Владимир Фёдорович Одоевский — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма.
Русский князь (один из последних потомков Рюриковичей), писатель и общественный деятель, пионер русского космизма. Его разносторонние интересы «делают» его также философом, педагогом, музыкальный деятелем, благотворителем, а также. алхимиком и кулинаром! Он являлся издателем альманаха «Мнемозина» (вместе с В. Кюхельбекером) и «Сельское чтение», автором первых в России утопических романов, сказок для детей и педагогических сочинений. Свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал церковно-славянский, латинский, древнегреческий. Уже в преклонные годы изучал стенографию, интересовался тюремной реформой и ратовал за отмену крепостного права. Написал множество музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т. д.).
Родился в Москве в 1803 году (по другим сведениям — в 1804-м, а относительно точной даты рождения биографы спорят до сих пор). Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. Проучившись шесть лет и окончив в 1822 году курс в благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в «Вестнике Европы»; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером, издавал в 1824-1825 годах альманах «Мнемозина». После посещения в начале 1820-х гг. заседаний «Вольного общества любителей русской словесности» сблизился с Д. Веневитиновым, с которым (и с будущим видным славянофилом И. Киреевским) в 1823 году создал кружок «Общество любомудрия», став его председателем. После выступления декабристов 14 декабря 1825 года, он его распускает, сжигает весь архив общества и переезжает в Санкт-Петербург, поступает на государственную службу, женится и всецело отдается общественной деятельности.
С 1826 года служит в цензурном комитете Министерстве внутренних дел (был составителем нового цензурного устава 1828 года), а после перехода комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. Служил также в департаментах духовных дел иностранных исповеданий и государственного хозяйства, редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. Начиная с 1856 г. совершал поездки за границу (в 1859 г. он был депутатом Императорской публичной библиотеки на юбилее Шиллера в Веймаре). С переводом в 1861 г. Румянцевского музея в Москву, назначен сенатором московских департаментов сената и состоял первоприсутствующим 8-го департамента. Одоевский был награжден орденами: Анны 1-й и 2-й степени, Станислава 1-й и 2-й степени, Белого Сокола командорской степени от Саксон-Веймарского герцога.
Отдавшись, после переселения в Москву, изучению древней русской музыки, Одоевский читал о ней лекции на дому, в 1868 г. издал «Музыкальную грамоту или основания музыки для не музыкантов» и открыл московскую консерваторию речью «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки». Друг Пушкина и князя Вяземского, он радушно раскрывал свои двери для всех товарищей по перу, брезгливо относясь лишь к Булгарину и Сенковскому, которые его терпеть не могли, и ставил свои занятия литературой выше всего, что давалось ему его знатным происхождением и общественным положением.
Долгие годы состоял Одоевский редактором «Сельского обозрения», издававшегося министерством внутренних дел, вместе с другом своим, А. П. Заболоцким-Десятовским, он выпустил в свет четыре книжки «Сельского чтения» (1843-1848), под заглавиями: «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертеж земли и на что это пригодно» (история, значение и способы межевания); написал для народного чтения ряд «Грамоток дедушки Иринея» — о газе, железных дорогах, порохе, повальных болезнях, о том, «что вокруг человека и что в нем самом»; наконец, издал «Пестрые сказки Иринея Гамозейки», языком которых восхищался знаток русской речи Даль, находивший, что некоторым из придуманных Одоевским поговорок и пословиц может быть приписано чисто народное происхождение.
Преобразования Александра II, обновившие русскую жизнь, встретили в Одоевском восторженное сочувствие. Он предлагал считать в России новый год с 19 февраля и всегда, в кругу друзей, торжественно праздновал «великий первый день свободного труда», как он выразился в стихотворении, написанном после чтения манифеста об упразднении крепостного права.
Князю Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петрограде больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елизаветинской детской больницы в Петрограде. Главная его работа и заслуга в этом отношении состояла в образовании в 1846 г., Общества посещения бедных в Петербурге. Благодаря неутомимой и энергетической деятельности Одоевского, совершенно отказавшегося на все время существования общества от всяких литературных занятий, средства общества дошли до 60 тысяч ежегодного дохода. Необычная деятельность общества, приходившего в непосредственные сношения с массой бедных, стала, однако, под влиянием событий 1848 года, возбуждать подозрения — и оно было присоединено к Императорскому человеколюбивому обществу, что значительно стеснило его действия, лишив их свободы от канцелярской переписки.
Последние годы его в Москве протекли среди внимательных и усидчивых занятий новым для него судебным делом. За три года до смерти он снова взялся за перо, чтобы в горячих строках статьи: «Недовольно!», полных непоколебимой веры в науку и нравственное развитие человечества и широкого взгляда на задачи поэзии ответить на проникнутое скорбным унынием «Довольно» Тургенева.
Первыми публикациями Одоевского стали переводы с немецкого, опубликованные в «Вестнике Европы» в 1821 году. Писал философские новеллы и музыковедческие эссе, рассказы-притчи и светские повести, фантастические сказки и философские романы.
Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит философскому роману «Русские ночи», который был завершен к 1843 и издан в 1844 в составе трех томов «Сочинений князя В. Ф. Одоевского». В нем в форме философской беседы между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Так, например, рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени» представляют, на фантастической подкладке, строго и последовательно до конца доведенный закон Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, со всеми выводимыми из него заключениями, и теорию Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу.
Среди повестей и рассказов, не вошедших в «Русские ночи», выделяются: большая повесть «Саламандра» — полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Я. К. Грота о финских легендах и поверьях, — и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни. В этом ряду стоит также мистико-фантастическая повесть «Косморама» и незаконченный роман «4338-й год». Эта утопия была задумана писателем как последняя часть трилогии; первые две части соответственно должны были быть посвящены времени Петра I и современной Одоевскому эпохе — 1830-м годам. Этот замысел так и не был осуществлен. В 1835 году в «Московском наблюдателе» появился отрывок из второй части — «Петербургские письма». А третья часть «4338-й год» также не была доведена до конца, но написанное дает представление об утопических идеалах Одоевского.
Сатирические сказки («Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «Сказка о господине Кивакеле» и другие), из которых иные отличаются мрачным колоритом и, в виду господствовавших тогда в правящих сферах взглядов, большою смелостью, составляют переход от фантастических рассказов, где чувствуется сильное влияние Гофмана, к серии прелестных и остроумных, нравоучительных («Душа женщины», «Игоша», «Необойденный дом») детских сказок, одинаково чуждых как деланной сентиментальности, так и слишком раннего, безжалостного ознакомления детей с ужасами жизни и ее скорбями. Значительная часть последних сказок была издана отдельной книжкой под названием «Сказок дедушки Иринея», а «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем» стала предтечей гоголевского «Носа».
О своих фантастических произведениях, в которых автор, как правило, задает читателю самые разнообразные мистические загадки, сам Одоевский отзывался словами: «И фантастизм и анализ». «Алхимико-музыко-философско-фантастическое сиятельство» — так в шутку называла князя известная поэтесса своего времени, графиня Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858), которой Одоевский писал свои знаменитые письма «о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, кабалистике, алхимии и других таинственных науках», не публиковавшихся с 1844 года, когда вышло трехтомное первое собрание его сочинений.
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года, став последним представителем княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей.
Когда Володе было четыре года, умер его отец. Мать повторно вышла замуж, отдав сына знатным родственникам. Так воспитанием мальчика занялся двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.
Во время обучения в Московском университетском благородном пансионе Владимир заинтересовался литературой и философией, став завсегдатаем литературных кружков. После окончания пансиона с золотой медалью, в 1823 году поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. В этот период юный Одоевский с компанией единомышленников организовал философское «Общество любомудрия».
Биография Одоевского для детей 3, 4 класса
В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.
Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.
По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.
В 1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.
В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.
В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.
В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.
До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.
Умер Одоевский в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.
Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Жизнь в Петербурге
В 1826 году Одоевский переехал в Петербург, где поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. В конце 1820-х годов был пожалован придворным званием камер-юнкера, но не переставал писать рассказы – к этому занятию он пристрастился еще во время учебы в пансионе.
Жизнь и творчество Владимира Федоровича Одоевского были неразрывно связаны с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы».
В своем доме Одоевский открыл литературный салон, в котором собирались известные российские писатели и музыканты. В салоне Одоевского часто бывали Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Федор Достоевский, Николай Гоголь и многие другие выдающие личности своего времени.
Биография Владимира Одоевского
Владимир Одоевский — писатель уникальный, но недооцененный. Его считают «отцом русского хоррора», который в XIX веке называли «романтизмом» и как самостоятельный жанр не определяли. Одоевский находился под сильным влиянием немецких авторов, особенно Гофмана и Шеллинга. Увлекался спиритизмом и оккультными течениями.
Владимир Федорович Одоевский
Литература и музыка
Первую писательскую славу Одоевскому принесли его «Пестрые сказки», опубликованные в 1833 году. Ими восхищался Н. В. Гоголь, произведение очень тепло приняли и простые читатели.
Спустя год вышла книга Владимира Федоровича «Город в табакерке», следом за ней – «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Эти произведения прославили Одоевского как замечательного сказочника, чье творчество сравнивали с Гансом Христианом Андерсеном.
Весьма интересен и роман В. Ф. Одоевского «4338 год: Петербургские письма», в котором писатель предсказал такие блага современной цивилизации как мобильные телефоны, принтеры и прочие технические устройства.
В краткой биографии Одоевского большое место занимает и музыка, которой он увлекался с ранних лет, особенно ее теоретической частью. Изучив огромное количество материала, он пришел к мнению, что музыка базируется на математических законах. Его перу принадлежат книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.
Детство и семья
Владимир Федорович — последний представитель княжеского рода Одоевских, прямых потомков династии Рюриковичей. По отцовской линии Одоевский — дальний родственник Льва Толстого. Отец Владимира, Федор Сергеевич Одоевский, умер, когда мальчику было 4 года. Его опекуном стал дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.
Владимир Одоевский — потомок династии Рюриковичей
Мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, была дочерью прапорщика. Она играла на фортепьяно, свободно говорила по-французски и имела прекрасные манеры. Несмотря на это, родовитые родственники мужа ее презирали за низкое происхождение.
Общественная деятельность
Владимир Федорович много времени уделял благотворительности и участию в общественной жизни страны. Он был ярым противником крепостного права, выступал за тюремную реформу и введение системы суда с участием присяжных. Благодаря участию Одоевского были построены больницы, приюты для сирот. На протяжении всей жизни он всячески поддерживал малоимущих, не отказывал в помощи тем, кто остро в ней нуждался, и считал что самое важное для человека – быть милосердным и сострадательным к другим.
Развитие творчества
В 1826 году Владимир Одоевский переехал в Санкт-Петербург. Он женился на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала, и стал членом кружка Белинского. Печатался в журналах «Современник» и «Вестник Европы». В этот же период Одоевский создал собственный литературный салон, который в свое время посещали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский.
Владимир Одоевский — писатель уникальный, но недооцененный
На досуге писатель занимался химией. По словам современников, Одоевский изготовлял отвратительные соусы, которыми угощал друзей на званых вечерах. Была это шутка или недостаток самокритики, неизвестно, но друзья семьи вспоминали эти соусы с отвращением и ужасом.
С таким же пылом Одоевский увлекался мистикой, магией, алхимией и масонскими учениями. Эти увлечения сильно повлияли на сборник страшных рассказов «Русские ночи», который считают первым образцом русского хоррора. Рассказы поражают безумием и мрачностью, особенно «Игоша» и «Косморама». Писал он и детские сказки, самой известной из которых остается повесть «Городок в табакерке».
Повесть Владимира Одоевского «Городок в табакерке»
Владимир Федорович обожал музыку, сам написал несколько пьес для фортепиано и органа. Правда, по воспоминаниям тех же друзей, музыкальные произведения Одоевского были не лучше его соусов.
Вместе с женой занимался благотворительностью, основал в Петербурге больницы для бедных. Ратовал за отмену крепостничества, поддерживал тюремную реформу, выступал за британскую систему суда с участием присяжных. Спонсировал организацию и благоустройство детских приютов.
Владимир Одоевский активно занимался благотворительностью
Граф Владимир Александрович Соллогуб в своих мемуарах отзывался о писателе так: «Добрейший, бескорыстнейший, чуть ли не святой служитель всего изящного и полезного».
Личная жизнь
Супругой Одоевского стала фрейлина императрицы, Ольга Ланская, с которой писатель обвенчался в 1826 году. Будучи светской дамой, блистательной красавицей, Ольга смогла стать настоящим другом для Одоевского, помогала ему держать литературный салон. Большой трагедией для супругов стало отсутствие детей в браке.
Скончался Владимир Федорович 27 февраля (11 марта) 1869 года в Москве, похоронен в Донском монастыре. После смерти последнего князя Одоевского вдова передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку, а музыкальный – в Московскую консерваторию.
Московский период
Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе. В разные годы выпускниками этого заведения были Жуковский, Тургенев, Дашкова, Писарев. В 1823 году Одоевский поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Вскоре Одоевский создал так называемое «Общество любомудрия» — литературно-философский кружок, куда входили Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский. Члены кружка изучали немецкую идеалистическую философию, читали и обсуждали произведения Шеллинга, Бенедикта Спинозы, Канта. «Общество любомудрия» издавало собственный альманах «Мнемозина», где члены кружка размещали свои произведения, а также критические статьи и публицистику.
Владимир Одоевский в молодости
Среди кружковцев было принято подшучивать друг над другом. Когда кто-то из них печатал свою книгу, он дарил ее другому с дарственной надписью: «Животу». Друг добавлял: «для передачи», после чего выставлял книгу на виду… в отхожем месте.
В этот период Одоевский написал роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино» о двух писателях эпохи Возрождения.
Личная жизнь Владимира Одоевского
Жена писателя Ольга Степановна Ланская, фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны и дочь тайного советника Александра I, была старше супруга на 7 лет. Семья невесты невзлюбила Владимира Федоровича. Его, кузена декабриста Александра Одоевского, считали плохой партией для «прекрасной креолки», как ее звали за смуглый цвет кожи. Сам Одоевский не одобрял светского образа жизни супруги. Из-за этого у них часто бывали разногласия.
Ольга Степановна Ланская
Несмотря на это, Ольга Степановна смогла одарить Одоевского любовью, о которой он так мечтал в детстве, и, по мнению биографов, заменила ему мать. Супруги вместе управляли салоном: Одоевский отвечал за творческую часть, жена налаживала светские связи.
К сожалению, они так и не смогли завести детей, и род Одоевских прервался со смертью Владимира.
Болезнь и смерть
В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.
Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.
Происхождение
Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Его отец Фёдор Сергеевич (родной брат И. С. Одоевского) приходился внуком князю Ивану Васильевичу, президенту Вотчинной коллегии в правление Елизаветы Петровны. От одной из дочерей Ивана Васильевича происходит Лев Толстой. Согласно распространенной версии мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, происходила из крепостных[6]. Однако в действительности она была дочерью прапорщика[7]. Ее мать Авдотья Петровна Филиппова имела дом на Пречистенке, несколько слуг и наследство[7]. Екатерина Алексеевна владела французским языком и умела играть на фортепиано[7]. Однако из-за незнатного происхождения она не смогла снискать поддержки среди знатных родственников мужа.
Отец Владимира умер, когда тому было четыре года. Оставшись сиротой в раннем возрасте, Владимир воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского.[8] Жил в Москве на нечётной стороне Малого Козловского переулка, где его отцу принадлежали практически все строения.
После смерти мужа мать Владимира выходила замуж дважды, второй раз — за подпоручика Павла Сеченова, который плохо с ней обращался[7]. Какое-то время до второго замужества она с сыном жила в имении его деда, Сергея Ивановича Одоевского, но, когда он вскоре умер, имение оказалось под опекой знакомой его бабушки по материнской линии, генеральши Аграфены Глазовой, которая обложила Владимира долгами[7]. После выхода из пансиона Владимир отдал долги Глазовой и поселился в имении деда под Костромой, почти разоренный[7].
По свидетельствам современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению от правителей удельного времени, чем приводил в изумление аристократов, завидовавших древности его рода[9].
Жизнь и творчество Одоевского для детей. Первый московский период
Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Владимир Одоевский – литератор, музыковед и общественный деятель. Выходец из знатного рода, он входил в число самых образованных людей в России дореформенной эпохи. Князь был последним представителем семейной линии Рюриковичей. Его предок Михаил Одоевский причислен к лику святых после мучительной смерти в Орде, принятой в 1246 году. Биографы часто спорят об ударении в фамилии писателя. Принято считать, что оно приходится на второй слог.
Детство и юность
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года. Его отец был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать будущего писателя была из простолюдинов. Несмотря на благородное происхождение, семья Одоевских не отличалась достатком.
Владимир Одоевский в молодости
Когда мальчику было 5 лет, отец скончался. Мать повторно вышла замуж, а ребенка отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Дядя взял мальчика на попечение. В детстве Владимир дружил с двоюродным братом, будущим декабристом Александром Одоевским.
В 1816 году юноша стал учеником Московского университетского благородного пансиона. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Владимир завершил обучение с золотой медалью.
Владимир Одоевский и Александр Одоевский
После выпуска Одоевский погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823 году с компанией одноклассников молодой человек организовал философское общество. Создатели видели своей целью создание оригинальной российской философии, которая станет фундаментом для новой литературы. Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.
Книги
Первые произведения Одоевского были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, писатель участвовал в издании альманаха «Мнемозина». После восстания декабристов журнал закрыли, и, исключая любые риски, Одоевский уничтожил протоколы собраний редколлегии.
Портрет Владимира Одоевского
Женившись в 1826 году, автор переехал в Санкт-Петербург и принял пост в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом. Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы Одоевского публиковались в журнале «Современник».
Открыв собственный литературный салон, писатель принимал в гостях мэтров литературы. В его доме бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.
Книги Владимира Одоевского
В 1833 году были опубликованы «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения Одоевского для детей сравнивали со сказками Ганса Христиана Андерсена.
Классикой считаются вышедшие из-под пера автора в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович». Творчество литератора в этот период было окутано мистицизмом. Интересный факт: неизданный им роман «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Автору удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в 20 веке: принтеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.
Иллюстрация к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»
Одоевский опубликовал повести «Косморама», «Саламандра», «Сильфида», «Княжна Мими», философский роман «Русские ночи». Вдохновленный музыкальными сюжетами, он написал: «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена». Писатель ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором публиковались общеобразовательные статьи.
С 1846 по 1861 годы Владимир Одоевский служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В этот период Одоевский был придворным вельможей. Его карьера заключалась в повышении с должности камергера до статского советника и сенатора. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.
Музыка
Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.
В 1840-е годы литератор занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.
Энгармонический клавицин Владимира Одоевского
Вельможа заказал изготовление придуманного им инструмента – энгармонического клавицина. Он стоил 300 серебряных и представлял собой молотковое фортепиано с разделенными надвое клавишами. Инструмент сегодня выставлен в музее им. Глинки в Москве.
Одоевский был уверен в том, что музыка основывается на математических законах. Его мнением интересовались знаковые композиторы и музыканты того времени. Салон Одоевского посещали Милий Балакирев, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн.
Общественная деятельность
Большую честь Одоевскому делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Писатель был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против писателя некоторых дворян. Вельможа поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием присяжных.
Владимир Одоевский
Заслугой Одоевского стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежат решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Благодетель поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846 году он участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.
Вернувшись из Петербурга в Москву в 1862 году вслед за Румянцевским музеем, Одоевский продолжил деятельность в родном городе. Писатель помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Его приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности. Дворянин выступал в роли лектора и всегда был занятным собеседником.
Личная жизнь
В 1826 году Владимир Одоевский женился на Ольге Ланской. Их брак помогла устроить тетушка Одоевского. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному. Одоевский, брат декабриста, был не лучшей партией, да и в семье невесты его невзлюбили.
Жена сумела одарить супруга той нежной и материнской любовью, которой писателю не хватало в детстве. По свидетельству сохранившегося портрета кисти художника Соколова, Ланская была хороша собой, но типичная светская дама не сходилась с Одоевским темпераментом.
Владимир Одоевский и его жена Ольга Ланская
Со временем забота и тщеславие избранницы стали обузой для литератора. Тем не менее, супруга помогала держать литературный салон. Вскоре он разделился на две части: светский, которым управляла жена, и литературно-музыкальный, созданный мужем.
Владимир и Ольга горевали по причине того, что не смогли стать родителями. Его личная жизнь была непростой. После себя Одоевский не оставил детей, хотя очень любил малышей и мечтал о них.
Смерть
Владимир Федорович Одоевский скончался в 1869 году. Ему было 64 года. Причины смерти оказались вполне естественными. К тому моменту у него не было большого состояния, поэтому оставить в наследство супруге было нечего.
Могила Владимира Одоевского
Смерть писателя положила конец знаменитому роду дворян. Могила литератора и музыковеда находится на Донском кладбище.
Цитаты
«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания… Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя».
«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают».
«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».
«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым».