в публицистике употребляются как стандартные клишированные средства языка так и выразительные
В публицистике употребляются как стандартные клишированные средства языка так и выразительные
СГА, ровеб, roweb, антимух, ответы, НОИР, умней запись закреплена
Автором книг “Поэтика” и “Риторика” был великий мыслитель Древней Греции
Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают:
В («словенской») лексике М.В. Ломоносов выделил три группы речений: 1) неупотребительные и «весьма обветшалые»; 2) малоупотребительные, но всем понятные; 3) широко распространенные как в памятниках письменности, так и в разговорном языке современников.
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:
В зависимости от целей анализа, от лингвистического и коммуникативно-речевого объекта изучения, от методологических установок исследователя выделяют функциональную стилистику, практическую стилистику, стилистику текста и стилистику речи.
В официально-деловом стиле следует различать по меньшей мере три подстиля (разновидности) делового стиля: собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют), (язык законов и указов) и дипломатический.
В публицистическом широко используется общественно-политическая лексика, заимствованная лексика, семантически переосмысленные слова, в том числе научные термины и профессионализмы.
В русской лексике М.В. Ломоносов выделил три группы: 1) «речения словенороссийские, то есть употребительные в обоих наречиях»; 2) слова собственно ; 3) «презренные слова, которые ни в одном штиле употреблять непристойно».
В словосочетаниях живой труп; горькая радость – представлен прием
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды:
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды:
В текст договора вводятся при необходи мости следующие пункты:
В текст договора вводятся при необходи мости следующие пункты:
В текст договора вводятся при необходи мости следующие пункты:
В текста исследуются общие и частные закономерности организации языковых единиц в текстах, описываются способы их объединения в композиционно-структурное целое, внутриабзацные и стилистические характеристики сложного синтаксического целого.
Вариативность грамматических и лексических средств выражения, представленных в синонимии форм, слов и синтаксических конструкций – это признак языка
Верны ли утверждения? А) Аллюзия представляет собой изначально образное, но в силу своего постоянного употребления утратившего свою экспрессию выражения. В) Действие в средствах массовой информации двух тенденций – к стандартизованности и экспрессивности – не ограничивается использованием тропов и фигур речи.
Верны ли утверждения? А) Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской. В) В публицистике употребляется только высокая книжная лексика.
Верны ли утверждения? А) Изменения в обществе всегда отражаются в языке и, прежде всего, в лексике. В) Наиболее часто в языке изменяется грамматика.
Верны ли утверждения? А) Иногда язык художественной литературы считают особой функциональной разновидностью, наряду с официально-деловым, научным, публицистическим стилями, однако это неверно. В) Язык науки, или деловой документации, и язык художественной прозы и поэзии нельзя рассматривать как явления одного порядка.
Верны ли утверждения? А) Использование парантезы является грубой грамматической ошибкой. В) Парантеза – самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки.
Верны ли утверждения? А) Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи. В) Наиболее часто метафоризация слов наблюдается в официально-деловом стиле.
Верны ли утверждения? А) Множество примеров аппликации можно найти в текстах законов и постановлений. В) Еще одним средством повышения выразительности высказывания является аппликация – вкрапление общеизвестных выражений – фразеологическим оборотов, пословиц, поговорок, газетных штампов – в несколько видоизмененном виде.
Верны ли утверждения? А) Наряду с понятием функционального стиля выделяется понятие функционально-стилевой системы языка, которая может объединять ряд стилей. В) Публицистический стиль используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии).
Верны ли утверждения? А) Научные тексты создаются с целью описания предмета, явления, системы знаний; научный текст, следовательно, может явиться основанием для создания другого научного текста, стимулировать познавательную деятельность какого-либо субъекта. В) Научный текст представляет собой описание результата научного исследования с присущими ему особенностями.
Верны ли утверждения? А) Неправильное употребление паронимов нарушает лексическую правильность и точность речи, обедняет речь, так как не позволяет разграничить смежные понятия. В) Среди исконной лексики, употребляемой в публицистике, можно выделить слова, прочно вошедшие в русский язык (сервис, комфорт, сейф, туризм, снайпер).
Верны ли утверждения? А) Объективация – разновидность метонимического переноса. В) Объективация – вопрос, на который автор отвечает сам; языковое средство, служащее для высвечивания отдельных сторон вопроса по мере развертывания текста.
Верны ли утверждения? А) Особо часто рекомендуется использовать прием умолчания в научных текстах, например, в аннотации. В) Умолчание – указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) на невысказанность части мысли.
Верны ли утверждения? А) Парцелляция – прием, который необходим при цитировании. В) Парцелляция – в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких элементов высказывания для привлечения к ним внимания читателя и придания им нового звучания.
Верны ли утверждения? А) Приемом, обратным сегментации, является метафоризация и аллегория. В) Сегментация – это вынесение важного для автора компонента высказывания в начало фразы и превращение его в самостоятельное предложение, а затем дублирование его местоимением в оставшейся части фразы.
Верны ли утверждения? А) Публицистический стиль представляет собой исторически сложившуюся функциональную разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и других. В) Социальная оценочность языковых средств отличает публицистический стиль от всех других стилей литературного языка, призывность определяет побудительный характер публицистики.
Верны ли утверждения? А) Риторический вопрос особенно часто используется в таких жанрах, как деловые письма. В) Важным приемом организации публицистического текста является риторический вопрос – экспрессивное утверждение или отрицание, сформулированное в виде вопроса.
Верны ли утверждения? А) Самыми яркими штампами являются фразеологические единицы и метафоры. В) Штампы не следует смешивать с клише – положительными конструктивными единицами, которые представляют собой не претендующие на образность и экспрессивность обороты, служащие для экономии мыслительных усилий.
Верны ли утверждения? А) Характерным признаком языка публицистики является использование синонимов в целях избежания повтора, усиления эмоциональности высказывания или же уточнения наименования явления. В) Использование синонимов недопустимо в письменной речи.
Верны ли утверждения? А) Художественный текст не имеет определенного лексического набора и грамматического инструментария, которые отличают, обычно, одну разновидность от другой. В) Основной формой реализации разговорного стиля является устная речь, хотя он может проявляться и в письменной форме (неофициальные письма, записки, дневники, реплики персонажей в пьесах).
Верны ли утверждения? А) Ярким примером тропа является парцелляция. В) Троп –любая языковая единица, имеющая смещенное значение, то есть второй план, просвечивающийся за буквальным значением.
Взаимодействие и взаимная отнесенность двух основных функционально-стилевых сфер литературного языка обеспечивает его социально-культурное назначение – быть средством общения носителей языка, основным средством выражения национальной культуры.
Выберите глагольные перифрастические обороты, характерные для научного стиля:
Выберите глагольные перифрастические обороты, характерные для научного стиля:
Выберите жанры научного стиля:
Выберите жанры публицистического стиля:
Выберите книжные стили:
Выберите методы косвенного доказательства:
Выберите название синтаксической фигуры
Выберите название тропа
Выберите несвободные словосочетания:
Выберите пары слов–паронимов
Выберите подстили научного стиля:
Выберите признаки разговорного стиля:
Выберите разделы Договора:
Выберите разделы Договора:
Выберите речевой жанр, который относится к письменной разновидности языка
Выберите синонимы, которые различаются оттенками в значении
Выберите синонимы, которые различаются по стилистической окраске
Выберите слова, которые используются как термины:
Выберите слова, которые могут выступать как термины:
Выберите слова, которые могут употребляться только в разговорном стиле:
Выберите слова, характерные для канцелярского и юридического подстилей:
Выберите слова, характерные для канцелярского подстиля:
Выберите существительные, которые имеют ударение на первом слоге:
Выберите существительные, которые имеют ударение на последнем слоге:
Выберите фигуры речи:
Выяснение истины в споре называлось
Для синтаксиса стиля характерны эллиптические конструкции (с пропущенными членами), номинативные предложения, сегментированные конструкции, так как синтаксис публицистики отражает тенденцию к разговорности.
Для стиля характерны полнота, точность, объективность высказывания и строгая логическая последовательность изложения, использование интеллектуальных элементов языка.
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности
Духовное красноречие – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида:
Есть литературные языки с максимально разнообразным составом функций и сфер применения: от обиходно-бытового устного общения до и межгосударственного общения, например русский, английский, испанский, французский, немецкий.
Изучает конкретные виды речи риторика
Изучает принципы построения целесообразной речи риторика
К академическому красноречию относятся:
К императивным нормам относится
К императивным нормам относится
К императивным нормам относится
К речевым стилистическим средствам следует отнести
К речевым стилистическим средствам следует отнести:
К социально-бытовому красноречию относится:
К стилистическим средствам языка относятся
К стилистическим средствам языка относятся
К стилистическим средствам языка относятся:
К судебному красноречию относят:
Кодификация возможна только применительно к литературному языку, и это отличает литературный язык от других форм существования языка.
Кодификация нормы возможна только применительно к языку
Литературный язык можно определить как исторически сложившуюся систему общеупотребительных единиц, которые прошли длительную культурную обработку и осмысление в текстах авторитетных мастеров слова, при научном описании языка в грамматиках, а также в общении образованных национального языка.
М.В. Ломоносов выделил три группы речений:
М.В. Ломоносов классифицировал и разграничивал стили литературного языка в прямой зависимости от стилистической характеристики слов, выражений, грамматических форм и синтаксических конструкций и тем самым определил нормы стилей – высокого (книжного), среднего и (разговорно-просторечного).
Лекционные материалы на тему: «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
5 повседневного быта и др.
Публицистический стиль используется в:
1) общественно-политической литературе;
2) периодической печати (газеты, журналы);
3) радио- и телепередачах;
4) документальном кино;
5) некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии).
-информационные жанры (заметка, репортаж, отчёт, интервью, хроника, обозрение),
-аналитические жанры (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор),
-художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет).
5. Стилеобразующие черты и языковые особенности – главный критерий отбора языковых средств – общедоступность; экспрессивная функция определяет такие черты, как оценочность, страстность, эмоциональность; информационная функция обусловливает точность, логичность, официальность, стандартизированность.
Отбор и организацию языковых средств публицистического стиля определяют его основные функции – информативная и воздействующая.
Для публицистического стиля характерны:
1 стандарта и экспрессии;
2 логического и образного;
3 оценочного и доказательного
2) экономия языковых средств;
3) доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при информативной насыщенности;
4) оценочность, призывность, полемичность.
Социальная оценочность языковых средств отличает публицистический стиль от всех других стилей литературного языка.
Призывность определяет побудительный характер публицистической речи.
Одно из свойств публицистического текста – диалогизация. Автор публицистического текста обращается к читателю или слушателю со своими мыслями, чувствами, оценками, поэтому в его изложении всегда проявляется авторское «Я».
В публицистическом стиле употребляются стандартные, клишированные средства языка:
иметь значение, нуждаться в поправках, нанести ущерб, курс реформ, состав правительства, курс рубля и доллара, финансовый рынок и др.,
а также экспрессивные, выразительные, эмоционально воздействующие на аудиторию языковые средства:
приспешник, молодчики, желтая пресса.
6. Лексические особенности
В публицистике уместны:
3) художественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры);
4) разговорная и даже жаргонная лексика:
В публицистическом стиле широко используется:
а) общественно-политическая лексика:
общество, отечество, парламент, демократия, авторитаризм, депутат и др.
б) заимствованная лексика:
саммит, коррупция, акция, конверсия, имидж, брифинг, мониторинг, спонсор, менеджмент и др.
в) семантически переосмысленные слова:
перестройка, духовность, прорыв, гласность, модель, периферия и др.
г) наблюдается метафоризация, часто разговорно-бытовой и терминологической, профессиональной лексики:
сколотить, оснастить, увязывать, накладка, мобилизация резервов, финишная прямая, агония и др.
7. Морфологические особенности.
К морфологическим особенностям публицистического стиля относятся:
с лексикализованными префиксами меж-, обще-, сверх-:
б) употребительные слова, образованные путем сложения :
в) формы страдательных причастий прошедшего времени:
8. Синтаксические особенности.
Для синтаксиса публицистического стиля характерны:
1) эллиптические конструкции (сокращение, опущение некоторых структурных элементов):
Где метро? – Там (показывает рукой);
Николай – на первом месте, а Иван – на втором (о месте в спортивных соревнованиях);
2) номинативные (назывные, односоставные) предложения (особенно в заголовках):
«Тревожная осень», «Полоска света»
Он… тоже пошел. В магазин. Сигарет купить (Шукшин)
Сравнить нейтральное представление:
Он тоже пошел в магазин купить сигарет.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Общие черты официально-деловой речи
Для лексики официальной речи характерны:
1) широкое использование специальных слов и терминов (юридических, дипломатических, военных, бухгалтерских и др.);
2) большое количество аббревиатур:
МЧС, ВВС, СНГ, ЧП, ЛДПР, Минфин и др.
3) употребление слов и выражений, не принятых в иных стилях:
вышеуказанный, нижеследующий, вышеперечисленный, надлежащий, воспрещается, мера пресечения, содеянное, наказуемость.
К ним относятся устойчивые словосочетания:
кассационная жалоба, акт неповиновения, подписка о невыезде и др.
Регулярное употребление таких слов и выражений, не имеющих синонимов, способствует точности речи, исключает инотолкования.
Морфологические черты официально-деловой речи определяются ее именным характером: абсолютное преобладание имен при незначительном использовании глаголов. В оборотах речи часто возникает цепочка форм родительного падежа существительных:
Выяснение условий совершения преступления;
Проверка соблюдения паспортного режима.
Это придает фразе тяжеловесность.
Прилагательные и причастия в деловой речи часто употребляются в значении существительных:
больной, отдыхающий, нижеподписавшийся.
Продуктивны краткие формы прилагательных:
должен, обязан, обязателен, необходим, подотчетен, подсуден, ответственен.
Обращение к ним диктуется предписующим характером деловой речи:
Вызов эксперта обязателен для установления причин смерти – (Уголовно-процессуальный кодекс).
Показателен отбор местоимений в деловой речи: не употребляются личные местоимения (в силу полного отсутствия индивидуализации речи, конкретности, точности высказывания), вместо указательных местоимений (этот, тот, такой и др.) используются слова:
данный, настоящий, соответствующий, известный, указанный, вышеуказанный, нижеследующий и др.
Для характеристики глаголов в официальной речи важен именной ее строй: это определяет высокую частотность глаголов-связок:
является, становится, осуществляется.
Употребительны инфинитивы в значении повелительного наклонения:
принять к сведению, внести предложение, изъять из употребления и т.д.
Синтаксис официально-делового стиля отражает безличный характер речи:
жалобы подаются прокурору, перевозка грузов производится.
Синтаксические конструкции в официальной речи насыщены устойчивыми оборотамис отыменными предлогами:
в целях, в связи, на основании и др.
в целях совершенствования структуры, на основании принятого решения и т.д.
Употребление подобных синтаксических конструкций необходимо для выражения типовых ситуаций. Они облегчают и упрощают оставление типовых текстов.
В официально-деловой речи преобладают сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, условии.
· повседневного быта и др.
Публицистический стиль используется в:
· периодической печати (газеты, журналы);
· радио- и телепередачах;
· некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии).
Отбор и организацию языковых средств публицистического стиля определяют его основные функции – информативная и воздействующая.
Для публицистического стиля характерны:
1) чередования
· стандарта и экспрессии;
· логического и образного;
· оценочного и доказательного
2) экономия языковых средств;
3) доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при информативной насыщенности;
4) оценочность, призывность, полемичность.
Социальная оценочность языковых средств отличает публицистический стиль от всех других стилей литературного языка.
Призывность определяет побудительный характер публицистической речи.
Одно из свойств публицистического текста – диалогизация. Автор публицистического текста обращается к читателю или слушателю со своими мыслями, чувствами, оценками, поэтому в его изложении всегда проявляется авторское «Я».
В публицистическом стиле употребляются стандартные, клишированные средства языка:
иметь значение, нуждаться в поправках, нанести ущерб, курс реформ, состав правительства, курс рубля и доллара, финансовый рынок и др.,
а также экспрессивные, выразительные, эмоционально воздействующиена аудиторию языковые средства:
приспешник, молодчики, желтая пресса.
В публицистике уместны:
· художественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры);
· разговорная и даже жаргонная лексика:
В публицистическом стиле широко используется:
а) общественно-политическая лексика:
общество, отечество, парламент, демократия, авторитаризм, депутат и др.
б) заимствованная лексика:
саммит, коррупция, акция, конверсия, имидж, брифинг, мониторинг, спонсор, менеджмент и др.
в) семантически переосмысленные слова:
перестройка, духовность, прорыв, гласность, модель, периферия и др.
г) наблюдается метафоризация, часто разговорно-бытовой и терминологической, профессиональной лексики:
сколотить, оснастить, увязывать, накладка, мобилизация резервов, финишная прямая, агония и др.
К морфологическим особенностям публицистического стиля относятся:
личность, сотрудничество, аннулирование доверие;
с лексикализованными префиксами меж-, обще-, сверх-:
межгорье, общедоступность, сверхдержава;
социализм, националист, антимир, контрразведка, контр-адмирал, дезинформация.
б) употребительные слова, образованные путем сложения :
в) формы страдательных причастий прошедшего времени:
ознаменован, изготовлен.
Для синтаксиса публицистического стиля характерны:
1) эллиптические конструкции (сокращение, опущение некоторых структурных элементов):
Где метро? – Там (показывает рукой);
Николай – на первом месте, а Иван – на втором (о месте в спортивных соревнованиях);
2) номинативные (назывные, односоставные) предложения (особенно в заголовках):
«Тревожная осень», «Полоска света»
Он… тоже пошел. В магазин. Сигарет купить (Шукшин)
Сравнить нейтральное представление:
Он тоже пошел в магазин купить сигарет.
Язык рекламы лишь условно можно отнести к публицистическому стилю, так как много необычного в речевой организации рекламных текстов. Существует много способов передачи рекламных посланий:
Прямая реклама: информационные письма, листовки по почте, лично вручаемые рекламные материалы;
Реклама в прессе: в газетах, журналах, в бюллетенях фирм;
Печатная реклама: проспекты, каталоги, буклеты, листовки, открытки и т.д.
Экранная реклама: кино, телевидение, слайд-проекты;
Наружная реклама: крупногабаритные плакаты, рисованные художником, электрифицированные панно;
Реклама на месте продаж: витрины магазинов, вывески, знаки, плакаты в торговом зале, упаковки (коробки, футляры, бумага)
Содержание рекламных тестов разнообразно. Для лексики рекламных текстов характерно использование:
1) всех пластов разговорных и книжных слов;
2)использование большого количества терминов (кассета, принтер, дисплей, картридж и др.).
Употребление терминов позволяет выпускать рекламную литературу с текстами, содержащими «компактную»» информацию, которая быстро воспринимается.
3) использование номенклатурных наименований:
электробытовой фен «Мечта», бухгалтерский микрокалькулятор «Аврора»;
4) широкое применение иноязычной лексики:
дилер, брокер, бартер, сервис, презентация, шоппинг, маркетинг.
Злоупотребление иностранными совами отрицательно сказывается на силе рекламных текстов и препятствует их пониманию.
5) фразеологические обороты.
Морфологические особенности языка рекламы:
1) чаще всего употребляются имя существительное, так как реклама требует наименования множества предметов и явлений;
2) качественные прилагательные и образованные от них наречия. Они придают языку экспрессию;
3) местоимения, так как авторы рекламы отдают предпочтение разговорному стилю речи.
Синтаксис рекламных текстов рассчитан на быстрое восприятие: он прост, используются номинативные, неименные предложения. В рекламе часты:
· вопросительные и восклицательные предложения (подчеркивают «призывный» стиль рекламы).