в и гинецинский выделял такие функциональные компоненты образовательного процесса как
В и гинецинский выделял такие функциональные компоненты образовательного процесса как
В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Педагогический процесс предмет педагогики.
Педагогический процесс это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
Педагогический процесс целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком смысле). Синоним «образовательный процесс».
Как отмечает М.А. Данилов, педагогический процесс это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.
14.1.1. Образовательный и педагогический процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимические понятия. Происхождение их можно объяснить тем, что в одних странах (например, Германия, Россия, Польша) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других «педагогический процесс». В России употребляются оба термина.
В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в вузе (в начальной школе и т.д.)», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).
В других случаях понятие «образовательный процесс» трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).
Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является также широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяют три группы целей:
Группа А цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;
Группа В цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.
Группа С цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
14.1.2. Структура педагогического процесса
Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов: цель/(результат) принципы содержание методы средства формы (Рис. 14.1).
Рисунок 14.1 Классическая структура педагогического процесса
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Цель состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача порция, часть цели.
Педагогическая задача это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Цель, реализуемая в определенных условиях, обстоятельствах образовательного процесса это и есть педагогическая задача.
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Содержание это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением вертикальных, горизонтальных и пр. связей (Рис. 14.2).
Рисунок 14.2 Педагогическая система по Н.В. Кузьминой
В.Я. Свирский представляет педагогическую систему через цели и результаты педагогического процесса, собственные деятельности преподавателя и учащихся в их интеллектуальном и эмоциональном взаимодействии (Рис. 14.3).
Рисунок 14.3 Педагогическая система по В.Я. Свирскому
14.1.3. Педагогическое управление
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление.
Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) реализация проекта контроль за ходом выполнения корректировка подведение итогов.
Говорить о достаточном уровне управления учебным процессом можно лишь тогда, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых.
Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (Рис. 14.4).
Рисунок 14.4 Управляемые каналы процесса обучения
14.1.4. Основные функции педагогического процесса
Основные функции (назначение) педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная (Рис. 14.5).
Рисунок 14.5 Основные функции педагогического процесса
Образовательная функция связана с расширением объема, развивающая со структурным усложнением, а воспитательная с формированием отношений (В.В. Краевский).
Образовательная функция
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и т.д.
Развивающая функция
Развивающая функция предполагает ориентацию педагогического процесса на развитие личности как целостной психической системы.
Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.
Педагогический процесс, как специально организованный, имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию личности опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.
Воспитательная функция
Реализация воспитательной функции требует при организации педагогического процесса исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Воспитательная функция связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности.
Главная цель воспитания определяется как всесторонне гармоническое развитие личности, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способность приумножать его ценности.
В качестве результатов процесса выступают личностные новообразования: изменение мировоззрения, ценностных отношений к себе, к людям, к миру. Формируется личность гражданина мира, способного жить «в контексте мировой культуры», принимая общечеловеческие ценности культур и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными (Н.Е. Щуркова).
Воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающих функций.
14.1.5. Движущие силы педагогического процесса
Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия.
Движущей силой педагогического процесса являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается.
Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием педагога) потребностями и их реальными возможностями. Деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению.
Внутренние (субъективные) противоречия между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии, основой возникновения потребности в совершенствовании.
14.2. Педагогический процесс как целостное явление
Целостность педагогического процесса внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостность предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности: сознание, чувства и волю.
Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов воспитания и обучения, объективно функционирующих как часть и целое: есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [102].
Основные аспекты целостности педагогического процесса
Реализация основных элементов содержания образования это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, цели педагогического процесса.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Реферат: Комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных тех
Название: Комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных тех Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат Добавлен 07:14:49 03 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 264 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
этапы | направление деятельности | содержание деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап (подготовительный) | Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи |
класс | деятельностные формы организации учебного процесса | умение работать с информацией | виды познавательной деятельности учащихся |
5 класс | поисковая | поиск и отбор информации | работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы |
6 класс | поисковая | подготовка сообщений, создание творческих работ | |
7 класс | поисковая, исследовательская | поиск, отбор информации; сравнение, обобщение, вычленение существенного | подготовка и создание рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт |
8 класс | анализ информации, полученной из разных источников | подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность | |
9 класс | научно-исследовательская | применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи. | проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность |
Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт, 2001; «Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации» ЗАО «1С», 2005; «Русский язык + Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С», 2005; «БЭНП «Литература». ОАО «Физикон», 2005 и др. В зависимости от типа урока применяю тот или иной ЦОР для формирования навыков или проверки усвоения учебного материала.
С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. (Цифровой образовательный ресурс «1С: Русский язык» содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов и т.д. Такие задания предлагаю учащимся 8-х классов при изучении пунктуации в простом и сложном предложениях).
В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. (Использую на уроках в 6-х, 8-х классах цифровой образовательный ресурс «Фраза», который представляет собой тренажер по русскому языку. На уроках в 6 классе при изучении раздела «Имя числительное» учащиеся на словосочетаниях и предложениях могут отработать следующие темы и правила: «Мягкий знак в числительных», «Склонение числительных», «Употребление числительных в речи»). Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.
Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).
Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания. (Комплексный контроль по всему школьному курсу русского языка, а также контроль по отдельным темам можно провести с помощью «1С: Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации». Учащимся 8 класса на уроках контроля нравится работать с ЦОР «1С: Русский язык + Варианты ЕГЭ», так как основной курс по орфографии ими уже пройден, и у ребят появляется возможность с помощью версий ЕГЭ проверить уровень сформированности орфографических и пунктуационных умений).
На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. (К уроку литературы в 6 классе по теме «Герои былин» мною был составлен следующий визуальный ряд: репродукции картин В. Васнецова, видеофрагмент «В крестьянской избе», иллюстрации художников к сборникам былин). Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений. Мною разработано 10 уроков в 6-8 классах, на которых использовались презентации, созданные в конструкторе ЦОР «БЭНП «Литература», ресурсы сети Интернет, видеофильмы.
За период применения информационно-коммуникационной технологии обучения (2003-2007) мною созданы следующие педагогические, методические и программные продукты:
1. Разработана модель применения информационной технологии обучения в учебном процессе.
2. Составлены электронные тесты к урокам русского языка с помощью тестовой оболочки (см. CD-R).
3. Разработана программа факультатива по русскому языку «Русский язык и компьютер: формирование грамотного письма» (Приложение 2).
4. Создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе.
Являюсь составителем сборников («Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы», «Образовательные ресурсы Интернет») и автором статей для учителей школы и района (см. CD-R).
Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.
С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.
Показатели обученности за четыре учебных года позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования.
Уровень обученности учащихся по русскому языку | ||||
учебный год | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 |
класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
обученность, % | 100 | 100 | 100 | 100 |
качество,% | 35 | 47 | 56 | 62 |
средний балл | 3,6 | 3,7 | 3,7 | 4,1 |
Уровень обученности учащихся по литературе | ||||
учебный год | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 |
класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
обученность, % | 100 | 100 | 100 | 100 |
качестово, % | 66 | 74 | 82 | 95 |
средний балл | 3,6 | 3,8 | 4 | 4,4 |
Мониторинг уровня образовательных компетенций позволяет сделать вывод о росте, что свидетельствует о перспективе работы по использованию ИКТ как средства познавательной активности.
Для формирования интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы по меньшей мере два условия: интерес самого учителя к деятельности, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
По анализу учебно-методической литературы и представленным там данным можно сделать такие основные выводы:
Состояние компьютеризации общеобразовательных школ РФ следует расценивать как критическое. По уровню оснащенности школ ПК, их техническими характеристиками и количеству учеников на один ПК РФ отстает от развитых стран не менее, чем на 5 лет.
Сегодня информатизация школ в целом – процесс неуправляемый, что привело к резкому различию в уровне информатизации школ разных регионов РФ. Основная причина – децентрализация средств, которые выделяются на компьютеризацию школ.
Учитывая то, что все ученики должны иметь равные и должные условия обучения, компьютеризация школ должна происходить под контролем государства и финансироваться централизованно. Это даст возможность:
уменьшить затраты на приобретение компьютерной техники, заказывая ее большими партиями;
уменьшить затраты на программное обеспечение, поскольку необходимые программные средства, приобретенные за счет средств государственного бюджета, можно было бы поставлять учебным заведениям по стоимости носителей, на которых они записаны;
уменьшить затраты на учебники и пособия, издавая их большими тиражами;
организовать качественный сервис во всех регионах благодаря поставкам в учебные заведення однотипных технических средств;
уменьшить затраты на подготовку кадров в связи с унификацией используемых программ и технических средств.
Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим. А поскольку введение в жизнь любых начинаний всеобщего значения всегда очень ответственно, отечественной педагогике сегодня необходимо проводить фундаментальные исследования в области компьютерной технологии обучения и психолого-педагогических основ применения компьютеров в образовании, в том числе:
1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений в области информатики, включающего понимание, интерпретацию, классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и применение информации в учебной деятельности;
2) определить место компьютерной технологии в системе обучения; определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе обучения с помощью компьютера;
3) разработать методы стимулирования творческой деятельности детей в процессе обучения.
Компьютеризированное общество ставит молодых людей перед необходимостью реально оценивать свои возможности в использовании компьютера и выбирать в соответствии с этим будущую профессию. Закономерно возникает вопрос: какие именно индивидуально-психологические особенности человека оказывают определяющее влияние на его компьютерную компетентность?
Высокий уровень умственного развития, гибкое мышление, хорошая память являются благоприятными предпосылками для успешного обучения информатике. Однако своеобразие человеческой индивидуальности не исчерпываются особенностями его интеллектуальной подготовки и своеобразием познавательных процессов. На успешность обучения в целом, как известно, влияют также врожденные психофизиологические особенности школьников, такие, как сила нервной системы, определяющая работоспособность человека, и ее лабильность, определяющая скорость протекания нервных процессов.
Многие психологи отмечают, что при работе с компьютером очень большую роль играют такие личностные особенности, как внимательность, аккуратность, тщательность, добросовестность. В принципе их можно рассматривать как универсальные, способные проявляться (или не проявляться!) у любого человека и отражаться на процессе овладения любым видом деятельности. Формирование этих качеств зависит, прежде всего, от желания и настойчивости самих учащихся. Однако компьютер вследствие строгости действия загружаемых в него программ постоянно предъявляет к работающему с ним человеку достаточно жесткие требования, без соблюдения которых он работать просто не будет. В этом случае компьютер играет роль весьма серьезного дисциплинирующего фактора в общей схеме учебного процесса.
- в зуме пропал звук что делать
- в и даль сказка что значит досуг распечатать