в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства

Урок 09-10. Джордж Гершвин. Опера «Порги и Бесс»

Вспомним что такое джаз ( см. муз.словарь ), его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки.

Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях

сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора.

Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

Характерные черты джаза:

Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)

Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):

Опера «Порги и Бесс» стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Опера в трех действиях.

Время действия: 1920-е годы.

Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США.

Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.

Большую роль в опере играет хор, олицетворяющий народ

Опера начинается небольшим оркестровым вступлением.

В 1 действии звучит «Колыбельная Клары»

Источник

В партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства

в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства. Смотреть фото в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства. Смотреть картинку в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства. Картинка про в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства. Фото в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства

в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства. Смотреть фото в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства. Смотреть картинку в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства. Картинка про в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства. Фото в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства

Ольга Чекмарева запись закреплена

8 класс
3 урок
III четверть
Здравствуйте, ребята! Тема урока – «И снова в музыкальном театре».
1. Прочитайте текст на стр. 70-73 учебника.

2.Прослушайте музыкальные фрагменты из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»:
— колыбельная Клары;
— дуэт Порги и Бесс;
— песенка Спортинг Лайфа;
— молитва Сирены.

3.Ответьте на вопросы:
1. Разделите фрагменты из оперы Дж. Гершвина на две группы: 1)Название фрагментов, выдержанных в традициях классической оперы. 2) Названия фрагментов, в которых использован народный фольклор, джазовая музыка.
вступление;
песня Порги;
колыбельная Клары;
дуэт Порги и Бесс;
песенка Спортинг Лайфа;
молитва Сирены;

2. В партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально-выразительные средства:
1.Игривые, обольстительные интонации, незамысловатая мелодия
2.Лирическая мелодия с речитативными вставками, напевная
3.Темпераментная, эмоциональная, поражающая глубиной переживаний

А. Спортинг Лайф
Б. Бесс
С. Порги

Источник

Домашняя работа по музыке

«Орфей» справедливо считается шедевром музыкально-драматического гения Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.

Первый акт представляет собой монументальную траурную фреску.
Величественно и печально звучание погребальных хоров. На их фоне возникают полные страстной скорби стенания Орфея. В сольном эпизоде Орфея с эхом трижды повторяется выразительная мелодия «Где ты, любовь моя», выдержанная в духе lamento (жалобных стенаний). Она прерывается драматическими призывными речитативами, которым, точно эхо, вторит оркестр за сценой. Две арии Амура изящны, красивы. Игривой грацией пленяет вторая ария «Небес повеленье исполнить спеши», выдержанная в ритме менуэта. В конце акта наступает перелом. Заключительный речитатив и ария Орфея носят волевой стремительный характер, утверждая в нем героические черты.

Второй акт распадается на две контрастирующих части.
В первой устрашающе грозно звучат хоры духов, исполняемые в унисон с тромбонами — инструментами, впервые введенными в оперный оркестр в парижской редакции «Орфея». Наряду с острыми гармониями, «фатальным» ритмом, впечатление жути призваны производить глиссандо оркестра, — изображающие лай Цербера. Стремительные пассажи, острые акценты сопровождают демонические пляски фурий. Всему этому противостоит нежная ария Орфея под аккомпанемент лиры (арфа и струнные за сценой) «Заклинаю, умоляю, сжальтесь, сжальтесь надо мной». Элегически окрашенная плавная мелодия становится все взволнованнее, активней, просьба певца настойчивее.
Вторая половина акта выдержана в светлых пасторальных тонах. Свирельные наигрыши гобоя, тихое струящееся звучание скрипок, легкая прозрачная оркестровка передают настроение полной умиротворенности Выразительна меланхоличная мелодия флейты.
Тревожная порывистая музыка вступления к третьему действию живописует мрачный фантастический пейзаж. Дуэт «Верь нежной страсти Орфея» получает напряженное драматическое развитие. Отчаяние Эвридики, ее волнение, горестные причитания переданы в арии «О жребий злосчастный». Скорбь Орфея, печаль одиночества запечатлены в известной арии «Потерял я Эвридику». Завершают оперу балетная сюита и ликующий хор, где солистами, чередуясь, выступают Орфей, Амур, Эвридика.

Источник

Урок 02. В музыкальном театре. Опера

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.

Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.

Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.

Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.

В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Домашнее задание:

1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?

Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.

Источник

Класс: 4

Презентация к уроку

Цель: Сформировать у учащихся представление о жанре оперы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете об опере?

Беседа выявляет знания учащихся об опере. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр;

б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства;

в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.

Даётся определение (слайды № 1, 2).

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя.

Создание первых спектаклей с использованием новых выразительных средств привело к появлению нового вида искусства- оперы.

Самые первые музыкальные представления итальянских композиторов назывались “сказание в музыке” или “музыкальная повесть” с добавлением слова “опера” (в переводе с итальянского оно означает “труд”, “сочинение”), то есть труд такого-то композитора. Со временем обозначение “опера” так и осталось в театре как наименование нового жанра.

Первый публичный оперный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных тожествах во дворце герцогов Медичи. Высоким гостям было показано представление, которое называлось “Сказание в музыке” об Орфее и Эвридике (создатели первых спектаклей использовали сюжеты из древнегреческой мифологии). Текст принадлежал перу поэта Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери – композитор, органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. В каждой стране она приобрела особый национальный характер- это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из её сказаний и легенд), и в характере музыки.

3. Беседа с учащимися о тех, кто создаёт оперу.

Объяснение учителя (слайды № 7, 8).

Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.

Даются определения (слайды № 9, 10, 11, 12).

4. Беседа о строении спектакля (слайды № 13, 14).

Обобщение и объяснение учителя.

Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. Оперные номера бывают вокальные и оркестровые.

(Объяснение основных вокальных и оркестровых номеров сопровождается показом музыкальных примеров. Прослушивание и анализ музыкальных фрагментов выявляет выразительные особенности оперных форм.)

5. Беседа с учащимися о видах вокальной музыки в опере: о вокальных номерах, предназначенных для сольного, ансамблевого, хорового исполнения и составляющих основу оперного спектакля.

Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. Среди сольных номеров самым распространённым является ария. В ней раскрываются основные черты характера и душевное состояние героя, его мысли и чувства. Это музыкальный портрет действующего лица. Для арии характерна широкая, распевная кантиленная мелодия, часто трёхчастная репризная форма. К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина (слайды № 15, 16, 17, 18).

Ария в опере иногда уступает место песне, романсу или монологу (слайд № 19).

Кроме напевных мелодий в опере используется декламационное пение- речитатив. Речитатив, то близкий разговорной речи, то более напевный, предшествует арии, создавая нужное настроение, или используется в диалогах для понимания взаимоотношений действующих лиц, а также отражает ход развития сюжета (слайд № 20).

Беседа с учащимися о составе и роли оперных ансамблей, являющихся ярким средством характеристики героев (слайды № 21, 22).

Беседа с учащимися о разнообразных функциях оперного хора, то активного участника действия, то только фона, не связанного с развитием основного сюжета, о красочных средствах хоровых составов (слайды № 23, 24).

6. Беседа с учащимися о тембрах певческих голосов, о стремлении композитора выбрать для каждого действующего лица голос, соответствующий облику и характеру персонажа (слайды № 25, 26, 27, 28).

7. Беседа с учащимися о роли оркестра в опере (слайды № 29, 30).

Обобщение и объяснение учителя.

Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку.

В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.

Даётся определение (слайд № 31).

Опера включает также самостоятельные оркестровые номера. К ним относятся увертюра, музыкальные антракты, балетные сцены и музыкальные картины (слайды № 32, 33, 34).

Беседа об увертюре, её значении в оперном спектакле.

Увертюра-это большое оркестровое вступление к опере. Она вводит слушателя в настроение спектакля, воплощает общий характер данного произведения. Увертюра обычно написана в сонатной форме. В ней часто проходят главные мелодии оперы.

Даётся определение (слайд № 35).

Сочетание в опере музыки, литературы, изобразительного и драматического искусств, танца даёт богатые возможности для раскрытия содержания спектакля, создаёт яркое художественное впечатление (слайды № 36, 37).

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали об опере? Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание. Составить кроссворд об опере, используя новые термины.

Музыкальный материал: М.Глинка, опера “Иван Сусанин”, речитатив и ария Сусанина из IVд.; Н.Римский-Корсаков, опера “Снегурочка”, вступление из пролога, Третья песня Леля из IV д.; П.Чайковский, опера “Пиковая дама”, дуэт Лизы и Полины; опера “Евгений Онегин”, хор “Болят мои скоры ноженьки со походушки” из 1 к.; А.Бородин, опера “Князь Игорь”, “Половецкие пляски” из IIд.; М.Глинка, опера “Руслан и Людмила”, увертюра; Н.Римский-Корсаков, опера “Сказка о царе Салтане”, “Полёт шмеля”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *