в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог

Словари

1. Речь, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе.

2. Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).

МОНОЛО́Г, монолога, муж. (греч. monologos) (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.

Форма речи, развернутое высказывание одного лица.

От французского monologue (← греч. monologos ← monos ‘один’, ‘единый’, ‘единственный’ и logos ‘слово’, ‘речь’).

1. Пространная речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Произнести м. перед собравшимися. Обратиться с монологом к слушателям. Назидательный м. родителя.

2. Часть драматического произведения, представляющая собой такую речь какого-л. действующего лица. Выучить монологи Чацкого. Слушать м. Отелло.

Пространная речь действующего лица в драматическом, а также других литературных произведениях, обращенная к самому себе, к группе действующих лиц или к зрителю.

[Дмитревский] стал посреди комнаты и проговорил наизусть почти до половины монолог Отелло. С. Аксаков, Я. Е. Шушерин.

Речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям.

Беседа стала длинным монологом, и сидевшим за столом разрешалось лишь задавать вопросы и односложно отвечать «да» или «нет». Саянов, Небо и земля.

Литературные направления и стили. М., 1976 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980

Ср. Алымов уехал веселый и вдохновенный насквозь своим монологом.

Ср. Расчетливый актер приберегает силы,

Чтоб кончить с пафосом последний монолог,

Я тоже роль сыграл, но на краю могилы

Я не хочу, чтоб мне рукоплескал раек.

Надсон. Последнее письмо.

моноло́г (неправильно моно́лог).

Речевые типы М. (повествование, описание, рассуждение) связаны с его функциями (рассказ о событии, исповедь, рассуждение на волнующую автора тему и т.д.). Тип речи во многом определяет логико-семантические, композиционно-структурные, лексико-грамматические особенности М. (см. Функционально-смысловые типы речи).

моноло́г, моноло́ги, моноло́га, моноло́гов, моноло́гу, моноло́гам, моноло́гом, моноло́гами, моноло́ге, моноло́гах

Источник

Монолог

в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог

в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог

в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог

Основные коммуникативные ситуации употребления моноло­га — сфера искусства, ораторские выступления, общение по телеви­дению и радио, ситуация обучения. В бытовом общении монологическая речь встречается редко.

Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и смысловую завершенность. Сте­пень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлеж­ности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рас­сказ и др.) и от функционально-коммуникативной принадлежности (повествование, рассуждение, убеждение).

Классифицировать монологи можно по цели высказывания:

-Монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи;

-Монолог лирический — речевая форма изъявления пере­живаний и эмоций;

-монолог драматический — язык слов путем мимики, жестов и т.п.;

-монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение.

-п о времени подготовки—могут готовиться заранее, а могут быть и неподготовленными;

-п о содержанию сообщения — сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на основе нескольких текстов; сообщения, в которых говорящий выражав свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме;

-п о форме сообщения и по самостоятельности выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения, конструируемые полностью самостоятельно;

Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две группы таких связей: построенные по типу зацеплений и построенные по типу повтора.

Анафора — отсылка к ранее сказанному; осуществляется способами, включая и такие простые, как повтор лексических единиц, использование союзов.

Повторы — второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семанти­ческими. В классической риторике выделяют такие типы повто­ров, как многосоюзие, бессоюзие, традукция (повтор слова в раз­ных главных формах), хиазм (я в мире и мир во мне — обращенный параллелизм), параллелизм, градация (расположение по степени убывание — возрастание).

Источник

Место монолога в речевой деятельности

в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог

в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог

в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог

Содержание

1. Роль диалога в условиях современной коммуникации …………..5

2. Место монолога в речевой деятельности………………………. 7

3. Понятие дискурса в современной лингвистике………………….10

4. Соотношение понятий «дискурс» и «текст»……………………..14

Введение

Речевая деятельность человека есть явление многообразное, и это многообразие проявляется не только в существовании бесчисленного множества отдельных языков, наречий, говоров и пр. вплоть до диалектов отдельных социальных групп и, наконец, индивидуальных диалектов, но существует и внутри данного языка, говора, наречия (даже внутри диалекта данного индивида) и определяется всем сложным разнообразием факторов, функцией которых является человеческая речь. Вне учета этих факторов и изучения функционально соответствующих им речевых многообразий невозможно ни изучение языка как непосредственно данного живому восприятию явления, ни уяснение его генезиса, его «истории».

в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Смотреть картинку в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Картинка про в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог. Фото в тоталитарном государстве преобладает такая форма речи как монолог

Роль диалога в условиях современной коммуникации

Для отечественной лингвистики характернее неизменный характер к диалогу. Этот интерес усилился в последнее время в связи с бурным развитием всех отраслей коммуникативной лингвистики: стилистики, лингвистической прагматики, современной риторики и др.

В узком смысле, как языковая форма общения, диалог определяется в «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой как «одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора» [СЛТ, 1969: 132]. Данное определение подчеркивает важную сторону организации диалога как формы речи: наличие адресата, общая тематика высказываний, разговорность. Однако этим не исчерпывается содержание термина. В лингвистическом энциклопедическом словаре (1990 г.) диалог, или диалогическая речь, определяется как «форма (тип) речи, состоящая в обмене высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.

С точки зрения современной науки, диалог – интереснейший феномен не только человеческого сознания, но также бытия и сознания. Глобальное понимание диалога и диалогических отношений восходит к трудам М.М. Бахтина. Исследователь подчеркивал, что диалогические отношения… – почти универсальное явление, пронизывающее… все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение» [Бахтин 1972: 71]. Согласно Бахтину диалогический характер носит человеческое мышление и процесс понимания в частности.

Диалог – чрезвычайно сложное и многогранное явление. Диалогическая речь является сферой пресечения целого ряда наук: филологии, риторики, философии (антропологии, социологии, логики), психологии и др.

Чрезвычайно важным моментом оказывается очевидная антропоцентричность данного вида речи. В большинстве ситуаций диалогического общения осуществляется коммуникация «лицом к лицу», уже сама по себе создающая предпосылки для самораскрытия вступающей в контакт языковой личности.

Кроме того, первичный диалогический дискурс – это всегда продукт коллективного творчества, речевое произведение, созданное несколькими авторами. Адресат всегда выступает в роли активного участника коммуникации.

Таким образом, сущность общения, диалога сводится к его конститутивной роли в познании и самопознании: в диалоге происходит не обмен готовыми, ранее сложившимися внутренними смыслами, а вовлечение в процесс совместного созидания нового общего смысла, который преобразует и участников процесса, и их жизненный мир.

Место монолога в речевой деятельности

В устной речи, кроме диалога, распространен также монолог. Монолог (от греч. monos – один и lоgоs – слово, речь) – это развернутая форма речи, осуществляемая одним говорящим (пишущим), которая не предполагает ответного словесного реплицирования слушающего (читающего) во время ее осуществления. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

В противоположность композиционной простоте диалога, монолог представляет собой определенную композиционную сложность; самый момент некоторого сложного расположения речевого материала играет громадную роль и вводит речевые факты в светлое поле сознания, внимание гораздо легче на них сосредоточивается. Монолог не только подразумевает адекватность выражающих средств данному психическому состоянию, но выдвигает как нечто самостоятельное именно расположение, компонирование речевых единиц. Появляется оценка по поводу чисто речевых отношений: «связно», «складно», «нескладно», «повторяется одно и то же слово на близком расстоянии», «слишком много который», «порядок слов нехорош» и т. д. Здесь речевые отношения становятся определителями, источниками появляющихся в сознании по поводу них самих переживаний. Несколько туманное, но очень реальное понятие «закругленности фразы», независимо от смысла, влияет на словоупотребление и, например, заставляет прибавлять слова там, где их, может быть, не нужно было прибавлять. На этой же почве возникают всевозможные явления синтаксического параллелизма и симметрии, так как сложность естественно вызывает какую-то организацию, построение.

Высказывания в монологе длиннее в сравнении с репликами диалога, потому что для выступающего очень важно, чтобы его сообщение было понятно всем слушателям, а уровень их под готовки, как правило, различный и состав неоднородный.

Поддерживать контакт со слушателями, сосредоточивать их внимание выступающему помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: перейдем к анализу следующего отрывка; обратите внимание на это; запомните данное определение и т.п.).

Источник

К вопросу о языковой политике тоталитарных государств. Часть 1

В конце 90-х гг. в нашей стране были сняты идеологические запреты, после чего резко воз­рос интерес к такому политическому и истори­ческому явлению, как тоталитаризм, изучению которого посвящено значительное количество трудов в области политологии, истории, соци­ологии. Дискуссии по этому вопросу продол­жаются по сей день и связаны, прежде все­го, с природой и содержанием общественно­-политического устройства государства тота­литарного типа. По мнению ведущих иссле­дователей, тоталитар­ным можно считать государство, обладающее определенным набором признаков, число ко­торых варьируется в соответствии с научны­ми взглядами ученых. Однако основополага­ющими рассматриваются такие факторы, как наличие одной официальной идеологии и од­нопартийной системы, монополия на средства массовой информации и средства вооружения, террористический полицейский контроль и управление экономикой. Перечисленные фак­торы позволяют современным историографам отнести к тоталитарным обществам следую­щие политические режимы ХХ века: фашист­ская Италия Б.Муссолини, нацистская Герма­ния А.Гитлера, Советский Союз под руковод­ством И.В.Сталина, режим генерала Ф. Фран­ко в Испании, Китай периода правления Мао Цзэдуна, Албания времен правления Э. Ход­жи и другие.

Для лингвистов важным представляется вопрос о положении и роли языка в тотали­тарном государстве. В отношении языковой политики, развивающейся в условиях тота­литарного государства, считаем возможным и оправданным использовать определение «то­талитарная» лингвистика. Данный термин вписывается в имеющуюся парадигму: «тота­литарный язык», «тоталитарная эпоха», «то­талитарный дискурс» и др. Предлагаемый на­ми термин «тоталитарная» лингвистика вклю­чает лингвистические направления, школы и учения, которые активно занимались данной проблемой при указанных выше режимах. Предварительный сравнительный анализ раз­вития языкознания в тоталитарных Германии, Италии, Советском Союзе позволяет предпо­ложить, что подобно тоталитарному государ­ству, обладающему определенным набором характерных признаков, «тоталитарная» линг­вистика развивается в аналогичных условиях. Гипотетически можно предположить, что та­кая лингвистика обладает и набором харак­терных, специфических признаков, что про­является в ее тематике и методах исследова­ния.

При обращении к истории тоталитарных государств мы выделили определенные зако­номерности их языковой политики. В боль­шинстве вышеуказанных государств пред­ставлено много наций и народностей, исполь­зующих свои определенные национальные языки и/или диалекты, а также национальные языки в форме совокупных диалектов, нахо­дящихся на период становления тоталитарно­го государства на различных ступенях разви­тия. Так, по результатам Всероссийской пере­писи населения 1926 года в России насчиты­валось более 177 национальностей. А в Китае та­ковых было более 70.

В такой многоязычной ситуации перед го­сударственными структурами и перед лингви­стами, осуществляющими языковую полити­ку, встает вопрос как о функционировании и взаимоотношении национальных языков, так и о языке межнационального общения.

Изученные нами материалы соответствую­щих исследований и документов того перио­да позволяют утверждать, что языковая поли­тика тоталитарных государств претерпевает два совершенно отличных друг от друга эта­па развития.

На первом этапе проводится политика вся­ческой поддержки и развития национальных языков и диалектов. Основополагающим ста­новится лозунг равенства всех наций и язы­ков. В школах ведется обучение на националь­ных языках, создаются и плодотворно работа­ют издательства национальной литературы. В рамках языкового строительства осуществля­ется большая работа по созданию письменно­сти для бесписьменных народов.

Примечательно, что лидеры тоталитарных государств во многом копировали и брали на вооружение опыт друг друга. В частности Со­ветский Союз, по мнению китайских филоло­гов, стал классическим образцом в решении проблемы письменности в китайском много­национальном государстве. Руководители тоталитарных государств принимали непосредственное участие в рабо­те по проведению этой политики. Так, обще­известно, что И.В. Сталин будучи наркомом по делам национальностей проводил в жизнь идею о максимальном развитии наций и язы­ков, при этом высказывался против «преимущества русской культуры» и «неизбежности победы более высокой рус­ской культуры над культурами более отста­лых народов», рассматривая такие положе­ния? как «попытку закрепить господство ве­ликорусской национальности». В свою очередь? лидер КНР Мао Дзе-дун принимал непосредственное участие в реформе китайской письменности и создания алфавита, стоял за упрощение китайской иероглифики.

Для обучения итальянскому языку в шко­лах на начальной ступени обучения активно использовался метод преподавания «от диа­лекта к языку» (Dal dialetta alla lingua), раз­работанный Джузеппе Ломбардо Радичем. Суть его за­ключалась в использовании языковой компе­тенции родного «языка» учащегося как осно­вы для изучения итальянского литературного языка. Обучение должно было осуществлять­ся постепенно, переходя от текстов на диалек­те к текстам на итальянском языке, включая их перевод, анализ орфографических ошибок, возникавших в результате интерференции.

Источник

Говорение как вид устноречевой коммуникации

Речь умеет и скрыть, и раскрыть человеческий облик.

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.

Говорение – вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах[92]. Говорящий преследует разнообразные коммуникативные цели: согласиться или отказаться, посоветовать, предупредить, потребовать, попросить, разрешить, усомниться, поблагодарить и т. д. В зависимости от этого возникают высказывания 3 типов: сообщения, побуждения, вопросы.

Сознание говорящего сосредоточено на содержании, логико-композиционном структурировании текста, память выдает наиболее подходящие лексические варианты, интуиция (неоднократное повторение опыта в сходных условиях) помогает грамматически правильно построить предложение и озвучить его в соответствии с нормами произношения, языковое чутье позволяет определить стиль, психологическая ориентировка заставляет учитывать реакцию слушателей. Трудности говорения объясняются тем, что все вышеперечисленные операции требуется выполнять одновременно. Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки – условия говорения:

ü наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;

ü наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;

ü наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определяет процесс говорения;

ü отношение к субъекту речи – собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.;

ü наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки.

Характеризуя два вида активной устной речи – речь диалогическую и монологическую, – надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. По своей внешней форме эти два вида речи могут быть похожи друг на друга. Так, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалогическая речь, т.е. говорящий обращается периодически или к слушателям, или к воображаемому оппоненту. Психологические особенности устной монологической и диалогической речи[93] представлены в таблице 4.1.

устноймонологической и диалогической речи

МонологДиалог
Развернутый вид речи. Излагаемое содержание должно быть полным и подробным настолько, насколько это необходимо для восприятия и понимания аудиторией его смысла для себя.Неразвернутый вид речи. Участники диалога знают, о чем идет речь, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации.
Произвольный вид речи. Это произвольная, заранее обдуманная, спланированная, с определенным содержанием речь.Непроизвольный вид речи (случайность вдруг возникшей мысли, тут же высказываемой в разговоре, споре).
Активный вид речи. Инициатор речи – оратор, а не слушатели.Реактивный вид речи Слова оказываются главным образом реакцией на высказывания другого.
Организованная речь. От начала до конца заранее запрограммирована во всех принципиальных вопросах.Малая организованность речи. Она течет сама по себе, без какого-либо управления (возможны перебивания и т.д.)

Монолог – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. В монологе преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от коммуникатора к получателю информации.Монолог – это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей[94].

Классифицировать монологи можно по разным основаниям[95]:

а) по цели высказывания.

ü монолог убеждающей окраски – примитивная форма ораторской речи;

ü монолог лирический – речевая форма изъявления переживаний и эмоций;

ü монолог драматический – сложный вид речи, в котором язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психических обнаружений – путем мимики, жестов, пластических движений и т.п.;

ü монолог сообщающего типа, который подразделяется на монолог-рассуждение и монолог-сообщение.

б) по времени подготовки.

ü заранее подготовленное монологическое сообщение;

ü неподготовленное сообщение.

в) по содержанию сообщения.

ü сообщения, передающие содержание другого текста подробно или кратко;

ü сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему;

ü сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения.

г) по форме сообщения и по самостоятельности ее порождения.

ü сообщения, имеющие готовую форму;

ü сообщения, конструируемые полностью самостоятельно.

Диалогомназывается форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог обычно противопоставляется монологу. Подвидом диалога является полилог, возникающий при числе участников речевого общения больше двух.

Субъекты общения при диалоге взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией (двунаправленная передача). Структурно диалог состоит из реплики – стимула и реплики – реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь – первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов; они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированы также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и др. Вследствие того, что партнеры по диалогу принадлежат к определенной социальной группе, играют определенные роли, возникают специфические типы диалога – врачебные, театральные и академические, женские и мужские, «немецкие», «швейцарские» и т.д.

Рассмотрим основные формы диалоговой речи.

Беседа. Простейшей формой диалога, которой человек владеет с того момента, когда впервые учится говорить, является беседа. Ребенок овладевает речью только благодаря общению со взрослым, «беседуя» с ним сначала без слов («а-а», «у-у», «э-э», гуканье, гуленье, повторение за взрослым простых слогов), а затем постепенно переходит к словам и уже к 9-10 месяцам начинает (учится) говорить членораздельно. Вот почему такая форма диалогической речи, как беседа, знакома любому, и учиться ей специально нет нужды[96]. А что касается остальных форм диалога, то надо знать их специфику, ибо, чтобы ими овладеть, нужно понять и глубже познать их.

Дискуссионный диалог может протекать в виде дискуссии, диспута, полемики. Каждый их этих видов диалога имеет свою специфику, хотя нередко используются как синонимы. Авторы иногда заменяют их русским словом «спор». Прежде чем перейти к вопросу об идентичности вышеперечисленных понятий, попробуем ответить на первый взгляд наивный вопрос: «Благом или злом является спор?»

Можно привести в качестве примеров много крылатых выражений и высказываний, в которых спор оценивается позитивно. «Спор – отец истины», – так считали древние греки. С этим афоризмом перекликаются известные всем слова: «В споре рождается истина». Перечень изречений, в которых отмечается необычайная полезность спора, легко продолжить.

Однако можно привести и такие выражения, в которых споры оцениваются негативно, например, в пословицах и поговорках: «Кто спорит, тот ничего не стоит», «Когда споры кипят, истина испаряется», «В спорах теряется время». О спорах весьма неодобрительно отзывался Л.Н. Толстой: «Споры всегда больше содействуют затемнению, чем уяснению истины». А. Линкольн говорил: «Ни один человек, который решил действительно преуспеть в жизни, не должен тратить время на личные споры»[97].

Как же разобраться, кто прав: те, кто одобряет споры, или те, кто их порицает? Думается, что и те и другие. Спор действительно способен породить истину. Но спор нередко и губит ее. Все заключается в том, как ведется спор, какими методами и средствами.

Итак, спор – это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту[98].

Как указывалось выше, в русском языке имеются и другие слова для обозначения данного явления. В научных исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора.

Полемикой называют такой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Таким образом, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу или как публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика – это борьба с идейным оппонентом, нападение на него, а не пассивная оборона или уступка инициативы (polemikos (лат.) – воинственный, враждебный). Т.е. цель полемики – переубедить, переспорить оппонента, а если потребуется, то и разоблачить его недобросовестные приемы, отстоять свою точку зрения. Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не ради победы как таковой. Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово «дискуссия»происходит от латинского discussio – «рассмотрение, исследование, разбор». Дискуссия – публичный спор, цель которого, в отличие от полемики, является выяснение и составление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Этот термин употребляется часто для обозначения споров среди теоретиков-исследователей или споров на учебных занятиях, так как цель дискуссии – разобраться совместно в сути проблемы.

Термин же «диспут» пришел к нам из латинского языка (disputar – рассуждать, disputatio – прение) и первоначально означал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово «диспут» не используется. Цель диспута – выяснить точки зрения на соотношение реальной жизни с теорией, нормами права и морали, выявить наиболее правильную из высказанных мыслей. Его применение более уместно в тех случаях, когда люди ведут спор, исходя не из теории, а из собственного житейского опыта по вопросам морали и нравственности, правовых норм и реального поведения людей.

Помимо разобранных выше понятий, разновидностью спора являются дебаты и прения. Слово «дебаты» французского происхождения (debat – спор, прения); «прения» – русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII в. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения – обсуждения какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Под этими словами, как правило, подразумевают споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.д.

Споры, включая как полемику, так и дискуссию и диспут, можно классифицировать по нескольким основаниям[99]:

ü число участников: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами);

ü число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в котором обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слушателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слушателей впечатление;

ü цель спора: спор из-за истины; спор для убеждения кого-либо; спор для победы; спор ради спора;

ü социальная значимость предмета спора (актуальность проблемы): спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который отражает семейные интересы; спор, который отражает личные интересы;

ü подготовленность спора: организованные споры, которые планируются заранее так, что стороны имеют возможность ознакомиться с предметом спора, определить свою позицию, продумать аргументы; неорганизованные споры, которые возникают стихийно и обычно менее плодотворны, чем организованные;

ü степень организованности: сосредоточенный спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят, служит для его защиты или опровержения; бесформенный спор, в процессе которого меняется ряд тезисов, основной тезис забывается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *