в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

Тифлопедагогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и содержание тифлопедагогики

Тифлопедагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения лиц, страдающих нарушениями зрения.

Тифлопедагогика рассматривает вопросы воспитания и обучения, касающиеся лиц, имеющих ограниченность визуального восприятия, либо его полное отсутствие. Это нарушение затрагивает развитие личности, приводя к сложностям нормального ее становления и прохождения социализации.

Тифлопедагогика относится к разделам специальной педагогики или дефектологии и ориентирована на создание системы для развития ребенка со зрительными отклонениями, помогающей ему раскрыть все стороны его личности, дать общеобразовательные знания и умения, помочь влиться в социальную среду и развить умения строить социальные взаимоотношения.

Поскольку, тифлопедагогика относится к разделам специальной педагогики, то она базируется на гуманистических принципах построения системы воспитания и обучения. Она учитывает индивидуальную специфику развития детей со зрительными нарушениями, а также помогает выработать отдельные воспитательные подходы к каждому ребенку с различной степенью зрительных отклонений.

Этапы становления тифлопедагогика

В своем историческом развитии данная научная отрасль прошла несколько основных периодов:

Готовые работы на аналогичную тему

Целевое назначение и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика занимается специальным образованием детей, имеющих проблемы со зрением. К таким детям относятся следующие категории:

Приоритетной целью научных исследований тифлопедагогики является создание специальных условий для развития детей, имеющих нарушения в работе зрительного аппарата. Она помогает детям максимально эффективно пройти процесс социализации, получить образование специальными средствами.

Исходя из целевого назначения тифлопедагогики, она предполагает постановку ряда задач:

Методология тифлопедагогики

В основе данного научного направления является гносеология – философия познания. Процесс познания, рассматриваемый данной наукой, является творческим и активным.

Процесс воспитания ребенка с нарушениями зрения рассматривается, как развивающийся и динамический. Также, он имеет творческую направленность, поскольку предполагает применение нестандартного подхода к обучению, применение специальных приемов и методов.

Теоретическую основу учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими зрительные нарушения, составляет учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. В нем рассматривается компенсация зрения и его коррекция при вторичных отклонениях в развитии, проявлении первичных дефектах, механизмах протекания процесса познания и развития.

Источник

Предмет и задачи тифлопедагогики

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

Тифлопедагогика(от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Как раздел общей педагогики она развивается на основе диалектико-материалистической философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется: созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

В качестве методов исследования тифлопедагогика использует наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей, естественный, обучающий, лабораторный и

психолого-педагогический эксперимент, беседы, анализ ученических работ (письменные работы, образцы разных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.). В зависимости от задач исследования используются также методы смежных областей наук. Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки — на общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц с глубокими нарушениями зрения разного возраста.

В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического развития, подготовка к школьному обучению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое образование в объеме массовой школы, идейно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.

Подготовка тифлопедагогов ведется в Ленинградском государственном пединституте им. А. И. Герцена, Киевском государственном пединституте им. А. М. Горького, Одесском государственном пединституте им. К’. Д. Ушинского, Шяуляйском государственном пединституте им. К. Прейкшаса. Выпускники пединститутов должны владеть теорией и практикой обучения и воспитания слепых и слабовидящих.

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

Повышение квалификации учителей и воспитателей составляет единую, цельную систему непрерывного дефектологического образования. Повышение квалификации работников школ проводится органами народного образования (просвещения) с участием НИИ дефектологии АПН СССР, НИИ педагогики УССР, а также Ленинградского, Киевского, Одесского, Шяуляйского пединститутов, имеющих квалифицированных специалистов по офтальмологии, физиологии, тифлопсихологии и тифлопедагогике.

Подготовка научных кадров по тифлопсихологии и тифлопедагогике ведется во всех названных институтах.

Для работников специальных школ и дошкольных учреждений издаются журналы, монографии, сборники научных трудов, методические пособия. Общесоюзным журналом по вопросам теории и практики обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями в психофизическом развитии является журнал «Дефектология».

Большое значение для совершенствования процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей имеют публикации издательств «Педагогика», «Просвещение», «Радянська школа» и др.

Источник

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Предмет тифлопедагогики и стоящие перед ней задачи определяют направ­ления, по которым должны идти педагогические исследования по особеннос­тям обучения и воспитания людей со зрительными нарушениями.

Социальные отношения и явления существуют в диалектическом единстве, в определёньой системе взаимоотношений и это определяет их целостность. В связи с этим, основные методологические принципы изучения социальных отношений и явлений будут едины для всех общественных наук, в том числе и для тифлопедагогики (конкретно-историческое изучение общественных явле­ний, взаимосвязь и взаимозависимость теории и практики, объективность изу­чения гедагогических процессов и явлений в их развитии, единства общего и особенного в педагогических явлениях, единством образования и действитель­ности, сравнительные исследования и др.). Поэтому нет нужды в данном учеб­нике рассматривать общие принципы исследования, а остановимся на некото­рых современных тенденциях развития методологии.

В прошлом веке исследования в области тифлопедагогики сводились лишь к обобщению передового практического опыта обучения детей с нарушением зрения, не было обоснованных исходных положений, этапности и последова­тельности исследовательских программ, прогнозирования результатов, опреде­ления методов изучения поставленных проблем, характера их реализации и др.

Постановка проблемы требует деятельного и системного её изучения, кон­кретных исторических подходов, учёта характера и всего многообразия.науч-ных работ по данной проблеме и связанных с ней отдельных вопросов теории и практики тифлопедагогики.

Формулировка и обоснование проблемы, выход на конкретную тему ис­следования требуют широкой аргументации с отражением характера и дина­мики изыскательной работы, движения от старого к новому.

Решение тифлопедагогической проблемы всегда прогнозируется в отноше­нии научной новизны, теоретической и практической значимости исследова­ния.

Для решения поставленной проблемы необходимо определить и отобрать методы исследования. Под методами педагогического исследования мы по­нимаем совокупность приёмов и способов, направленных на получение, вы­явление достоверных данных о педагогических явленияхи их компонентах, о тенденциях их развития и решение научно-тифлопедагогических проблем.

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

При выборе методов исследования необходимо проанализировать всю си­стему методов и отобрать те, которые в наибольшей степени соответствуют сущности изучаемого предмета и предполагаемому результату. Арсенал опыт­но-экспериментальных методов разнообразен и классифицируется в зависи­мости от целей и задач каждого этапа изыскательной работы: от сбора факти­ческого материала до практической апробации теоретических положений и сложных научных концепций.

Если в основу классификации заложить источник получения информации,
тометоды можно разделить на те, которые помогают изучать теоретические
материалы и те, которые исследуют реальный тифлопедагогический процесс.
К последним относятся такие методы, как наблюдения, беседы, анкетирования
и тестирования, анализа документов, деятельности тифлопедагога и учащихся,
педагогического эксперимента и др. ;

Основываясь на приёмах обработки результатов исследования, мы можем выделить методы качественного и количественного анализа (аналитические).

Отбор методов осуществляется всегда в соответствии с методологическим обоснованием научной проблемы с учётом деятельностного, системного и личностного подхода к её реализации.

Наиболее широко используются в научных тифлопедагогических исследо­ваниях следующие методы: наблюдение, беседа и интервью, анкетирование и тестирование, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельнос­ти, теоретического анализа и др.

Метод наблюдения— это непосредственное и целенаправленное изучение на основе восприятия процессов и явлений в различных естественных ситуаци­ях, обусловленное задачей деятельности.

Сохранение естественности тифлопедагогического процесса это важное требование к наблюдению как методу научного исследования. Оно ведётся в естественных условиях и очень важно, чтобы учащиеся не знали о целях и самом факте проводимой работы, чтобы сам исследователь не вмешивался в педагогический процесс. Несоблюдение этого может привести к изменению поведения испытуемых и нарушению естественности действий.

Важным требованием к наблюдению является его целенаправленность. Этот процесс должен быть спланирован счёткой формулировкой целей и задач, с определением места, сроков, этапности и последовательности наблюдений, тех­нических средств (магнитофонная, видиозапись, замкнутая телевизионная сис­тема, фотосъёмка и др.).

Исследователь сам может проводить урок и в ходе занятия осуществлять наблюдение, может использовать ассистентов, соблюдать нейтральную пози­цию или же включиться в деятельность учащихся в качестве рядового исполни­теля (включённое наблюдение).

Результаты наблюдений будут более достоверны, если тифлопедагог сопос-товляет полученные данные с аналогичными сведениями своих коллег, родите­лей учащихся, если наблюдение осуществляется достаточно длительное время и с учётом всего многообразия влияющих на тифлопедагогический процесс факторов.

Результаты наблюдений дают исследователю возможность корригировать педагогический процесс, делать учебный материал доступным для восприятия детьми с дефектами зрения, определять пути и средства для совершенствова­ния обучения и воспитания учащихся со зрительной депривацией.

Методы беседы и интервьюшироко используются в исследовательской работе, благодаря простоте их применения, доступности, оперативности и не­посредственного контакта с людьми, имеющими зрительные нарушения, В связи с тем, что последние не всегда объективно, точно и конкретно отвечают на поставленные вопросы, эти методы предусматривают уточнение ответов, их конкретизацию и выделение сущности мнения испытуемых. В связи с этим

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так иочень важно заранее (до проведения беседы и итервью) наметить цели и зада­чи, разработать план, составить опросник, определить круг основных и вспо могательных вопросов, средства фиксации ответов.

При использовании данного метода необходимо создать определенный мораль­но-психологический климат, который позволил бы выйти на живое, заинтересован­ное человеческое общение, на откровенный диалог по подготовленной программе.

Если задаваемые респонденту вопросы сугубо личностного, интимного характера, то не всегда следует подробно записывать и стенографировать отве­ты при нём. Более этично для этих целей воспользоваться портативной звукоза­писывающей аппаратурой.

Немаловажным обстоятельством при проведении беседы или интервью яв­ляется создание условий, располагающих к неторопливому задушевному разго­вору: уютная обстановка, мягкая красивая мебель, цветы, мягкий свет и др.

При разработке содержания анкет большое значение имеет чёткая форму­лировка вопросов, определённая (логически выверенная) последовательность их расположения, однозначность понимания. Многое зависит от устных и пись­менных инструкций по заполнению анкет, они должны быть конкретными, про­стыми, содержать в себе примеры заполнения.

Степень понимания вопросов анкеты проверяется сначала на небольшом контингенте слепых и слабовидящих и по результатам такой проверки вносятся коррективы в помещённый текст.

В тифлопедагогических исследованиях используются в основном два вари­анта анкет: открытые и закрытые. Открытая анкета содержит вопросы, ответы на которые должны сформулировать сами испытуемые. Закрытая построена так, что необходимо выбрать один из предложенных ответов.

Благодаря использованию данного метода исследования появляется воз­можность получения большого по объёму и довольно достоверного эмпири­ческого материала.

Использование анкет в работе со слепыми и слабовидящими наталкивается на ряд специфических трудностей: неумение читать или писать с помощью системы Л.Брайля и потеря способности пользоваться плоскопечатным шриф­том, громоздкость анкет, написанных рельефно-точечным шрифтом, сложность заполнения анкет открытого типа для незрячих респондентов. В этих случаях лучше применять методы беседы и тестирования.

Анкеты могутбыть именные и анонимные, последние используются для получения более откровенных ответов, особенно, если вопросы узколичностные и интимные. 16

Для большего количественного охвата слепых и слабовидящих, для исследо­вания больших жизненноважных проблем используется так называемое «заоч­ное анкетирование». В этих случаях анкета вместе с инструктивным письмом направляется в адрес респондентов по почте и таким же путём ответы возвра­щаются в адресе исследователя.

Стандартизация заданий преследует цель определения, в какой степени ис­пытуемый соответствует известному стандарту, в чём особенности его вос­приятия, связанные с нарушенным зрением. Тест помогает выявить разницу и особенности познавательного процесса у людей с различными нарушениями органа зрения (с ограничением поля зрения, с нарушением свето- и цветовос-приятия, с разной остротой зрения, с нарушенной бинокулярностью и др.).

Каждый тест должен предоставлять всем испытуемым равные возможнос­ти для проявления и констатации их психофизических особенностей, связанных с дефектным зрением. Это требование осуществляется путём предъявления разных по содержанию заданий, а оцениваются результаты его выполнения. Одни люди со зрительной аномалией выполняют успешно одно задание, у дру­гих положительное тестирование идёт по другим заданиям.

При обработке результатов тестирования и при получении определённых выводов их нельзя автоматически распространять на успешность дальнейшей тифлопедагогической деятельности. Тест это разовый «срез», его результаты показывают возможности познавательной деятельности слепых и слабовидя­щих на данном конкретном этапе и не могут прогнозироваться на дальнейший период.

В тифлопедагогике наиболее широко используются тесты на определение успешности. К примеру, у детей-дошкольников с нарушением зрения конста­тируется степень готовности к школе. Исследователь определяет уровень усво­ения знаний и умений, в том числе и коррекционных (ориентировка в про­странстве, осязательное восприятие, мелкая и крупная моторика, координация движений и др.).

Тесты определения способностей детей со зрительной депривацией дают возможность выявить своеобразие развития мышления, памяти, представле­ний, воображений и др.

Существуют так называемые «проективные тесты», которые состоят из на­боров стимулов, реагируя на них, ученик выявляет свойства, характерные для его личности. С этой целью испытуемому предлагают, к примеру, восстано­вить целое из частей, сочинить рассказ по выданной картинке с неопределён­ным содержанием и др.

Метод педагогического эксперимента представляет собой способ опыт­ной проверки научных гипотез. Он является основным методом научных ис-

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так иследований в тифлопедагогике. При его использовании очень важно соблю­дать требование единства экспериментальных программ и построений с реаль­ными учебно-воспитательными и коррекционно-педагогическими процесса­ми. Зачастую специально создаваемые условия для проведения эксперимента могут нарушить естественный педагогический процесс. В этом случае экспе­риментатор может получить искаженные и неверные данные.

Достоверные и репрезентативные научные результаты получают только тогда, когда тщательно учитываются все факторы, влияющие на эксперимент, создаются необходимые условия, разрабатывается чёткий план его проведе­ния с учётом единичных лабораторных результатов и показателей широкой и масштабной апробации на практике.

При проведении экспериментов со слепыми и слабовидящими детьми не­обходимо соблюдать основное требование: чтобы экспериментальная работа ни в коей мере отрицательно не влияла на здоровье детей, на состояние их зрения.

В методике опытного дела выделяют два вида педагогического эксперимен­та: лабораторный и естественный. Первый применяется при организации ис­кусственных условий для проверки определённых теоретических предположе­ний, при, изучении отдельных характеристик познавательного процесса. Так, например, дети с нарушенным зрением изучаются с целью определения ско­рости зрительного или тактильного восприятия, степени обобщённости пред­ставлений и др.

Естественный эксперимент проводится с помощью введения новых техно­логий, методик, средств и организационных форм в обычный учебно-воспита­тельный процесс в дошкольном образовательном учреждении или школе.

При проведении опытно-экспериментальной работы организуются, как правило, две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Первая работает по традиционным, уже сложившимся методикам обучения и воспи­тания, а вторая по новым, инновационным технологиям. По результатам дея­тельности детей в первой и второй группах экспериментатор судит об эффек­тивности примененных им инноваций, о соответствии полученных данных ги­потезе исследования.

Метод изучения продуктов деятельностизаключается в сборе сведений и анализе результатов по материализованному продукту. К примеру, учебная 18

деятельность ребёнка характеризуется по результатам этой деятельности (ре­шённая задача, выполненное упражнение, чертёж, рисунок и т.д.).

Анализируя весь этот материал, необходимо учитывать условия деятельно­сти, зрительные и тактильные возможности детей, типичность, проводить срав­нительные оценки по различным продуктам учебной деятельности. Это помо­жет более объективно сделать вывод и выделить трудности, которые повстреча­лись слепым и слабовидящим учащимся в процессе работы.

Данный метод в исследовательской практике используется, как вспомога­тельный, поскольку не всегда по продукту деятельности можно определить всё многообразие обучения, воспитания и развития ребёнка, которые были зало­жены и нашли воплощение в созданном продукте.

Методы теоретического анализаиспользуются при анализе и систематиза­ции научного материала. Обычно эти методы применяются в определённых взаимосвязях друг с другом и с теми данными, которые были получены в ходе использования других методов исследования.

Начальным этапом теоретического анализа является сравнительно-исто­рическое исследование выбранной проблемы и обобщение передового тиф­лопедагогического опыта работы. В ходе этой деятельности выделяются су­щественные характеристики и тенденции развития данного раздела педагоги­ки и всей системы. С методологических позиций рассматривается ценность, целенаправленность, эффективность научных концепций, идей, практичес­ких результатов как отдельных исследователей, так и авторских коллективов. Всё это анализируется в свете социального заказа общества, современных передовых воззрений на процесс образования людей с нарушением зрения в нашей стране, делаются соответствующие акценты с учётом прогрессивного международного опыта в этом направлении. «Педагогическая теория (Б.Т.Ли­хачёв, 1992,100), отражая систему общественных отношений и их структуру, выстраивается в определённую систему движения содержания, форм, мето­дов организации детской жизни к достижению педагогических целей форми­рования личности».

Тифлопедагогические теоретические исследования предполагают учёт до­стижений не только отечественной и зарубежной теории и практики обучения слепых и слабовидящих, но и аналогичные успехи в общей педагогике, в смеж­ных и пограничных областях научных знаний.

Позитивные результаты теоретического исследование обогащают мето­ды моделирования,т.е. создания на базе всех перечисленных научных данных стройной модели функционирования отдельных компонентов и всего целос­тного тифлопедагогического процесса с чёткими интегративными показате­лями успешности образовательной деятельности (эффективность компенса­ции дефекта).

В разработанную модель включаются все полученные результаты, в ходе опытно-экспериментальной работы они проходят системно-структурный ана-

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Смотреть картинку в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Картинка про в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и. Фото в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так илиз и включаются в проект модели, после апробации последней выстраивается её окончательный вариант.

В разработанной моделе должны найти своё отражение взаимосвязи обра­зовательного учреждения, учебно-воспитательного процесса с обществом, с семьёй воспитанника, с шефствующими организациями, со средствами мас­совой информации и другими структурами, которые в той или иной степени влияют на образовательный процесс.

Модели специального коррекционно-педагогического процесса должны учитывать тесную связь с учебно-производственными предприятиями (УПП), территориальными организациями Всероссийского общества слепых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *