В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе

В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе

А.П. Бородин Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из оперы «Князь Игорь»

В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душеОпера «Князь Игорь». Это замечательное произведение, которое сегодня причисляется к лучшим творениям оперного искусства, сочинил Александр Порфирьевич Бородин. Во всём мире он хорошо известен, как видный учёный-химик, труды которого оценены по достоинству. Однако в нашем отечестве Александр Порфирьевич более знаменит, как выдающийся композитор, музыкальные сочинения которого стали прославленными хитами. Например, из упомянутой выше оперы большую популярность приобрели красочные « Половецкие пляски », проникновенный « Плач Ярославны » и конечно же знаменитая эмоциональная «Ария князя Игоря», признанная величайшим достижением отечественного оперного искусства.

Историю создания «Арии князя Игоря», содержание композиции и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Краткая история

В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе

К концу шестидесятых годов, тридцатишестилетний Бородин слыл в Петербурге весьма уважаемым человеком. Его научная деятельность, благодаря систематической публикации исследовательских работ, получила высокое признание как в России, так и за её пределами. В дополнение тому Александр Порфирьевич завоевал немалый авторитет своей активной общественной работой и это привело его к участию в редакционных коллегиях некоторых довольно популярных печатных изданий. Однако для поклонников музыкального искусства было важно, чтобы Александр Порфирьевич, в то время уже состоящий в кружке Милия Балакирева под названием « Могучая кучка », несмотря на большую загруженность педагогической и научной работой, продолжал сочинять свои прекрасные композиции.

Осенью же вновь началась педагогическая работа, которая стала отнимать у Александра Порфирьевича всё его время. В результате через несколько месяцев он объявил своим творческим товарищам, что отказывается от сочинения «Князя Игоря». Тем не менее сильное побуждение, положившее начало к созданию оперы и тщательное изучение исторических источников, постоянно преследовали Бородина, а потому вновь был нужен сильный всплеск, который бы подтолкнул композитора к работе над «Князем Игорем». Таким импульсом послужил разговор с доктором В.А. Шоноровым – большим поклонником творчества Бородина. В итоге в сентябре 1874 года Александр Порфирьевич объявил Стасову, что вновь принимается за сочинение оперы «Князь Игорь». Дело действительно сдвинулось с мёртвой точки. Композитор сам сел писать либретто и в декабре своим творческим друзьям представил весьма много готовых номеров, среди которых «Половецкий марш», «Плач Ярославны», «Ария Кончаковны». Затем вновь был довольно большой перерыв и только летом 1875 года из-под пера Александра Порфирьевича вышли знаменитые «Половецкие пляски» и «Ария Кончака». Осенью того же года, окрылённый одобрением кружковцев он наметил первоначальную версию «Арии князя Игоря», а за ней написал хор «Слава» для эпилога. К большому сожалению из-за занятости педагогической и научной работой Бородин сочинял оперу лишь летом во время каникул, а иногда урывками, когда вынужден был оставаться дома из-за простудных заболеваний. В результате такого эпизодичного подхода к сочинению произведения, окончательный вариант «Арии князя Игоря» появился лишь осенью 1881 года.

В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе

В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе

Интересные факты

Содержание и текст Арии князя Игоря

Великий князь Игорь Святославович, собрав войско двинулся в поход на половцев, разорявших русские земли и угонявших людей в рабство. В ходе кровопролитной битвы княжеская рать потерпела поражение, а сам полководец и его сын попали в плен.

Во втором акте оперы действие происходит в половецком стане, где Игорь томится в неволе. Князю, которого одолевают гнетущие думы, очень тяжело. Он мучается от чувства вины: войско разгромлено, сам он обесчещен из-за постыдного поражения, а стонущая от грабежей Русь остаётся в большой опасности. Игорь мучительно вспоминает всё, что произошло с ним за последнее время: солнечное затмение, первую лёгкую победу над половцами, а затем вторую битву и её горестное окончание. Князь осуждает себя за гибель храбрых полков, сложивших отважные головы за любимую Родину. Игорь жаждет искупить вину и освободить Русь от лютых врагов, и потому он мечтает о свободе. При этом только один человек может простить князю всё – это его любимая жена Ярославна. Игорь ласково называет её голубкой ладой и уверен, что верная супруга преданно ждёт его и, страдая, проливает слёзы. Перебирая всё в памяти, князь уверен, что может заслужить прощение от русского народа, а для этого он должен вырваться на волю и вновь сразиться с коварным противником. Однако как это сделать, Игорь не знает и потому в его душе кроме горестных мыслей и отчаяния пока ничего нет.

В своей опере Александр Порфирьевич Бородин представил князя Игоря бесстрашным воином, яркой благородной личностью, мужественным, вдумчивым, совестливым человеком, верным и любящим мужем. Все эти положительные качества, а также мрачные размышления главного героя о том, что он причинил страдания родной земле, композитор всесторонне отобразил в многогранном портрете, которым является «Ария князя Игоря» из второго действия оперы.

В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе

Данную вокальную композицию автор заключил в сложную трёхчастную форму с вступлением и заключением в виде речитатива, а в качестве основной тональности выбрал си-бемоль минор.

После репризного третьего раздела («О дайте, дайте мне свободу. ») начинается средний раздел арии («Ты одна, голубка, лада), в котором Игорь обращается к своей любимой и верной жене Ярославне. Музыка становится нежной и наполняется лиричными народно-песенными интонациями. Смена минорного лада на мажорный окрашивает композицию в светлые тона, а триольный ритм в аккомпанементе подчёркивает её мягкую певучесть. Далее следует третий раздел арии («Ужели день за днем»), вновь возвращающий музыке композиции эмоциональный драматический настрой. Его музыкальный материал, представленный в зеркальном отображении и поначалу основанный на мелодических интонациях второй части первого раздела арии, динамично развиваясь подводит к кульминации композиции, в которой слова «О дайте, дайте мне свободу. » звучат теперь более призывно и торжественно. Ария завершается репризным повторением, наполненного мрачными чувствами, речитатива «Ни сна, ни отдыха…», после которого следует небольшая кода «Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко», полностью возвращающая скорбный настрой главного героя.

«Ария князя Игоря». Эта яркая, потрясающая своей эмоциональной силой, композиция, в которой Александр Порфирьевич Бородин создал образ мужественного человека и настоящего патриота, в нынешнее время пользуется большой популярностью. Вокальные исполнители с удовольствием включают её в свой репертуар, а публика с восторгом принимает не только в оперном спектакле, но и в концертном исполнении.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

А.П. Бородин Ария князя Игоря

Источник

Тема 2. Опера «Князь Игорь»

В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе

Тема 2. Опера «Князь Игорь»

В основу оперы положен сюжет замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве», написанного в XII веке. «Слово» рассказывает о походе князя Игоря Святославовича Новгород-Северского в 1185 году против степных кочевников-половцев.

Вся поэма пронизана идеей патриотизма, которая была очень близка бородину. К тому же стремление к большим эпическим картинам и богатырским образам, интерес к Востоку, характеризующие стиль Бородина, полностью соответствовали духу и содержанию «Слова». Либретто написано самим композитором. Опера была поставлена в 1890 году в Мариинском театре уже после смерти автора (Дописана Римским-Корсаковым и Глазуновым).

Здесь нарисован богатырский образ народа, переданы его любовь к родине, уверенность в своей силе, непоколебимая стойкость и сплоченность. Форма – трехчастная.

1. Хор «Слава» – образует крайние части пролога. Он выражает могучую силу народа, полон решительности и мощи. Основная тема построена на типичных для древней песни «трихордовых» попевках. Мелодия движется по ступеням пентатоники. Построен в трехчастной форме. Середина начинается со слов «Туру ли ярому». Она более плавная и спокойная.

2. Сцена затмения – вместе с обращением Игоря к народу и прощанием с женами образует средний раздел пролога. Эта сцена имеет важное драматургическое значение как первое столкновение с вражеской силой. Затмение изображается музыкальными средствами, контрастными предыдущим. Появляются хроматизмы, причудливые гармонические последовательности, аккорды на ступенях целотонной гаммы. Дважды проходит цепь из 4-х секундаккордов разных тональностей с общим тоном «ре», звучащим в басу. Появление затем увеличенного трезвучия в верхних голосах, мрачно ползущих хроматических ходов в басу, все это рождает ощущение чего-то таинственного, страшного, жуткого.

3. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести…» – рисует портрет бесшабашного разгульного князя. В этот характер вводит уже стремительное оркестровое вступление. После речитатива начинается собственно песня. По характеру она близка плясовой. Ритм четкий, мелодия прямолинейная, полная силы и размаха. В средней части (форма – трехчастная) мелодия звучит вкрадчиво и страстно.

4. Ариозо Ярославны «Ах, где ты, где ты, прежняя пора…» – это музыкальный портрет Ярославны. Здесь господствует настроение строгого, глубокого раздумья и сердечной тревоги. Речитатив, с которого начинается ариозо, выражает тоску и тревогу. Его интонации певучи, пластичны и представляют собой варианты попевок Игоря, таким образом, характеризуя их духовную близость. В ариозо чувства героини изливаются в страстной, возбужденной мелодии. Она распевна, льется непрерывно, но так же образована из попевок Игоря. Построено ариозо в трехчастной форме.

В сценах Ярославны с девушками она охарактеризована как твердая, сильная духом и справедливая правительница княжества.

5. Хор бояр «Мужайся, княгиня…» – суровый, мрачный, сосредоточенный, тревожный.

6. Хор бояр «Нам, княгиня, не впервые…» – более приподнятый. Ему присущ решительный характер, активное маршеобразное движение.

7. Каватина Кончаковны «Ночь, спускайся скорей…» – рисует ее портрет. Образ, охваченный страстным томлением и негой. Мелодия каватины то мелодично льется, то становится более возбужденной, богатая мелодической орнаментикой. Она состоит из коротких попевок, которые многократно варьируются. Здесь также присутствуют органные пункты, ладовая переменность, хроматизмы, синкопы.

8. Каватина Владимира Игоревича «Где ты, где…» – предваряется ариозным вступлением, в котором господствует спокойное созерцательное настроение. Сама каватина носит характер страстной серенады. Музыка поэтическая, мягкая.

9. Ария князя Игоря — центральная характеристика главного героя. Он охарактеризован как мужественный воин, верный патриот и нежный горячо любящий супруг. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением.

Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе. » вводит в настроение раздумья и мучительнй тоски.

Основной раздел построен в трехчастной форме и начинается со слов «И бранной славы пир веселый. ». Начальная тема идет в маршевом ритме, мужественная, волевая, патетически приподнятая. Середина этого раздела — «Погибло все. » — является наиболее драматическим эпизодом и сопровождается остро диссонантными аккордами и бурными раскатами в оркестре, пердающими всю глубину душевной боли.

Средний раздел арии «Ты одна, голубка-лада. » — это обращение к жене. Мелодия лирическая, проникновенная и теплая, опирается на народно-песенные интонации.

Репризный раздел — «О дайте, дайте мне свободу. » — более драматичен, чем первый. Тема стремления к свободе звучит здесь с наибольшей страстностью и воодушевлением.

Заканчивается ария повторением речитативного вступления, возвращающим мрачные чувства бессилия и страдания.

10. Ария Кончака раскрывает необычный образ, в котором органически соединяются контрастные признаки: жестокость и великодушие, хитрость и своеобразное великодушие. Уже в начальных диалогических репликах хана вырисовывается многосторонность его характера.

Начальный раздел «Ты ранен в битве при Каяле. » раскрывает воинственный характер Кончака. Музыка проникнута ритмом скачки, фразы резкие отрывистые.

Основной раздел построен в трехчастной форме и начинается словами «О нет, нет, друг. ». Интонации становятся распевными, фразы — мелодически закругленными, задушевными, но вкрадчивыми.

Средний рездел «Хочешь, вощьми коня любого. » — более подвижный состоит из более короьких фраз.

Заключительный раздел «Хочешь ты пленницу. » идет в быстром темпе с хроматическими изгибами мелодии, напоминает страстный восточный танец («тема чаг»).

Ария завершается построением в оркестре основной распевной темы, но в танцевальном движении последнего раздела.

11. Половецкие пляски представляют собой колоритную вокально-хореографическую сцену. Здесь можно выделить:

1) Хор девушек «Улетай на крыльях ветра. » — очень поэтичный, задумчивый, сопровождается плавным танцем. Здесь присутствует гибкость и пластичность распевной мелодии, многочисленные мелодические украшения, синкопированный ритм, ладовая переменность, тонкая гармонизация.

2) Пляска мужчин — построена на двух темах: одна — стремительная, кружащаяся, другая — более спокойная, угловатая. Обе темы объединяются в одновременном звучании. Фактура воспроизводит звучание восточных инструментов.

3) Общая пляска — построена на развитии «темы чаг» из арии Кончака — мощная, полная стихийной силы.

4) Пояска мальчиков — лекгая, подвижная с отрывистыми движениями и резкими прыжками.

Далее все танцы повторяются, но в варьированном и развитом виде и в новых сочетаниях.

«Половецкие пляски» классический образец танцевальной сцены, основанной на музыке народов Востока. Особенность этой сюиты заключается в том, что отдельные разнохарактерные танцы здесь развиваются, соединяются с пением, тесно переплетаются между собой и образуют одну многокрасочную картину.

12. Плач Ярославны — основан на поэтических образах: обращении к ветру, солнцу, Днепру. В музыке плача выражены такие же глубокие, проникновенные чувства, как и в народном творчестве, сплетаются отдельные обороты причетов с интонациями крестьянских лирических песен. Плач построен в форме рондо. Рефрен и образует собственно «плач» («Ах! Плачу я, горько плачу я. »). Нисходящие интонации, чередование диатонической и хроматической ступени, распевы слогов — все это передает чувство горя, жалобу и печаль. Эпизоды обращения к природным стихиям отмечены эпической широтой, размахом, приподнятостью.

13. Хор поселян «Ой, не буйный ветер завывал. » — напоминает различные народные протяжные песни. Но музыка его совершенно самостоятельна. В ней гениально обобщены самые типичные черты крестьянской протяжной многоголосной песни. Начинается одноголсным запевом. В мелодии присутствует полнота чувств, сдержанность, широта дыхания, свобода. Постепенно вступающие голоса хора образуют настоящую русскую подголосную полифонию.

Тема 3. Значение оперы «Князь Игорь»

В «Князе Игоре» Бородин продолжил и развил принципы эпической оперной драматургии, идущие от Глинки.

Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. Бородин противопоставляет характеристики борющихся сил: русской рати, защищающей свою землю, и половецкого войска, живущего набегами. Духовному величию и стойкости защитников русской земли противостоит жестокость и хищность захватчиков.

Вместе с тем Бородин не упростил, не принизил образы врагов. Он показал половцев и смелыми, сильными, порою — великодушными, а в ряд их хоров и в великолепных половецких плясках раскрыл замечательное богатство музыкального фольклора народов Востока.

В опере имеется и другой драматургический конфликт. Против патриотических сил, во главе которых стоят Игорь и Ярославна, выступает князь Владимир Галицкий, который вносит раздор и смуту в русский лагерь. Различие этих сил передано в их музыкальных характеристиках: благородству и сдержанности Игоря и Ярославны противопоставлен буйный разгул князя Галицкого и его челяди.

По определению автора, опера «Князь Игорь» – «эпическая русская опера». Сам Бородин сопоставлял ее с «Русланом и Людмилой». Действительно, в этих операх сталкиваются две различные национальные сферы – русская и восточная. В обоих случаях основной конфликт раскрывается не столько в прямом действии, сколько в сопоставлении контрастных картин и портретных зарисовок – русских и восточных. Масштабы таких картин у Бородина очень велики.

Как это было и у Глинки, оперу обрамляют монументальные народно-хоровые сцены – пролог и финал. В них показаны основные качества народа: духовное величие, любовь к родной стране, могучая сила. На протяжении всей оперы народная масса хотя и не принимает прямого участия в действии, влияет на его развитие. Народ вдохновляет героев, выступающих на защиту родины, он приветствует Игоря, поддерживает Ярославну, отвергает Галицкого. Тем самым народ показан в опере как активная сила истории.

Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими самостоятельными эпизодами, из которых один представляет собой наиболее полный целостный портрет героя (ария Игоря, плач Ярославны, ария Кончака, песня Галицкого и др.).

Музыка оперы отличается ярко выраженным своеобразием и исключительной свежестью. Главнейшим из музыкально-выразительных средств в опере является мелодия – напевная, ясная, пластичная, обобщенно выражающая смысл и настроение текста. Речитативы у Бородина отличаются меткостью передачи индивидуальной особенности речи героев, но при этом обычно не дробятся на отдельные короткие интонации, а носят мелодически закругленный характер, приближаясь к ариозо.

Бородин обновляет глинкинские принципы эпической оперы, используя завоевания русской музыки последующего периода. Величавая картина далекого прошлого наполняется у него конкретными историческими деталями. Он вводит в оперу большие речитативные диалоги, строит арии действующих лиц в более свободной форме, применяет гибкие и разнообразные виды речитатива, временами насыщая его интонациями бытовой разговорной речи.

В целом в «Князе Игоре» объединились черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы.. тем самым произведение Бородина ознаменовало собой новый этап в истории русской эпической оперы.

Источник

АудиоСторис

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

Интересные факты и популярные музыкальные композиции

скоро в эфире

В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Смотреть картинку В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Картинка про В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе. Фото В каком действии оперы звучит ария князя игоря ни сна ни отдыха измученной душе

Стиллавин Today

«Князь Игорь», опера в 4-х действиях с прологом

Александр Бородин

«Князь Игорь»

опера в 4-х действиях с прологом

Либретто Александра Бородина при участии Владимира Стасова

Хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР
Дирижер Марк Эрмлер

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие происходит в Путивле (пролог, 1-е и 4-е действие) и в половецком стане (2-е и 3-е действие) в 1185 году.

Пролог

Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь Игорь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, славят дружину, надеются на успешное завершение похода (хор «Солнцу красному слава!»).

Внезапно начинается солнечное затмение, которое приводит всех в смятении. Все советуют отложить поход.

Приходят прощаться княгини и боярыни. Ярославна умоляет Игоря остаться, но он отвечает, что ему велят идти в поход долг и честь. Он поручает заботиться о жене князю Галицкому, брату Ярославны. Тот в небольшом монологе рассказывает, как помог ему Игорь в трудную минуту.

Два гудочника, Скула и Ерошка, проявляют малодушие и решают пойти на службу к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому, чтобы остаться целыми и жить «сытно и пьяно».

Из собора выходит старец и благословляет Игоря и рать. Вновь звучит хор народа.

Игорь и его войско отправляются в путь.

Первое действие

Картина первая

Князь Владимир Галицкий пирует в своем тереме, мечтая «на Путивле князем сести» (ария «Грешно таить…», а сестру (Ярославну) отправить в монастырь — «за спасение души моей радеть».

Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу, они просят отпустить её (хор «Ой, лихонько, ой горюшко»). Князь говорит, что девушке у него не так уж и плохо, что нечего о ней плакать, и прогоняет девушек.

Скула и Ерошка исполняют грубовато-комичную песню о пьяницах (песня скоморохов «Что у князя Володимира»). Приближённые князя Галицкого обсуждают возможность посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что люди князя Игоря ушли в поход.

Картина вторая

Горница в тереме Ярославны. Ярославна исполняет ариозо «Немало времени прошло с тех пор». Она тревожится, что от Игоря давно нет вестей, вспоминает время, когда Игорь был с ней, говорит, как страшно и тоскливо ей сейчас, как она страдает.

Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Девушки рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том, как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и вернуть девушку.

Входит князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки убегают. Ярославна упрекает Владимира, что он выкрал девушку, говорит, что расскажет мужу, как Владимир бесчинствует в его отсутствие. Князь Галицкий отвечает, что все люди в Путивле за него, что он сам будет здесь править. Однако потом он говорит, что пошутил, что ему хотелось увидеть Ярославну в гневе и что он не верит, что она верна Игорю. Ярославна оскорблена, она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и требует отпустить украденную девушку. Владимир зло отвечает, что эту освободит, но заберёт себе другую, и уходит. Ярославна, оставшись одна, признаётся, что ей борьба не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.

Второе действие

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая в княжича Владимира, ждёт свидания. О своей любви она поёт в каватине «Меркнет свет дневной».

Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить и утешить пленников. Пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на страже.

Приходит Владимир, сын Игоря. В каватине «Медленно день угасал» он поёт о своей страстной любви к Кончаковне, просит её отозваться на зов любви. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Владимир слышит шаги отца, влюблённые расходятся в разные стороны. Входит Игорь. Он поёт знаменитую арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе».

С князем украдкой заговаривает крещёный половчанин Овлур. Он говорит, что князь должен бежать, чтобы спасти Русь, и предлагает достать коней. Игорю кажется бесчестным бежать тайно, он не желает нарушить данное хану Кончаку слово. Он отказывается, но потом решает подумать.

Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием (ария «Здоров ли, князь?»).

Игорь жмёт руку хану, но повторяет, что в плену жить не может. Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»).

Затем в ритме лезгинки танцуют мужчины. После общей пляски с хором начинается пляска мальчиков. Действие завершается общей кульминационной пляской.

Третье действие

(Край половецкого стана. Со всех сторон сходятся половцы и, глядя вдаль, ожидают прибытия хана Гзака. Войско Гзака с трубами, рогами и бубнами входит на сцену. Воины ведут за собою русский полон и несут добычу. Половцы приветствуют входящих воинов. Под конец шествия появляется на коне хан Гзак с отрядом приближенных воинов. Кончак выходит к нему навстречу и приветствует его. Князь Игорь, Владимир Игоревич и русские пленники наблюдают за проходящими, стоя в стороне.). Темнеет, сторожевые засыпают. Овлур подкрадывается к шатру Игоря и вновь предлагает бежать, говоря, что всё готово. Игорь соглашается.

В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Дочь хана узнала о намерении Игоря бежать и умоляет Владимира остаться с ней. Выходит Игорь, видит Кончаковну и обвиняет сына, что тот стал половцем и забыл Родину. Владимир не может решиться: отец зовёт его бежать, а Кончаковна молит остаться. В конце концов, она грозит разбудить весь стан, Игорь убегает. Кончаковна несколько раз ударяет в било. Со всех сторон сбегаются разбуженные сигналом половцы.

Четвёртое действие

Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет (ария «Ах! Плачу я, горько плачу я»).

Проходит толпа поселян с песней «Ох, не буйный ветер завывал». Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо «Как уныло всё кругом». Она замечает вдали двух всадников, один в половецкой одежде, а другой выглядит как русский князь. Они приближаются, и вдруг Ярославна узнает Игоря, это он едет с Овлуром. Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости, звучит их любовный дуэт. Ярославна не может поверить, что это не сон. Она спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана.

На площади появляются Ерошка и Скула. Несколько хмельные, они играют и поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они сразу понимают, что им не поздоровится за их измену. Они садятся друг против друга и думают, что им делать. Бежать им некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Вдруг Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.

ПОЛНОЕ ЛИБРЕТТО

УВЕРТЮРА

ПРОЛОГ

Площадь в Путивле. Дружина и рать, готовые к выступлению в поход. Народ. Князь Игорь с сыномВладимиром, с князем Владимиром Галицким и другими князьями и боярами торжественно выходит из собора.

Солнцу красному слава! Слава!
Слава в небе у нас!
Князю Игорю слава, слава,
Слава у нас на Руси!
Туру ли ярому, князю Трубчевскому,
Буй-туру Всеволоду Святославичу
Слава, слава, князю слава, слава!
Млад Володимиру да на Путивле,
Млад Святославу да князю на Рыльске,
Слава, слава князю!
Слава на Руси!

С Дона великого до Лукоморья
Слава звенит по степям половецким.
В землях незнаемых славу поют вам.
Слава! Слава! Славным князьям нашим!
Слава! Слава! Храбрым дружинам их!
И на Дунай-реке славу поют вам,
Славу поют вам да красные девицы;
Льется их голос от моря до Киева!
Слава! Слава! Славным князьям нашим
Слава! Слава! Храбрым дружинам их слава!
Всем князьям нашим слава, слава! Слава!
Рати хороброй их слава, слава, слава!
Слава! Слава!

Идём на брань с врагом Руси!

Подай вам Бог победу над врагами! Гой!

Идем на ханов половецких!

Руси обиду кровью вражьей смойте. Гой!

Разбей врагов, как бил их при Олтаве!
Разбей их так, как бил ты их за Варлой!
Гони врагов, как гнал ты их за Мерлом!
Пусть половецких ханов будут смяты
Вражьи полки!

Идем мы с надеждой на Бога.
За веру, за Русь, за народ.

Бог поможет вам! Бог поможет!
Да поможет Бог Господь!
Пусть Бог ведет тебя на брань за Русь,
На горе врагам! Бог победу вам даст.

Копье преломить мне б хотелось во славу Руси
В далеких степях половецких.

Бог победу даст вам!
И победу на ханов даст Бог!

С честью там пасть, иль врагов победить
И с честью вернуться!

Вернешься, князь,
Со славой новой ты домой!
Слава! Слава! Слава! Слава!

Князья, пора нам выступать.

(Темнеет. Начало солнечного затмения. Все в изумлении глядят на небо.)

Что это значит?
Глядите: меркнет солнца свет!

Ох, то знаменье Божие, князь!

И, словно месяц, на небе солнце стоит серпом!

Ох, не к добру то знаменье божье, князь!

(На сцене совсем темно.)

Средь бела дня зажглися звезды!
Окутал землю ужасный мрак! Настала ночь!
Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!
Ох, не ходить!

Нам Божье знаменье от Бога,
К добру иль нет, узнаем мы;
Судьбы своей никто не обойдет,
Чего бояться нам?
Идём за правое мы дело,
За веру, Родину, за Русь!
Ужели нам без боя воротиться
И путь открыть врагу.

Так-то так, князь,
А всё бы лучше не ходить.

Братья, сядем на борзых коней
И позрим синего моря!

Слава! Слава! Слава! Слава!

(Князь Игорь в сопровождении остальных князей и бояр идет вдоль рядов дружинников и ратников. Двое из ратников — Скула и Ерошка — незаметно выходят из строя и отходят в сторону.)

Пускай себе идут. А мы, брат, не пойдём.

Боязно, убьют. Гляди.

Пойдем, поищем службы по себе.

К Володимиру Ярославичу, князю Галицкому!

Верно! Там и сытно, и пьяно, и целы будем.

(Бросив доспехи, крадучись, убегают.)

Пусть придут княгини и боярыни.
Прощальное от лад мы примем целованье.

(Княгини и боярыни входят. Впереди Ярославна. Она бросается к Игорю.)

Ах, лада, моя лада!
Останься здесь,
Нейди, нейди в поход.
Не время, князь, поверь ты мне:
Вернись домой, молю тебя.
То знаменье бедой грозит,
Бедой оно грозит тебе и нам!

О, лада, полно, полно плакать.
Полно слезы лить напрасно;
Нам нельзя домой вернуться, верь ты мне.

Я сердцу верю, милый мой:
Такой тоски не знала я,
И страх меня сковал.
Все знаю я, что скажешь ты,
Все знаю я сама.

Ах, полно, лада, что с тобою?
Ты не раз со мной прощалась;
Страха прежде ты не знала никогда.
Нам долг велит, нам честь велит
Идти на брань с врагом Руси!

Умом я все понять могу;
Я поняла,
Но с сердцем вещим совладать
Не в силах я, о нет!

Нельзя нейти, поверь ты мне, да!
Нельзя нейти. Нам долг и честь велят!

Князь прав!
Нельзя, нельзя нейти.
Долг и честь велят, да!

Князь прав!
Нельзя нейти, нельзя, да!
Вам долг и честь велят!

Прощай, прощай, мой друг!

Храни тебя Господь!
Молись за нас, голубка!

Тебе, как брату, ее я поручаю;
Оберегай покой сестры твоей
И облегчай ты тоску разлуки
Беседой ласковой своей.
Тебя прошу о том, как брата.

Изволь, — услуга за услугу:
Тебе обязан я немало,
Когда отец меня изгнал.
Изгнали братья мне родные,
Ты во мне участье принял.
Дал, как брату, мне приют;
Дела мои с отцом уладил,
Мой отец меня простил,
И с честью я домой вернулся.
Благодаря тебе.

Ну, полно, полно:
Я рад, что мог тебе помочь.

(Ярославна, княгини и боярыни уходят. Из собора выходит старец. Князь Игорь подходит к нему.)

Пора идти нам в путь!
Благослови, честной отец.
На брань с врагом ты нас благослови.

(Старец благословляет князя Игоря.)

Благослови князей и рать!

(Старец благословляет рать.)

Бог в бою с врагом поможет.
В бою с врагом
Господь поможет нам!
Дай вам Бог!
В бою с врагом поможет Бог.
Даст вам победу, победу даст нам!
Даст вам победу над грозным врагом!

Славьте князей и дружину!

(Дружина и рать во главе с Игорем и остальными князьями выступают в поход.)

Частым звездочкам слава, слава,
Слава на небе высоком,
Князьям нашим слава, слава,
Слава у нас на Руси!
Наперво большим,
А по ним меньшим,
Всем князьям у нас,
Всем им слава, слава, слава,
Всем им слава, слава, всем на Руси!
Буй-тур Всеволоду, свет Святославичу,
Млад соколику князю Владимиру,
Хороброй рати их слава!
Здрави, князи, здрави,
Хороброй рати их слава!
Слава князям, слава,
Слава хороброй рати их!
Слава!

КАРТИНА ПЕРВАЯ

№ 2. СЦЕНА У КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ГАЛИЦКОГО

(Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя.)

Слава, слава Володимиру. Гой!
Слава, слава Володимиру. Гой!

То не речка всколыхнулась,
Всколыхнулась, разливалась,
Заливала, затопляла,
Размывала берега.>>

Княжьи молодцы
Гуляли,
Князю девку
Воровали.
Гой! Гой! Загуляли!
Гой! Гой! Заиграли!
Князя в песнях величали
До утра.
Многая лета князю Володимиру.
Князю Володимиру Галицкому. Гой!

Красна девица взмолилась,
В ноги князю поклонилась:

(подражая женскому голосу)

«Князь ты мой, отпусти домой!»

«Ой, хочу к батюшке.
Ой, хочу к матушке,
Ох, отпусти, князь.
Ох, не губи!»

Гой! Гой! Заиграли!
Гой! Гой! Заиграли!
Князя в песнях величали
До утра.
Многая лета князю Володимиру.
Князю Володимиру Галицкому! Гой!

(Из княжого терема выходит Владимир Галицкий.)

Натешился ли, князь?

Грешно таить. Я скуки не люблю.
А так, как Игорь-князь,
и дня бы я не прожил;
Забавой княжеской люблю потешить сердце,
люблю я весело пожить.
Эх, только б сесть мне князем на Путивле:
я зажил бы на славу! Эх!

Только б мне дождаться чести
На Путивле князем сести.
Я б не стал тужить,
Я бы знал, как жить.

Днем за браными столами,
За веселыми пирами,
Я б судил, рядил,
Все дела вершил.
Всем чинил бы я расправу,
Как пришлось бы мне по нраву,
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил.

Пей, пей, пей, пей, пей, гуляй!

К ночи в терем бы сгоняли
Красных девок всех ко мне,
Девки песни б мне играли,
Князя славили б оне;

А кто румяней да белее,
У себя бы оставлял:
Кто из девиц мне милее,
С теми ночи б я гулял. Эх!

Кабы мне да эту долю,
Понатешился б я в волю:
Я б не стал зевать.
Знал, с чего начать!

Я б им княжество управил,
Я б казны им поубавил,
Пожил бы я всласть,
Ведь на то и власть!

Эх! Лишь только б мне покняжить,
Я сумел бы всех уважить,
И себя и вас,
Не забыли б нас!

Гой, гой, гой, гой, гой! Гуляй!

Князю Галицкому слава!
А княгиня?

Сестра-то? Схимница, смиренница?
В монастырь ее!
Грехи мои замаливать, да о спасении души моей радеть!

(Направляется к терему.)

Пойдем-ка лучше в терем княжих медов отведать.
А народу, за послугу вина выкатить.

(Он хочет уходить в терем.)

Гой! Князю Галицкому слава!

(Во двор вбегает толпа девушек. Владимир Галицкий останавливается.)

Ой, лихонько! Ой, горюшко!
Твой ли княжой народ, люди недобрые
Выкрали девоньку,
Выкрали красную,
Ой! Смилуйся, ой! Смилуйся, выдай её!

Эй вы, бабы, чего там взвыли?
Девка у князя в светелке сидит.
Ведь ей не худо, чего ей надо,
Нечего больно о девке тужить:
В женках у князя она будет жить.
Ей ни работы, ей ни заботы.
Сладко есть и сладко пить.
Ну, ступайте, так и знайте:
Я вам девки не отдам!

Ой, лихонько, ой, батюшки!
Ты не губи её,
Ты отпусти её!
Выдай батюшке!
Выдай матушке!
Ой, смилуйся, ой, смилуйся. Выдай её!

Чего стоите? Не выдам девки!
Эй, расходитесь скорей по домам.
Не то будет плохо и девке, и вам!
Нечего плакать тут, нечего кланяться. Вон!

(Девушки убегают. Владимир Галицкий уходит.)

Вот те и к батюшке,
Вот те и к матушке!

Вот те и к батюшке.
Вот те и к матушке.
С чем пришли, с тем и ушли.

Как прибрели, так и побрели.
Стой, ребята, слухай!
А ну, княгиня всё узнает, нас велит забрать? Право!

Что нам княгиня! Кем забирать ей?
Ведь нас не мало! А у неё народу нет:
Народ в поход угнали. Чего бояться нам? Ну-ко!

И то. скупа княгиня. Ковша вина ей жалко.
Не будет слуг у ней.

Не то, что у князя Володимира!
Он-то, отец наш, народ жалеет.
Гляди: бочку выкатил.

(Слуги выкатывают бочку.)

(грубо, с комической важностью)

Что у князя да Володимира.
Володимира свет Ярославича
Собирался княжой народ.
Да что княжой народ
Всё горький пьяница.

Горький пьяница,
Всё княжой народ.

Стоном стонет княжой народ:
Да пропилися мы, окаянные,
За твое ли здоровье княжье,
Всё мы пропили, князь, ты кормилец наш,
Отец-батюшка, князь.

Стоном стонут пьяницы.
Воем воют горькие:
Пропились мы, окаянные,
Пропились, ты поилец наш.
Батюшка, князь.

Отец-батюшка наш,
Пожалей ты нас, батюшка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *