В спасской полести повествователь во сне увидел себя прозревшим государем таким образом радищев
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
1. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в жанре: А) психологического очерка Б) путевых заметок В) повести
2. Суть книги Радищева заключается: А) в исследовании и описании жизни в России; Б) в изучении быта и нравов помещичьих усадеб; В) в наблюдении за жизнью крестьян
3. Особенность языка произведения: А) в примирении просторечных слов и диалектизмов Б) в использовании автором высокой лексики и сложных оборотов речи; В) в близости современному русскому языку
4. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано: А) в художественном стиле Б) в научном стиле В) в публицистическом стиле
5. Творческий метод, который использовал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»: А) классицизм Б) романтизм В) соединение основ классицизма и сентиментализма
6. Сатирическая направленность «Путешествия из Петербурга в Москву» выражается: А) в критике крепостного права Б) в осуждении покорности крепостных крестьян В) в критике дорог в России
7. В главе «Любани» повествователь акцентирует свое внимание: А) на жестоком отношении помещиков к принадлежащим им крепостным крестьянам Б) на условиях труда крестьян В) на том, что крестьянин работает и в воскресный день
8. На вопрос путешественника, недоумевающего, как крестьянин, работая на себя только в праздники, может прокормить семью, тот ответил, что: А) ему помогают жена и дети Б) надеется на теплую погоду и обильные дожди в) использует не только праздники, но и ночь
10. Повествователь в главе «Едрово» признается, что любит крестьянок, потому что они: А) искренние, не умеют притворяться и любят всем сердцем Б) красивые, здоровые, работоспособные В) смелые, напористые, сильные
11. Размышления повествователя о крестьянских и дворянских матерях в главе «Едрово» содержат: А) аллегорию Б) гиперболу В) антитезу
12. В главе «Медное» автор: А) возмущен продажей крепостных Б) рассказывает о крестьянской семье В) повествует об истории любви барина и крестьянки
14. В «Спасской полести» повествователь во сне увидел себя прозревшим государем. Таким образом Радищев: А) выражает радость от сбывшихся надежд Б) отражает мечту о справедливой власти В) обходит цензуру, которая не разрешала печатать книгу
Анализ текста Спасская полесть
Ответ оставил Гуру
В главе “Спасская полесть”, описывая противоречие между внешним обликом
“лучезарного царского величества” и его истинной деспотической
сущностью, Радищев почти открыто изображает противоположность между
показным великолепием екатерининского двора и бедственным состоянием
ограбленной и угнетенной России.
В Спасской Полести герой попадает
под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают
муж и жена, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж
рассказывает жене историю, как наместник тратит казённые деньги на
собственные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а
курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполняют эти
прихоти.
Дождь кончился. Путешественник продолжил путь с
напросившимся попутчиком. Попутчик рассказывает свою историю, как был он
купцом, доверившись нечестным людям, попал под суд, жена умерла при
родах, начавшихся из-за переживаний на месяц раньше. Друг помог этому
несчастному бежать. Путешественник хочет помочь беглецу, во сне он
представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. Этот
сон являет ему странницу Прямовзору, она снимает с его глаз бельма,
мешающие видеть правду. «Постой, — вещала мне странница от своего места,
— постой и подойди ко мне. Я — врач, присланный к тебе и тебе подобным,
да очищу зрение твое. Какие бельма! — сказала она с восклицанием».
Автор заявляет, что царь слыл в народе «обманщиком, ханжою, пагубным
комедиантом». Радищев показывает несоответствие между словами
и
делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасад империи
скрывает за собой ужасные картины угнетения. Прямовзора обращается к
царю со словами презрения и гнева: «Ведай, что ты первейший разбойник,
первейший предатель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость
свою на внутренность слабого». Радищев показывает, что хороших царей
нет,
они изливают свои милости лишь на недостойных.
«Теперь
ясно я видел, что знаки почестей, мною раздаваемые, всегда доставалися в
удел недостойным. Достоинство неопытное, пораженное первым блеском сих
мнимых блаженств, вступало в единый путь с ласкательством и подлостию
духа, на снискание почестей, вожделенной смертных мечты; но, влача
косвенно стопы свои, всегда на первых степенях изнемогало и
довольствоваться было осуждаемо собственным своим одобрением, во
уверении, что почести мирские суть пепл и дым».
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.
Проверочная работа по литературе по произведению Радищева А. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Тест. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
В каком жанре написано произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»?
Чем является эпиграф к книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?
характеристикой главного героя книги
символическим обозначением России
символическим обозначением крепостничества
Что является связующим началом глав в «Путешествии из Петербурга в Москву»?
общая идея борьбы с крепостничеством
В чем заключается суть книги Радищева?
в исследовании и описании жизни в России
в изучении быта и нравов помещичьих усадеб
в наблюдении за жизнью крестьян
В каком стиле написано «Путешествие из Петербурга в Москву»?
в художественном стиле
в публицистическом стиле
в критике крепостного права
в осуждении покорности крепостных крестьян
в критике дорог России
За что путешественник укоряет себя после встречи с крестьянином?
укоряет за то, что не дал ему денег
укоряет за то, что насмехался над крепостными
укоряет за то, что имеет слугу
Кем себя воображает путник, после встречи с обманутым попутчиком?
Кто должен являться цензором по мнению путешественника?
О ком размышляет главный герой, приехав в Петербург?
На чем повествователь акцентирует свое внимание в главе «Любани»?
на жестоком отношении помещиков к принадлежащим им крепостным крестьянам
на условиях труда крестьян
на том, что крестьянин работает и в воскресный день
Повествователь в главе «Едрово» признается, что любит крестьянок, потому что они:
искренние, не умеют притворяться и любят всем сердцем
красивые, здоровые, работоспособные
смелые, напористые, сильные
Чем возмущен автор в главе «Медное»?
рассказом о крестьянской семье
историей любви барина и крестьянки
Чем является сон путешественника в «Спасской полести»?
сатирой на общественно-политическую систему России XVIII века
типичной для русской литературы формой повествования
размышлением историка о государственном устройстве России
В «Спасской полести» повествователь во сне увидел себя прозревшим государем. Таким образом Радищев:
выражает радость от сбывшихся надежд
отражает мечту о справедливой власти
обходит цензуру, которая не разрешала печатать книгу
Тесты по комедии Фонвизина «Недоросль»
Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?
Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.
Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?
В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?
Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.
Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?
Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.
В чем проявился реализм комедии?
В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма.
Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутейкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства).
Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.).
Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?
Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?
Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»?
С какой целью в имении Простаковой находится Правдин? Что можно сказать о его общественных взглядах?
Правдин — чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просветительской идеологии времен Екатерины II. Он заявляет, что исполняет свои обязанности по убеждению, «по подвигу собственного сердца». Объезжая имения, он собирает факты жестокого обращения помещиков с крепостными и имеет возможность по своему служебному положению прекратить произвол в имении Простаковой, взяв управление имением под опеку. Прожив три дня в доме Простаковых, Правдин в разговоре с Милоном называет помещика дураком бессчетным, а жену его презлой фурией, «которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
Какие у Правдина есть основания надеяться положить конец бесчинствам Простаковой? Кто поможет ему осуществить замысел?
Правдин надеется осуществить это доброе дело, пользуясь полномочиями, данными ему наместником, который по образу мыслей своих «с… ревностию помогает… страждущему человечеству», исполняя тем самым «человеколюбивые виды высшей власти». Интересна ссылка Правдина на Учреждение, создающее образ такого благонамеренного наместника. Именно к нему обращается Правдин за разрешением взять имения под опеку. Исторически действия Правдина, правительственного чиновника, выполнявшего волю «высшей власти», не имели подтверждения в русской действительности той поры. Они отражали лишь настроения, чаяния известной части просвещенного дворянства, в том числе и автора комедии, и воспринимались как предложения правительству возможного способа регулирования отношений между помещиками и крестьянами. Поэтому образ Правдина имеет не реальный, а условный, идеальный характер.
Какая фраза выражает отношение самого Фонвизина к Правдину и характеру его службы?
Это слова Милона: «Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».
Какие общественно-политические и нравственные проблемы обсуждаются в диалогах Стародума и Правдина?
Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-политических и нравственных проблем, дискутируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служение государству, истинные и мнимые заслуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.
Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Стародум?
Как во многих драматических произведениях, Стародум наделен условным именем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого времени, времени петровских преобразований России, откуда он с молодости почерпнул свои взгляды, убеждения и нравственные правила.
О каком времени вспоминает Стародум и почему? Что привлекает его в прошлом?
Характерными признаками того времени, по мнению Стародума, было почитание человека и его достоинств по заслугам перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дворе Петра Великого, завет в виде правила: «имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души «просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь».
Как относится Стародум к современному ему обществу?
К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в пользу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то «имел бы удовольствие служить долее отечеству». Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворцами карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он говорит о соперничестве, себялюбии. Морали старого времени Стародум противопоставляет искаженные представления о жизненных ценностях в современной ему действительности.
Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в известных вам произведениях.
Комедия Фонвизина продолжает просветительские традиции русских классицистов Ломоносова и Державина. Утверждение роли сильного государства в благополучии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преобразованиям Петра I, стремление к бескорыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение законов, резкая критика тирании, мздоимства мы находим в переложении Державиным псалма «Властителям и судиям». Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.
С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?
Не понимая значения образования и будучи полной «невеждой без души», Простакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает достаточное образование. Она понимает, что уже «век другой», что уже так не проживешь, как дядюшка Вавила Фалалеевич, что общество требует от дворянских детей учебы. Материнское сердце Простаковой страдает, что дитя может измучиться от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придравшись к какой-либо неугодной фразе учителя. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи, которая внезапно стала богатой невестой.
Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах — глупость или наглость?
Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки ненависть к образованию и образованным людям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их развития. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сообразителен в житейском плане: предпочитает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.
Почему Митрофан отталкивает мать и покорно ведет себя с Правдиным?
У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привязанностей, нет любви к людям. Мать для него — всего лишь заступница, потакающая ему во всем, она создает ему удобную, устраивающую его жизнь. И когда она теряет власть над людьми, она теряет и ценность для Митрофана. Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия достойные плоды», Стародум имеет в виду и результаты воспитания Простаковой собственного сына.
Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почувствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ослушаться.
Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?
Тема воспитания является одной из основных тем комедии «Недоросль». Забота о судьбах подрастающего поколения никогда не оставляла Фонвизина как писателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу жениться», но и показать трагические последствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без души», жестокий крепостник, деспот, относящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью».
Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пьесы? Аргументируйте свое мнение.
Несомненно, «Недоросль» — классицистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудавшимся сватовством Митрофана и Скотинина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экзамена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персонажей сочетается с обличительной сатирой.
Можно ли назвать «Недоросль» высокой комедией и если да, то почему?
В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности гражданина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.
Назовите сюжетные линии пьесы.
Внешне комедия строится на традиционном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблюдены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы героев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, знакомые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родственница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время происходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывается в одни сутки и составляет заключительный этап сюжета. Простакова решает выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невеста для ее сына. Завязка наступает с получением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследницей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и братом.
Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митрофаном. От весьма драматического завершения «сватовства» Софью спасает вмешательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминационная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее имение взято в опеку.
Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка похищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и деревень Простаковой в опеку — узловые сцены сюжетной линии комедии. Материал с сайта http://iEssay.ru
Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась взаимоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых определялась Стародумом и Простаковой; вторая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В событиях этой развязки раскрывались общественные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная направленность комедии в целом.
В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?
Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски настроенного дворянства и жестоких помещиков-крепостников по проблемам отношения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию гражданина отечества.
Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?
Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определенные сюжетные функции.
Какие сцены и лица не имеют прямого отношения к развитию сюжета, но связаны с проблематикой комедии? Какова их роль?
Комические сцены: примерка Митрофаном нового платья и обсуждение Тришкиной работы, уроки Митрофана, ссора сестры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они создают представление о бытовой, повседневной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемейных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходящего на сцене.
Диалоги положительных героев о просвещенном монархе, о достоинстве дворянина, браке и семье, о воспитании молодых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной программы Фонвизина.
Выпишите из текста комедии пословицы, поговорки и афоризмы, раскройте их роль в характеристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких выражений в речь персонажей?
Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).
Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).
Нашел деньги, ни с кем не делись (Простакова).
Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).
Ни за что, ни про что (Митрофан).
Повинную голову меч не сечет (Простакова, оправдываясь перед Стародумом).
По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день (Еремеевна).
У нас российская пословица: «Собака лает, а ветер носит» (Цифиркин).
Себе на уме (Простакова).
Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЮрий Гнеушев
Похожие презентации
Презентация на тему: » А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».» — Транскрипт:
1 А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
2 1. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в жанре: А) психологического очерка Б) путевых заметок В) повести
3 2. Суть книги Радищева заключается: А) в исследовании и описании жизни в России; Б) в изучении быта и нравов помещичьих усадеб; В) в наблюдении за жизнью крестьян
4 3. Особенность языка произведения: А) в примирении просторечных слов и диалектизмов Б) в использовании автором высокой лексики и сложных оборотов речи; В) в близости современному русскому языку
5 4. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано: А) в художественном стиле Б) в научном стиле В) в публицистическом стиле
6 5. Творческий метод, который использовал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»: А) классицизм Б) романтизм В) соединение основ классицизма и сентиментализма
7 6. Сатирическая направленность «Путешествия из Петербурга в Москву» выражается: А) в критике крепостного права Б) в осуждении покорности крепостных крестьян В) в критике дорог в России
8 7. В главе «Любани» повествователь акцентирует свое внимание: А) на жестоком отношении помещиков к принадлежащим им крепостным крестьянам Б) на условиях труда крестьян В) на том, что крестьянин работает и в воскресный день
9 8. На вопрос путешественника, недоумевающего, как крестьянин, работая на себя только в праздники, может прокормить семью, тот ответил, что: А) ему помогают жена и дети Б) надеется на теплую погоду и обильные дожди в) использует не только праздники, но и ночь
11 10. Повествователь в главе «Едрово» признается, что любит крестьянок, потому что они: А) искренние, не умеют притворяться и любят всем сердцем Б) красивые, здоровые, работоспособные В) смелые, напористые, сильные
12 11. Размышления повествователя о крестьянских и дворянских матерях в главе «Едрово» содержат: А) аллегорию Б) гиперболу В) антитезу
13 12. В главе «Медное» автор: А) возмущен продажей крепостных Б) рассказывает о крестьянской семье В) повествует об истории любви барина и крестьянки
15 14. В «Спасской полести» повествователь во сне увидел себя прозревшим государем. Таким образом Радищев: А) выражает радость от сбывшихся надежд Б) отражает мечту о справедливой власти В) обходит цензуру, которая не разрешала печатать книгу