в отечественной социальной психологии стадии социализации выделяются на основе такого принципа как
21. Стадии процесса социализации
21. Стадии процесса социализации
Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по Фрейду выделяется:
1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;
2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) – привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;
3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);
Стадия индивидуализации (маргинализации) – наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).
Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.
В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;
Стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;
Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
12. Механизмы и институты социализации
12. Механизмы и институты социализации Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания,
Стыд как фактор социализации
53. Мотивационные предпосылки социализации личности
53. Мотивационные предпосылки социализации личности Первичным в развитии человека (и человечества) является не сознание людей, а их бытие. Именно конструктивные изменения в социальной среде, создание таких условий жизни в социуме, которые помогают развиваться всем
Использование первичного процесса на благо вторичного процесса
Использование первичного процесса на благо вторичного процесса Дона Карлетта сказала, что при работе с людьми полезнее всего говорить с первичным процессом о вторичном; посуществу, это метод обращения к мудрости первичного процесса человека (обычной идентичности и
Использование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса
Использование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса Дона Карлетта сказала, что в некоторых случаях полезнее всего использовать отношение или качество вторичного процесса на благо первичного процесса. Она надеялась, что это не слишком собьет нас с
20. Содержание процесса социализации
20. Содержание процесса социализации Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом
18. Возрастные периоды социализации
18. Возрастные периоды социализации Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени
2.4. Фрустрации подростка при семейной социализации
2.4. Фрустрации подростка при семейной социализации Процесс усвоения социальных ролей, социальных правил, установок и позиций во многом зависит от того, как к ним относятся в семье, каких правил социального общежития требуют придерживаться мать или отец, как они сами
Ориентация в процессе социализации
Ориентация в процессе социализации Как отмечалось в начале данной главы, жизненный процесс предполагает два вида отношений с внешним миром — ассимиляцию и социализацию.Мы можем выделить следующие виды межличностных отношений: симбиотический союз,
Любовь как метод социализации
Любовь как метод социализации «Теория привязанностей» предлагает метод этологического наблюдения — мониторинг, основанный на вопросах из области клинической психологии и введении ряда экспериментальных данных: были выбраны 112 «робких» детей в возрасте пяти лет[141].
Стадии процесса: составление плана
Стадии процесса: составление плана Невозможно сразу распланировать весь процесс ваших действий, особенно если цель достаточно масштабна. Конечно, если ваша цель – пойти в кино, то вы просто идете и покупаете билет, здесь других вариантов быть не может. А если ваши
Bookitut.ru
48 СТАДИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Отечественная социальная психология полагает, что социализация личности происходит в процессе трудовой деятельности, что и служит основанием для классификации стадий: дотрудовая (охватывает период от рождения до начала трудовой деятельности), трудовая (период зрелости человека) и послетрудовая, считает Г. М. Андреева.
Трудовой период имеет очень условные границы. Особо значим вопрос о непрерывности образования, в том числе образования взрослых. Актуальным становится сотрудничество с акмеологией – наукой, изучающей закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Послетрудовая стадия вызывает много споров. Некоторые полагают, что бессмысленно говорить о социализации в период свертывания социальных функций (крайнее выражение идеи – десоциализация). Существует и прямо противоположная позиция, косвенным признанием которой является возрастная периодизация Э. Эриксона, выделившего период зрелости (после 65 лет).
А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Прохождение «микрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция).
Любой период начинается адаптацией,
представляющей усвоение и овладение общественными нормами, формами и средствами деятельности. Человек обучается быть личностью, что не происходит в случаях с фе-ральными людьми – это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта (дети-маугли).
Индивидуализация вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Личность выступает как субъект общественных отношений, проявляет собственное «я».
Третья фаза вызывается противоречием между потребностью личности в реализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которая в случае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.
Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми периодами складываются условия для кризиса развития личности. Согласно концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и возрастной аспект социального развития личности.
49 ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта, называются институты социализации.
Институты социализации – это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции поведения индивида, считает Е. В. Андриенко.
Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным, экономическим состоянием.
Наиболее значимым является семья. Она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.
По мнению Б. Ю. Шапиро, семья как социальный институт имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организацию досуга.
В современном обществе все большее значение играют дошкольные детские учреждения, однако как объекты социально-психологического исследования они практически не изучались. В настоящее время нет лонгитюд-ных исследований, показывающих зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.
Школа выполняет образовательные и социализирующие функции. Социализирующие функции проявляются в социальной дифференциации детей в свете их достижений, в эмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей, в усвоении общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы. В школе ребенок имеет широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, что позволяет апробировать различные социальные роли на всех уровнях.
В зависимости от того, включается ли в жизненный путь человека период высшего образования, решается вопрос о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований по данной проблематике нет, хотя изучение студенчества как особой социальной группы занимает все более значительное место в системе общественных наук.
Значение профессиональной группы или трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации, самоактуализации человека в интересующей его деятельности.
Для взрослого человека семья и работа обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций.
Институты социализации реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности.
5 °СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Липтоном и Дж. Мидом независимо друг от друга. Р. Липтон трактовал социальную роль как единицу общественной структуры, которую можно описать в виде заданной человеку системы норм. Дж. Мид рассматривал социальную роль как многообразие функций, которые человек выполняет и способен выполнять в социуме.
Рассмотрим некоторые определения социальной роли:
1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
2) функция, нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
3) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
4) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
5) устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях и др.
Т. Шибутани считал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.
Социальные роли связаны с правами и обязанностями. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, нарушение приводит к доминированию только обязанностей или прав, что может свидетельствовать о том, что роль не усвоена или не существует согласия относительно прав и обязанностей. Таким образом, социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение.
Виды социальных ролей определяются разнообразием групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность.
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные – связаны с социальным статусом, профессией, видом деятельности. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, сын, дочь.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне: лидер, кумир, обиженный.
Традиционно социальные роли изучались в западной социальной психологии, где используется термин аттитюд. Выделены четыре функции аттитюдов:
1) приспособительная (утилитарная, адаптивная) – направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению целей;
2) функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения (ценности, саморегуляции) – выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
4) функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
51 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время сложился целый ряд подходов к проблеме личности: биологический (развитие личности – это развертывание генетической программы); социологический (личность – это продукт культурно-исторического развития; недостаток – личность лишается активности, субъектности); индивидуально-психологический (развитие личности определяется врожденными особенностями: конституцией, типом нервной системы и т. д.); социально-психологический и др.
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности: объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, восточные, отечественные. Среди них выделяются психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теория А. Маслоу о самоактуализации «я», теория зеркального «я» («Я – концепция»), экзистенциальные.
Среди отечественных социально-психологических теорий можно выделить: теорию отношений В. Н. Мясищева, теорию установки Д. Н. Узнадзе, диспозиционную теорию лично-
сти, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности. Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.
Исследование личности (качеств, свойств) имеет давнюю традицию как в общей, так и в социальной психологии, однако до сих пор не разработаны принципы построения системы качеств личности, хотя и намечены подходы к решению этой проблемы.
Г. М. Андреева полагает, что наиболее продуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности – группа – наделяет личность определенными свойствами. В пользу такого подхода приводятся два довода.
1. Результат активности каждой личности, продукт ее деятельности выступают как некоторая реальность – группа, поэтому личность неизбежно оценивается другими членами группы. Выделяются четыре процесса межличностного оценивания: интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны других членов группы); социальное сравнение (сравнение с другими членами группы); самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов); смысловая интерпретация жизненного переживания.
2. Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций взаимодействия, в ходе которых усилия каждой личности сопрягаются с усилиями других членов группы.
52 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить общие методологические проблемы.
1. Различие трактовок понятия «личность» в общей психологии. Если понятия «личность» и «человек» – синонимы, то структура личности включает все характеристики человека, если личность – это социальное качество человека, должны описываться лишь социальные свойства.
2. Неоднозначность употребления понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности».
Принципы построения структуры личности различны: это могут быть качества, изучаемые при помощи личностных тестов (Г. Айзенк, Р. Кеттел и др.), индивидуально-психологические особенности человека или полный набор самых разнообразных свойств человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются именно социально-психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.)
А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и другие включают в социально-психологическую структуру личности следующие качества: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы), когнитивные характеристики (картины мира); «Я – характеристики» («Я – концепцию», «Я – образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоционально-психические состояния, социальные чувства личности.
Еще более неразработанным является понятие социально-психологические способности личности. Эти способности связаны с проявлением личности в общении и часто определяются через такие широкие понятия, как «социально-психологическая компетентность», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и др.
Социально психологические качества – это качества, формирующиеся в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности и общения.
53 МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ПРОПАГАНДА
Социально-психологические исследования в системе средств массовой коммуникации и пропаганды развиваются очень активно, при этом исследуются все составные части коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. Однако опосредованность массовой коммуникации техническими средствами, ее высокая социальная направленность накладывают своеобразный отпечаток на эти структурные компоненты.
Коммуникатор приобретает коллективный характер, так как это не отдельный индивид, а некая социальная группа, которая готовит, редактирует материал и т. п. В силу этого коммуникатор выполняет две функции:
2) трансляция сообщения. Экспериментально установлено, что при восприятии коммуникатора человек реагирует и на исходящее сообщение, и на его личность, что необходимо учитывать для повышения эффективности воздействия.
Аудиторию составляют группы различного размера и различной степени организованности; она остается анонимной и при этом формирует желанный образ ведущего программу, сопоставляет его с реальным образом и выносит свое суждение.
Обратная связь не поступает немедленно, что сильно модифицирует коммуникативный процесс.
При организации прикладных исследований важно учитывать канал передачи информации: радио, телевидение, печать, устные, публичные выступления.
Пропаганда – это распространение и внедрение в сознание различных слоев населения убеждений для формирования определенной идеологии. Психология пропаганды выявляет социально-психологические закономерности информационно-пропагандистской деятельности.
С рассматриваемым кругом проблем тесно связаны исследования в области рекламы В. Г. Зазыкина, Ю. Э. Ширкова.
Социально-психологические исследования в области рекламы определяются практическими запросами. Наиболее злободневный – определение эффективности рекламного воздействия, изучение потребностей рынка в том или ином товаре. Остро встает вопрос об аудитории, о формировании положительного образа марки (брэнда). Социальные психологи в области рекламы решают проблему представления марки товара в категориях человеческих ценностей как желательного образа и в соответствии с этим разрабатывают товарный знак или особый девиз.
В современном обществе возрастает роль политической рекламы. Она влияет на восприятие населением проблем политики; способствует формированию имиджа политиков, политических партий, государственных институтов и учреждений. Политическая реклама тесно связана с PR (от англ. public relations) – установление различными организациями связи с общественностью.
54 БОРЬБА С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Борьба с противоправным поведением – это традиционная сфера деятельности юридических наук, однако профилактика борьбы с преступностью и прежде всего с несовершеннолетними правонарушителями имеет отношение и к социальной психологии.
С позиции социальной психологии преступность (противоправное поведение) – это социальное явление, возникающее в результате деформации социальных отношений, дисфункции социальных институтов и личности. Каждому типу политического режима соответствует определенный вид деформации социальных отношений, институтов и общностей.
Для тоталитарного режима характерна изоляционная, жестко-нормативная деформация социальных отношений (глобальный контроль). Дисфункция социальных институтов проявляется в обязывании силовых структур вести политический сыск.
Переходному периоду соответствует хаос, который является максимально благоприятной средой для преступности.
Механизм преступности – это процесс криминализации личности и общностей. Совершению преступления, как правило, предшествует определенный отрезок времени. Приобретается преступный опыт в процессе асоциализации как добровольно, так и принудительно. Структура асоциализации включает в себя определенные институты, а также способ передачи преступного опыта – криминогенное общение. Асоциализация наблюдается и в условиях свободы, и в местах лишения свободы.
Сегодня наиболее приемлемым подходом для анализа современной преступности в России является социологический и социально-психологический взгляд на природу данного явления.
Блок проблем социальной психологии – это выявление условий формирования противоправного поведения: роль первичной микросреды, в которой формируется личность, – семьи и школы; механизмов влияния на подростков референтной группы и группы – членства; роль статуса в формировании личностных качеств и др.
Задача социального психолога – помочь выявить те отклонения от свойств законопослушной личности, которые фиксируются в каждом отдельном правонарушителе.
В этой связи представляют интерес исследования по проблеме конформности правонарушителей по отношению к группам разного типа. Выводы из этих исследований свидетельствуют, что чисто внешнее принятие позиции группы приводит неустойчивого человека, что характерно для подросткового возраста, к совершению правонарушения.
Роль социальной психологии в борьбе с правонарушениями проявляется также и в разработке форм и методов реадаптации личности после понесения наказания, например, после возвращения из мест лишения свободы.
55 ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА
Именно общество задает задачи для социальной психологии, оно диктует ей проблемы. Социальный психолог обязан понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. В нашем современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.
Специфика социальной психологии состоит не только в ее идеологической направленности, в теории и методологии. Когда эта традиция складывается в новом типе общества, она порождает и новую проблематику. Большинство из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место и в социалистическом обществе: лидерство, коммуникативные процессы, сплоченность, межличностные отношения – все это явления, присущие любому типу общественной организации. Нужно иметь в виду два обстоятельства. Эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают здесь совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т. д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям – все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Общественными потребностями продиктован методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем.
Так обстоит дело, например, с проблематикой коллектива. Коллектив – это особое явление, свойственное лишь социалистическому обществу. То же можно сказать и относительно социально-психологических проблем социалистического соревнования. Общество диктует проблемы социальной психологии, а долг социального психолога – уметь выявить эти проблемы и разобраться в них.
Кроме задач общетеоретического плана, перед социальной психологией общество ставит и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются из всех сфер общественной жизни.
Социальная психология включает в себя:
1) характеристику предмета социальной психологии, историю развития основных идей, методологические принципы;
2) закономерности общения и взаимодействия людей;
3) проблему группы в социальной психологии;
4) проблему личности в социальной психологии;
5) основные направления прикладных исследований.
56 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Существующие философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой специальной науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии.
Выделяют черты научного исследования:
1) оно всегда имеет дело с конкретными объектами;
2) для него характерно разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями;
3) в нем дифференцированно решаются логические, эмпирические и теоретические познавательные задачи;
4) его цель – не только построение объяснений фактов и процессов, но и предсказание их. Эти черты можно свести к трем: тщательный сбор данных, объединение полученных данных в принципы, проверка и использование принципов в предсказаниях.
Обычно модель научного исследования строится на примерах точных наук, прежде всего физики. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. Для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных сторон.
Первой проблемой считается проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть данные об открытом поведении индивидов в группах и др. В бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения. Проблема данных: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа:
1) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых отыскиваются различного рода корреляции;
2) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроль за ними.
Второй чертой научного исследования является интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. Гипотеза представляет в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования – формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований – неграмотное построение гипотез или их отсутствие.
Третья черта научного исследования – обязательная проверяемость гипотез и построение на этой основе обоснованных предсказаний.
Выделяют два важных следствия: первое – наука может пользоваться только методом эксперимента, и второе – наука по существу не может иметь дело с теоретическими знаниями.