в такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу
В сборник «Родина» вошли произведения, которые за малым исключением при жизни Константина Георгиевича Паустовского не помещались в Собрание сочинений писателя. К большому его литературному наследию, пользующемуся у миллионов читателей непреходящей популярностью, это – весомая и интересная добавка. И каждый из публикуемых здесь рассказов и очерков носит на себе отпечаток писательского таланта, особенного почерка, яркого языка, – таланта, видного уже в рассказах, написанных в первые годы революции, и в горячих публицистических выступлениях в печати. Романтика моря в рассказах и очерках о первых годах Советской власти, захватывающий размах строительных будней пятилеток, послевоенный разбег всенародного созидания – все это своеобразная летопись дел и борьбы Советской страны, и во всем – трепетная любовь к Родине, сыновье внимание к ее судьбе.
«Родина – это всё», – говорит К. Паустовский в рассказе «Остановка в пустыне», и этой мыслью пронизан весь этот сборник.
– Да вот сейчас. То, что вы видели этой ночью, и почти все, о чем мы говорили, – это все из рассказа.
– Ах так! – сказал Лобанов. – Рассказ был об этом? Об отчаянном пристрастии к жизни?
– Да. И зимняя ночь на побережье – оттуда. И лагуна. И маяк. И то удивительное, но плохо уловимое ощущение необыкновенного, о котором вы говорили на берегу. И сила поэзии. Пожалуй, в рассказе все это было, только яснее.
– Та-ак! – протянул озадаченно Лобанов. – Это очень здорово. Вы, выходит, настоящий писатель. Недаром вы писали о бессмертии. И след вы оставили. В каждом из этих сердец. Слушайте, вы же действительно какой-то необыкновенный человек.
– Ну, глупости! – пробормотал Королев.
– Знаете что, – сказал Лобанов и налил всем вина. – Выпьем с вами за ту малость, что зовется талантом. Хотя нет, погодите. Я хочу еще вас спросить. Ведь не все, что было в рассказе, случилось сегодня. А Григ? А девочка? Ее сегодня не было.
– Как знать! – ответил Королев.
Нина быстро встала и вышла на веранду. Лобанов удивленно посмотрел ей вслед.
– Она всегда чудит, – сказал примирительно Журавский.
Через два дня Журавские и Нина уезжали в Москву. Поезд отходил поздним вечером.
Провожал только один Лобанов. Он послал знакомого мальчика предупредить Королева об отъезде, но мальчишка исчез, не явился с ответом, и до последней минуты никто не знал, что случилось. Очевидно, мальчишка не нашел Королева.
Поезд тронулся. Нина стояла у окна. Прозрачный месяц опять висел над морем. Нина больше угадывала, чем видела, в неясном лунном сумраке знакомые и ставшие милыми места: белый санаторий, стены черных кипарисов, мост через поток, в который она недавно бросала сухие ветки, заглохший сад с маленьким дощатым домом, где жил Лобанов, тополя, парк…
– Я вернусь, – сказала Нина в оконное стекло. – Вернусь.
Стекло запотело. Нина быстро протерла его перчаткой. Поезд пронесся по длинному мосту, и внизу, у самого моря, в свете одинокого фонаря, Нина увидела низкое белое здание морского агентства. Тотчас все срезал туннель, и поезд загрохотал в подземной тьме тяжелым каменным гулом.
Изба лесного объездчика Лаврентия, или, как принято здесь говорить, «лесной кордон», стояла на краю Урженского бора.
Бор был вековой – как ни приедешь на кордон, он всегда шумит величаво и важно. Шумит и лето и зиму. Летом, конечно, кроме гула вершин, ничего не услышишь. А зимой, как только задует ветер и закачаются, загудят сосны, лучше в избе не сидеть, а обязательно выйти хоть ненадолго на крылечко и посмотреть, что делается вокруг, Снег летит с сосен, рассыпается легкой пылью, и весь лес до самой глубины густо дымит и вот-вот, кажется, запылает белым холодным пожаром.
Мимо кордона идет большак. На кордоне всегда людно. То отдыхают пильщики, то охотники чистят свои ружья, то колхозные возчики задают корм мохнатым лошадям.
Этой зимой снег выпал поздно, но падал четыре дня без перерыва, без отдыха, и так завалил знакомую землю, что ее не узнать.
Так случилось, что мне пришлось заночевать в избе у Лаврентия в конце декабря, на самом перевале зимы. Я давно собирался из деревни в Москву, но лед на Оке никак не мог окрепнуть, все не было переправы, зима, как говорят, была «сиротская», – и я застрял в деревне до декабря. А когда выехал, то, как назло, начался такой снегопад, что и машины, и лошади, и люди тонули в снегу, и все остановилось, попряталось по попутным деревням, по кордонам.
Люди сидели, дожидались пути, но никто не ругался, не проклинал этот снегопад, – без снегу тоже добра не будет, урожая не заработаешь.
На этот раз в избе у Лаврентия собралось не так уж много народу: возчик из Шухмина – молодой робкий парень, начальник районной почтовой конторы Николай Иваныч – человек в очках, пожилой и спокойный во всех обстоятельствах жизни, и дед из Лопухов, который почему-то без всякой нужды прикидывался глуховатым.
Все ехали по служебным или по своим собственным делам и застряли на кордоне. Один только дед попал на кордон по неизвестной причине.
– Ты куда ж это поперся в такую погоду? – допрашивал его Лаврентий. – За каким таким государственным делом? Ай жить тебе надоело? Небось восьмой десяток пошел, а ты все носишься, будто враг тебя мучает.
Дед смотрел на Лаврентия ясными голубыми глазами, крутил головой и посмеивался.
В избе жарко топилась русская печь. За окнами, ни на минуту не ослабевая, продолжался густой снегопад. Торжественное и монотонное падение снега вызывало оцепенение. Все мы смотрели за окно на сыплющийся снег и молчали.
В сумерки, когда за окном потемнело, Лаврентий зажег под потолком жестяную лампу, поставил самовар и включил радио. Из черной треснувшей тарелки громкоговорителя раздалось прерывистое хрипение, потом чугунный и грозный голос сказал с подвывом:
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…
– Престарелое радио, – сказал он, сокрушаясь. – Или это с простуды оно так сипит. Чегой-то я не пойму.
– А ты не прикидывайся, будто ничего не соображаешь, – рассердился Лаврентий. – От погоды оно сипит, от мокроты, – вот что!
– Атмосферические помехи, – коротко объяснил Николай Иваныч.
– Вроде как с перепою, – заметил дед. – У нас в Лопухах, уж на что мы в самом, можно сказать, дремучем лесу, в самом глушняке обитаем, а и то голос у радио много чище. Какое может быть сравнение!
– Совестно слушать, чего ты только плетешь! – сказал Лаврентий.
– Я, милый, – объяснил дед, – человек неученый. А ты с меня требуешь.
Дед обвел нас лукавым взглядом и засмеялся.
– Что с меня взять. Моя жизнь – вот она, – дунул, и нету! Я по земле от силы пять лет еще прошагаю. Не более. Мне осталось, сердешный ты мой, только побаски ребятам рассказывать. Вот и все мое занятие.
– На это ты мастак известный, – пробормотал Лаврентий. – Кабы тебе за те сказки да побаски трудодни выписывали, был бы ты в наших местах самый богатей-мильонщик.
– Это точно! – согласился дед. – Я полагаю, что зря их мне не выписывают.
Николай Иваныч засмеялся, даже закашлялся.
Контрольная работа предназначена для проверки знаний по русскому языку по пунктуации простого и сложного предложения для 10-11 класов
Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация» (10 класс)
1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.
2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.
3) Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.
4) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.
5) Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но поэтизированный образ
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.
2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской
5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.
2) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.
3) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.
4) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.
5) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
1) Ученье да труд к славе ведут.
2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.
3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов.
4) Сначала они шли с матерью под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.
5) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.
5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Тепловые электростанции (1) вырабатывая огромное количество энергии (2) выбрасывают в атмосферу
миллионы тонн (3) загрязняющих окружающую среду (4) газов и золы.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н.Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись
участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» – первую
общественную организацию художников в России.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять
Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка – представляет собой (1) хорошо освещенный
(2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Вера (1) отпрянув от (2) озарённого ярким светом (3) окна (4) испуганно смотрела по сторонам.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Загрязнённая вода, проходя через глины, очищается. Поэтому (1) вода из подземных источников (2) как
правило (3) чище, чем из поверхностных. Однако (4) количество загрязнений, которое может поглотить глина, не
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Из него и вправду (1) может (2) выйти неплохой работник, если (3) конечно (4) он возьмётся за ум.
11. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От
дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.
12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Молодой дирижёр весьма темпераментно и строго управлял оркестром (1) музыканты (2) которого (3)
годились ему в отцы (4) и в итоге вызвал к себе всеобщее уважение.
13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2)считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились
в поэзии и прозе Александра Сергеевича.
14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как же не хочется
расставаться с озером.
15. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Казанский собор (1) к фасаду (2) которого (3) примыкает колоннада из 96 колонн (4) выходит на Невский
16.Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять
В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и
бросился к рулевому колесу.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Встало солнце (1) и (2) пока люди спали (3) согрело город своими лучами (4) так что день обещал быть тёплым и ясным.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.
Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация» (10 класс)
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
1) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо ( ) и от этого ещё шире кажутся просторы золотой
2) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
3) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
4) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
5) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
1) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к
работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.
2) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
3) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в
4) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
5) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
1) Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.
2) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
3) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
4) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми
5) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников
старины и древних руин.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо
видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с
обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал
раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой
радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего
Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
11. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
12. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3)
конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.
13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должны стоять
Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3)
издаются звуки (4) падающих дождевых капель.
14. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять
Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.
15. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный
интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).
Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно
развивающегося хозяйства (4) огромно.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) то на душе у него становилось (4) легко и просторно.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Как это ни странно (1) но Фридриху Прусскому (2) который до конца жизни не мог забыть позорного
поражения под Кунерсдорфом (3) так и не пришла в голову мысль(4) что решающую роль в этой битве сыграл патриотизм русского народа.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики
выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация», 11 класс
11 класс Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация»
1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.
2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.
3) Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.
4) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.
5) Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но поэтизированный образ
2. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.
1) 1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты
2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты
3) 1,3,4 — выделяются два причастных оборота
4) 1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой
радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должны стоять запятая.
Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3)
издаются звуки (4) падающих дождевых капель.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья.
2) На выставке была представлена не только живопись, но и графика.
3) Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.
4) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.
7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
С головы до ног оглядев меня,
1) лицо его выражало полное разочарование.
2) мне показалось странным это молчание.
3) она попросила впредь предупреждать о приезде.
4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Французский посол (1)оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых (2) писал (3) что (4) когда он увидел балет (5) то был потрясён талантом (6) крепостных людей.
9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение
1) из аэропОрта 2) бАнты 3) обеспечЕние 4) сверлИт
Прочитайте текст и выполните задания.
(9)Естественно, что такое отношение складывается с малых лет. (10) Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнаруживала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не заметить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохранить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.
(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьники сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.
(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же редко, как парижский эталон метра.
(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. (21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.
(23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. (По П. Вайлю и А. Генису *)
А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Русская литература внутренне противоречива.
2) В отдельные времена русская классика была под запретом.
3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.
4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую словесность.
А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?
1) повествование и рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и описание 4) рассуждение
А3. Из предложения 13 выпишите все местоимения.
А4. Среди предложений 14-18 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.
А5. Среди предложений 16—22 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
А6. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и лексических синонимов. Напишите номер этого предложения.
А7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполните задания
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Литературоведческая эссеистика — одно из наиболее ярких направлений творчества Петра Вайля и Александра Гениса, этих талантливых представителей последней волны русской эмиграции 20-го века. Этот тандем отличает мастерское и вместе с тем лёгкое (но далеко не легкомысленное!) обращение с языком.
Вайль и Генис не считают, что_______(а их в тексте много: «читать Чехова и Толстого», «учили не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова» и другие) неуместны в серьёзных размышлениях. В другом контексте их можно было бы назвать речевыми клише, однако у этих авторов они возвращаются к своим исконным значениям. Живость стилю придаёт использование явных и скрытых_________(предложения 18, 22 и др.). Характерным для публицистики является и использование_________(предложения 1, 2, 6). В тексте много других образных средств, в том числе ________ («любимые книги», «священная собственность», «твёрдо усвоенное») ».
1) метонимия 6) фразеологизмы
2) антитеза 7) оксюморон
3)сравнение 8) инверсия
4) ряды однородных членов 9) гипербола
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
11 класс Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация»
1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.
2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской
5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни не могли изменить настроение гостя.
2.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Отдельные камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.
1) 1,3 — выделяется причастный оборот
2) 1,2,3 — выделяются два причастных оборота
3) 4 — выделяется деепричастный оборот
4) 1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный обороты
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с
обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего
Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Сказка нужна не только детям, но и взрослым.
2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго, терпеливо, учил его основам писательского мастерства.
3) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие актёры, и художники.
4) В саду росли пахучие белоснежные лилии, и яркие алые розы, и скромные бархатцы.
7 .Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю своей страны,
1) летописи помогут вам в этом.
2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.
3) в музеях хранится множество уникальных документов.
4) архивы играют огромную роль.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал прохладный воздух (3)напоённый влажным запахом росы (4) то на душе у него становилось (5) легко и просторно.
9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение
1) повторИм 2) позвонИшь 3) принудИть 4) пролилА
Прочитайте текст и выполните задания .
(1)Поговорим о роскоши. (2)Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3)По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных — чаще всего мы погружаемся с героями фильма в богатую, роскошную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, красивейшие наряды, где и люди-то не такие, как большинство из нас, совсем другие, особые — они выросли в роскоши. (4)Да что кино! (5)В больших городах появились роскошные магазины с такими витринами, что не оторвёшься. (6)По улицам мчатся роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкновенные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (7)Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой архитектуры — кто в них живёт? (8) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (9)Почему не я, почему мне всё это недоступно?
(10)Вы никогда так не думали? (11 )Ни разу? (12)Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно завидовать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (13) «Вот бы и мне!»
(14)Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (15)И так всё время. (16)«Вот бы и мне, вот бы и мне»,- мечтают они, и постепенно своя, обыкновенная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (17)Они не любят себя самих, люди вокруг кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их сердца. (18)Единственная отдушина — красивый фильм в кинотеатре или по телевизору. (19)Но и фильмом они наслаждаться не могут, потому что точит душу унылая мысль: (20) «Вот бы и мне. »
(21)Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной плоскости: все делятся на бедных и богатых, на тех, кто живёт просто, и на тех, кто живёт в роскоши. (22)Ничего другого они не видят. (23)Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, сильных — есть только бедные и богатые.
(24)Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисованном мире! (25)Так страшно жить в постоянной зависти, в тоскливых и пустых мечтах! (26)Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты!
(27) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то ненадолго — на одно мгновение. (28)Потом она становится привычной и больше не привлекает. (29)Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обычной жизнью. (30)Они могут быть счастливы, могут быть и несчастливы — какое, например, счастье для молодой девушки жить с богатым и нелюбимым стариком? (31)Хоть и в роскоши.
(32)Каждый человек рождается и живёт в определённых условиях жизни. (ЗЗ)Иных судьба возносит, и, рождённые в бедности, они добиваются богатства. (34)Сначала они упиваются роскошью, общем-то, все равны. (35)Роскошь сама по себе радости не приносит
(36)Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами?
(37)Будем ценить свою жизнь. (38)Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто живёт хуже нас с вами, — ему кажется, что мы живём в роскоши.
1) Каждый человек мечтает жить в роскоши.
2) Люди не должны завидовать чужому богатству.
3) Всегда найдутся люди, которые живут хуже нас.
4) Роскошь зачастую не приносит радости, она не является целью в жизни.
А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—26?
1)описание 3) рассуждение и описание
2) повествование и рассуждение 4) рассуждение
А3. Из предложения 29 выпишите все местоимения.
А4. Среди предложений 21—26 найдите простые безличные предложения. Напишите их номера.
А6. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
А7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполните задания.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор ведёт с читателями доверительный разговор, используя при этом различные образные средства. Это и_________(предложения 7, 30, 36), и__________ (предложения 4, 24, 25, 26), вносящие в речь интонационное разнообразие. Сам текст построен на_______, признаки и образы обычной жизни противопоставляются однообразию и духовной бедности жизни людей, завидующих роскоши других. Много здесь различных______ («роскошная жизнь», «жизнь становится отвратительной», «люди кажутся ничтожными, одежды — жалкими», «плоский мир»), выражающих отношение автора к описываемому».
1)риторические восклицания 4)риторические вопросы 7) антитеза
2) фразеологизмы 5) синтаксический параллелизм 8)эпитет
3) гипербола 6) лексические повторы 9) ряды однородных членов
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
11 класс Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация»
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.
2) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.
3) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.
4) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.
5) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали жёлтые бабочки.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал
раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный
интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Надя проснулась и пошла к себе наверх, легла и тотчас уснула.
2) Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности.
3) В поле и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.
4) Вода давно убыла в Тереке и быстро сохла по канавам.
7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
С головы до ног оглядев меня,
1) лицо его выражало полное разочарование.
2) мне показалось странным это молчание.
3) она попросила впредь предупреждать о приезде.
4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять
Этот беззвучный разговор взглядов так взволновал Лизу (1) что (2) когда (3) она села в большом зале (4) облокотившись на столик (5) её глаза (6) не отвечая никому(7) тоже говорили о смущении.
9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение
1) бАлованный 2) дОсыта 3) столЯр 4) перезвонИт
Прочитайте текст и выполните задания.
(9)Естественно, что такое отношение складывается с малых лет. (10) Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнаруживала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не заметить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохранить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.
(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьники сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.
(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же редко, как парижский эталон метра.
(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. (21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.
(23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. (По П. Вайлю и А. Генису *)
А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Русская литература внутренне противоречива.
2) В отдельные времена русская классика была под запретом.
3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.
4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую словесность.
А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?
1) повествование и рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и описание 4) рассуждение
А3. Из предложения 11 выпишите все местоимения.
А4. Среди предложений 7-9 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер
А5 Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
А6. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и лексических синонимов. Напишите номер этого предложения
А7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполните задания
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Литературоведческая эссеистика — одно из наиболее ярких направлений творчества Петра Вайля и Александра Гениса, этих талантливых представителей последней волны русской эмиграции 20-го века. Этот тандем отличает мастерское и вместе с тем лёгкое (но далеко не легкомысленное!) обращение с языком.
Вайль и Генис не считают, что_______(а их в тексте много: «читать Чехова и Толстого», «учили не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова» и другие) неуместны в серьёзных размышлениях. В другом контексте их можно было бы назвать речевыми клише, однако у этих авторов они возвращаются к своим исконным значениям. Живость стилю придаёт использование явных и скрытых_________(предложения 18, 22 и др.). Характерным для публицистики является и использование_________(предложения 1, 2, 6). В тексте много других образных средств, в том числе ________ («любимые книги», «священная собственность», «твёрдо усвоенное») ».
1) метонимия 6) фразеологизмы
2) антитеза 7) оксюморон
3)сравнение 8) инверсия
4) ряды однородных членов 9) гипербола
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
11 класс Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация»
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Ученье да труд к славе ведут.
2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.
3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов.
4) Сначала они шли с матерью под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.
5) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебёдок подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3)
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).
Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно
развивающегося хозяйства (4) огромно.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнём, то сжималась в непроглядную тьму.
2) Я незаметно ушёл и долго старался не думать об Анфисе и мальчике.
3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и героическим звучанием и выразить живописно и точно.
4) Эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней, и вызывают чувство таинственности и необъяснимой красоты.
7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю своей страны,
1) летописи помогут вам в этом.
2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.
3) в музеях хранится множество уникальных документов.
4) архивы играют огромную роль.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно исчислить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описание их было бы бесконечно.
9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение
1) одолжИт 2) озлОбить 3) полОжил 4) кренИтся
Прочитайте текст и выполните задания .
(1)Поговорим о роскоши. (2)Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3)По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных — чаще всего мы погружаемся с героями фильма в богатую, роскошную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, красивейшие наряды, где и люди-то не такие, как большинство из нас, совсем другие, особые — они выросли в роскоши. (4)Да что кино! (5)В больших городах появились роскошные магазины с такими витринами, что не оторвёшься. (6)По улицам мчатся роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкновенные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (7)Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой архитектуры — кто в них живёт? (8) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (9)Почему не я, почему мне всё это недоступно?
(10)Вы никогда так не думали? (11 )Ни разу? (12)Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно завидовать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (13) «Вот бы и мне!»
(14)Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (15)И так всё время. (16)«Вот бы и мне, вот бы и мне»,- мечтают они, и постепенно своя, обыкновенная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (17)Они не любят себя самих, люди вокруг кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их сердца. (18)Единственная отдушина — красивый фильм в кинотеатре или по телевизору. (19)Но и фильмом они наслаждаться не могут, потому что точит душу унылая мысль: (20) «Вот бы и мне. »
(21)Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной плоскости: все делятся на бедных и богатых, на тех, кто живёт просто, и на тех, кто живёт в роскоши. (22)Ничего другого они не видят. (23)Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, сильных — есть только бедные и богатые.
(24)Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисованном мире! (25)Так страшно жить в постоянной зависти, в тоскливых и пустых мечтах! (26)Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты!
(27) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то ненадолго — на одно мгновение. (28)Потом она становится привычной и больше не привлекает. (29)Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обычной жизнью. (30)Они могут быть счастливы, могут быть и несчастливы — какое, например, счастье для молодой девушки жить с богатым и нелюбимым стариком? (31)Хоть и в роскоши.
(32)Каждый человек рождается и живёт в определённых условиях жизни. (ЗЗ)Иных судьба возносит, и, рождённые в бедности, они добиваются богатства. (34)Сначала они упиваются роскошью, общем-то, все равны. (35)Роскошь сама по себе радости не приносит
(36)Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами?
(37)Будем ценить свою жизнь. (38)Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто живёт хуже нас с вами, — ему кажется, что мы живём в роскоши.
1) Каждый человек мечтает жить в роскоши.
2) Люди не должны завидовать чужому богатству.
3) Всегда найдутся люди, которые живут хуже нас.
4) Роскошь зачастую не приносит радости, она не является целью в жизни.
А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—26?
1)описание 3) рассуждение и описание 2) повествование и рассуждение 4) рассуждение
А3. Из предложения 37 выпишите все местоимения.
А6. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
А7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполните задания.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор ведёт с читателями доверительный разговор, используя при этом различные образные средства. Это и_________(предложения 7, 30, 36), и__________ (предложения 4, 24, 25, 26), вносящие в речь интонационное разнообразие. Сам текст построен на_______, признаки и образы обычной жизни противопоставляются однообразию и духовной бедности жизни людей, завидующих роскоши других. Много здесь различных______ («роскошная жизнь», «жизнь становится отвратительной», «люди кажутся ничтожными, одежды — жалкими», «плоский мир»), выражающих отношение автора к описываемому».
1)риторические восклицания 4)риторические вопросы 7) антитеза
2) фразеологизмы 5) синтаксический параллелизм 8)эпитет
3)гипербола 6) лексические повторы 9) ряды однородных членов
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Ответы: I вариант 1) 25 2) 4 3) 13 4)34 5) 1 6) 3 7) 3 8) 1235 9) обеспечение А1) 2 А2) 4 А3) этом, тех, кто, этого
А 4)18 А5) 17 А6) 6 А7) 1345
II вариант 1) 235 2) 4 3) 14 4) 1234 5) 1 6) 3 7) 2 8) 134 9) принудить А1) 1 А2) 4 А3) те, кто, её, все А4) 2524
А5) 33 А6) 2 А7) 4178
III вариант 1)25 2) 4 3) 1234 4) 1234 5) 14 6) 3 7) 3 8) 124567 9) балованный А1) 2 А2) 4 А3)все, этим, свою А4) 7
IV вариант 1) 34 2) 3 3) 134 4) 1234 5) 1 5) 4 7) 2 8) 1245 9) положил А1) 1 А2) 4 А3) свою А4) 37 А5) 29 А6) 2