в торговле с третьими странами могут применяться такие меры нетарифного регулирования как
В торговле с третьими странами могут применяться такие меры нетарифного регулирования как
II. Введение и применение мер нетарифного регулирования
4. Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Комиссией.
В единый перечень товаров включаются также товары, в отношении которых Комиссией принято решение об установлении тарифной квоты либо импортной квоты в качестве специальной защитной меры и о выдаче лицензий.
5. Предложение о введении или отмене мер может быть представлено как государством-членом, так и Комиссией.
6. При подготовке решения Комиссии о введении, применении, продлении или отмене мер Комиссия информирует участников внешнеторговой деятельности государств-членов, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием такого решения, о возможности представить в Комиссию предложения и замечания по данному вопросу и о проведении консультаций.
7. Комиссия определяет способ и форму проведения консультаций, а также способ и форму доведения информации о ходе проведения и результатах консультаций до сведения заинтересованных лиц, представивших свои предложения и замечания.
Непроведение консультаций не может являться основанием для признания решения Комиссии, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, недействительным.
8. Комиссия может принять решение не проводить консультации при наличии любого из следующих условий:
1) о мерах, предусмотренных проектом решения Комиссии, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, не должно быть известно до даты вступления его в силу, в связи с чем проведение консультаций приведет или может привести к недостижению целей, предусмотренных таким решением;
2) проведение консультаций вызовет задержку в принятии решения Комиссии, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, что может привести к причинению существенного ущерба интересам государств-членов;
3) проектом решения Комиссии, затрагивающим право осуществления внешнеторговой деятельности, предусматривается предоставление исключительного права.
9. Порядок внесения предложений о введении или отмене мер определяется Комиссией.
10. Решение Комиссии о введении меры может определять таможенные процедуры, при помещении под которые таможенными органами контролируется соблюдение меры, а также таможенные процедуры, помещение под которые товаров, в отношении которых вводится мера, не допускается.
В торговле с третьими странами могут применяться такие меры нетарифного регулирования как
Нетарифное регулирование в ЕАЭС
Меры нетарифного регулирования применяются на основании статей 46 и 47 раздела IX Договора о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору).
В торговле с третьими странами на территории Союза применяются единые меры нетарифного регулирования (далее – меры).
Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Комиссией.
Согласно статье 46 Договора, в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:
1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
4) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Статья 47 Договора дает право государствам-членам ЕАЭС в торговле с третьими странами в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7
к настоящему Договору.
Еще одной важной и неотъемлемой частью нетарифного регулирования на территории ЕАЭС является Решение Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. №30 «О мерах нетарифного регулирования». Данным Решением Коллегия Евразийской экономической комиссии ввела и утвердила два перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
В Приложении №1 Решения Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. №30 содержится Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС.
В Приложении №2 Решения Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. №30 содержится Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС.
Государство-член ЕАЭС может направить в ЕЭК предложение о введении или отмене х мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран в соответствии с Порядком внесения в ЕЭК предложений государств-членов ЕАЭС о введении или отмене единых мер нетарифного регулирования, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 31 марта 2015 года №23.
Меры, введенные Кыргызской Республикой, в одностороннем порядке:
Постановление Правительства Кыргызской Республики№ 390 от 20 июля 2020 года «О введении временного запрета на экспорт лекарственных средств и медицинских изделий из Кыргызской Республики»
Постановление Правительства Кыргызской Республики от 22 октября 2019 года № 566 «О введении временного запрета на ввоз на территорию Кыргызской Республики автотранспортом некоторых видов нефти и нефтепродуктов»
Автоматическое лицензирование (наблюдение) импорта отдельных видов труб стальных (коды 7304-7306 ТН ВЭД ЕАЭС) введен решением Коллегии ЕЭК ЕАЭС №90 от 4.06.2019г.
Таможенное регулирование в России
Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.
Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ
Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.
Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации |
Виды таможенного регулирования
Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.
Таможенно тарифное регулирование
Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.
Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.
Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.
Нетарифное регулирование
Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.
Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.
Меры прямого ограничения
Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.
2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.
Специальные защитные меры
Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:
Меры технического регулирования
Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.
Другие меры регулирования
Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:
Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.
Инструменты нетарифного регулирования международной торговли
В официальных источниках международных экономических и торговых организаций, научных трудах встречается классификация нетарифных мер на жесткие (hard NTM), умеренные (mild NTM), «надоедливые», т.е. создающие определенные неудобства (nuisance NTM); при этом отдельно выделяется группа нетарифных мер, степень воздействия которых на международную торговлю установить не удается.
Для регулирования международной торговли особое значение приобретают классификации нетарифных мер, разработанные международными экономическими организациями ГАТТ-ВТО, ЮНКТАД, ЕЭК ООН, МБРР, Международной торговой палатой и др. Указанные организации выполняют, помимо прочего, учетную функцию: они регистрируют каждую новую форму нетарифных ограничений, сведения о которой должны сообщать как страны, применяющие такие меры, так и страны, от них пострадавшие. Формирование такого банка данных нетарифных мер позволяет не только совершенствовать классификацию нетарифных мер, но и проводить мониторинг всех принимаемых мер внешнеторгового регулирования.
Наиболее авторитетными являются классификации ГАТТ-ВТО и ЮНКТАД.
Классификация нетарифных мер, разработанная в секретариате ГАТТ, объединяет пять основных категорий (GATT. Activities in 1973. Geneva. 1974):
После выхода Справочника по импортным режимам, подготовленного Секретариатом ЮНКТАД (Directory of Import Regimes / UN. Conf. on trade a. development. N.Y.: UN, 1994), «коллекция» нетарифных мер стала пополняться из ежегодно публикуемых ВТО обзоров мировой торговли. Важным эмпирическим источником являются также обзоры торговой политики, которые готовятся на национальном уровне отдельными государствами, а также официальная информация о разрешении в рамках ВТО различного рода конфликтов и споров по применению нетарифных мер.
Классификационные схемы ЮНКТАД, ГАТТ-ВТО и других международных экономических организаций легли в основу многочисленных авторских классификаций, разрабатываемых российскими и зарубежными учеными.
При использовании экономических нетарифных мер последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и сам решает приобрести более дорогой импортный товар или аналогичный более дешевый отечественный товар. При применении нетарифных мер административной природы государство напрямую воздействует на товарную структуру импорта, а покупатель в ряде случаев вообще лишается возможности приобретения иностранного товара.
Целью эмбарго по общему правилу является не достижение тех или иных экономических выгод и преимуществ, а оказание давления на страну, чаще всего в политических целях. А.В. Холопов выделяет три основных условия, обеспечивающие успех эмбарго: 1) страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, иными словами, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; 2) у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли; 3) вводимые санкции являются неожиданными и масштабными.
В настоящее время запреты на проведение торговых операций и перемещение товара через таможенную границу используются не только в рамках применения экономических санкций, предусмотренных нормами международного права. Продолжает практиковаться установление запретов в одностороннем порядке. В некоторых странах запреты на импорт могут быть связаны с религиозными и культурными традициями, сопряженными с понятиями общественного порядка и публичной морали в данных странах. Так, в ряде исламских государств (Саудовской Аравии, Ливии, Пакистане и др.) установлен запрет на ввоз свинины и алкогольных напитков (иногда даже лекарственных препаратов, содержащих алкоголь).
Встречаются случаи установления в одностороннем порядке запретов на торговлю, преследующих политические цели (запреты, установленные правительством США в отношении товаров из Кубы, Ирана, КНДР и др.).
Применяемые отдельными государствами в целях оказания политического давления односторонние меры экономического принуждения (например, экономическое, торговое и финансовое эмбарго США в отношении Кубы) не обладают международной легитимностью и иногда необоснованно именуются санкциями. Принцип суверенного равенства государств исключает возможность правомерного применения одним государством санкций в отношении другого государства или группы стран в одностороннем порядке. В этом случае речь может идти только об ответных мерах (контрмерах), которые санкциями не являются и правомерны лишь постольку, поскольку являются ответом на противоправное деяние другого государства.
Перечни товаров, запрещенных к ввозу в развивающиеся страны, очевидно, свидетельствуют об их протекционистской направленности: в них фигурируют товары, составляющие конкуренцию национальным производителям.
Наряду с безусловными запретами в международной торговле практикуется применение так называемых условных запретов (например, запрет на импорт продовольствия и медикаментов, когда экспортеры не соблюдают санитарно-гигиенические требования к аналогичным товарам в стране-импортере). Они очень близки к нетарифным мерам технического характера, связанным с соблюдением национальных технических, экологических норм и стандартов.
Контингентирование, иначе называемое квотированием, может быть определено как ограничение государственной властью в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны за определенный период. Срок, в течение которого происходит ограничение внешнеторговых поставок, является существенным признаком квотирования. Ограничения внешней торговли путем квотирования при отсутствии временных рамок их применения называются неконкретизированными.
Торгово-политическая роль контингента заключается в защите национальных производителей, в поддержании на внутреннем рынке определенного уровня цен, а часто и в оказании давления на экспортирующую страну. Так, Япония сохраняет квоты на импорт многих сельскохозяйственных продуктов, в ней не производимых, используя квоты как средство давления на переговорах по сбыту японской экспортной продукции, а также в целях избежания зависимости в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических условий или неблагоприятной политической ситуации.
Квотирование внешней торговли осуществляется, как правило, при помощи лицензирования: компетентный государственный орган выдает лицензии на ввоз или вывоз определенного количества товара, а внешняя торговля нелицензированным товаром считается запрещенной.
Будучи в ряде случаев тесно связанным с квотированием, лицензирование внешнеторговой деятельности имеет и самостоятельное значение как один из инструментов нетарифного регулирования.
Лицензирование экспорта и импорта предполагает, что государство через органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией, выдает разрешения на совершение экспортных и (или) импортных операций с товарами, включенными в установленный перечень лицензируемых товаров. В отдельных случаях в выдаваемых разрешениях-лицензиях может даже устанавливаться порядок совершения конкретной внешнеторговой операции. Все товары, участвующие во внешнеторговом обороте, можно распределить по трем основным группам: 1) свободно ввозимые (вывозимые) товары; 2) лицензируемые товары (иногда используется понятие «регулируемые товары»), то есть товары, ввоз (вывоз) которых разрешен при наличии лицензии; 3) товары, запрещенные к ввозу (вывозу).
Наиболее распространенными в международной торговой практике являются индивидуальные (разовые) и генеральные лицензии. Широко применяются также различные формы «промежуточных» лицензий, содержащих отдельные черты и признаки генеральных и разовых лицензий и ставящих разрешение на ввоз (вывоз) товаров в зависимость от конкретных дополнительных условий.
Генеральная лицензия предоставляет ее владельцу право в течение определенного, как правило, длительного времени ввозить (вывозить) товары, упомянутые в соответствующем перечне, без ограничений по их количеству. Генеральные лицензии, в которых ограничения снимаются не только в отношении количества, но и страны происхождения ввозимых товаров, в практике международной торговли называются глобальными, или открытыми. Генеральные лицензии характерны для внешнеторгового регулирования, как правило, развитых стран. Они публикуются в официальных изданиях и, по существу, разрешают ввоз в страну всех товаров, кроме тех, ввоз которых запрещен или ограничен.
Индивидуальные (разовые) лицензии в большей степени характерны для внешнеторговой практики развивающихся стран. Они представляют собой разовое разрешение на ввоз (вывоз) определенного товара, выдаваемое конкретному участнику внешнеторговой деятельности без права передачи такого разрешения другим лицам. В таких лицензиях указываются обычно количество товара, разрешенного к ввозу (вывозу) (Иногда в международной коммерческой практике встречаются открытые индивидуальные лицензии, представляющие собой разрешения на ввоз неограниченного объема товаров), его стоимость, страна происхождения и (или) назначения. Иногда в них может указываться даже конкретный таможенный орган, через который может ввозиться (вывозиться) товар.
Индивидуальные лицензии являются достаточно эффективной формой осуществления количественного ограничения внешней торговли. Выдача таких лицензий может быть обусловлена принятием покупателем или поставщиком дополнительных экономических обязательств (закупка товаров на внутреннем рынке, вывоз за границу части произведенной продукции предприятием-импортером и т.д.).
В развивающихся странах сформировались разнообразные механизмы выдачи разрешений на импорт «избранным покупателям«:
— импортерам, использующим товар исключительно для собственного потребления (исключая его последующую перепродажу на внутреннем рынке);
— «зарегистрированным» импортерам (так, например, в Южной Корее «зарегистрированными» могут стать только те импортеры, которые имеют за два последних года оборот не менее 500 тысяч долл.);
— импортерам, «одобренным правительством» (в Кот д’Ивуаре, например, такие требования предъявляются к импорту мяса и рыбы);
— импортерам, являющимся национальными продуцентами ввозимого товара (импорт цемента в Саудовскую Аравию).
Особого упоминания заслуживает практика использования различного рода обусловленных лицензий, т.е. лицензий, выдача которых поставлена в зависимость от: закупок аналогичных товаров на внутреннем рынке, результатов экспортной деятельности организации-импортера, обеспечения импортных поставок финансированием (лицензии на поставку товаров для проектов технической помощи, осуществляемых за счет внешних источников поступления валюты, а также за счет собственных валютных ресурсов импортера). Лицензии на ввоз товаров, обеспеченных финансированием, самым тесным образом связаны с лицензиями на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции.
Определяя природу «добровольных» экспортных ограничений, А.В. Холопов пишет: «В принципе, добровольные экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты».
Рассматриваемая мера нетарифного регулирования отличается избирательностью применения. Она устанавливается в отношении конкретных поставщиков, при этом степень ограничения также различается.
Важной особенностью этой нетарифной меры, по мнению Л.В. Сабельникова, является то, что одни «добровольные» ограничения применяются по договоренности между организациями отраслей промышленности импортирующих и экспортирующих стран при завуалированной поддержке правительств; другие являются следствием межправительственных переговоров, но осуществляются также по договоренности между экспортерами и импортерами; третьи действуют в соответствии с общими многосторонними межправительственными соглашениями о регулировании торговли, предусматривающими двустороннюю договоренность заинтересованных партнеров и контроль официальных учреждений в странах-экспортерах за соблюдением обязательств в отношении объема поставок и уровня цен. Таким образом, «добровольные» ограничения экспорта устанавливаются не правительствами, а на уровне отдельных отраслей промышленности, что в конечном счете мешает установлению протекционистской сущности данной нетарифной меры, поскольку самоограничения формально не являются следствием конкретного правительственного решения.
Еще одной разновидностью нетарифных мер административного характера является установление монопольного канала для внешнеторговых операций, предусматривающее предоставление государственной или иной организации (действующей обычно по поручению государства) исключительного права на осуществление импортных и (или) экспортных операций (Аналогичный характер имеют и такие меры ограничительной практики, как обязательные требования использования для внешнеторговых перевозок национальных транспортных компаний, страхования внешнеторговых грузов в национальных страховых компаниях и т.д.). Ограничительное воздействие в этом случае проявляется в существенных искажениях принципа свободной конкуренции на рынке, а в ряде случаев и в фактическом сдерживании внешнеторговых поставок, несмотря на реально существующий спрос на них.
В этой связи показателен пример Китая, где государственные организации сохраняют очень сильные позиции во внешнеэкономическом секторе. На их долю приходится не менее 70% оборота внешней торговли, если учитывать долю китайской стороны в предприятиях с иностранным участием. Частные китайские предприятия крайне редко наделяются правом выхода на внешний рынок.
По соглашениям с ВТО Китай взял курс на некоторое ослабление государственной монополии. В частности, будет ликвидирована система осуществления экспортно-импортных операций (сталь, древесина, натуральный каучук) специально уполномоченными компаниями. При этом по ряду товаров (зерновые, нефть и нефтепродукты, удобрения, хлопок, табак, сахар, чай, серебро и др.) государственным внешнеторговым компаниям оставлено преимущественное право ведения внешней торговли.
В большинстве промышленно развитых стран практика применения монопольных каналов для осуществления внешнеторговых операций встречается в менее внушительных масштабах и ограничивается более узкой номенклатурой товаров. Так, в Японии государственными организациями монопольного характера осуществляется импорт молочных продуктов, шелка-сырца, спирта, табака, соли и др. Внешняя торговля рисом и пшеницей ведется Агентством по продовольствию по разрешению японского правительства, которое и определяет объем внешнеторговых поставок.
В Швеции государственную монополию на экспортно-импортные операции и продажу алкогольных напитков реализует Корпорация по вину и спиртным напиткам.
В Канаде создан ряд государственных торговых корпораций: Канадский совет по пшенице (все экспортно-импортные операции с пшеницей и ячменем осуществляются Советом непосредственно либо через частные торговые компании, выступающие его агентами), Канадская комиссия по молочным продуктам и др. Импорт спиртных напитков в Канаду осуществляется провинциальными советами по спиртным напиткам, создаваемыми на уровне субъектов федерации.
Несоизмеримо большее значение монопольный канал имеет для развивающихся экономик, поскольку он позволяет контролировать состояние торгового и платежного баланса, а также обеспечивать народнохозяйственную эффективность внешнеторговых операций.
Трудно учитываются и идентифицируются как протекционистские средства многочисленные нетарифные инструменты, представляющие собой различного рода административные, таможенные и иные процедуры и формальности. Такие процедуры и формальности приобретают ограничительное воздействие на внешнюю торговлю только тогда, когда в значительной мере превышают общепринятые нормативы и стандарты в сфере государственного управления и таможенного регулирования. Любые нечетко сформулированные процедуры, неясности, пробелы в регламентах могут превратиться в дополнительный торговый барьер.
В целях нетарифного регулирования активно используются процедуры государственных и муниципальных закупок. Анализируя их ограничительное воздействие на внешнеторговые поставки, И.И. Дюмулен выделяет два основных направления, по которым развивается система регламентирования государственных закупок: создание дискриминационного режима в области цен для иностранных экспортеров и формирование системы предписаний, определяющих условия, на которых заказ может быть выдан иностранному поставщику.
Технические барьеры могут привести к существенному росту издержек производства из-за требований к экспортеру совершить те или иные действия, а могут и просто превратиться в запрет на ввоз товара. Выполнение многочисленных и разнообразных технических требований в стране-импортере контролируется системой лабораторий, технических центров, инспекций и т.д. Осуществляемые ими проверочные мероприятия, тесты сопряжены с дополнительными, порой весьма значительными, расходами экспортера и требуют дополнительного времени.
Вывод о штрафном характере особых пошлин подтверждает существующий в мировой торговой практике принцип, запрещающий кумуляцию (сложение) защитных мер нетарифного регулирования. Как правило, в торговые соглашения включается оговорка о том, что импортный товар «не должен подвергаться обложению антидемпинговой и компенсационной пошлинами для того, чтобы устранить один и тот же результат, который вызывается демпингом или субсидированием экспорта» (статья VI ГАТТ).
К финансовым инструментам торговой политики самым тесным образом примыкают кредитные инструменты. Стремительное расширение практики применения кредитных инструментов в целях внешнеторгового регулирования дало повод говорить о так называемых кредитных войнах. Государство все активнее переходит к долгосрочному и среднесрочному кредитованию участников внешнеторговой деятельности на условиях, более выгодных, чем те, что сформировались на национальном или международном кредитном рынке. В этих целях используются такие приемы, как «замораживание» процентной ставки, продление срока предоставления кредита, упрощение порядка его получения и др.
Государственное кредитование органично дополняется государственным страхованием (в первую очередь предоставлением государственных гарантий по внешнеторговым поставкам). Раскрывая сущность правительственных гарантий и определяя их место в механизме государственного регулирования внешней торговли, Л.В. Сабельников называет такие его преимущества, как расширение возможностей получения кредитов на льготных условиях, меньшая, по сравнению с частным сектором, стоимость страхования. Кроме того, он отмечает, что правительственные гарантии позволяют экспортерам получать денежные средства в банке сразу же после отгрузки товара, что значительно ускоряет платеж, а это в условиях нестабильности валютных курсов дает экспортеру выигрыш не только во времени, но и по размеру платежа.
Таким образом, применение финансовых и кредитных инструментов (налоговых льгот, субсидий, государственного кредитования и страхования внешнеторговых операций) содействует удешевлению вывоза товаров, делает его более безопасным и конкурентоспособным и тем самым обеспечивает выход отечественного производителя на новые внешние рынки.
Если активное применение финансово-кредитных инструментов в большей степени характерно для торговой политики промышленно развитых стран, отражая ее наступательный и экспансионистский характер, то использование валютных мер для регулирования внешней торговли свойственно прежде всего развивающимся странам. Валютные инструменты эффективно применяются в целях внешнеторгового регулирования в странах, где осуществляется нехватка свободно конвертируемой валюты (государства с переходной экономикой), а также наблюдается значительный рост дефицита платежного баланса.
В блоке валютных нетарифных мер наиболее востребованными являются мероприятия по регулированию валютного курса, способные привести к существенным изменениям величины выручки от внешнеторговой операции (ограничения на перемещение валюты, валютная интервенция, маневрирование банковскими процентными ставками и т.д.). И.И. Дюмулен указывает, что «эффективность действия всего протекционистского механизма (особенно таких его составных частей, как пошлины, субсидии, налоги) прямо зависит от состояния валютных курсов и во многом определяется ими».
Особое место в арсенале валютного регулирования внешней торговли занимают такие ограничения на расходование иностранной валюты, как требования о внесении импортного депозита (депонирование части стоимости внешнеторговой сделки за несколько месяцев до ее совершения (Размеры импортного депозита могут ставиться в зависимость от ставки импортной пошлины и других показателей)), предварительной уплате таможенных пошлин и др. Представление документов о внесении импортного депозита, предварительной уплате таможенной пошлины является необходимым условием завершения таможенного оформления и пропуска товара через таможенную границу.