в структуре методической компетентности выделяют такие компоненты
Статья на тему «Методическая компетентность учителя»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая компетентность учителя
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Иными словами, основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей школьников.
Что же такое компетентность? Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной подготовки квалифицированных специалистов, прежде всего, учителей, обладающих профессиональной компетентностью. Обратимся к структуре профессиональной компетентности учителя, которая включает в себя следующие компоненты:
научно-теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности);
методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса);
психолого-педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся);
профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).
Более детально остановимся на понятии «методическая компетентность», приобретающую в последнее время все большую актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном потоке разного рода информации. Чтобы легче усвоить содержание понятия, разобьем его на отдельные составляющие. Итак, методическая компетентность – это, во-первых, вид профессиональной компетентности, во-вторых, данный вид компетентности включает в себя систему знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя, и, наконец, третье составляющее, оптимальные сочетания методов оперирования с педагогическими объектами.
В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня:
методическая информированность (образованность) – естественные и приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях;
методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами;
методическое творчество – способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами;
методическое искусство как высшее проявление компетентности. Однако этот уровень достигается немногими учителями и не может быть целью обучения в ВУЗе.
Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо создать для учителей ряд условий:
современная информационная образовательная среда учебного заведения;
модернизация системы методической работы учебного заведения;
профессиональная позиция учителя.
Часто отождествляют понятия «методическая компетентность» и «методическое мастерство». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты.
Для более тщательного изучения методической компетентности учителя советуем обратиться к следующим исследованиям:
Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А. В. Хуторского.
Маслова И. С. Сущность и уровни методической компетентности учителя.
Соколова Г. А. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.
Закончить свое выступление хочется словами М. Горького, который считал, что «плох тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
Выступление на МО тема: Методические компетенции современного учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Методические компетенции современного учителя в системе педагогической деятельности»
В психолого-педагогической литературе понятие «методическая компетентность» рассматривается достаточно широко. Теоретические и практические аспекты методической компетентности педагогов большинство ученых рассматривают через овладение ими системою компонентов: знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных качеств личности.
Методическая компетентность является индикатором определения готовности учителя к реализации задач педагогического образования с учетом будущей сферы профессиональной деятельности и предмета специализации специальности.
Но существует и иная позиция ученых, по которой методическую компетентность следует понимать как готовность педагогов к проведению учебных занятий и к творческой самореализации. Также подчеркивается важность приобретения практического опыта.
Для нас важно понимание понятия “методическая компетентность” как способность квалифицированно решать профессиональные педагогические задачи.
1 Рассмотрим компоненты методической компетентности:
Когнитивный компонент методической компетентности учителя включает владение учителем системой методических знаний и понимание важности и ценности этих знаний как для себя лично, так и для своей профессиональной деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя профессионально-педагогическую направленность личности (мотивы, цели, потребности, ценностные установки); осознание роли непрерывного процесса формирования методической компетентности; проявление индивидуальности личности учителя в методической деятельности.
Деятельностный компонент связан с умением педагога ставить и решать методические задачи преобразования (изменения, развития) и изыскивать новые средства и способы решения этих задач.
Творческий компонент отражает степень самостоятельности, инициативности, учителя при решении методических задач и проблем, встречающихся в его практической деятельности; определяется оригинальностью и нестандартным подходом к выбору способов решения данных задач.
2 и последний компонент Рефлексивный компонент проявляется в умении определять основания методической деятельности; сознательно контролировать результаты методической деятельности и уровень собственного развития. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в развитии, побудителем самопознания, совершенствования профессионального мастерства, формирования методической компетентности.
В целом необходимо подчеркнуть, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и достаточно сильно пересекаются, например, реализация деятельностного компонента в значительной степени невозможна без мотивационно-ценностного или рефлексивного компонента.
3 След.слайдРассмотрим Структуру методической компетентности педагога
В структуру методической компетентности педагога входят компоненты методической компетентности
Компоненты методической компетентности
специальные знания по предмету; знания педагогики, возрастной психологии, знания нормативно-правовых документов, регулирующих организацию и осуществление образовательного процесса.
профессионально-педагогическая направленность личности (мотивы, цели, потребности, ценностные установки); проявление индивидуальности личности учителя в методической деятельности; наличие интереса к данному виду профессиональной деятельности, стремление к выявлению внутренних потребностей и способностей, наличие мотивов внутреннего саморазвития и самосовершенствования, стремление к самообразованию.
готовность учителя действовать в ситуации «неопределенности» и др.; умение применять широкий набор методических средств, технологий, методов и приемов; умение реализовывать деятельностный подход к обучению и организовывать учебную работу учащихся с учетом их реальных учебных возможностей; организовывать различные формы занятий по учебному предмету.
умение учителя оценивать, анализировать, рефлексировать, контролировать и регулировать свою деятельность, своевременно вносить коррективы в образовательную деятельность, осуществлять педагогическую рефлексию
И последний Творческий
творчества педагога, готовность педагога к инновационной, экспериментальной деятельности принятие самостоятельных решений, умение брать ответственность за полученные результаты.
Методическое мышление – это мышление, обеспечивающее умение преподавателя применять имеющиеся знания для реализации целей воспитания и обучения в соответствии с методической теорией и конкретными условиями обучения. Под методическим мышлением педагога мы понимаем особенности мыслительной деятельности, обусловленные характером и видом профессионального труда.
Важнейшей чертой этого вида мышления является осмысление каждой учебно-воспитательной ситуации, оперативный выбор и реализация оптимального варианта ее решения в рамках методичной культуры педагога.
Методическая культура служит показателем эффективности труда учителя. В свою очередь, ее нужно понимать как высшую форму активности и творческой самостоятельности. Методическая культура учителя выступает как субъектный аспект его профессиональной деятельности, как способность обобщать методический опыт в своей деятельности.
5 Методическая творчество рассматривается им как мастерство и искусство, обусловленное индивидуальностью учителя, умением формировать и развивать знания, заинтересовать учеников наукой.
Методическая рефлексия – это непрерывное осмысление деятельности по ходу её развёртывания и развивающееся вместе с ней, параллельно ей.
Рефлексивный учитель умеет:
— обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт своих коллег;
— адаптировать, или изменять учебный план, формы и методы обучения соответственно конкретным условиям с целью достижения оптимальных результатов;
— «владеть» классом: поддерживать дисциплину, создавать рабочее настроение;
— прогнозировать последствия своих профессиональных действий;
— и проявлять высокую профессиональную готовность при выполнении своих обязанностей в любых обстоятельствах.
6 Обозначим три педагогических условия, соблюдение которых в большей степени влияют на эффективность процесса совершенствования методической компетентности педагогов общеобразовательных организаций:
Первое педагогическое условие – создание стимулирующей среды для учителей школы, которая состоит из информационного пространства, материально-технического обеспечения и учебного оборудования, имеющегося в образовательном учреждении, нацеленной на овладение педагогами современными образовательными технологиями деятельностного типа.
Второе педагогическое условие – определение мотивационного механизма для учителя, состоящего из ситуации внешнего целенаправленного, стимулирующего воздействия (побуждения и принуждения) и ситуации реализации внутренней психологической предрасположенности к новой педагогической деятельности.
8 Внешние ситуации – это потребность учителя соответствовать современным квалификационным требованиям, что заставляет его изменять собственную педагогическую деятельность от «транслятора» новых знаний, к тьютору, сопровождающему ученика на пути постижения новых знаний.
Внешняя мотивация более распространена (похвала, благодарственные письма и грамоты, высокий рейтинг среди коллег и др.), но более продуктивной является внутренняя мотивация.
И Третье педагогическое условие – структурирование процесса повышения квалификации педагогов в соответствии с исходным уровнем их компетентности через создание индивидуального маршрута, корпоративного обучения, участие в сетевых сообществах, усиление роли мониторинга эффективности повышения квалификации работников образования, ориентируя подготовку учителя к работе в новых условиях.
В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса.
Спасибо за внимание! Желаю успехов и профессионального совершенства!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Статья «Методическая компетентность учителя»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Евдокимова Евдокия Антоновна
учитель русского языка и литературы
МКОУ Булатовской СОШ
Методическая компетентность педагогов
Согласно словарю С.И. Ожегова, слово «компетентность» трактуется как свойство в значении прилагательного к «компетентный», толкование которого в современном понимании рассматривается в двух аспектах: 1) обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; основанный на осведомленности, веский, авторитетный; 2) обладающий компетенцией, правомочный. Собственно и «компетенция» рассматривается как: 1) область вопросов, в которой кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг полномочий какого-либо учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению.
Одним из видов профессиональной компетентности является профессионально-педагогическая компетентность, приобретающая в последние годы все большую актуальность. Данное понятие толкуется неоднозначно:
— совокупность профессиональных педагогических и психологических знаний, умений и навыков (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.);
— система представлений о профессионально-педагогической деятельности в единстве с технологией реализации этой системы в преобразовательной практической работе (С.М. Годник и др.);
— совокупность свойств личности, отражающих педагогическую деятельность и преобразующую её (Л.В.Занина, Н.П.Меньшикова и др.);
— взаимосвязанный комплекс знаний, умений, навыков, психологических особенностей, профессиональных и акмеологических инвариантов (А.А.Деркач, Л.Д.Кудрявцев и др.).
В целом, профессиональная компетентность педагога подразумевает: владение на теоретическом и практическом уровне предметными знаниями, умениями, навыками; владение способами, методами реализации данных знаний, умений, навыков; обладание необходимыми свойствами, качествами личности, позволяющими осуществлять педагогическую деятельность; обладание чувствительностью к пространству реализации своей профессиональной деятельности, подразумевающей открытость к новому опыту, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту.
На основе выделенных положений, считается правомерным рассматривать профессиональную компетентность педагога, как интегративную характеристику субъекта педагогического труда, выражающую единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению педагогической деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств.
В современных исследованиях выделяют различные виды профессиональной компетентности педагога, связанные с различными аспектами педагогической деятельности: когнитивную (А.С.Белкин, В.В. Нестеров и др.); коммуникативную (А.С. Белкин, В.Н. Введенский, В.В. Нестеров, Л.М. Митина и др.); профессионально-техническую (А.С. Белкин, В.В. Нестеров и др.); информационную (А.С. Белкин, В.Н. Введенский, В.В. Нестеров); методическую (Т. А. Загривная, Н. В. Кузьмина, Т. В. Сясина и др.) и другие.
Анализируя представленные взгляды разных авторов на составляющие профессиональной компетентности в области педагогики, отметим, что, имея разный ракурс рассмотрения, исследователи делают акцент на те, или иные компоненты педагогической деятельности. Однако в целом, можно обозначить следующие составляющие профессиональной компетентности педагога: когнитивная, профессионально-технологическая, информационная, коммуникативная, методическая и др.
Методическая компетентность является одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагога. В современной педагогической литературе данное понятие определяется по-разному:
— владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения (Н. В. Кузьмина);
— интегративная, многоуровневая, профессионально значимая характеристика личности преподавателя, выражающаяся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве (Т. В. Сясина);
— интегральная характеристика деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающая системный уровень функционирования методологических, методических знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в методической и педагогической деятельности в целом (Т. А. Загривная);
— совокупность методических знаний, методических умений и профессионально значимых качеств личности, необходимых для качественного выполнения учебно-методической деятельности (Т. С. Мамонтова);
— интегральное свойство личности, комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области (Р.П. Мильруд).
Анализ исследований по данной проблеме позволяет заключить, что методическая компетентность педагога:
— представляет собой один из видов профессиональной компетентности педагога;
— проявляется в методической деятельности педагога как одном из видов профессиональной педагогической деятельности;
— выражает единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению обучения и воспитания учащихся;
— основывается на совокупности психолого-педагогических, методических и предметных знаний, умений, навыков, опыта, мотивации и личностных качеств, необходимых для качественного выполнения учебно-методической деятельности.
Выделенные положения дают основание рассматривать методическую компетентность педагога как интегративную характеристику субъекта педагогического труда, основанную на совокупности психолого-педагогических, методических и предметных знаний, умений, навыков, опыта, мотивации и личностных качеств, отражающую готовность и способность к эффективной методической деятельности и обеспечивающую достижение высоких показателей в обучении и воспитании учащихся.
Развитие методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
МДОУ «Солнышко», пос. Федоровский, Сургутский район
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В Концепции дошкольного воспитания одной из ключевых позиций обновления детского сада провозглашается «радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров» [3]. В связи с этим проблема кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений специалистами дошкольного профиля высокой квалификации стоит особенно остро. Возрастает значимость повышения квалификации педагогических кадров как составной части системы непрерывного образования, увеличиваются запросы науки и практики в раскрытии особенностей повышения квалификации педагогических работников в самих учреждениях образования.
В частности, в современных условиях предполагается владение воспитателем такими умениями, как выбор программы из комплекса вариативных, рекомендованных государственными органами управления образованием, разработка собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, поиск и апробирование активных методов обучения дошкольников, работа по созданию модели организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, работа в экспериментальном режиме и многое другое.
В связи с вышеизложенным актуальным в деле профессиональной подготовки воспитателей дошкольного образовательного учреждения является компетентностный подход.
Данные положения послужили предпосылкой к выделению методической сферы в профессиональной деятельности воспитателей. И, как следствие, развитие методической компетентности воспитателя в процессе профессионально-педагогической деятельности стало одной из приоритетных задач методической службы дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время происходит переоценка методической работы специалистов системы образования. Постепенно создаются новые модели методической службы, отвечающие запросам современного общества. Появляются новые направления и формы. Качественно меняется содержание, проявляется такая тенденция, как вариативность и разноуровневость этой деятельности в зависимости от запросов и готовности образовательных учреждений. и ряд других исследователей выделяет методическую работу как ведущий фактор становления методической компетентности, являющийся важной составляющей профессиональной компетентности педагогов [4].
На сегодняшний день современная методическая служба представляет собой сложное структурное подразделение, осуществляющее в каждом дошкольном учреждении несколько направлений деятельности: организационно-управленческую, опытно-экспериментальную, методическую, организационно-педагогическую, информационно-аналитическую, маркетинговую, редакционно-издательскую. Целевым назначением деятельности методической службы является оказание помощи педагогу в его профессиональном развитии.
Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Методическая система образовательно-педагогического процесса призвана привести в движение возможности субъектов, средств и условий этого процесса, направить в нужное русло и эффективно реализовать их.
В структуре методической компетентности ученые выделяют следующие компоненты: личностный, деятельностный, познавательный (когнитивный) и др. [1].
Личностный компонент методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы соотносим с умениями, связанными с психологической стороной личности педагога: коммуникативные, перцептивные, рефлексивные.
Деятельностный компонент заключает в себя накопленные профессиональные знания и умения, умение актуализировать их в нужный момент и использовать в процессе реализации своих профессиональных функций. Также он предполагает овладение воспитателем исследовательскими и творческими умениями.
Познавательный компонент основывается на умениях, составляющих теоретическую подготовку воспитателя: аналитико-синтетические (умение анализировать программно-методические документы, выявлять методические проблемы и определять пути их решения, умение классифицировать, систематизировать методические знания); прогностические (умение прогнозировать эффективность выбранных средств, форм, методов и приемов, умение применять методические знания, умения, навыки в новых условиях); конструктивно-проектировочные (умение структурировать и выстраивать процесс обучения, отбирать содержание и формы проведения занятий, подбирать методики, методы и приемы, умение планировать методическую деятельность).
В ходе исследования были определены педагогические условия развития методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе его педагогической деятельности:
— развитие ценностного отношения к педагогической деятельности на основе интеграции личностной позиции воспитателя и имеющихся у него общекультурных, психолого-педагогических, методологических и методических знаний, актуализации его индивидуального опыта;
— рефлексия педагогических действий на разных этапах деятельности (самоанализ и самооценка).
— начальный или базовый (развитие происходит на имеющемся уровне методической компетентности в индивидуальном режиме методического сопровождения);
— креативный (процесс развития происходит самостоятельно на основе самореализации, носит исследовательский и творческий характер); при этом процесс развития методической компетентности рассматривается как многоуровневый.
Таким образом, в свете современных требований, развитие методической компетентности воспитателя ДОУ, пройдя путь от обучения простейшим действиям по подбору методов и приемов к работе в рамках целой методической системы, является необходимым условием для развития профессиональной компетентности педагога в целом.
По материалам научно-практической конференции VII Знаменские чтения «Актуальные проблемы образования и науки» СурГПУ,2008