в психологии это такая эмоция которая определяет всю направленность личности все ее поведение 7 букв
Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.
Что это такое: понятие
Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Роль и природа
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
Функции
Классификации: все основные виды эмоций
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Классификация Додонова
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
Классификация Леонтьева
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Формы и примеры эмоциональных процессов
Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
Дифференциальные эмоции Изарда
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Направленность личности в психологии
Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть то «самое главное», что имел в виду автор высказывания. Направленность личности в психологии является важнейшей составляющей человека.
Что такое направленность личности
Парадоксально, но человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком). «Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать. Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.
Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.
Формы направленности личности в психологии
Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.
Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.
Установки
Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).
Влечения
Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.
Интересы
Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.
Склонности
Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.
Желания
Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.
Стремления
Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).
Намерения
Это стремления, при которых личность осознаёт не только желаемые условия, но и средства к их достижению.
Убеждения
Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.
Мировоззрение
Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.
Направленность и мотивация
В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.
Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.
При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.
«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».
Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:
Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.
Виды направленности
Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.
Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:
Профессиональная направленность по типу личности
Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.
Они зависят от того, к какому типу относится личность:
Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.
Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».
В психологии это такая эмоция которая определяет всю направленность личности все ее поведение 7 букв
Изучение различных форм запечатления и проявления эмоциональной направленности людей требует и адекватной этой задаче классификации эмоций.
Однако для наших специальных целей интересная сама по себе классификация Симонова тоже не подходит. Очевидно, универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно, так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Во всяком случае, не столько в противовес прежним попыткам классифицировать эмоции, сколько в дополнение к ним предлагаем свой особый подход к решению данного вопроса. При этом следует сразу же предупредить, что объектом на шего внимания будут не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы, интересной учебы, интересной игры или “сладостных” мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д. Эмоции, которые не могут войти в “ткань” какой-либо склонности индивидуума, нас здесь интересовать не станут. По этой причине, например, в сфере нашего внимания окажется такое переживание, как грусть (ибо есть люди, любящие слегка погрустить), и выпадет из этой сферы такая эмоция, как зависть (даже о завистниках нельзя сказать, что им нравится завидовать).
Иными словами, классификации будут подлежать только эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве “ценных” пережиганий.
В связи со сказанным перед исследователем эмоций исключительно остро встает не только проблема нахождения правильного основания их классификации, но и вопрос о принципах выделения “эмоциональных квантов”, поскольку слова отнюдь не “квантуют” эмоциональную реальность однозначным образом.
Разрешить обе эти задачи на строго теоретическом уровне пока, к сожалению, вообще невозможно, поскольку психологам до сих пор не удалось еще полностью разобраться в “опорной базе” эмоций — структуре человеческих потребностей. Поэтому для классификации эмоций нам пришлось избрать полуэмпирический путь, при котором мы шли не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного “сырого материала” о “ценных” переживаниях к “просвечивающим” через них корреспондентным потребностям, положенным в конце концов в основание классификации. Вспомогательными критериями при этом служили, во-первых, наличие некоторой инварианты в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции той или иной категории (служение другим людям, решение познавательных задач и т. д.), во-вторых, — частая сочетаемость эмоций одной категории друг с другом, их коррелятивность. Это была долгая, многоэтапная работа, в процессе которой постепенно уменьшался разрыв между эмпирическими и теоретическими доводами в пользу той или иной группировки эмоциональных переживаний.
В разработанной таким путем и предлагаемой ниже классификации “ценных” переживаний используются только те их “речевые модели”, которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность “в цвет” определенной потребности. Такой моделью является, например, слово “нежность”, но не являются слова “удовольствие”, “радость”, “восторг” без указания на их источник, ибо (повторим П. В. C имонова) удовольствие от поедания шашлыка есть иная эмоция по сравнению с удовольствием от созерцания красивой картины, a “безумный восторг делания” (А. М.. Горький) отнюдь не тождествен “восторженной нежности” и т. д.
Приводим нашу классификацию “ценных” эмоций с примерами непосредственных высказываний людей об особо влекущих их переживаниях и специальным “эмоциональным инвентарем”, предназначенным для решения задач, о которых будет рассказано позднее.
1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические переживания хорошо отражены в таких высказываниях студентов:
“Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать. нежность, заботу, тревогу за кого-то. Просто необходимо мне чувство, что я кому-то нужна, что то, что я делаю, тоже нужно другим, тогда у меня и работа спорится и, кажется, делать ее легко и приятно”.
“Самое желанное чувство — когда сделаешь что-то приятное, нужное людям. В школе часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты помог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке. Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо”.
Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем:
“Меня приводит в умиление, в трогательно-восторженное состояние, даже вызывает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека”.
Инвентарий альтруистических эмоций: “Желание приносить другим радость и счастье” (А-1). “Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота” (А-2). “Сопереживание удачи и радости другого” (А-3). “Чувство нежности или умиления” (А-4). “Чувство преданности” (А-5). “Чувство участия, жалости” (А-6).
2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.
В формулировках студентов коммуникативные переживания переданы так: “Больше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю приподнятое, возвышенное состояние”. “Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то. прямо реветь хочется от счастья”.
Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).
Инвентарий этих эмоций: “Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик” (КМ-1). “Чувство симпатии, расположения” (КМ-2), “Чувство уважения к кому-либо” (КМ-3). “Чувство признательности, благодарности” (КМ-4). “Чувство обожания кого-либо” (КМ-5). “Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей” (КМ-6).
3. Глорические эмоции (от лат. gloria — слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация — реальное или воображаемое “пожинание лавров”. Она хорошо выявлена в следующем высказывании одного из наших респондентов: “Наиболее приятные переживания я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства”.
Инвентарий: “Стремление завоевать признание, почет” (ГЛ-1). “Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш” (ГЛ-2). “Приятное щекотание самолюбия” (ГЛ-3). “Чувство гордости” (ГЛ-4). “Чувство превосходства” (ГЛ-5). “Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности” (ГЛ-6).
Приведем несколько описаний студентами своих переживаний, которые мы относим к праксическйм: “Совершение полезного и нужного с большим напряжением воли”. “Наиболее приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа выполняется строго по тому плаву, который я задумала, и приносит желаемые результаты; В этом случае появляется какое-то вдохновение и хочется сделать как можно больше и лучше. И особенно странно то, что абсолютно не чувствуется усталость, а наоборот, голова ясная и, как говорится, хорошо на душе”. “У меня всегда хорошее настроение и бодрое состояние после того, когда работа уже закончена и я чувствую, что я выполнила ее добросовестно и добилась желаемого”.
Инвентарий: “Желание добиться успеха в работе” (П-1). “Чувство напряжения” (П-2). “Увлеченность, захваченность работой” (П-3). “Любование результатами своего труда, его продуктами” (П-4). “Приятная усталость” (П-5). “Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря” (П-6).
5. Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба). Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
Любовь к подобным переживаниям отмечали и некоторые наши студенты, особенно с факультета физвоспитания: “Люблю острые ощущения, взвинчивающие нервы”. “Ощущаешь какое-то тревожное возбуждение. Кажется, что переступаешь какую-то неведомую грань. Это страшновато и приятно”.
Инвентарий: “Жажда острых ощущений” (ПГ-1). “Упоение опасностью, риском” (ПГ-2). “Чувство спортивного азарта” (ПГ-3). “Решительность” (ПГ-4). “Спортивная злость” (ПГ-5). “Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, пре дельной мобилизации своих физических и умственных способностей” (ПГ-6).
6. Романтические эмоции. В академическом “Словаре русского языка” романтизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью”, а романтиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей”. В качестве примера в словаре приведен образ тургеневского Калиныча.
Однако не все употребляют слово “романтик” именно в таком значении. К романтическим натурам нередко относят отважных путешественников, разного рода “первопроходцев”, то есть людей, которых менее всего можно отнести к созерцателям. Общепризнанные романтические поэты Байрон и Лермонтов отнюдь не были склонны к идеализации действительности.
В настоящей работе мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
Чувство таинственности как типичная “романтическая эмоция” появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо “ощущаем” свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства у нас такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования. “Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала”, — писал М. Ю. Лермонтов. Наши респонденты раскрывали свои романтические переживания в таких. выражениях: “Испытываешь всегда приятное, стремясь к неизвестному. Больше всего люблю быть там, где еще никто не был (гроты, пещеры и т. д.)”. “Люблю чувство ожидания чего-то необыкновенного”. “У меня особое волнение, подъем проявляются в том случае, когда чего-то ждешь, веришь, что скоро должно произойти что-то совершенно особенное”.
Инвентарий: “Стремление к необычайному, неизведанному” (Р-1). “Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда” (Р-2). “Манящее чувство дали” (Р-3). “Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны” (Р-4). “Чувство особой значительности происходящего” (Р-5). “Чувство зловеще-таинственного” ДР-6).
7. Гностические эмоции. Гностические (от греч, gnosis — знание) эмоции
издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказываются и конкретные переживания (удивление), и свойства личности (чувство нового). Нас интересуют только первые.
Инвентаряй: “Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления” (ГН-1). “Чувство удивления или недоумения” (ГН-2). “Чувство ясности или смутности мысли” (ГН-3). “Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему” (ГН-4). “Чувство догадки, близости решения” (ГН-5). “Радость открытия истины” (ГН-6).
Первый взгляд хотя и не лишен основания, все же представляется нам узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Мы также решительно отказываемся наперед считать всякое переживание эстетическим только потому, что оно вызвано у человека произведением искусства. По крайней мере литература, театр, кино “задевают” самые разные потребности. Нам лично ближе вторая точка зрения, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой.
Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются только такими видами искусства, в которых форма и содержание совершенно неразделимы. К ним мы относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы. Процитируем несколько высказываний студентов: “Люблю то состояние грусти или какой-то прозрачной печали, когда слышу прекрасные звуки музыки”. “Самое приятное переживание — внутренняя сосредоточенность, возвышенность, связанная обычно с музыкой, стихами или природой”. “Наиболее приятные ощущения возникают у меня, когда я иду в слегка пасмурную погоду одна, а вокруг шумят деревья, омытые дождем, пахнет цветами; тихо и очень красиво”.
Интересно отметить, что те наши респонденты, которые в качестве самых приятных для них переживаний назвали эстетические, чаще всего испытывали их вместе с чувством некоторой меланхолии, с “горчинкой грусти”. Они как бы тяготели одновременно к тем и другим эмоциям. Тем не менее связь переживания красоты с грустью не является безусловной. Вследствие этого мы из состава эстетических переживаний выделяем специальную модификацию — лирические переживания, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, “опоэтизированной” печали, очевидно, возникающей в связи с подавленными коммуникативными интенциями людей.
Инвентарий эстетических эмоций:
“Жажда красоты” (Э-1). “Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо” (Э-2). “Чувство изящного, грациозного” (Э-3). “Чувство возвышенного или величественного” (Э-4). “Наслаждение звуками” (Э-5). “Чувство волнующего драматизма” (“Сладкая боль”) (Э-6). К лирическим чувствам как разновидности эстетических относятся: “Чувство светлой грусти и задумчивости»” (Л-1). “Поэтически-созерцательное состояние” (Л-2).“Чувство душевной мягкости, растроганности” (Л-3). “Чувство родного, милого, близкого” (Л-4). “Сладость воспоминания а дав^ нем” (Л-5). “Горьковато-приятное чувства одиночества” (Л-6).
9. Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
В высказываниях наших респондентов гедонистические переживания и соответствующие им эмоциональные ситуации описывались так: “Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей”. “Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием”. “Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые простые: вкусно поесть, сладко поспать, понежиться под солнцем на пляже”.
Инвентарий: “Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д.” (Г-1). “Чувство беззаботности, безмятежности” (Г-2). “Нега” (“Сладкая лень”) (Г-3). “Чувство веселья” (Т-4). “Приятная бездумная возбужденность” (на танцах, вечеринках и т. д.) (Г-5). “Сладострастие” (Г-6) (Эта эмоция включена в данную категорию с некоторой “натяжкой”).
10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию” вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно — от произведений искусства до зажигалок.
Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого инвентария: “Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать” (АК-1). “Радость по случаю увеличения своих накоплений” (АК-2). “Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т. д.” (АК-3).
Цитированные выше высказывания наших респондентов и других лиц продемонст рировалн возможные различия в эмоциональной направленности людей. Нельзя, однако, забывать, что эти высказывания были отобраны нами среди десятков других, менее ясных и определенных. Нельзя также не принять во внимание и то обстоятельство, что даже четкие ответы респондентов могли быть результатом недостаточно глубокого самоанализа: из ряда одинаково приятных переживаний один мог случайно припомнить и описать одно, другой — другое. Таким образом, данные открытого анкетирования (интервьюирования) больше годились для составления достаточно полного реестра желаемых переживаний, чем для выявления существенных различий между опрашиваемыми по степени их влечения к названным приятным эмоциям. Для последней цели гораздо более адекватной является закрытая анкета, предоставляющая респондентам возможность сделать выбор из готовых вариантов ответов.
Не касаясь здесь специального вопроса о методиках создания надежного опросника для тестирования эмоциональной направленности личности, приводим самую простую анкету, ознакомление с которой по крайней мере сделает для читателя понятным излагаемый в последующих главах материал.
Коэффициент достоверности информации, доставляемой этой анкетой при работе с образованной молодежью, судя по данным специальных исследований и расчетов, равен примерно 0,5.
Данная анкета преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах “лучше — хуже”. Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если Вы ответите серьезно и искренне. Ваш долг — постараться точно выполнить инструкцию.
Выполните, пожалуйста, в указанном порядке следующие задания:
1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы’ больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок.
2. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой.
3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы явно предпочитаете остальным.
III. Перечень переживаний.
1. Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и предположений.
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Когда видишь дружбу и взаимопонимание. Когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.