в открытом обществе полностью отсутствуют как формальные так и неформальные барьеры
В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные так и неформальные барьеры
Выберите верные суждения о социальной мобильности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные, так и неформальные барьеры для социальной мобильности.
2) Восходящую мобильность можно назвать социальным подъёмом, а нисходящую — социальным спуском.
3) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности.
4) Вертикальная социальная мобильность развивается в индустриальном и постиндустриальном обществе.
5) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности.
1) В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные, так и неформальные барьеры для социальной мобильности. Нет, неверно, неформальные могут существовать, например различные традиции, обычаи, стереотипы и предрассудки, которые действуют в обществе в отношении различных групп населения.
2) Восходящую мобильность можно назвать социальным подъёмом, а нисходящую — социальным спуском. Да, верно, так как в одном случае статус улучшается, в другом ухудшается.
3) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности. Нет, неверно, если в брак вступают представителя разных страт, то для одного из супругов это обеспечит восходящую мобильность.
4) Вертикальная социальная мобильность развивается в индустриальном и постиндустриальном обществе. Да, верно, из-за того, что социальные структуры становятся открытыми.
5) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности. Да, верно, это пример горизонтальной мобильности.
В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные так и неформальные барьеры
Выберите верные суждения о социальной мобильности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные, так и неформальные барьеры для социальной мобильности.
2) Восходящую мобильность можно назвать социальным подъёмом, а нисходящую — социальным спуском.
3) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности.
4) Вертикальная социальная мобильность развивается в индустриальном и постиндустриальном обществе.
5) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности.
1) В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные, так и неформальные барьеры для социальной мобильности. Нет, неверно, неформальные могут существовать, например различные традиции, обычаи, стереотипы и предрассудки, которые действуют в обществе в отношении различных групп населения.
2) Восходящую мобильность можно назвать социальным подъёмом, а нисходящую — социальным спуском. Да, верно, так как в одном случае статус улучшается, в другом ухудшается.
3) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности. Нет, неверно, если в брак вступают представителя разных страт, то для одного из супругов это обеспечит восходящую мобильность.
4) Вертикальная социальная мобильность развивается в индустриальном и постиндустриальном обществе. Да, верно, из-за того, что социальные структуры становятся открытыми.
5) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности. Да, верно, это пример горизонтальной мобильности.
В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные так и неформальные барьеры
Выберите верные суждения о социальной мобильности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные, так и неформальные барьеры для социальной мобильности.
2) Восходящую мобильность можно назвать социальным подъёмом, а нисходящую — социальным спуском.
3) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности.
4) Вертикальная социальная мобильность развивается в индустриальном и постиндустриальном обществе.
5) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности.
1) В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные, так и неформальные барьеры для социальной мобильности. Нет, неверно, неформальные могут существовать, например различные традиции, обычаи, стереотипы и предрассудки, которые действуют в обществе в отношении различных групп населения.
2) Восходящую мобильность можно назвать социальным подъёмом, а нисходящую — социальным спуском. Да, верно, так как в одном случае статус улучшается, в другом ухудшается.
3) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности. Нет, неверно, если в брак вступают представителя разных страт, то для одного из супругов это обеспечит восходящую мобильность.
4) Вертикальная социальная мобильность развивается в индустриальном и постиндустриальном обществе. Да, верно, из-за того, что социальные структуры становятся открытыми.
5) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности. Да, верно, это пример горизонтальной мобильности.
В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные так и неформальные барьеры
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные статусы и социальные роли — элементы социального контроля.
2) Социальный контроль служит поддержанию общественной стабильности.
3) Социализация — одна из форм социального контроля.
4) Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия на индивидов, социальные группы.
5) Поведение личности в обществе находится под контролем семьи, коллег по работе или учёбе, соседей по дому и т. п.
Социальный контроль — особый механизм поддержания общественного порядка. Способы осуществления социального контроля: через социализацию, через групповое давление. Элементы социального контроля: социальные нормы и социальные санкции. Социальные нормы — предписания о правильности поведения в обществе.
1) Социальные статусы и социальные роли — элементы социального контроля — нет, неверно. Социальные нормы и санкции являются элементами социального контроля.
2) Социальный контроль служит поддержанию общественной стабильности — да, верно.
3) Социализация — одна из форм социального контроля — нет, неверно.
4) Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия — да, верно.
5) Поведение личности в обществе находится под контролем семьи, коллег по работе или учёбе, соседей по дому и т. п. — да, верно.
Социальные нормы и санкции являются элементами социального контроля.
почему 3 не подходит?
Соц контроль делится на внешний (формальный и неформальный) и внутренний. Социализация это процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, ролей, который обеспечивает его успешную интеграцию в общество. Социальный контроль это механизм регуляции поведения индивида в обществе.
Выберите верные суждения о социальной мобильности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные, так и неформальные барьеры для социальной мобильности.
2) Восходящую мобильность можно назвать социальным подъёмом, а нисходящую — социальным спуском.
3) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности.
4) Вертикальная социальная мобильность развивается в индустриальном и постиндустриальном обществе.
5) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности.
1) В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные, так и неформальные барьеры для социальной мобильности. Нет, неверно, неформальные могут существовать, например различные традиции, обычаи, стереотипы и предрассудки, которые действуют в обществе в отношении различных групп населения.
2) Восходящую мобильность можно назвать социальным подъёмом, а нисходящую — социальным спуском. Да, верно, так как в одном случае статус улучшается, в другом ухудшается.
3) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности. Нет, неверно, если в брак вступают представителя разных страт, то для одного из супругов это обеспечит восходящую мобильность.
4) Вертикальная социальная мобильность развивается в индустриальном и постиндустриальном обществе. Да, верно, из-за того, что социальные структуры становятся открытыми.
5) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности. Да, верно, это пример горизонтальной мобильности.
Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без улучшения или ухудшения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без без улучшения или ухудшения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности — да, верно, это ее ключевая характеристика.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения — да, верно, социальная мобильность предполагает изменение социального статуса.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности — нет, неверно, существует нисходящая мобильность.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую — нет, неверно, по данному критерию выделяются горизонтальная и вертикальная мобильность.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность — да, верно, она характерна для традиционного общества.
Выберите верные суждения о типах социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.
2) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации.
3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья.
4) В условиях кастового строя крайне низкий уровень социальной мобильности.
5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.
1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества — нет, неверно, он характерен для индустриального и постиндустриального обществ.
2) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации — да, верно, кастовая, сословная, классовая.
3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья. — да, верно, она характерна для традиционного общества.
4) В условиях кастового строя крайне низкий уровень социальной мобильности. — да, верно, так как социальные структуры закрытые.
5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами — нет, неверно, это характерно для каст и сословий.
Выберите верные суждения об обычаях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В основе обычаев лежат представления общества о добре и зле.
2) Обычай представляет собой стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе.
3) Авторитет обычаев основан на их древности.
4) Роль обычаев как социальных регуляторов усиливается по мере развития общества от традиционного типа к информационному.
5) Соблюдение обычаев обеспечивается общественным одобрением или порицанием.
В основе морали лежат представления общества о добре и зле. Роль обычаев как социальных регуляторов уменьшается по мере развития общества от традиционного типа к информационному.
1) В основе обычаев лежат представления общества о добре и зле — нет, неверно.
2) Обычай представляет собой стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе — да, верно.
3) Авторитет обычаев основан на их древности — да, верно.
4) Роль обычаев как социальных регуляторов усиливается по мере развития общества от традиционного типа к информационному — нет, неверно.
5) Соблюдение обычаев обеспечивается общественным одобрением или порицанием — да, верно.
Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделенная на основе профессиональных критериев.
2) Возрастные границы социальной группы «молодёжь» определяются культурно-исторической ситуацией и социально-экономическими условиями.
3) Одним из общих социально значимых признаков молодёжи является завершение первичной социализации.
4) Для молодёжи характерно стремление к самоутверждению и самореализации.
5) Молодёжь — это группа риска, характеризующаяся девиантным поведением.
1) Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделенная на основе профессиональных критериев. Нет, неверно, на основе социально-демографических.
2) Возрастные границы социальной группы «молодёжь» определяются культурно-исторической ситуацией и социально-экономическими условиями. Да, верно, они регулярно изменяются, как правило расширяются границы.
3) Одним из общих социально значимых признаков молодёжи является завершение первичной социализации. Да, верно, в подростковом возрасте завершается первичная и начинает преобладать вторичная социализация.
4) Для молодёжи характерно стремление к самоутверждению и самореализации. Да, верно, это одна из характерных черт данной группы.
5) Молодёжь — это группа риска, характеризующаяся девиантным поведением. Нет, неверно, данное понятие и определение никак не связаны.
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: cколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта — нет, неверно.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью — да, верно.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля — да, верно.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка — да, верно.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу — да, верно.
В открытом обществе полностью отсутствуют как формальные так и неформальные барьеры
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К горизонтальному виду мобильности относится получение офицером внеочередного воинского звания.
2) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.
3) Социальная мобильность — это разделение общества на группы, занимающие разное положение.
4) Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса y разных поколений.
5) Организованной мобильностью называют управляемые государством перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, с согласия самих людей или без их согласия.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, то есть перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса. В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.
Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.
1) К горизонтальному виду мобильности относится получение офицером внеочередного воинского звания — нет, неверно.
2) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой — да, верно.
3) Социальная мобильность — это разделение общества на группы, занимающие разное положение — нет, неверно.
4) Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса y разных поколений — да, верно.
5) Организованной мобильностью называют управляемые государством перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, с согласия самих людей или без их согласия — да, верно.
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.
Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.
Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.
По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).
В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность. Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.
Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
— на микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.
2) Ответ на второй вопрос:
— большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).
3) Ответ на третий вопрос:
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) Дано объяснение смысла понятия:
— вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз
2) Ответ на второй вопрос:
— уровня развития общества;
— уровня жизни населения.
3) Ответ на третий вопрос:
— это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности государством приводит к негативным последствиям. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких последствия.
В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие последствия искусственного ограничения социальной мобильности, допустим:
1) если в обществе существует искусственное ограничение мобильности, то люди не имеют равных прав и возможностей от рождения.
2) судьба всех членов общества предрешена ещё до их рождения, именно поэтому они не могут её изменить.
3) из-за несправедливости того, что все люди имеют неравные возможности, в обществе могут начаться противостояния и гражданские войны.
Последствия искусственного ограничения социальной мобильности могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
В правильном ответе должны быть названы любые три «лифта для подъёма и спуска» и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
1) Вступление в брак с представителем более высокой социальной страты. Например, гражданка Иванова из среднего класса вышла замуж за принца Великобритании и улучшила свой соц. статус — стала принцессой.
2) Образование. Например, г-ка Петрова, рожденная в семье рабочих, получила высшее образование и устроилась работать директором завода.
3) Профессиональные институты (работа). Например, г-н Егоров, устроившийся после школы на работу кассиром магазина, был повышен до уровня директора этого магазина.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальное неравенство»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию негативном влиянии социального неравенства на общественные отношения;
− одно предложение, раскрывающее причины социального неравенства.
В правильном ответе могут быть указаны:
1)Социальное неравенство — ситуация, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Могут быть приведены следующие предложения:
2)Социальное неравенство ведет к возникновению социальных конфликтов между представителями различных страт, росту социального напряжения.
— Причинами возникновения социального неравенства является выполнение людьми качественно неравных видов труда, в разной степени удовлетворяющих общественные потребности.
Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальная стратификация». С каким фактором автор связывает активизацию молодёжных субкультур в середине XX в? Укажите три любых традиционных социально-биографических маркера взрослости, которые приводит автор.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Для анализа молодёжи как возрастной группы, на наш взгляд, целесообразно остановиться на нескольких взаимосвязанных между собой аспектах.
Во-первых, это образ жизни, специфика социального статуса молодёжи, а также места и функций в современной общественной системе. Во-вторых, это анализ историко-социальных предпосылок возникновения молодёжной группы и их трансформация в современной социокультурной ситуации. И в-третьих, это достижение взрослости как ключевая задача данного жизненного этапа и её актуальные характеристики.
Специфика социального статуса молодёжи как социальной группы проявляется в том, что эта группа «неполного» вхождения в общество, характеризующаяся промежуточным положением «между детством и взрослостью». Молодой человек не играет больше роли ребёнка и в то же время не является полноправным носителем ролей взрослых людей.
Середина и последняя четверть XX в. принесли значительные изменения в социальный контекст и социальную организацию молодёжи как переходного периода от детства к взрослой жизни. 1960-80-е гг. были охарактеризованы как время возникновения и расцвета молодёжной субкультуры. В течение этого времени многими учёными самых различных направлений было отмечено, что возраст постепенно превращается в одну из доминирующих координат социальной дифференциации и социальной дискриминации. Возраст стал заменой классу как главному основанию социальной стратификации.
В частности, анализ европейской молодёжной среды показывает, что активизация молодёжных субкультур в середине XX в. была связана, прежде всего, с резким увеличением реального дохода молодых людей. Расходы молодых людей в сфере потребления, услуг и культуры стали существенной частью от общего количества потребляемых товаров. Молодой человек стал важным потребителем сфер обслуживания и досуга. Это являлось весьма заметным социальным признаком молодёжи и представляло новую и отличительную форму молодёжного поведения. Как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос, и именно это стало одним из слагаемых новой подростковой субкультуры.
Для обнаружения официальных характеристик взросления, а также их учёта большое значение приобретают своеобразные социально-нормативные события, выступающие критериями — социальными маркерами — взрослой жизни. В течение многих десятилетий вхождение во взрослость обусловливалось набором определённых жизненных событий — своеобразных социально-биографических маркеров. Например, для европейского молодого человека такими событиями выступали окончание школы, уход из родительского дома, начало профессиональной карьеры, бракосочетание и рождение собственных детей. Однако за последние десятилетия процент молодёжи, следовавшей такому расписанию, существенно уменьшился. В контексте новой взрослой жизни молодые люди всё больше идентифицируют себя посредством индивидуальных маркеров зрелости, не имеющих социального значения. Например, таким индивидуальным маркером может быть способность самостоятельно принимать решения и т. д. Социально заданные маркеры утрачивают своё значение и становятся менее важными. В связи с этим всё чаще высказываются мнения о превращении молодости в новую фазу жизни, во время которой происходит достижение психологической взрослой жизни через индивидуальные стремления и ожидания.