в творческом чтении приоритет отдается такому приему как
Метод творческого чтения в преподавании литературы как учебного предмета
Метод творческого чтения в преподавании литературы как учебного предмета
Содержимое разработки
Метод творческого чтения в преподавании литературы как учебного предмета
Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного восприятия, формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. В то же время художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы. В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных способностей.
Чтение художественного произведения качественно отличается от чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.
Метод творческого чтения художественного текста не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя и видах деятельности учащихся. Все это способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже.
Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя, чтение мастеров по телевизору и т.д.); обучение выразительному чтению учащихся, чтение учителя художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное чтение с обоснованием его особенностей; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов; близкие к тексту пересказы, художественное рассказывание; составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле; рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения по живым впечатлениям.
Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности учащихся. Учитель систематически руководит деятельностью школьников.
Метод творческого чтения наиболее специфичен для преподавания литературы как искусства; его значение это развитие художественного восприятия, эстетических переживаний, глубокого проникновения, в мир художественных образов, это метод, особенно способствующий развитию воображения учащихся, их образного мышления, стимулированию их художественного творчества.
Если цель урока в том, чтобы непосредственно ввести учащихся в мир художественных образов, вчувствоваться в них, пережить их эстетически, получить заряд энергии, возбуждающий творческие порывы, метод творческого чтения в разных его приемах осуществляется непосредственно, без связи с другими методами.
За последние годы в методике особенно остро ставится вопрос о путях эмоционально-нравственного воздействия на учащихся путем специально организованного на основе анализа текста выразительного чтения произведения перед его изучением. Хорошее чтение дает учащимся нередко значительно больше в смысле понимания поэта, чем самый тщательный и умелый разбор.
Стихи надо внимательно слушать, чтобы научиться их слышать. Следует практически показывать учащимся, что прочесть лирическое стихотворение – «не безделица», как говорил Гоголь: его надо понять пережить и нужно передать слушателям чувства и мысли поэта так, чтобы и они пережили то же; при этом само звучание стихотворной речи способствует эмоциональному восприятию ее.
Нельзя требовать от преподавателя художественного чтения – для этого нужен талант и специальное обучение, но элементарно выразительное, грамотное чтение требуется от него так же, как правильное письмо и хорошая речь. Он должен обучить вдумчивому чтению и своих учеников.
Практика подтверждает, что пример учителя, много знающего и выразительно читающего стихи, «заразителен»: у учащихся возникает потребность самим учить стихи наизусть, нередко те самые, которые читал учитель, а также по своему выбору.
Учебная деятельность учащихся заключается в творческом восприятии читаемого произведения, в активной работе воображения. Эта деятельность, носящая индивидуальный характер, внешне проявляется в выражении лица, различных эмоциональных оптиках (восклицаниях, отражающий удивление, возмущение, одобрение, в смехе и т.д.). Однако сильное, глубокое переживание внешне не выражается ничем, кроме продолжительного молчания, которое не следует немедленно прерывать.
Наоборот, выдержав минутную паузу после чтения произведения, надо стремиться углубить эмоциональный настрой. Это достигается или краткими словами учителя о том, что его особенно волнует в прочитанном стихотворении, в чем оно замечательно, или вопросами к учащимся о том, чем их привлекает прочитанное произведение, какие мысли и чувства автора особенно замечательны.
Главная педагогическая задача выразительного чтения учащихся в развитии эстетических и нравственных переживаний. Проникаясь чувствами и мыслями поэта, учащиеся переживают их как свои, развивая свой духовный мир. Проникновению в глубину поэтических образов способствует сравнение различных интерпретаций чтецами одного произведения. Сохранились записи чтения стихотворений Маяковским, Есениным, Блоком… (их можно сравнить с чтением артистов)
Это полностью относится к сопоставлению иллюстраций разных художников к произведениям литературы. (для примера можно использовать материал хрестоматий с фрагментами сцен из спектаклей… Катерина в исполнении разных актрис и т.д.)
Известно, что далеко не все произведения в самом лучшем исполнении сразу доходят до сердца учащихся. Необходим предварительный «настрой». Этот «настрой» достигается нередко кратким комментарием учителя. Интерес и внимание учащихся достигается, например, сообщением им биографических фактов, которые вводят в атмосферу жизни поэта, связанны с теми условиями, в которых создавалось произведение.
В практике преподавания литературы широко используются эти приемы сообщения учащимся фактов биографии писателя, послуживших поводом для создания художественного произведения: вечер, проведенный Лермонтовым у Карамзиных в 1840 году перед отъездом на Кавказ – «Тучки небесные, вечные странники», встреча Пушкина с А.П. Керн в Михайловском – «Я помню чудное мгновенье» (можно кратко коснуться истории создания изучаемого произведения). Сообщение учащимся подобных фактов способствует эмоциональному настрою, необходимому для восприятия произведения. Однако они должны понять, что эти биографические факты говорят лишь о поводах к созданию произведения, содержание которого неизмеримо шире. Той же цели – «душевного настроя», служат различные приемы введения учащихся в те жизненные условия, в которых создавалось произведение; в ту типичную обстановку, которая явилась одной из основ произведения.
Л. Толстой заметил, что без Ясной Поляны он не представляет своей жизни и своего творчества. И экскурсия, даже заочная по фотоматериалам, по диапозитивам, в которых учащиеся увидят писателя, его современников. С этой целью на вводных занятиях используются подобные заочные экскурсии в памятные тургеневские, некрасовские, пушкинские места, чтобы увидеть то, что окружало писателя и нашло отражение в его творчестве. Невозможно полно понять произведение, не зная ничего об эпохе, о характерных для эпохи событиях, людях.
Активизации восприятия содействует словесный комментарий. Внимание к слову вырабатывается работой над ним. Простейший прием – объяснение ребятам непонятных слов; однако, поняв смысл, учащиеся еще недостаточно усваивают точное и возможное значение слова. Одно и тоже слово имеет различный смысл в стихотворениях различных поэтов. Даже у одного и того же поэта в разные периоды творчества, в разных произведениях одни и те же слова могут иметь различные смысловые оттенки. Для Пушкина характерна исключительная точность описаний. Стихотворение начинается словами: «Октябрь уж наступил…» т.е. точно указанно время года. И в дальнейшем рисуется картина природы именно в это время года. «Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей». Здесь каждое слово образно рисует позднюю осень. Дальше картина расширяется: «Дохнул осенний хлад». Но это еще не зима. «Журча, еще бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл». «Унылая пора! Очей очарованье!». Эта строка представляет собой как бы увертюру, дает тон дальнейшему. Все последующие эпитеты рисуют яркую точную картину осени: «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в багрянц и золото одетые леса».
До сих пор давались зрительные впечатления. Затем – слуховые и осязательные: «ветра шум и свежее дыханье», все это завершается общей картиной, освещением: «мглой волнистою покрыты небеса и редкий солнца луч, и первые морозы и отдаленные седой зимы угрозы». Уже в этом описании видно отношение поэта к осени, любование ею.
Изучая стихотворение, разбирая детали его, учащиеся должны увидеть и услышать то, что описывает поэт, понять его настроение, его творческое вдохновение.
Интерес учащихся к слову, стремление обогатить свой словарь развивается в том случае, если возникает и растет потребность в понимании слова, его многозначности. Потребность эта развивается, во-первых, под влиянием желания понять художественный образ, художественный текст и, во-вторых, при необходимости выразить свои переживания. Значительно большее влияние на обогащение словаря учащихся оказывает усвоение языка изучаемых произведений. Прежде всего, пересказы повествовательных произведений, вернее, отдельных их эпизодов близко к тексту. Такие пересказы, прежде всего, связанны с более пристальным чтением. Более сложная задача таких пересказов заключается в установке на художественность пересказа, на то, чтобы вложить в него свое отношение, свои переживания.
(Использую на уроках: уроки вхождения в образ и т.д.)
(Для примера: «Гроза», «Война и мир, «Вишневый сад» и др.)
В методике и в школьной практике хорошо известны творческие сочинения учащихся описательного и повествовательного характера. Как приемы метода творческого чтения такие задания учащимся имеют целью развитие их образного художественного мышления, наблюдательности, владения словом, формирование поэтического мировосприятия.
Основной принцип творческих сочинений – от живых впечатлений к их осознанию в удачно найденных словах.
Следует постепенно учить учащихся усваивать особенности видения мира писателя и связанные с этим особенности его стиля. Этому служат постоянные сравнения, сопоставления отдельных компонентов произведений разных писателей: пейзажа, обрисовки персонажей и пр.
Это способствует развитию наблюдательности учащихся, «чувства стиля». Так, например, при изучении творчества Чехова среди других заданий по текстам его произведений предлагается провести сравнительный анализ пейзажей у Тургенева и Чехова.
«Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежащую в полверсты от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробираясь сквозь чащу, обвивали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветках сирени; мошки толкались столбом над одинокою, далеко протянутою веткою.
«Еще с раннего утра все небо обложили дождливые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет… Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносецкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна» («Крыжовник»)
При изучении творчества Л. Толстого предлагается сравнить описание аустерлицкого сражения и «Бородино» Лермонтова.
При изучении Достоевского – Петербург Достоевского – Некрасова – Пушкина…
Анализ литературных пейзажей, самостоятельные творческие работы учащихся, на уроках, развивая наблюдательность и воображение, связаны также с развитием языковым, с эстетикой слова. За последнее десятилетие в школьной практике заметно усилился интерес к разного рода творческим работам учащихся как на уроках по основному курсу, так – и внеклассных занятиях. Инициатива учащихся проявляется на литературно-художественных вечерах; учащиеся собирают материалы, отрабатывают и оформляют их, проводят вечера для учащихся, на которых они выступают как чтецы-исполнители литературных произведений. (Литературная неделя: «капельки»…)
Значение творческой работы учащихся во всех названных направлениях заключается не только в их личном художественном развитии их умений самостоятельно ориентироваться в литературных и других видов искусства. Они проходят не только школу коллективного труда, обогащая свои знания, но и школу общественно-полезного увлекательного труда.
Метод творческого чтения, активизирующий художественное восприятие учащихся, их творческую художественную мысль, постоянно сочетается и с другими методами.
Методы и приёмы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы и приёмы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.
Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.
В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:
— Словесное развертывание образов произведения.
— Театральная творческая деятельность.
— Изобразительная творческая деятельность.
Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения
Целью данного метода является активизация художественного восприятия, как в начале изучения произведения, так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом.
Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.
Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:
— Передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
— Прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
— Прочитай предложение с разной интонацией.
Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.
Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов.
Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды.
Класс делится на пары и каждой паре предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
Это такие упражнения:
«Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.
Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.
Вот примеры некоторых заданий.
Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок
1. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
— Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
— Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
— Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?
2. «Выворачивание сказки наизнанку»
Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.
— Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:
Белоснежка встретила в лесу семь великанов.
Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.
3. Сочинение сказки по началу или по концу.
Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок. При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.
4. Создание собственной оригинальной сказки.
Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим и название, и героев, и сюжет.
5. Прием «Свободное выступление»
Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).
Приемы создания собственных текстов :
Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.
Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения
Работа с иллюстрацией
Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.
Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения.
Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».
Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».
Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.
Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.
Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:
Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).
Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?
Выбор выразительных средств (как это сделать).
Пробы (этюды), анализ.
Подведение итогов, его анализ.
Заключительный показ, его анализ.
Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.
Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения
Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы :
рисование эпизода, который больше понравился;
рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
составление рисованного диафильма;
аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;
составление картинного плана.
В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.
Формирование и развитие творческого чтения
Эта статья о том, как формировать и развивать творческое чтение у учащихся начальной школы. Описаны различные технологии, которые помогут учителю развить у учащихся любовь к чтению.
Содержимое разработки
Шаповалова В.В. МБОУ гимназия №8 г. Тихорецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ул. Калинина, д. 128, г. Тихорецк,
Тихорецкий район, 352125,
тел. (86196)5-11-67, факс (86196)5-11-65
Формирование и развитие творческого чтения младших школьников.
Автор Шаповалова Виктория Викторовна,
учитель начальных классов
Формирование и развитие творческого чтения младших школьников.
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
Государственный образовательный стандарт вводит понятие «творческое чтение» и трактует его как «способность освоения литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель»; погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения». Например, во время просмотра кинофильма, спектакля, знакомства с картиной зритель принимает образы, созданные режиссёром, художником, музыкантом. В процессе чтения книги читатель творит эти образы сам. Акт творчества совершается непосредственно в момент чтения. В отличие от воссоздающего воображения, которое работает при чтении научно-познавательной литературы, творческое воображение включается в момент общения с художественной литературой, которая задаёт читателю пространство для воображения.
Изобразительная творческая деятельность подразумевает приёмы: рисование эпизода, который больше понравился, рисование заданного эпизода, предмета, серию рисунков, рисование персонажа, изображение настроения эпизода, произведения или персонажа, аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников.
Музыкальная творческая деятельность использует приёмы: сочинение мелодии к стихотворению, прозаическому произведению, сочинение песенки персонажа, прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
Театральная творческая деятельность предусматривает чтение в образе (радиотеатр), чтение в лицах, разыгрывание эпизодов, инсценирование с помощью кукол, немые сцены, пантомима.
Трудно переоценить роль библиотеки в деле приобщения детей к чтению. Библиотека должна научить их получать удовольствие от чтения хорошей, интересной книжки. Это уникальное место, где, как говорят сами дети, их «не ругают, как дома, не ставят оценок, как в школе». Библиотекарь может компенсировать ребятам издержки среды и дать им то, чего они недополучают на школьных уроках и дома, в семье. Поэтому сотрудничество с городской библиотекой №5 им. Кузнецова оказывает большую помощь к приобщению детей к чтению. Весь класс записан в библиотеку и посещает её не только коллективно, но и индивидуально. Вместе с библиотекарем проводим библиотечные уроки, конкурсные программы, познавательные и обучающие викторины, театрализованные праздники.
Одним из видов творческого чтения является театрализация. Психологи утверждают, что именно театрализация отвечает потребности ребенка в перевоплощении, побуждает к интенсивному творческому чтению инсценируемого произведения, заучивание наизусть текста роли, стимулирует развитие памяти ребенка, дает навык коллективного творчества. Творческое чтение – это не только путь к книге, но и путь к духовному развитию самого ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, активизируют мыслительные процессы и познавательный интерес; помогают овладению навыками общения и коллективного творчества.
С. Маршак говорил: все струны, какими владеет автор, находятся в сердце читателя. Задача, поставленная временем, заставить эти струны звенеть.