в эту музыку вложена такая нежность что когда
В эту музыку вложена такая нежность что когда
Задание 19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В эту музыку вложена такая полнота нежности (1) что (2) когда Пётр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию (3) то что-то перехватывало ему горло (4) в глазах появлялись слёзы.
В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью (здесь может быть несколько главных и несколько придаточных предложений).
1. Выделяем грамматические основы:
В эту музыку вложена такая полнота нежности (1)
что (2) когда Пётр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию (3)
то что-то перехватывало ему горло (4)
в глазах появлялись слёзы.
Внимание! Запятая на стыке союзов ЧТО и КОГДА не ставится, потому что есть ТО.
2. Ставим запятые на границах предложений:
В эту музыку вложена такая полнота нежности (,1) что (2) когда Пётр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию (,3) то что-то перехватывало ему горло (,4) в глазах появлялись слёзы.
3. Выписываем цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В ответ записываем цифрами без пробелов и запятых, в любом порядке.
Ответ: 134 или любая последовательность этих цифр.
Помогите, несколько тестовых вопросов по русскому. Пожалуйста (
1. (1) На другой день с самого раннего утра Чайковский начал работать над увертюрой «Ромео и Джульетта». (2) Несколько раз он «пробовал» сюжет трагедии В. Шекспира, примеривался, привыкал к нему, но теперь могучее напряжение, какое-то лёгкое чувство полёта охватило всё его существо.
2. (3) Всё внутри его трепетало и билось, порываясь принять форму, запеть, зазвучать, излиться на бумагу. (4) Минутами он сам терялся перед силой этого натиска и вдохновения. (5) Казалось, композитор – только свидетель своего творчества. (6) На его глазах из маленького зерна, из первоначальной музыкальной мысли с непостижимой быстротой поднялся стебель, выбивались листья, стремительно распускались цветы.
3. (7) Он забывал обо всём, а необходимость отрываться от стола, идти в консерваторию, или же приход гостя, иногда даже звон часов внезапно пробуждали его от забытья. (8) Невыразимо тяжелы были эти перерывы, хотя они же давали отдых.
4. (9) На нотной бумаге набросанные лихорадочно-торопливым почерком вырастали всё новые и новые строки. (10) После короткого вступления, порученного духовым инструментам, возникла напряжённая, исполненная глубокого страдания тема, звучащая в низких регистрах струнных. (11) В музыке слышались стенания и вздохи, невыплаканные слёзы, скорбь и горькая жалоба. (12) Но и это ещё только вступление, только рамка для трагедии. (13) Действие начнётся чуть позднее бешеным натискомзлобы и ненависти. (14) Всё стихает постепенно, и из чуткой тишины рождается тема любви. (15) В неё вложена такая полнота нежности, такое томление и нега, что, тихонько напевая про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию, Пётр Ильич ощущает, как что-то внезапно перехватывает ему горло и туманит глаза. (16) Он намечает для сопровождения мягкое, словно баюкающее движение, он вводит тихие, вздыхающие звуки валторны, и мелодия становится ещё одушевлённее, ещё сладостней. (17) Снова врываются тревожные, энергичные звуки схватки. (18) Они нарастают.
5. (19) В ожесточённой, не знающей пощады борьбе гибнут юные герои. (20) Погибли любившие, но бессмертна любовь, навеки бессмертна и память о юной, бесстрашной любви Ромео и Джульетты. (21) Могучие удары всего оркестра завершают увертюру. (22) Борьба не кончена. (23) Борьба продолжается. (24) Любовь победит! ( По Алтаеву)
10. Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ТЕЗИСЫ АБЗАЦЫ ТЕКСТА
А) Авторский замысел композитора 1) первый абзац
развивался с невероятной быстротой. 2) второй абзац
Б) Во вступлении после темы страдания, 3) четвёртый абзац
скорби, злобы и ненависти рождается 4) пятый абзац
тема любви.
В) Финал увертюры – гимн любви.
11. Автор текста описал, как композитор работал над
1) сюжетом будущего спектакля
2) увертюрой к музыкальному произведению
3) сюжетом трагедии В. Шекспира
4) трагедией «Ромео и Джульетта»
13. А. С. Пушкин писал о вдохновении: «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут». Какие предложения текста созвучны со стихами Пушкина в передаче состояния вдохновения?
1) 2, 3 2) 5, 7 3) 8, 10 4) 21, 22
22. Среди предложений 10–16 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных предложений. Запишите номер этого предложения.
Упражнения для самостоятельной работы. 9-е классы
Письменное выполнениие в тетрадях (период дистанционного обучения).
Просмотр содержимого документа
«Упражнения для самостоятельной работы. 9-е классы»
Домашнее задание № 1. Спишите, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, обоснуйте их постановку.
Темнеет и в густой синеве мерцает вечерняя гроза.
В эту музыку вложена такая полнота нежности что когда Петр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию то что-то перехватывало ему горло в глазах появлялись слезы.
Извозчик остановился возле освещенного подъезда за раскрытыми дверями которого круто поднималась старая деревянная лестница и исчезала в темноте.
Начальство догадывается о том кто виновен в случившемся и хотя ничего нельзя доказать я вам советую быть осторожнее.
Рука Николая дрожала и когда он передавал лошадь коноводу чувствовал как со стуком приливает кровь к сердцу.
Домашнее задание № 2. Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип подчинения.
После третьего урока когда началась большая перемена и ребята ушли из класса в дверях появился мой отец.
Когда началась война моя сестренка была маленькой и жила в детдоме в котором был аквариум с рыбками.
Нас обошли с тетрадкой и спросили к кому мы собираемся ехать кто у нас есть из родственников.
Иногда ты (море) мне кажешься очень хитрым когда я лежу на твоем берегу и ты шепчешь мне какие можно построить морские электростанции.
Когда дали старт я сразу изо всех сил побежал первым но я даже еще и разогнаться не успел как меня человек десять обогнали.
И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых вариантов Вариант 3
Представленный вариант направлен на отработку учащимися умения решать задания ЕГЭ по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых вариантов Вариант 3»
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1 )На разных этапах истории существовало множество теорий устройства нашего мира. (2)Все они изображались в виде рисунков, схем, моделей. (3) время и достижения научно-технического прогресса расставили всё на свои места. и гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы — это уже аксиома.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений,
Благодаря достижениям научно-технического прогресса гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы изображалась в виде рисунков и схем.
Гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, отражающая устройство нашего мира и в настоящее время являющаяся аксиомой, появилась со временем благодаря научно-техническому прогрессу.
Все изображения гелиоцентрической математической модели Солнечной системы в виде рисунков и схем благодаря техническому прогрессу стали аксиомой.
Благодаря достижениям научно-технического прогресса множество теорий устройства нашего мира, которые существовали в разные периоды истории, со временем сменила гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, ставшая аксиомой.
На разных этапах истории гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы отражала множество теорий устройства нашего мира.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот, Тем не менее
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.
Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.
Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.
Схема, описание какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
снЯтый кОнусов вероисповедАние облилАсь нарвалА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
По итогам юниорского первенства страны и пятого этапа Кубка России ПРЕТЕРПЕЛ изменения рейтинг Союза биатлонистов.
СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, утаивает свои чувства, помыслы, настроения.
По оценкам современных психологов СЛОВАРНЫЙ запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов.
Я потянул удочку из воды, но рыба сорвалась — на ветру затрепетал лишь ОБРЫВОК лески.
Питательные вещества клубня способствуют быстрому росту КОРНЕВОЙ системы цветка.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
вкусные ТОРТЫ воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ
нет СВЕЧЕЙ в ДВУХ тысячи пятом году
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Предвкушение грозы — тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг.
Б) нарушение в построении предложения
с деепричастным оборотом
2) Нельзя сказать то, что в доме рыбака было привлекательно и уютно.
В) ошибка в построении
3) У широкой дороги, названной большим шляхом, ночевала отара овец.
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
4) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла.
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
5) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования»
И. Р. Гальперин исследует и рассуждает о проблемах лингвистики текста.
6) Оказавшись на выставке Ван Гога, меня поразила картина «Ирисы».
7) В картине «Портрете сына»
В. А. Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.
8) Шесть картин, посвящённых северной русской природе, Ф. А. Васильев написал в Крыму.
9) Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр!
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Пол…мизировать в..рсистый м..ценатство с..тевой (шнур) зерк..ло
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Выпало два холодных утренника, и (НЕ)УСПЕВШИЕ отцвести хризантемы поблёкли. Все обратили внимание, что кабина пилота вовсе (НЕ)СЛЕПАЯ, как мы предполагали раньше.
Всякий раз, когда я подымал об охоте разговор, у Ярмолы находился какой-нибудь предлог для отказа: то ружьё у него (НЕ)ИСПРАВНО, то собака болеет, то ему некогда.
Серёжка мастерил что-то из ракушек, наклонив голову и ничего (НЕ)ЗАМЕЧАЯ вокруг.
Яблони у нас в садах (НЕ)РАЗВЕСИСТЫЕ, а аккуратные, похожие одна на другую, округлые.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
При конструировании современных автомобилей большое внимание уделяется вопросам безопасности, но аварии ВСЁ(ТАКИ) происходят, ПОТОМУ(ЧТО) их главная причина — сам человек.
Пережив некоторый экономический спад (В)НАЧАЛЕ 1990-х годов, страна добилась существенного роста не только (ЗА)СЧЁТ нефтяного сектора, но и благодаря развитой сфере услуг.
(ЗА)ТЕМ менеджер быстро вышел из кабинета начальника и, ни на кого (НЕ)СМОТРЯ, направился к выходу.
ЧТО(БЫ) сберечь природные ресурсы и уменьшить загрязнение окружающей среды, машиностроители (В)МЕСТО бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания предлагают газовые турбины и аккумуляторные электромоторы.
Главной достопримечательностью острова (ПО)ПРАВУ считаются исполинские черепахи: их здесь насчитывается (С)ВЫШЕ 150 тысяч особей.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Печё(1)ая картошка — традицио(2)ое блюдо туристов. Некоторые путешестве(3)ики, чтобы картошка не обугливалась, готовят её в жестя(4)ой банке или ведре, прикрыв песча(5)ым слоем.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Над маленьким полковым аэродромом то гуськом то журавлиными косяками то развёрнутым строем плыли и плыли бомбардировщики.
Вечереет и в густой синеве мерцает вечерняя гроза.
Эстетическое образование требуется не только писателю и художнику но и рабочему.
После разговора с отцом Андрей стоял ни жив ни мёртв.
Листья эвкалипта широко используют для заживления ран и для лечения ангины и для изготовления духов и мыла.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Раскинув могучие крылья (1) и (2) напружинив (3) сильные когтистые лапы (4) готовые к удару (5) птица кружилась над серединой реки.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Более мягкий климат тундры способен обеспечить пищей многочисленных птиц и зверей (1) однако (2) и в более суровых полярных областях тысячам живых существ (3) представьте себе (4) удаётся найти пропитание.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У организма животных есть потребность в тепле; его функционирование (1) является следствием целой серии химических реакций (2) скорость (3) прохождения (4) которых (5) тесно связана с температурой.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В эту музыку вложена такая полнота нежности (1) что (2) когда Пётр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию (3) то что-то перехватывало ему горло (4) в глазах появлялись слёзы.
Прочитайте текст, выполните задания 20 – 25
В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило вместе с солнцем. (2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (З)Было прохладно и легко, а потому и весело. (4)Осенний запах леса — особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.
Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6)И слушал тишину леса.
Ну конечно же, он улыбался! (8)Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.
(9)И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10)Бим задрожал от волнения. (11)Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.
13) Бим пошёл! (14)Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15)Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное — Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу.
Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18)А вскоре Бим уже пошёл ровно, со знанием дела. (19)Великое искусство — работа сеттера! (20)Вот он идёт лёгким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берёт запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точёную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.
Лес молчал. (22)Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. (23)Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом — отцом и прародителем. (24)Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25)А на палой жёлтой листве стояла собака — одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26)Ни единый мускул не дрогнет! (27)Вот что такое классическая стойка в жёлтом лесу!
Бим поднял вальдшнепа на крыло.
Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32)Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (ЗЗ)Дубы охнули, как богатыри. (34)Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.
(Зб)Вальдшнеп упал комом. (Зб)Бим подал его по всем правилам. (37)Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на неё и сказал задумчиво:
Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:
Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39)А так — не стоит.
Вчера был счастливый день. (41)Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес, изящная работа Бима. (42)А всё-таки какой-то осадок на душе. (43)Отчего бы?
Мне жаль стало убивать дичь. (45)Так хорошо вокруг, и вдруг мёртвая птица. (46)Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. (47)Если ни одного — ещё бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьёт кто-то другой. (48)Нет уж, увольте от такого.
Откуда же всё-таки осадок от вчерашнего? (50)И только ли от вчерашнего?
Не пропустил ли я какую-то мысль. (52)Итак, вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес — и убитая птица. (53)Что это: уж не сделка ли со своей совестью?
Стоп! (55)Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность.
Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идёт и всё более растёт во мне жалость к птицам и животным.
(По Г. Н. Троепольскому*)
* Гавриил Николаевич Троеполъский (1905-1995) — русский советский писатель.
20. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 59? Выпишите это слово.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
В предложениях 1-4 содержится описание.
В предложениях 9-11 представлено повествование.
Предложение 27 содержит эмоционально-оценочное суждение о том, о чём говорится в предложении 23.
В предложениях 46-48 содержится повествование.
В предложениях 54-56 представлено рассуждение.
22. Из предложений 1-8 выпишите устаревшее слово.
23. Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ощущение, что ты оказался в лесу, создаётся, пожалуй, у каждого при прочтении текста Г. Н. Троепольского. И это
неслучайно, ведь при описании природы писатель использует всю палитру языковых средств выразительности, в
в предложениях 21-23), приём — (Б) („жёлтый лес » в предложении 57,
„вот вам и » в предложении 58). Особую роль в описании леса играет (В)
(„золотые листья » в предложении 22, „величавым исполином » в предложении 23). Этот троп помогает передать восприятие гармонии природы рассказчиком. На этом фоне ещё ярче выделяется приём — (Г)____ (в предложениях 45, 52)«.
История песни «Нежность»
Изначально «Нежность» входила в песенный цикл Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Сначала родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…».
Выбор темы был не случаен — авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта…
«Мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был 1967 год. Мосолову позвонил Гагарин — поздравил с днём рождения и попросил меня к телефону. Я подошла к телефону, он говорит: „Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню „Нежность““. Это был последний полёт Комарова».
Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская. Говорят, первое прослушивание песни настолько тронуло певицу, что она не смогла сдержать слёз. Каково же было её удивление, когда, впервые исполнив песню в Колонном дворце Дома Союзов в декабре 1965-го, она снискала у публики несколько жидких хлопков и ушла со сцены под стук своих каблуков.
Коллеги Добронравова были уверены, что причина провала в том, что поэт упомянул в тексте Экзюпери (которого, мол, никто не знает), и советовали заменить француза на какого-нибудь нашего лётчика — например, Бахчиванджи, чья фамилия прекрасно укладывается в размер. Это, конечно, преувеличение — автор «Маленького принца» в СССР 1960-х годов был фигурой культовой и уж точно известнее Бахчиванджи.
Добронравов вспоминал, как на том же самом концерте Кристалинская с успехом исполнила песню «Аист» на стихи Аркадия Островского.
Н. Добронравов: «…я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: „Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот „Аист“ — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у неё был ребенок, она ждёт этого, а ты — о каком-то Экзюпери…“»
Но и после этого Николай Николаевич менять свои стихи отказался, заявив: «Мне важен не сам лётчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик».
Кристалинская от «Нежности» тоже не отказалась и упорно продолжала исполнять её на каждом концерте. Постепенно публика «оттаяла», песня стала набирать популярность и крутиться по радио. Но, конечно, настоящий прорыв случился в 1967 году — после выхода к-ф «Три тополя на Плющихе». При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя).
Т. Лиознова: «Я услышала песню Пахмутовой „Нежность“, когда она ещё не была, как вы говорите, музыкальным хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского „Три тополя на Шаболовке“. Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…».
В. Шалевич, актёр: «В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню „Нежность“».
Однако когда Пахмутова ознакомилась со сценарием фильма, то выразила решительный протест: «Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?»
Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский».
Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь.
А. Пахмутова: «И когда я вышла и пошла к такси, у меня уже вся музыка была написана. Лиознова… сказала, прослушав: „Не нужно. Вот есть „Нежность“, вот звучит её ритм, вот ваша опора, на которую нужно нанизать новую тему, больше не нужно ничего“… В конце картины по радио опять звучит песня; муж, его играет Шалевич, считает деньги, поездка была удачной, а она слышит эту песню и видит другого человека. И вот на такой растерянной ноте и кончается фильм. Такой подтекст у этой песни».
После выхода фильма песня стала очень востребованной. В 1967 году на международном песенном конкурсе в Сочи даже случился неприятный конфуз.
Там с «Нежностью» выступала молдавская певица Мария Кодряну и даже получила за это первую премию. Однако неожиданно певице сказали, что на финальном концерте эту песню будет петь Кристалинская (видимо, это была личная просьба Пахмутовой — своеобразная благодарность Майе). Расстроенная Кодряну вышла на сцену с другой композицией, но публика не хотела её отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того как зрителей поддержал сидевший в зале Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария всё-таки спела.
Сама Александра Николаевна официально отдала «Нежность» в репертуар Тамары Гвердцители.
Автор: Сергей Курий
Жаль, очень жаль что это песня теперь Тамары Гвердцители, не ее тема. Лучшее исполнение у Кристалинской, ИМХО.
Прекрасная песня, что удивительно, она продолжает вписываться в мир, не кажется реликтом ушедших дней. Мне ещё очень нравится исполнение Анны Герман.
А еще ж Анна Герман была.
О популярности этой песни говорит появившийся сиквел, ответ героя песни, к которому обращается героиня. Сказать по правде, я его раньше не слышал, до того момента, пока не попался ремикс в исполнении «Приключений электроников». Кстати, там тоже интересная осовременненная интерпретация. Стал рыться и нашел первоисточник:
Юрий Гуляев «Твоя нежность»
Есть и в исполнении Кобзона.
А вот ремиксы: Твоя нежность
Нежность от гитарных рифов, вроде бы, ушла, но что-то другое появилось))).
Был на концерте Томаса Андерса, который из Modern Talking, в прошлом году. Помимо основного репертуара, он спел и «Нежность» на английском и русском языках.
Имхо, конечно, но Т. Буланова эту песню тоже исполнила нормально
Может, даже получше других
всё же из всех Майя Кристалинская пела не только душой но и сердцем
Как теперь избавиться от варианта с Бахчиванджи в голове? И Григорий Яковлевич был героической личностью, и песня гениальная, но вместе такая фигня получается.
спасибо автору за работу, ставлю плюс
Очень сильные стихи и песня. Начинаю читать стихи- минимум рифмы, но максимум энергии.
Спасибо большое Автору за разъяснения по поводу рождения сего Шедевра.
В одной из книг серии «Дозоры», от Лукьяненко текст песни интерпретируется весьма своеобразно.
Юрию Гагарину: «Опустела без тебя Земля… Если можешь, прилетай скорей…»
Майя Кристалинская «Нежность». Фрагмент к/пр. «Творческий вечер композитора А.Пахмутовой». 1975. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
В эпоху покорения космоса в СССР тема полётов к звёздам нашла отражение во многих сферах нашей жизни и, в том числе, конечно, в музыке. И поскольку мы сегодня вспоминаем нашего Юрия Гагарина, первого космонавта Земли, для меня память о нём связана, в первую очередь, с песней Александры Пахмутовой «Нежность» на слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Знаменитые авторы были дружны с семьями некоторых лётчиков-космонавтов, и поэтому неудивительно, что им удалось создать песни, которые полюбились и самим космонавтам, и всем слушателям.
В начале 60-х Александра Пахмутова работала над созданием цикла песен «Обнимая небо», посвящённого советским лётчикам. И вот что вспоминает об этом периоде советский поэт Евгений Долматовский: «В «Звёздном городке» — космическом центре под Москвой — в январе 1964 года встретились приехавшая в клуб космонавтов выступать композитор Александра Пахмутова и первый человек, шагнувший к звёздам, — Юрий Гагарин. (…) Запевала отряда первопроходцев звёздных дорог, Юрий Алексеевич увлечённо слушал песни комсомольского композитора, сам подпевал. (…) Композитор и космонавт подружились. Юрий Алексеевич часто рассказывал Александре Пахмутовой и её соавторам о своей жизни, о своих товарищах. (…) С судьбами лётчиков и космонавтов и знакомых всем по портретам и телевизионным передачам, и близких друзей, товарищей, соседей по кварталу связаны сюжеты многих песен Александры Пахмутовой. Самая известная из этих песен — «Нежность». «Нежность» — как заклинание женщины, подруги лётчика, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения. Исток песни — те полтора часа, что понадобились Юрию Гагарину, чтобы облететь земной шар, те часы и минуты, которые провели в смелых полётах другие космонавты и Георгий Мосолов (кумир и товарищ Юрия Гагарина, лётчик, Герой Советского Союза, полковник). Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала.»
Как известно, первой «Нежность» исполнила Майя Кристалинская. И хотя сначала публика не приняла песню, Кристалинская пела её на каждом своём концерте, как будто старалась открыть слушателям глаза на её красоту и смысл.
Опустела без тебя земля… Памяти Майи Кристалинской
В ВИДЕО К ПОСТУ: программа памяти певицы Майи Кристалинской. В её исполнении звучат песни композиторов А.Эшпая, А.Пахмутовой, Э.Колмановского, А.Колкера и др. В программе принимают участие сестра певицы Анна Владимировна Кристалинская, поэт Роберт Рождественский, певица Радмила Караклаич, актриса Людмила Гурченко, концертмейстер М.Кристалинской Михаил Гусев, певица Роксана Бабаян, директор кинотеатра «Иллюзион» Зинаида Шатина, певец Иосиф Кобзон, лётчик-космонавт Борис Волынов, композитор Александра Пахмутова. Ведёт программу Мирослава Свердлова.
Сегодня исполняется 89 лет со дня рождения великолепной певицы Майи Кристалинской (1932-1985). Её особая манера исполнения, мягкость, элегантность, богатый обертонами голос, сочетавший бархатные нижние ноты и летящие верхние, очаровывают и влюбляют с первой встречи. Когда поёт Кристалинская, кажется, что она ведёт искренний разговор именно с тобой, что каждое её слово – только для тебя.
Есть какая-то несправедливость в том, что такой талантливой певице выпала столь непростая и короткая творческая и человеческая жизнь…
Майя родилась в Москве, в интеллигентной русско-еврейской семье. Первый ребёнок в семье, тоже девочка, умерла от тяжёлой врождённой болезни, и появление на свет Майи было для родителей огромной радостью. Отец Майи был неординарной личностью, работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда», автором книги «Шутки-минутки», а её дядя, Павел Златогоров, занимал должность режиссёра музыкального театра. Родители старались дать Майе разностороннее образование, и действительно во взрослом возрасте Майя Кристалинская стала очень эрудированным человеком, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, интересовалась проблемами психологии и знала литературу на уровне хорошего специалиста.
Ещё в школьные годы Майя занималась в детском хоре Центрального дворца детей железнодорожников под руководством Семёна Осиповича Дунаевского, брата знаменитого композитора. При этом у Майи, которая очень любила учёбу и одинаково хорошо успевала по гуманитарным и точным наукам, не было особенного стремления стать профессиональной певицей. Поэтому после школы она поступила в Московский авиационный институт (конечно, там она участвовала в художественной самодеятельности), после его окончания уехала по распределению в Новосибирск на авиационный завод имени В. П. Чкалова, а по возвращении в Москву стала сотрудницей опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева, известного советского авиаконструктора.
И хотя Майя была увлечена работой, она находила время для участия в самодеятельности – пела в труппе Центрального Дома работников искусств. Но, наконец, судьба начала подавать Майе Кристалинской сигналы, явственно указывавшие на её призвание. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В честь открытия праздника Комитет комсомола назначил замечательного композитора и дирижёра Юрия Саульского организатором джазового оркестра, что, конечно, стало большим культурным прорывом, поскольку до сих пор джаз в СССР находился под запретом. Вокалисткой в свой коллектив Саульский пригласил Кристалинскую. Как и можно было ожидать, увы, к окончанию всемирного праздника джазовый оркестр стали критиковать, работа Юрия Саульского получила отрицательную оценку, а коллектив оркестра был изгнан из Дома работников искусств. Но голос Майи Кристалинской уже зазвучал, и зрители его полюбили.
В течение ещё трёх лет Майя продолжала работать в конструкторском бюро, но за это время она приняла уверенное судьбоносное решение – посвятить свою жизнь музыке. Кристалинская стала ездить на гастроли вместе с оркестром Олега Лунгстрема, потом её пригласили работать в оркестр Эдди Рознера, и за несколько лет вместе с музыкантами молодая певица объехала весь Советский Союз.
А после 1960 года Майя Кристалинская записала песню «Два берега» для кинофильма «Жажда», и с выходом фильма началась её всесоюзная популярность. За пластинками с записью этой песни выстраивались очереди, несмотря на огромный тираж, их не хватало на всех желающих. Майя сотрудничала с самыми выдающимися композиторами и певцами того времени — Микаэлом Таривердиевым, Эдуардом Колмановским, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном. Слушатели очень любили в её исполнении песни «А снег идёт», «А за окном то дождь, то снег» и, конечно, легендарную «Нежность» Александры Пахмутовой из кинофильма «Три тополя на Плющихе». По итогам проведённого в 1966 году всесоюзного опроса Майя Кристалинская была названа лучшей певицей года.
Но ещё до этого момента судьба, которая так долго вела Майю Кристалинскую к её счастью певицы, начала изменять траекторию её пути в сторону больших трудностей… Однажды Кристалинская исполнила в новогодней программе романс «В нашем городе дождь», однако песню признали несоответствующей весёлому празднику, а саму певицу окрестили пропагандисткой тоски и грусти и ощутимо сократили время её эфиров. И так и хочется сказать: пусть это будет её самой большой потерей, но, увы, после этих событий 29-летнюю девушку постигла настоящая беда: у неё обнаружили онкологическое заболевание лимфатических узлов. Лимфогранулематоз затронул лимфоузлы на шее, болезнь грозила потерей речевой функции. Майя прошла тяжёлый курс лечения, много времени проводила в стационаре. Болезнь лишь отступила, сильно ослабив организм Кристалинской, а на гастроли она выезжала с полным чемоданом сильнодействующих лекарств. С тех пор, чтобы скрывать от зрителей следы ожога от лучевой терапии, Кристалинская выходила на сцену с косынкой на шее. Но даже эта деталь была подхвачена её поклонницами и стала непременным атрибутом подражательниц «фирменного» стиля певицы.
С тех пор звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, было по-прежнему очень сложно. Доступ на большую сцену Майя Кристалинская получала только в исключительных случаях – например, когда её приглашали участвовать в своих творческих вечерах в Колонном зале Дома Союзов такие мэтры, как Александра Пахмутова, Эдуард Колмановский, Ян Френкель и др. Певица всегда выступала в сопровождении оркестра под управлением бессменного Юрия Силантьева.
Что касается личной жизни, то первый союз (1957) – с Аркадием Аркановым – продлился около года. По-настоящему счастливым стал для певицы второй брак – с Эдуардом Барклаем, архитектором, скульптором и дизайнером, который искренне любил свою супругу. Рассказывают, что, когда Барклай скончался от диабета в 1984 году, от горя Майя полностью лишилась дара речи. Сама Майя Кристалинская умерла через год.
Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».