в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

14. Теория в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности какЧитать 0 мин.

14.723. Языковые средства выразительности

Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.

1. Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Убитый немцами вечер…

Скрипка немножко нервно пела…

Лес ласково шептал…

Забормотал спросонок гром.

3. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)

Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)

Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)

4. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.

В саду горит костер рябины красной.

Сыплет черёмуха снегом…

Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.

Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)

Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)

5. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал.

6. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.

Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).

Ликует буйный Рим (город = жители города).

И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).

7. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!

8. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку. Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).

«Всё спит — и человек, и зверь, и птица».

«Германия избежала поражения в матче с Австралией».

Лексические средства выразительности.

1. Антонимы. Контекстные антонимы.

2. Синонимы. Контекстные синонимы ― это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению.

Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.

Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, носом клевать.

4. Разговорные слова.

5. Просторечные слова.

6. Неологизмы – новые слова в языке.

7. Термины ― слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве.

Катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол и т.д.

8. Устаревшие слова (архаизмы)

ежели — если («ежели вы вежливы»)

живо́т — в значении «жизнь»

9. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности:

стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.

Синтаксические средства

Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.

1. Лексический повтор.

Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.

2. Вопросно-ответная форма изложения.

Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.

3. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.

Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.

4. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.

5. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:

Давай не ссориться. Не забывайте меня.

6. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.

Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)

7. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)

8. Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.

9. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.

Приемы (стилистические фигуры)

1. Парцелляция намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.

Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.

2. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

3. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания/убывания смыслового и эмоционального значения.

4. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.

5. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.

Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.

6. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Мне грустно потому, что весело тебе.

Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.

7. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.

Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…

8. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

Внимание!

Не путать сравнение (троп) и сравнительный оборот (синт.средство).

Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются – выделяются запятыми, часто начинаются сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, чем, нежели, как будто и др.).

Не путать сравнительные обороты (синт.средство) и фразеологизмы (лекс.средство)!

В её глазах, как вспышка молнии, мелькнула ярость. (обособляется – сравнительный оборот)

Чего ты ходишь как в воду опущенный? (не обособляется – фразеологизм)

Источник

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник

Подготовка к ЕГЭ.Синтаксические средства выразительности.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Вводные слова и сло­восочетания

в зависимости от значения могут указывать на после довательность изложения мыслей, выражать степень достоверности изобража­емого, отношение автора к изображаемому и проч. выражают оценочные зна­ чения

Героиней этого романа,
само собой разумеется, была
Маша
(Л. Толстой).

Он, стало быть, бережёт
себя.

Вопросно-от­ветная форма изложения

диалогизирует речь, дела­ ет адресата собеседником говорящего, активирует его внимание

оживляет повествование, придаёт ему динамику и вы­ разительность

позволяет автору привлечь читателя к совместному раз­ мышлению

Воскли­ цательные предложения

дают эмоциональную оценку сообщения

выражают эмоциональ­ное состояние героя

Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек ле леял её! (Гранин

способствует выражению мысли, акцентируя вни­мание на важных, с точки зрения говорящего, словах фразы

усиливает действенность речи

усиливает экспрессив­ность речи

Улица пустая вообще про­изводит ужасное впечатле­ ние (Булгаков).

являются средством рече­ вого этикета)

организуют текст, помогают понять, с кем разговаривает герой

выражают характер об­щения (официальный, доверительный, дружеский, грубый и пр.)

выражают отношение го­ ворящего к собеседнику

являются средством рече­ вой характеристики говоря­ щего

риторические обращения усиливают выразительность текста

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас

Откуда, умная, бредёшь
ты, голова?
(Крылов)

важнейшее средство под­ робного описания предме­ тов, их свойств, а также раз­ личных явлений, процессов конкретизируют изобра­жаемое

придают динамику и экс­ прессивность сообщаемому

лежат в основе такого средства изобразительно­сти, как градация

За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Мартынов).

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом.

создаёт экспрессивность текста

Этот человек снискал себе всеобщее уважение не толь­ ко умением побеждать. Бла­ городством. Скромностью.

Риторическое обращение или восклицание

Риторический вопрос не требует ответа, т.к. ответ содержится в самом вопросе.

используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания.

привлекает внимание к проблеме

содержит авторскую позицию

Русь! Русь! Куда стремишься ты?

Что такое культура, нужна ли она сегодня?

риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения

Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

Выражают психофизическое состояние, возникающее по какой-то причине

· БСП с пояснительными отношениями помогают понять, почему…

Правила сочетаемости слов в словосочетании.

Необходимо учитывать предметно-смысловые связи слов.

Соединяться могут слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

*озеро не может быть сильным и высоким, т.к. эти слова взаимно не сочетаются.

Объединяя слова, нужно думать о лексических особенностях слов, иначе появятся речевые ошибки.

*причинить радость, большая половина, табун девушек, оглянуться вперёд

Объединяя слова, нужно думать об их грамматических свойствах, иначе появятся ошибки.

*прилагательные с глаголом

Объединяя слова, нужно думать об их стилистической принадлежности, иначе появятся ошибки.

Должны сочетаться слова одинаковой стилистической окраски

*книжные с книжными: тщетно взывать

*разговорные с разговорными: неплохие ребята

Способы синтаксической связи слов в словосочетании

Слова в словосочетании связываются при помощи

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Суффикс»

Комплексная работа по русскому языку

Рабочая программа предмета «Русский язык» 4 класс (ОВЗ)

Статья на тему: «Освоение младшими школьника системных отношений в лексике»

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных.» (2 класс)

Конспект самоанализа урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс»

Готовимся к ЕГЭ.Лексические средства выразительности.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5287662 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Передавая чувства своего героя, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)_____ (предложения 8, 9, 35—36) и (Б)_____ (предложения 17—18). Тропы (В)_____ («червонно-золотыхкуполов», «разящее воспоминание»), (Г)_____ («воспоминание колыхнулось», «река горела») — усиливают образность текста».

1) ряды однородных членов

3) сравнительный оборот

8) риторический вопрос

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая — куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13)Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня — от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

—(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

— (25)Вот эта церковь,— сказала Агния.

— (26)Но не самое красивое место в Москве.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32)Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

— (35)Да! (36)Это — Москва! — захваченно произнёс Антон.

— (37)Но она — уходит, Антон,— пропела Агния.— Москва — уходит.

— (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.

— (40)Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния.

—(41)Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

—(44)Снесут! — уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) — выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Источник текста: не определён

«Передавая чувства своего героя, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как восклицательные предложения (предложения 8, 9, 35—36) и парцелляция (парцелляция — это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы). Тропы эпитетычервонно-золотых куполов», «разящее воспоминание»), метафоры (метафора — скрытое сравнение, иносказание) — усиливают образность текста».

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Л. Мозговой выражает взволнованность с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (А)_____ (например, предложения 4, 6). При этом автор использует такой троп, как (Б)_____ («если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли. » в предложении 3). Чтобы подчеркнуть важность труда деятелей искусства, автор прибегает к такому приёму, как (В)_____ (в предложении 10). Такое изобразительно-выразительное средство, как (Г)_____ («драгоценные слова и музыку» в предложении 15), помогает автору выразить своё отношение к произведениям искусства».

1) сравнительный оборот

3) развёрнутая метафора

6) восклицательные предложения

7) разговорная лексика

8) риторическое обращение

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звёзд». (2)Более неудачное сочетание слов — «фабрика звёзд» — трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. (3)Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, — если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. (4)Бедная страна наша! (5)Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звёздной болезнью». (6)А нам нужны мастера!

(7)Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. (8)Недаром даже очень среднее образование требует не менее трёх лет обучения. (9)А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпе.

(10)Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». (11)И в школьном классе, и в прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляется пытливый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно прекрасном русском языке, трудно переводимом на другие языки, находят свой путь к их разуму и сердцу. (12)И их реплики после концерта — «клёво!» — не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряжённая, сознательная тишина во время выступлений. (13)Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов — напрямую — испокон веку воздействовала на чувства людей!

(15)Это адски трудное дело — пытаться донести до зрителя (особенно молодого — ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.

(16)А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.

*Леонид Павлович Мозговой (род. 1941 г.) — заслуженный артист РФ.

«Л. Мозговой выражает взволнованность с помощью такого синтаксического средства выразительности, как восклицательные предложения (например, предложения 4, 6). При этом автор использует такой троп, как развёрнутая метафора («если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли. » в предложении 3). Чтобы подчеркнуть важность труда деятелей искусства, автор прибегает к такому приёму, как цитирование (в предложении 10). Такое изобразительно-выразительное средство, как эпитет («драгоценные слова и музыку» в предложении 15), помогает автору выразить своё отношение к произведениям искусства».

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Основной приём художественной выразительности, который И. Эренбург использует на протяжении всего текста, − это ________(А) (например, предложения 7–8, 9–10). Именно благодаря этому приёму становится очевидна авторская идея. А усилить эффект помогает такое синтаксическое средство выразительности, как ________(Б) (предложения 4, 14,16).

В свою очередь, такие лексические средства, как ________(В) («торжествовали», «сломили», «отвага») и ________(Г) («бесстрашный боец», «могучее, полное отваги сердце воина»), насыщают текст умеренным патриотическим пафосом, помогая тем самым выразить чувства автора».

1) синтаксический параллелизм

2) контекстные синонимы

7) ряды однородных членов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

«Основной приём художественной выразительности, который И. Эренбург использует на протяжении всего текста, − это (А)АНТИТЕЗА (например, предложения 7–8, 9–10). Именно благодаря этому приёму становится очевидна авторская идея. А усилить эффект помогает такое синтаксическое средство выразительности, как РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ(Б) (предложения 4, 14,16).

В свою очередь, такие лексические средства, как (В) КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА («торжествовали», «сломили», «отвага») и ЭПИТЕТЫ (Г) («бесстрашный боец», «могучее, полное отваги сердце воина»), насыщают текст умеренным патриотическим пафосом, помогая тем самым выразить чувства автора».

АНТИТЕЗА (противопоставление) является ведущим, основным приёмом. Именно поэтому под буквой А антитеза, а не что иное. Текст рецензии нужно читать внимательно!

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Обращаясь к одной из актуальных проблем современности, В. Лакшин вспоминает детство. Он размышляет о книге, применяя такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложение 8), (Б)_____ (предложение 9), и такое лексическое средство, как (В)_____ в предложении 22. Автор обращает внимание читателей на роль классической литературы, используя такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_____ в предложениях 36—37».

3) восклицательное предложение

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(17)Под влиянием всё убыстряющегося, всё более нервного ритма жизни появилась тенденция, которую многие считают неизбежной и закономерной: вместо того чтобы читать объёмные романы великих писателей, можно посмотреть экранизацию и познакомиться с содержанием книги. (18)Более или менее удачно. (19)Некоторые считают, что это очень современно и даёт большое преимущество человеку, так как экономит его время, которое необходимо затратить на ознакомление с произведением. (20)Это так удобно для школьника, которому столько нужно прочитать «по программе»!

(21)Я же думаю, что телевизор — великий враг книги. (22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги. (23)Конечно, телевидение — великая сила и без него трудно обойтись в нашей жизни, в учёбе. (24)Но использовать его надо разумнее. (25)Когда в ресторане нам предлагают меню из ста блюд, мы, естественно, не берём всё подряд. (26)Одно или два, и мы уже сыты. (27)Но что мы делаем с телевидением? (28)Хаотично, когда придется, включаем аппарат и «смотрим», что ни показывают. (29)Варварство. (30)Нужно формировать вкус у ребят, чтобы они могли выбрать то, что можно обсудить потом с друзьями, с учителями.

(31)Воспитание вкуса — отдельная тема. (32)Это можно делать только на высоких образцах. (33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (36)Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому — не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.

* Владимир Яковлевич Лакшин (1933—1993), русский литературный критик, литературовед, прозаик, мемуарист, автор известных телевизионных программ о русских классиках.

«Обращаясь к одной из актуальных проблем современности, В. Лакшин вспоминает детство. Он размышляет о книге, применяя такие синтаксические средства, как восклицательное предложение (предложение 8), ряд однородных членов (предложение 9), и такое лексическое средство, как антонимы в предложении 22. Автор обращает внимание читателей на роль классической литературы, используя такое синтаксическое средство выразительности, как парцелляция в предложениях 36—37».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *