в таких специфически научно обоснованных видах деятельности как социальное обслуживание населения
В таких специфически научно обоснованных видах деятельности как социальное обслуживание населения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Термины и определения
Social service of the population. Terms and definitions
Дата введения 2007-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» (ФГУП «РОСОБОРОНСТАНДАРТ»; до 8 июля 2005 г. ФГУП «ВНИИстандарт»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»
4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов:
6 ИЗДАНИЕ (май 2020 г.) с Изменением N 1 (ИУС 4-2014)
Введение
Установленные стандартом термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области социального обслуживания населения.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
В алфавитном указателе термины приведены с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.
При разработке стандарта использована терминология, применяемая в федеральных законах Российской Федерации, указанных в пункте 4 предисловия.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по социальному обслуживанию населения, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
2.1.1 социальное обслуживание: Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.1.2 социальная служба: Предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
2.1.3 работник социальной службы: Лицо, непосредственно предоставляющее либо организующее предоставление социальных услуг клиентам социальной службы.
2.1.4 клиент социальной службы: Гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляют социальные услуги.
2.1.5 трудная жизненная ситуация: Ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно.
2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.
2.1.7 социальная адаптация: Система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.
2.1.8 социальная реабилитация: Система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
2.1.9 потребительская корзина: Минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
2.1.10 прожиточный минимум: Стоимость потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
2.1.11 вредная привычка: Привычка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, курению, использованию нецензурных выражений, отрицательно влияющая на здоровье.
2.1.12 индивидуальная профилактическая работа: Деятельность, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и других антиобщественных действий.
2.1.13 профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Система социальных, правовых, педагогических и иных мер, включая индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, направленных на выявление и устранение причин, следствием которых могут быть безнадзорность, беспризорность, правонарушения и другие антиобщественные действия несовершеннолетних.
2.1.14 межличностный конфликт: Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, вызывающее негативное эмоциональное восприятие сторонами конфликта.
2.1.15 самообеспечение: Самостоятельные действия клиента, заключающиеся в поддержании и улучшении личного жизненного уровня и жизненного уровня своей семьи.
2.1.16 социальная недостаточность: Условия социальной среды, ограничивающие жизнедеятельность человека и приводящие к необходимости его социальной защиты.
2.1.17 инвалидность: Социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
2.1.18 психический дискомфорт: Состояние человека, характеризующееся неприятными субъективными психическими ощущениями или переживаниями.
2.1.19 семья: Лица, связанные родством и (или) свойством, как правило, совместно, проживающие и ведущие совместное хозяйство.
2.1.20 форма социальной услуги: Характер конкретных действий социальной службы при оказании социальной помощи клиенту.
2.1.21 качество социальной услуги: Совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию.
2.1.22 объем социальных услуг: Перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов.
2.1.23 государственный стандарт социального обслуживания: Установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.1.24 усыновление: Оптимальная форма устройства ребенка, способная в полной мере обеспечить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
2.1.25 опека: Форма устройства детей, не достигших возраста четырнадцати лет и признанных судом недееспособными гражданами, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
2.1.26 попечительство: Форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2.1.27 приемная семья: Форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентированная на увеличение количества детей, воспитывающихся в семье, на основании договора о приемной семье, заключаемого органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем) с целью обеспечения опеки ребенка или попечительства над ним в приемной семье.
2.1.28 реабилитационные социальные услуги лицам, зависимым от психоактивных веществ (наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя): Действия реабилитационных учреждений, предусматривающие проведение совокупности медицинских, психологических, воспитательных, педагогических, социально-терапевтических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления психоактивных веществ, и направленные на избавление вышеуказанных лиц от патологической зависимости от этих веществ.
2.1.29 зависимый от психоактивных веществ: Лицо, имеющее расстройства функций организма, обусловленные потреблением психоактивных веществ, приводящих к угрозе здоровью (жизни) и потере социального статуса, вызывающим необходимость оказания социальной помощи.
2.1.30 реабилитант: Индивид, клиент реабилитационного учреждения, объект реабилитации, которому после лечения оказывают реабилитационные социальные услуги.
2.1.31 созависимый: Родственник или близкий человек зависимого от психоактивных веществ, своими действиями влияющий на его адаптацию в социуме.
2.1.32 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, восстановление социального и личностного статуса, реинтеграция и востребованность в обществе.
2.1.33 реадаптация: Комплекс лечебно-профилактических мер, государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, на приспособленность человека к конкретным условиям его труда и быта, процесс повторного включения индивида в общественный контекст и формирование у него компенсаторных социальных навыков после избавления от патологической зависимости от психоактивных веществ, из-за которой социальные контакты были нарушены.
2.1.34 модель жизни: Образ жизни, отвечающий нормам, принятым в обществе, и определяемый качеством жизни, имиджем человека и его самооценкой.
2.1.35 качество жизни: Степень удовлетворения комплекса потребностей и интересов гражданина, семьи и общества в целом.
2.2 Виды социальных услуг
2.2.1 социальная услуга: Действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
2.2.2 социально-экономическая услуга: Социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности.
2.2.2.1 материальная помощь: Социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
2.2.3 социально-медицинская услуга: Социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности.
2.2.3.1 социально-медицинский патронаж: Систематическое наблюдение за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи.
2.2.4 социально-психологическая услуга: Социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.
2.2.4.1 социально-психологическое консультирование: Социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.
2.2.4.2 психологическое консультирование: Социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми.
В таких специфически научно обоснованных видах деятельности как социальное обслуживание населения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социальное обслуживание населения
Классификация учреждений социального обслуживания
Social service of the population. Classification of the organisms for the social service
Дата введения 2007-01-01
Предисловие
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:
Кроме того, в стандарте были использованы материалы, изложенные в письме Минтруда России от 5 января 2003 г. «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», направленном органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации
6 ИЗДАНИЕ (май 2020 г.) с Поправкой* (ИУС 2-2009)
* См. ярлык «Примечания».
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на государственные, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации, и иных форм собственности (негосударственные) учреждения социального обслуживания населения, предоставляющие социальные услуги гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и устанавливает классификацию этих учреждений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50646 Услуги населению. Термины и определения
ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646.
4 Классификация учреждений социального обслуживания населения
Настоящий стандарт разработан в соответствии с нормами Федеральных законов Российской Федерации, указанных в пункте 4 предисловия, а также с положениями ГОСТ Р 52143.
— форма собственности учреждений;
— категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях (приложение А).
4.1 Форма собственности учреждений
По форме собственности учреждения подразделяют на государственные и иных форм собственности (негосударственные).
4.2 Типы учреждений
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
— учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
— учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
— учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
4.3 Виды учреждений
Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.
Виды учреждений, приведенные ниже в настоящем подразделе, установлены на основании Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», положений постановлений Правительства Российской Федерации и Минтруда (Минздравсоцразвития) России по вопросам социального обслуживания населения.
Перечень структурных подразделений, входящих в состав любого из учреждений, указанных ниже в настоящем подразделе, устанавливают в соответствии с Положениями об этих учреждениях (Уставами учреждений).
Вместе с тем в учреждениях могут при необходимости и с учетом имеющихся возможностей дополнительно создаваться, по согласованию с их учредителями, иные структурные подразделения (отделения), деятельность которых отвечает направлениям и содержанию деятельности этих учреждений, а также потребностям населения в социальных услугах.
Учреждения предоставляют социальные услуги различным категориям и группам населения, указанным в приложении А.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— группа длительного пребывания;
— отделение диагностики и социальной реабилитации;
— отделение социально-правовой помощи;
— семейная воспитательная группа;
— отделение перевозки несовершеннолетних;
В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:
— отделение диагностики и социальной реабилитации;
— отделение социально-правовой помощи;
— отделение перевозки несовершеннолетних;
— семейная воспитательная группа;
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— отделение диагностики и социальной реабилитации;
Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
от 24 ноября 2003 г. N 327-ст
О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет:
1. Принять национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» с датой введения в действие с 1 июля 2004 г., с правом досрочного введения.
2. Закрепить ведение ГОСТ Р 52143-2003 за Научно-техническим управлением.
от 24 ноября 2003 г. N 327-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
SOCIAL SERVICE FOR THE POPULATION. MAIN TYPES
OF SOCIAL SERVICES
1. Разработан и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения».
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. N 327-ст.
3. Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России.
4. В настоящем стандарте реализованы нормы:
— Федеральных законов Российской Федерации:
от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»;
от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Постановлений Правительства Российской Федерации:
от 25 ноября 1995 г. N 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;
от 8 июня 1996 г. N 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»;
от 27 ноября 2000 г. N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646.
4. Основные виды социальных услуг
Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
— социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
— социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
— социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
— социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
— социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
— социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
— в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
— в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
— в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
— в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
— в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальные услуги предоставляют клиентам в соответствии с Федеральными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в предисловии, в следующих формах.
4.1. Социально-бытовые услуги
4.1.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.
4.1.2. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
4.1.3. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.
4.1.4. Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.
4.1.5. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
4.1.7. Оказание помощи в написании и прочтении писем.
4.1.8. Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
4.1.9. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
4.1.10. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
4.1.11. Содействие в приготовлении пищи.
4.1.12. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
4.1.13. Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.
4.1.14. Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.
4.1.15. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
4.1.16. Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
4.1.17. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
4.1.18. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.
4.1.19. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
4.1.20. Создание условий отправления религиозных обрядов.
4.1.21. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.
4.1.22. Содействие в направлении в стационарные учреждения.
4.2. Социально-медицинские услуги
4.2.1. Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.
4.2.2. Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
4.2.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).
4.2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
4.2.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
4.2.6. Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.
4.2.7. Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации.
4.2.8. Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).
4.2.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
4.2.10. Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
4.2.11. Организация квалифицированного медицинского консультирования.
4.2.12. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.
4.2.13. Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.
4.2.14. Организация медико-социального обследования.
4.2.15. Оказание первой доврачебной помощи.
4.2.16. Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).
4.2.17. Оказание помощи в выполнении физических упражнений.
4.2.18. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
4.2.19. Организация лечебно-трудовой деятельности.
4.2.20. Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.).
4.2.21. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
4.2.22. Организация экстренной медико-психологической помощи.
4.2.23. Формирование и организация работы «групп здоровья» по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.
4.2.24. Социально-медицинский патронаж.
4.2.25. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.
4.2.26. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
4.2.27. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
4.2.28. Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.
4.2.29. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.
4.2.30. Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
4.2.31. Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
4.2.32. Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).
4.2.33. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
4.2.34. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.
4.2.35. Услуги по слухопротезированию.
4.3. Социально-психологические услуги
4.3.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование.
4.3.2. Психологическая диагностика и обследование личности.
4.3.3. Психологическая коррекция.
4.3.4. Психотерапевтическая помощь.
4.3.5. Социально-психологический патронаж.
4.3.6. Психологические тренинги.
4.3.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
4.3.8. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
4.3.9. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
4.4. Социально-педагогические услуги
4.4.1. Социально-педагогическое консультирование.
4.4.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.
4.4.3. Педагогическая коррекция.
4.4.4. Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.
4.4.5. Содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования.
4.4.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.
4.4.7. Социально-педагогический патронаж.
4.4.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.
4.4.9. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование.
4.4.10. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
4.4.11. Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.
4.4.12. Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).
4.4.13. Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков.
4.4.14. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.
4.4.15. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
4.4.16. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.
4.4.17. Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.
4.4.18. Организация обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жестов.
4.4.19. Услуги по переводу на язык жестов.
4.5. Социально-экономические услуги
4.5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.5.2. Оказание материальной помощи.
4.5.3. Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.
4.5.4. Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.
4.5.5. Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками.
4.5.6. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.
4.5.7. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения.
4.6. Социально-правовые услуги
4.6.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
4.6.2. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.
4.6.3. Помощь в оформлении документов.
4.6.4. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
4.6.5. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
4.6.6. Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.
4.6.7. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.
4.6.8. Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.
4.6.9. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.
4.6.10. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.
4.6.11. Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.
4.6.12. Содействие в получении страхового медицинского полиса.
4.6.13. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.).
4.6.14. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.15. Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.
4.6.16. Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.
4.6.17. Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
4.6.18. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.
5. Требования к порядку и условиям
оказания социальных услуг
5.1. Порядок и условия оказания социальных услуг установлены в соответствии с положениями Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
5.2. Социальные услуги предоставляют на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в соответствующие органы или учреждения социальной защиты населения (в том числе в учреждения иных форм собственности), которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых услуг.
5.3. При получении социальных услуг граждане должны иметь право на:
— выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
— информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
— уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
— конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
— защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
— отказ от социальных услуг.
Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждения, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.4. Социальные услуги предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Допускается анонимное обращение клиентов для получения услуг отдельных видов.
5.5. Правом на внеочередное обслуживание в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в статьях 14, 15, 18 Федерального закона «О ветеранах».
Преимущественным правом получения социальных услуг в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в статьях 17, 19 и 20 Федерального закона «О ветеранах», а также одинокие нетрудоспособные граждане, родители и не вступившие в другой брак жены (мужья) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационных аварий, реабилитированные граждане и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.
5.6. Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
5.7. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после получения необходимой информации в сфере социального обслуживания. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.
5.8. Граждане, направляемые в учреждения, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами социальных услуг, предоставляемых ими.
— личного обращения несовершеннолетнего;
— заявления родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего 10 лет, кроме случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
— направления органа управления социальной защитой населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
— акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) других муниципальных и административно-территориальных образований о необходимости помещения несовершеннолетнего в подобное учреждение.