28 июня 1888 года, подразумеваются следующие виды торговых товариществ: коммандитное товарищество, акционерное общество, полное товарищество. Кроме этих видов товариществ закон от 11 апреля 1901 года регламентировал учреждение товарищества на паях. Коммандитное товарищество представляет собой организацию, в которой один или более его членов отвечают, как в полном товариществе, а все прочие члены предоставляют какую-либо стоимость, которая и ограничивает их ответственность. Полное товарищество характеризуется неограниченной и солидарной ответственностью всех его членов без исключения. Эти определения раскрывают понятия коммандитных и полных товариществ, согласно законодательству всех стран, где возможны такие формы организаций.

В зарубежной литературе по данной теме можно найти основные признаки коммандитных и полных товариществ по законодательствам Франции, Испании, Италии, Японии, США, Швейцарии, ФРГ и других стран.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что полное товарищество представляет собой объединение двух или более лиц, которые занимаются совместное предпринимательской деятельностью. Существование товарищества прекращается в случае выбытия из него хотя бы одного участника, это вытекает из особенностей характера товарищества. На режиме общей собственности участников товарищества находится его имущество (Великобритания, США и др.) или на режиме собственности самого товарищества (Франция, ФРГ и др.). Убытки и прибыли товарищества распределяются пропорционально размерам взносов его участников. Все члены товарищества или лица, действующие по их поручению, осуществляют управление делами товарищества.

По долгам товарищества ответственность несут все его члены, всем имуществом принадлежащим им лично в солидарной форме.

Коммандитное (общество) товарищество включает в себя две группы товарищей: коммандитисты (члены, которые участвуют в деятельности товарищества только своими вкладами, согласно их размерам получают прибыль, отвечают по долгам в пределах вкладов, но не участвуют в управлении делами) и полных товарищей (отвечающих всем своим имуществом по долгам товарищества). У крупного капитала такой вид торгового товарищества интереса не вызывает, так как не позволяет получать наибольшие прибыли и обеспечить полноту власти. По этой причине в некоторых странах появился вариант коммандитного товарищества – акционерная коммандита (в ФРГ – коммандитное общество на акциях). В таком товариществе весь капитал его членов делится на акции, которые можно в свободном порядке отчуждать, что, в свою очередь, дает возможность среднему или крупному капиталу занимать более прочные позиции.

Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство. В подавляющем большинстве стран свойства особого субъекта права отрицаются за персональными товариществами. Однако во Франции в качестве юридических лиц рассматриваются все виды товариществ, торговые и гражданские. В ФРГ юридические и физические лица могут выступать в качестве участников полного товарищества.

Акционерное общество

Акционерное общество – это основа всего правового функционирования крупного бизнеса сегодня.

Наиболее разработано и детализировано законодательство именно об акционерных обществах. Например, французский закон №66-537 «О торговых товариществах» от 27 июня 1966 года, который входит в Коммерческий кодекс Франции, насчитывает 502 статьи. Главный источник акционерного права ФРГ – это закон об акционерных обществах, принятый 6 сентября 1965 года, содержит 410 параграфов. В Великобритании консолидированный закон о компаниях в первой редакции включал в себя 747 статей. Акционерное законодательство принятое в США образует законы штатов о предпринимательских корпорациях (Общий закон о корпорациях штата Делавэр 1967 года, закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк 1963 года и др.).

Базу для образования и дальнейшей деятельности акционерных обществ составляют ценные бумаги – акции, которые дают владельцам этих бумаг право на получение части прибыли. К. Маркс говорил, что акция – это титул собственности на прибавочную стоимость, которая ожидается от акционерного капитала.

Иными словами, акция – это единица пропорционального вычисления размера собственнических интересов акционеров (членов корпорации), но не акционерного капитала, выражением в денежном эквиваленте которого она является.

Это можно объяснить тем, что вещное право собственности на акционерный капитал принадлежит не акционерам, а самой корпорации.

Акция представляет собой объект права частной собственности. Акции можно отчуждать в какой-либо форме, например, продавать, их можно покупать, по сути, они являются товаром. Нередко акционерные общества называю анонимными, так как основная масса акция обезличена. Так, согласно законодательствам Франции и Испании, акционерные общества анонимны. По сравнению с другими видами торговых товариществ, акционерные общества имеют ряд важных свойств, которые делают их особенно привлекательными их для крупного капитала. Одно из ключевых свойств – это ответственность акционеров только в пределах суммы своих акций по долгам акционерных обществ.

Французский закон о торговых товариществах в статье 73 определяет анонимное общество как товарищество, капитал которого поделен на акции и участники которого несут ответственность и убытки только в пределах стоимости их взносов. В ФРГ, согласно закону об акционерных обществах, отвечает по своим обязательствам перед кредиторами только имущество самого общества. Подобные правила применяются в США, Великобритании и ряде других стран. Ограничение риска акционеров величиной их вкладов и свобода отчуждения акции дают возможность распоряжаться капиталом, вкладывать его в разные акционерные общества. Это приводит к образованию систем зависимых АО (дочерних, материнских и т. д.), как за границей, так и в стране, обеспечивая тем самым крупному капиталу максимальные прибыли.

Еще одно немаловажное свойство акционерного общества – это бессрочность его существования: как правило, до тех пор, пока в акционерном обществе есть хотя бы один акционер, оно сохраняется. Это важное условие для стабильности бизнеса. Крупный капитал может устанавливать контроль за деятельностью акционерного общества благодаря централизованному характеру управления АО.

Право акционерного общества получать облигационные долгосрочные займы у кредитных организаций и банков в немалой мере способствует успешной деятельности общества.

Порядок образования акционерных обществ подробно регламентируется законодательством об акционерных обществах. В первую очередь определяется минимальное число учредителей: США – один, Япония и Франция – до семи и более в других странах. Согласно законодательству ФРГ, в учреждении общества допускается участие не менее пяти лиц. Внимание также уделяется финансовой структуре капитала АО, в который включены прибыли (дивиденды), заемный капитал и акционерный капитал общества. Законом регулируется распространение разных видов акций (привилегированных, учредительных и обыкновенных), а так же их стоимость по номиналу; полномочия и состав руководящих органов АО: управляющих, правления, наблюдательного совета, общего собрания и др.; порядок выпуска облигаций.

Отделение в акционерных обществах функции управления собственностью от непосредственного собственника, распространение акций среди работников и анонимность участия являются причиной возникновения иллюзии «общности интересов» всех держателей акций, служат базой для теорий «революции управляющих» и «индустриального общества». В связи с этим надо отметить, что в среде рабочих акции очень часто распределяются в принудительном порядке с запретом отчуждения этих акций в течение какого-либо определенного периода времени. В результате малую долю своего неоплаченного труда работники общества получают в виде доходов от акций. Ситуация с формальным характером прав простых акционеров обостряется системой выпуска «безголосых» и «многоголосых» акций, голосованием по доверенности, превращением общих собраний акционеров в формальность и другими уловками акционерного законодательства (толкование закона об АО – частая тема для рефератов и научных работ студентов экономических профессий). Также свою неэффективность показал механизм привлечения к управлению акционерным обществом рядовых работников.

Говорить об их равном участии в управлении обществом не приходится, хотя закон и дает наемным работникам право избирать в руководящие органы АО своего представителя.

Форма акционерного общества может применяться и межнациональном формате, прежде всего в рамках Европейского сообщества и Европейского экономического сообщества. Процесс выработки Статуса европейского акционерного общества начался после подписания Римского договора о создании Общего рынка и завершился к концу 1970-х годов. Специалисты многих западноевропейских стран приняли активное участие в обсуждении проекта Статуса.

Принятие Статуса о еврокомпании в 2001 году решил проблему предоставления учредителям АО и других компаний возможностей выбора – пользоваться общей для всего Евросоюза моделью или создавать подобные структуры по собственному национальному образцу. Регламент Совета ЕС от 8 октября 2001 года утвердил данный статус.

Общество с ограниченной ответственностью

Одновременно с акционерными обществами распространение получили и общества с ограниченной ответственностью. Главные признаки этих обществ схожи в большинстве стран, кроме Великобритании, где общества с ограниченной ответственностью соответствуют акционерным обществам других стран. Естественно, что в Великобритании не полностью совпадает с акционерным обществом других стран понятие компании, но все же ее правовой статус ближе к АО, чем к ООО.

Общества с ограниченной ответственностью наибольшее распространение получили в сфере малого и среднего бизнеса. В форме данных обществ отмечаются схожие черты с акционерными обществами. Главное, что есть у тех и у других – это свобода участников от имущественной ответственности за пределами своих долей в капитале общества перед кредиторами. Важное различие заключается в том, что капитал ООО делят на доли участия, которые передать третьим лицам можно только с согласия других членов общества. Также ООО освобождаются от необходимости предоставлять публичную отчетность о состоянии своей коммерческой, финансовой и производственной деятельности.

Как и в случае с акционерными обществами, законодательства об обществах с ограниченной ответственностью весьма многочисленны. Были приняты законы об этих торговых обществах: в Нидерландах (1971 г.), Греции (1955 г.), Испании (1953 г.), Бельгии (1935 г.), Франции (1925 г.), Австрии (1906 г.), Германии (1892 г.).

Последняя четверть ХХ века ознаменована внесением существенных изменений в законодательства разных стран касательно обществ с ограниченной ответственностью, однако базовые принципы не были затронуты. Так, в ФРГ закон об ООО, принятый в 1892 году был подвергнут изменениям в 1980 г. В соответствии с этими правками, общество с ограниченной ответственностью наделено всеми правами юридического лица, а перед кредиторами отвечает лишь имущество данного общества. Похожая ситуация сложилась и в Австрии. Закон от 1906 года был изменен в 1982 году. Правка состояла в том, что по своим обязательствам общество стало отвечать лишь частью своего имущества. Это полностью исключило персональную, прямую ответственность общества по своим обязательствам перед третьими лицами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *