в западных саянах встречаются такие редкие
8 кл. Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены».презентация.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» 8 класс
Повторим теорию Назовите признаки однородных членов предложения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДНОРОДНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ 4 ПОЛОЖЕНИЯ: 1) ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС, ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ СЛОВУ; 2) ОНИ РАВНОПРАВНЫ И НЕЗАВИСИМЫ; 3) ПРИСУТСТВУЕТ ИНТОНАЦИЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ; 4) СВЯЗАНЫ ИНТОНАЦИЕЙ ИЛИ ИНТОНАЦИЕЙ И СОЮЗОМ
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ : А НО ДА(=НО) ОДНАКО(=НО) ЗАТО(=НО) РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ: ИЛИ ЛИБО ТО … ТО НЕ ТО … НЕ ТО ТО ЛИ … ТО ЛИ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ: И ДА(=И) НИ … НИ НЕ ТОЛЬКО … НО И КАК … ТАК И
Как ставятся знаки препинания при ОЧ?
Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов, например: Со всех сторон слышались смех, песни, веселье (Л. Толстой). Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов а, но, да (в значении «но»), однако, хотя и т.п., например: Не род, а ум поставлю в воеводы (Пушкин). Она говорила мало, но толково (Тургенев). На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов).
Запятая ставится между парными группами, на которые могут распадаться однородные члены предложения (внутри таких пар не ставится), например: Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский). Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов и. и, да. да, то. то, ли–ли, или–или и т.п., например: Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (Тургенев).
Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов и. и, да. да, то. то, ли–ли, или–или и т.п., например: Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (Тургенев). Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон (Пушкин).
Запятая ставится между парными однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов как – так и, не столько (не столь) – сколько (сколь), столько же (столь же) – сколько (сколь), не только – но и, если не – то, хоть (хотя) – но (а) и т.п., например: А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими грызться рад (Крылов).
Запятая не ставится в устойчивых словосочетаниях: ни то ни сё, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет и др. Не являются однородными членами предложения и, следовательно, не разделяются запятыми два одинаковых по форме глагола, следующие один за другим и образующие единое смысловое целое, например: пойду узнаю, пойти посмотреть. Запятая не ставится между неоднородными определениями: Шёл длинный товарный поезд (Чехов).
Конструируем предложения (устно) 1. Перестройте предложение: однородные члены соедините союзами, указывающими на чередование признаков моря. Море бывает ласковое, сердитое, вкрадчивое, разгневанное. Море бывает то ласковое, то сердитое, то вкрадчивое, то разгневанное.
2. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом. Сказки любят и дети, и взрослые. В этом году я собираюсь поехать в деревню летом или осенью. Сказки любят не только дети, но и взрослые. В этом году я собираюсь поехать в деревню как летом, так и осенью.
5. Перестройте предложение так, чтобы перед однородными членами можно было поставить двоеточие. В Западных Саянах встречаются такие редкие, исчезающие животные, как алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок. В Западных Саянах встречаются редкие, исчезающие животные: алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок.
6. Перестройте предложение так, чтобы сказуемое с зависимыми словами стояло после однородных членов. Запишите его. В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки. Растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки – нередки в наших краях.
7. Перестройте предложение, поставив обобщающее слово после однородных членов. Растения: черемуха, бузина, горчица, петрушка – воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами. Черемуха, бузина, горчица, петрушка – эти растения воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами.
Тест 1. Укажите простое предложение с однородными членами: А) То крик филина нарушит тишину, то зашуршит в кустах проснувшаяся птица. Б) Я падаю в изнеможении, но сейчас же поднимаюсь, охваченный недобрым предчувствием. В) На косе стояла палатка проводников, лениво догорал костёр, но ни хозяев, ни оленей не было. Г) Или мы пройдём в ворота, или они захлопнутся перед нашим носом. 2. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая: А) С улицы раздались крики и гул машин. Б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали. В) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. Г) Погода была пасмурная и дождливая. 3. Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены верно: А) Извозчик между тем и кнутом и вожжой, и ногой, и словами понукал свою разбитую клячу. Б) Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. В) Смоленск, и Тула, Киев, и Воронеж своей прошедшей славою горды. Г) Далеко гулы повторяют, и рёв и треск, и шум и гам.
Тест 4. Укажите предложение с неоднородными определениями: А) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь. Б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями. В) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой. Г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого. 5. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах: А) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых. Б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. В) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги. Г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.
КЛЮЧИ К ТЕСТУ 1. Б 2. В 3. Б 4. Б 5. Г
Тесты онлайн http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Znaki-prepinaniya-pri-OCHP-8923/Default.aspx http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test279.xml
Спишите предложения, расставьте знаки препинания в предложениях, где это необходимо, подчеркните ОЧ. 1. Колокольчик отдаленный то замолкнет то звенит. 2. Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые и звонкий голос. 3. И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. 4. Черная от бесплодия земля пахнет прелью сгнивших стволов да вечно не просыхающими лишайниками. 5. На большей части их лиц выражалось ежели не боязнь то беспокойство. Посаженные заботливыми родственниками деревца клен тополь акация а также дикорастущий терн зеленели приветливо и свежо.
Графический диктант: запишите только схемы предложений. 1. С опытным проводником нам не страшно ничто ни броды через бурные реки, ни завалы ни сплошная тайга ни переправы. 2. Эти птицы уничтожают массу вредителей златогузок долгоносиков и гусениц. 3. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. 4. Удочки черви подкормка спички для костра все было готово для рыбалки. 5. Ягодные кустарники а именно крыжовник смородина в этом году обильно плодоносили. 6. В душе моей сменилось два чувства злоба к собаке и радость. 7. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка все было так прелестно в это милое утро. 8. Все путь ему болото бор кусты утесы и овраги.
Говорите и пишите правильно Прочитайте статью из справочника о том, как правильно составлять предложения с ОЧ. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 248–253.
1. В последовательности однородных членов должна быть определенная логика. Например, в предложении Страхователь получает возмещение в случае пожара, взрыва газа, аварий систем отопления, канализации, сильного ветра последовательность расположения однородных членов определяется их частотностью (от более частых к менее частым). 2. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные сочетания используются в художественной литературе как специальный стилистический прием – наложение (создание комического эффекта, индивидуализация речи рассказчика или персонажа и т. д.) Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов). 3. Источником ошибки может быть невозможность лексической сочетаемости одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а «делают»).
4. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин (пирожные – вид кондитерских изделий). 5. Не сочетаются в качестве однородных членов качественные и относительные прилагательные. Неверно: Шоколадный и питательный йогурт; лёгкий и фруктовый творожок (реклама), великий и русский поэт (публицистическое выступление). 6. В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, то есть понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы. 7. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц. »).
Поурочный план урока по русскому языку на тему «Однородные члены предложения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема. Предложения с однородными членами
Цели урока: Обобщить знания об однородных членах; закрепить навыки нахождения однородных членов в предложении и постановки знаков препинания;
дать понятие неоднородных определений; помочь уяснить разницу между однородными и неоднородными определениями; отработать навык постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.
научить находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Работа по теме урока.
1. Однородные члены предложения отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, произносятся перечислительной интонацией, являются одинаковыми членами предложения, связаны без союза или сочинительными союзами.
· Соединительные (и, да = и, также, тоже, ни…ни, не только…но и, как…так и).
· Разделительные (или, иль, либо, то…то, не то…не то).
· Противительные (а, но, да = но, однако, зато, же, хотя).
Однородными могут быть любые члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство). Обозначим однородные члены знаком Ο.
2) Люди ближних сёл несли на базар как овощи, хлеб, птицу, так и фрукты, мёд . как Ο, О, О, так и Ο, О.
3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. Ο, Ο и Ο
4) Люблю тебя сильно, пламенно и нежно!
В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами.)
Запятые нигде не ставятся!
Сравните это предложение со следующим. Похожи ли они между собой? Как отличаются данные предложения по конструкции?
(Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.)
Однородные и неоднородные определения
В комнате стоял большой деревянный стол.
Задание: подчеркнуть все члены предложения.
– Что мы увидели? (Два определения.)
— Они отвечают на один вопрос? (Да.)
— Относятся к одному и тому же слову? (Да.)
— Выражены одинаковыми частями речи? (Да.)
— Это однородные члены? Почему же между ними не стоит запятая?
– Что обозначало прилагательное большой в предложении? (Размеры.)
Вывод: какие определения называются неоднородными, как их определить в предложении? (Устный ответ на вопрос.)
1. Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).
2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).
4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).
5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом: Нивы печальные, снегом покрытые.
1) Наступила ясная, теплая ночь.
2) В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка.
3) Широкая, ласковая улыбка озарила ее лицо.
4) От земли поднимался душный, теплый запах.
5) Маленькая, празднично разодетая девочка теребила край синего фартука.
6) Косой, мерзлый дождь хлестал в лицо.
7) Его горячее желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой.
Знаки препинания при ОЧП.
Запятая при ОЧП ставится
· При повторяющихся соединительных и разделительных союзах: и О, и О…; ни О, ни О…
· Перед одиночным противительным союзом: О, а О…
· При попарном соединении:
· Перед второй частью двойного союза: как … так и; не так … как; не только … но и; не столько … сколько; настолько … насколько; хотя и … но; если не … то и др.
· При бессоюзном соединении: О, О, О…
Запятая при ОЧП не ставится
· При одиночном соединительном или разделительном союзе: О и О…; О или О…
· Во фразеологическом обороте: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни то ни сё; ни богу свечка ни чёрту кочерга и др.
Обобщающие слова при ОЧП:
· обозначают родовое понятие
· стоят в той же форме, что и ОЧП.
· являются тем же членом предложения, что и ОЧП.
· имеют обобщенный смысл.
· в схемах обозначаются .
Обобщающие слова при ОЧП и пунктуация при них.
Закрепление и применение изученного.
1. Прочитайте предложения. Объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
2. Прочитайте предложения. Объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
3. Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов.
2) …, …, … — все эти животные считаются хищниками.
4. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены, выделите союзы, которыми они соединены.
1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
2. Щеки румяны, и полны, и смуглы.
3. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.
4. Ни смех, ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.
5. Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые.
6. Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.
7. Умен и пригож, да на дело не гож.
8. Голова завита, да не делом занята.
9. У самого родника росли не только дубы, но и ели.
10. Она любила как русский язык, так и литературу.
6. Творческий диктант.
1. Перестройте предложение: однородные члены соедините союзами, указывающими на чередование признаков моря. Запишите его.
Море бывает ласковое, сердитое, вкрадчивое, разгневанное.
2. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.
Сказки любят и дети, и взрослые. В этом году я собираюсь поехать в деревню летом или осенью.
3. Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом. Запишите это предложение.
В саду росли яблони, груши, вишни, сливы.
4. Придумайте к однородным членам обобщающее слово, поставьте его перед однородными членами. Запишите предложение.
Осина, ольха, березки еще голы.
5. Перестройте предложение так, чтобы перед однородными членами можно было поставить двоеточие. Запишите его.
В Западных Саянах встречаются такие редкие, исчезающие животные, как алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок.
6. Перестройте предложение так, чтобы сказуемое с зависимыми словами стояло после однородных членов. Запишите его.
В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.
7. Запишите предложение, поставив обобщающее слово после однородных членов.
Растения: черемуха, бузина, горчица, петрушка – воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами.
Поурочный план по теме «Однородные члены предложения»
Цели урока: Обобщить знания об однородных членах; закрепить навыки нахождения однородных членов в предложении и постановки знаков препинания;
дать понятие неоднородных определений; помочь уяснить разницу между однородными и неоднородными определениями; отработать навык постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.
научить находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по теме «Однородные члены предложения»»
Тема. Предложения с однородными членами
Цели урока: Обобщить знания об однородных членах; закрепить навыки нахождения однородных членов в предложении и постановки знаков препинания;
дать понятие неоднородных определений; помочь уяснить разницу между однородными и неоднородными определениями; отработать навык постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.
научить находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Работа по теме урока.
1. Однородные члены предложения отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, произносятся перечислительной интонацией, являются одинаковыми членами предложения, связаны без союза или сочинительными союзами.
· Соединительные (и, да = и, также, тоже, ни…ни, не только…но и, как…так и).
· Разделительные (или, иль, либо, то…то, не то…не то).
· Противительные (а, но, да = но, однако, зато, же, хотя).
Однородными могут быть любые члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство). Обозначим однородные члены знаком Ο.
2) Люди ближних сёл несли на базар как овощи, хлеб, птицу, так и фрукты, мёд . как Ο, О, О, так и Ο, О.
3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. Ο, Ο и Ο
4) Люблю тебя сильно, пламенно и нежно!
В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Деревья и травы летом и в начале осени сочны и свежи.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами.)
Запятые нигде не ставятся!
Сравните это предложение со следующим. Похожи ли они между собой? Как отличаются данные предложения по конструкции?
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
(Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.)
Однородные и неоднородные определения
В комнате стоял большой деревянный стол.
Задание: подчеркнуть все члены предложения.
– Что мы увидели? (Два определения.)
— Они отвечают на один вопрос? (Да.)
— Относятся к одному и тому же слову? (Да.)
— Выражены одинаковыми частями речи? (Да.)
— Это однородные члены? Почему же между ними не стоит запятая?
– Что обозначало прилагательное большой в предложении? (Размеры.)
— А прилагательное деревянный? (Материал, из которого он сделан.) Может быть стол большим, но не деревянным? А деревянным, но небольшим? Как вы думаете, почему же не поставлена запятая между этими определениями? (Потому что они неоднородные.) Что же в них неоднородное? (Они называют разные признаки.)
Вывод: какие определения называются неоднородными, как их определить в предложении? (Устный ответ на вопрос.)
– Часто бывает трудно отличить однородное и неоднородное определения? Вот несколько способов разграничения.
1. Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).
2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).
4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).
5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом: Нивы печальные, снегом покрытые.
– Почему данные определения являются однородными? Для выполнения работы воспользуйся памяткой.
1) Наступила ясная, теплая ночь.
2) В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка.
3) Широкая, ласковая улыбка озарила ее лицо.
4) От земли поднимался душный, теплый запах.
5) Маленькая, празднично разодетая девочка теребила край синего фартука.
6) Косой, мерзлый дождь хлестал в лицо.
7) Его горячее желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой.
Знаки препинания при ОЧП.
Запятая при ОЧП ставится
· При повторяющихся соединительных и разделительных союзах: и О, и О…; ни О, ни О…
· Перед одиночным противительным союзом: О, а О…
· При попарном соединении:
· Перед второй частью двойного союза: как … так и; не так … как; не только … но и; не столько … сколько; настолько … насколько; хотя и … но; если не … то и др.
· При бессоюзном соединении: О, О, О…
Запятая при ОЧП не ставится
· При одиночном соединительном или разделительном союзе: О и О…; О или О…
· Во фразеологическом обороте: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни то ни сё; ни богу свечка ни чёрту кочерга и др.
Обобщающие слова при ОЧП:
· обозначают родовое понятие
· стоят в той же форме, что и ОЧП.
· являются тем же членом предложения, что и ОЧП.
· имеют обобщенный смысл.
· в схемах обозначаются .
Обобщающие слова при ОЧП и пунктуация при них.
Закрепление и применение изученного.
1. Прочитайте предложения. Объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
2. Прочитайте предложения. Объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
3. Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов.
2) …, …, … — все эти животные считаются хищниками.
4. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены, выделите союзы, которыми они соединены.
1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
2. Щеки румяны, и полны, и смуглы.
3. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.
4. Ни смех, ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.
5. Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые.
6. Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.
7. Умен и пригож, да на дело не гож.
8. Голова завита, да не делом занята.
9. У самого родника росли не только дубы, но и ели.
10. Она любила как русский язык, так и литературу.
6. Творческий диктант.
1. Перестройте предложение: однородные члены соедините союзами, указывающими на чередование признаков моря. Запишите его.
Море бывает ласковое, сердитое, вкрадчивое, разгневанное.
2. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.
Сказки любят и дети, и взрослые. В этом году я собираюсь поехать в деревню летом или осенью.
3. Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом. Запишите это предложение.
В саду росли яблони, груши, вишни, сливы.
4. Придумайте к однородным членам обобщающее слово, поставьте его перед однородными членами. Запишите предложение.
Осина, ольха, березки еще голы.
5. Перестройте предложение так, чтобы перед однородными членами можно было поставить двоеточие. Запишите его.
В Западных Саянах встречаются такие редкие, исчезающие животные, как алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок.
6. Перестройте предложение так, чтобы сказуемое с зависимыми словами стояло после однородных членов. Запишите его.
В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.
7. Запишите предложение, поставив обобщающее слово после однородных членов.
Растения: черемуха, бузина, горчица, петрушка – воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами.