В каком возрасте ребенку не нужен дневной сон
Сброс дневного сна. Когда ребенок перестанет спать днем?
Сброс дневного сна. Когда ребенок перестанет спать днем? 14.09.2015 21:32
Развитие ребенка: физическое и ментальное происходит во сне: об этом свидетельствуют тысячи научных исследований. Достаточный и качественный сон чрезвычайно важен для здоровья вашего малыша.
Говоря про сон, обычно мы думаем о ночи, но до определенного возраста и дневной сон играет огромную роль в жизни вашего малыша.
В среднем дети переходят на один дневной сон в 18 месяцев. Но любого родителя волнует вопрос: когда ребенок перестанет спать днем вообще?
В одних семьях хотят сохранить дневной сон как можно дольше: это прекрасное свободное от забот о ребенке время. В других же напротив испытывают постоянные ограничения из-за необходимости проводить дома время для сна ребенка.
Когда же малыш откажется от дневного сна полностью?
ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ ДНЕВНОГО СНА
В среднем полный отказ от дневного сна происходит после четырех лет. Однако некоторые дети могут испытывать потребность в дневном сне и позже этого возраста. В то же время иногда дети прекращают спать днем гораздо раньше четырех лет.
Обратите внимание, что сама продолжительность дневного сна, безусловно, будет разной в 2 и в 4 года. Вашему ребенку может требоваться дневной сон и в пять лет, но вероятно он будет недлительным (до 1,5 часов). В то время как малыш в два года может спать по 2-3 часа днем.
До пяти лет жизни потребность во сне составляет 11-14 часов в течение суток.
Если у ребенка короткий дневной сон, ему будет требоваться больше сна ночью и наоборот. Если ребенок совсем не спит днем, это нужно учесть при определении времени укладывания.
Например, Василий (3 года) спит ночью по 11 часов и днем по 2 часа. В то же время Анечка (его ровесница) спит ночью 12 часов, а днем всего час. Это работает примерно так. Учитывайте данное уравнение, когда у вас возникают определенные ожидания к ребенку.
Большинству детей в возрасте 2-3 лет требуется дневной сон независимо от продолжительности ночного сна. Ближе к четырем годам дневной сон может оказаться излишним при условии достаточной продолжительности ночного сна.
Приоритет всегда имеет раннее укладывание на ночной сон и достаточная продолжительность ночного сна. Если по каким-то причинам ваш малыш недосыпает ночью, обязательно включайте дневной сон в его день.
ВЛИЯНИЕ ДНЕВНОГО СНА НА НОЧНОЙ
Многие родители опасаются, что ребенок будет плохо спать ночью при наличии дневного сна.
До четырех лет наличие дневного сна не вызовет никаких проблем с ночным сном. Если конечно ваш ребенок не спит по 3 часа. В 3-4 года дневной сон не должен быть более двух часов, а некоторым детям достаточно и часа- полутора. В 1,5-2 года дневной сон может быть длинным: до 2,5 и даже 3 часов. Если это не мешает ночи, проблем нет.
Всегда смотрим на потребности ребенка и ситуацию с ночным сном. Разным детям требуется разная продолжительность сна.
При наличии дневного сна до четырех лет вы избежите переутомления и перевозбуждения ребенка к ночному сну. Мы хорошо засыпаем, когда достаточно устали, но не переутомились.
Ближе к четырем годам дневной сон уже может «забирать» ночной. Следите за индикаторами готовности к отказу от дневного сна.
Если ваш ребенок спит ночью менее 10 часов, дневной сон ему точно необходим в любом возрасте.
ГОТОВНОСТЬ К ОТКАЗУ ОТ ДНЕВНОГО СНА
Ниже перечислены симптомы готовности.
1. Ваш ребенок категорически не спит днем, но при этом вы не видите никаких негативных последствий отказа от сна. О каких негативных последствиях идет речь? Например, ребенок капризничает во второй половине дня. Или с трудом укладывается на ночь, долго засыпает, часто просыпается ночью, слишком рано просыпается.
2. Ваш ребенок с трудом засыпает во время дневного сна. Он выглядит бодрым и веселым. Засыпает все дольше и дольше. В какой-то момент это начинает влиять на раннее время укладывания на ночь.
3. Ваш ребенок нормально засыпает днем, но начинает плохо засыпать ночью. Вечером вы не видите достаточной усталости в вашем малыше.
4. Ваш ребенок хорошо спит днем, но начал вставать в 4-5 утра или просыпаться и долго бодрствовать по ночам. Возможно сон днем слишком длинный или он уже не нужен.
1. Избегайте преждевременного отказа от дневного сна. Не лишайте ребенка сна только потому, что вам неудобно или потому, что ему «уже целых три года». Смотрите на своего ребенка: если ребенок охотно укладывается днем и при этом отсутствуют проблемы с ночным сном, дневной сон пока необходим.
Помните о временном кризисе дневного сна, который обычно происходит около двух лет.
2. Если вдруг начал страдать ночной сон: ребенок недостаточно уставший вечером, то поиграйте с длиной дневного сна. То есть не нужно сразу отказываться от сна днем вообще. Попробуйте для начала сократить продолжительность дневного сна и посмотреть, что будет.
3. Если ваш ребенок не может проснуться утром, капризничает, не хочет вставать, долго лежит в кровати – ему однозначно не хватает ночного сна. Как минимум, попробуйте укладывать его раньше. Даже 30 минут играют роль. В такой ситуации однозначно не торопитесь устранять дневной сон: какую-то часть недосыпа ребенок компенсирует как раз во время него.
4. При полном отказе от дневного сна часто требуется сделать укладывание на ночной сон немного более ранним. Смотрите на своего ребенка и признаки недосыпа.
5. Иногда дети начинают отказываться от дневного сна не потому, что уже могут не спать дольше, а из-за перевозбуждения. Вокруг столько интересного: хочется во всем поучаствовать. Не забывайте про ритуал укладывания: в 3-5 лет он будет иным, чем в 0-2 года, но он также до сих пор важен. Не забывайте затемнять спальню и закрывать двери. Дети не могут спать в шуме, как новорожденные.
Нужно ли будить ребенка?
Будить или нет? И сколько должен длиться дневной сон? Не все задумываются об этом. А иногда просто опасаются, не сделают ли хуже. Если будить, то когда и как понять, что именно сейчас тот самый момент? Давайте разбираться!
Нормы сна
Мы всегда говорим о нормах сна и бодрствования, которые должны соответствовать возрасту малыша. Для каждого возраста есть примерное количество часов, которые ребенок суммарно в дневные сны может поспать. Когда малыш спит дольше днем, это может повлиять на ночной сон.
❗️Например, ребенку 7 месяцев. Норма его дневных снов в сумме до 3 час 30 минут. При этом мама дает возможность спать днем до 4 час или 4:30 в сумме. В таких случаях ночной сон может ухудшиться. Могут появиться «гуляния». Или ночь сократится, и ребенок начнет вставать раньше, чем обычно.
Как исправить ситуацию? Начать регулировать сумму дневных снов. Сокращать длительность одного из снов. Чаще всего, последнего.
Дневной сон 2 часа
После 4 месяцев (иногда и после 3 мес.) дневные сны рекомендуется делать не более 2 часов за один сон. (Исключение — переход на один сон. Он может быть длиннее.) При наличии одного из снов длительностью более 2 часов, мама может заметить ухудшение ночного сна, сложное укладывание на следующий сон, длительное и/или тяжелое засыпание в ночь.
Как исправить ситуацию? Будить малыша, если он уже поспал достаточно, чтобы дневной сон за раз не длился более 2 часов.
Режим
Начало дня следует организовать примерно в одно и то же время.
К 6 месяцам, как мы знаем, у большинства детей уже сформированы биоритмы. Ближе к этому возрасту и далее лучше, чтобы утро начиналось примерно в одно и то же время (+\- 15 минут). Это создаёт привычную рутину, своевременную сонливость у малыша в одни и те же часы днём. Как следствие, легкое засыпание, предсказуемость дня для родителей и длительные дневные сны в часы повышенной сонливости днем.
❗️Если ребёнок встаёт один день в 7 утра, а в другой в 10 утра, то разница ритмов таких дней будет очевидна. У малыша и сон будет довольно хаотичным и непредсказуемым.
Как исправить ситуацию? Некоторым детям, особенно тем, кому нужна помощь родителей в «настройке» ритма дня может потребоваться пробуждение утром по времени.
Как будить в любой из описанных ситуаций?
🔹 Если ставите будильник, он для родителей, не для ребёнка. Резкие звуки — не лучший вариант для начала бодрствования. Можно использовать режим «вибро» на телефоне.
🔹 Стараемся не будить ребёнка, а создавать условия для его естественного пробуждения:
▶ за 5-10 минут до нужного времени повышаем уровень освещённости в комнате. Приоткрываем шторы или включаем неяркий свет. Так же, как не нужны резкие звуки, не нужен и резкий яркий свет;
▶ при увеличении освещенности не боимся шуметь. Спокойно ходим, можно покашлять или начать разговаривать рядом с малышом;
▶ если ребёнок не реагирует на свет и звуки, дожидаемся быстрой фазы сна (дыхание не такое равномерное, как в глубоком сне, зрачки движутся под веками, ребёнок может издавать какие-то звуки или двигать, подергивать слегка конечностями). В поверхностном сне можно аккуратно потрогать за ручки за ножки и уже расшевелить малыша, «приглашая» проснуться;
Переход на один сон
В каком возрасте ребенок РЕАЛЬНО готов спать один дневной сон? Как сделать переход легким для малыша и мамы? Как избежать появления частых пробуждений ночью, истерик и протестов перед ночным сном? Мы понятно и структурировано расскажем об этом важнейшем этапе.
Когда можно?
Большинство детей переходят на 1 сон в возрасте от 15 до 18 месяцев. Бывают более ранние переходы и более поздние. Но! Это больше исключения из правил, чем правило. К примеру, мы с Марком начали переход на 1 сон в 18 месяцев, а окончательно перешли лишь в 21 мес (1 г. 9 мес.). У нас и переход с 3 на 2 сна случился только в 10 месяцев, когда другие дети спокойно могут перейти на него в 7-8. Так что, все очень и очень индивидуально!
Самый опасный вариант — переход на 1 сон слишком рано. Он грозит переутомлением ребенка, истериками вечером при уходе на сон, ухудшением ночного сна с частыми пробуждениями и плачем. Все это от усталости. Все от того, что ребенку сложно бодрствовать 5-6 часов, которые нужны для полноценного перехода на 1 сон.
Рекомендация № 1
Сохраняйте два сна как можно дольше! Вот прямо до 18 месяцев настройтесь. Если ребенок будет готов немного раньше, Вы это определите и поймете, что пора пробовать один сон.
Как понять, готов ли малыш?
Есть три основных сигнала о готовности ребенка переходить на 1 сон:
Ситуация 1. Отказ от первого сна (сопротивляется укладыванию в привычное время).
Ситуация 2. Отказ от второго сна (не укладывается в привычный второй сон, хотя, раньше проблем не было).
Ситуация 3. Соглашается на два сна, засыпает спокойно, но с ночного начинает просыпаться слишком рано.Немного теории, чтоб понять, как распределяются по биоритмам два сна.В норме, подъем у детей с 6 до 8 утра. Время первого сна по биоритмам с 8 до 10 утра, второго сна с 11 до 15 часов, третьего в районе 17 часов. Первым уходит третий сон и вечернее ВБ увеличивается. Остается два сна. Потом, в идеале, уходит сон с 8 до 10 утра. И остается один дневной в середине дня.
Ситуация 1
Ребенок отказывается ложиться в первый сон с 8 до 10 утра — классический случай.
Такое чаще всего наблюдается у детей, которые привыкли вставать утром с 6 до 7 утра и спать в положенные «окна в сон» два сна. В этом случае, рекомендуется раздвигать первое ВБ, укладывая на сон сначала через 4:30 после ночного сна (в районе 11). Постепенно увеличиваем ВБ, двигая сон в середину дня по 20-30 мин через каждые 1-3 дня, чтобы избежать переутомление. Этот сон должен в итоге приходится на время дневного сна с 12 до 15. Он так и останется у малыша до детского сада и в нем. Сон должен быть длительным (2-3 ч.). После длительного сна ВБ 5-5:30 ч., постепенно увеличиваем до 6 часов.
Если временно этот сон по привычке остается коротким, ребенок проснулся, а до ночи еще далеко, то можно устроить компенсационный сон в районе 17 часов (короткий сон 30-40 минут), а затем уложить в ночь в районе 19 часов. Это нормально, когда на время перехода мы регулируем количество снов, исходя из того, как складывается день.
Если при двух снах мы ограничиваем один из снов длительностью не более 2-х часов, то при переходе на 1 сон, мы его не ограничиваем и малыш может спать свой единственный дневной сон до 3-х ч. По мере взросления он сокращается до 1-2 ч. Смотрите нормы в таблице.
Ситуация 2
Когда малыш отказывается от второго сна.
Часто, это дети с утренним подъемом в 8 утра. Обычно, их первый сон попадает в часы дневного сна с 11 до 15 часов, а второй сон в окно третьего сна около 17 часов. Эта история сложнее 1 и 3. Есть задача не переутомить малыша, а возможности устроить компенсационный сон нет, так как по биоритмам окон сна больше нет.
Какие есть здесь варианты
Если ребенок проспал в первый сон 2-3 часа, а на второй не лег, то мы просто укладываем в ночь раньше, и ожидаем, что малыш встанет в 6-7 утра. Понимаем, что непривычно ранний подъем (но по биоритмам вполне правильный 6-7 утра) нам сейчас полезен и встаем! На следующий день делаем два сна. Постепенно, сдвигаем первый сон на середину дня, а в ночь уходим раньше.
Скорее всего, потребуется на время перейти, все же, на подъем в 6-7 утра и уход в ночь в 6-7 вечера. Так мы точно избежим утомления.
Серьёзные проблемы обычно встречаются у тех мам, чьи дети не ложатся на второй сон, они не хотят укладывать на ночь раньше, «тянут» малыша до привычных 20-21 часа и уходят в ночь утомленными. Буквально неделя и ребенок может уже со скандалами ложиться на все сны, так как утомление накапливается.
Призываю действовать в интересах ребенка, а не своих собственных. По мере взросления можно плавно сдвинуть сны снова на график ночи 21-8 утра.
Ситуация 3
Когда малыш прекрасно засыпает на два сна, но начинает вставать раньше ночью. Чаще всего бывает у малышей, которые живут по биоритмам и у них четкие правила засыпания, поэтому им и дается легко уход на оба сна. Но, возраст уже не позволяет спать два раза. Малыш просто перерастает свою потребность в двух снах.
Здесь нужно действовать так: в день с ранним подъемом, делаем два сна, но первый короткий, а второй в середине дня длительный. Увеличиваем ВБ между вторым сном и ночью до 5-5:30 ч. (постепенно), уход с ночь должен получиться в районе 20 ч. Мы можем ожидать от малыша 11 часов ночного сна, поэтому, продлеваем сон утром до 6:30-7 утра. При сдвижке утра, пробуем в этот день 1 сон через 4:30-5 часа и действуем по схеме ситуации 1.
Переход на 1 сон является самым ответственным и сложным для большинства малышей. Если его организовать правильно, можно избежать массу проблем: плач и капризы по ночам и при засыпании.
Что ещё может быть
Вы стали практиковать 1 сон у малыша, особенно до 1,5 лет. Он первые дни прекрасно выдерживал 5 и даже 6 часов, как будто не уставал. Это происходит от того, что в целом раньше он высыпался. Вокруг слишком интересно, и он не показывает усталость. Мама радуется, все прекрасно. Через неделю-две ребенок начинает вдруг показывать раздражение и плакать перед сном и ночью, иногда и вовсе отказывается спать днём. Возможно, это как раз накопилась усталость от увеличившегося ВБ.
Вернитесь временно к двум снам или сократите ВБ и укладывайте в ночь раньше! Вечерние часы помогут малышу отоспаться.
Будьте внимательны к ребенку. Часто мамы списывают плачь и бесконечные пробуждения по ночам с болью при прорезывании зубов, дают лекарства, мажут гелем десна, но ничего не помогает. Причина может крыться совсем в другом…
Легкого Вам перехода на 1 сон, дорогие мамы и малыши!
Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Режим дня школьника. Каким он должен быть?
Основными элементами режима дня школьника являются:
-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Физиологически полноценный сон
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
в 7-10 лет – 10-11 часов;
в 15-17 лет – 9-8 часов
Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Регулярное и достаточное питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:
Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.
Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.
Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.