в телевыступление известного ученого прозвучали такие мысли немаловажное
В телевыступлении известного учёного прозвучали такие мысли: «Немаловажное значение в формировании
В телевыступлении известного учёного прозвучали такие мысли: «Немаловажное значение в формировании доверия общества кнауке имеет постоянная просветительская и научно-популярная деятельность самих учёных, но без поддержки государства она неэффективна. К сожалению, в 90-е гг. прошлого века из-за экономических и социальных неурядиц профессия учёного в России перестала быть престижной, что немедленно отразилось на общественном сознании. Не случайно на рубеже XX и XXI вв. в России всё большей популярностью стала пользоваться лженаука. По некоторым подсчётам, число хиромантов, гадалок, экстрасенсов и т. п. в этот период в России достигло ни много ни мало 300 тыс. человек». Объясните, как доверие общества к науке связано с просветительской деятельностью учёных. Почему просветительская деятельность учёных нуждается в государственной поддержке? Предположите, в каких направлениях может осуществляться эта поддержка. Объясните связь престижа науки, научных знаний и популярности лженауки. В современном обществе существует противоречивое отношение к лженауке. Выскажите несколько предположений о причинах противоречивого отношении (отсутствия как однозначного отрицания, так и однозначной поддержки).
Просветительская деятельность учёных имеет целью распространять полученные знания и образование на общество страны, залучать новых специалистов, но без поддержки государства это практически невозможно.
Потому что для этого требуются средства и определённые возможности выполнения.
Поддержка может осуществляться в направлениях публикации, тиражирования, распространения, рекламирования, агитационных программ, определённых госпроектов с целью залучения молодых специалистов.
Рациональная наука отрицает существование и действие лженауки, которая не подчиняется логике и которую нельзя объяснитъ. В зависимости от приоритетности этих двоих институтов в обществе. растёт или уменьшается престиж.
Наше общество состоит из людей разных поколений и разного образования. К этому добавляется также и разный характер, степень внушаемости (когда более сильные, хитрые личности делают бизнес на некоторых формах лженаук и вере людей). Поэтому, я считаю, что причинами противоречий в отношениях к лженаукам является разный уровень образования и индивидуальной внушаемости.
Урок-практикум по теме «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, обществознание)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема «Духовная сфера жизни общества: мораль, нравственность, наука, образование»
Задание 1. Прочитайте высказывание и выполните задания:
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше … Это – сознание своей неотъемлимости от Родины и неотъемлимое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней» (А.Н. Толстой (1882-1945), русский писатель).
Как вы понимаете смысл высказывания?
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?
Какова ваша позиция по данной проблеме?
Аргументируйте своё мнение.
Приведите примеры, иллюстрирующие ваши аргументы.
Задание 2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Каждый человек в процессе жизни формирует собственные убеждения, взгляды на мир и самого себя. Поэтому в перечне _____________ (А), гарантируемых Конституцией РФ, есть свобода убеждений (ст.19). Она тесно связана с другими свободами – свободой мысли и слова, ____________ (Б). Все перечисленные свободы дают человеку ____________ (В) выражать себя во всех сферах жизни общества.
Конституция РФ гарантирует гражданину право на образование, пользование _____________ (Г) и свободу творчества (ст.43,44). Реализуя эти права, человек удовлетворяет свои _______________ (Д).
Внутренний мир личности не случайно назван духовным. Духовность человека состоит не только в его образованности, интеллектуальности, но и в высоких ______________ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1)культурные ценности 4) духовные потребности 7) искусство
2)общественная жизнь 5) свобода совести 8) нравственные качества
3)гражданские свободы 6) возможность 9) политические свободы
Задание 3. Проанализируйте некоторые требования научной этики, ответив на поставленные вопросы.
Задание 4. В телевыступлении известного учёного прозвучали такие мысли: «Немаловажное значение в формировании доверия общества к науке имеет постоянная просветительская и научно-популярная деятельность самих учёных, но без поддержки государства она неэффективна. К сожалению, в 90-е гг. прошлого века из-за экономических и социальных неурядиц профессия учёного в России перестала быть престижной, что немедленно отразилось на общественном сознании. Не случайно на рубеже ХХ и XXI вв. в России всё большей популярностью стала пользоваться лженаука. По некоторым подсчётам, число хиромантов, гадалок, экстрасенсов и т.п. в этот период в России достигло ни много ни мало 300 тыс. человек».
— Объясните, как доверие общества к науке связано с просветительской деятельностью учёных.
— Почему просветительская деятельность учёных нуждается в государственной поддержке?
— Предположите, в каких направлениях может осуществляться эта поддержка.
— Объясните связь престижа науки, научных знаний и популярности лженауки.
Задание 5. В стране Z социологи задавали совершеннолетним гражданам (в том числе и пенсионного возраста) вопрос: «Почему в современном мире образование и самообразование продолжаются на протяжении всей жизни человека?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
— Сформулируйте результаты опроса.
— Как бы вы ответили на вопрос социологов? Почему?
Задание 6. Определите ступень образования в следующих примерах:
А) Воспитанник старшей группы детского сада Антон проявляет большой интерес к рисованию и лепке из глины.
Б) Волейбольная команда учащихся колледжа гостиничного дела в товарищеском матче победила команду медицинского колледжа.
В) Десятиклассница гимназии Ирина в свободное от учёбы время занимается в гимназическом театральном кружке и посещает танцевальную секцию.
Г) Студент университета Олег устроился в школу преподавателем математики.
Задание 7. Найдите и выпишите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
1)Долг, 2)совесть, 3)нравственный выбор, 4)моральное сознание, 5)порядочность.
Поэтому-то мы часто не испытываем доверия к справедливости, осенённой светом человечности. Мы по-настоящему даже и не уважаем друг друга. Все мы чувствуем себя во власти морали благоприятных обстоятельств, морали расчётливой, безличной, прикрывающей себя принципами и обычно не требующей большого ума. Эта мораль способна ради осуществления ничтожных интересов оправдать любую глупость и любую жестокость …
Только в нашей борьбе за гуманность рождаются силы, способные действовать в направлении истинно разумного и целесообразного и одновременно оказывать благотворное влияние на существующие нравственные убеждения. Поэтому человек, поступающий по мотивам надличной ответственности, должен чувствовать свою ответственность не только за достигаемые цели, но и за создаваемые его действиями взгляды …
Общество служит интересам этики, когда оно санкционирует законом её элементарные правила и передаёт из поколения в поколение этические идеи. В этом его большая заслуга, и мы благодарны ему. Но это же общество всё время задерживает развитие этики, беря на себя роль этического воспитателя, что совершенно не входит в его функции. Этическим воспитателем является только этически мыслящий и борющийся за этику человек. Понятия добра и зла, бытующие в обществе, суть бумажные деньги, ценность которых определяется не напечатанными на них цифрами, а их отношением к золотому курсу этики благоговения перед жизнью. По существующему курсу ценность этих понятий равна приблизительно ценности бумажных денег полуобанкротившегося государства.
Гибель культуры происходит в следствии того, что создание этики перепоручается государству. Обновление культуры будет возможно только тогда, когда этика вновь станет делом мыслящего человека, а люди будут стремиться утвердить себя в обществе как нравственные личности. В той мере, в которой мы будем это осуществлять, общество превратится из чисто естественного образования в этическое …
Одобрять мы должны только то, что согласуется с гуманностью. Мы прежде всего обязаны свято защищать интересы жизни и счастья человека».
Что автор называет «моралью благоприятных обстоятельств»?
Предположите, почему, по мнению автора, люди, действующие в рамках морали благоприятных обстоятельств, не уважают друг друга.
С опорой на текст и обществоведческие знания объясните, что такое гуманность.
Объясните смысл термина «надличная ответственность».
Найдите в тексте ответы на вопросы: когда, по мнению автора, общество служит интересам этики? Должно ли общество выполнять роль этического воспитателя? Кто, по мнению автора, способен исполнить эту роль?
Задание 9. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Духовная культура, духовные ценности, научные исследования, моральные нормы, религиозные взгляды, нравственные поступки.
Задание 10. Выберите верные суждения о духовной культуре.
Духовная культура – одна из сфер деятельности человека в обществе.
Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
Духовная культура – это окружающая человека искусственная среда.
Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.
Демоверсия МЦКО по русскому языку 11 класс 11 ноября 2021 вариант с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Демоверсия диагностической работы МЦКО 2021 по русскому языку для 11 класса вариант с ответами, официальная дата проведения диагностики в Москве 11.11.2021 (11 ноября 2021 года).
Ссылка для скачивания демоверсии: скачать
Ссылка для скачивания вариантов и ответов: скачать
Каждый вариант диагностической работы состоит из 22 заданий: из них одно задание с развёрнутым ответом, одно задание с выбором ответа и 20 заданий с кратким ответом. На выполнение всей работы отводится 60 минут.
МЦКО по русскому языку 11 класс 11 ноября 2021 демоверсия с ответами:
(1) Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток. (2) Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих. (3) Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники… (4) Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в её глухих недрах. (5) Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времён в бездну времён, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания… (6) Россия грандиозна. (7) Неповторима. (8) Россия – полярна. (9) Россия – мессия новых времён…
1)Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Обведите их номера.
Ответ: 145
2)Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин. Текст относится к стилю речи.
Ответ: публицистический
Ответ: 5
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Ответ: начался
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1) ВРАЖЕСКАЯ пехота была уничтожена благодаря грамотному командованию и решительным действиям солдат. 2) Правила ДЕЛОВОЙ переписки требуют краткости, информативности, ясности, а также проявления уважительного отношения к партнёру. 3) ДЛИТЕЛЬНАЯ поездка пошла не на пользу больному. 4) Премьера в молодёжном театре имела огромный ЗРИТЕЛЬСКИЙ успех. 5) Во время обучения в консерватории наш сокурсник неоднократно становился лауреатом и ДИПЛОМАТОМ музыкальных конкурсов.
Ответ: дипломантом
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Оркестр завершил своё выступление пьесой в весёлом мажоре, чтобы у публики осталось приподнятое настроение.
Ответ: весёлом
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ответ: постричься
8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ: 31524
9)Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Обведите их номера.
Ответ: 345
10)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.
Ответ: 235
11)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.
Ответ: 1245
12)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.
Ответ: 125
13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Часто для завершения начатого дела (НЕ)ДОСТАЁТ терпения. Ребятишки бегали босяком по ещё (НЕ)СКОШЕННОЙ траве. Я был НЕ(ГОТОВ) к этой встрече. В тарелке осталась никем (НЕ)ТРОНУТАЯ еда. Данный проект был (НЕ)ПОД силу одному человеку.
Ответ: недостаёт
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Переговоры (НА)СЧЁТ продажи дома продолжались (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (В)ПОСЛЕДСТВИИ они часто встречались и общались (ПО)ПРИЯТЕЛЬСКИ. Если говорить (В)ОТКРЫТУЮ, то я на его месте поступил бы ТАК(ЖЕ). Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА обсуждая предстоящее торжество по вечерам. (ОТ)ТОГО здания до нашего дома (НА)ПРЯМУЮ полтора километра.
Ответ: вполголоса в тайне
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Основные персонажи картины В.М. Васнецова «Богатыри» были написа(1)ы в соответствии с были(2)ыми образами. Позже картина была приобрете(3)а П.М. Третьяковым и выставле(4)а на всеобщее обозрение публике, восторже(5)о принявшей произведение живописи. Идеи, воплощё(6)ые в картине, – богатырская сила и величие русского народа.
Ответ: 256
16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Обведите их номера. 1) Трава и ёлочки и сосенки на первом плане картины как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. 2) Пейзаж исполнен широкой кистью и редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. 3) «Богатыри» стали не только своеобразным итогом творческой деятельности самого В.М. Васнецова но и выражением «главного тезиса» его «веры в искусство». 4) Было тихо темно и только на вершинах сосен дрожал яркий свет и переливал радугой в сетях паука. 5) Из окна поезда были видны засеянные пшеницей широкие поля.
Ответ: 23
17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он(1) смеясь одними только глазами(2) рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке(3) выработанном долгими упражнениями в остроумии(4) и давно уже вошедшем у него в привычку.
Ответ: 123
18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Женя думала, что я, как художник, знаю очень многое и могу(1) будто бы(2) угадывать то, чего не знаю. Вероятно(3) ей хотелось, чтобы я ввёл её в область вечного и прекрасного, в этот высший свет, в котором(4) по её мнению(5) я был своим человеком, и она говорила со мной о боге, о вечной жизни, о чудесном.
Ответ: 345
19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Воздух за день так раскалился(1) что(2) когда наступила ночь(3) мы даже не почувствовали прохлады(4) наступившей после столь изнуряющего жарой дня.
Ответ: 1234
20)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Куршская песчаная коса – узкая и длинная песчаная полоса суши (коса) саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. (2)Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. (3)Длина – 98 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километров. (4)Куршская коса – уникальный природный ландшафт, территория исключительного эстетического значения – входит, наряду с Хельской и Вислинской, в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире. (5)Высокий уровень биологического разнообразия, обусловленный сочетанием различных ландшафтов – от пустынного до тундрового, – даёт представление о важных и длительных экологических и биологических процессах в эволюции. (6)Ежегодно весной и осенью над косой пролетает от 10 до 20 млн птиц, значительная часть которых останавливается здесь на отдых и кормёжку. (7)Благоприятные климатические условия позволяют отдыхать на Куршской косе в период с мая по ноябрь.
Ответ: 13
21)В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите все примеры, в которых способом развития мысли является определение понятия. Обведите их номера.
Ответ: 25
22)Согласны ли вы с утверждением, что КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ? Приведите один аргумент, который подтверждает вашу точку зрения. Аргумент должен содержать не только общее суждение, но и конкретный пример, факт, обращение к вашему личному опыту, авторитетному источнику и т. д. Ответ на задание 22 должен содержать не менее 20 слов.
Сочинения к варианту №1 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.
(1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
(2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
(З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.
(10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.
(13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.
(15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.
— (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?
(18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
— (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?
— (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?
— (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?
— (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
— (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?
— (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.
— (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
— (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?
— (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.
(42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.
— (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.
(50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.
(59) У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали».
(60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.
— (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?
— (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?
— (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т » прибавила: — Если он не дерётся.
— (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н.Ф. Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, 42 предложение – это сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. На союзное слово «что» падает логическое ударение: автору важно подчеркнуть, что девочка с первого взгляда привлекала внимание сказочника Эгля. Перед третьей частью сложного предложения ставится двоеточие, так как А. Грин поясняет, какое сильное впечатление произвела на героя Ассоль своим «невольным ожиданием прекрасного». Благодаря этому читатель понимает, что главная героиня – очень необычный человек с богатым внутренним миром.
Кроме того, в середине 63 предложения стоит многоточие, что тоже немаловажно для характеристики литературного персонажа. Ассоль делает паузу, не сразу решаясь произнести вслух заветное слово «корабль». Благодаря этому знаку препинания мы видим, что девочка очень доверчива и даже немного наивна, но её искренняя вера в мечту трогает сердце читателя.
Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 42: «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложениях 5-8 автор говорит о том, какое сильное восхищение испытывает его героиня, наблюдая за игрушкой. Это было «белое судёнышко» с яркими алыми парусами, и девочке кажется, что она держит в руках огонь. Ассоль – необыкновенный человек, потому что в самой простой вещи она может увидеть нечто прекрасное.
Во-вторых, в предложении 62 говорится о том, что «серьёзные глаза» Ассоль «просияли доверием», когда она услышала предсказание Эгля. Девочка искренне верит каждому слову волшебника, потому что она действительно мечтает о таком будущем. Герой дарит Ассоль надежду, и она по-настоящему благодарна этому человеку.
Итак, Ассоль с детства верила в свою «блаженную судьбу», и это помогло ей стать счастливой. Тот, кто до самого конца следует за своей мечтой, обязательно будет вознаграждён.
9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?
Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.
Так, в предложениях 61-67 говорится о том, что у девочки Ассоль появилась мечта о корабле с алыми парусами. Она поверила предсказанию волшебника Эгля, и «её серьёзные глаза просияли доверием». Теперь она будет ждать храброго и красивого принца, потому что в её душе зародилась надежда на прекрасное будущее.
Во многих произведениях художественной литературы надежда становится главным источником жизни и вдохновения для героев. Например, героиня романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова отправляется к самой императрице, чтобы защитить любимого человека. Это очень смелый поступок, на который девушка решилась потому, что у неё осталась слабая надежда на благополучный исход.
Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.