в решении такой актуальной проблемы как сбережение природных ресурсов
Как помочь экологии, что может сделать каждый, чтобы помочь в борьбе с экологическими проблемами?
Изменение климата Земли, истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана, разрушение почвенного покрова, исчезновение разных видов животных и растений — это далеко не все проблемы, о которых всё чаще говорят защитники окружающей среды. Сейчас как никогда остро ощущается необходимость разумно использовать природные ресурсы. Заботиться об окружающей среде не так сложно, как кажется на первый взгляд. Стоит лишь начать. Рассказываем о пяти способах помочь экологии, которыми вы можете воспользоваться уже сейчас, не выходя из дома. Небольшие изменения в вашей рутине могут иметь большое значение.
Сортируйте мусор
Ежегодно в мире выпускают тонны продукции, которая в естественной среде разлагается довольно долго. Поэтому после использования она должна быть правильно утилизирована и переработана для создания вторичного сырья. Иначе планета превратится в огромную свалку.
Что делать?
Отходы необходимо правильно отсортировать. Так, в один контейнер можно собирать сухую бумагу, во второй — изделия из пластика, в третий — отходы в виде остатков пищи, а в четвёртый — стекло. На улице сортированный мусор нужно выбрасывать в специальные контейнеры. Если в вашем дворе таких нет — отвозить в специальные сортировочные центры. Карту таких центров в своём городе можно посмотреть здесь.
Правильно утилизируйте батарейки
Переработка бытовых батареек помогает не только сберечь природу и уменьшить выбросы тяжёлых металлов (кадмий, свинец, ртуть), но и позволяет получить соли металлов, графита и железа без использования первичных ресурсов.
Например, одна «пальчиковая» батарейка загрязняет тяжёлыми металлами 20 квадратных метров земли и 400 кубометров воды. Батарейки, сожжённые на мусоросжигательных заводах, образуют диоксины, которые потом попадают в организм человека через воду или воздух. Именно поэтому так важно собирать и утилизировать батарейки отдельно от бытового мусора.
Что делать?
Использованные батарейки следует сдавать в специальные пункты переработки. Как правило, они есть в крупных магазинах электронной техники.
Не используйте полиэтилен
А вы знали, что выброшенные полиэтиленовые пакеты не подвергаются биологическому разложению? Теперь давайте представим: ежегодно появляется около триллиона новых пластиковых пакетов.
Но важно понимать, что сжигать их нельзя, так как это приведёт к выделению угарного газа и вредных канцерогенов, а закапывание станет причиной отравления воды и почвы. Таким образом, пластиковые пакеты образуют устойчивое загрязнение.
Что делать?
Полиэтиленовые пакеты можно заменить бумажными, тканевыми мешками или же авоськой.
Информируйте
Одной из самых больших проблем при переходе на сознательное потребление — понять, с чего начать. Вы можете доносить до окружающих людей пользу осознанного отношения к ресурсам, например, через социальные сети.
Что делать?
В цифровую эпоху распространять информацию довольно просто. Например, даже поставив лайк в «Инстаграме» на пост о сознательном потреблении или же сделав репост к себе на страницу, вы внесёте свою маленькую лепту. Поднимая охват публикаций, вы помогаете большему количеству людей узнать о проблемах экологии.
Поддержите международную акцию «Час Земли»
Каждый год в последнюю субботу марта Всемирный фонд дикой природы (WWF) проводит международную акцию «Час Земли», призывая все организации, коммерческие учреждения, школы, частные лица отключить электричество на один час. Цель акции — привлечь внимание людей к необходимости ответственного отношения к природе и ресурсам планеты.
Что делать?
Всё очень просто. Стоит лишь на час выключить свет и те электроприборы, которые не относятся к обеспечению безопасности и сохранению здоровья.
Участвовать в масштабных акциях, организовывать центры по переработке мусора в своём городе и привлекать внимание общественности к экологическим проблемам — дело хорошее. Но время и ресурсы на такое погружение в вопрос есть не у всех. Однако помогать планете и вносить свою лепту можно и понемногу. То, что для вас будет маленьким шагом к изменениям, станет большим прыжком для человечества.
В решении такой актуальной проблемы как сбережение природных ресурсов
Вариант 36
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Правила пунктуации очень просты, для запятой их не более дюжины. (2)Однако сложен язык, и в отношении запятой можно установить иерархию правил. (3)Запятая совершенно необходима (там, где она разъединяет предложения, то есть разные части мысли в составе общего целого), она желательна (при однородных предложениях), или она факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях). (4)Вот как со словом «однако», которое может быть союзом (… не выделяется запятой), может быть вводным словом (… оно обязательно выделяется запятыми), но может быть и междометием (… на ваше усмотрение, ставить запятую или нет). (5)У писателей есть свои предпочтения знаков. (6)Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)У разных писателей есть свои предпочтения в знаках препинания.
2)Слово «однако» выделяется запятыми, если является вводным словом, и не выделяется, если является союзом.
3)Правила пунктуации очень просты, однако сложен язык, и это заставляет выстроить иерархию правил.
4)Запятая может быть необходима, может быть желательна и может быть факультативна.
5)Правил расстановки запятой не более дюжины.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропусков в четвёртом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УВАЖАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в пятом (5) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УВАЖАТЬ, уважаю, уважаешь, несов., кого-что
1)Признавать чьи-то достоинства, иметь высокое мнение о ком-либо. Социологический опрос показал, что большинство из опрошенных уважает другого человека за честность.
2)Вести себя обходительно, вежливо, почтительно с кем-либо. Учащиеся обязаны уважать учителя.
3)Не нарушать чьи-то права, законы. Гражданин в своих действиях исходит из того, что уважает Конституцию своего государства.
4)Питать пристрастие, любить. Уважаю сочные яблочки!
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Полёт клином – характерная примета осенних и весенних миграций – позволяет крупным птицам экономить энергию. (2)В распоряжении французских учёных, установивших это, была стая белых пеликанов, которых в период съёмок фильма обучили летать за небольшим самолётом и моторной лодкой, на спине у птиц закрепили датчики для наблюдения за сердечной деятельностью. (3)…, у пернатых, летевших клином, значительно снижалась частота сердечных сокращений по сравнению с теми, кто совершал полёт в одиночку. (4)К тому же птицы в стае совместными усилиями создают поток воздуха, помогающий им гораздо дольше планировать, а стало быть, беречь силы.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)Французские орнитологи сумели понаблюдать за пернатыми во время их полёта клином и ещё раз убедиться в том, что они умеют управлять своей сердечной деятельностью.
2)Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию, значительно увеличивать скорость полёта.
3)Французские орнитологи установили, что птицы в стае могут гораздо дольше планировать, у них снижается частота сердечных сокращений, то есть они экономят силы.
4)Французские орнитологи сняли фильм, в котором запечатлён полёт птиц клином, а также их одиночные полёты.
5)Французские орнитологи установили, что у птиц, летящих в стае, сердце сокращается реже, появляется способность дольше планировать в воздухе, одним словом, меньше уставать в полёте.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в котором приводятся значения слова ЗАКРЕПИТЬ, Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1)что. Укрепить (привязав, прибив) З. нитку. З. доску гвоздём.
2)перен., что. Сделать прочным, устойчивым. З. победу. З. достижения. З. учебный материал.
3)кого-что за кем-чем. Обеспечить чьи-нибудь права на кого-что-нибудь, установить какие-нибудь обязанности. З. за собой данный участок.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)В решении такой актуальной проблемы, как сбережение природных ресурсов, всё активнее участвуют инженеры и дизайнеры Швеции, результатом совместной работы которых стала лампа с плафоном, который распускается, подобно цветку, при рачительном расходовании электроэнергии. (2)…если её тратят слишком много, то пластины-лепестки собираются в бутон. (3)Другая новинка – провод, окутанный в темноте голубой аурой: он должен напомнить, что прибор не отключён от сети.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)Перед человечеством встала проблема экономии природных ресурсов, в частности, электроэнергии, и решение этой проблемы – задача ближайшего будущего.
2)Инженеры и дизайнеры изготовили провод, способный напомнить забывчивому потребителю, что тот не отключил прибор от электросети.
3)В Швеции инженеры и дизайнеры создали лампу с плафоном, экономящую электроэнергию.
4)Инженеры и дизайнеры, действуя совместно, активно и успешно включаются в решение важнейшей проблемы – экономии природных ресурсов, в частности, электроэнергии.
5)Оригинальная лампа с плафоном, провод, окутанный в темноте голубой аурой, – это примеры решения актуальной проблемы сбережения природных ресурсов совместными усилиями инженеров и дизайнеров.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЦВЕТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1)(мн. –тки). Часть растения, содержащая пестик и тычинки, окружённые лепестками (орган размножения).
2)(мн. –ты). Растение (преимущ. травянистое), у которого такие части красивы, ярки, душисты и могут использоваться в декоративных целях; сама такая часть растения вместе со стеблем, веточкой, на которой она находится. Пахучий ч. Сажать цветы. Собирать ц. в поле.
3)(мн. – ты). Любое комнатное растение, выращиваемое в горшке. Не забудьте полить цветы.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Русский язык – это национальный язык русского народа, язык межнационального общения народов России. (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным; то есть тот же народный русский язык, только обработанный учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (3)…в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормами.
1.В каких из приведённых ниже предложениях верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)В современной России русский национальный язык в русской школе изучается все одиннадцать лет обучения.
2)Для литературного языка как высшей формы проявления русского национального языка характерно наличие норм или правил употребления языковых единиц.
3)Широко известны яркие и проникновенные высказывания М.В. Ломоносова и других выдающихся лингвистов о русском языке.
4)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть людьми с высшим образованием.
5)В русском национальном языке выделяется так называемый литературный язык, то есть язык образцовый, нормированный.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1)Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. Ч. целого. Ч. яблока.
2)Предмет, являющийся составным элементом какого-нибудь целого, организма, механизма. Части тела. Запасные части (детали машин).
3)Отдел, подраздел произведения. Роман в трёх частях.
4)Отдел какого-нибудь учреждения, отдельная отрасль управления. Хозяйственная часть. Учебная ч.
5)Отдельная войсковая единица. Танковые части. Воинская ч.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Одна из ближайших миссий Европейского космического агентства (ЕSA) нацелена на изучение тёмной энергии – загадочной субстанции, существование которой было постулировано после публикации работ, удостоенных Нобелевской премии по физике 2011. (2)Согласно современным космологическим гипотезам, тёмная энергия отвечает за ускоренное расширение Вселенной. (3)…, эта субстанция до сих пор не обнаружена экспериментально, поэтому новый аппарат ESA под названием Euclid будет искать признаки существования тёмной энергии, составляя картину крупномасштабных космических структур с очень высокой точностью.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)Учёные Европейского космического агентства (ESA) опубликовали работы, удостоенные Нобелевской премии по физике за 2011 год.
2)Одна из ближайших миссий Европейского космического агентства – изучение тёмной энергии, отвечающей за ускоренное расширение Вселенной.
3)Учёные Европейского космического агентства, которое приступило к созданию высокоточных аппаратов для изучения космоса, предполагают, что Вселенная расширяется.
4)Новый высокоточный аппарат ESA будет искать в космосе признаки существования тёмной энергии, которая отвечает за ускоренное расширение Вселенной.
5)Созданное Европейское космическое агентство предсказало существование особой энергии во Вселенной.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1)чего. Нахождение в действии. Р. мотора. Р. мышц. Р. фабрики.
2)Труд. Физическая р. Умственная р. Р. с детьми.
3)Выполнение определённых обязанностей на каком-нибудь предприятии, в учреждении как источник заработка, а также само это предприятие, учреждение. Поступить на работу.
4)мн. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-нибудь. Монтажные работы. Сельскохозяйственные работы.
5)Продукт труда, готовое изделие. Дипломная работа. Талантливая работа.
6)Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления. Принёс домой работу. Не может оторваться от работы.
Тест (ЕГЭ) 3
ВАРИАНТ 3
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) По ГОДИЧНЫМ кольцам на срезе ствола дерева мы определили его возраст.
2) Студенты с интересом изучали ГУМАННЫЕ науки.
3) Представитель нашей делегации ДЕМОНСТРАТИВНО вышел из зала заседаний.
4) Научный руководитель ДИПЛОМНИКА с интересом прочитал его работу.
A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) одна тапка 3) шестиста трёх рублей
2) обыски 4) наилучший
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Посетив выставку фотографий,
1) я долго размышлял.
2) у нас состоялась бурная дискуссия.
3) начинается обсуждение увиденного.
4) время пролетело быстро.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно приказу ректора студент Николаев был отчислен из университета.
2) Все, кто пришёл на собрание акционеров, проголосовали за одобрение работы совета директоров.
3) В проверке работы продовольственного магазина, проведённой Роспотребнадзором по г. Москве, участвовал представитель прокуратуры.
4) Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Теперь химики приготовляют синтетическое волокно, которое не загнивает в воде.
2) В городском поселении Удельная (Московская область) работает единственная в стране биофабрика, которая выращивает медицинских пиявок и поставляет их в медицинские учреждения России.
3) Деревня, возле которой студенты расположились на отдых, находилась севернее старинного городка С.
4) Вероника подарила матери золотое кольцо, которое понравилось ей с первой минуты.
Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.
(1). (2)Почти тысячу лет головы каменных истуканов на этом острове украшают гигантские красные шапки. (3)В ходе научных работ, проводимых на острове, учёные выяснили, что их доставили с древнего вулкана. (4)Каждый головной убор весом в несколько тонн вначале был выдолблен из пород, рождённых огнедышащей горой, затем готовые изделия катили по дороге, выложенной красным пеплом, со склона в долину. (5). непонятно, каким образом и зачем островитяне десять веков назад водружали шапки на колоссов.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
1) Археологи начали исследовать острова в Тихом океане.
2) Одну из многочисленных тайн знаменитых статуй Острова Пасхи в Тихом океане открыли археологи.
3) В Тихом океане много островов и островков, которые хранят неразгаданные тайны.
4) В Тихом океане есть как обитаемые, так и необитаемые острова.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?
1) Вероятно, 3) Вопреки этому
2) Однако 4) Несмотря на это,
А9. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
1) учёные доставили 3) доставили
2) учёные выяснили, доставили 4) что доставили
А10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложное бессоюзное 3) простое осложнённое
2) сложноподчинённое 4) сложносочинённое
All. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТЫСЯЧУ во втором (2) предложении текста.
1) прилагательное 3) количественное числительное
2) существительное 4) порядковое числительное
А12. Укажите значение слова ТЫСЯЧА в предложении 2.
1) число 1000 3) огромное количество
2) ополчение, делившееся на сотни 4) количество, равное 1000
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Каме(1)ый дом, отдела(2)ый внутри деревя(3)ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда.
1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,3
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) запр..гать, ск..льзить, м..рекой (прибой)
2) ум..рать, проверяющий, прод..вать
3) п..ровой, коллекция, л..нгвистика
4) бл..стать, вет..ранский, прод..вая
А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) продумывать, пр..ковылять, пр..брежный
2) супер..гра, под..екать, пред..стория
3) д..исторический, не..протестованный, р..осмотреть
4) не..деланный, ро..пись, во..высить
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) продерж..шь, просматрива.-мый
2) перекрас..шь, довер..вший
4) запряч..шь, независ..мая
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. простаивая Б. перелиц..вать В.глянц..вый Г. пут..вой
1) А, Г 2) В 3) Б, В, Г 4) Б, В
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Водитель вёл машину (не)торопливо, строго соблюдая правила дорожного движения.
2) На праздничном концерте было отнюдь (не)весело.
3) Ждать помощи (не)откуда, поэтому действовать нужно самому.
4) На рецензию представлена (не)доработанная рукопись.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Выглянув, оба лица ТУТ(ЖЕ) спрятались, (ПО)ЭТОМУ пришлось постучать в окно ещё раз.
2) Берись ЗА(ТО), к чему ты сроден, коль хочешь, ЧТО(Б) в делах успешный был конец.
3) (В)ПОСЛЕДСТВИИ движение по улице запретили, (ПО)ТОМУ приходилось делать крюк.
4) (ПО)ТОМУ, как вела себя собака, и по насторожённым ушам видно было, что она ЧТО(ТО) учуяла.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Солнце пряталось за холодные вершины ( ) и беловатый туман начинал расходиться в долинах.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Парень оскалил зубы (1) и (2) сделав страшную рожу (3) уставился на нас (4) вытаращенными глазами.
1) 1,3 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1,3, 4
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Вы (1) вижу (2) любите природу. Мы (3) кажется (4) с тобой попутчики?
1) 1,3 2) 3,4 3) 1,2 4) 1,2,3,4
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.)
1) Люди сидели наверху и внизу слева и справа.
2) В помещении суда остались стряпчий да Сергей Николаевич.
3) На соседней улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот.
4) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Из передней (1) дверь (2) в которую была открыта (3) доносился (4) приглушённый говор.
1) 1 2) 1,3 3) 2,4 4) 1,3,4
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я не знал (1) о чём сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) ион испытывал те же чувства (5) что и я.
1) 1,2,3,5 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4
А27. Прочитайте текст.
В решении такой актуальной проблемы, как сбережение природных ресурсов, всё активнее участвуют инженеры и дизайнеры многих стран. Например, в Швеции результатом их совместной работы стала лампа с плафоном, который распускается, подобно цветку, при рачительном расходовании электроэнергии. Но если её тратят слишком много, то пластины-лепестки собираются в бутон. Другая новинка — провод, окутанный в темноте голубой аурой: он должен напомнить, что прибор не отключён от сети.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Перед человечеством встала проблема экономии природных ресурсов, в частности, электроэнергии.
2) Инженеры и дизайнеры изготовили провод, способный напомнить забывчивому потребителю, что тот не отключил прибор от электросети.
3) В Швеции инженеры и дизайнеры создали лампу, экономящую электроэнергию.
4) Инженеры и дизайнеры всё активнее включаются в решение важнейшей проблемы — экономии природных ресурсов, в частности, электроэнергии.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней — едва ли не главная тема в размышлениях многих учёных и публицистов, а также просто неравнодушных людей. (2)Обострение этой темы в пытливых умах наших соотечественников в год «космических юбилеев» (2011 год) понятно и закономерно — тот же Константин Эдуардович Циолковский предрекал будущее землян в виде космического «лучистого человечества»! (З)Впрочем, в наши дни здравствует немалое количество мыслителей, которые предполагают, что в случае глобальных земных катаклизмов возможное спасение всего живого в. воде! (4)Вернее, в акватории Мирового океана. (5)И, надо сказать, их теории и убеждения не так уж фантастичны — достаточно припомнить, что практически вся жизнь на «голубой планете» зародилась и вышла именно из водной стихии. (6)А также и то, что обжитое на сегодня людьми земное пространство — это лишь 29,2% поверхности суши, остальное — 70,8% — просторы Мирового океана, акватория и глубины которого изучены пока куда меньше, нежели бездны Космоса.
(7)«. Человек не совершенен. (8)Жизнь в воде дала бы человеку огромные преимущества. (9)Почему бы не вернуть человеку эту возможность? (10)Мы знаем, что некоторые наземные животные снова вернулись в воду. (И)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. (12)Эта пустыня с её неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек. (13)Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане. (14)А его мощность! (15)Практически беспредельный запас энергии. (16)Один Гольфстрим вместе с Флоридским течением двигают девяносто один миллиард тонн воды в час. (17)На суше живые существа не могут подняться высоко над поверхностью и не проникают очень глубоко внутрь её. (18)В океане жизнь всюду: от экватора до полюсов, от поверхности до глубин почти в десять километров. (19)Как же человечество использует эти силы? (20)Почти никак. »
(21)— Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие — пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева. (22)Фантаста ли?
(23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления — результате деятельности человека на Земле. (24)Данное «достижение» уже в ближайшем будущем повлечёт за собой затопление некоторых островных государств и прибрежных городов (Шанхая, Буэнос-Айреса и др.), и вопрос о том, куда деваться и что со всем этим делать сотням миллионов сухопутных беженцев планеты, становится отнюдь не праздным и вовсе не из области научной фантастики!
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Человечество выживет, если сможет переселиться на другие планеты, похожие на Землю.
2) Если последуют глобальные земные катаклизмы, то спасение возможно в Мировом океане.
3) Авторитетные учёные разных стран считают, что неразумная деятельность людей может привести к глобальному затоплению островных государств и прибрежных городов.
4) Люди могли бы успешно жить и творить в воде, в океане, который они изучили даже хуже, чем бескрайний космос.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 1-2 представляют собой рассуждение с элементами описания.
2) В предложениях 10-18 обосновываются суждения, высказанные в предложениях 7-9.
3) В предложениях 5-6 представлено повествование.
4) Предложение 22 фактически содержит и вопрос, и ответ на вопрос, вытекающие из предыдущего предложения.
АЗО. В каком предложении содержатся контекстные синонимы?
1) 11 2) 13 3) 21 4) 23
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В1. Из предложения 23 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.
В2. Из предложения 2 выпишите указательные местоимения.
ВЗ. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании (в) НАШИ ДНИ (предложение 3).
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 17-24 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 2-10 найдите предложение с необособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.
В8. «Размышляя по проблемной теме, при обсуждении которой сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения, автор не навязывает своего мнения, прибегая к
такому приёму, как_______ (предложения 7-20), и к такому синтаксическому средству,
как______ (впрочем в предложении 3, вернее в предложении 4, надо сказать в предложении 5). Искренняя заинтересованность Г. Рогова в решении проблемы выживания человечества в ближайшей перспективе выражается, в частности, в использовании такого
тропа, как________ ( пытливых умах в предложении 2, пламенная речь в предложении
21), а такое синтаксическое средство, как ____________ (предложения 2, 3, 14, 24), делает
текст ярким, интонационно выразительным».
1) ряды однородных членов
3) сравнительный оборот
4) восклицательные предложения
5) разговорная лексика
6) риторические вопросы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.