в квартире нет домофона а квитанции начисляют оплату что делать
Вопрос: Должен ли я платить за домофон, если в квартире отсутствует трубка?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491). Согласно пункту 2 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.
Домофон, как оборудование находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В состав общего имущества согласно п. 7 Правил № 491 включаются, в том числе автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирных домов.
Стоит отметить, что если домофон предусмотрен проектом многоквартирного дома, то он автоматически вносится в состав общего имущества данного дома.
Если же домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, то решение об установке домофонного оборудования, а также решение о включение его в состав общего имущества многоквартирного дома должно приниматься на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Договор управления многоквартирным домом может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. В этом случае для начисления платы за обслуживание запирающих устройств необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией.
Разъясняем,что домофонная система (входная дверь с блоком питания, блоком вызова, блоком управления электромагнитного замка и блоком коммутатора) не является собственностью одного жильца, а принадлежит всем собственникам квартир, то есть является общедомовым имуществом. Между тем, переговорное устройство, находящееся в квартире, является собственностью владельца квартиры. Таким образом, собственник квартиры, даже не имеющий домофонной трубки, обязан оплачивать услугу домофона.
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
428018, г. Чебоксары, Московский пр., 3Д
Что делать, если пришёл счёт за отключенный домофон?
Разбираемся, уменьшится ли плата за домофон, если отключить трубку, и что делать, если сумма не изменилась.
– Несколько месяцев назад мы отключили домофонную трубку, так как она нам не нужна. Пользуемся только «таблеткой» от входной двери. Но счета за домофон всё равно приходят. Что делать в таком случае?
Как правило, в абонентскую плату за домофон входит:
техосмотр оборудования (сроки его проведения указываются в договоре);
ремонт трубки и установки на двери;
восстановление линий связи.
При этом входная дверь в подъезд (и, соответственно, домофонная установка на ней) являются частью общего имущества жильцов. А вот трубка в квартире уже будет вашей частной собственностью.
Обратите внимание, что при отключении домофонной трубки в квартире ключ-«таблетка» от установки на двери подъезда всё равно должен остаться у вас: он обеспечивает доступ к жилью, и ограничить это право никто не может.
По словам эксперта Общественной палаты Кировской области, руководителя АНО «ЖКХ Эксперт» Андрея Воробьева, всё очень индивидуально и зависит от условий конкретного договора.
– Нужно смотреть решение общего собрания, и тогда будет понятно, кому и что платить и на каких условиях. Например, включён ли изначально домофон в состав общего имущества при заключении договора управления, или он идёт как отдельная услуга, которая не входит в стоимость за содержание жилого помещения и, соответственно, не включена в состав общего имущества. Или домофон был изначально установлен застройщиком, или его установили в старом доме, – поясняет эксперт.
Если вы не можете найти свой договор на домофон, нужно обратиться в обслуживающую организацию и попросить копию документов.
Как отмечает Андрей Воробьев, обслуживание домофона, как правило, включается отдельной строкой в квитанцию за ЖКХ. Управляющая организация самостоятельно собирает деньги и перечисляет их компании, обслуживающей домофон.
– Если трубка сломалась, то это не значит, что услуга не предоставлялась. С момента поломки нужно идти в компанию, которая эту услугу предоставляет, и менять в рамках гарантийного срока, если он был. Если его не было, то надо смотреть, распространяется ли договор на трубку или нет, – уточняет эксперт.
Если же вы решили отключить трубку и написали заявление на приостановление услуг, то оно является основанием для расторжения договора. И если квитанции продолжают приходить, то их можно просто не оплачивать.
Коротко о главном:
1. Решение об установке домофона принимается на общем собрании собственников двумя третями голосов.
2. Домофонная установка на двери относится к общему имуществу жильцов, а трубка в квартире будет вашей частной собственностью, поэтому отказаться от неё вы можете в одностороннем порядке.
3. Сколько и за что конкретно вы платите при обслуживании домофона, зависит от конкретного договора.
4. Как правило, УК самостоятельно собирает деньги за домофон (в этом случае его оплата стоит отдельной строкой в квитанции) и перечисляет ей обслуживающей компании.
5. Если вы написали заявление на отказ от услуг, оно является основанием для расторжения договора.
6. Для уточнения всех деталей и разъяснения конкретной ситуации можно обратиться в ГЖИ.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Обязан ли я ежемесячно платить за магнитный замок в подъезде?
Насколько законно со стороны управляющей компании принудительно взимать с жильцов ежемесячную плату 64 рубля за дверь в подъезде с магнитным замком без домофона? Она же была установлена один раз и не требует специального обслуживания.
Да и вообще, почему обязывают платить за доступ к своему жилью? Можно ли это исключить из платежки?
С подъездной дверью все не так однозначно. На самом деле магнитный замок требует постоянного обслуживания: проверок исправности блоков вызова, питания, коммутации, кнопки выхода, доводчика и их ремонта в случае необходимости. Если замок сломается, люди не попадут в свое жилье. Поэтому плата за обслуживание двери с магнитным замком включается в платежки.
Подъездная дверь — общее имущество
Все, что не относится к отдельной квартире: оборудование, помещения, инженерные системы, которыми пользуются больше одного собственника, — это общее имущество, которым собственники помещений в многоквартирном доме распоряжаются по взаимному согласию. Подъездная дверь с магнитным замком — тоже общее имущество.
Даже если дверь или домофон хотят установить жильцы одного подъезда из пяти, собственники помещений во всем доме должны провести общее собрание и решить большинством голосов заказать магнитный замок. Потому что, если соседям потребуется доступ к общему чердаку через этот подъезд, магнитный замок будет мешать. За домофон придется платить, даже если у вас нет трубки в квартире или если вы не живете по этому адресу.
Поскольку дверь с магнитным замком — общее имущество, ее нельзя ремонтировать без согласования с большинством собственников. Они должны решить на общем собрании, какого именно мастера вызовут, сколько ему заплатят и какого цвета будут новые магнитные ключи. А еще нужно будет прямо на собрании собрать деньги на ремонт магнитного замка — и только потом звонить специалистам. На практике это почти невозможно: все возвращаются домой в разное время, а в доме может быть несколько сотен квартир. Чтобы отремонтировать дверь, во дворе должны будут собраться все не попавшие внутрь, а те, кто смогли выйти, должны будут участвовать в собрании из окон своих квартир.
Как отказаться от оплаты за запирающее устройство в МКД?
В МКД во всех подъездах застройщик установил запирающие устройства с домофонами. В квитанцию за коммунальные услуги отдельной строкой ежемесячно вносится оплата за обслуживание запирающего устройства. Данную услугу считаю мне навязанной. Договор со мной на эту услугу не заключался, собрание собственников дома по этому вопросу не проводилось. Каким образом отказаться от этой услуги?
Насколько обоснованно включение платы за домофон в платежные документы собственников помещений в многоквартирном доме? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минстроя России от 11.04.2016 № 10686-АТ/04.
Разъяснено, что главным признаком общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в силу положений ст. 36 Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в том числе в части оборудования, является его нахождение в многоквартирном доме и обслуживание более одного помещения.
Состав общего имущества утверждается собственниками помещений для целей его содержания и обслуживания.
При заключении договора управления состав общего имущества закрепляется в виде отдельного приложения и определяет перечень работ и услуг, подлежащих выполнению управляющей организацией за плату, утвержденную собственниками.
В связи с этим правомерность действий управляющей организации по выставлению платы за техническое обслуживание запирающего устройства зависит от содержания договора управления. Если в договоре домофон включен в состав общего имущества, то плата за его обслуживание отдельному взиманию не подлежит, а услуга оказывается за счет платы за жилое помещение.
Таким образом, ситуация подлежит изучению с точки зрения содержания договора управления по конкретному дому. Если в вашем случае домофон в перечне общего имущества отсутствует, то нарушений прав собственников управляющей организацией не допущено.
В связи с этим рекомендуем вам внимательно ознакомиться с содержанием договора управления и решениями общего собрания собственников, принятых с момента заключения договора.
Нужно ли платить за домофон?
Если вы проживаете в многоквартирном жилом доме, то почти у вас наверняка в настоящее время на входной двери в подъезд стоит домофон, а у многих в квартирах также установлены переговорные устройства. Однако далеко не все задумываются, заключен ли у них договор на техническое обслуживание домофонной системы и не обращают внимания на квитанции по оплате этих услуг, которые ежемесячно или ежеквартально бросают в почтовые ящики, полагая, что оборудование обслуживается, содержится и модернизируется само по себе без чьего-либо стороннего вмешательства. Обычно этот вопрос возникает после того, как человек обнаруживает, что электронный ключ не открывает входную дверь, а дозвониться на трубку в квартиру невозможно. Как правило, пытаясь выяснить причину этой неприятности, житель дома узнаёт в домофонной компании, что саму по себе домофонную систему никто не отключал, вполне возможно, что на линии поломка, однако, для её устранения заявителю необходимо оплатить имеющуюся задолженность либо заказать в домофонной компании платную услугу по ремонту системы. В этот момент практически у всех людей, попавших в такую ситуацию, возникает мысль о том, что договор то я не заключал и, соответственно, никому ничего не должен. Давайте разберёмся, как всё может обстоять на самом деле.
В большинстве случаев домофонные компании заключают договоры на техническое обслуживание домофонного оборудования не с каждым жителем по отдельности, а один общий договор на подъезд. Своё согласие на заключение такого договора жильцы выражают путём заполнения своих паспортных данных и подписи в приложении к договору. Немногие могут после нескольких лет вспомнить, что они что-то подписывали, однако даже если вы забыли об этом, факт заключения договора имеет место быть. Обычно в случае если договор с домофонной компанией заключен, в присылаемых квитанциях указана фамилия представителя вашей квартиры. В случае если платёжные документы приходят без указания ФИО плательщика, это может говорить о том, что у домофонной компании нет сведений по вашей квартире, следовательно вы не принимали участия в заключении договора. В этой ситуации направляемые квитанции являются ни чем иным как публичной офертой. Оплачивая квитанции, вы выражаете своё согласие на получение услуги. Срок действия оферты ограничен одним кварталом или одним месяцем (в зависимости от того, за какой период предъявляется плата). В случае несогласия Вы вправе не оплачивать квитанцию, то есть не акцептировать оферту. Задолженность по таким квитанциям образовываться не может.
В случае если вы все-таки заключали договор на обслуживание системы, даже если вы об этом не помните, то обязательства по оплате оказываемых услуг у вас есть даже если переговорного устройства в квартире нет и вы пользуетесь исключительно электронным ключом. Домофонная система – это комплекс оборудования, который не ограничивается только переговорной трубкой. Статья 309 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
При отсутствии заключенного с вами договора, у вас нет обязательств по оплате услуг и задолженности.
Если вы продолжаете настаивать на отсутствии договора и не хотите оплачивать возникшую задолженность либо если у вас на самом деле нет договора, а ключ и трубка по прежнему не работают, то для восстановления их функционирования вы можете вызвать мастера из домофонной компании для устранения неполадок. Однако в этом случае услугу вам придётся оплатить разово в соответствии с прейскурантом компании. По итогам выполнения работ вам должны будут выдать квитанцию, договор либо иной документ, подтверждающий оплату.
Если же вы обладаете доказательствами умышленного отключения оборудования с целью ограничения вашего доступа в жилое помещение, либо если у вас есть законные основания получать услугу по техническому обслуживанию домофона безвозмездно, то вы вправе обратиться в правоохранительные органы и в суд за восстановлением нарушенных прав.