в каких значениях употребляется слово рынок что такое рынок с точки зрения экономической науки
Что такое рынок. Признаки рынка
Рынки могут принимать различные формы. Например, по типам товаров и услуг они делятся на рынок потребительских товаров, рынок труда, рынок иностранной валюты, рынок ценных бумаг, рынок информации, рынок инвестиций и т.п.
Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, что, как и сколько производить
Нерегулируемый спрос. Потребитель сам решает, что, где, как и сколько покупать
Нерегулируемая цена. Цены зависят от спроса и предложения
Виды рынков по типу конкуренции
По типу конкуренции рынки делятся на:
Рынок чистой (свободной, совершенной) конкуренции. Множество производителей предлагает идентичную продукцию, никто из продавцов не может контролировать цены.
Рынок несовершенной конкуренции:
Рынок чистой монополии. Всю отрасль контролирует единственный производитель, конкурентов у него нет.
Рынок монополистической конкуренции. Множество производителей конкурируют, предлагая неоднородную продукцию.
Функции рынка
К основным функциям рынка относятся:
Несовершенство рынка. Позитивные и негативные черты рыночной системы
Позитивные черты рынка
Помогает эффективно распределять ресурсы, направляя их в отрасли, где они нужнее всего.
Направляет экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества.
Стимулирует научно-технический прогресс и сбережение ресурсов.
Обеспечивает саморегуляцию действий людей в процессе экономической деятельности.
Негативные черты рынка
Распределяя продукты по результатам конкуренции, ведет к социальному неравенству.
Порождает тенденцию к монополизации за счет концентрации и накоплению капитала.
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, необходимы следующие предпосылки.
Конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации, действие законов, охраняющих частную собственность.
Наличие резервов роста экономики: свободный капитал, запас трудовых и природных ресурсов.
Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков, обеспечивающих участников рынка необходимой информацией.
Значение слова «рынок»
1. Место розничной торговли съестными припасами и другими товарами под открытым небом или в крытых торговых рядах; базар. [Женщины] несут на рынок масло, лен, пряжу и другие деревенские продукты. Короленко, Ненастоящий город. Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. Чехов, Анна на шее.
2. Экон. Сфера товарного обращения, товарооборота. Внешний рынок. Внутренний рынок. Мировой рынок. Борьба империалистов за рынки сбыта.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ры́нок — категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.
Рынком также называют определённое место, где происходит торговля.
РЫ’НОК, нка, м. 1. Место розничной торговли съестными продуктами и товарами под открытым небом или в торговых рядах; базар. Купить молоко на рынке. Сходить на р. 2. перен. Шумный спор, галдеж, пререкания (простореч. пренебр.). Что вы у меня в комнате за р. устроили? 3. Сфера товарного обращения, товарооборота (экон.). Внутренний р. Внешний р. Цены на пшеницу на мировом рынке пали. Емкость рынка. Р. строительных материалов. Местные рынки. Выбросить товар на р. Борьба империалистических стран за рынки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ры́нок
1. место розничной торговли продуктами питания и товарами (часто под открытым небом или в торговых рядах); базар ◆ Рынок в это время обыкновенно только что начинал шевелиться, и торговки с бубликами, булками, арбузными семечками и маковниками дёргали наподхват за полы тех, у которых полы были из тонкого сукна или какой-нибудь бумажной материи. Гоголь, «Вий», 1842 г. ◆ Анисья опрометью побежала на рынок за потрохами для любимого супа Обломова. Гончаров, «Обломов», 1858 г. ◆ Аня должна была ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок, и, когда хвалили её красоту, молодость и изящные манеры, ей казалось, что весь свет видит её дешёвую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами. Чехов, «Анна на шее», 1895 г.
2. экон. сфера оборота товаров, финансов, ценных бумаг и других объектов экономики ◆ Рынок, свободная экономическая инициатива, добросовестная конкуренция являются основополагающими факторами экономики. «Конституция Республики Молдова» ◆ Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. «Гражданский кодекс РФ» ◆ Фондовый рынок. ◆ Финансовый рынок. ◆ Внутренний рынок. ◆ Внешний рынок. ◆ Цены на пшеницу на мировом рынке пали. ◆ Емкость рынка. ◆ Рынок строительных материалов. ◆ Местные рынки. ◆ Выбросить товар на рынок. ◆ Лизинговый рынок. ◆ Рынок России ◆ Рынок услуг.
Значение слова рынок
Словарь Ушакова
р ы нок, рынка, муж.
1. Место розничной торговли съестными продуктами и товарами под открытым небом или в торговых рядах; базар. Купить молоко на рынке. Сходить на рынок.
2. перен. Шумный спор, галдеж, пререкания (прост. пренебр.). Что вы у меня в комнате за рынок устроили?
3. Сфера товарного обращения, товарооборота (экон.). Внутренний рынок. Внешний рынок. Цены на пшеницу на мировом рынке пали. Емкость рынка. Рынок строительных материалов. Местные рынки. Выбросить товар на рынок. Борьба империалистических стран з рынки.
Современный экономический словарь. 1999
1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок;
Этимологический Словарь Русского Языка
Восточнонемецкое – Rinc (круг, площадь).
В русский язык слово пришло из польского. Первоначально употреблялось в значении «круг для торговли» и использовалось для наименования торговой плошали. Впоследствии словом «рынок» стало называться любое место розничной торговли под открытым небом.
Чешское – rynk (круг, городская площадь).
Терминологический словарь банковских и финансовых терминов
1. Совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.
3. Организованное собрание/встречи людей, на которой происходит торговля ценными бумагами (см. Фондовая биржа), товарами (см. товарный рынок), валютой и т.п. 3. Спрос на определенный товар или услугу, часто измеряемый объемом продаж за определенный период.
Словарь финансовых терминов
Справочный Коммерческий Словарь (1926)
1) в прямом смысле — место, приспособленное для постоянной торговли, где сосредоточены помещения многих торговцев;
2) в переносном смысле — совокупность всех пунктов сбыта товаров; в этом смысле говорят о рынке местном, иногороднем, внутреннем (внутренний рынок данной страны), внешнем;
3) в еще более обширном смысле под словом «рынок» подразумевают совокупность всех явлений спроса и предложения товаров; в этом смысле говорят о «настроении рынка» (см.), рыночной конъюнктуре (см. конъюнктура).
Словарь экономических терминов
1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок;
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
– Представь себе, что ты идешь в булочную и покупаешь батон, – сказал мне как-то один мой приятель-экономист. – Почему продавец продает его тебе?
– Потому что это его работа…
– Потому что это ему выгодно! Ему гораздо больше нравится иметь твои 4 франка 20 сантимов, чем батон.
– Чему же тут удивляться? Ведь ему батон обошелся намного дешевле…
– Совершенно верно. Теперь скажи: почему ты покупаешь у него батон?
– Потому что мне нужен хлеб…
– Конечно. Но ведь ты мог бы испечь его сам. На самом деле для тебя гораздо лучше иметь батон, чем свои 4 франка 20 сантимов.
– Естественно! Если бы мне вздумалось самому печь хлеб, этот батон с учетом затраченных трудов обошелся бы мне намного дороже!
– Вот теперь ты начинаешь понимать, что такое рынок. Продавец продает потому, что ему это выгодно; ты покупаешь потому, что тебе это выгодно, и каждый из вас преследует собственный интерес. Рынок – это торжество эгоизма!
– По-моему, это в первую очередь торжество ума. Ну ладно, допустим, хлеб испечь я еще смогу. Но не представляю, как кто-нибудь стал бы самостоятельно мастерить автомобиль или стиральную машину. Маркс назвал это разделением труда.
– До него об этом говорил Адам Смит. Кстати, Смит в этом смысле гораздо поучительнее Маркса…
– Понимаю, к чему ты ведешь! Сейчас начнется восхваление либерализма…
– Ты лучше постарайся понять. Вернемся к нашей булочной. Ведь ты свободно можешь пойти в другую, конкурирующую булочную. Почему же ты ходишь именно в эту?
– Потому что у них хлеб вкуснее.
– Это значит, что им выгодно выпекать как можно более вкусный хлеб. Но скажи, ты бы стал покупать у них хлеб по любой цене?
– Следовательно, чтобы сохранить тебя в качестве клиента, им в условиях конкурентной экономики выгодно предложить тебе наилучшее из возможных сочетаний качества и цены. Но ведь и ты хочешь того же! Значит, ваши интересы не только взаимно дополняют друг друга, они совпадают!
– Не удивительно, что продавщица всегда так мило мне улыбается…
– Но ведь и ты с ней всегда вежлив! Каждый из вас действует исходя из собственного эгоизма, однако это не только не отталкивает вас друг от друга, а, напротив, сближает друг с другом. С какой стати мы станем хамить тому, кто нам нужен? Но если вдруг хлеб станет хуже или дороже, чем в соседней булочной, или если у тебя вдруг не станет денег, чтобы его покупать, все ваши отношения немедленно прекратятся. Ни ты ничего не должен владельцу булочной, ни он тебе – вы взаимодействуете лишь до тех пор, пока ваши взаимные интересы совпадают. Именно это и называется рынком – встреча спроса и предложения, иначе говоря, свободное совпадение (посредством обмена и при условии конкуренции) эгоизмов. Каждый полезен другому, и никто его к этому не принуждает. Каждый ищет свою выгоду, но найти ее вы можете только вместе. Вот почему в условиях либеральной экономики хлеб вкуснее и его больше, чем при экономическом коллективизме. Совпадение эгоизмов действует эффективнее, чем планирование и жесткий контроль.
– Но ты же ломишься в открытую дверь!
– Не всегда она была открыта…
– Но уж в последние несколько десятков лет точно открыта! Разве кому-нибудь взбредет в голову устанавливать цену силой, декретом? Это уже не рынок, а рэкет или полицейское государство. И в обоих случаях начинается расцвет нищеты, а перед почти пустыми магазинами вырастают гигантские очереди…
– Вот видишь, это не я тебе говорю, это ты сам говоришь. Но ведь из этого необходимо делать выводы. То, что ты назвал торжеством ума, на самом деле – торжество рынка.
– По-моему, это в первую очередь торжество солидарности…
– Опять ты за свои левые идеи и за мораль…
– Да при чем здесь мораль? Если бы я, чтобы получить батон, должен был рассчитывать на великодушие продавщицы, я бы давно с голоду помер! И она, кстати, тоже, если бы надеялась, что я буду давать ей деньги просто так, от щедрости душевной. И наоборот – мы рассчитываем только на взаимный эгоизм и потому никогда не испытываем разочарования.
– Я и называю это рынком.
– А я называю это солидарностью. Солидарность, как я ее понимаю, это не что-то противоположное эгоизму, как, например, щедрость, а подчиненная правилам социализация эгоизма. Вот почему с точки зрения нравственности щедрость гораздо лучше – она же бескорыстна. И по той же самой причине в социальном и экономическом отношениях солидарность гораздо действеннее.
– Значит, придется признать, что рынок отлично исполняет роль творца солидарности. Твои левые друзья будут от этого вывода не в восторге.
– Может, они просто не в состоянии этого понять? Ты знаешь еще кого-нибудь, кто мечтал бы о полной национализации всей экономики?
– Пожалуй, нет. А они как раз и верят больше в законы и налоги, чем в рынок и конкуренцию…
– Но это означает, что рынок имеет значение только в том, что касается товаров!
– Ну хорошо, скажем так: всего, что покупается и продается. Ведь любая услуга, если она продается, становится таким же товаром, как любой другой. Но как быть со здоровьем? С правосудием? С образованием? Все это что, тоже продается? Попробуй-ка, предоставь решать эти проблему рынку, и ты увидишь, что останется от нашего общества, от наших идеалов и от прав слабейших. Если же дело обстоит с точностью до наоборот и правосудие не продается, как не продаются свобода, здоровье, образование, достоинство, тогда следует признать, что ничто из перечисленного товаром не является. Следовательно, рынок в приложении ко всем этим вещам неуместен, беззаконен, вообще не важен. Можно пойти и еще дальше. Мир тоже не продается, и правы экологи, заявляя, что мир не является товаром. Даже сам рынок не продается, вот почему существует право торговли. Вот почему мы нуждаемся в политике. Рынок необходим (хотя подлинное развитие он получает только в правовом государстве), но одного рынка недостаточно. Выбросить на рынок то, что не подлежит продаже, – это было бы настоящим безумием! Таким же, как стремление отдать в руки государства выпечку хлеба и улыбки моей продавщицы из булочной.
– Но лекарства-то продаются…
– Продаются. Но нельзя допустить, чтобы покупать их могли только те, у кого есть деньги. Потому-то и существует социальное обеспечение.
– А ты что, предпочитаешь рассчитывать на милосердие богатых? Чтобы только от них зависело, лечиться бедным или нет? А ведь это то же самое, что рассчитывать на щедрость твоей продавщицы из булочной, чтобы она решала, будет у тебя хлеб или нет. Никто не делает взносов в фонд социальной защиты и не платит налоги из щедрости. Все мы делаем это из корысти, поэтому определенный контроль в этом деле необходим. В результате налоговая система и система социальной защиты делают для достижения справедливости гораздо больше, чем рынок и людская щедрость, вместе взятые. Это уже не мораль, а политика. Зачем нам милосердие, если есть солидарность?
– Возможно… Но если бы не было рынка как творца богатства, государству нечего было бы распределять.
– А если бы не было государства как гаранта права собственности и свободы сделок, не было бы и рынка.
– Значит, не надо требовать от государства, чтобы оно создавало богатство – рынок сделает это лучше и быстрее!
– И не надо требовать от рынка, чтобы он творил справедливость – эта задача под силу только государству!
– Следовательно, в экономике необходим либерализм…
– …а в политике – солидарность!
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Экономическая категория товарного производства и обращения, связанная с системой экономических отношений, которая обусловливается способом материального производства. Р. является формой связи между товаропроизводителями.
Сфера товарного обмена. Основные элементы рыночного механизма — цена, спрос и предложение. Р. с точки зрения территориальных границ может быть местным, национальным (внутренним) и мировым (внешним).
— рынок специализированных товаров или услуг;
— товарный рынок, осуществляющий в основном операции с сырьем;
— рынок промышленных товаров;
— потребительский рынок товаров промышленного назначения или личного пользования;
— основной рынок, где реализуется основная часть товаров;
— дополнительный рынок, который поглощает часть товаров;
— растущий рынок, то есть имеющий реальные возможности для роста реализации товаров;
— потенциальный рынок, то есть имеющий перспективы реализации товаров при определенных условиях;
— «прослоечный» (неактивный, вялый) рынок, на котором торговые операции нестабильны, но с перспективами превратиться в активный рынок на определенных условиях;
— рынок ценных бумаг, где осуществляются операции с акциями, облигациями и др. видами ценных бумаг;
— местный рынок — ограничивается одни или несколькими районами страны.
см. также Аукционы, «Глубина рынка», Емкость рынка, Конъюнктура рынка, Монопсония, «Сумма рынка», Теория Доу
Рынок
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
Законы рынка
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Микроэкономика
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Микроэкономика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Микроэкономика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Рынок как экономическая категория — это система экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, формируемых в процессе движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Рынок в широком смысле — это система экономических отношений, которые формируются в процессе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Рынок в узком смысле — это сфера товарно-денежных отношений, которые основаны на взаимодействии спроса и предложения, зависимых от цены.
Субъектами рынка выступают продавцы и покупатели. К ним относятся домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Следует отметить, что многие субъекты рынка выступают на рынке одновременно и как покупатели, и как продавцы.
Подобное тесное взаимодействие хозяйственных субъектов на рынке образует взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объекты рынка — товары и деньги. К товарам относятся не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег выступают все финансовые средства, главными из которых являются сами деньги.
Структура рынка — это некое внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, а также их удельный вес в общем объеме.
К признакам структуры относятся:
• тесная связь между элементами;
Система рынков — это общность всех рынков, которые разделены на отдельные элементы в зависимости от конкретных критериев.
Катализатором рынка выступает конкуренция, которая позволяет свободно выбирать экономические решения в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды.
Рынок включает три основных элемента, которые находятся в органической взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга:
1) рынок товаров и услуг: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, выставки, посреднические фирмы и т. д.;
2) финансовый рынок: банки, страховые компании, всевозможные фонды, фондовые биржи и т. д.;
3) рынок труда: биржи труда, бюро по трудоустройству, центры занятости и т. д.