в конце 19 начале 20 века возникают такие концепции лидерства как
Эволюция концепций лидерства
Как понимали лидерство на разных этапах истории? Хотя сама идея уходит корнями глубоко в историю, термин «лидерство» нечасто встречался в английском языке до первой половины девятнадцатого века, а в большинстве современных языков – и до более позднего времени. Самые ранние теории представляли лидера как великого человека.
Начиная с самых первых шагов человечества в истории человечества, общепризнанным фактором, оказывающим влияние на поступки людей и ход событий, является конкретный лидер. Александр Македонский, Петр Великий, Уинстон Черчилль и многие другие выдающиеся личности мировой истории до сих служат яркой наглядной иллюстрацией господствующей долгое время теории «великого человека».
История научного исследования феномена лидерства начинается с конца девятнадцатого века. Поиск черт личности, которые отличали бы лидеров от последователей, казался логичным, когда считалось, что лидеры были представителями «особой породы». Тем не менее, проведенные исследования не позволили получить однозначное представление о чертах личности лидера. В 1948 году Ральф Стогдилл сопоставил более исследований, посвященных чертам характера лидеров, чтобы выработать единую модель, но в конечном итоге пришел к выводу, что такой модели не существует.
Тем не менее, “trait theory” не исчезла и развивалась. Свидетельством тому выступает огромное количество книг по лидерству, где каждый автор предлагает свой перечень характеристик эффективного лидера. Например, один из самых известных экспертов по вопросам руководства компаниями Уоррен Беннис (W. Bennis), почетный профессор управления Южно-Калифорнийского университета, в своей книге “On becoming a Leader” (1989/1994) этот список видит таким:
А Макс ДеПри (M. DePree), удалившийся на пенсию руководящий работник высшего ранга компании Herman Miller, в книге “Leadership Jazz” (1993) приводит свой расширенный вариант:
В течение почти 30 лет после 1950 года исследования в рамках теории лидерских качеств отошли на второй план, уступив дорогу набирающей силу тенденции изучения лидерства с позиции бихевиоризма. Вместо поиска основных характерных черт ученые уделили внимание изучению поведения лидера и его взаимодействия с последователями. Другими словами, вместо того чтобы искать ответ на вопрос, кто является лидером, основное внимание уделяется исследованию того, что делают лучшие из лидеров.
В 1939 году при исследовании влияния руководства на достижение группы исследователи под руководством Курта Левина (K. Levin) рассматривали три стиля руководства: диктаторский, демократический и либеральный.
Рассматривая поведение лидеров разнообразие стилей можно уложить в некий управленческий континуум между двумя крайностями: авторитаризм и демократия. В 1958 году в статье «Как выбрать форму лидерства» Танненбаум и Шмидт (Tannenbaum & Schmid), сосредоточив свое внимание на приятии решения, описали этот континуум, выделив семь основных типов поведения, которые может выбрать лидер:
В 1947 году Ренсис Ликерт (R.Likert) на базе университета штата Мичиган (США) начал изучать основы эффективного лидерства. В ходе исследований в различных отраслях промышленности и организациях (химическая и пищевая промышленность, тяжелое машиностроение, страхование, бензозаправки, общественные службы, больницы, банки, правительственные учреждения) были опрошены тысячи служащих разной квалификации и уровня образования. В результате было выявлено два стиля руководства: ориентированное на выполнение работы и ориентированное на взаимоотношения со служащими, подбор кадров и работу с ними. Предполагалось, что эти два стиля находятся на противоположных концах одного измерения, т.е. являются взаимоисключающими. Стили с ориентацией на работников и работы ведут к совершенствованию производства. Однако по истечении краткого периода стиль с ориентацией на работу приводит к нажиму, который вызывает сопротивление. Поэтому, был сделан вывод, что, наилучший стиль связан с ориентацией на работников.
В то же время под руководством Флейшмана (Fleishmann) и его коллег проводилось исследование в другом американском университете (штат Огайо). В отличие от Мичигана, где сосредоточились на поиске отличий эффективного лидерства от неэффективного, основной целью этого исследования было понять принципы лидерства, явления как такового. Оно проводилось в основном на военных лидерах и включало раздачу опросников как самим лидерам, так и их подчиненным и руководителям. В серии исследований в итоге было выделено два фактора лидерства: внимательность и инициирование структуры.
1. Внимательность определяет степень взаимного доверия, приверженности идеи, уважения и симпатии в отношениях между лидером и последователями.
2. Инициирование структуры определяет степень, в которой лидер структурирует свою работу и работу подчиненных, определяет обязанности подчиненных, стремится установить надежные связи между сотрудниками и акцентирует свое внимание на выполнении задания.
Что же важнее?
Многие исследования подтверждают важность этого вопроса. Два вышеназванных измерения касались различных форм поведения и вместе составляли больше чем 80% вариаций в оценках лидеров их подчиненными. Результаты исследований в Огайо позволили сделать вывод о том, что важнейшие факторы лидерства (ориентация на задачу и ориентация на отношения) независимы друг друга. Лидеры могут иметь высокие и средние показатели по обоим направлениям или средние по одному и высокие по другому. Какие же показатели будут у эффективного лидера?
Исследователи в Огайо пришли к выводу о сложности поддержания соответствия между обоими критериями. Лидеры, ориентированные на результат, получали высокую оценку руководителей, однако подчиненные были меньше удовлетворены работой. С другой стороны, лидеры, ориентированные на отношения, оценивались подчиненными высоко, но начальство их считало менее эффективными. Таким образом была выявлена альтернатива: либо высокая продуктивность, либо уважение подчиненных.
Позднее ученые были не столь категоричны, признавая возможность сочетания высокого уровня этих показателей. В 1964 году Блейк и Мутон (Blake&Mouton) разработали так называемую «управленческую решетку», в рамках которой в зависимости от показателей двух независимых измерений (ориентация на производство и ориентация на персонал) можно описать пять основных лидерских стилей:
Концепции лидерства
Психологи, социологи и ученые долгие годы разрабатывают концепции лидерства. Эти традиционные концепции по определению универсального стиля эффективного лидерства сыграли какую-то роль в развитии мировой истории. Это, несомненно, так. На начальном этапе зарождения этих разработок, которые совершенствовались от простого к сложному, от примитивного к высшему, отмечалось, что независимо от обстоятельств лидер должен обладать основными свойствами характера, обуславливающими лидерство. В последующих же учениях большое значение придавалось оцениванию обстоятельств.
Ввиду того, что лидерство является объектом исследований многих ученых, сегодня сформулирован основной теоретический подход к изучению его проблем.
И так, для определения важнейших факторов лидерства существует 3 классических метода: подход по поведению, подход с позиций личных качеств и подход согласно обстоятельствам.
Из этих трех методов большое значение придается первому – методу поведения. Основа поведения лидерства началась со времени, предшествующего 2-ой Мировой войне и продолжалась вплоть до 60 годов прошлого столетия. Самая важная отличительная черта в подходе к лидерским качествам по поведению состоит в том, что эта концепция предусматривает подготовку лидеров по специальной программе. Наиболее распространенные из концепций подхода по поведению следующие: исследования Огайского университета США, исследования Мичеганского университета США, Лайкертская система управления, управленческая решетка Блейка и Монтона, концепция поощрения и наказания, концепция смены лидерства.
Уделить особое внимание каждой из этих концепций, разумеется, мы не можем, нам не хватит для этого страниц всей книги. Можно лишь коротко отметить, что именно благодаря поведенческому подходу созданы весьма актуальные в настоящее время основы квалификации стиля руководства, суть которого вам ясна: демократическое руководство, авторитарное и либеральное руководство. К тому же, благодаря этому стилю подхода определены и стили поведения. Однако в этом методе считается неверным взять за основу личность и недооценивать конкретные условия. Метод подхода с позиций личных качеств был рожден еще раньше поведенческого метода и больше отличается своей примитивностью и схематизмом. Формулой успеха лидера в этом методе считается наличие у человека целого ряда положительных качеств, которые отсутствуют у его окружения. Но даже при условии самых положительных качеств человек может не добиться статуса лидера. Причину этого данный метод объяснить не может.
В обоях этих методах не учтен тот факт, что мотивация имеет непосредственное отношение к дуалистской природе лидерства. Не учтено также, кто и каким образом может возвыситься до позиционного лидерства, а также, кто и каким образом может возвыситься до процессуального лидерства.
Но я хочу также довести до внимания читателей, что многие крупные корпорации, менеджментские институты в своей деятельности руководствуются сегодня этими лидерскими концепциями.
На организационном уровне самым удачным может считаться лидерское учение, в котором учтена роль лидера в организации и управлении корпоративной культуры, а также, в котором придается важное значение методу подхода зависимости от жизнедеятельности организации лидерского стиля. Но и в этом методе опора на субъективность привела к отдалению от объективности. В частности, не учитывание в условиях глобализации таких факторов, как интерес к национальному стилю лидерства, ориентация на мультикультуральные ценности, опора на иррациональные компоненты, можно считать за недочеты данного метода.
В этом разделе нашей книги хочу также вкратце затронуть традиционные концепции лидерства. Такие концепции разработаны многими учеными, но мы попытаемся обратить внимание на наиболее значимые из них.
И так выделяется две составные части традиционно-лидерской концепции. Это учение лидерским качествам (а) и учение лидерскому поведению (б).
а) По мнению известного специалиста по этой теме – американского психолога Ральфа Стогдилла, существует 5 основных качеств, характеризующих лидера: умственные и интеллектуальные особенности, умение повлиять на людей, умение властвовать, уверенность в себе, активность и деятельность, а также знание и усвоение дела.
Другой специалист – тоже американский психолог, постоянный советник президентов США Уоррен Беннис определил 4 группы лидерских качеств:
— управление вниманием; умение интригующе и интересно объяснять окружающим тот или иной вопрос; дорогу, ведущую к цели;
— управлять смыслом; объяснять доступно смысл раскрываемой темы и создаваемого образа;
— управлять доверием; построив с последовательностью и постоянством свою деятельность, уметь завоевать доверие окружающих людей;
— умение управлять собой; хорошо знать свои сильные и слабые стороны. Умение пользоваться ресурсами других людей, достойных считаться примером, с целью устранить собственные недостатки.
б) К концепциям лидерских поведенческих учений относятся нижеследующие:
— 3 лидерских стиля, состоящие из авторитарного, демократического и пассивного лидерства;
— результаты исследований Огайского университета: их целью была разработка двухфакторного учения управленчества, куда входит структура отношений (лидер формирует в группе структуру отношений) и качество отношений в этой структуре (характер отношений лидера с его последователями);
— результаты исследований Мичиганского университета: их целью было определить различие эффективных и неэффективных лидеров;
— система управленчества американского социального психолога Ренсиса Лайкерта: эффективные лидеры основное внимание направляют на человеческий фактор и для достижения цели развивают групповой подход;
— управленческая решетка Блейка-Моутона (американские ученые Роберт Блейк и Джейн Моутон): пересечение горизонтальных (интерес к конечному результату, к производству) и вертикальных лидерских поведений (интерес к людям).
Таким образом, несмотря на наличие большой эмпирической базы, сотен исследований и опытов до сих пор не удалось добиться должного изучения лидерства, а также раскрытия многих проблем, связанных с этим феноменом.
Поэтому, несмотря на обречение на провал традиционных лидерских концепций, последние годы ученые продолжают выдвигать новые методы подхода к исследованию лидерства. Одно из таких методов является «метод условия», суть которого в том, что лидерское поведение в различных условиях проявляется по-разному. Давайте согласимся, что для становления лидером отнюдь не требуются одни и те же качества и условия, допустим, в Америке, считающейся центром цивилизации, или Японии, являющейся центром интеллектуальности, уж тем более в Гвинее-Бисау, где до сих пор живут полудикие люди. Так же и в постсоветском пространстве… Взять хотя бы наш Азербайджан, где в силу ряда обстоятельств, таких как национальные устои, ментальная особенность, государственный строй, экономико-политическая обстановка, структура и характер общества и еще много чего, метод условий стал довольно актуальным в наше время.
34.Особые законы лидерства
В конце 19 начале 20 века возникают такие концепции лидерства как
Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах … Тип ответа: Одиночный выбор  У. Бенниса  Д. МакКлелланда  П. Херси и К. Бланшара +  Д. Макгрегора
В качестве дополнительной компетенции наставника … Тип ответа: Одиночный выбор  выступает экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками  выступают отличные коммуникативные навыки  выступает самообучаемость +  выступают хорошие административные навык
Одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую, называется … наставничество +
Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон включает … стили руководства Тип ответа: Одиночный выбор  демократический, авторитарный и либеральный  диктаторский, попустительский и коллегиальный  диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный +  диктаторский, коллективный, пессимистический и организационный
По мнению представителей …, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи Тип ответа: Одиночный выбор  ситуационной  теории  трансформационной  теории лидерских качеств  системной теории лидерства +
Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется … Тип ответа: Одиночный выбор  установкой  Я-концепцией  самооценкой + динамической характеристикой личности  самосознанием
Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует … функцию общения Тип ответа: Одиночный выбор  информативную  коммуникативную  координационную  контактную ++  побудительную
Волновые характеристики деятельности мозга, показывающие расслабление на фоне бодрствования, называются … Тип ответа: Одиночный выбор  альфа-волнами  бета-волнами  тета-волнами+  дельта-волнами
В конце XIX – начале ХХ в. возникают такие концепции лидерства, как … Тип ответа: Множественный выбор  теории великого человека + теории личностных качеств  поведенческие теории  вероятностные (ситуационные) теории  теории влияния+  теории взаимоотношений (системные)
Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно … Тип ответа: Одиночный выбор  не слишком отличаться от мнения реципиента  часто повторяться+  часто видоизменяться  взывать главным образом к страху
Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют … систему кодирования и декодирования информации различные
Код идеального лидера (по И. Адизесу) – это … Тип ответа: Одиночный выбор  РАЕi  РаЕI  paei  РАЕI + РАеI
Установите соответствие аспектов лидерства и их содержания: Тип ответа: Сопоставление A. Лидерство как черта B. Лидерство как деятельность C. Лидерство как статус D. способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей E. один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия F. ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности
Ответ ДЕФ
Расставьте в правильной последовательности этапы развития группы (команды): Тип ответа: Сортировка 1 этап функционирования° 2бурления° 3распад° 4этап формирования° 5нормирование
Ответ: этап формирования 2бурления 5нормирование 1этап функционирования 3распад
Область применения, как основание классификации, позволяет выделять такие виды коучинга, как … Тип ответа: Множественный выбор  индивидуальный коучинг  бизнес-коучинг+  интернет-коучинг  фотокоучинг  лайф-коучинг+
Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми … Тип ответа: Одиночный выбор  нормами +  ценностями  мнениями  целями
Одним из условий образования малой группы является … Тип ответа: Одиночный выбор  наличие общей территории  дифференциация  групповая открытость+  изолированность членов группы друг от друга
Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, – это … Тип ответа: Одиночный выбор  вербальное общение  директивное общение  невербальное общение +  внушение
… – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов Тип ответа: Одиночный выбор  Конформизм в малой группе  Лидерство в малой группе +  Влияние меньшинства  Автокинетический феномен
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта +  сопровождение  формирование опыта через короткую обратную связь  коучинг
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри, что получается», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта  сопровождение ученика  формирование опыта через короткую обратную связь +
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри, что получается», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта  сопровождение ученика  формирование опыта через короткую обратную связь +
Такое проявление невербального лидерства, как мобилизация, представляет собой … Тип ответа: Множественный выбор  впечатление от нашего вида (восприятие нашей внешности)  рабочее состояние тела, приспособление его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий + готовность человека к предстоящему действию, характеризуемая общей собранностью внимания  непроизвольное приспосабливание человеком положения своего тела для воздействия на внешний объект, с тем чтобы приспособить объект к своим нуждам
Метод, направленный на изучение социально-психологического климата, характера отношений и структуры коллектива, позволяющий выявить лидера, называется … Тип ответа: Одиночный выбор &#
Урок 1. Теории и стили лидерства
Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления.
Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство. Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.
Содержание:
Помимо политической психологии, лидерство изучается социальной психологией, психологией управления, в менеджменте, отраслями других общественных наук. Рассмотрим более детально основные теории и стили лидерства, которыми оперирует современная наука.
Теории лидерства
Известный французский политолог Жан Блондель считал, что понятие политического лидерства возникло тогда же, когда возникли первые объединения людей. По его мнению, лидерские качества были базисом для оценок политической власти, как авторами Античности, так и краеугольным камнем всех основных элитарных концепций современности.
Классические теории лидерства
Классической по праву считается личностная теория лидерства. Подход к изучению качеств лидера с точки зрения характеристик его личности прослеживается уже в текстах древних авторов. Им присуща тенденция к определению портрета идеального правителя как сборного образа предыдущих успешных лидеров. Ранние работы основывались на том, что лидером может стать лишь тот, кто обладает набором определенных черт (качеств) характера, изучали их на примере предыдущих правителей и давали поведенческие рекомендации. Древнейшими источниками изучения этой теории могут служить индийская «Артхашастра», учение Конфуция об управлении, древнекитайский трактат «Дао дэ цзин»; особняком стоят труды выдающихся мыслителей Античности, особенно Платона («Государство», «Политик», «Законы») и Аристотеля («Политика»).
В XIX веке теория личности «великого человека» трансформировалась в разработанную Т. Карлайлом теорию лидерских качеств (Trait Leadership Theory), которая, по сути, усовершенствовала и придала завершенный вид личностной теории. В отличие от убеждений предшественников, которые отмечали, что лидером нужно родиться, авторы новой концепции (Карлайл, Гальтон), изучая качества характера известных личностей прошлого, сосредотачивали внимание также на внешних атрибутах лидерства, таких как образование, опыт, приобретенный в процессе жизни. Подробнее об этой теории читайте тут.
Еще одна классическая теория лидерства выросла из критики теории черт. Теория среды (Contingency Theory) объясняет лидерство не как набор личных характеристик, а как окружающую среду, ситуацию, которая определяет лидера и его действия. Разработанный в конце 1940-х-начале 1950-х гг., этот подход разделяли Стогдилл, Манн и др. Из их разработок выросли новые концепции лидерства, был применен поведенческий и ситуационный анализ этого явления. В то же время, теория среды стала началом возникновения интеграционного подхода к изучению лидерства, который объединяет ее и теорию черт. Последняя, к слову, разрабатывается многими учеными и сегодня.
Основные современные теории лидерства
Современные исследования лидерства опираются на усовершенствованные подходы к определению и изучению лидерства, выработанные за последние 50 лет.
Поведенческая теория лидерства (Behavioral Theory) в отличие от теории качеств более прогрессивная, поскольку утверждает, что лидерские качества можно приобрести в процессе жизни, научится им, ведь они не всегда присущи человеку от рождения. В результате проведенных в университетах Огайо и Мичигана исследований, ученые пришли к выводу, что в лидерстве преобладают две поведенческие категории – ориентация на задачу и ориентация на людей. Также этот подход детально изучает стили лидерства, что заставляет многих авторов, специализирующихся на проблемах эффективного менеджмента, обращаться к данной теории.
Подробнее о поведенческом подходе в лидерстве вы можете посмотреть данный видеоролик:
Ситуационная теория лидерства (Situational Theory) была разработана в конце 1960-х гг. Полем Херси и Кеном Бланшаром. Этот подход также широко апеллирует к стилям лидерства, но основанным на ситуациях, в которых проявляются лидерские качества и навыки.
Подробнее об этом подходе можно узнать в этом видео:
И теперь пора побеседовать о стилях лидерства.
Стили лидерства
Дж. Гарднер уверен, что «лидерство – это процесс убеждения последователей с целью достижения проводимых лидером идей». Стиль лидерства подразумевает ответ на вопросы: как реализовать планы, как мотивировать людей на достижение поставленных целей? В зависимости от методов и средств, сегодня выделяются следующие стили, характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:
✔ | Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми членами поставленных заданий, доверием и участием лидера. |
✔ | Авторитарный стиль. Автократический лидер имеет достаточную власть, чтобы принимать решения самостоятельно и навязывать их подчиненным, используя при этом административные методы влияния. В качестве примера авторитарного коммуникативного поведения можно рассматривать регулировщика движения или профессора, который определяет темы рефератов студентов. |
✔ | Либеральный или стиль невмешательства. Лидер задает лишь общее направление работы и не принимает активного участия в процессе принятия решений, его последователи имеют полную автономию в действиях и сами организовывают процесс. |
✔ | Патерналистский стиль. Патерналистский лидер действует как отец, родитель по отношению к своим подчиненным. Проявляемая в таком случае забота о последователях имеет следствием полное доверие идеям лидера с их стороны, желание работать под его началом. |
✔ | Транзакционный стиль лидерства. Наиболее часто применяемый в менеджменте. Лидер такого типа призван мотивировать сотрудников путем разработки системы наград и поощрений с целью поддержания показателей производства. |
Дополнительные материалы к данному уроку
Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:
Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь, когда мы имеем общее представление о теориях и стилях лидерства, перейдем к уроку о качествах лидера.