в какой стране существовали такие правила создания скульптуры инкрустация бровей и глаз
Презентация по МХК «Искусство первобытности и Древнего мира». ч.1
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Искусство первобытности и Древнего мира часть I Первобытное искусство Художественная культура Египта Художественная культура Двуречья
В период медно-каменного века, энеолита, появляются выкованные и отлитые из меди женские украшения, глиняные статуэтки животных и людей, орудия труда и бытовые предметы: лепная керамическая посуда разнообразных форм, имевшая определённое значение и смысл. Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносилась на её поверхность белой, чёрной и красной красками. Абстрактные мотивы были полны глубокого смысла: волнистые узоры символизировали течение реки, бегущая спираль – непрерывное движение солнца и времени, перекрещенный круг – солнечный диск. Одна или две параллельные линии обозначали землю, лента из чёрных треугольников – пашню, ромбы, разделённые на четыре части, воспринимались, как знак засеянного поля.
Необходимым условием жизни людей первобытного общества были слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождавший простейшую мелодию. Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы, он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта Дудочка из трубчатой кости
На поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили так называемые мегалитические, то есть, выстроенные из громадных камней, постройки: менгиры, дольмены, кромлехи. Целые аллеи вертикально стоящих больших камней — менгиров — встречаются в Закавказье и в Западной Европе по побережью Средиземного моря и Атлантического океана. Например, знаменитая аллея мецгиров у Карнака в Бретани. Дольмены широко распространены в Западной Европе, в северной Африке, Иране, Индии, в Крыму и на Кавказе; они представляют собой гробницы, построенные из поставленных стоймя огромных камней, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого характера иногда находятся внутри погребальных курганов — например, дольмен в кургане у станицы Новосвободной на Кубани, имеющий две камеры — одну для погребения, другую, видимо, для религиозных церемоний. Наиболее известное и крупное сооружение этого типа – Стоунхендж в Англии – имеет 90 м в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 т каждая.
Многочисленны были изображения сфинксов, различных богов, например, Анубиса, Амона, Ба, Исиды и других…
Уникальные технологии Древнего Египта. Хрустальные глаза статуй.
Египет — страна, о древней истории которой известно всё… и ничего… Египет хранит сотни тайн, не подвластных пониманию современного человека. Пирамиды, Сфинкс, храмы, гробницы… — тайны, затерянные в глубине веков.
Тайну древней цивилизации до сих пор не может понять наш мир. Расшифровав иероглифы, мы не знаем, как звучал язык древних людей. Восторгаясь пирамидами и храмами, мы не понимаем, кто, когда, как и зачем всё это создал.
Одной из загадок страны фараонов являются глаза статуй, созданных (по версии историков) 4500 — 5000 лет назад. Высокотехнологичные глаза статуй древнего Египта изготовлены из идеально отполированного горного хрусталя.
В Древнем Египте в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён приём сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй. Глаза у некоторых египетских статуй устроены весьма сложно. Живостью и выразительностью скульптур зодчего Рахотепа его жены Нофрет были потрясены сами археологи.
На скульптурном портрете жены зодчего Рахотепа — Нофрет стеклянные полированные линзы глаз закреплены с помощью клея, под линзами — отверстия!? За отверстием две линзы (!) последовательно: собирающая и рассеивающая! С тыльной стороны, за линзами, исследователи рассмотрели какую-то серо-коричневую пластинку с оборванными медными проводками…
В 1998 году американский специалист по оптометрии Джей Инок из Калифорнийского университета в Беркли и его коллега Васудеван Лакшминараянан из Миссурийского университета в Сент-Луисе разобрали глаза древнеегипетской статуи «писца» из Каирского музея и были поражены высочайшим уровнем сборки «деталей» глаз.
Вывод специалистов поразил многих: оптическая система «глаз» статуи предназначена для широкозахватной концентрации светового потока с выведением изображения на кристаллическую матрицу.
Мистика… возможно, глаза «Сидящего писца» из Саккары — древнейшая встроенная система видеонаблюдения?!
Следует отметить, что «массово» такие хрустальные глаза не создавались и являлись своеобразным эксклюзивом у определенных династий фараонов.
Интересным артефактом, обнаруженным в 1894 году археологом де Морганом в гробнице Дахшура, стала деревянная статуя Аутибра Хора с инкрустированными глазами, изображавшая юношу в полный рост.
На голове статуи закреплён иероглиф «Ка» в виде согнутых в локтях и поднятых рук, чтобы придать ему сходство с духом, обозначаемым этим иероглифом. Под разными углами обзора глаза статуи фараона меняют цвет, поверхность линз идеальна отшлифована.
Артефактов, в изготовлении которых использовался горный хрусталь, в Египте найдено не так много.
Один из них: статуэтка кошки, которая использовалась как косметический сосуд. Линзы созданы из горного хрусталя, а обрамлены медью.
Интересно, что технология изготовления «хрустальных глаз» спустя примерно 700 лет, была утрачена навсегда. В дальнейшем египтяне начали использовать в качестве материала бронзу, мрамор, кварц, обсидиан или фаянс, на котором глаза рисовались краской. Возможно, древние мастера не раскрывали свои секреты, унеся с собой навсегда тайну столь тонкой и искусной работы.
Еще одним уникальным примером сложной инкрустации глаз является великолепный бюст царицы Нефертити, обнаруженный Людвигом Борхардтом в 1912 году в скульптурной мастерской художника Тутмоса в Тель-Эль-Амарне – столице Эхнатона.
В правом глазу Нефертити сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. В левом глазу скульптурного изображения Нефертити зрачок отсутствует.
Почему у Нефертити один хрустальный глаз? Одно из предположений исходит из древнеегипетской мифологии: когда в глазницу скульптурного изображения вставляют второй глаз — это уже не изображение, а душа (Ка), переселившаяся в иной мир.
Древние египтяне отождествляли созвездие Ориона с Осирисом — Богом производительных сил природы, владыкой загробного мира. Один глаз Ориона — это звезда Беллатрикс, которая появляется первой на ночном небе, когда Орион поднимается из-за горизонта. Второй глаз Ориона — звезда Бетельгейзе, светит то сильным светом, то становится почти невидна и происходит это с периодом около 6 лет. Именно регулярное умирание и возрождение Бетельгейзе являлось основой веры древних египтян в возрождение после смерти.
Для этого, после смерти фараона совершалась религиозная церемония «Открытия его рта», которую жрецы проводили внутри Великой Египетской Пирамиды в саркофаге Камеры Царя. Считалось, что в процессе церемонии «Открытия рта» из тела фараона отлетает Душа и через тоннель Великой египетской пирамиды, который во времена фараонов был сориентирован в направлении звезды Бетельгейзе, Душа попадала на Последний Суд Осириса, который вершился в созвездии Орион. Далее тело фараона выносили из Пирамиды и оно подлежало захоронению в гробнице. В своих религиозных текстах Глаз Ориона — звезду Бетельгейзе, древние называли Каа Аин — Меркнущий Глаз.
Как пишет Друнвало Мельхиседек, в книге «Древняя тайна Цветка Жизни»:
Египетские Жрецы знали, что спустя тысячелетия положение звёзд на небе будет таким же, как и во времена фараонов. Они верили, что в Великую Египетскую Пирамиду перенесут мумию Нефертити, в пустую глазницу её скульптурного изображения будет вставлен второй сверкающий Глаз, и прошедшая Суд Осириса, очищенная Душа Нефертити, посредством луча света от звезды Сириус, направленного через тоннель Великой Египетской Пирамиды, вернётся в тело Нефертити в Камере Царицы, и царица Нефертити возродится.
Гробница и мумия Нефертити до сих пор не найдены, многие загадки, связанные с жизнью Нефертити еще не раскрыты. Неизвестно, откуда «прекрасная пришла», неизвестно, когда и куда она ушла. Как сказал древний философ:
«Одни приходят и уходят, другие также приходят – и оставляют след».
Архитектура и изобразительное искусство
По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура. В изобразительном искусстве важную роль играла пластика, рельеф, настенная живопись. Большого мастерства художники Месопотамии достигли в изготовлении глазурованных цветных изразцов, из которых складывались великолепные многокрасочные панно. Этот вид искусства является специфическим для данного региона. Из глины были созданы замечательные образцы мелкой пластики и керамики.
Типично шумерский город состоял из трех частей. Прежде всего самого города – окруженной стеной территории, на которой находились один или несколько храмов, дворец с резиденциями придворных и жилища горожан. Центр управления городом находился у ворот, где происходили собрания жителей данного квартала, и отправлял свои обязанности градоправитель. Далее шел пригород, по-шумерски «внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады, обеспечивавшие город продуктами питания и сырьем. Третьей частью города был район пристани, являвшийся центром коммерческой деятельности.
Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности.
Непрочность материала обусловила особенности архитектуры Двуречья. Здесь нет мощных колоннад, только большие прямоугольные массы кирпича. Архитекторами Месопотамии была изобретена и новая конструкция: полукруглая арка, которая впоследствии была позаимствована Римом, затем арабским Востоком и романской Европой.
Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200–2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.
Те же конструктивные особенности отличают и светскую архитектуру Двуречья. О ней дают представление сохранившиеся фундаменты зданий. Скажем, дворец правителя в городе Киш размером 75х40 м сложен из массивных кубических блоков. Он окружен мощными крепостными стенами, которые господствовали над городом. Во двор собраний выходила широкая прямая лестница, на вершине которой царь появлялся перед народом.
Скульптура. В отличие от архитектуры изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нас дошли маленькие фигурки животных и небольшие, размером в 35-40 см, статуэтки из мягких пород камня и глины. Эти работы имели плоскую заднюю сторону и располагались вдоль стен. Изображения людей и животных встречаются также на керамических сосудах. Для III тыс. до н.э. характерны цилиндрические печати с вырезанными горельефами. Наиболее часто встречаются сцены битв и охот. Среди пластики III тыс. до н.э. выделяется мраморная скульптура женской головы из г. Урука. Предположительно, это покровительница города богиня Инанна. Первоначально у богини был головной убор, глаза и брови были инкрустированы драгоценными камнями и золотом. По своей выразительности, по мастерству моделировки лица автор этой работы опережал свое время.
Вплоть до конца III тыс. до н.э. в Шумере не было выработано единого стиля в изображении человека. Существовали только некоторые общие правила: инкрустация бровей и глаз, выделение глаз и ушей (символов мудрости), лепка бород и причесок. Однако в независимых городах-государствах, где существовали свои пантеоны богов, своя мифология, трактовка поз, одежд, деталей декора весьма разнообразна. Образцом раннего рельефа может служить черная базальтовая «Стела охоты» из Урука. На ее лицевой стороне дважды изображен бородатый человек, поражающий львов копьем и стрелами из лука. Фигуры свободно располагаются на плоскости камня.
Позже сцены на рельефах располагаются уже строго по поясам, раскрывая фазы общего сюжета. Так, на алебастровом культовом сосуде из храма богини Инанны в Уруке изображены шествия домашних животных, людей с приношениями и, наконец, сама богиня, перед алтарем которой сложены дары. Образцом такого стиля может служить и знаменитая «Стела коршунов» из Лагаша (ок. 2500 г. до н.э.), сооруженная в честь победы над г. Уммой. На одной из сторон плиты разворачивается последовательный рассказ о походе царя Эанатума, об эпизодах сражения и о кровавой победе: на поле боя мы видим пирующих коршунов. На обороте бог Нингирсу держит сеть с захваченными пленными. Так же, как и в мелкой пластике, фигуры людей, их лица лишены даже намека на индивидуальность, это только лики-маски.
За время существования аккадского государства в художественной культуре произошли определенные изменения. В изобразительном искусстве появились большая раскованность и индивидуализация. Так, в стеле царя Нарам-Суэна композиция строится не как линейное повествование. Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулубеев. Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. Перед ним – поверженный и молящий о пощаде враг. Треугольная форма стелы, ее композиция – все подчеркивает главную идею: восхождение к триумфу. Движения фигур динамичны и пластичны, размеры пропорциональны, тщательно проработана мускулатура. Это уже не схема, а произведение искусства.
От периода Старовавилонского царства до нас дошла стела законов
Хаммурапи. Она украшена наверху выпуклым рельефом, на котором изобра-
жен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл – символ власти. По сравнению с аккадским периодом налицо снижение мастерства. Фигуры статичны, сама техника изготовления рельефа грубее. То же можно сказать и о мелкой пластике и об изображениях на цилиндрических печатях.
В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусственно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Помещения дворца облицовывались длинными рельефными фризами и украшались многоцветными росписями. Излюбленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож. Вершиной ассирийского искусства являются сцены охоты и особенно изображения зверей. С необычайной выразительностью переданы неистовый порыв и напряженное усилие, стремительное движение и агония смерти. Пронзенная стрелами умирающая львица с рельефа в Ниневии царя Ашшурбанапала (669–635 гг. до н.э.), в последнем усилии приподнявшись на передних лапах, бросает вызов своим врагам. Это подлинный шедевр мирового искусства.
В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука. Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.
Культура Двуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает своей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.
Дистанционный урок «Мировая художественная культура»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Здравствуйте, уважаемые студенты!
Учебная дисциплина: Мировая художественная культура
Преподаватель: Чеботарева Лилия Эдуардовна
Тема урока: Гигантизм и неизменность канона. Трипольская культура (сакральный мир и магическое пространство)
Вам необходимо самостоятельно изучить текст лекции, выполнить
1. Скульптура Древнего Египта
3. Традиционная окраска статуй
4. Самые ранние памятники художественной литературы
1.Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.
Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традицией. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.
2.К числу характерных канонических типов принадлежит портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хесиры.
Чувствуется мерный ритм его пружинящей поступи. Резко очерчен орлиный профиль головы. Примечательно, что глаз при этом показан в фас, символически обозначая способность воскрешать умершего к вечной жизни. Эта традиция восходит к мифу о поединке небесного божества Гора, изображавшегося в виде сокола, и бога пустыни Сета, олицетворявшего злое начало. Выступая мстителем за своего отца Осириса, вероломно убитого Сетом, Гор дает проглотить мертвому отцу свое Око, вырванное у него Сетом в начале битвы. Осирис ожил и стал царем царства мертвых. С тех пор обретение «ока Гора» стало важным моментом в скульптурных изображениях.
Магическая выразительность взгляда достигалась инкрустацией глаз и рельефной подводкой век и бровей.
В понятие канона входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более точного сходства с портретируемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность.
3.Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет, женские — в желтый. Волосы всегда были черными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, песчаник, известняк.
Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом сфинксе— знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.
Русский писатель И. А. Бунин, посетивший Египет, так описывал свои впечатления от Сфинкса в рассказе «Свет Зодиака»:
«Вокруг меня мертвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света. Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.
Туловище его высечено из гранита целиком, — приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как защитнику «Страны Солнца», Страны Жизни. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно глядит он куда-то на восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила! Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моем сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу. »
В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всем их облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III.
Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны.
Мастерски переданы индивидуальные черты: скуластое лицо, тяжелые веки, прикрывающие глаза, желваки около властного рта, четко очерченный подбородок. Игра светотени на гладкой поверхности гранита усиливает выразительность образа.
Характерными чертами культуры Египта было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.
Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем были обусловлены особенности культуры Древнего Египта?
2. В чем заключалась идея вечной жизни в Египте?
3. Как египтяне относились к смерти, к культу фараона?
4. С какой целью строились пирамиды в Древнем Египте?
5. Почему пирамиды считаются одним из семи чудес света?
Написать сообщение: «Как строились пирамиды?»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.