В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант
В доме воцарилась мертвая тишина наступил час всеобщего послеобеденного сна диктант
В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.
Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.
Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.
Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.
Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum[1] неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.
Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.
Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.
Илья Ильич проснулся, против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь.
Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т. п. Хотя староста и в прошлом и в третьем году писал к своему барину точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз.
Легко ли? предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением.
По этому плану предполагалось ввести разные новые экономические, полицейские и другие меры. Но план был еще далеко не весь обдуман, а неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой. Обломов сознавал необходимость до окончания плана предпринять что-нибудь решительное.
Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует.
С полчаса он все лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более что ничто не мешает думать и лежа.
Так и сделал. После чаю он уже приподнялся с своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее.
Пробило половина десятого, Илья Ильич встрепенулся.
– Что ж это я в самом деле? – сказал он вслух с досадой, – надо совесть знать: пора за дело! Дай только волю себе, так и…
Обломов :: Гончаров Иван Александрович
Страница: 143 из 646
В двадцати саженях слышно, как пролетит и прожужжит жук, да в густой траве кто-то всё храпит, как будто кто-нибудь завалился туда и спит сладким сном.
И в доме воцарилась мёртвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.
Ребёнок видит, что и отец, и мать, и старая тётка, и свита – все разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шёл на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле свой пешни, и кучер спал на конюшне.
Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.
Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть всё кругом и свезти со двора на подводах: никто не помешал бы, если б только водились воры в том краю.
Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Всё мертво, только из всех углов несётся разнообразное храпенье на все тоны и лады.
Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением на обе стороны и перевернётся на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснёт.
Рабочая программа. Филология. Русский язык (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 |
5. ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ и др. – М., 2009.
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10 класс.
(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы)
Лист для внесения изменений
Стартовый контрольный диктант
с грамматическими заданиями.
И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.
Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита — все разбрелись по своим углам; у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.
Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не мешал бы, если б только водились воры в этом краю.
Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.
Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением, на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.
А другой быстро, без всяких предварительных приготовлений, вскочит обеими ногами со своего ложа, как будто боясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на постель, как подстреленный.
1. Произведите синтаксический разбор:
вариант 1 — 2-го предложения 2-го абзаца; вариант 2 — 2-го предложения 5-го абзаца.
2. Произведите фонетический разбор слов:
вариант 1 — роются; вариант 2 — несется.
3. Произведите морфемный разбор слов:
вариант 1 — удивлением; вариант 2 — прикрыв.
Тестирование по разделу «Орфография».
1. В каких словах пропущена буква О?
2. В каких словах пропущена буква А?
3. В каких словах пропущена буква И?
а) операция; г) см..тение;
б) фестиваль; д) компл..мент.
4. В каких словах пропущена буква Ё?
5. В каких словах пропущена буква Т?
а) совес. ливый; г) предшественник;
б) гнусный; д) сладос. ный.
в) братоненавис. ник;
6. В Каких словах пропущена буква Ъ?
б) транс. иранский; д) с. ёмка.
7. В каких словах пропущена буква С?
а) восстание; г) бесчисленный;
8. В каких словах пропущена буква И?
а) преподобный; г) приостановить;
9. В каких словах пропущена буква Ы?
а) контр..гра; г) вз..мать;
10. В каких словах пропущена буква Е?
11. Какие слова пишутся через дефис?
а) (полу) круг; г) (Уж) город;
б) (экс) чемпион; д) (агро) техника.
12. Какие слова пишутся слитно?
а) (весенне) полевые работы;
г) (сложно) сочиненное предложение;
д) (детски) наивный взгляд.
13. В каких словах пропущена буква И?
б)тыувид..л; д) ненавид..м.
14. В каких словах пропущена буква А (Я)?
б) колышущиеся флаги;
в) завис. щие от нас обстоятельства;
г) мел..щая кофе машина;
д) выслушанные замечания.
15. В каких словах пишется одна буква Н?
а) серебря..ый; г) полирова..ая мебель;
б) моще..ая мостовая; д) ране..ый в руку боец.
16. Какие слова пишутся раздельно?
а) (на) смех; г) (по) двое;
б) (в) трое; д) (по) справедливому.
17. В каких словах пропущена буква Ь?
б) кирпич..; д) не хватает стрельбищ.
18. Какие слова пишутся раздельно?
а) далеко (не) весело; г) (не)вежливый;
б) (не) интересно; д) совсем (не)красивый вид.
19. Какие слова пишутся слитно?
а) (не) хватает мест; в) крайне (не) обдуманное
б) постоянно решение;
(не) досыпать; г) актер (не) подражаем;
20. Какие слова пишутся слитно?
а) (не) смотря на жару;
в) нет такой силы, что (бы) остановить его перед трудностями;
г) (и) так каждый раз;
Ключи к тесту: 1— б, в; 2 — в, г, д; 3 — б, в, д; 4 — а, б, в, д; 5 — а, в, г, д; 6 — д; 7 — а, б, в, г, д; 8 — в, г, д; 9 — б, в, д; 10 — д; 11 — б, в; 12 — б, в, г; 13 — в, г, д; 14 — а, в, д; 15 — а, б, в; 16 — а, г; 17 — а, г; 18 — а; 19 — б, в, г; 20 — а, б, в.
Контрольное тестирование по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»
Первый уровень сложности
1. Что такое лексическое значение слова?
2. Какие слова называются однозначными?
3. Какое значение называется переносным?
4. Назовите основные виды переносного значения
6. Что такое омоформы?
7. Что такое синонимы?
8. В основе каких стилистических приемов лежат антонимы?
9. Дайте определение антитезе
10. Что такое паронимы?
11. Взаимозаменяются ли паронимы в предложении?
12. Назовите основные стили русского языка
13. Какие разновидности книжного стиля выделяются?
14. На какие группы делятся слова по употреблению их в речи?
15. Что такое диалектные слова?
16. Приведите пять примеров слов, заимствованных из английского языка
17. На какие группы подразделяются устаревшие слова?
19. Что такое неологизмы?
20. Назовите основные одноязычные словари
1. Что такое лексическое значение слова?
2. Какие слова называются многозначными?
3. Какое значение называется прямым?
4. Назовите основные виды переносного значения
5. Что такое омонимы?
6. Что такое омофоны?
7. Что такое антонимы?
8. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?
9. Дайте определение оксюморону
10. Что такое паронимы?
11. Взаимозаменяются ли паронимы в предложении?
12. Назовите основные стили русского языка
13. Какие разновидности книжного стиля выделяются?
14. Какие слова ограничены в своём употреблении?
15. Что такое профессионализмы?
16. Приведите пять примеров слов, заимствованных из английского языка
17. На какие группы подразделяются устаревшие слова?
18. Что такое историзмы?
19. Что такое фразеологизм?
20. Назовите основные одноязычные словари
Второй уровень сложности
1. Приведённые слова разбейте на две группы: однозначные и многозначные слова. Диктор, изюм, кличка, обет, иммунитет, луг, знак, рагу, огонь, работа, обед, гибрид, милость
2. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении. 1. Седой. 2. Бархатный
3. Приведённые слова разбейте на две группы: многозначные слова и омонимы. Добро, рубец, сетка, лист, сказка риф, счастье, свет, туз
4. Подберите синонимы к выделенным словам. 1. Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести. 2. Нет ни в чём удачи
5. Подберите синонимы к существительным: 1. Клевета. 2. Ловушка. 3. Маслины
6. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: 1. Кот наплакал. 2. Во всю прыть. 3. В тот же миг
7. Подберите антонимы к существительным: 1. Потепление. 2. Простота. 3. Расцвет
8. Подберите антонимы к словам, обозначающим признак: 1. Расширенная программа. 2. Маленький домишко
10. Исправьте ошибки в употреблении паронимов: 1. Мне нужно успеть купить абонент в бассейн. 2. Это был умный, красивый, горделивый человек
11. Из группы слов выделите устаревшие: книга, немолчный, неприкаянный, непочатый, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец
12. В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы: 1. За золото они готовы забрать всё. 2. Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному
13. Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления. 1. Нельзя быть самолюбивым, нужно стараться всё отдавать людям, 2. Я хотел бы, когда вырасту, быть добрым, смелым, равнодушным
14. Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме: 1. Определите лексическое значение слова в контексте. 2. Если слово многозначно, укажите другие значения. 3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое, б) переносное. 4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения. 5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении. 6. Подберите антонимическую пару к данному слову. 7. Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка. 8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении. 9. Определите, является ли слово устаревшим. 10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов: Операции сопровождались серьёзными потерями
1. Приведённые слова разбейте на две группы: однозначные и многозначные слова. Конец, гибрид, розетка, река, зоосад, кондор, истерика, лук, конфликт, перо, зерно, утро, хлеб
2. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении. 1. Прямой. 2. Высокий
3. Приведённые слова разбейте на две группы: многозначные слова и омонимы. Клетка, рука, солнце, липа, ряд, марка, труд, склад, род
4. Подберите синонимы к выделенным словам. 1. Думать надо было раньше! 2. Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу
5. Подберите синонимы к существительным: 1. Набор. 2. Маска. 3. Оливки
6. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: 1. Чуть свет. 2. В двух шагах. 3. Капля в море
7. Подберите антонимы к существительным: 1. Правило. 2. Расширение. 3. Любовь
8. Подберите антонимы к словам, обозначающим признак: 1. Глупый мальчик. 2. Свежее утро
10. Исправьте ошибки в употреблении паронимов: 1. На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака. 2. Ты совершил поступок и должен ответить за это
11. Из группы слов выделите устаревшие: книга немолчный, неприкаянный, непочатый, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец
12. В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним одноко-ренные старославянизмы: 1. Река Нарова медленно катила холодные воды к морю. 2. Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному
14. Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме: 1. Определите лексическое значение слова в контексте. 2. Если слово многозначно, укажите другие значения. 3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое, б) переносное. 4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения. 5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении. 6. Подберите антонимическую пару к данному слову. 7. Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка. 8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении. 9. Определите, является ли слово устаревшим. 10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов: Операции сопровождались серьёзными потерями
Третий уровень сложности
1. В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее слово. По какому признаку можно объединить другие слова? Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать
2. Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение. 1. Стрельба из лука. 2. Целебный ключ
3. Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом. 1. Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право. 2. На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка
4. Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам: 1. Ланиты. 2. Десница. 3. Выя. 4. Чело
5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: 1. Банкротство. 2. Имитация. 3. Финал. 4. Шеф. 5. Антракт
6. Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой
7. Объясните разницу в значениях слов: абонент – абонемент
8. Исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1. Здесь ведётся строительство высокого дома. 2. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная 3. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа
9. Найдите перифразы, раскройте их значения. Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю?
1. В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее слово. По какому признаку можно объединить другие слова? Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый
2. Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение. 1. Цементный завод. 2. Лошадь идёт рысью
3. Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом. 1. Наша машина неслась на сильной скорости. 2. Дети делали всю тяжёлую работу
4. Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам: 1. Ланиты. 2. Десница. 3.Выя. 4. Чело
5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: 1. Банкротство. 2. Имитация. 3. Финал. 4. Шеф. 5. Антракт
6. Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову глубокий
8. Исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1. В жизни мне пришлось поменять много профессий, даже работал на гранёном станке. 2.Наша генеральская линия таковаОн оказался двуликим человеком
9. Найдите перифразы, раскройте их значения. Прощай, свободная стихия. В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой
Тематический контроль «Общие сведения о языке»
Проверить знания учащихся по теме «Общие сведения о языке»; провести обобщающее тестирование.
Предлагаемый проверочный тест по лексике рассчитан на полный урок работы. В зависимости от уровня подготовки класса учитель может сократить его, либо упростить ряд заданий.
1. Укажите неверное утверждение:
а) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова;
б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы;
в) омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии;
г) могут быть контекстуальные антонимы;
д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;
е) историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении:
а) защита диссертации;
г) переход через горы;
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова являются омонимами:
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении:
Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.
6. Выберите правильный ответ (укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам):