в вундт считал что основным направлением психологии народов является изучение такой области как
В вундт считал что основным направлением психологии народов является изучение такой области как
б) Ш.Монтескье;
7. Автором работы «О национальных характерах» (1769 г.) являлся:
б) Д.Юм;
8. К какому течению биологического направления в западноевропейской этнопсихологической мысли принадлежали Г.Спенсер и Л.Гумплович?
а) к расово-антропологической школе;
б) к школе социального дарвинизма;
в) к органической школе;
9. Основателями школы «психологии народов» являются:
а) В.Вундт, У.Мак-Дугалл;
б) Х.Штейнталь, М.Лацарус;
10. В.Вунд считал, что «психология народов» является:
а) объяснительной наукой;
б) описательной наукой;
в) объяснительной и описательной наукой;
11. Кто из западноевропейских ученых является автором десятитомной «Психологии народов»?
б) В.Вунд;
12. Кто из западноевропейских ученых начала ХХ века полагал, что у каждой расы есть своя определенная «психическая организация», форм и рующаяся на протяжении многих веков и являющаяся такой же устойчивой, как и ее анатомические пр и знаки?
б) Г.Лебон;
13. Кому из следующих трех авторов принадлежит высказывание: «Тысяча французов, тысяча англичан, тысяча китайцев, взятых случайно, конечно должны отличаться друг от друга; однако они обладают в силу наследственности их расы общими свойствами, на основании которых можно воссоздать идеальный тип француза, англичанина, китайца…»
б) Г.Лебону;
14 . Первая программа исследования этнографических и этнопсихологических особенностей народов России была разраб о тана:
б) Н.Надеждиным;
15 . Кто первым в России ввел в оборот понятие «народный хара к тер», своеобразие которого обусловливалось климатом, местностью, своеобр а зием жизни народа и историческими обстоятельствами, в которых данная жизнь развив а лась?
б) В.Г.Белинский;
16. Представителями языковедческого направления в отечественной этнопсихологической мысли я в лялись:
а) Л.И.Мечников и В.О.Ключевский;
б) А.А.Потебня и Д.Н.Овсянико-Куликовский
в) П.В.Лавров и Н.К.Михайловский;
17. Мысль о том, что язык является не только главным этнодиф-ференцирующим, но и этноформирующим признаком любого народа, высказывал:
б) А.А.Потебня;
18. В русской этнопсихологической мысли Л.Мечников и В.Ключевский пре д ставляли:
а) историческое направление;
б) географическую школу;
в) субъективную школу;
19. Г.Г.Шпет рассматривал этническую психологию как:
а) объяснительную науку, главная задача которой заключается в психологическом познании «духа народов» и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа;
б) описательную науку, предметом которой являются коллективные переживания, реакции представителей конкретного народа;
в) теоретическую и прикладную науку;
20. Кто первым из отечественных ученых начал читать в Московском ун и верситете курс этнопсихологии?
б) Г.Г.Шпет;
21. Кто из американских ученых стал родоначальником этнопсихологической школы в американской этнологии?
б) Ф.Боас;
Концепция «основная структура личности» была в ы двинута:
б) А.Кардинером и Р.Линтоном;
23. Б.В.Поршнев считал, что главной методологической проблемой «социально-этнической пс и хологии» является:
а) проведение межэтнических сравнительных психологических исследований
б) выявление причин, обусловливающих существование национально-пси-хологических ос о бенностей людей;
в) проведение кросскультурных исследований;
а) сумма характеров отдельных представителей этноса;
б) исторически сложившаяся совокупность психических черт представит е лей того или иного этноса;
в) образ мышления, духовная настроенность представителей этноса;
25. Национальное (этническое) самосознание это –
а) осознание людьми своей национальной принадлежности по национальности одного из своих родителей;
б) осознание людьми своей принадлежности к данной этнической об щ ности;
в) осознание людьми своей национальной принадлежности по национальности матери;
Национальное (этническое) самосознание проявляется:
а) в межличностном общении;
б) во взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях, симпатиях, ант и патиях;
в) в чувствах, эмоциях и настроениях;
27. Понятие этноцентризма было впервые введено в науку:
б) Гумпловичем;
28. Кто из мыслителей прошлого определял предрассудок как «дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований»?
б) Ф.Аквинский;
29. Национальные (этнические) предрассудки исследуются:
а) в когнитивном аспекте;
б) в когнитивном, аффективном и поведенческом аспектах;
в) в поведенческом аспекте;
30. Какие компоненты можно выделить в структуре
национального (этнического) стереотипа?
а) констатацию особенностей чужого этноса и формирование определенного поведения по отношению к данному этносу;
б) констатацию особенностей чужого этноса, отношение к этим особенностям и формирование определенного типа поведения по о т ношению к данному этносу;
в) отношение к особенностям чужого этноса и формирование определенного типа поведения по отношению к данному этносу;
Работы Штейнталья, Лацаруса и Вундта по психологии народов
Исследования психологии народов
Большой вклад в исследование вопросов психологии народов внесли немецкие мыслители X. Штейнталь, М. Лацарус и В. Вундт. Психология народов была сформирована как направление именно этими первыми основоположниками.
Направление социальной психологии психология народов впервые стало рассматриваться Хейманом Штейнталем (1823–1899) и Морицом Лацарусом (1824–1903). Эти авторы создали работы, опубликовав их в созданном журнале «Психология народа и языкознание». Все работы, в первую очередь статья «Вводные рассуждения о психологии народов», «Мысли о народной психологии», отражали существование народного духа в качестве определенного духовного целого. Статья «Мысли о народной психологии», перевод которой на русский язык осуществил П. А. Гильтебрандт, вышла отдельным изданием. В ней содержалась мысль о том, что каждый народ обладает собственным особым складом мыслей и чувств, своей духовной физиономией, называемой «народностью». По этой причине «задача народной психологии» состояла в «познании духа народа таким образом, как познала индивидуальная психология дух индивидуума», а также в «открытии законов человеческого духа». Авторы концепции утверждали: «Любой человек испытывает на себе общественное влияние и по этой причине «опыт протекших столетий и тысячелетий вполне зависит от них в собственных мыслях, чувствах и воле». Здесь важно уяснить, «каким образом происходит соединение простейших первоначальных сил человеческого сознания и сложных сил и образов народного духа». Авторы заостряли внимание на том, что «вкупе с языком, мифами и религией элементы народного духа включены также в культ, народное творчество, письмо и искусства». Особо ими было отмечено, что «дух народа живет только в индивидуумах, не обладая особым от духа индивидуума бытием».
Основной вывод, сформулированный Г. Штейнталем и М. Лацарусом, заключался в том, что в своем проявлении в духовном мире отдельных индивидов, дух народа способен формировать их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю.
Сам вопрос влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир включенных в него людей, наравне с проблемой взаимодействия духовной жизни личности с обществом в целом, весьма актуален на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что все люди в своей деятельности и при общении с окружающими выступают как носители духовности собственной народности, выражая в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое ее психический склад и национальное самосознание. Потребность в глубоком осмыслении этой проблемы определила актуальность исследований и трудов этих мыслителей.
Теория Вундта
Иначе теорию психологии народов предложил рассматривать Вильгельм Вундт (Wundt), критически подошедший к теории М. Лацаруса и Г. Штейнталя. По его мнению эти авторы противопоставили психологию народов над индивидуальностью духовной субстанции индивидуальной психологии.
Психология народа Вундта содержала идею, что «душа народа всегда включает единичные души». Ее можно представить в форме «совокупного содержания душевных переживаний» людей, которые принадлежат к определенному народу и связаны постоянным «взаимодействием и взаимоотношениями». Созданная форма «общий дух» народа является «нечто неизмеримо большим, чем сумма индивидов», через сознание которых он находит свое проявление.
Один из аспектов психологии народов В. Вундт представил в виде изучения и исследования языка, мифов и обычаев народа. Он полагал, что данные области духовной жизни отличаются значимым для всех характером выраженных в них духовных процессов. Более полно они характеризуют «общий дух» и психический склад определенной народности. Автор считал, что «язык, мифы и обычаи являются не какими-либо фрагментами творческого народного духа, а сами проявляют этот дух народа». Вундт указывал, что проявление общего народного духа заключается, в первую очередь, в национальном самосознании, поскольку «нация представляет собой важнейший из концентрических кругов, где способна развиваться совместная духовная жизнь».
В. Вундт всегда концентрировал свое внимание на взаимодействии «народного духа» и сознания отдельных людей, подчеркивая, что личности при выражении народного, включая национальное самосознание, сами в различной мере влияют на него. Это находит свое проявление в творчестве в разных сферах жизни общества.
Взгляды ученого на суть и проявление «народного духа», на его значение в общественной жизни изложены в большом количестве трудов. Их итогом становится «Психология народов» в 10 томах. Труд автора способствует пониманию большого количества сегодняшних проблем, включая те, которые касаются сущности и значения национального самосознания.
Сегодня не меньшее значение отдается его взглядам на суть и роль морали при решении проблем взаимоотношений общества и личности, включая межличностные отношения. Вундт связывал решение моральных проблем с решением вопросов индивидуальной и общественной психологии, включая психологию народов. Этика рассматривалась им как наука о нормах поведения индивидов, исходя из того, что формированию определенной социальной нормы, в первую очередь нравственной, должно предшествовать психологическое восприятие определенного социального факта. Поскольку рассматриваемый процесс является социально обусловленным, выступая как социально-психологический, он порождает общие переживания, восприятия и представления людей, взаимодействующих между собой. Их социально-психологические отношения к определенным явлениям жизни в обществе способны конституироваться в форме социальных норм.
Основной оценки социальных фактов, в соответствии с мнением В. Вундта, является воля человека, которой необходимо уделять значимую роль в его этической концепции. Автор полагал, что направленность человеческой воли формируется в их жизни субъективными и объективными обстоятельствами. Первые из них заключаются во внутреннем мире людей, их переживаниях и представлениях о тех или иных явлениях, вторые состоят в обстоятельства, исходящих из явлений в обществе и истории.
Принципы нравственности Вундта
Вторая работа Вундта называлась «Принципы нравственности». В ней нравственная воля характеризовалась в качестве «субстанциональной силы», которая сохранила себя в качестве некой целостности и проявлялась в качестве желания, хотения, направленности сознания на достижение желаемых результатов. Здесь воля выступала как интегрирующее свойство сознания, отражая его деятельную сущность. Воля индивидуальна, но может «принадлежать общей воле», так как есть общая направленность воли всех людей. В этом понимании для общей воли характерна реальность не в меньшей степени, чем для воли отдельных индивидов. Нравственная воля людей при этом должна концентрироваться на «общественном благосостоянии и прогрессе».
По достоинству необходимо оценить и труды в этнопсихологии, которые повлияли на глубокое понимание многих современных проблем, относящихся к психическому складу больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействию общественного и индивидуального сознаний, психологии и этике общения.
Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания
Как уже отмечалось, в России сторонники естественнонаучной и гуманитарной психологии вели между собой борьбу, в которой оказались победители и побежденные, но места для этнопсихологии среди других психологических дисциплин не нашлось. А в Германии обе ориентации пересеклись в творчестве одного исследователя В. Вундта (1832-1920), создателя не только построенной по образцу физиологии экспериментальной психологии сознания, но и психологии пародов как одной из первых форм социально-психологического знания.
Первую этнопсихологическую статью Вундт напечатал в 1886 г., затем переработал ее в книгу, которая в переводе на русский язык была издана в 1912 г. под названием «Проблемы психологии народов». Последние двадцать лет своей жизни ученый полностью посвятил созданию десятитомной «Психологии народов». Предшественниками Вундта в создании новой науки были Лацарус и Штейнталь. Вначале его разногласия с последними были едва уловимы, но затем он серьезно отклонился от предложенного ими пути.
10 Он использует именно это понятие, а не термин дух народа, как его предшественники, но в терминологические разногласия мы углубляться не будем.
11 Запомним это, так как общие (или коллективные, или социальные) представления являются одним из центральных понятий современной социальной психологии в целом и социальной этнопсихологии в частности.
Во-вторых, Вундт стремится сузить программу изучения психологии народов, предложенную Лацарусом и Штейнталем. Хотя, по его утверждению, в реальных исследованиях невозможно полностью разграничить описание и объяснение, наука о душе народа призвана объяснять общие законы ее развития. А описывать психические свойства отдельных народов должна этнология, являющаяся для психологии народов вспомогательной дисциплиной. Кстати сказать, Штейнталь в своих поздних трудах согласился с точкой зрения Вундта по этому вопросу и отдал описательную психологическую этнологию на откуп этнографам.
B-третьих, по мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к _ ним. Так, искусство, науки и религия долгое время в истории человечества были связаны с мифологическим мышлением. Поэтому как предмет изучения они должны быть исключены из психологии народов. Правда, в своем многотомном труде Вундт не всегда последователен, например, довольно часто он рассматривает религию и искусство как часть психологии народов.
Но в ранних работах немецкого исследователя мы находим четкую структуру продуктов творческого духа народов:
язык содержит общую форму живущих в душе народа пред ставлений и законы их связи;
мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле как все первобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями.
обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.
«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого. Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают» (Вундт, 1998, с. 226).
Ознакомившись с идеями Вундта, легко догадаться, что основным методом психологии народов он рассматривает анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, т.е. языка, мифов и обычаев, которые, по его мнению, представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам этот дух.
Вундт отмечает, что продукты духовной культуры изучаются и другими, в частности историческими, науками. Более того, психологические и исторические исследования идут рука об руку. Но психология народов как наука объяснительная анализирует их со стороны выражающихся в них общих законов духовного развития. Она стремится к тому, чтобы психологически объяснить законы, объективно проступающие в языке, мифах и обычаях. Если психолог изучает культ духов деревьев, существующий у германских и славянских народов, ему необходимо ответить на вопрос, какие психологические причины лежат в основе этого культа и связанных с ним представлений, и как психологически обоснованы изменения представлений с развитием культуры.
Читайте еще:
Датога позиционируются как военизированная культура. Действительно, их история, в том числе и недавняя (60-80-е гг ХХ века), полна эпизодов межэтнических конфликтов. Обращает на себя внимание крайне негативное отношение правительства Танзании к этой этнической общности: во всех конфликтных.
Как видим, современные реалии сельскохозяйственного производства резко отличаются от представлений, навязываемых СМИ. Фактически их деятельность была направлена на уничтожение сельского хозяйства нашей страны. Это хорошо видно из нижеследующей таблицы 2, заимствованной из статьи Б. Чернякова[20].
Обратимся к другому моменту, на которое опирается понимание противниками сконструированных инфантильных сцен. Он заключается в следующем: все процессы, которые привлекались для объяснения таких спорных образований, как фантазии действительно существуют и они должны быть признаны очень важными.
Это похоже на бесполезную трату времени – обязательно ждать, пока вы не захотите в туалет, чтобы только благодаря этому затем подняться с кровати. Хотя мне иногда кажется, что сейчас это чуть ли не основной мотиватор на планете Люди встают и говорят: «Я не хочу вставать, но если я не поднимусь с.
Книга «SOS. Обуздай свои эмоции» поможет вам разобраться со множеством самых обычных эмоциональных проблем. Мы рассмотрим следующие проблемные ситуации, а также то, как выйти из них
Одним из основных чисто человеческих чувств является, как известно, стыд. Во взаимоотношениях полов человек должен быть в определённом смысле ханжой, но ханжество это понимается в очень хорошем смысле. Человек, таково моё личное мнение, должен быть во многих отношениях неискренним (даже.
У нас в районе только одна фирма обеспечивает доступ в Интернет. У нее очень высокие цены и низкое качество услуг. Мы с ребятами решили создать фирму-провайдера, которая будет и дешевле, и лучше. Сначала мы рассчитывали сделать что-то вроде кооператива. На собранные начальные взносы.
Чтить, согласно Словарю Вебстера, означает «сохранять большое уважение, демонстрировать любезность и вежливость по отношению к кому-либо».
Вася — полноправный член нашего коллектива, хотя у него не синдром Дауна, а детский церебральный паралич. «Какую книгу будем читать, Вася?» Разводит руки как можно шире и медленно говорит по слогам: «Толстую».
Зоны для мытья и хранения праздничной и ежедневной посуды, стаканов, столовых приборов, посудных полотенец и средств для мытья посуды должны находиться как можно ближе к раковине и посудомоечной машине. Тогда будет легко добраться до всего этого и убирать посуду из посудомоечной машины или.
Возьмем ли память ребенка этого возраста, возьмем ли мышление этого ребенка, мы увидим, что и то и другое подчинено восприятию, и то и другое существует уже не само ло себе, но и не существует в том недифференцированном виде, как оно было в младенческом возрасте а существует, как бы подчиняясь.
Никогда не рассчитывайся за джинсы, не померив пару. А здесь имей в виду: любые нормальные джинсы после стирки становятся более узкими. Но паниковать не надо! Как только влезешь в одежку, она приобретет прежний размер.
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания
Как уже отмечалось, в России сторонники естественнонаучной и гуманитарной психологии вели между собой борьбу, в которой оказались победители и побежденные, но места для этнопсихологии среди других психологических дисциплин не нашлось. А в Германии обе ориентации пересеклись в творчестве одного исследователя – В. Вундта (1832-1920), создателя не только построенной по образцу физиологии экспериментальной психологии сознания, но и психологии пародов как одной из первых форм социально-психологического знания.
Первую этнопсихологическую статью Вундт напечатал в 1886 г., затем переработал ее в книгу, которая в переводе на русский язык была издана в 1912 г. под названием «Проблемы психологии народов». Последние двадцать лет своей жизни ученый полностью посвятил созданию десятитомной «Психологии народов». Предшественниками Вундта в создании новой науки были Лацарус и Штейнталь. Вначале его разногласия с последними были едва уловимы, но затем он серьезно отклонился от предложенного ими пути.
Во-первых, как мы помним, для Лацаруса и Штейнталя изучение народного духа сводится к изучению тех же психологических явлений, что и изучение составляющих народ индивидов. Вундт согласен с ними, что душа народа[10] вовсе не является бестелесной, независимо от индивидов пребывающей сущностью. Более того – она ничто вне последних. Но он последовательно проводит основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не сводятся к ним. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа им рассматриваются общие представления, чувства и стремления многих индивидов[11]. Из этого можно сделать только один вывод: психология народов для немецкого ученого – самостоятельная наука. Он подчеркивает, что она не только пользуется услугами индивидуальной психологии, но и сама оказывает помощь последней, предоставляя материал о духовной жизни индивидов и таким образом влияя на объяснение индивидуальных состояний сознания.
Во-вторых, Вундт стремится сузить программу изучения психологии народов, предложенную Лацарусом и Штейнталем. Хотя, по его утверждению, в реальных исследованиях невозможно полностью разграничить описание и объяснение, наука о душе народа призвана объяснять общие законы ее развития. А описывать психические свойства отдельных народов должна этнология, являющаяся для психологии народов вспомогательной дисциплиной. Кстати сказать, Штейнталь в своих поздних трудах согласился с точкой зрения Вундта по этому вопросу и отдал описательную психологическую этнологию на откуп этнографам.
B-третьих, по мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к _ ним. Так, искусство, науки и религия долгое время в истории человечества были связаны с мифологическим мышлением. Поэтому как предмет изучения они должны быть исключены из психологии народов. Правда, в своем многотомном труде Вундт не всегда последователен, например, довольно часто он рассматривает религию и искусство как часть психологии народов.
Но в ранних работах немецкого исследователя мы находим четкую структуру продуктов творческого духа народов:
? язык содержит общую форму живущих в душе народа пред ставлений и законы их связи;
? мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле как все первобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями.
? обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.
«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого. Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают» (Вундт, 1998, с. 226).
Ознакомившись с идеями Вундта, легко догадаться, что основным методом психологии народов он рассматривает анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, т.е. языка, мифов и обычаев, которые, по его мнению, представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам этот дух.
Вундт отмечает, что продукты духовной культуры изучаются и другими, в частности историческими, науками. Более того, психологические и исторические исследования идут рука об руку. Но психология народов – как наука объяснительная – анализирует их со стороны выражающихся в них общих законов духовного развития. Она стремится к тому, чтобы психологически объяснить законы, объективно проступающие в языке, мифах и обычаях. Если психолог изучает культ духов деревьев, существующий у германских и славянских народов, ему необходимо ответить на вопрос, какие психологические причины лежат в основе этого культа и связанных с ним представлений, и как психологически обоснованы изменения представлений с развитием культуры.
Читайте также
4.2 Вильгельм Вундт и экспериментальная психология
4.2 Вильгельм Вундт и экспериментальная психология Немецкое общество высоко ценило ученость и образованность, поэтому в университетах были введены гуманитарные и естественные науки. Приют им нашелся на факультетах философии (всего к началу XIX в. в университетах
Глава первая. Донаучная психология (первый этап )
Глава первая. Донаучная психология (первый этап) В сущности все, о чем следовало сказать в этом разделе, уже было так или иначе сказано в главе о мировоззрении – имеются в виду «религиозная» и «философская» психология, психотерапия. В широком смысле религиозная
2. Этапы развития социально-психологического знания
2. Этапы развития социально-психологического знания Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов
9. Этапы социально-психологического исследования
9. Этапы социально-психологического исследования На первом этапе социально-психологического исследования необходимо выбрать тему исследования и четко её сформулировать. Далее необходимо составить программу и план работы, которые обычно базируются на какой-либо
56 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ в. Эта дискуссия была вызвана двумя важными обстоятельствами:1) возрастающими запросами
3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП
3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.Первый этап характеризуется как этап науки о душе.В данный период
4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ
4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении,
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности[66]. А. А. Бодалев Попробуем ответить себе, кто же прав в возникшем споре о том, как понимать личность человека и в чем же заключаются главные детерминанты, которые определяют ее формирование и
Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры[84]. В. В. Знаков Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи. Однако вопрос о сходстве и различиях
История развития психологического знания и основные направления в психологии
История развития психологического знания и основные направления в психологии Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами. В то время психология называлась наукой о душе.Демокрит определял мир как движущуюся материю. По его
История развития психологического знания и основные направления в психологии
История развития психологического знания и основные направления в психологии Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами. В то время психология называлась наукой о душе.Демокрит определял мир как движущуюся материю. По его
История развития психологического знания и основные направления в психологии
История развития психологического знания и основные направления в психологии Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами.Демокрит определял мир как движущуюся материю: все вещи состоят из бесчисленного множества движущихся в