в политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой
Политико-правовая мысль периода эллинизма IV–II вв. до н.э.
Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н. э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. По своим философским воззрениям Эпикур (341–270 гг. до н. э.) был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа согласно учению Эпикура развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов.
Этика – связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Основные ценности эпикуровской этики (удовольствие, свобода), как и она вся в целом, носят индивидуалистический характер. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – это сфера его ответственности за себя; она – вне и необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности», и непостоянного случая.
Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.
Основателем стоицизма был Зенон (336–264 гг. до н. э.). В истории стоицизма различают три периода: древний, средний и новый (римский). Главными представителями стоицизма являются Зенон, Кле-анф и Хрисипп, Панетий и Посидоний, Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Мироздание в целом согласно стоицизму управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона» («общего закона»), который имеет в то же время божественный характер и смысл. Согласно Зенону «естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное».
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.
Учение стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия (210–123 гг. до н. э.) – видного греческого историка и политического деятеля эллинистического периода. Воззрения Полибия отражены в его знаменитом труде «История в сорока книгах». В центре исследования Полибия – путь Рима к господству над всем Средиземноморьем. В своей попытке целостного охвата исторических явлений он опирается на то рационализированное стоиками представление о «судьбе», согласно которому она оказывается всеобщим мировым законом и разумом. В целом для Полибия характерен государственниче-ский взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях. Всего имеется, согласно Полибию, шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Полибий заключает, что «несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше», т. е. царской власти, аристократии и демократии.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Халин Константин Евгеньевич
Книга «Шпаргалка по истории политических и правовых учений»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
7. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
Развитию политико-правовой мысли в V в. в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.
У Демокрита (ок. 460–370 гг. до н. э.) встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства Демокрит требует единения граждан, их взаимного сочувствия, взаимопомощи, взаимозащиты и братства. Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Наименование «софист» происходит от слова «софос» (мудрый). Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).
Принципиальным критиком софистов был Сократ (469–399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Сократ был принципиальным сторонником законности. В плане практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом – попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.
Платон (427–347 гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не только Античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе. Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Весьма проницательно он подмечает политическое значение имущественного расслоения общества. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных.
Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).
Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города-государства как политического общения свободных и равных людей.
8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА IV–II ВВ. ДО Н.Э
Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н. э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. По своим философским воззрениям Эпикур (341–270 гг. до н. э.) был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа согласно учению Эпикура развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов.
Этика – связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Основные ценности эпикуровской этики (удовольствие, свобода), как и она вся в целом, носят индивидуалистический характер. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – это сфера его ответственности за себя; она – вне и необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности», и непостоянного случая.
Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.
Основателем стоицизма был Зенон (336–264 гг. до н. э.). В истории стоицизма различают три периода: древний, средний и новый (римский). Главными представителями стоицизма являются Зенон, Кле-анф и Хрисипп, Панетий и Посидоний, Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Мироздание в целом согласно стоицизму управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона» («общего закона»), который имеет в то же время божественный характер и смысл. Согласно Зенону «естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное».
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.
Учение стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия (210–123 гг. до н. э.) – видного греческого историка и политического деятеля эллинистического периода. Воззрения Полибия отражены в его знаменитом труде «История в сорока книгах». В центре исследования Полибия – путь Рима к господству над всем Средиземноморьем. В своей попытке целостного охвата исторических явлений он опирается на то рационализированное стоиками представление о «судьбе», согласно которому она оказывается всеобщим мировым законом и разумом. В целом для Полибия характерен государственниче-ский взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях. Всего имеется, согласно Полибию, шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Полибий заключает, что «несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше», т. е. царской власти, аристократии и демократии.
История политических и правовых учений. Тест с ответами #7
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Автором диалога «Законы» является …
Платон
Аристотель
Плутарх
Демосфен
Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия:
субстанциальное (землевладельцы — дворяне и крестьяне)
криминальное (воры, рецидивисты)
промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники)
всеобщее (чиновники)
Деятель эпохи просвещения, глубоко верующий человек, однако, считавший, что для создания государства Бог не требовался, так как оно было создано в результате столкновения индвидов с большими трудностями — …
Томазий
Гегель
Кант
Фихте
Что понимает под словом «закон» автор «Слова о законе и благодати»?
письменные источники Киевской Руси XI в
то, что лежит в основе Ветхого завета, слуга и предтеча благодати
процесс классообразования и развитие государственности у полян
политические и правовые идеи Киевской Руси
Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы, суровые наказания?
Моцзы
Лаоцзы
Конфуций
Шан Ян
В период английской буржуазной революции XVII в. теорию патриархального происхождения государства изложил Р. Фильмер в сочинении «Патриархия, или естественная власть короля». Он доказывает, что власть английских королей ведет свое начало непосредственно от …
прародителя рода человеческого — Адама
Ричарда Львиное Сердце
римских императоров
Плантагенета
Кто является автором эпоса «Давид Сасунский»?
Мхитар Гош
Низами Гянджеви
армянский народ
Шота Руставели
Авторами теологических концепций государства и права были:
А. Августин
Аристотель
Сократ
Платон
Ф. Аквинский
Н. Макиавелии
В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой:
гармонично сочетается царская власть с властью аристократии
индивид стремится к мировому согражданству
господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов
естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей противоположное
Какая из аналогий принадлежит Г. Спенсеру? Государство есть:
источник национального антагонизма
биологический организм
сторонник идеологии частного собственника
двигатель общественных отношений
Л. Монтескье выделял следующие ветви власти:
Правительственную
Федеральную
Исполнительную
Законодательную
Судебную
Автором какого произведения является идеолог английского буржуазного либерализма И. Бентам?
«Принципы законодательства»
все ответы верны
«Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств»
«Деонтология»
В чем проявился радикализм во взглядах еретика Ф. Косого?
призыв к неповиновению церкви и властям
отрицание официальной церкви, монашества, монастырей
противостояние монастырскому и церковному землевладению
все ответы верны
Какую часть населения Г. Гегель называет пауперизированной?
элита нации
духовенство
не имеющую возможность бороться с чрезмерной бедностью
временно нетрудоспособных
История политических и правовых учений. Тренинг 4
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Направление общественной мысли в XVI в. получило название «гуманизм». Подберите исторический синоним к этому слову.
антиреформация
экзистенциализм
идеология Возрождения
антиклерикализм
2. Какая из аналогий принадлежит Г. Спенсеру? Государство есть:
двигатель общественных отношений
источник национального антагонизма
биологический организм
сторонник идеологии частного собственника
3. Когда произошел роспуск I Интернационала?
1876 год
1880 год
1884 год
1887 год
4. Как вы понимаете следующее изречение Лаоцзы? «Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».
надежда на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость
независимость от небесного владыки
революционный призыв к освобождению низов от гнета, страданий и нищеты
враждебность к людям, низкая оценка их качеств
5. Теория происхождения государства у А.Н. Радищева отличается от теории Ж.Ж. Руссо. По утверждению Радищева, возникновение власти, судов, судебных уставов есть результат:
хитроумного плана богатых
молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных
бдительной охраны частной собственности
национальных амбиций
6. Как вы понимаете принцип недеяния в даосизме?
воздержание от активных религиозных действий
осуждение антинародной активности властителей и богатых
призыв воздержаться от критики народных притеснителей
призыв всецело положиться на волю императора
7. В период английской буржуазной революции XVII в. теорию патриархального происхождения государства изложил Р. Фильмер в сочинении «Патриархия, или естественная власть короля». Он доказывает, что власть английских королей ведет свое начало непосредственно от:
Ричарда Львиное Сердце
римских императоров
прародителя рода человеческого — Адама
Плантагенета
8. Как вы понимаете термин «эсхатология»?
мистическое, сугубо религиозное учение о «последних временах», об абсолютном будущем
учение о конечной судьбе человека как результате вмешательства божественного спасителя
вера в мессию (избавителя), призванного покарать грешников и установить идеальный порядок на земле
все ответы верны
9. Кто является автором наиболее раннего памятника древнерусской литературы «Слово о законе и благодати»?
Мифодий
Богдан
Иларион
Алексий
10. Согласно позиции Б. Спинозы, рассвета могут достигнуть лишь те государства, которые устроены на:
республиканско-демократический
социалистический
коммунистический
монархический лад
11. Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии.
оппозиционизм
антиклерикализм
богомильство
плебисцит
12. Кто в 1882 году перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса?
В.И. Засулич
В.Г. Плеханов
Э. Бернштейн
М.А. Бакунин
13. Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам?
утилитаризм
прагматизм
идеализм
классицизм
14. Кто является автором богословского трактата «Наставление в христианской вере» (1536 г.)?
М. Лютер
Н. Макиавелли
Ж. Кальвин
Дж. Бьюкенен
15. Какая идея является центральной в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса?
«бунт против государства связан не с действительной борьбой, а с борьбой против навязчивых идей, «призраков»
в ходе коммунистической революции пролетариат устанавливает свое политическое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии
стремление обосновать необходимость и возможность устранения дуализма гражданского общества и государства
стремление уничтожить нищету с помощью государственных реформ
16. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой:
гармонично сочетается царская власть с властью аристократии
господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов
естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей противоположное
индивид стремится к мировому согражданству
17. В чем основное отличие шиизма от суннизма?
положение о династии 12 имамов, потомков четвертого халифа Али (Зятя Мухаммеда)
положение о том, что двенадцатый имам «скрылся» для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость, равенство, правду
призыв к терпеливому перенесению всяких невзгод в ожидании пришествия двенадцатого имама
вес ответы верны
18. Право, по Фр. Ницше, —
поиск путей к будущему
результат войны и победы
оправдание деспотизма
защита имущественных отношений
19. Важным достижением римской юридической мысли является деление права на:
уголовное и цивильное
публичное и частное
общегосударственное и местное
римское и колониальное
20. Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков?
Я. Гуса
Дж. Уиклифа
Ф. Аквинского
М. Падуанского
21. Что означает слово «софистика»?
стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек
справедливость, рассудительность и благочестие
интерпретация мифа о происхождении человечества
высокая оценка достижения человеческой цивилизации
22. Опыт революции 1848 года позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу сформулировать положение о необходимости
союза рабочего класса с крестьянством
компромисса между господством капитала и демократическими преобразованиями
конкретизировать дуалистическое понимание права
сохранения старой провой основы государства
23. Автором какого произведения является идеолог английского буржуазного либерализма И. Бентам?
«Принципы законодательства»
«Деонтология»
«Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств»
все ответы верны
24. Назовите древнейшую часть памятника права XI — XIII вв. «Русская правда»
Правда Игоря
Правда Святослава
Правда Ярослава
Правда Всеволода
25. Опыт Парижской Коммуны позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу разработать важное положение о:
союзе диктатуры пролетариата с системой буржуазного парламентаризма
союзе рабочего класса с мелкой и средней буржуазией
пролетарском государстве нового исторического типа
национальной борьбе против колониального порабощения
В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой
Принципиальным критиком софистов был Сократ (469–399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Сократ был принципиальным сторонником законности. В плане практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом – попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.
Платон (427–347 гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не только Античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе. Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Весьма проницательно он подмечает политическое значение имущественного расслоения общества. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных.
Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).
Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города-государства как политического общения свободных и равных людей.
8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА IV–II ВВ. ДО Н.Э
Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н. э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. По своим философским воззрениям Эпикур (341–270 гг. до н. э.) был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа согласно учению Эпикура развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов.
Этика – связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Основные ценности эпикуровской этики (удовольствие, свобода), как и она вся в целом, носят индивидуалистический характер. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – это сфера его ответственности за себя; она – вне и необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности», и непостоянного случая.
Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.
Основателем стоицизма был Зенон (336–264 гг. до н. э.). В истории стоицизма различают три периода: древний, средний и новый (римский). Главными представителями стоицизма являются Зенон, Кле-анф и Хрисипп, Панетий и Посидоний, Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Мироздание в целом согласно стоицизму управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона» («общего закона»), который имеет в то же время божественный характер и смысл. Согласно Зенону «естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное».
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.
Учение стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия (210–123 гг. до н. э.) – видного греческого историка и политического деятеля эллинистического периода. Воззрения Полибия отражены в его знаменитом труде «История в сорока книгах». В центре исследования Полибия – путь Рима к господству над всем Средиземноморьем. В своей попытке целостного охвата исторических явлений он опирается на то рационализированное стоиками представление о «судьбе», согласно которому она оказывается всеобщим мировым законом и разумом. В целом для Полибия характерен государственниче-ский взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях. Всего имеется, согласно Полибию, шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Полибий заключает, что «несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше», т. е. царской власти, аристократии и демократии.
9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754–510 гг. до н. э.), республиканский (509-28 гг. до н. э.), императорский (27 г. до н. э. – 476 г. н. э.). Причем единая Римская империя в 395 г. н. э. была окончательно разделена на Западную (столица – Рим) и Восточную (столица – Константинополь) империи, и последняя (Восточная Римская, Византийская империя) просуществовала до 1453 г. Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения – патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами. В общетеоретическом плане древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечательно, что, когда в середине V в. до н. э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством и особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права – знаменитых Законов XII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 г. до н. э., две последние – составлены и приняты в 450–449 гг. до н. э.). Значительное влияние на древнеримских авторов оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.