в игре применяют остановки такой разновидности
Остановки в баскетболе
Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить позиционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановки двух разновидностей: двумя шагами и прыжком.
Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры, так как двухшажный ритм является базовым для большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении.
Существует два варианта выполнения остановки двумя шагами: 1) с удлиненным шагом правой ногой и 2) с удлиненным шагом левой ногой.
В подготовительной фазе игрок находится в движении. Основная фаза начинается удлиненным, гасящим скорость шагом с постановкой ноги на всю стопу и с разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сгибание в коленном и тазобедренном суставах, а тело смещается в сторону, противоположную движению. Чем больше скорость передвижения, тем сильнее сгибание ноги (ниже опускается центр тяжести тела), увеличивается разворот носка и отклонение туловища назад. Второй шаг выполняет стопорящую функцию, для чего нога ставится практически выпрямленной, а стопа — почти перпендикулярно направлению движения с разворотом носком внутрь. Поворот туловища в сторону ноги, выполнившей первый шаг остановки, придает игроку более устойчивое положение. В завершающей фазе игрок приходит в стойку готовности.
Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги.
В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.
В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и незначительным разворотом обоих носков наружу.
Во втором — в стойку готовности с выставленной вперед ногой.
Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная скорость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелющегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления.
Обучение остановке двумя шагами.
Обучение остановке прыжком.
Организационно-методические указания.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок.
Список использованной литературы:
Остановки с получением мяча в баскетболе. Методика обучения и совершенствования.
Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить позиционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановки двух разновидностей: двумя шагами и прыжком.
ОСТАНОВКИ С ЛОВЛЕЙ МЯЧА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.
Остановка с ловлей мяча применяется игроком для прекращения движения с одновременным овладением мячом. Она может осуществляться несколькими способами: двумя шагами или прыжком, с ловлей мяча двумя руками или одной. Баскетболисту чаще всего приходится останавливаться с ловлей мяча, посланного партнером.
И. п. — игрок, передвигаясь специфическим баскетбольным или ускоренным бегом, находится в высокой стойке, туловище незначительно подано вперед, руки согнуты в локтевых суставах до прямого угла, голова поднята.
Подготовительная фаза — при приближении мяча баскетболист выполняет удлиненный шаг правой (левой) ногой и вытягивает руки навстречу летящему мячу. В зависимости от траектории его полета производится корректировка движений руками (вверх или вниз), положений кистей и туловища (выпрямление или увеличение его наклона вперед).
Основная фаза — одновременно с обхватом мяча пальцами и постановкой согнутой правой (левой) ноги на всю стопу с разворотом носком наружу происходит амортизационное (уступающее) движение рук, продолжающееся на втором шаге остановки; мяч при этом подносится к туловищу. Окончательному гашению скорости полета мяча и инерции игрока на втором шаге содействуют отклонение туловища назад и поворот его в сторону опорной ноги. Левая (правая) нога, выполняющая второй шаг остановки, ставится, как и при остановке двумя шагами без мяча, почти выпрямленной в колене, на всю стопу с разворотом носком внутрь, почти перпендикулярно предшествующему направлению движения игрока. Масса тела находится на сзадистоящей опорной ноге, таз опущен.
Завершающая фаза — игрок укрывает мяч, убирая его в дальнюю от соперника сторону (в направлении опорной ноги) и разводя локти, или быстро поднимает мяч в и. п. для дальнейших игровых действий (приходит в стойку с тройной угрозой). Если впередистоящая нога после остановки сильно вынесена вперед, ее переставляют ближе к туловищу и приходят в устойчивое положение стойки игрока, владеющего мячом: ноги согнуты, стопы расставлены на ширину плеч, масса тела равномерно распределена на всю поверхность обеих стоп.
ОСТАНОВКА ПРЫЖКОМ С ЛОВЛЕЙ МЯЧА, ПОСЛАННОГО ПАРТНЕРОМ.
При выполнении остановки прыжком с ловлей мяча, посланного партнером, игрок в подготовительной фазе совершает толчок правой или левой ногой с одновременным движением прямыми руками к летящему мячу.
В основной фазе в процессе «стелющегося» прыжка вперед осуществляется обхват мяча двумя кистями с последующим амортизационным движением за счет сгибания рук и незначительного отклонения туловища назад. При этом стопы разворачиваются в направлении толчковой ноги или удерживаются на одном уровне, располагаясь носками вперед и немного в стороны.
В завершающей фазе игрок, приземляясь на согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами, приходит в стойку с выставленной вперед ногой или в стойку с параллельным расположением стоп и несколько развернутыми в стороны носками. Мяч укрывается у пояса поворотом туловища и разведенными в сторону локтями либо поднимается в и. п. для броска, передачи или ведения.
В современном баскетболе в арсенале нападающих появился еще один вариант остановки с ловлей мяча, который чаще всего используется для подготовки последующего броска в корзину. Эту разновидность приема можно назвать комбинированной остановкой, так как она содержит элементы остановки двумя шагами (ловлю мяча на удлиненном шаге) и остановки прыжком (последующее отталкивание одной ногой и приземление на две ноги). Соответственно прием может выполняться с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги. Игрок ловит мяч на удлиненном шаге, производит отталкивание этой же ногой и приземление одновременно на две ноги. Далее он может одним темпом (без промедления) совершить мощное отталкивание и позиционный бросок или занести мяч в корзину движением сверху-вниз, если находится в непосредственной близости от нее.
Разновидности остановок с ловлей мяча одной рукой в игре используются значительно реже и предполагают идентичную работу ног в сочетании с согласованными движениями руками, характерными для овладения мячом одной рукой на месте.
ОБУЧЕНИЕ РАЗНОВИДНОСТЯМ ОСТАНОВОК С ЛОВЛЕЙ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ.
1. Объяснение и показ.
2. Остановка изучаемым способом с места с ловлей отскочившего от площадки мяча, предварительно выпущенного перед собой.
3. Выполнение изучаемой разновидности приема с места, снимая мяч с вытянутой в сторону кисти партнера.
4. То же, что в упр. 3, но после передвижения ходьбой.
5. То же, что в упр. 4, но после передвижения медленным бегом.
6. То же, что в упр. 5, но партнер слегка подбрасывает мяч вертикально вверх: остановка с ловлей «зависшего» в воздухе мяча.
7. Выполнение изучаемой разновидности приема в целом по ориентирам (разметка площадки, обручи и т.п.) с ловлей мяча, посланного партнером с отскоком от пола.
8. То же, но после встречного набрасывания мяча партнером по навесной траектории.
9. То же, что в упр. 8, но после встречной передачи партнера заданным способом.
10. То же, но момент передачи регламентируется звуковым сигналом игрока, выполняющего остановку.
11. Чередование вариантов изучаемого способа остановки с использованием в качестве ориентиров переносных стоек, имитирующих позицию защитника: справа от защитника — остановка с ловлей мяча на шаге или толчком правой ногой, слева — соответственно с ловлей мяча на шаге или толчком левой ногой.
12. Выполнение разновидностей приема, варьируя скорость передвижений игрока и момент передачи мяча партнером.
13. То же, но после передачи партнера сбоку или на ход выполняющему остановку игроку.
14. Чередование разновидностей остановки в вариативных условиях: вариант остановки задается конкретным условным сигналом, предшествующим ее выполнению (например, после передачи партнера левой рукой — остановка с ловлей мяча на шаге правой ноги; после передачи правой — остановка с ловлей мяча на шаге левой ноги; после передачи двумя руками — вариант остановки прыжком и т.п.).
15. То же, что в упр. 12, но в сочетании с другими игровыми приемами: поворотами, передачами, бросками с места и т.п. (по мере освоения техники игры).
16. Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями в условиях противоборства: подвижные игры типа «Охраняй капитана», «Мяч ловцу» и т.п.
1. К обучению разновидностям приема приступать после овладения остановкой двумя шагами и прыжком без мяча, ловлей мяча двумя (одной) руками на месте.
2. Подводящие упражнения выполнять фронтальным методом.
3. Чередовать упражнения для освоения остановки с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги, после толчка правой или левой ногой.
4. В упражнениях с использованием переносных стоек, обозначающих защитника, нацеливать занимающихся на воспроизведение того варианта остановки, который позволит укрыть мяч в дальнюю от условного защитника сторону.
5. Во всех заданиях контролировать правильность и. п.: для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге правой ноги или в прыжке толчком правой ногой — правая сзади; для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге левой ноги или в прыжке толчком левой ногой — левая сзади.
6. Партнеру своевременно и точно передавать мяч, не задерживая его выпуск.
7. После овладения правильной структурой приема усложнять условия его выполнения, приближая их к игровым: увеличивать скорость передвижения; варьировать способы и момент передачи мяча; использовать условные сигналы, регламентирующие вариант выполнения остановки в каждом повторении; вводить в задания пассивного защитника; выполнять остановку в сочетании с другими приемами без сопротивления, далее в условиях игрового противоборства.
8. При выполнении приема двумя шагами:
на первом шаге остановки: «тянуть» бедро вперед (шаг «стелющийся»); ногу ставить на всю стопу разворотом носком наружу, сильно согнутую в колене; таз опускать вниз;
на втором шаге ногу ставить почти выпрямленной, на всю стопу, с акцентированным разворотом носком внутрь; туловище поворачивать в сторону опорной ноги и отклонять назад.
9. При выполнении приема прыжком:
толчковую ногу ставить упруго, отталкиваясь всей стопой прямо по направлению движения;
прыжок совершать вперед невысоко над площадкой, в полете поворачивать стопы в сторону толчковой ноги или удерживать фронтально на одном уровне;
приземляться мягко на обе согнутые ноги, одновременно касаясь площадки обеими стопами, сохранять равновесие.
10. В процессе выполнения всех разновидностей приема:
одновременно с началом первого шага или толчком вытягивать руки навстречу мячу;
контролировать взглядом полет мяча до момента захвата его пальцами;
обхватывать мяч пальцами (не ладонями), начиная амортизационное (уступающее) движение руками в момент встречи с мячом;
мяч подносить к поясу и убирать в дальнюю от соперника сторону, укрывать его туловищем, локтями и впередистоящей ногой или быстро поднимать в и. п. для дальнейших игровых действий — приходить в стойку с тройной угрозой;
голову не опускать и не отклонять в сторону, не сутулиться, плечевой пояс и руки не закрепощать;
принимать устойчивое положение: ноги согнуты, стопы на ширине плеч, но не на одной линии по ходу движения;
в завершающей фазе любого варианта остановки с ловлей мяча быстро восстанавливать стойку игрока, владеющего мячом, или стойку с тройной угрозой, т.е. мгновенно приходить в готовность к дальнейшим игровым действиям: поворотам, передаче, ведению или броску.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок с ловлей мяча двумя руками.
1. Скованность, неуверенность при передвижении, предшествующем ловле мяча: бег на прямых ногах, растягивание шагов с целью «подобрать» определенную ногу.
2. Рассогласование работы ног и рук:
— преждевременное выполнение остановки с последующей ловлей мяча на месте;
запаздывание встречного движения руками к мячу — попытка ловли мяча согнутыми руками у туловища в статическом положении после остановки.
3. Неточности в технике движения нижних конечностей:
выполнение остановки двумя шагами с постановкой стоп с носка или без необходимого разворота;
значительные колебания положения общего центра тяжести в вертикальной плоскости (над площадкой) — «высокий» удлиненный шаг или прыжок вверх, а не вперед;
приземление на прямые ноги — приход в неустойчивое положение;
недостаточное сгибание сзадистоящей ноги и чрезмерное сгибание впередистоящей: масса перенесена на впередистоящую ногу — потеря равновесия;
нерациональное расположение стоп после прекращения движения: обе стопы располагаются на одной линии перпендикулярно или прямо по направлению движения; слишком узкая (широкая) их постановка.
4. Неточности в технике ловли мяча:
нет полного выпрямления рук навстречу мячу;
кисти не образуют полусферу: обращены друг к другу ладонями или широко расставлены в стороны;
попытка обхватить мяч ладонями, а не пальцами;
нет уступающего сгибания рук после обхвата мяча;
излишне закрепощены верхние конечности;
после овладения мячом игрок не укрывает его разведенными в стороны локтями или очень медленно выносит мяч в и. п. для дальнейших игровых действий.
5. Нерациональное положение туловища после завершения разновидности остановки:
чрезмерный наклон вперед: потеря равновесия, ведущая к «пробежке»;
отсутствие поворота для укрывания мяча: мяч может стать легкой добычей соперника.
Игрок, получивший мяч находясь в движении или завершив ведение, может использовать двухшаговый ритм для остановки или передачи мяча; первый шаг считается состоявшимся, если игрок в момент получения мяча касается пола любой ногой или обе ноги игрока касаются пола одновременно после того, как он получит мяч в воздухе; второй шаг считается состоявшимся, когда после первого шага вторая нога касается пола или же обе ноги касаются пола одновременно.
Физическая культура. 4 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса
Урок № 32. Стойки и передвижения баскетболиста.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Урок посвящён разъяснению стоек, их значению и разнообразным техникам передвижения баскетболиста.
Баскетбол – это командная игра, целью которой является забросить мяч руками в корзину (кольцо) команды соперника.
Стойка – это начальное положение игрока при выполнении всех технических приёмов игры в баскетболе.
Передвижение – основной тип действия игрока в баскетболе.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Так как в баскетболе основной задачей является забросить мяч в корзину, то баскетболисту для решения этой задачи нужно совершить какие-то действия.
Все действия баскетболиста можно разделить на два типа:
Во время баскетбольного матча игрокам постоянно приходится передвигаться в самых различных направлениях: вперёд, назад, по диагонали, в стороны, по дуге и т. д. В зависимости от игровых целей и ситуаций игрок перемещается лицом, боком или спиной вперёд. Но этого не достаточно. Баскетбольные перемещения всегда имеют рваный характер. Это рывки, ускорения с изменением темпа и направления — словом, то, что принято называть рваным бегом. Именно такой характер приёмов позволяет игроку правильно выбрать место, выйти на свободную позицию для получения передачи либо ее перехвата, также даёт возможность, оторваться от соперника и организовать атаку.
Умение игрока правильно перемещаться по площадке позволяет ему успешно осуществлять индивидуальные тактические замыслы. За счёт высокой техники перемещений и хорошего тактического мышления игрок, даже не владея мячом, может завязывать интересные комбинации для всей команды. Быстрые и неожиданные перемещения, большая маневренность отдельных баскетболистов придают игре динамичность, делают её эмоциональной, зрелищной.
Стойка — это исходное положение игрока при выполнении всех технических приёмов игры в баскетбол. Её варианты:
В обоих случаях игрок находится в устойчивом положении, ноги согнуты, масса тела распределена на обе ноги, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты перед грудью, голова приподнята так, чтобы был обеспечен зрительный контроль за всеми игроками на площадке.
В зависимости от игровой обстановки стойка может быть высокой, средней или низкой. Так, чтобы воспрепятствовать проходу игрока соперника под щит и выбить у него мяч во время ведения, нужно принять низкую стойку. Чтобы помешать сопернику бросить мяч в корзину, следует находиться в средней или высокой стойке.
В ходе игры стойка баскетболиста претерпевает постоянные изменения, но в любом случае не следует находиться на прямых ногах. На тренировках, особенно в начальный период обучения, надо внимательно следить за правильным положением туловища игрока, его ног и своевременно исправлять ошибки.
Передвижение осуществляется, как правило, бегом по коротким отрезкам. Во время бега баскетболист ставит ногу на всю стопу или перекатом с пятки на носок, значительно сгибая обе ноги. При ускорениях бег выполняется коротким шагом, нога ставится на переднюю часть стопы.
Элементы перемещения можно разделить на несколько типов;
Прыжки выполняются толчком двумя ногами (с места и в движении) и одной (в движении). Для выполнения прыжков в движении баскетболист последний шаг делает шире. При прыжке толчком одной ноги он резко выносит маховую ногу, согнутую в колене, вверх, а при прыжке толчком двумя ногами подставляет маховую ногу к опорной и одновременно отталкивается двумя ногами вверх. Перед толчком ноги всегда согнуты. Важно отталкиваться быстро и энергично. Прыжки в длину применяются значительно реже.
Остановки выполняются прыжком и двумя шагами. В первом случае перед остановкой игрок, оттолкнувшись одной ногой, делает невысокий прыжок вперед, наклоняет туловище назад и приземляется на обе ноги или на одну. При остановке двумя шагами баскетболист, удлиняя последние два шага, сильно сгибает опорную ногу. Тяжесть тела он старается перенести назад, вынося вперёд при втором шаге почти прямую ногу. Умение внезапно останавливаться, не делая более двух шагов, определяется правилами игры и тактическими соображениями.
Повороты выполняются с мячом и без мяча, в опорном положении и в воздухе. Повороты с мячом согласно правилам игры можно выполнять стоя на одной ноге и отталкиваясь другой. Они позволяют игроку с мячом уйти из-под контроля противника, изменить направление атаки или обыграть защитника. Повороты выполняются вперёд и назад из различных исходных положений по отношению к противнику, на любое количество градусов, на впереди и сзади стоящей ноге.
Практические советы по соблюдению техники безопасности
Рассмотрим несколько упражнений для улучшения навыков игры:
Упражнения на перемещения:
Упражнения на координацию движений:
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Найдите типы передвижения.
2. Слова по теме урока.
2. Отрыв двух ног от поверхности баскетбольного поля.
5. Как по-другому назвать корзину для меча?
1. Целенаправленное перемещение мяча в корзину.
3. Резкое изменение направление игрока.
4. На какую часть тела приходится максимальная нагрузка при игре в баскетбол?
В игре применяют остановки такой разновидности
Анатолий Семеренко запись закреплена
4. Средства и методы обучения технике игры в баскетбол
Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих успешно решать конкретные игровые задачи.
Для того чтобы добиться наилучших результатов, баскетболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приемов и способов, уметь выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить.
Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной прием, стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения.
Классификация техники игры — это распределение всех ее приемов и способов по разделам и группам на основе определенных признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначение приема в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины) и содержание действия (с мячом или без мяча).
Технику баскетбола подразделяют на два больших раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения — технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты — технику передвижений и технику отбора мяча и противодействия. Внутри каждой из групп имеются приемы и способы их выполнения. Почти каждый способ выполнения приема имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структуры движений. По каждой схеме построена классификация техники баскетбола. Анализ каждого способа выполнения технических приемов базируется на системно структурном подходе.
Последовательность обучения технике игры
Технике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей последовательности:
обучение стойкам и передвижениям;
обучение технике владения мячом в нападении;
обучение технике противодействия и овладения мячом в защите;
обучение игровым действиям (сочетанию приемов) в нападении и контрдействиям в защите.
Глава1. Классификация техники игры в баскетбол
Техника игры в нападении
Современная техника нападения требует проявления необходимых физических качеств особенно скоростно-силового характера, а также достаточного уровня развития специфических координационных способностей.
Для эффективного овладения основами техники игры игровые приемы нападения и их сочетания следует изучать в строгой последовательности:
— стойка готовности (основная) и основные способы передвижений;
— остановка двумя шагами;
— повороты на месте и в движении;
— держание мяча и стойка игрока, владеющего мячом;
— ловля и передачи мяча в статическом положении (на месте);
— остановка двумя шагами с ловлей мяча, посланного партнером;
— ловля и передачи мяча в движении;
— дистанционные броски с места;
— бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении;
— бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания;
— остановка двумя шагами после ведения мяча;
— бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения мяча (проход-бросок);
— остановка прыжком (без мяча; с ловлей мяча, посланного партнером; после ведения мяча);
— разновидности бросков одной рукой в движении и после ведения мяча;
— разновидности броска в прыжке;
— финты (обманные движения) без мяча и с мячом;
— игровые действия (сочетание приемов).
Начинают овладение навыками игры с простейших приемов: стоек и передвижений.
Рис 2.Классификация техники игры в баскетбол
Стойки и передвижения нападающего
Для перемещений баскетболист использует обычную ходьбу, бег, приставные шаги, прыжки, остановки и повороты. Каждый способ применяется в соответствующих условиях с целью создания наиболее выгодных условий для передач, бросков и др. Наиболее характерными является быстрая смена скорости движения, переход от одних приемов к другим.
Поэтому всегда надо находиться в таком положении, чтобы без дополнительных предварительных движений быть готовым выполнить любой прием, продиктованный обстановкой.
Стойка баскетболиста в нападении — это наиболее рациональное исходное положение игрока, обеспечивающее возможность быстрого и результативного выполнения любых технических приемов при атаке корзины соперника.
Соблюдение правильной стойки позволяет нападающему постоянно сохранять равновесие и быстро маневрировать без мяча и с мячом. Соответственно в технике нападения выделяют: стойку готовности (основную) и стойку игрока, владеющего мячом.
Рис13.Стойки баскетболиста в нападении
а) стойка готовности; б) стойка игрока, владеющего мячом
При рациональной стойке (стойке готовности), обеспечивающей устойчивое равновесие и быстрый маневр, ноги ставятся на ширине плеч, стопы — параллельно друг другу на одной линии или незначительно выставленной вперед правой или левой ноги. Впередистоящая стопа направлена носком вперед, сзади стоящая развернута в сторону; колени незначительно согнуты, вес тела равномерно распределен на обе стопы; туловище слегка наклонено вперед; игрок занимает устойчивое положение, прочно удерживая равновесие; руки полусогнуты, кисти находятся на уровне груди.
Стойка игрока, владеющего мячом, характеризуется тем же расположением звеньев тела, но кисти удерживают у туловища мяч, для чего пальцы разведены, образуя полусферу, облегающую мяч; основание ладоней направлены назад, и обе кисти чуть смещены в ту же сторону. Удерживается мяч подушечками фаланг пальцев, ладони мяча не касаются.
Основные ошибки при выполнении стоек нападающего:
полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги — удержание равновесия и быстрое начало передвижения затруднены;
неустойчивое расположение стоп: сильно сомкнуты или расставлены, масса тела перенесена на носки или пятки — в любой момент возможна потеря равновесия;
согнутая спина, опущенная вперед голова, туловище и голова отклонены назад или в сторону — неустойчивое положение;
взгляд направлен в пол или отведен в сторону — потеря контроля над игровой ситуацией;
излишне закрепощены верхние конечности, опущены или сильно подняты руки — чрезмерная скованность, мешающая своевременному перемещению или надежному владению мячом.
Способы передвижений в нападении
Основа техники баскетбола — передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действий, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.
Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приемов он может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приемов. Кроме того, от правильной работы ног при передвижении и соблюдения равновесия зависит эффективность технических приемов с мячом: передач в движении и прыжке, ведения и обводки, бросков в прыжке и т.д.
Рис14. Способы передвижений в нападении
Ходьба в игре применяется реже других приемов передвижения. Она используется главным образом для смены позиции в коротких паузах или при снижении интенсивности игровых действий, а также для смены темпа в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему возможность для внезапных ускорений.
Бег является главным средством передвижения в игре. Он заметно отличается от бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега.
Изменение направления бега игрок осуществляет мощным толчком выставляемой вперед ногой в сторону, противоположную направлению движения; туловище наклоняет в сторону вновь избранного направления.
Бег спиной вперед при игре в нападении применяется на ограниченных участках площадки и значительно реже. Он отличается частой постановкой стоп с носка; смещением тела спортсмена в противоположную от направления перемещения сторону; движениям согнутых в локтевых суставах рук в переднезаднем направлении; поворотом головы назад, которым баскетболист периодически пользуется для уточнений игровой ситуации.
Основные ошибки при выполнении разновидностей бега в нападении:
прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в и.п.;
чрезмерное закрепощение плечевого пояса и рук;
во время специфического бега баскетболиста излишне наклонено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановка стопы (тяжелый или шлепающий шаг);
при передвижении спиной вперед прямое (без наклона вперед) положение туловища и головы – возможно падение на спину; бег на всей стопе.
Рис15.Изменение направления бега (рывок)
Прыжки в нападении являются, главным образом, элементами других приемов техники: в прыжке осуществляют ловлю и передачи мяча, броски, взятие отскока и добивание мяча в корзину
Прыжки используют как самостоятельные приемы. Они являются и элементами других приемов техники. Чаще всего игроки пользуются прыжками вверх и вверх в длину или сериями прыжков. Применяют два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ноги.
Прыжок толчком двумя ногами выполняют чаще с места из основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным разгибанием ног, энергичным движением туловища и рук вперед-вверх.
Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяют обычно при выполнении бросков в кольцо и при борьбе за отскок.
Прыжок толчком одной ногой выполняют с разбега. Отталкивание производят таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. Последний шаг разбега перед отталкиванием делают несколько шире предыдущих. Толчковую ногу, слегка согнутую в коленном суставе, посылают вперед и упруго ставят для толчка перекатом с пятки на носок; баскетболист как бы немного приседает. Другой ногой делают активный мах вперед-вверх, а в момент прохождения общего центра массы тела над опорой ее сгибают в тазобедренном и коленном суставах. После взлета, когда тело баскетболиста достигает наивысшей точки, маховую ногу разгибают и присоединяют к толчковой. Приземление в любом способе должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим сгибанием слегка расставленных ног. Такое приземление позволяет баскетболисту немедленно приступить к выполнению игровых действий.
В соответствии с ситуацией игрок использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки соперника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами.
Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры, так как двухшажный ритм является базовым для большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении.
Существует два варианта выполнения остановки двумя шагами:
1. с удлиненным шагом правой ногой;
2.с удлиненным шагом левой ногой;
Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги.
Выполняя данный прием игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок:
в момент остановки нет удлиненного первого шага или «стелющегося» прыжка;
первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные колебания центра тяжести тела;
не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение;
нет сгибания в коленных и тазобедренных суставах, игрок приходит на прямые ноги: движение может быть продолжено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение.
Рис17.Остановка двумя шагами
Повороты предназначены для маневрирования нападающего, стоя на месте, с целью ухода от защитника или укрывания мяча от выбивания. Они выполняются без мяча или с мячом, на месте и в движении.
Существует два способа поворотов на месте: вперед и назад.
Рис18.Повороты вперед и назад
Поворот вперед выполняют переступанием в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворот назад — в сторону, куда он обращен спиной.
Решающее значение для совершения эффективных движений данного технического приема имеют следующие действия:
— непринужденное, лишенное скованности движение игрока вокруг носка опорной ноги;
— выполнение поворота за счет переноса тяжести тела с впереди стоящей ноги на сзади стоящую (опорную), отталкивания и переступания впередистоящей с одновременным вращением на опорной;
— выполнение движения на согнутых ногах.
Опорная («осевая») нога — это нога, вокруг носка которой, как вокруг ножки циркуля, игрок совершает вращение. У нападающего без мяча любая нога может быть использована как опорная. Другое положение при выполнении поворотов игроком, владеющим мячом. Если этому предшествовала остановка двумя шагами с ловлей мяча в движении или после ведения, то статус опорной получает та нога, которая первой касается пола. Когда же игрок остановился прыжком, или поймал мяч в прыжке с одновременным касанием пола обеими ногами, либо овладел мячом, стоя на месте, то опорной может стать любая нога, т.е. переступание может осуществляться любой ногой, но не поочередно. После определения (обозначения) игроком опорной ноги отрывать ее от площадки при выполнении поворотов с мячом запрещено правилами. Возможна также ситуация, при которой ни одна из ног не может быть использована как опорная. Это происходит, если при овладении мячом игрок касается пола одной ногой и далее, оттолкнувшись ею же, приземляется на две, т.е. имеет место комбинированный вид остановки.
Рис19.Повороты на месте
Поворот в движении применяется нападающим для ухода от соперника без мяча или с ведением мяча при маневрировании по площадке.
Эффективность поворота в движении зависит от быстроты и неожиданности исполнения, умения мгновенно переносить вес тела с одной ноги на другую и не терять равновесия и ориентировки в пространстве при вращении вокруг своей оси.
Основные ошибки при выполнении поворотов:
выпрямленные ноги или выполнение вращений вокруг всей стопы, а не на носке опорной (осевой) ноги;
отрывание опорной ноги от площадки во время выполнения приема на месте в стойке игрока, владеющего мячом, — пробежка;
не рациональное расположение стоп после поворота на месте: на одной линии, сомкнуты или чрезмерно расставлены — неустойчивое положение игрока;
сильно закрепощенные конечности — скованность, отсутствие легкости и непринужденности в движениях;
отсутствие наклона туловища вперед при повороте в движении – потеря равновесия или падения игрока.