в высоте изнемогла что значит

Как неожиданно и ярко…

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как-то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

в высоте изнемогла что значит. Смотреть фото в высоте изнемогла что значит. Смотреть картинку в высоте изнемогла что значит. Картинка про в высоте изнемогла что значит. Фото в высоте изнемогла что значит

Статьи раздела литература

в высоте изнемогла что значит. Смотреть фото в высоте изнемогла что значит. Смотреть картинку в высоте изнемогла что значит. Картинка про в высоте изнемогла что значит. Фото в высоте изнемогла что значит

в высоте изнемогла что значит. Смотреть фото в высоте изнемогла что значит. Смотреть картинку в высоте изнемогла что значит. Картинка про в высоте изнемогла что значит. Фото в высоте изнемогла что значит

в высоте изнемогла что значит. Смотреть фото в высоте изнемогла что значит. Смотреть картинку в высоте изнемогла что значит. Картинка про в высоте изнемогла что значит. Фото в высоте изнемогла что значит

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

в высоте изнемогла что значит. Смотреть фото в высоте изнемогла что значит. Смотреть картинку в высоте изнемогла что значит. Картинка про в высоте изнемогла что значит. Фото в высоте изнемогла что значит

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Анализ стихотворения Тютчева Как неожиданно и ярко

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. «Как неожиданно и ярко»

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге. Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю. Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Как неожиданно и ярко»

в высоте изнемогла что значит. Смотреть фото в высоте изнемогла что значит. Смотреть картинку в высоте изнемогла что значит. Картинка про в высоте изнемогла что значит. Фото в высоте изнемогла что значит

Произведение Ф.Тютчева просто пестрит сочным описанием всех красок жизни. Стихотворение очень звонкое и мелодичное, его с легкостью можно положить на музыку.

Автор наполнил творение множеством эпитетов, что и делает строки яркими. Сразу можно представить красочную картину, не влюбится в это описание просто невозможно. Поэт сложил в стихи множество слов повелительного наклонения, которые предают торжественность звучанию и произношению.

Некоторые строки очень смелые не только для своего времени, но и сегодня. Критиков поразило слово «изнемогла». Это выражение показывает всю глубину чувств и в то же время не каждый осмелиться употребить его в своем изложении. Это слово усиливает выражение эмоций.

Произведение было написано после трагических событий в его личной жизни. Стихотворение навевает тоску, несмотря на прекрасные метафоры и описание. В этот период поэта мучило чувство вины, все его произведения были пронизаны тоской. Все же в творении можно уловить перемену настроения Тютчева. Со дня смерти возлюбленной прошел год, он вернулся к жизни.

Взор автора направлен к небу, он рассуждает о продолжении существования души после кончины. Поэт словно видит огромную арку, которая соединяет полнеба. Возможно это вход в Рай, а может мост, по которому можно бродить по безграничным просторам лазурной глади. Тютчев как будто наслаждается виденьем, ловит мимолетную дымку образа. Это виденье быстротечно и непостоянно, как и жизнь человека.

В стихотворении чувствуется горечь потери автора. Он подчеркивает, что все уйдет, все, чем дышишь и живешь. Такой трагизм объясняется переоценкой ценностей и четким ощущением конечности жизни.

Автора беспокоило окончание жизненного пути. Он отказывался верить в то, что уйти можно навсегда. Его возлюбленная продолжала жить в сердце, ему сложно было смириться с ее уходом. Только через год он смог найти ответы на свои вопросы, там, в небе. Этот ответ он едва разглядел. Возможно, каждый может найти свои ответы, просто для этого необходимо время.

«Как неожиданно и ярко…» Ф.Тютчев

в высоте изнемогла что значит. Смотреть фото в высоте изнемогла что значит. Смотреть картинку в высоте изнемогла что значит. Картинка про в высоте изнемогла что значит. Фото в высоте изнемогла что значит

«Как неожиданно и ярко…» Фёдор Тютчев

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г. в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла». Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги — предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала. Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри». Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

срочно нужен анализ стиха тютчева » как неожиданно и ярко»

в высоте изнемогла что значит. Смотреть фото в высоте изнемогла что значит. Смотреть картинку в высоте изнемогла что значит. Картинка про в высоте изнемогла что значит. Фото в высоте изнемогла что значит

Наталья андреевна Ученик (164), на голосовании 4 года назад

Анастасия Каюткина Мудрец (11241) 4 года назад

Многие годы для Ф. И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым». В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что- то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою! » И в этом была его драма.

Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г. ) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г. » и день спустя «Как неожиданно и ярко …».

Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, «Накануне годовщины… » написан хореем. В нем преобладают шипящие согласные, а так же «р» и «с»:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?

Эпитеты «гаснущий день», «тихий свет», «последний отблеск дня» придают стихотворению темную окраску. А обращения «друг мой милый», «ангел мой» отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального.

Стихотворение «Как неожиданно и ярко… » имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие «н», «л» и «м»:

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Эпитеты «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение» делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла». Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением «Накануне годовщины… «. В ней тоже много шипящих: «ушло», «дышишь», «живешь». А глагол «побледнело» коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому. Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф. И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год.

Причем стихотворения писались по разные стороны от него. Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, «какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

Федор Тютчев — Как неожиданно и ярко

Стихотворение Ф. Тютчева «Как неожиданно и ярко. » является одним из самых любимых моих стихотворений. Написанное 5 августа 1865 года, оно окрашено в яркие, светлые тона. И эта яркость, мажорность подчёркнута преобладанием в нём звонких сонорных согласных «н», «л» и «м», которые придают произведению необыкновенную плавность и величавость:
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Эпитеты «влажная» (синева), «воздушная» (арка), «радужное» (виденье) усиливают яркость и красочность нарисованной картины. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого стиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла», что придаёт звучанию стихотворения особую тожественность и возвышенность и благодаря чему я как читатель ярко представляю себе охватившую полнеба радугу-арку. Усиливается эта тожественность наличием восклицательных предложений в начале второй строфы:
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Удивительно, что Л. Н. Толстой, читая стихотворение «Как неожиданно и ярко. », подчеркнул строку «И в высоте изнемогла», а И. С. Аксаков, отмечая эту же строку, восклицает: «Изнемогла! Выражение не только глубоко верное, но и смелое. Едва ли не впервые употреблено оно в нашей литературе в таком именно смысле. А между тем нельзя лучше выразить этот внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги».
Вот это изображение «внешнего процесса постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги», на мой взгляд, и является причиной того, что в конце второй строфы тональность стихотворения иная: на смену звонким сонорным приходят шипящие, заключённые в глаголах «ушло», «дышишь», «живешь». Всё мимолётно: былой яркости уже нет, глагол «побледнело» характеризует новое настроение. Теперь оно уже не возвышенно-радостное, а, скорее, трагическое. Думаю, что автор хотел показать мимолётность, эфемерность бытия, подчеркнуть, что нет ничего вечного в природе и что в то же время она бессмертна. И этот мой вывод подчёркивает русский славист Р. Ф. Брандт, отметивший, что это стихотворение, «очевидно, изображает мимолетность наших восторгов и увлечений».
Стихотворение «Как неожиданно и ярко. » относится к знаменитому Денисьевскому циклу и является ярким свидетельством того, что глубокая любовь поэта привнесла в его творчество новое мироощущение, необычайную глубину, «какую-то исступленную стыдливость чувства и какую-то новая суеверную страсть, похожую на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

самое лучшее стихотворение

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Kak neozhidanno i yarko,
Na vlazhnoy neba sineve,
Vozdushnaya vozdviglas arka
V svoyem minutnom torzhestve!
Odin konets v lesa vonzila,
Drugim za oblaka ushla —
Ona polneba obkhvatila
I v vysote iznemogla.

O, v etom raduzhnom videnye
Kakaya nega dlya ochey!
Ono dano nam na mgnovenye,
Lovi yego — lovi skorey!
Smotri — ono uzh poblednelo,
Yeshche minuta, dve — i chto zh?
Ushlo, kak to uydet vsetselo,
Chem ty i dyshish i zhivesh.

Rfr ytj;blfyyj b zhrj,
Yf dkf;yjq yt,f cbytdt,
Djpleiyfz djpldbukfcm fhrf
D cdjtv vbyenyjv njh;tcndt!
Jlby rjytw d ktcf djypbkf,
Lheubv pf j,kfrf eikf —
Jyf gjkyt,f j,[dfnbkf
B d dscjnt bpytvjukf/

J, d njv hfle;yjv dbltymt
Rfrfz ytuf lkz jxtq!
Jyj lfyj yfv yf vuyjdtymt,
Kjdb tuj — kjdb crjhtq!
Cvjnhb — jyj e; gj,ktlytkj,
Tot vbyenf, ldt — b xnj ;?
Eikj, rfr nj eqltn dctwtkj,
Xtv ns b lsibim b ;bdtim/

Слушать стихотворение Тютчева Как неожиданно и ярко

Источник

Конструкт урока по предмету: Литературное чтение, 4 класс. Тема урока:Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко. ».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учитель: Гайсина Карина Евгеньевна

УМК: Школа России
Тема урока: Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко. ».

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к литературному творчеству, творчеству писателя; демонстрируют потребность в самостоятельном чтении художественного произведения; способность достаточно глубоко понимать содержание стихотворений.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно, контроль внимания, коррекция своих ответов и ответов одноклассников, оценка и анализ собственной деятельности во время рефлексии), обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; умение глубоко понимать содержание произведения, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение воспринимать речь учителя в процессе ознакомления с биографией В.М. Гаршина), обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух, понимать прочитанное, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения); обучающиеся демонстрируют навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности через сличение результата деятельности с образцом; демонстрируют умение отвечать на вопрос, аргументировать мнение, умение вести диалог; умеют пользоваться памятками при выполнении заданий.

Предметные: обучающиесязнакомы с биографиейФ. И. Тютчева, со стихотворениями Ф. И. Тютчева«Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко. », способны читать осознанно и выразительно, обучающиеся могут объяснить значения незнакомых слов, которые встречаются в стихотворенияхФ. И. Тютчева «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко. ».

Цель: формирование интереса и любви к чтению в процессе ознакомления со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко. ».

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к литературному творчеству, творчеству писателя; способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении художественного произведения; способность достаточно глубоко понимать содержание стиховторений.

Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно, контроль внимания, коррекция своих ответов и ответов одноклассников, оценка и анализ собственной деятельности во время рефлексии), развивать у обучающихся познавательные УУД (умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; умение глубоко понимать содержание произведения, умение устанавливать причинно-следственные связи,развитие слухового восприятия звучащей речи в процессе ознакомления с биографией В. М. Гаршина.), развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух, понимать прочитанное, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения); обучающиеся демонстрируют навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности через сличение результата деятельности с образцом; демонстрируют умение отвечать на вопрос, аргументировать мнение, умение вести диалог; умеют пользоваться памятками при выполнении заданий.

Образовательные: познакомить обучающихся с биографиейс биографиейФ. И. Тютчева, со стихотворениями Ф. И. Тютчева«Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко. », развивать умение читать осознанно и выразительно, обогащать словарный запас обучающихся словами, которые встречаются в стихотворенияхФ. И. Тютчева «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко. ».

создание положительного эмоционального подъёма;

Источник

Анализ стихотворения Тютчева Рассвет 5 класс

Поэзия и политика были главными увлечениями Тютчева. Поэт он был, как выразился первый его биограф И.С. Аксаков, «по призванию, которое было могущественнее его самого, но не по профессии», и стихи «не писал, а только записывал». Они являлись под впечатлением минуты, переживаемой со всем напряжением ума и сердца.

Взмах ресниц, вспышка зарницы или полет мотылька в стихах Тютчева причастны к «жизни божески-всемирной» – к стихиям природы и тайнам истории. Он был одарен свойством видеть мир целиком – с «шевелящимся» на дне его хаосом и «небом серафимских лиц» над ним, с его «минутами роковыми» и тишиною воскресных дней. Ниже вы можете ознакомиться с стихотворениями Тютчева которые изучают в 10 классе.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

Анализ стихотворения Тютчева — Радуга

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге. Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю. Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

«Как неожиданно и ярко…» Ф.Тютчев

«Как неожиданно и ярко…» Фёдор Тютчев

Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей! Смотри — оно уж побледнело, Еще минута, две — и что ж? Ушло, как то уйдет всецело, Чем ты и дышишь и живешь.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г. в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла». Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги — предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала. Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри». Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

Анализ любого стихотворения Ф. И. Тютчева?

ЕГОР УШАНОВ
Ученик (114), закрыт 8 месяцев назад

План 1.Дата написания и публикация. 2.Место, занимаемое в творчестве поэта. 3.Творческая история. Жанр. 4.Основная тема. 5.Смысл названия. 6.Лирический сюжет. 7.Композиция. Основные структурные части. 8.Основные построения, относительность стихотворения. 9.Лирический герой, его своеобразие и способы раскрытия. 10.Позиция автора (восторг, негодование. грусть) передача. 11.Ритм и размер стиха. 12.Лексика языковые выразительные средства. 13.Поэтический синтаксис. 14.Идея стихотворения. 15.Отзывы критиков.

Высший разум (746920) 8 месяцев назад

«Я встретил вас – и все былое… «

Стихотворение было создано в 1870 году, когда его автору уже исполнилось 66 лет. Тема стихотворения — воскрешение в душе человека желания жить, вызванного воспоминаниями о былых счастливых днях. идея: чувства человека, которому посчастливилось вновь встретиться со своим прошлым. Прошлое представляется ему в образе любимой женщины, с которой он провёл самые прекрасные дни своей молодости.

В стихотворении пять строф, каждая из которых несёт в себе переживания, настроения лирического героя. Для ситуации неожиданной встречи бывших влюбленных, при которой внезапно вспыхивают давно угасшие чувства Тютчев использует постоянные эпитеты («душевная полнота», «вековая разлука»). Образность стихотворению придают метафоры, олицетворения («время золотое»,»дуновенье лет; душевной полноты»,» жизнь заговорила вновь»). В звукопись стихотворения поэт использует ассонанс (повторение одинаковых гласных). В первой строфе около десяти раз повторяется звук «О». Необычайная певучесть слов позволила переложить это стихотворение на музыку.

Описанию чувств, оживших в герое, помогает особый словесный ряд стихотворения. Произведение читается легко, без усилий, чему способствует светлая по настрою, вызывающая эмоциональный отклик лексика. От слов золотое, повеет… весною, упоеньем, очарованье исходят теплота и нежность, а чуть заметная грусть (вековой разлуки, поздней осени) только оттеняет те изменения, что происходят в душе. Торжественность и важность моменту придает возвышенная лексика: обвеян дуновеньем, встрепенется, то ж очарованье. Движение чувств, души передают и глаголы: ожило, встрепенется, жизнь заговорила. Они же связаны с образом легкого ветерка, едва заметное дуновение которого пробуждает дремлющие внутри силы: повеет вдруг весною. В стихотворении содержится три предложения с многоточием, которые говорят о беспорядочности мыслей лирического героя, его смятении.

В стихотворении всего одно восклицательное предложение, заканчивающееся тоже многоточием: “И та ж в душе моей любовь. ” Во-первых, это предложение является своеобразным подведением итога встречи с любимой женщиной, во-вторых, это указывает на фрагментарность ситуации, на возможное продолжение темы в будущих стихах.

В ст-и обилие тропов, помогающих передать глубину чувств лирического героя. Это олицетворения и метафоры «в отжившем сердце»,»сердцу стало… тепло», «жизнь заговорила»), сравнения («как после вековой разлуки»), эпитеты (время «золотое», черты»милые»,разлуки «вековой». Особую роль играют инверсия («бывают дни»,»слышнее стали звуки»), анафора (повтор первых слов в последней строфе), акцентирующие внимание на эмоционально значимых частях стихотворения.

Для написанного ямбом стихотворения характерны напевность и музыкальность.

РАССВЕТ 1849

Не в первый раз кричит петух; Кричит он живо, бодро, смело; Уж месяц на небе потух, Струя в Босфоре заалела. Еще молчат колокола, А уж восток заря румянит; Ночь бесконечная прошла, И скоро светлый день настанет. Вставай же, Русь! Уж близок час! Вставай Христовой службы ради! Уж не пора ль, перекрестясь, Ударить в колокол в Царьграде? Раздайся благовестный звон, И весь Восток им огласися. Тебя зовет и будит он, — Вставай, мужайся, ополчися, В доспехи веры грудь одень, И с Богом, исполин державный. О Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный! 1

комментарии, примечания к стихотворению РАССВЕТ Тютчев Ф. И.

1 Автографы (3) — РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Л. 192 об.; Альбом Тютч.-Бирилевой (с. 73); Муран. альбом. С. 81–83. Список с поправками Ф.И. Тютчева. Первая публикация — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 57–58 (цензурное разрешение — 28 февраля 1853 г.). Затем — сб. «С нами Бог! Вперед. Ура. Собр. стихотворений на нынешнюю войну, изд. В. Дементьевым». М. 1854. С. 45–46 (цензурное разрешение — 29 марта 1854 г.); Изд. 1854. С. 138–139 (цензурное разрешение — 30 мая 1854 г.); сб. «Братьям-славянам». М. май, 1867. С. 49–50;Изд. 1868. С. 125–126; Изд. СПб. 1886. С. 150–151; Изд. 1900. С. 154–155. Печатается по авторизованному списку в Муран. альбоме. См. «Другие редакции и варианты». С. 259. В первом автографе перед текстом в скобках — «(Посвящено Фуад-Эфенди)». В этом автографе 2-я строка — «Кричит он бодро, живо, смело». Вторая строфа («Еще молчат колокола») в этом варианте отсутствует, сразу после окончания первой строфы следует: «Вставай, о Русь — уж близок час. » и т. д. В автографе из Альбома Тютч.-Бирилевой есть название — «Рассвет» и в скобках помета — «(ноябрь 1849)». Вторая строка — «Кричит он бодро, живо, смело», мотив бодрости в обоих автографах выдвинут на первое место. 15-я строка — «О Русь, к тебе взывает он». В списке Муран. альбома Тютчевым исправлены описки, а также некоторые выражения и знаки препинания в конце строк. В 12-й строке был пропущен предлог «в» перед словом «колокол», предлог был вставлен. В 14-й строке — правка в слове «огласился», зачеркнуто второе «л», получилось слово «огласися». В конце этой строки поэт поставил восклицательный знак и многоточие (пять точек), первоначально здесь не было никакого знака. В 15-й строке зачеркнуто «О Русь, к тебе взывает» и сверху написано — «Тебя зовет и будит». Г.И. Чулков (Чулков II. С. 303–304) справедливо полагал: правка вызвана тем, что в стихотворении трижды использовано обращение «О Русь». В конце этой (15-й) строки поставлено тире (раньше здесь был восклицательный знак), в конце 16-й строки поставлена запятая вместо восклицательного знака. В конце 18-й строки к восклицательному знаку, стоящему здесь, дописано многоточие. Правка сделана синими чернилами, а другие стихотворения в этом альбоме написаны черными чернилами, поэтому поправки резко выделяются. Синтаксическая правка снова свидетельствует о том, что поэт придавал значение интонационному рисунку и для него были важны многоточия, тире, восклицательные знаки. В Муран. альбоме сразу после пятой строфы была переписана строфа «Не гул молвы прошел в народе». Тютчев отделил эту строфу синей чертой от предыдущей, а сбоку написал название нового стих. — «Пророчество». Первая публикация отличается от автографов 2-й строкой — «Кричит он живо, бодро, смело» (в автографах — «бодро, живо»). В следующих изданиях принят вариант первого. Издания не имеют текстовых отличий, во всех название «Рассвет», но в Изд. 1854 и в Изд. 1868 есть подзаголовок — «(писано в 1850 году)», в последующих — подзаголовок снят, а в Изд. СПб. 1886 в конце указан год — «1849», в Изд. 1900 и его нет. В сб. стихотворение подписано — «Ф. Тютчев». Во всех указанных изданиях поправки Тютчева, касающиеся синтаксического оформления, не учтены. Обилие прижизненных переизданий стихотворения, особенно в 1854 г. во время Крымской войны, свидетельствовало о его актуальности. В первый сб. кроме стих. Тютчева вошли патриотические стихотворения П.А. Вяземского, Ф.Н. Глинки, А.Н. Майкова, А.П. Ознобишина, Н.П. Огарева, С.Е. Раича, Е.П. Ростопчиной, С.П. Шевырева и других; во второй — близкие по теме стих. К.С. Аксакова, Ф.Н. Берга, П.А. Вяземского и А.С. Хомякова. Так вырисовывается общий социальный и литературный контекст стихотворения Тютчева. Датируется на основании указания в автографе — 1849 г. В.Я. Брюсов (см. Изд. Маркса. С. XXXII) по поводу этого стихотворения, а также «Море и утес», «Смотри, как запад разгорелся», «Ужасный сон отяготел над нами», отметив их символическую основу, подчеркнул, что стихотворения «говорят даже больше, чем хотел сказать сам поэт». Р.Ф. Брандт (Материалы. С. 48) привел отзыв о стихотворении «Рассвет» П.И. Капниста, сделанный в 1865 г. «Основной смысл этой пьесы не утратил своего значения, и она совершенно свежа теперь, спустя 15 лет, тогда как столько стихов, навеянных другим поэтам тою же крымскою кампанией, теперь уже— анахронизмы. » Таково свидетельство связи стихотворения в глазах современников с событиями Крымской войны, хотя оно было создано в 1849 г. Такого рода стихотворения и давали основания говорить о «пророчествах» Тютчева. Магомед Фуад-паша (1814-1869) — турецкий государственный деятель, поэт и публицист. К.В. Пигарев замечает (Лирика II. С. 360), что посвящение ему стихотворения вызвано неясными причинами.

у стихотворения РАССВЕТ аудио записей пока нет.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла». Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги — предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала. Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри». Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

Многие годы для Ф.И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым». В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что-то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою!» И в этом была его драма. Но еще в большей степени угнетало «людское суесловие» вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. «Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей», — пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей. Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г.) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и день спустя «Как неожиданно и ярко …». Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, «Накануне годовщины…» написан хореем. А обращения «друг мой милый», «ангел мой» отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального. Стихотворение «Как неожиданно и ярко…» имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие «н», «л» и «м»: Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Эпитеты «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение» делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла». Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением «Накануне годовщины…». В ней тоже много шипящих: «ушло», «дышишь», «живешь». А глагол «побледнело» коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому. Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф.И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год. Причем стихотворения писались по разные стороны от него. Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, «какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге.

Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю.

Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

Сочинения по темам:

Интонационный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Жить на два дома: здесь и на звезде.

В практике школьного анализа лирических произведений используются разные пути анализа: тематический, композиционный, стилистический, жанровый, сопоставительный (сопоставление стихотворений, сопоставление канонического текста с черновыми вариантами). Выбирая тот или иной путь разбора, словесник всегда ставит перед собой цель донести до школьников не только своеобразие стихотворения, но и погрузить подрастающих читателей в неповторимый мир внутренних переживаний и мышления человека, воплощенный в лирическом произведении. Этой цели отвечает и интонационный анализ стихотворений, когда внимание учеников сосредоточивается на внутренней мелодии и ритме художественного текста, на единстве его повествовательно-описательного, императивно-восклицательного и поисково-вопрошающего строя. Являясь одним из аспектов разбора лирических произведений, интонационный анализ не противостоит ни композиционному, ни стилистическому, ни жанровому анализу стихотворений. Он легко соединяется с любыми элементами анализа лирики, пролагая путь к их постижению. Наблюдения над интонацией поэтической речи находят естественное и привычное воплощение в выразительном чтении стихотворений учащимися — живом звуковом истолковании текста, которое способно показать словеснику плодотворность интонационной трактовки произведения.

Каждое подлинно поэтическое произведение обладает неповторимостью интонационного строя и может стать объектом интонационного анализа. Но особый интерес интонационный анализ приобретает, например, тогда, когда интонационная структура стихотворения представляет собой сочетание повествовательной, восклицательной и вопросительной универсалий, когда интонационный строй определяет композицию поэтического текста, когда лирическое произведение состоит из одного предложения, когда интонация в движении поэтической мысли оттеняет пространственно-временные отношения и т.д. и т.п. Добротный материал для интонационного анализа дает стихотворение Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко…», рекомендуемое для чтения и беседы в 7 классе (Программа по литературе для 1-11 классов РАО под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого).

Как неожиданно и ярко,

Чем ты и дышишь и живешь.

Стихотворение состоит из двух симметричных строф-восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Каждая строфа представляет собой смысловое, ритмико-фонетическое и синтаксическое единство (с очевидным различием в количестве предложений: в первой строфе — два предложения, во второй — четыре предложения). В

стихотворении сочетаются все виды интонационных универсалий — восклицательная, повествовательно-описательная и вопрошающая.

В двухстрофном варианте, характерном для многих созданий поэта, стихотворение сложилось не сразу. Тютчев написал сначала первую строфу, после текста которой была поставлена дата и помета «Рославль». Поэт создал поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через город Рославль по пути из Москвы в Овстуг. Через некоторое время поэт вернулся к уже написанным строкам и создал вторую строфу, в которой образ радуги находит свое дальнейшее развитие и, благодаря философскому обобщению в концовке, приобретает новое значение.

Стихотворение начинается предложением с определительным наречием «как». Такие начала характерны для многих поэтических шедевров Тютчева: «Как весел грохот летних бурь…», «Как летней иногда порою…», «Как нас ни угнетай разлука…», «Как неразгаданная тайна…», «Как океан объемлет шар земной…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «Вечер» («Как тихо веет над долиной…»), «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины…») и т.д. В ряде стихотворений, начинающихся определительным наречием «как», Тютчев ограничивается спокойной, повествовательной интонацией, но чаще всего, особенно в пейзажной лирике, он прибегает к интонации восклицательной, стремясь передать читателю чувство восторга перед внезапно открывшейся картиной природы. Вот и в стихотворении «Как неожиданно и ярко…» он с чувством неподдельного восхищения, которому отвечает именно восклицательная интонация, создает образ «воздушной арки», вызывая у читателя определенное эмоциональное отношение к нарисованной картине. Восклицательная интонация, подчеркивая величие, короткий момент «торжества» в состоянии природы, невольно усиливает значение каждого слова в предложении. Осмысление интонационного строя всего стихотворения, или его отдельной строфы, или одного предложения отнюдь не исключает обращения к совершенству художественного текста (интонация как выразительное средство, имеющее смысловую значимость, рассматривается в тесном единстве с изобразительной стороной произведения). Прежде всего заслуживает осмысления образ «воздушной арки», в создании которого поэт искусно использует метонимию, когда на первый план выходят признаки предмета вместо упоминания самого предмета. Но эти признаки настолько отчетливы, что школьники без труда понимают значение этого поэтического образа. С ним искусно соединяется устаревший глагол «воздвиглась», который поясняется определительными наречиями «неожиданно и ярко» и сообщает картине высокую, торжественную стилистическую окрашенность, полную непосредственного лирического чувства. Наблюдения над первым предложением могут сопровождаться составлением предварительной чтецкой партитуры, в которой курсивом целесообразно обозначить синтагматические ударения, а полужирным курсивом — логические смысловые ударения:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

В следующем предложении, повествовательно-описательном по интонации, образ «воздушной арки» приобретает новые черты. Сложное по структуре предложение, в котором тире усиливает пространственные отношения между его частями, подчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая «Один конец в леса вонзила,/ Другим за облака ушла…». Величественность красоты передается глаголами с высокой экспрессивной окраской «обхватила» и «изнемогла». Особенно выразителен глагол «изнемогла». Приставка «из» в этом глаголе усиливает значение действия, доведенного до крайнего предела, до его исчерпанности, завершенности. Поиски значения этого глагола (изнемочь — потерять силы, крайне утомиться, ослабеть) лишь приблизят учеников к пониманию тютчевского образа («воздушная арка» «изнемогла» «в минутном торжестве»), но, возможно, не прояснят его до конца, поскольку в словах поэта чувствуется незримая грань между бытием и небытием. И.С.Аксаков подчеркивал, что глагол «изнемогла» употребляется у поэта в необычном значении, но по отношению к радуге выбран удачно: именно этим словом лучше всего передается «внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги».

Первая часть второй строфы насыщена восклицательной интонацией. Междометие «О», которым начинается первое восклицательное предложение второй строфы, подчеркивает экспрессивность высказывания, создает дополнительное эмоциональное напряжение, которое сопутствует открытому проявлению чувств лирического героя:

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Поэт стремится и другим передать охватившее его чувство восторга от мгновенно возникшей картины, поэтому в следующем двустишии он дважды употребляет глагол «лови» в повелительном наклонении, который естественно определяет побудительно-восклицательную интонацию третьего и четвертого стихов второй строфы. Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности «торжества» в природе: «минутное торжество» в первой строфе прямо связано со словами «мгновенье» и «скорей» второй строфы. Так постепенно подготавливается в стихотворении мысль о неумолимости времени.

Подвижность, гибкость интонации как образно-интонационной формы мышления и действенного средства художественной выразительности во второй строфе удивительны. В ней представлены все виды логико-интонационных универсалий. Побудительно-восклицательная интонация сменяется вопросительной:

Смотри — оно уж побледнело,

Еще минута, две — и что ж?

Вопросительная интонация этих двух стихов (пятого и шестого во второй строфе) получает дополнительную выразительность благодаря подвижности внутристиховых пауз: в пятом стихе цезура стоит после первой стопы, а в шестом — после третьей стопы, что должно быть передано в выразительном чтении стихотворения. Глагол повелительного наклонения «смотри» говорит о том, что поэт не теряет связи с теми, кто способен разделить его переживание. Какое же чувство стремится передать поэт читателю в единственном вопросительном предложении? Размышляя над значением интонации ворошения, школьники отметят такие ее смыслы, как удивление (изумление), разочарование, разуверение, печаль, грусть…Вопросительное предложение подготавливает непосредственный переход к концовке стихотворения:

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

Вопрошающая интонация сменяется повествовательным предложением, передающим мимолётное суждение поэта о бренности человеческого бытия. Напряженность интонации резко понижается до спокойно-утвердительных строк концовки. Что скрывается за этими заключительными стихами? Осознание неизбежности небытия, смирение, или понимание значимости жизненного пути, осознание небесполезно прожитой жизни? Частое сближение явлений из жизни природы и человека характерно для поэзии Тютчева. Оно характерно и для стихотворения «Как неожиданно и ярко…». Характеризуя создания Тютчева, М.П.Погодин о. Эту характеристику можно всецело перенести на стихотворение «Как неожиданно и ярко…», которое не оставляет читателя эмоционально равнодушным и заставляет задуматься. И задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику постичь поэтический мир поэта, запечатленный в стихотворении. Этого можно достигнуть, опираясь на интонационную насыщенность художественного текста, которая откроет путь к пониманию мастерства поэта, позволит школьникам понять живую связь интонации с синтаксической структурой стихотворения.

Главная » Транскрипции » Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко.

Весь жизненный путь Фёдора Ивановича Тютчева представляет собой особенный образец любви и преданности к своему Отечеству. Что касается личных отношений, которые вдохновляли и оказывали огромное влияние на его творчество, то все они были настоящими.
Да, поэт был любвеобильным человеком, его жизнь была запутана и многогранна. Но каждая его любовь была искренней, откровенной, душевной. Всё это находило своё место в стихах. Многие лирические произведения автора имеют сокровенный философский смысл, хотя сразу может показаться, что они просто о природе. Именно таким стихотворением является «Как неожиданно и ярко».

Анализ стихотворения «Странник»

Cочинение «Анализ стихотворения «Странник»»

Так, в стихотворении «Странник» странник бежит из «долины дикой» не в деревню, но за черту города. Что же в данном образном контексте означает «город»? Довольно ясный ответ дает описание городского кладбища в «Когда за городом задумчив я брожу. «. Оно раскрывается через оппозицию город — деревня, отраженную в этом стихотворении, в котором противопоставляются два кладбища — городское и деревенское. На городском кладбище показано завершение такой дороги жизни, которая кончается смертью, не связывающей человека с Вечностью, смертью-тлением.

Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, смерти, обрывающей жизнь.

В «Когда за городом задумчив я брожу. » на кладбище «гниют все мертвецы столицы», и образ смерти-тления неразрывно связан с жизнью, подчиненной только тленному. Ее приметы даны через надписи на могилах «о добродетелях, о службе и чинах, По старом рогаче вдовицы плач амурный». Здесь изображается такое пространство, которое ограничено только земным, отсюда в первой части стихотворения возникает мотив стесненности, ограниченности, несвободы, композиционно соседствующий с мотивом тления:

Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.

В третьей строке вышеприведенного фрагмента намечен образ стола, который «соседствует» с темой смерти, что далеко не случайно: такая композиционная близость смерти и стола у Пушкина повторяется в «Евгении Онегине» в I и II главах, что было отмечено еще В. С. Непомнящим. Жизнь, построенная только по законам потребления, законам «стола», чревата не смертью как формой жизни бесконечной, но тлением и распадом. Поэтому два стола в I главе «Евгения Онегина», наполненные разнообразными предметами услаждений, имеют свое логическое завершение в образе третьего стола с телом дяди — «дани, готовой земле».

В деревне, на «кладбище родовом», наоборот, «неукрашенным могилам есть простор». В этой характеристике деревенских могил важно каждое слово. Неукрашенная могила деревенского кладбища связана в восприятии поэта с простором: на ней нет следов той нелепой жизни, которой соответствуют и нелепые украшения на городских могилах («дешевого резца нелепые затеи»).

«Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека. Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение. Обратим внимание на строки, предшествующие его описанию:

Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Торжественный покой дремлющих мертвых. Этот образ — центральный во всем стихотворении. Так же, как и в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, феномен Дома связывается в сознании поэта с состоянием покоя и простора (ср. «покой и воля»). Его истоки — в обретении того пространства жизни, где конечное, смертное преображено бессмертным. Такое место найдено. Поэтому мертвецы здесь не «гниют», а «дремлют в торжественном покое». ‘Дремать — уснуть — усыпать — успение’ — данное лексико-семантическое поле, в котором через этимологический смысл явственна связь двух состояний, выраженных отглагольными существительными сон — успение.

К-во Просмотров: 2809

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения «Странник», то Вам точно к нам!

Cочинение «Анализ стихотворения «Странник»»

Так, в стихотворении «Странник» странник бежит из «долины дикой» не в деревню, но за черту города. Что же в данном образном контексте означает «город»? Довольно ясный ответ дает описание городского кладбища в «Когда за городом задумчив я брожу. «. Оно раскрывается через оппозицию город — деревня, отраженную в этом стихотворении, в котором противопоставляются два кладбища — городское и деревенское. На городском кладбище показано завершение такой дороги жизни, которая кончается смертью, не связывающей человека с Вечностью, смертью-тлением.
Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, смерти, обрывающей жизнь.

В «Когда за городом задумчив я брожу. » на кладбище «гниют все мертвецы столицы», и образ смерти-тления неразрывно связан с жизнью, подчиненной только тленному. Ее приметы даны через надписи на могилах «о добродетелях, о службе и чинах, По старом рогаче вдовицы плач амурный». Здесь изображается такое пространство, которое ограничено только земным, отсюда в первой части стихотворения возникает мотив стесненности, ограниченности, несвободы, композиционно соседствующий с мотивом тления:

Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.

В третьей строке вышеприведенного фрагмента намечен образ стола, который «соседствует» с темой смерти, что далеко не случайно: такая композиционная близость смерти и стола у Пушкина повторяется в «Евгении Онегине» в I и II главах, что было отмечено еще В. С. Непомнящим. Жизнь, построенная только по законам потребления, законам «стола», чревата не смертью как формой жизни бесконечной, но тлением и распадом. Поэтому два стола в I главе «Евгения Онегина», наполненные разнообразными предметами услаждений, имеют свое логическое завершение в образе третьего стола с телом дяди — «дани, готовой земле».

В деревне, на «кладбище родовом», наоборот, «неукрашенным могилам есть простор». В этой характеристике деревенских могил важно каждое слово. Неукрашенная могила деревенского кладбища связана в восприятии поэта с простором: на ней нет следов той нелепой жизни, которой соответствуют и нелепые украшения на городских могилах («дешевого резца нелепые затеи»).

«Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека. Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение. Обратим внимание на строки, предшествующие его описанию:

Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Таким образом, во второй части «Когда за городом задумчив я брожу. » поэт в деревне, на «кладбище родовом» ощущает себя покойно и вольно — так, как ему свойственно ощущать себя в пространстве дома, приобщенного Небу, Вечности.

Похожие сочинения

Отношение Б. Пастернака к миру как множеству единичного и времени как бесконечности мгновенного выражено в стихотворении «Единственные дни» (1959), завершающем цикл «Когда разгуляется». Стихотворения этого цикла наполнены воздухом и светом, искренней. смотреть целиком

Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная. смотреть целиком

«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. » — написал об А. С. Пушкине Тютчев. И эти слова оказались пророческими. Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы — таково признанное место и значение А. смотреть целиком

Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного. смотреть целиком

Н. С. Гумилёв не смог принять переломы революционного времени, не смог найти окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не отразиться в его произведениях. Одним из них является стихотворение Заблудившийся трамвай. Поначалу его название. смотреть целиком

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительно­сти, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет. смотреть целиком

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г. В “Грядущих гуннах” – наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить –. смотреть целиком

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *