в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

В психологии – детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.

Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.

Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).

В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.

Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.

Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.

Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.

Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.

2. Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.

3. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

Источник

В младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

Ожидайте

Перезвоните мне

в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть картинку в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Картинка про в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть картинку в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Картинка про в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

Аннотация: Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу.

Статья:

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период продолжается устойчивое физическое развитие вплоть до пубертатного скачка роста. Дети не только становятся выше и прибавляют в весе, но эти внешние перемены сопровождаются органическими изменениями. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Мышцы становятся крупнее и сильнее – соответственно увеличивается физическая сила и выносливость. Наконец, начинают более эффективно функционировать лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и сознания. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность.

Так как ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, то с момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. По мнению Д.Б.Эльконина, ее роль приоритетна потому, что, во-первых, через не осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов [11, с. 246].

Л.В.Обухова утверждала, что осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования младшего школьного возраста, складывающиеся в рамках овладения учебной деятельностью.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, и по форме осуществления, складывается у ребенка не сразу. Именно в первые годы школьной жизни закладываются основы умения учиться. Поэтому требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться [8, с. 310].

Как указывал Д.Б.Эльконин, учебная деятельность имеет определенную структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов:

В.С.Мухина отмечала, что данная структура учебной деятельности представлена в ее развернутой и зрелой форме, но такой она становится постепенно и у младшего школьника учебная деятельность весьма далека от этой структуры. Так как недостаточное овладение всеми ее компонентами в равной мере может послужить источником возникновения школьных трудностей [7, с. 361].

Существенной характеристикой собственно учебной задачи служит овладение содержательно (теоретически) обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-практических задач. Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

Работа детей в учебных ситуациях складывается из действий разного типа. Особое место среди них занимают учебные действия, посредством которых учащиеся воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Без овладения системой учебных действий ребенок не сможет сознательно освоить материал, поэтому задача учителя – специально и настойчиво формировать систему учебных действий и составляющих их операций.

Полноценным работа в учебных ситуациях требует также действий контроля – сличения, соотнесения учебных действий с образцом, задаваемом извне, и самоконтроля. Контроль в свою очередь тесно связан с оцениванием ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления, т.е. с реализацией регулятивной функции. В младших классах наиболее распространены ретроспективные оценки и самооценки, т.е. оценивание уже достигнутых результатов. Другой вид – прогностическая самооценка, представляющая собой оценку ребенком своих возможностей, Именно здесь ребенок должен соотнести условия задачи со своим опытом, поэтому самооценка опирается на рефлексию [10].

Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, другие лежат как бы за пределами учебного процесса [4, с. 124].

А.Н.Леонтьев выделял мотивы понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные. Все они присутствуют в деятельности младшего школьника, связаны с самой учебной деятельностью, но не являются в младшем школьном возрасте ведущими. У них преобладают три группы мотивов:

1) широкие социальные;

3) учебно-познавательные мотивы.

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, образованным) и самоопределения (после школы продолжить учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям [8, с. 261].

Узколичностные мотивы выступают в форме стремления получить хорошую оценку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы).

Учебно-познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.

Именно в основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. У разных детей развитие познавательной потребности неодинаково, так как у некоторых учащихся она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других же сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.

Учебная деятельность изменяет содержание эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Общая ориентация эмоций детей младшего школьного возраста связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. С приходом в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих.

По исследованиям П.М.Якобсона осознание своих чувств и соответственно понимание чувств других людей у младших школьников еще далеко не совершенно. Они часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или других чувств окружающих, что влечет за собой неадекватную ответную реакцию ребенка. В процессе учебной деятельности повседневные школьные обязанности, требования, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективизм, заставляют младшего школьника вести себя все более сдержанно, при этом позволяя им учится контролировать свое поведение [3, с. 220-221].

У детей младшего школьного возраста проявляется большая дифференцировка в направлении развития нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств. Так активное познание в процессе учебной деятельности, связанное с преодолением трудностей, успехами и неудачами, способствует возникновению интеллектуальных чувств, таких как любознательность, чувство нового. Из опыта школы следует, что интеллектуальные чувства учащихся при правильной организации обучения становятся для них потребностью [4, с. 129].

Чувства в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с волей. Воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов к слабо мотивированной деятельности.

Известно, что чем младше школьник, тем хуже он умеет действовать самостоятельно. Если взрослый доверяет ребенку, расширяя границы его свободы в пределах дозволенного, то быстрее приучает школьника действовать самостоятельно, рассчитывать на свои силы.

Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым, так как младшие школьники в большинстве случаев охотно подчиняются требованиям взрослых, и учителя в частности. В начале школьного обучения дети нарушают правила поведения, но чаще всего это происходит не сознательно, а в силу импульсивности своего поведения. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все то, что своей новизной захватывает ребенка. К третьему классу она встречается у детей реже, но иногда в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной особенностью ребенка [9; 11-12].

Настойчивость, как важнейшая волевая черта характера развивается к третьему классу и позволяет учащимся добиться успеха в учебе даже при больших трудностях. Но настойчивость следует отличать от упрямства, так как первая связана с мотивацией достижения социально одобряемой или ценной для ребенка цели, а второе преследует удовлетворение личных потребностей, где целью становится само ее достижение, независимо от ее ценности и необходимости. Л.Ф.Обухова отмечала, что упрямство в младшем школьном возрасте может проявляться как защитная реакция, особенно в тех случаях, если учитель слабо мотивирует свои оценки и мнения, делает упор не на достижениях и положительных качествах ребенка, а на его неуспехах, просчетах, отрицательных чертах характера [8, с. 268].

Как подчеркивалось выше, именно в ведущей учебной деятельности, главным образом, удовлетворяется потребность общения младшего школьника, которая определяет его взаимоотношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность, основой которых является позитивная самооценка. И.В.Дубровина подчеркивала, что в младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант, когда самооценка достаточно высока и адекватна. Условием этого является знание ребенка своих способностей и наличие возможности для их реализации [5, с. 430].

Э.Эриксон в своей работе «Детство и общество» указывал, что способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников, так как именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности [12].

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость, так как постепенно дети начинают видеть и ценить в себе качества, которые непосредственно уже не связаны с учебой. Поэтому задача взрослых помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для одноклассников.

На втором-третьем году обучения личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами [4; 126].

По мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности. А.В. Петровский отмечал, что характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в следующем: дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности, но в целом дети второго-третьего классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в третьем классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% обучающихся мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей [2].

Уже в младших классах обнаруживается деление класса на неформальные группы, которые иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). В них могут складываться собственные нормы поведения, ценности, интересы, во многом связанные с лидером.

Именно сам школьный коллектив, по мнению Л.И.Божович, имеет решающее значение для развития личности младшего школьника, а не отдельные формы общения [1, с. 27].

Список использованной литературы:

Божович Л.Ф. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды.- М: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.

Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. – М., 1995.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

Крыжановская Л.М. Психология мышления. – ТГУ, 1993.

Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть картинку в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Картинка про в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

1. Границы младшего школьного возраста

В процессе развития ребенок проходит через несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется своими психофизиологическии особенностями и определенной продолжительностью.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Выделение этого возраста в отдельный этап исторически произошло сравнительно недавно, и, поскольку содержание и социальные задачи его до сих пор не определены окончательно, его рамки нельзя считать неизменными. Переход от дошкольного детства к школьному осуществляется через кризис 7 лет. Окончание возрастного периода также завершается так называемым «предподростковым кризисом».

Младенческий (0-1 год)

Непосредственное эмоциональное общение

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Речь и наглядно-действенное мышление

Дошкольный возраст (3-7)

Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности

Младший школьный возраст (7-11)

Произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия

Общение в процессе обучения, организационно-трудовой деятельности

Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Кризис 7 лет

Основные новообразования младшего школьного возраста

По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики.

Произвольность
как особое качество психических процессов

Способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане

2. Социальная ситуация развития младшего школьника

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, которая носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер. Игра продолжает занимать важное место в жизни ребенка, но не является главенствующей.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Компоненты учебной деятельности

направлены на усвоение общественного способа решения некоторого класса
конкретно-практических задач

помогают учащимся воспроизводить и усваивать образцы
общих способ решения задач

сличение, соотнесение учебных действий с образцом, который задает учитель

процесс оценки ребенком своей деятельности разных
этапах ее осуществления

Достиг ли результата?

Состав учебной деятельности

Обеспечивают творческий сознательный процесс выполнения деятельности в целом

Обобщенные (в любой деятельности (умение планировать) и специфические (умение работать с текстом)

Начало усвоения системы

Навыки счета, чтения,

Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста

Изменения восприятия своего места в системе отношений ведет к изменению социальной ситуации развития.

в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть картинку в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Картинка про в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

ПОКАЗАТЕЛИ ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ:

(1) учебную программу ребенок не усваивает
(2) преобладает негативные формы поведения, отрицательные эмоции
чрезмерное возбуждение,
агрессивность,
заторможенность,
тревожность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу.
Причины трудностей адаптации ребенка к обучению в школе рассмотрим более подробно в 8 и 9 темах курса.

Усвоение правил школьного режима

• Обязанности школьника;
• Своевременность прихода на занятия;
• Соблюдение школьного режима;
• Выполнение домашнего задания

Усвоение правил взаимоотношений с учителем (взрослым)

• Неправильное восприятие ситуации урока, непонимание истинного смысла восприятия учителя, его профессиональной роли

Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками

• Недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими детьми

Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями

• Личностное пространство в семье;
• Отношения с братьями и сестрами
• Стиль ДРО

Специфическое отношение ребенка к самому себе, своим способностям, к деятельности и результатам

• Высокая самооценка вызывает неправильные реакции на замечания учителя. В результате «Школа плохая», «Учитель злой» и так далее.

в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть картинку в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Картинка про в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

3. Когнитивное развитие младшего школьника

Особенности восприятия абстрактных образов
В процессе нового вида деятельности ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации, память становится произвольной, происходит смена доминирующего вида мышления с наглядно-действенного на абстрактно-логическое. Продолжает совершенствоваться зрительный анализ и синтез, исследование каждой из частей мысленно расчлененного образа в отдельности.
Ребенок младшего школьного возраста в состоянии, воспринимая абстрактные образы (письменные знаки), объединять их в более сложное абстрактное образование (слово), придавая последнему смысловое значение.

Абстрактные образы (БУКВЫ)

Абстрактное образование (СЛОВО)

Смысловое значение (ПРЕДМЕТ или ЯВЛЕНИЕ)

Развитие произвольного внимания младшего школьника

Специфика развития памяти в младшем школьном возрасте

Преобладающий вид мышления. Особенности мышления на стадии конкретных операций

Теория когнитивного развития по Ж.Пиаже

Изменения, характерные для младшего школьного возраста

в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть картинку в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Картинка про в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

делить общие и существенные признаки явления («У птиц есть перья. Птицы могут быть домашние и дикие, перелетные и зимующие»).
Развиваются мыслительные операции. В развитии анализа происходит переход от частичного к комплексному, и затем к системному анализу; развитие синтеза идет по пути от «простого суммирования» к «широкому и сложному синтезу».

Частичный анализ (отдельные свойства и части)

Комплексный анализ (практически все свойства и части, но без взаимосвязи между ними)


Системный анализ (части и свойства располагаются в определенной системе, выделяются главные и второстепенные в их взаимосвязи)

Обобщаются предметы и явления в процессе их восприятия и практической деятельности с ними

Обобщаются существенные и несущественные признаки в виде наглядных образов

Обобщаются сходные существенные признаки предметов и явлений, их существенные связи и отношения

Ребенок отличает одно животное от другого

Домашние животные живут дома и приносят пользу. Корова дает молоко

Развитие представлений

Развитие речи как целенаправленная деятельность. Особенности процесса познания ребенка младшего школьного возраста

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в (1) более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка (2) абстрактно-логических форм мышления.

4. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника

В младшем школьном возрасте наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний.

Феномен эмоциональной зрелости и условия его формирования в младшем школьном возрасте

Условия формирования эмоциональной зрелости младшего школьника:

• обучение в школе (нормированный мир социальных отношений, обретение навыков учебной деятельности);
• относительное повышение требований к организованности, ответственности, дисциплинированности со стороны и учителя, и родителей;
• появление требования «быть ответственным за себя»
• единство (одинаковость) требований к поведению ребенка в семье и в школе;
• единство (одинаковость) требований к поведению ребенка со стороны родителей (мамы и папы + ближайших родственников, участвующих в воспитании младшего школьника).

Неблагоприятные варианты развития эмоциональной сферы младшего школьника

Согласно Л. С. Выготскому, в младшем школьном возрасте происходит усложнение эмоциональной сферы. Эмоции и чувства дошкольника мимолетны, ситуативны, в то время как переживания младшего школьника приводят к формированию достаточно устойчивого аффективного комплекса (чувство неполноценности и собственной значимости, компетентности и исключительности). Некоторые из этих аффективных комплексов, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками будут фиксироваться в структуре личности и влиять на самооценку и уровень притязаний.
Переживания ребенка приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий (одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик).
Неблагоприятные варианты развития эмоциональной сферы младшего школьника (эмоциональная незрелость, эмоциональная центрация на себе, фиксация на отрицательных эмоциях, эмоционально-двигательная расторможен-ность / заторможенность, агрессивность, школьные неврозы и так далее) могут быть обусловлены психофизиологичекими предпосылками, и неблагоприятными социально-психологическими условиями (например, неправильными (и/или несогласованными) воспитательными стратегиями).
Так, частым проявлением эмоционально-волевой сферы является детская агрессивность. Враждебные, агрессивные реакции становятся доминирующими в поведении ребенка, длительными и устойчивыми, а причины, вызвавшие данное эмоциональное состояние, неявными, слабодифференцированными для окружающих. Младшие школьники могут проявлять как прямую физическую агрессию (чаще мальчики), так и косвенную вербальную агрессию (чаще девочки).

Развитие эмоциональной сферы младшего школьника

в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Смотреть картинку в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Картинка про в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как. Фото в младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования как

Социальная ситуация развития эмоциональных проявлений
младшего школьника

5. Становление потребностно-мотивационной сферы младшего школьника

Мотивация учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста. Ведущие мотивы поведения младшего школьника: познавательные и социальные мотивы

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ
Познавательные мотивы формируются постепенно в процессе самого учения.
Ответственность за формирование познавательных мотивов младшего школьника несут родители и педагоги. Младший школьник живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение приобретает в учебном процессе постановка ближних и дальних целей. Понятие «долг» и «ответственность» пока ребенком не осознаются. Большое значение в формировании у ребенка ответственного отношения к учению, появлении сознательного соподчинении своих действий более важным целям и задачам принадлежит учителю и родителям.
Собственно учебно-познавательные мотивы заложены в содержании самой учебной деятельности, их развитие зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. В учебной деятельности младший школьник сталкивается с самыми разными затруднениями. Процесс преодоления затруднений различного характера является обязательным условием формирования внутренней мотивации к познанию, интеллектуальной активности.
На познавательную мотивацию не распространяется известный закон Йеркса-Додсона. Следовательно, даже постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности.
Постепенно, к 3-4 классу интерес детей направляется на научное содержание учебного предмета, их начинает интересовать объяснение фактов, установление причинных зависимостей. Появляется избирательное отношение к отдельным предметам.
Подлинно познавательные интересы, по мнению В. В. Давыдова, обнаруживаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный по своей сути частный результат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа.

Б. С. Волков предлагает перечень действий учителя направленных на развитие мотивации достижения. Учитель способен развивать мотивацию достижения, адаптивную самоатрибуцию следующим образом:
1. Систематически интересуется отношением учащихся к процессу и результату их деятельности.
2. Обсуждает достижения и промахи ученика, спрашивая: «Ты удовлетворен результатом?» Но оценочных суждений не делает: «Ты хорошо справился с заданием?»
3. Ставит ученика в ситуацию выбора цели (по уровню сложности задания, по способу достижения цели).
4. Направляет учащихся на выбор реалистических целей, исходя из их индивидуальных особенностей, достигаемые цели постепенно усложняются.
5. Помогает ученику увидеть связи между его усилиями и результатами деятельности:
а) просит ученика рассказать, что было трудно и как с этим справился;
б) обсуждает не только его неудачи, но и успехи.
6. Создает ситуацию достижения успеха (дает чаще такие задания, где ученик добьется успеха, учит «разбивать» сложные задачи на ряд простых).
7. Развивает познавательную мотивацию достижения успеха.

6. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Особенности развития самооценки и уровня притязаний в младшем школьном возрасте

С поступлением ребенка в школу изменяется весь строй личности ребенка, меняется его режим, складываются новые отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.
Основные личностные особенности первоклассника:
• отношение к познанию как к игре;
большая впечатлительность на фоне сложностей выделения главного, существенного в изучаемом;
доверие к учителю на фоне высокой потребности в похвале со стороны учителя;
большая подражательность и послушание по отношению к значим взрослым (учителю);
повышенная реактивность (импульсивность, нетерпеливость, стремление к действию) на фоне несформированной ответственности за себя, свои достижения в учебной деятельности.
В учебной деятельности ребенок познает себя, у него складываются представления о себе и самооценка. На развитие самопознания оказывает влияние школьная отметка успеваемости. От характера самооценки зависит и отношение младшего школьника к самому себе. Важно, чтобы умение ребенка было ценным «в глазах» сверстников (и взрослых). Лучше всех играет в футбол, решает задачи, играет на гитаре, поет, рисует и так далее. Когда сверстники положительно оценивают того или иного «умельца», он чувствует свою ценность (индивидуальность).
Адекватная самооценка предполагает:
уверенность в себе (без самолюбования); самокритичность (без самоедства).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *