в рамках правового поля что значит
Например, сохранится документ, запрещающий юношам до 18 лет работать на лесоповале. Соответствующее постановление было принято Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам еще в 1980 году. Оно закрывает для подростков двери шахт и в целом подробно перечисляет, что нельзя делать несовершеннолетним. Рано им стоять у доменной печи. Категорически запрещено разделывать вручную карамельные массы. И т.п.
Напомним, уже давно министерство юстиции ведет масштабную работу по инкорпорации советских нормативно-правовых актов. В рамках регуляторной гильотины было решено ускорить процесс. В течение короткого срока были отменены несколько тысяч актов советского времени.
Однако в ходе работы выяснилось, что отправить в историю разом все советское законодательство пока невозможно. Поэтому на недавнем заседании подкомиссии по совершенствованию надзорных функций при правительственной комиссии по проведению административной реформы был рассмотрен проект с компромиссным решением.
По его словам, в ходе масштабной работы по ревизии актов советского времени выяснилось, что многие нормы не утратили актуальности.
Действует и наставление по организации международных перевозок в гражданской авиации, утвержденное в 1982 году.
Что касается непосредственно снижения нагрузки на бизнес, то, по его словам, работа в этом направлении ведется достаточно жесткая.
В свою очередь, адвокат Алексей Сикайло подчеркнул, что юридическая техника и правовой язык нормативных актов советского периода были достаточно глубокими, продуманными и выверенными.
Бой с тенью: как правильно вывести компанию в правовое поле
Сегодня малому бизнесу все опаснее оставаться «в тени», потому что налоговые службы с каждым днем совершенствуют инструменты, позволяющие доказать, что предприятия уклоняются от уплаты налогов.
Чаще всего налоговиков не устраивает, что бизнесмены выдают сотрудникам зарплату в конвертах и используют компании-прослойки, пытаясь тем самым минимизировать налоговую нагрузку.
Во время переходного периода важно не привлекать внимания налоговиков. В зависимости от выбранного способа «обеления компании» правила могут меняться. Эксперты рассказали Контур.Журналу, как подобрать оптимальный способ вывода компании в правовое поле, оценить примерную стоимость этого решения и действовать, не привлекая излишнего внимания налоговых служб.
Зачем переводить деятельность в правовое поле
Как правило, «обелить бизнес» стремятся компании, которые готовятся расширить масштаб своей деятельности либо ожидают скорую проверку со стороны налоговых органов. Несмотря на то, что налоговая нагрузка при этом повышается, ведение бизнеса может стать более рентабельным, так как большее количество клиентов начинает доверять компании и пользоваться ее услугами, следовательно, объем заказов увеличивается.
Валентина Талимончик, доктор юридических наук, директор департамента судебной практики и юридического сопровождения «Лигал Студио»
Такое решение может быть ситуативным вследствие риска налоговой проверки либо обусловливаться расширением масштабов бизнеса. Бизнес определенных масштабов не может оставаться «в тени» — тогда нужно задумываться о его диверсификации с использованием холдинговой структуры.
Рассчитывая стоимость «обеления бизнеса» небольшой компании, нужно учитывать не только стоимость услуг юристов и аудиторов по консультированию в рамках налогового планирования, но и потенциальную налоговую нагрузку. Именно она является решающим фактором при принятии решения об «обелении бизнеса». Налоговая нагрузка рассчитывается для каждого плательщика индивидуально, с учетом его хозяйственных факторов (рентабельность, численность персонала и т п.).
Татьяна Круглова, руководитель практики налогового консалтинга, старший юрист группы компаний «Лемчик, Крупский и Партнеры»
Предпосылками, как правило, являются проверочные мероприятия различных госструктур, в частности, выявление схем и механизмов ухода от налогов контролирующими органами. Чаще всего это механизмы, в которых используются фирмы-однодневки, в результате взаимодействия с которыми компании занижают налогооблагаемую прибыль и получают вычеты по НДС. В настоящий момент налоговые органы активно взаимодействуют с правоохранительными органами в ходе проверочных мероприятий. Указанные меры в текущих реалиях приводят руководителей бизнеса к его обелению.
Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ»
Причин может быть множество: как объективных, так и субъективных. Самая распространенная, на мой взгляд, — это желание собственников расшириться или перейти в публичную плоскость. В случае расширения бизнеса, увеличения оборота и количества сотрудников неизбежно привлечение внимания налоговой инспекции. Если мелкая фирма может позволить себе выдавать зарплату в конвертах, то крупные предприятия вынуждены делать все законно либо постоянно откупаться от проверяющих органов, а это не самая лучшая стратегия.
После приобретения определенной значимости и популярности в своей сфере компания вынуждена следить за репутацией. Информация о том, что она работает «вчерную», может вызвать резкое неодобрение у потребителей и законопослушных коллег.
Иногда причиной перехода является смена собственника бизнеса, который принимает решение резко сменить вектор работы компании. Сюда же можно отнести случаи, когда собственник не изменился, но была выбрана новая стратегия ведения и продвижения бизнеса, например, компания решила участвовать в государственных закупках, у которых обычно достаточно серьезная проверка поставщиков.
Стимулом для «обеления бизнеса» может стать неожиданная налоговая проверка, после которой, как правило, принимается немедленное решение впредь работать исключительно в рамках закона.
Как минимизировать риск претензий со стороны налоговых органов
Понижать закупочные цены и заработную плату сотрудников следует постепенно, уделяя особое внимание сопровождающей эти действия документации. Лучший способ не провоцировать налоговые службы — постепенно прекращать отношения со старыми партнерами, которые работают не совсем легально, и добавлять в список контрагентов новых игроков.
Автоматическая проверка контрагентов и выявление существенных фактов
Переходя на «белую» зарплату, лучше повышать выплаты сотрудникам постепенно, например, на 15% каждые три месяца. Вместо простого увеличения оклада лучше воспользоваться системой премиальных выплат, обозначив ее как условие дополнительного стимулирования подчиненных.
Валентина Талимончик, доктор юридических наук, директор департамента судебной практики и юридического сопровождения «Лигал Студио»
Основное — всегда представлять налоговые последствия и налоговые риски тех или иных управленческих решений и индивидуально работать с каждым налоговым риском.
Татьяна Круглова, руководитель практики налогового консалтинга, старший юрист группы компаний «Лемчик, Крупский и Партнеры»
Обязательно следует отказаться от сотрудничества с фирмами-однодневками и от выплат зарплат сотрудникам в конвертах. Необходимо заменить контрагентов на благонадежных, не забывая формировать пакеты по должной осмотрительности на каждого, учитывая последние тенденции правоприменительной практики, и вести в организации регламент по проверке контрагентов. Что касается повышения зарплаты, то здесь необходим плавный переход, например, поквартальный, так как резкое ее повышение как раз привлечет внимание налоговиков. Все изменения необходимо фиксировать в локальных актах.
Какой способ вывода предприятия из тени предпочтительнее
Выбор способа «обеления компании» зависит от степени ее величины и публичности. Чаще всего предприятия прибегают к трем способам: ликвидации старой компании и регистрации новой, продаже фирмы другому собственнику или самостоятельному инициированию налоговой проверки.
Первый способ хорош тем, что после прекращения деятельности фирмы к ней не могут быть предъявлены никакие претензии со стороны налоговых органов, однако это самый долгий вариант, который занимает не менее года. Это способ, как правило, выбирают небольшие компании.
Второй способ зачастую реализуется не совсем законно: бизнес, как правило, продают вымышленным лицам или людям, которые специализируются на приобретении компаний с долгами и налоговыми сложностями за вознаграждение. Это более быстрый способ, который не занимает больше двух недель. Однако даже после продажи компании предыдущий руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности при обнаружении проблем с налоговыми выплатами. Этот способ лучше всего подходит для руководителей компаний, за которыми не числятся тяжелые налоговые преступления и которые уверены, что передают компанию в надежные руки.
Самостоятельно инициируя внеплановую налоговую проверку, нужно быть готовым к утяжелению налоговой нагрузки. Перед этим желательно обратиться за консультацией к аудиторам. Этот способ оптимален для крупных игроков, которые намерены сохранить юридическое лицо и продолжить активную деятельность компании.
Валентина Талимончик, доктор юридических наук, директор департамента судебной практики и юридического сопровождения «Лигал Студио»
Продажа компании другому собственнику — наименее приемлемый вариант. Смена собственника никак не отражается на правах и обязанностях самого юридического лица. Оно продолжает существовать, и риск налоговой проверки сохраняется. Вряд ли стоит инициировать налоговую проверку, поскольку ее последствия могут оказаться весьма неожиданными, вплоть до уголовной ответственности должностных лиц (ст. 199 УК РФ). Лучше зарегистрировать новую компанию и начать с чистого листа. При этом важно не забыть ликвидировать старую компанию в установленном законом порядке.
Татьяна Круглова, руководитель практики налогового консалтинга, старший юрист группы компаний «Лемчик, Крупский и Партнеры»
Продажа компании новому собственнику — самый быстрый способ, но так как компания продолжает существовать, ее могут проверить. В случае выявления нарушений за предыдущие периоды, прошлого руководителя могут привлечь к ответственности. Чаще собственники принимают решение о прекращении деятельности компании (ее добровольной ликвидации, банкротства либо реорганизации) и регистрации новой «белой» компании. В структурах иногда бывают так называемые «спящие» компании, являющиеся формально действующими, но не ведущие деятельность несколько лет. По ним также несколько лет сдаются нулевые декларации. Вместо регистрации новой компании производится возвращение такой компании на рынок, и деятельность ведется уже в правовом поле. Инициирование налоговой проверки используется реже, поскольку может повлечь какие-либо доначисления. Нельзя полностью исключить повторную проверку в предусмотренных Налоговым кодексом случаях. Тем не менее данный способ можно расценить как предпочтительный. До налоговой проверки следует провести аудит и выявить самостоятельно проблемные места, чтобы была возможность их проработать, минимизировать или устранить.
Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ»
Для начала остановимся на продаже компании другому собственнику. Это довольно простой выход, потому что сегодня, во-первых, существует целый рынок услуг по предоставлению липовых покупателей вашей организации. Во-вторых, процедура смены учредителя занимает в налоговой всего пять рабочих дней.
В то же время нельзя забывать про статью 199 УК РФ. Даже после смены генерального директора его предшественник может быть привлечен к уголовной ответственности, если в срок его полномочий образовался состав налогового преступления.
Процедура ликвидации значительно сложнее и продолжительнее, но зато она стопроцентно подчищает все хвосты. Однако лучше всего осуществлять ее, если у вас нет никаких задолженностей перед контрагентами и бюджетом, — тогда она пройдет куда проще и безболезненней. В противном случае ликвидация превратится в банкротство, а этот процесс может длиться годами.
Инициирование налоговой проверки — достаточно специфический способ вывода предприятия из тени. Он предполагает, что компания производит определенные действия, после которых налоговая просто обязана среагировать проверкой, — например, реорганизация юридического лица. Вариантов дальнейших событий может быть несколько: руководитель может попытаться «договориться» с проверяющими или к моменту проверки хоть как-то восстановить и исправить в работе компании все, что можно, и заплатить штрафы по результату проверки.
Оптимального рецепта по «обелению бизнеса» не существует, так как каждая ситуация индивидуальна и требует комплексного участия в исправлении ошибок юриста и бухгалтера, а в некоторых случаях других специалистов и собственника компании. Многое при определении предпочтительного способа будет зависеть от того, насколько «в тени» находится бизнес, что именно следует изменять, какие цели стоят перед руководством.
В рамках правового поля что значит
III. Информационно-правовое поле
Ценность любой информационной системы определяется прежде всего ее информационными ресурсами, а источниками правовой информации являются не только держатели эталонных банков нормативных актов, но также и региональные центры правовой информации. Эффективность функционирования информационно-правовой системы в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации и регулярности ее поступления не только из центральных, но и из региональных источников. Поэтому целесообразно усилить работу по информатизации на региональном уровне и решать эту проблему с двух сторон одновременно: из центра и региональных опорных зон информатизации, являющихся одновременно базовыми центрами правовой информации регионов и коммуникационными системами транзитной транспортировки данных для региональных сетей. Принцип комплексного согласованного развития всех элементов системы должен стать основополагающим для становления и совершенствования единой информационной технологии в сфере права. При этом в качестве начальных условий принимается существующее состояние дел в информатизации правовой деятельности.
Информационные ресурсы Российской Федерации в правовой сфере являются принципиально открытыми. Исключение составляют информационные ресурсы, отнесенные в соответствии с законодательством к категориям ограниченного доступа. Порядок доступа к открытым информационным ресурсам определяется держателем банка данных.
Государственные органы, ответственные за формирование и использование правовой информации, обеспечивают условия для оперативного и полного ее предоставления пользователям.
В процессе реализации системы правовой информации необходимо осуществить интеграцию информационных фондов, банков и баз нормативных актов в общем информационно-правовом поле.
По степени репрезентативности банков нормативных актов в РАСИПО можно выделить 5 уровней:
5-й уровень объединяет локальные, тематические и иные банки и базы данных отдельных организаций, предприятий и учреждений, представляющих широкий круг пользователей.
Вся совокупность эталонных, локальных и тематических банков правовых актов всех уровней, а также совокупность международных правовых актов, затрагивающих интересы России, образует российский интегрированный территориально распределенный банк правовой информации, адекватно отображающий состояния объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.
Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.
Исходя из существующего государственно-территориального устройства Российской Федерации, желания приблизить банк непосредственно к потребителям в регионах, а также учитывая ограниченную пропускную способность каналов передачи информации, целесообразно организовать структуру РАСИПО в виде сети распределенных банков нормативных актов трех категорий:
эталонные банки нормативных актов;
мощные центральные банки для тиражирования нормативных актов и обеспечения информацией о них государственных органов, территорий и регионов России;
региональные банки нормативных актов для обеспечения правовой информацией регионов и территорий.
Чаевые вне закона: рассуждаем о правовой природе
Оставить 5% или 10% от счета официанту в качестве благодарности за хорошее обслуживание большинством людей сейчас воспринимается как норма или даже как своеобразное правило этикета.
Любопытно, что еще в середине прошлого века и в СССР, и в США отношение к чаевым было негативным в силу идеологических оснований.
В парадигме советских ценностей такие «буржуазные подачки» считались унизительными для рабочего класса. В Америке же чаевые признавались антидемократичным проявлением, нарушающим культуру всеобщего равенства.
Не то чтобы Правительство РФ вернулось к идеологическим позициям 20 века, но включать чаевые в чек без ведома клиента запретило. Теперь в счет можно включить только те услуги, о которых изначально договорились, и при условии, что посетитель знал об их стоимости.
Эта новость наталкивает на рассуждение о правовой природе чаевых, о которой до сих пор нет единого мнения.
Сложность в том, что с одной стороны, пара сотен, оставленная официанту, не может считаться платой за услуги, так как размер такой оплаты заранее определен ценами в меню и является обязанностью посетителя кафе, а чаевые зависят только от его желания. Кроме того, на «чай» дают лично официанту, а не самому заведению, которое выступает исполнителем услуг.
С другой стороны, чаевые нельзя считать подарком официанту, так как их дают не просто так, а за определенный сервис. При чем что это за сервис: вежливое обращение, улыбка или просто ненавязчивость каждый посетитель для себя определяет сам.
Может, тогда это разновидность поощрительных выплат за хорошее выполнение трудовой функции? Тоже нет, ведь клиент, выдавший «премию» не участвует в трудовых отношениях с официантом.
Такое положение на руку, прежде всего, официантам, потому что их не заставляют платить налоги с чаевых.
Подобная практика уже давно существует в США, где официанты обязаны отчитываться перед работодателем о полученном «чае», чтобы тот смог уплатить с него налог в качестве агента своих работников.
А вы как считаете, нужно вводить налог на чаевые?
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Деятельность в правовом поле – щит вашего бизнеса
Любая компания работает, осуществляя свою деятельность в правовом поле, которое определяется нормами законодательства.
Сегодня любой бизнес существует и действует в рамках законодательства, определяющих и регламентирующих режим отдыха и работы сотрудников, работающих по найму, обязательные условия безопасности и социальные гарантии трудящихся.
Руководители и индивидуальные предприниматели должны соблюдать нормы законодательства, вне зависимости от форм деятельности. Природоохранное, гражданское, экологическое, эпидемиологическое, земельное, а также финансовое и договорное право действительно для всех субъектов деятельности..
Кроме того, постоянно изучая закон о защите потребительских прав и особенности налогового права, предприниматели смогут обойти массу неприятных моментов.
Правовая регламентация деятельности предпринимателя носит внешний характер и связанна с обязательным соблюдением законов, издаваемых государством.
Деятельность в правовом поле требует, чтобы бизнес-процессы и взаимодействие между персоналом соответствовали локальной (корпоративной) правовой базе, регламентирующим документам. К ним относятся:
Нормативная среда, в которой действуют предприниматели, образована внешним и внутренним правовым полем деятельности, со своими характеристиками, общими и частными.
Эта среда не является статичной и меняется во времени и совершенствуется. Законодательные акты постоянно видоизменяются, власти постоянно отменяют действующие и создают новые акты.
Регулярно меняющиеся правила бизнеса, такие как:
Одновременно изменяется и технология взаимодействия с государственными органами, смещаясь в сторону интернет технологий.
Компании работают, учитывая изменения законодательной базы, потому что ведут деятельность в правовом поле.
В борьбе с конкурентами из аналогичных фирм вводятся прогрессивные системы премирования персонала, меняются формы оплаты труда, ужесточается дисциплинарная политика. Например:
Меняются и взаимоотношения с поставщиками, подходы к бизнес-партнерам. Финансовые и кредитные организации переводят взаимодействие на более высокий правовой уровень.
Постоянно меняющаяся внешняя правовая среда заставляет владельцев малого бизнеса все время отслеживать изменения законодательной базе, и приводить в соответствие правовую внутрикорпоративную документацию.
Самостоятельное решение проблем, без использования помощи специалистов различных областей права практически недостижимо. Предприниматели вынуждены выбирать – принимать на работу штатного юриста или обратиться в специализированную фирму для разовых, абонентских правовых консультаций.
Категория «деятельность в правовом поле» — динамичная составляющая бизнеса. Для того чтобы обычная деятельность компании не шла против закона, его необходимо постоянно отслеживать и знать допустимые пределы. В любом другом случае бизнес может перейти в нелегальную форму со всеми свойственными ей последствиями.