В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность

Что такое песочная терапия?

«В песочной терапии мир детства
вновь распахивает перед человеком свои двери,
и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны».

Дональд Сандер (юнгианский песочный терапевт)

Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50ых годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Считается, что истоки «песочной терапии» – в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу»(1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. (М.Lowenfeld, 1979; K. Bradway). Дора Калф, прошедшая обучение у М.Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый – может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

“Картина на песке (…) может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым”. (Дора Калф, «Sandplay»,1980)

Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 x 70 x 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет – таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его. В ходе сеанса ему сначала предлагается выбрать фигурки, которые привлекают внимание, и построить из них композицию на песке. После того, как он это сделал, его просят дать название построенному, и рассказать об этом историю.

В работе с песком, также как и в работе со сновидениями в юнгианском подходе, важна серия работ. Первые картины часто показывают ситуации, отражающие то, что происходит во внешней реальности. Но вскоре возникают символы, которые указывают на внутренние проблемы создателя композиций. Играя, он все глубже погружается в себя и делает внутреннюю ситуацию зримой. Одновременно, в процессе создания символических картин усиливается связь между сознанием и глубокими бессознательными слоями психики, несущими в себе потенциал для роста, изменения, и исцеления – между Эго и Самостью, направляющим принципом всей личности.

Сегодня «песочницу» активно используют как вспомогательный материал, обеспечивающий возможность глубокого самовыражения, в различных психотерапевтических направлениях – арт-терапии, игровой терапии, в детском психоанализе, гештальт-терапии. Однако как самостоятельное направление с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмпирическим материалом, песочная терапия существует только в рамках юнгианского подхода.

Источник

Как работает юнгианская песочная терапия?

Сэмюель Батлер сказал, что «любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись — это всегда автопортрет». Песочные композиции создаются без предварительного планирования и соответствуют внутреннему миру их создателя. В процессе создания мира с использованием песка, воды и фигур у клиента возникает решение, которое его бессознательное передаёт рукам.

Таким образом, клиент создаёт мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего к внешнему миру, от духовного к физическому и от невербального к вербальному.

Бессознательное воплощается в том, как человек взаимодействует с песком и в образах фигурок, которые он выбирает. Создавая композицию в подносе с песком, человек становится участником взаимоотношений четырёх стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Песок — это земля; голубые стенки подноса, символизирующие небо — воздух; синее дно подноса — вода; огонь — взаимодействие клиента с песком, его энергичное размешивание, раскапывание, построение своего мира, творческое вдохновение и активизация психической энергии.

Не существует никакого правильного или неправильного способа работы в песочной терапии. По этому поводу в Дзен есть понятие «коан» — маленькая притча без морали, дающая ученику возможность самому постичь её суть. Тит Нат Хан в соей работе «Ключи Дзен. Преображение и целительство» приводит такой коан: «Демонстрируя свой бамбуковый посох, мастер Тху Сон говорит: «Если вы назовёте эту вещь бамбуковым посохом, то попадёте в мою ловушку. А если вы не назовёте её бамбуковым посохом, тогда совершите ошибку. Как же вы назовёте эту вещь?»».

Сын основательницы метода Доры Калфф, доктор философии и Сэндплей — терапевт Мартин Калфф, рассказывал об изучении Дорой Калфф восточной философии. В 1960-е годы у них в доме жил тибетский лама, также она изучала и практику дзен. Объединяя естественность подходов самопознания и песочной терапии, терапевт создаёт поддерживающее пространство тишины и старается вместе с клиентом распознать послание его песочных композиций.

Терапевт помогает понять, что наши душевные процессы нуждаются не столько в точных интерпретациях, сколько в новом опыте трансформации. Во-первых, каждая фигура многозначна, например, рыбка символизирует и молчание, это и знак зодиака, и символ Христа. Рыбка может быть «золотой», и тогда — это исполнительница желаний. Важно и то, где и как расположена фигурка: рыбка в воде или, быть может, она задыхается на песке? Во-вторых, готовая интерпретация вызывает у клиента или подчинённую, беспомощную позицию, и тогда он ведом терапевтом, или побудит его сопротивляться и отвергать любую интерпретацию, что бы при этом не было сказано терапевтом.

Поэтому в Сэндплей прежде всего важен смысл фигурки, который вкладывает сам автор своей работы. Клиент сам создаёт и наблюдает свой мир, а терапевт помогает справиться с нахлынувшими чувствами, понять смысл, найти в созданном не только проблемы, но и ресурсы. Терапевт предлагает клиенту рассказать о его картине и фигурках, побуждая свободно ассоциировать, и помнит об уникальности каждой личности. Таким образом, клиент становится активным и сознательно вовлечённым в процесс терапии.

Получившиеся работы в подносе с использованием песка и фигур можно сравнить с серией сновидений, важность которых доказана многими исследователями. Как и сновидения, работы в песочной терапии являются «королевской дорогой к бессознательному». Над ними можно поразмышлять, их можно запомнить или запечатлеть, сфотографировать их и затем наблюдать за изменением содержания самих картин как за динамикой трансформаций в психике их создателя.

Юнгианская песочная терапия — это уникальный метод самопознания и самоисцеления. Он основан на преобразовании содержания коллективного бессознательного в значимый опыт психологических переживаний для понимания своего предназначения и индивидуации.

Источник

Семинар-практикум по овладению педагогами технологией развивающих игр с песком «В гостях у Песочной феи»

В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть картинку В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Картинка про В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность ткач евгения
Семинар-практикум по овладению педагогами технологией развивающих игр с песком «В гостях у Песочной феи»

Семинар-практикум «В гостях у Песочной феи»

Цель семинара: способствовать овладению педагогами технологией развивающих игр с песком.

1 этап. Упражнения «Вы обо мне ещё не знаете, что…» и «Что мы знаем о Васе?»Цель упражнений: раскрепощение участников семинара, снятие эмоционального напряжения, углублённое знакомство.

2 этап. Что такое песочная терапия?

«В песочной терапии мир детства

вновь распахивает перед человеком

свои двери, и эти двери ведут в

бессознательное и скрытые в нем

Дональд Сандер, песочный терапевт

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Игра с песком как методика была описана в 1939 году английским психиатра Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком, поставила на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд в 1979 году.

«Картина – это изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, песочный терапевт, 1980).

Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 50 x 70 x 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет – таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его. В коллекции фигурок, используемых в песочной терапии,обязательно должны быть:

1. Животные, обитающие во всех природных зонах – джунглях, пустынях и лесах. Это могут быть любые млекопитающие, земноводные, грызуны, доисторические животные и обязательно звери из мультфильмов.

2. Птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры.

3. Насекомые – бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики.

4. Обитатели морей и океанов – акулы, киты, дельфины, крабы, осьминоги и всевозможные рыбы.

5. Фигурки, изображающие людей разных профессий, а также людей разного пола и возраста. К этой группе также относятся фигурки персонажей любимых детских сказок.

6.Дома: жилища разных народов (палатки, шатры и т. д.) К этой группе относятся всевозможные предметы мебели для кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты.

7. Муляжи продуктов питания и посуда – сковородки, тарелки, чашки, ложки и т. д.

8. Фигурки, изображающие всевозможный транспорт – наземный, воздушный и водный.

9. Деревья и растения (можно использовать настоящие растения).

10. Натуральные материалы — каштаны, желуди, птичьи гнезда, перья, камни, кора деревьев, семена растений и т. д.

11. Пуговицы, монетки, зеркала, часы и другие аксессуары.

В ходе сеанса ему сначала предлагается выбрать фигурки, которые привлекают внимание, и построить из них композицию на песке. После того, как он это сделал, его просят дать название построенному,и рассказать об этом историю:

1. что это за сказочная страна;

2. какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке);

3. в каких взаимоотношениях они находятся между собой;

4. всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;

5. какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?

Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом, проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны. Задача взрослого в этой ситуации — побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять — ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.

В работе с песком, также как и в работе со сновидениями в юнгианском подходе, важна серия работ. Первые картины часто показывают ситуации, отражающие то, что происходит во внешней реальности. Но вскоре возникают символы, которые указывают на внутренние проблемы создателя композиций. Играя, он все глубже погружается в себя и делает внутреннюю ситуацию зримой.

Сегодня песочная терапия является одним из наиболее популярных и действенных методов работы с детьми. Активно стала использоваться песочная терапия и в детском саду. Обучиться ей несложно любому педагогу, а удовольствия и пользы от такого занятия у детей будет масса. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

3 этап. Игры и упражнения с песком

Специалистами Санкт-Петербургского института сказкотерапии была создана система песочных игр, направленная на обучение и развитие личности в целом.

Отпечатки ваших рук

На ровной поверхности пескаребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру,рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?” когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения. Далее,взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? ”

Далее можно “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

— “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр., воображение, развитие аналогий;

— далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

— “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Взрослый может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано. Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек,и на ощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры “Чудесный мешочек”) и т. п. Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки.Например: “В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй. Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или “пишет” отгадку, вылепливая песочные буквы.

Источник

В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность

В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть картинку В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Картинка про В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность


Показания к песочной терапии

Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:

— неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

— ограничен в проявлении своих чувств;

— переживает экзистенциальный или возрастной кризис;

— имеет психологическую травму;

— имеет проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

— дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

— эпилепсия или шизофрения.

— клиент с очень высоким уровнем тревожности.

— клиент с н еврозом навязчивых состояний.

— аллергия на пыль и мелкие частицы.

— кожные заболевания и порезы на руках.

Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.

Песок для песочницы

В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть картинку В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Картинка про В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точностьВ песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки «кварцевый песок 0,1-03». Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.

Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок.

Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

__________

Вопрос: «Где можно купить песок?»

При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую цветную крупу. Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства.

В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть картинку В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Картинка про В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точностьНа плотной бумаге можно делать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется с клеем. Застывает. Где-то через сутки песок можно покрасить гуашью.


Символизм ландшафта песочной картины

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира клиент может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.


Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

— Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

— Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

— Но как это может произойти?

— Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

— Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

— Но как я могу проверить это?

— Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

— Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

Река узнавала, а пески шептали:

— Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.

Коллекция миниатюрных объектов

Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

— Большие и крошечные;

— Бесцветных и ярких цветов;

— Прозрачные и непрозрачные;

— Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

В данной статье не рассматривается подробный перечень миниатюрных фигур. Однако можно сказать, что несколько фигур могут выделяться из всего ряда фигур и при выборе клиентом могут стать ключевыми фигурами всей терапии. Но надо быть осторожными, когда на приеме маленькие дети, т.к. они все тащат в рот. Слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.

Вопрос: «Где можно купить миниатюрные фигурки для песочной терапии?»

Ответ. «Фигуры для песочной терапии можно приобрести в киосках Союзпечати, в магазине «Детский мир», в киосках «Сувениры». Подойдут фигурки из Киндерсюрпризов».
__________

Символизм миниатюрных фигурок, выбранных для песочной картины

Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Самым главным, основным считается то, что сам автор думает по поводу выбранных фигурок.

Важно помнить и понимать, что сколько людей столько и импровизаций может быть.

Находясь в кабинете психолога, человек выберет из множества фигурок, только те, которые для него актуальны в настоящее время.

Вопрос: «Можно ли отдавать клиенту понравившуюся фигурку после терапии?»


С емей ная песочная терапи я

В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Смотреть картинку В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Картинка про В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точность. Фото В работе с песком также как со сновидениями в юнгианском подходе важна точностьПесочную терапию возможно использовать и в семейной психотерапии.

При решении семейных проблем терапевт может предложить клиенту или семейной паре, которая пришла на прием выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них. Выбирая фигурки животных, человек создает метафору, которая символизирует то, что происходит в семье клиента.

Песочная терапия с детьми

Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, различные формочки, изображающие транспорт, людей, животных. Для маленького ребенка важен сам процесс игры и строительства.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Свойства песка способствуют тактильной стимуляции и отреагированию эмоций, проработке психологической травмы.

При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

В случае возникновения проблем в детско-родительских отношениях предлагается построение мира на одном песочном поле совместно ребенка и родителя. Возможно построение мира в разных песочницах.

В книге Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной Феи» даются описания упражнений с песком для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые выполняются детьми совместно с педагогами или психологами детского сада. Эти упражнения направлены на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабления, развитие тактильной чувствительности, развитие воображения, расширению представлений об окружающем мире.

Дора Калльфф выявила закономерности в выборе миниатюр детьми разного возраста.

Так в возрасте до 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, натуральные предметы (мох, веточки, шишки, камушки и т.д.).

А к 11- 12 годам в песочнице чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.

У детей старше 12-13 лет могут возникать сцены, отражающие как реальную жизнь, так и мечты о будущем, возможны и абстрактные картины.

Таким образом, метод песочной терапии могут использоваться в группах личностного роста, на тренингах общения, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; в детских садах, в детских центрах (рисование песком) на столе с подсветкой.

3.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *