в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Задание ER1621R

1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с переплетением волнистых линий.

2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку или медведя или причудливый зáмок.

3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны.

4) Терпение да труд всё перетрут.

5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки так и лёгкие орудия.

📜Теория для решения:

Решение

1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с переплетением волнистых линий – нужно поставить одну запятую между однородными подлежащими, связанными повторяющимся союзом И.

2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку, или медведя, или причудливый зáмок – нужно поставить две запятые между однородными дополнениями, связанными повторяющимся союзом ИЛИ.

3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны – перед союзом И запятая не нужна, так как есть общий второстепенный член (весь день).

4) Терпение да труд всё перетрут – между однородными подлежащими, связанными одиночным союзом ДА, запятая не нужна.

5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки, так и лёгкие орудия – нужно поставить одну запятую перед второй частью союза КАК… ТАК И. Этот союз связывает однородные дополнения.

Источник

Расставьте знаки препинания?

Расставьте знаки препинания.

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

5) В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей, так и лёгкие орудия в полевых

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей, смелых и

неукротимых, спокойных и решительных.

4) В лукавом, озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится

скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

5) В силу стечения обстоятельств, после революции Куприн оказался в эмиграции и

почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

запятую нужно ставить в первом, четвертом и пятом приложении.

В первом предложении

она разделяет противопоставляющие части (как…, так и …).

перечисление прилагательных (лукавом, озорном).

В пятом отделяет вводную

конструкцию (в силу стечения обстоятельств, …).

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Как вы понимаете это выражение?

Как вы понимаете это выражение?

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Расставьте знаки препинания?

Расставьте знаки препинания.

Поэтому нельзя точно ответить на вопрос какой он персонаж положительный или отрицательный, но одно можно сказать точно такие люди были нужны России.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Расставьте знаки препинания?

Расставьте знаки препинания.

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Расставьте знаки препинания Укажите номера предложений в которых нужно поставить одну запятую 1?

Расставьте знаки препинания Укажите номера предложений в которых нужно поставить одну запятую 1.

Иван Бунин проклял октябрь и навсегда уехал за границу.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Расставьте знаки препинания?

Расставьте знаки препинания.

Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

Запишите номера этих предложений 1) Загадочным и таинственным казался этот девственный лес и жившие в нём сильнее и смелые люди 2) Квартира его была хотя и просторна но не изящна и сумрачна 3)Вдруг за ним стрелы жужжанье и крик и ржанье 4) И днём и ночью всё шли и шли поезда на запад 5)Хлынул неистовый ливень и нараставший ураган гнал его над землёй сплошным водопадом.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Письменно расскажите как вы понимаете высказывание писателя?

Письменно расскажите как вы понимаете высказывание писателя.

Согласны ли вы с этой мыслью?

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Расставьте знаки препинания : Творческие люди такие же люди как мы?

Расставьте знаки препинания : Творческие люди такие же люди как мы.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Расставьте знаки препинания : Творческие люди такие же люди как мы?

Расставьте знаки препинания : Творческие люди такие же люди как мы.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Расставьте знаки препинания?

Расставьте знаки препинания.

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

5) В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Качественные прилагательные : пестрые, желты и сухи.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Вроде так. По крайней мере столько нашла.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Богат корень Ст суффикс В суффикс О окончание.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Состав слова «богатство» : [богат] + [ств] + [о]Способ образования слова : суффиксальный.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Придают различные дополнительные оттенки предложениям.

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Смотреть картинку в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Картинка про в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия. Фото в xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Источник

В xv веке в сражениях применяли как тяжелые пушки так и легкие орудия

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

5) В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

1)В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей, так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2)Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3)Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей, смелых и неукротимых, спокойных и решительных.

4)В лукавом, озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

5)В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

Одна запятая необходима:

в первом предложении:его однородные члены соединены при помощи двойных союзов;

в 4-м предложении:его однородные члены соединены бессоюзной связью.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Источник

ЕГЭ 2022 задание №16 по русскому языку 11 класс с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ

ЕГЭ 2022 задание №16 (ОБЗ) практика по русскому языку 11 класс тесты с ответами укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

Ссылка для скачивания заданий: скачать в ворде (ПДФ)

16 задание русский язык 11 класс практика ЕГЭ 2022

1.Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2.В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3.На улице весь декабрь то снег то дождь…

4.Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5.В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

6.В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

7.Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

8.Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

9.Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

10.Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

11.Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.

12.Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.

13.Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

14.Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

15.Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

16.Дела да случаи совсем замучили.

17.При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

18.Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристожёлтые пряди.

19.Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

20. Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

21.Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели.

22.Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.

23.Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.

24.Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен.

25.И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

26.Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

27.Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

28.В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

29.В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками и о сборе дани с окрестных племён.

30.Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине.

31.Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

32.Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

33.Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.

34.Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

35.Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

36.Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.

37.В двигателе автомобиля сжигается бензин или природный газ или дизельное топливо.

38.В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова.

39.Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна.

40.Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле то пружинисто вставал.

41.В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.

42.Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

43.За чаем собрались гости да хозяева.

44.Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.

45.И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

46.Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

47.Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

48.Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

49.Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.

50.Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.

51.Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

52.Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

53.В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

54.Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

55.Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

56.В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

57.Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

58.Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

59.Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

60.Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

61.Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.

62.В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.

63.Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

64.В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

65.Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои.

66.В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.

67.Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком.

68.Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.

69.Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.

70.Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

71.Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.

72.Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.

73.Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

74.Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

75.Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

76.Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

77.Темы взаимоотношений человека и природы человека и общества были главными в творчестве Виктора Астафьева.

78.Почти всегда на таких холмах растут две или три мощные столетние сосны.

79.В июльские вечера и ночи перепела и коростели уже не кричат.

80.Всё блещет и нежится и тянется к солнцу.

81.Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

82.В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

83.Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

84.Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

85.В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов.

86.Венчики цветов качались над головами и осыпали плечи жёлтой пылью.

87.С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья.

88.Под старыми елями не было ни травы ни прошлогодних листьев.

89.Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

90.На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

91.На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

92.Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

93.Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.

94.Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым.

95.Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.

96.Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.

97.Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

98.Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

99.От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

100.В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1)1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев. 2) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац. 3) Уже увяли и почернели травы и цветы. 4) Стоял он в сторонке ни жив ни мертв. 5) Как декоративное растение пион культивируют в Китае уже полторы тысячи лет и там же он является любимым национальным растением, как хризантема у японцев, роза у европейцев.

2)1) Темнота раннего зимнего утра скрывала площадку на берегу, поселок и самих людей. 2) Мимо меня шли измученные походом солдаты и изо всех сил поддержать их весёлой шуткой старался какойто молодой офицер. 3) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом. 4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими листочками. 5) Мне понравился не столько сюжет спектакля сколько игра актёров и их энергия.

3)1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним? 2) И лежат в земле груды золота и во всех концах света белого про тебя идёт слава громкая. 3) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами. 4) Мы увидели и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея. 5) Раскольников старается контролировать свои мысли чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.

4)1) В этом магазине вы можете приобрести не только продукты но и электротовары косметику и книги. 2) В Средневековье в руках ученых появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета. 3) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран. 4) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем. 5) Речка оказалась неглубокой и её без труда удалось перейти вброд.

5)1) Уже три раза приезжал я в Москву по различным делам и каждый раз приходилось заново привыкать к этому большому шумному городу. 2) Эта машина приводила в движение как воздуходувки и прокатные станки так и все машины прокатного цеха. 3) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту. 4) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли ее в любви и вечной преданности. 5) Дядя Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел.

6)1) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет. 2) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа. 3) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона. 4) Одна Анютка осталась дома щи варить посуду мыть да горницу прибирать. 5) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.

7)1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин. 2) Ему нравилось гулять по паркам и лесам и наблюдать за людьми птицами природой. 3) Над поляной блистали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики. 4) Он подложил в костер сухой травы и хворосту и раздул пламя. 5) Ветер на кургане особенно силен и видно отсюда степь до самого горизонта.

8)1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов на площади. 2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки так и достоинства «Полтавы». 3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку. 4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя. 5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.

9)1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки. 2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм. 3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения. 4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина. 5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.

10)1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц. 2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни. 3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке. 4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка. 5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.

11)1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья. 2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные. 3) Снаряды рвались справа слева и впереди. 4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит. 5) От него не было ни слуху ни духу.

12)1) Солнышко село и зорька погасла. 2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. 3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других. 4) И день и ночь не утихала работа в поле. 5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

13)1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни. 2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг. 3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город. 4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился 5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

14)1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса. 2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху. 3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей. 4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал. 5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.

15)1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим. 2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг. 3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства. 4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца. 5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

16)1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах. 2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. 3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. 4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов. 5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу

17)1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон. 2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой. 3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут. 4) Не железным ключом открывается сердце а добротой. 5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз

18)1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником. 2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела. 3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе. 4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад. 5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.

19)1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке. 2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь. 3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь… 4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком? 5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

20)1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе. 2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований. 3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету». 4) Небосвод покачивался то приближался то отходил. 5) У нас выпал снег и начался санный путь.

21)1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало. 2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы. 3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета. 4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей. 5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.

22)1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы. 2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве. 3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными. 4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки. 5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.

24)1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад. 2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства. 3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение. 4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной. 5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

25)1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос. 2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад. 3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки. 5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.

26)1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом 2) Листья распускаются если не в апреле то в мае. 3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон. 4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей 5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.

27)1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки. 2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду. 3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость. 4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.

28)1) Жизнь удивительна и прекрасна. 2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости. 3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве. 4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. 5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

29)1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги. 2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки. 3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз. 4) Дай мне карандаш или ручку. 5) Ночью ветер злится да стучит в окно.

30)1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот. 2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди. 3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея. 4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке. 5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *