В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант

В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum[1] неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Илья Ильич проснулся, против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь.

Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т. п. Хотя староста и в прошлом и в третьем году писал к своему барину точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз.

Легко ли? предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением.

По этому плану предполагалось ввести разные новые экономические, полицейские и другие меры. Но план был еще далеко не весь обдуман, а неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой. Обломов сознавал необходимость до окончания плана предпринять что-нибудь решительное.

Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует.

С полчаса он все лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более что ничто не мешает думать и лежа.

Так и сделал. После чаю он уже приподнялся с своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее.

Пробило половина десятого, Илья Ильич встрепенулся.

– Что ж это я в самом деле? – сказал он вслух с досадой, – надо совесть знать: пора за дело! Дай только волю себе, так и…

Источник

Обломов :: Гончаров Иван Александрович

Страница: 143 из 646

В двадцати саженях слышно, как пролетит и прожужжит жук, да в густой траве кто-то всё храпит, как будто кто-нибудь завалился туда и спит сладким сном.

И в доме воцарилась мёртвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребёнок видит, что и отец, и мать, и старая тётка, и свита – все разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шёл на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле свой пешни, и кучер спал на конюшне.

Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть всё кругом и свезти со двора на подводах: никто не помешал бы, если б только водились воры в том краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Всё мертво, только из всех углов несётся разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением на обе стороны и перевернётся на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснёт.

Источник

Рабочая программа. Филология. Русский язык (стр. 2 )

В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант. Смотреть фото В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант. Смотреть картинку В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант. Картинка про В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант. Фото В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктантИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2

В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант. Смотреть фото В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант. Смотреть картинку В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант. Картинка про В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант. Фото В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант

5. ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ и др. – М., 2009.

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10 класс.

(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы)

Лист для внесения изменений

Стартовый контрольный диктант

с грамматическими заданиями.

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час все­общего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита — все разбрелись по своим углам; у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садов­ник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и ку­чер спал на конюшне. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребя­тишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встре­тить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не мешал бы, если б только води­лись воры в этом краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобеди­мый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, по­смотрит бессмысленно, с удивлением, на обе стороны и пе­ревернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

А другой быстро, без всяких предварительных приготов­лений, вскочит обеими ногами со своего ложа, как будто бо­ясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с ква­сом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, силь­но начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на по­стель, как подстреленный.

1. Произведите синтаксический разбор:

вариант 1 — 2-го предложения 2-го абзаца; вариант 2 — 2-го предложения 5-го абзаца.

2. Произведите фонетический разбор слов:

вариант 1 — роются; вариант 2 — несется.

3. Произведите морфемный разбор слов:

вариант 1 — удивлением; вариант 2 — прикрыв.

Тестирование по разделу «Орфография».

1. В каких словах пропущена буква О?

2. В каких словах пропущена буква А?

3. В каких словах пропущена буква И?

а) операция; г) см..тение;

б) фестиваль; д) компл..мент.

4. В каких словах пропущена буква Ё?

5. В каких словах пропущена буква Т?

а) совес. ливый; г) предшественник;

б) гнусный; д) сладос. ный.

в) братоненавис. ник;

6. В Каких словах пропущена буква Ъ?

б) транс. иранский; д) с. ёмка.

7. В каких словах пропущена буква С?

а) восстание; г) бесчисленный;

8. В каких словах пропущена буква И?

а) преподобный; г) приостановить;

9. В каких словах пропущена буква Ы?

а) контр..гра; г) вз..мать;

10. В каких словах пропущена буква Е?

11. Какие слова пишутся через дефис?

а) (полу) круг; г) (Уж) город;

б) (экс) чемпион; д) (агро) техника.

12. Какие слова пишутся слитно?

а) (весенне) полевые работы;

г) (сложно) сочиненное предложение;

д) (детски) наивный взгляд.

13. В каких словах пропущена буква И?

б)тыувид..л; д) ненавид..м.

14. В каких словах пропущена буква А (Я)?

б) колышущиеся флаги;

в) завис. щие от нас обстоятельства;

г) мел..щая кофе машина;

д) выслушанные замечания.

15. В каких словах пишется одна буква Н?

а) серебря..ый; г) полирова..ая мебель;

б) моще..ая мостовая; д) ране..ый в руку боец.

16. Какие слова пишутся раздельно?

а) (на) смех; г) (по) двое;

б) (в) трое; д) (по) справедливому.

17. В каких словах пропущена буква Ь?

б) кирпич..; д) не хватает стрельбищ.

18. Какие слова пишутся раздельно?

а) далеко (не) весело; г) (не)вежливый;

б) (не) интересно; д) совсем (не)красивый вид.

19. Какие слова пишутся слитно?

а) (не) хватает мест; в) крайне (не) обдуманное

б) постоянно решение;

(не) досыпать; г) актер (не) подражаем;

20. Какие слова пишутся слитно?

а) (не) смотря на жару;

в) нет такой силы, что (бы) остановить его перед трудностями;

г) (и) так каждый раз;

Ключи к тесту: 1— б, в; 2 — в, г, д; 3 — б, в, д; 4 — а, б, в, д; 5 — а, в, г, д; 6 — д; 7 — а, б, в, г, д; 8 — в, г, д; 9 — б, в, д; 10 — д; 11 — б, в; 12 — б, в, г; 13 — в, г, д; 14 — а, в, д; 15 — а, б, в; 16 — а, г; 17 — а, г; 18 — а; 19 — б, в, г; 20 — а, б, в.

Контрольное тестирование по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»

Первый уровень сложности

1. Что такое лексиче­ское значение слова?

2. Какие слова назы­ваются однозначны­ми?

3. Какое значение назы­вается переносным?

4. Назовите основные виды переносного значения

6. Что такое омофор­мы?

7. Что такое синони­мы?

8. В основе каких сти­листических прие­мов лежат антони­мы?

9. Дайте определение антитезе

10. Что такое парони­мы?

11. Взаимозаменяются ли паронимы в пред­ложении?

12. Назовите основные стили русского язы­ка

13. Какие разновидно­сти книжного стиля выделяются?

14. На какие группы делятся слова по употреблению их в речи?

15. Что такое диалект­ные слова?

16. Приведите пять при­меров слов, заимст­вованных из англий­ского языка

17. На какие группы подразделяются устаревшие слова?

19. Что такое неологиз­мы?

20. Назовите основные од­ноязычные словари

1. Что такое лексиче­ское значение слова?

2. Какие слова назы­ваются многознач­ными?

3. Какое значение на­зывается прямым?

4. Назовите основные виды переносного значения

5. Что такое омонимы?

6. Что такое омофоны?

7. Что такое антони­мы?

8. В основе каких сти­листических приё­мов лежат антони­мы?

9. Дайте определение оксюморону

10. Что такое парони­мы?

11. Взаимозаменяются ли паронимы в пред­ложении?

12. Назовите основные стили русского язы­ка

13. Какие разновидно­сти книжного стиля выделяются?

14. Какие слова ограни­чены в своём упот­реблении?

15. Что такое профес­сионализмы?

16. Приведите пять при­меров слов, заимст­вованных из англий­ского языка

17. На какие группы подразделяются устаревшие слова?

18. Что такое историз­мы?

19. Что такое фразеоло­гизм?

20. Назовите основные од­ноязычные словари

Второй уровень сложности

1. Приведённые слова разбейте на две груп­пы: однозначные и многозначные слова. Диктор, изюм, клич­ка, обет, иммуни­тет, луг, знак, рагу, огонь, работа, обед, гибрид, милость

2. Составьте словосо­четания, в которых данные слова будут употреблены в пря­мом и переносном значении. 1. Седой. 2. Бархатный

3. Приведённые слова разбейте на две группы: многознач­ные слова и омони­мы. Добро, рубец, сетка, лист, сказка риф, счастье, свет, туз

4. Подберите синони­мы к выделенным словам. 1. Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести. 2. Нет ни в чём уда­чи

5. Подберите синони­мы к существитель­ным: 1. Клевета. 2. Ловушка. 3. Маслины

6. Подберите слова-синонимы к фразео­логизмам: 1. Кот наплакал. 2. Во всю прыть. 3. В тот же миг

7. Подберите антони­мы к существитель­ным: 1. Потепление. 2. Простота. 3. Расцвет

8. Подберите антони­мы к словам, обо­значающим признак: 1. Расширенная про­грамма. 2. Маленький домиш­ко

10. Исправьте ошибки в употреблении паро­нимов: 1. Мне нужно ус­петь купить або­нент в бассейн. 2. Это был умный, красивый, гордели­вый человек

11. Из группы слов выде­лите устаревшие: кни­га, немолчный, непри­каянный, непочатый, прохладительный, не­понятный, непотреб­ство, охладелый, пере­палка, писец

12. В предложениях вы­делены исконно рус­ские слова. Подбе­рите к ним однокоренные старославя­низмы: 1. За золото они готовы забрать всё. 2. Некоторые рот­мистры кое-как во­локлись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лес­ному

13. Исправьте лексиче­ские ошибки, воз­никшие в результате неточного слово­употребления. 1. Нельзя быть са­молюбивым, нужно стараться всё от­давать людям, 2. Я хотел бы, когда вырасту, быть доб­рым, смелым, равно­душным

14. Выполните лексиче­ский анализ выде­ленного слова по схеме: 1. Определите лек­сическое значение слова в контексте. 2. Если слово много­значно, укажите дру­гие значения. 3. Установите тип лексического значе­ния в данном кон­тексте: а) прямое, б) переносное. 4. Если значение пе­реносное, охаракте­ризуйте вид пере­носного значения. 5. Постройте сино­нимический ряд для слова в данном зна­чении. 6. Подберите анто­нимическую пару к данному слову. 7. Определите, явля­ется ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка. 8. Установите при­надлежность анали­зируемого слова к общеупотребитель­ной лексике или лексике, ограничен­ной в употреблении. 9. Определите, явля­ется ли слово уста­ревшим. 10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологиз­мов: Операции сопрово­ждались серьёзными потерями

1. Приведённые слова разбейте на две груп­пы: однозначные и многозначные слова. Конец, гибрид, ро­зетка, река, зоосад, кондор, истерика, лук, конфликт, перо, зерно, утро, хлеб

2. Составьте словосо­четания, в которых данные слова будут употреблены в пря­мом и переносном значении. 1. Прямой. 2. Высокий

3. Приведённые слова разбейте на две группы: многознач­ные слова и омони­мы. Клетка, рука, солн­це, липа, ряд, марка, труд, склад, род

4. Подберите синони­мы к выделенным словам. 1. Думать надо было раньше! 2. Девочка ещё слишком мала, что­бы идти в школу

5. Подберите синони­мы к существитель­ным: 1. Набор. 2. Маска. 3. Оливки

6. Подберите слова-синонимы к фразео­логизмам: 1. Чуть свет. 2. В двух шагах. 3. Капля в море

7. Подберите антони­мы к существитель­ным: 1. Правило. 2. Расширение. 3. Любовь

8. Подберите антони­мы к словам, обо­значающим признак: 1. Глупый мальчик. 2. Свежее утро

10. Исправьте ошибки в употреблении паро­нимов: 1. На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака. 2. Ты совершил по­ступок и должен ответить за это

11. Из группы слов выде­лите устаревшие: кни­га немолчный, непри­каянный, непочатый, прохладительный, не­понятный, непотреб­ство, охладелый, пере­палка, писец

12. В предложениях вы­делены исконно рус­ские слова. Подбе­рите к ним одноко-ренные старославя­низмы: 1. Река Нарова мед­ленно катила холод­ные воды к морю. 2. Некоторые рот­мистры кое-как во­локлись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лес­ному

14. Выполните лексиче­ский анализ выде­ленного слова по схеме: 1. Определите лек­сическое значение слова в контексте. 2. Если слово много­значно, укажите дру­гие значения. 3. Установите тип лексического значе­ния в данном кон­тексте: а) прямое, б) переносное. 4. Если значение пе­реносное, охаракте­ризуйте вид пере­носного значения. 5. Постройте сино­нимический ряд для слова в данном зна­чении. 6. Подберите анто­нимическую пару к данному слову. 7. Определите, явля­ется ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка. 8. Установите при­надлежность анали­зируемого слова к общеупотребитель­ной лексике или лексике, ограничен­ной в употреблении. 9. Определите, явля­ется ли слово уста­ревшим. 10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологиз­мов: Операции сопрово­ждались серьёзными потерями

Третий уровень сложности

1. В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее сло­во. По какому при­знаку можно объе­динить другие сло­ва? Жаловаться, сето­вать, хныкать, роп­тать

2. Подберите к выде­ленным словам омо­нимы, укажите их значение. 1. Стрельба из лука. 2. Целебный ключ

3. Исправьте неточ­ность словоупотреб­ления: выделенное слово замените со­ответствующим си­нонимом. 1. Передовые люди понимали, что нуж­но устранить кре­постное право. 2. На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка

4. Подберите современ­ные синонимы к следующим устарев­шим словам: 1. Ланиты. 2. Десница. 3. Выя. 4. Чело

5. Замените заимство­ванные слова рус­скими синонимами: 1. Банкротство. 2. Имитация. 3. Финал. 4. Шеф. 5. Антракт

6. Учитывая многознач­ность слова, подбери­те не менее четырёх антонимов к слову сухой

7. Объясните разницу в значениях слов: абонент – абонемент

8. Исправьте ошибки в употреблении паро­нимов. 1. Здесь ведётся строительство высо­кого дома. 2. Почва в этом рай­оне тяжёлая, глиня­ная 3. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болоти­стого газа

9. Найдите перифра­зы, раскройте их значения. Скажи мне, кудес­ник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, мо­гильной засыплюсь землёю?

1. В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее сло­во. По какому при­знаку можно объе­динить другие сло­ва? Красный, рубино­вый, коралловый, ку­мачовый

2. Подберите к выде­ленным словам омо­нимы, укажите их значение. 1. Цементный завод. 2. Лошадь идёт ры­сью

3. Исправьте неточ­ность словоупотреб­ления: выделенное слово замените со­ответствующим си­нонимом. 1. Наша машина неслась на сильной скорости. 2. Дети делали всю тяжёлую работу

4. Подберите современ­ные синонимы к следующим уста­ревшим словам: 1. Ланиты. 2. Десница. 3.Выя. 4. Чело

5. Замените заимство­ванные слова рус­скими синонимами: 1. Банкротство. 2. Имитация. 3. Финал. 4. Шеф. 5. Антракт

6. Учитывая многознач­ность слова, подбери­те не менее четырёх антонимов к слову глубокий

8. Исправьте ошибки в употреблении паро­нимов. 1. В жизни мне при­шлось поменять мно­го профессий, даже работал на гранёном станке. 2.Наша генеральская линия таковаОн оказался двули­ким человеком

9. Найдите перифразы, раскройте их значе­ния. Прощай, свободная стихия. В последний раз передо мной ты катишь волны голу­бые и блещешь гор­дою красой

Тематический контроль «Общие сведения о языке»

Проверить знания учащихся по теме «Общие сведения о языке»; провести обобщающее тестирование.

Предлагаемый проверочный тест по лексике рассчитан на пол­ный урок работы. В зависимости от уровня подготовки класса учи­тель может сократить его, либо упростить ряд заданий.

1. Укажите неверное утверждение:

а) части речи выделяются на основе определенной общности лек­сического и грамматического значений слова;

б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы;

в) омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омо­нимии;

г) могут быть контекстуальные антонимы;

д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;

е) историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грам­матическое значение:

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении:

а) защита диссертации;

г) переход через горы;

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова являются омонимами:

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в пред­ложении:

Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.

6. Выберите правильный ответ (укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы со­ответствуют пропущенным в словах буквам):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *