в первой половине 18 века в россии было создано множество так называемых регулярных садов
Регулярные сады Российской империи середины XVIII в
К середине восемнадцатого столетия в русском градостроении появляется понятие регулярности. Наряду с садами во французском регулярном стиле внимание Петра I привлекли сады в стиле голландского барокко с обилием цветов и воды. Они также были геометричными, но не требовали огромных пространств. Так появились русские регулярные сады, соединившие в себе величие Версаля с чертами голландского барокко.
Особенности русского регулярного паркостроения
· Вода — важнейшее средство художественной выразительности (русский регулярный парк петровской поры отличался обилием фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов).
· Отсутствие идеального геометрического плана (парк часто представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных системой просек и окруженных лесом или водой).
· Характерная русская флора (аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук).
· Образовательная нагрузка (каждая скульптура в парке рассказывала об античной легенде, призывала следовать какой-либо добродетели или увековечивала победы русской армии).
· Композиция состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и размещена садовая скульптура.
Самый богатый и торжественный парк эпохи — это Петергоф, «русский Версаль», по праву соперничающий с Версалем французским.
Пейзажный парк в России
Идеи пейзажного стиля приводят в конце XVIII-начале XIX вв. к коренному переустройству парков России: многие существовавшие тогда ценные регулярные парки были переустроены в пейзажные. В этот период садово-парковое искусство России достигает своего расцвета: усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа. Образцом устройства усадеб служили созданные во времена правления Екатерины II царские дворцово-парковые комплексы Петербурга и Москвы (Царское Село, Павловск, Гатчина).
Парки теперь разбивались по новому, пейзажному, принципу. В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром поместья и располагается обычно на возвышении. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке. Центр выделяется и путем планирования дорог и аллей. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. За ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля.
Дворцовый парк в Гатчине распланирован в системе прихотливо переплетенных двух речек и нескольких озер. Ансамбль Павловского дворца и парка создавался в течение пятидесяти лет на берегах извилистой реки Славянка, в его создании участвовали архитекторы Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карл Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский.
Царское село: Екатерининский парк (Пушкин)
Занимает площадь 107 га. Состоит из регулярного Старого сада (1717 — 1720-е годы, садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт) и пейзажного Английского парка (1760—1796 годы, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, архитектор В. И. Неелов), разделённых Большим прудом. Назван в честь императрицы Екатерины I.
Александровский парк (Пушкин)
Занимает площадь 120 га. Состоит из регулярной части (Новый сад, 1740-е годы, автор проекта Н. Жирар) и Пейзажного парка (1790-е годы) с тремя прудами и насыпными холмами. В западной части парка протекает река Кузьминка, перегороженная плотиной.
Братцево — одна из самых малоизвестных и самых живописных усадеб Москвы. Классический господский дом, стоящий на покатом холме, окружен густым темным лесом. Братцево было усадьбой Строгановых. В 1815 году Римский-Корсаков закончил строительство господского дома в изящном классицистическом стиле, который вместе с заросшим парком, прудами и ампирной беседкой создает поэтический образ русской усадьбы, несмотря даже на то что Братцево находится в черте города. В излучине Сходни(река) находится памятник природы, так называемый «Сходненский ковш» (иначе «сходненская чаша») — гигантская впадина неясного происхождения, глубиной 40 м Сейчас главное здание заняла гостиница, дом отдыха и безлюдный ресторан.
Кусково, безусловно, самая богатая и пышная московская усадьба, отличающаяся от других практически полной сохранностью ансамбля и неисчезнувшей роскошью. Включает дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики.
Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.
Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров.Эрмитаж — павильон для пиршеств в интимном кругу, в ходе которых специальные машины доставляли стол, блюда и гостей на второй этаж.
кузьминкиОднако лучший образец древнеегипетской стилизации начала XIX века — это не павильон в Останкине, а кухня в Кузьминках. Кузьминки с 1755 года — имение Голицыных. Сейчас это большой парк, в котором можно кататься на велосипедах, лошадях и пони, а в усадебном пруду — на катамаранах и лодках. К сожалению, господский дом не уцелел, зато сохранились два выдающихся ампирных сооружения начала XIX века — Египетский павильон (1813—1815) и Конный двор (1819—1823). В конце XVIII века хозяева усадьбы уделяли много внимания ландшафтному дизайну, и в этот период на реке был сооружён каскад из четырёх прудов, сохранившихся до наших дней и придающих особый микроклимат данной местности. XIX век также был ознаменован немалым строительством на территории парка: перестраивались дома, конный двор и другие постройки. Следует упомянуть построенные в середине XIX века новые въездные ворота в усадьбу (на Липовой аллее), специально отлитые на уральских заводах Голицыных и впоследствии давшие название уже упоминавшейся улице Чугунные ворота.
Царицыно Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей. Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики»
Дендропарк Тростянец
Парк начал создаваться по инициативе владельца имения И. Скоропадского в 1820 г. Находится в Ичнянском районе Черниговской области и включает территорию порядка 200 га. Основой для его создания была выбрана широкая балка с маленьким ручейком, где устроена система прудов, общей площадью до 10 га. Эти пруды – «Большой», «Лебединый», «Куциха», и стали композиционной осью парка.
Русские регулярные парки XVIII в.
XVIII в. характеризуется расцветом регулярного стиля в паркостроении и созданием таких шедевров, как Летний сад, Петергоф, Царское село, Стрельна, Ораниенбаум, Кусково, Архангельское и др.
Основными чертами русских парков регулярного стиля являются:
— развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;
— наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;
— развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;
— учет и блестящее использование ландшафта – рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением;
— преобладание в ассортименте местных видов;
— широкое распространение открытых театров;
— в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо;
— завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;
— использование и развитие традиционных русских приемов – «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.
Летний сад
Среди первых регулярных садово-парковых ансамблей виднейшее место принадлежит Летнему саду
Он открывает собой целый ряд шедевров ландшафтного зодчества новой столицы и в то же время еще несет в себе черты, характеризующие переходную эпоху в садовом искусстве Российского государства.
Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г. под непосредственным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в течение многих лет.
1. 1704-1711 гг. — разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фонтанов; 1710 г. — закладка дворца.
2. 1711-1716 гг. — завершается строительство дворца (арх. Д. Трезини), украшенного в 1714 г. барельефами А. Шлютера; у дворца строится гавань, на берегу Невы возводятся 3 галереи. Завершается осуществление в натуре первоначальной планировки сада: в его центре устраиваются 4 больших квадрата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгородью (садовый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714-1716), Лебяжий канал (1711).
3. 1716-1725 — возводятся второй Летний дворец (1721 г.), «Зала для славных торжествований» (1725 г.), грот (арх. А. Шлюгер и Г. Маттарнови, 1721-1724 гг.), гавань у дворца облицовывается гранитом (1723 г.), по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шредером устраивается лабиринт с фонтанами.
В квадратах на месте цветников создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Лиговский канал (1718 г.) и для подачи воды в Фонтанку, питающую систему фонтанов, — 3 водовзводные башни (1724 г.). В 1716-1719 гг. арх. Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ансамбля Летних садов (не осуществлен).
4. 1732-1826 гг. — на месте «Залы для славных торжествований» возводится деревянный дворец Анны Иоанновны (1732 г.). Строятся дворец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734 г.), сад у нового Летнего дворца (1736 г.), амфитеатр (арх. В. Растрелли, 1736 г.); устанавливаются скульптуры (1736 г.), ведется облицовка гранитом Невских набережных (1720—1784 гг.), устраивается ограда (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 гг.).
После наводнения в 1777 г. в третьем Летнем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанавливаются. Возводится дворец для Павла I (Михайловский замок, арх. В. Баженов и В. Бренна, 1797-1800 гг.). После наводнения 1824 г. и завершения строительства Михайловского замка (1819-1825 гг.) примыкающий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется в пейзажный парк — Михайловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был построен павильон Росси (1825 г.). В первом Летнем саду на берегу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826 г.), а в массиве насаждений — Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827 г.). Претерпевает изменения и Большой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (арх. В. Растрелли), который в конце XVIII в. был уничтожен, а это место впоследствии стало называться Царицыным лугом.
Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (арх. В. Бренна), в 1801 г. — памятник Суворову (скульптор М. Козловский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Царицын луг получил название Марсова поля В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт).
После 1824 г. царская резиденция стала общественным городским парком.
Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украсили фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато убранные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства — вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.
Ур. Фонтанки стоял грот—обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 залов, соединенных арочными проемами. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окружавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплавание и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скульптурой и фонтанами.
Одним из главных украшений сада были работы известных венецианских скульпторов — П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на аллегорические и мифологические темы. В 1736 г. в саду было около 200 изваяний.
Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д.
Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с дворцом, а замыкается галереей — чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада в сравнении с предшествующими ему Головинским и Лефортовским садами в Москве прослеживаются и новые черты — стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер
Петродворец(Петергоф)
Расположен в 29 км от Петербурга. Он является своеобразным гимном в честь победы России в Северной войне.
Петергофский парк состоит из Нижнего (102 га) и Верхнего (15 га) садов, объединенных единой доминантой – дворцом.
В истории создания парка выделяют 2 основных периода:
1714 – 1725 гг. (арх. Ш. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;
1747 – 1754 гг. (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада.
Верхний сад был разбит в 1716 г. (садовый мастер Гарнихфельт). Он имеет трех частное членение пространства, типичное для садов этого времени. Центральная часть – парадный партер (230×35 м), ведущий к дворцу, обрамленный с двух сторон полосами боскетов. Композиция Верхнего сада построена на статичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца, а Нижний сад, наоборот, как бы рвется к морю, он пронизан аллеями-перспективами, направленными к Финскому заливу, шумными каскадами, струями множества фонтанов.
Нижний сад к середине XVIII в. представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самостоятельных узлов, композиционно подчиненных дворцу. Дворец расположен на краю верхней террасы. К ее подножию от берега Финского залива сходятся три планировочных луча: центральный – канал длиной 500 м, соединяющий ковш Самсона с морем, западный связан с Эрмитажем, восточный – с Монплезиром, боковые дороги сдвоены. В западной оконечности сада находится ансамбль Марли с небольшим дворцом и прямоугольным водоемом, от которого вдоль нижней террасы также расходятся три аллеи: Малибанская (Марли-Монплезир), Марлинская (Марли-Александрия), Березовая (Марли-район Шахматной горы и Римских фонтанов). На Марлинской аллее в пересечении дворцовых трехлучий установлены фонтаны Адам и Ева.
Пейзажные парки России
Характеристика :
Рептон сформулировал следующие принципы построения пейзажного парка:
В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоём, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.
Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж — например, с помощью растительного объёма, значительно превышающего объём сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции.
Эффект пейзажного сада — впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом, или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нём существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым, создается сад, одинаково великолепный во все времена года.
Интересно, что многие элементы английского парка стали буквально классическими в своём жанре. Так, например, в нескольких пейзажных парках мира имеются пирамиды, схожие архитектурные сооружения, а также огромную популярность получили декоративные сооружения, стилизованные под руины. Отдельно можно выделить Палладиевый мост. Он настолько впечатлил создателей парков, что его точные копии появлялись в новых парках. Сегодня эти мосты имеются в английских парках Стоу (украшенная ферма), Уилтон-хаус и в ландшафтном парке города Бат. Есть близнец этих мостов и в России, в Екатерининском парке в пригороде Санкт-Петербурга. Возможно, это не единственные копии этого легендарного моста.
1.5. Регулярные сады России Садово-парковое искусство ХVIII в.
Время чтения: 7 минут
Поворотным этапом в истории России явилась эпоха Петра I. Она ознаменовалась коренными преобразованиями страны, развитием новых направлений в архитектуре, градостроительстве и садово-парковом искусстве.
Громадную роль в становлении и развитии русской архитектуры сыграло основание Петербурга (1703) – русского города нового типа, сочетавшего принципы регулярной планировки с живым чувством природы и со свойственной русскому зодчеству свободой и мощью пространственных композиций.
Развитие культурных связей с Европой, знакомство Петра I с европейскими садами, привлечение им лучших иностранных мастеров способствовали формированию русского регулярного паркового искусства (Приложение, рис. А 16, 17).
В первой половине ХVIII в. в Петербурге и Москве были созданы великолепные парковые ансамбли. Однако становление садово-паркового искусства началось несколько раньше в Москве. Здесь в немецкой слободе в конце 1703 г. завершается строительство парадных дворцово-парковых комплексов Ф. Лефорта и Ф. Головина, которые предназначались для официальных праздников и фактически находились в распоряжении Петра I. Эти ансамбли расположены на противоположных берегах р. Яузы, развернуты своими фасадами на реку и визуально связаны между собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры, а в планировке прослеживаются тенденции композиционно-осевого построения.
Головинский и Лефортовский сады явились школой новых приемов садово-паркового искусства, которые с успехом были развиты в Петербурге и прежде всего в его первом – Летнем саду.
В настоящее время территория Лефортовского парка имеет площадь 65,5 га и находится на государственной охране как памятник садово-паркового искусства. Здесь сохранились дворец, элементы планировки водных устройств, садовые сооружения. Головинский сад почти не сохранился.
Летний сад (Приложение, рис. А 18). Летняя резиденция Петра I, площадь 11,2 га.
Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг). Лебяжья канавка (запад), р. Фонтанка (восток). В первой четверти ХVIII в. существовало четыре Летних сада – первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2 га), третий – ныне Михайловский сад (10 га) и Большой луг (Марсово поле, 9 га), четвертый – Итальянский сад (11 га).
Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г.
под непосредственным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в течение многих лет.
I стадия (1704–1711) – разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фонтанов; 1710 г. – закладка дворца.
II стадия (1711–1716) завершается строительство дворца (архитектор Д. Трезини), украшенного в 1714 г. Барельефами А. Шлютера; у дворца строится гавань, на берегу Невы возводятся 3 галереи. Завершается осуществление в натуре первоначальной планировки сада: в его центре устраиваются 4 больших квадрата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгородью (садовый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714–1716), Лебяжий канал (1711).
III стадия (1716–1725) – возводятся второй Летний дворец (1721), «Зала для славных торжествований» (1725), грот (архитектор А. Шлютер и Г. Маттарнови, 1721–1724), гавань у дворца облицовывается гранитом (1723), по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шредером устраивается лабиринт с фонтанами.
В квадратах, на месте цветников, создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Литовский канал (1718) и для подачи воды в Фонтанку, питающую систему фонтанов, – 3 водовзводные башни (1724). В 1716–1719 гг. архитектор Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ансамбля Летних садов (не осуществлен).
IV стадия (1732–1826) – на месте «Залы для славных торжествований» возводится деревянный дворец Анны Иоанновны (1732). Строится дворец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734), сад у нового Летнего дворца (1736), амфитеатр (1736, архитектор В. Растрелли); устанавливаются скульптуры (1736), ведется облицовка гранитом Невских набережных (1720–1784), устраивается ограда (архитектор Ю. Фельтен, 1770–1784).
После наводнения в 1777 г. в третьем Летнем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанавливаются. Возводится дворец для Павла I (Михайловский замок, архитекторы В. Баженов и В. Бренна, 1797–1800). После наводнения 1824 г. и завершения строительства Михайловского замка (1819–1825) примыкающий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется в пейзажный парк – Михайловский сад (архитекторы К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был построен павильон Росси (1825). В первом Летнем саду на берегу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (архитектор К. Росси, 1826), а в массиве насаждений – Чайный домик (архитектор Л. Шарлемань, 1827). Претерпевает изменения и Большой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (архитектор В. Растрелли), который в конце ХVIII в. был уничтожен, а это место впоследствии стало называться Царицын луг. Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (архитектор В. Бренна), в 1801 г.– памятник Суворову (скульптор М. Козловский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Царицын луг получил название Марсова поля. В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт). После 1824 г. царская резиденция стала общественным городским парком. Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами – липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу ХVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато убранные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства – вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.
У реки Фонтанки стоял грот – обязательная принадлежность регулярных садов ХVIII в. Грот состоял из 3 залов, соединенных арочными проемами. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окружавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплавание и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скульптурой и фонтанами.
Одним из главных украшений сада были работы известных венецианских скульпторов: П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на аллегорические и мифологические темы. В 1736 г. в саду было около 200 изваяний.
Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д. Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с дворцом, а замыкается галереей – чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада (Приложение рис. 18), в сравнении с предшествующими ему Головинским и Лефортовским в Москве, прослеживаются и новые черты – стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер.