в перечне общепедагогических умений учителя выделяют такие умения как
Ответы к тесту: Профессия и способы воспитания
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выделяются такие виды педагогической деятельности, как.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] учебно-воспитательная
[ верно ] социально-педагогическая
[ верно ] научно- методическая
Тестовый вопрос: Выделяют такие виды тезисов, как…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] сложные
[ верно ] простые
Тестовый вопрос: Профессия учитель относится к системе…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] человек-человек
[неверно] человек-знаковая система
Тестовый вопрос: В группу общепедагогических умений входят такие умения, как…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] конструктивные
[ верно ] организаторские
[ верно ] коммуникативные
Тестовый вопрос: Профессиональная направленность личности учителя включает в себя…
Выберите правильный ответ:
[неверно] профессиональные намерения и склонности
[неверно] коммуникативные возможности
[ верно ] педагогическое призвание
[неверно] общеубеные умения и навыки
[ верно ] интерес к профессии учителя
Тестовый вопрос: Основаниями для дифференциации специальностей педагогического профиля являются…
Выберите правильный ответ:
[неверно] виды педагогической деятельности
[ верно ] возрастные периоды развития ребенка
[ верно ] психофизические и социальные факторы развития личности ребенка
[неверно] сроки обучения в ВУЗе
[ верно ] предметные области знаний
Тестовый вопрос: Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] воскресными
Тестовый вопрос: План аннотации состоит из…
Выберите правильный ответ:
[неверно] сжатого изложения позиции автора источника
[неверно] анализа содержания источника
[ верно ] выходных данных источника
[неверно] уточнения тиража источника
Тестовый вопрос: Уровень обученности и подготовленности к выполнению определенного вида деятельности по полученному направлению подготовки или специальности называется ….
Выберите правильный ответ:
[ верно ] квалификацией
Тестовый вопрос: Описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, перечень норм и требований к работнику называется ….
Выберите правильный ответ:
[неверно] должностной инструкцией
[неверно] государственным образовательным стандартом
[ верно ] профессиограммой
Тестовый вопрос: Профессиональная готовность к педагогической деятельности делится на ______ готовность
Выберите правильный ответ:
[ верно ] научно-теоретическую
Тестовый вопрос:
Выберите правильный ответ:
[неверно] Род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий называется…
[ верно ] профессией
Тестовый вопрос: Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются…
Выберите правильный ответ:
[ верно ] способ воспитания
[ верно ] достижение воспитательных целей
[ верно ] взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников
[неверно] «инструментарий» воспитания
[неверно] Внешнее выражение процесса воспитания
Тест с ответами Введение в педагогическую деятельность (Признание самоценности личности…)
Тест с ответами по теме введение в педагогическую деятельность (Признание самоценности личности…)
Вопрос № 1 Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип…
Вопрос № 2 К группе организационно-структурных педагогических функций относится ____ функция
Вопрос № 3 Педагогическим творчеством не является…
внесение в образовательный процесс качественно новых элементов
предвосхищение желаемых и предотвращение нежелательных результатов в развитии личности+
искусство воспитания подрастающего поколения
решение учебно-воспитательных задач в изменяющихся обстоятельствах
Вопрос № 4 Основаниями для дифференциации специальностей педагогического профиля являются…
виды педагогической деятельности
возрастные периоды развития ребенка +
психофизические и социальные факторы развития личности ребенка +
сроки обучения в ВУЗе
предметные области знаний +
Вопрос № 5 Основным приемами скоростного конспектирования являются…
гипераббревиатура +
иероглифика +
передача мыслей своими словами
исключение слов
рубрикация +
Вопрос № 6 Знание положений педагогической теории, умение анализировать собственную научную деятельность входят в состав…
базовой культуры личности
методологической культуры учителя +
педагогической культуры
культуры личности
Вопрос № 7 Педагогическая профессия относится к __ типу профессиональной деятельности.
Вопрос № 8 Различают такие виды планов, как…
художественный
план-схема +
сложный +
комбинированный
простой +
Вопрос № 9 Профессиональная ориентация – это система таких взаимосвязанных компонентов, как…
профдиагностика +
самообразование
профессиональное просвещение +
профессиональный отбор +
развитие общей культуры
Вопрос №10 Если педагог приспосабливает свое общение к особенностям аудитории, то его деятельность можно отнести к _____ уровню
Вопрос №11 Форма профессиональной ориентации, предполагающая оказание помощи учащимся в выборе профессии, называется…
Вопрос №12 В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выделяются такие виды педагогической деятельности, как…
коммуникативно-рефлексивная
аналитико-диагностическая
учебно-воспитательная +
социально-педагогическая +
научно- методическая +
Вопрос №13 Выделяют такие виды тезисов, как…
Вопрос № 14 Профессия учитель относится к системе…
человек-техника
человек-человек +
человек-природа
человек-знаковая система
Вопрос №15 В группу общепедагогических умений входят такие умения, как…
конструктивные +
организаторские +
общеучебные
коммуникативные +
двигательные
Вопрос №16 Профессиональная направленность личности учителя включает в себя…
профессиональные намерения и склонности
коммуникативные возможности
педагогическое призвание +
общеубеные умения и навыки
интерес к профессии учителя +
Вопрос № 17 Основаниями для дифференциации специальностей педагогического профиля являются…
виды педагогической деятельности
возрастные периоды развития ребенка +
психофизические и социальные факторы развития личности ребенка +
сроки обучения в ВУЗе
предметные области знаний +
Вопрос №18 Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются…
Вопрос №19 План аннотации состоит из…
сжатого изложения позиции автора источника
заключения
анализа содержания источника
выходных данных источника +
уточнения тиража источника
Вопрос №20 Уровень обученности и подготовленности к выполнению определенного вида деятельности по полученному направлению подготовки или специальности называется ….
Вопрос №21 Описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, перечень норм и требований к работнику называется ….
должностной инструкцией
государственным образовательным стандартом
технологией
профессиограммой +
Вопрос №22 Профессиональная готовность к педагогической деятельности делится на ______ готовность
Вопрос №23
Род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий называется…
профессией +
творчеством
специализацией
мастерством
Вопрос № 1 Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип…
Вопрос № 2 К группе организационно-структурных педагогических функций относится ____ функция
Вопрос № 3 Педагогическим творчеством не является…
внесение в образовательный процесс качественно новых элементов
предвосхищение желаемых и предотвращение нежелательных результатов в развитии личности
искусство воспитания подрастающего поколения
решение учебно-воспитательных задач в изменяющихся обстоятельствах
Вопрос № 4 Основаниями для дифференциации специальностей педагогического профиля являются…
виды педагогической деятельности
возрастные периоды развития ребенка
психофизические и социальные факторы развития личности ребенка
сроки обучения в ВУЗе
предметные области знаний
Вопрос № 5 Основным приемами скоростного конспектирования являются…
гипераббревиатура
иероглифика
передача мыслей своими словами
исключение слов
рубрикация
Вопрос № 6 Знание положений педагогической теории, умение анализировать собственную научную деятельность входят в состав…
базовой культуры личности
методологической культуры учителя
педагогической культуры
культуры личности
Вопрос № 7 Педагогическая профессия относится к __ типу профессиональной деятельности.
Вопрос № 8 Различают такие виды планов, как…
художественный
план-схема
сложный
комбинированный
простой
Вопрос № 9 Профессиональная ориентация – это система таких взаимосвязанных компонентов, как…
профдиагностика
самообразование
профессиональное просвещение
профессиональный отбор
развитие общей культуры
Вопрос №10 Если педагог приспосабливает свое общение к особенностям аудитории, то его деятельность можно отнести к _____ уровню
Вопрос №11 Форма профессиональной ориентации, предполагающая оказание помощи учащимся в выборе профессии, называется…
Вопрос №12 В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выделяются такие виды педагогической деятельности, как…
коммуникативно-рефлексивная
аналитико-диагностическая
учебно-воспитательная
социально-педагогическая
научно- методическая
Вопрос №13 Выделяют такие виды тезисов, как…
Вопрос № 14 Профессия учитель относится к системе…
человек-техника
человек-человек
человек-природа
человек-знаковая система
Вопрос №15 В группу общепедагогических умений входят такие умения, как…
конструктивные
организаторские
общеучебные
коммуникативные
двигательные
Вопрос №16 Профессиональная направленность личности учителя включает в себя…
профессиональные намерения и склонности
коммуникативные возможности
педагогическое призвание
общеубеные умения и навыки
интерес к профессии учителя
Вопрос № 17 Основаниями для дифференциации специальностей педагогического профиля являются…
виды педагогической деятельности
возрастные периоды развития ребенка
психофизические и социальные факторы развития личности ребенка
сроки обучения в ВУЗе
предметные области знаний
Вопрос №18 Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются…
Вопрос №19 План аннотации состоит из…
сжатого изложения позиции автора источника
заключения
анализа содержания источника
выходных данных источника
уточнения тиража источника
Вопрос №20 Уровень обученности и подготовленности к выполнению определенного вида деятельности по полученному направлению подготовки или специальности называется ….
Вопрос №21 Описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, перечень норм и требований к работнику называется ….
должностной инструкцией
государственным образовательным стандартом
технологией
профессиограммой
Вопрос №22 Профессиональная готовность к педагогической деятельности делится на ______ готовность
Вопрос №23
Род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий называется…
профессией
творчеством
специализацией
мастерством
Профессионально важные качества и умения учителя
Методички Педсовета
Общеизвестно, что система образования и воспитания — главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По прежнему остаются актуальными слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.
Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.
Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т. е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:
Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.
Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К. К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.
Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.
Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства. Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности.
Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.
Таким образом, динамическая структура личности образуется в процессе взаимодействия четырех групп качеств:
Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:
Профессиональные качества и свойства в структуре личности К. К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.
А. К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:
Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т. д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков).
В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности учителя:
Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.
Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.
Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:
Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством.
Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:
Эти же компоненты педагогической деятельности выделял В. А. Сухомлинский, отвечая на вопрос «Что значит хороший учитель?».
Н. С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,
Исследования советских психологов и педагогов Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование.
В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:
Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф. Н. Гоноболин считает:
А. И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:
Н. В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:
Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:
Педагогическая техника включает две группы умений:
Ю. И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.
Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Деятельность учителя направлена на:
Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, А. И. Щербаков и др.):
— гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);
— конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);
— —организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);
— —коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);
— прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т. д.)).
Н. В. Кузьмина и А. И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты. [19]
Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.
Список литературы:
[1] См.: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967; Крутецкий В. Н. Психология. — М., 1980.
[2] Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 125.
[3] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — С. 134.
[4] Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — С. 36-37.
[5] Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М., 1997. — С. 11.
[6] Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — С. 22.
[7] См.: Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М., 1988.
[8] См.: Учитель-методист — наставник стажера. — М., 1988. — С. 60 — 61.
[9] Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. — М., 1979. — С. 51.
[12] Яковлев Н. С. Записки директора школы. — М., 1987. — С. 32.
[13] Крутецкий В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983. — С. 36.
[14] См.: Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — С. 8, 14 — 15.
[15] Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. — С. 38 — 39.
[16] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — С. 146.
[17] Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. — С. 223.
[18] Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979. — С. 15
[19] См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976.
[20] Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. — С. 76.