в чем суть этического принципа принимай человека таким каков он есть
ПРИНИМАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ
ПРИНИМАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ
Как часто приходится слышать этот совет от других!
Но как же им воспользоваться, когда человек вам не нравится? Когда он вам просто противен. Оскорбляет вас.
Что значит – принимать другого человека? Что стоит за этой фразой?
Каждый человек живет в своей модели мира. И для того, чтобы принять человека, важно понять его мир. Как он устроен? Какой моделью пользуется этот человек?
Кроме того, если кто-то встречается на моем пути, то я чем-то привлек этого человека в свою жизнь. И он несет для меня какую-то важную информацию.
А что значит – принять себя?
Если исходить из закона отражения, то получается гениальный вывод:
То, что вам не нравится в другом человеке, присутствует в вас.
Но не расстраивайтесь! Верно и другое:
То, что вам нравится в человеке, тоже есть в вас.
Как это понимать? Очень просто!
Если вам не нравится ваш начальник (ну сущий деспот или тупой, как сибирский валенок), значит, у вас в подсознании есть такая часть, и он ее в данный момент отражает. Изменитесь сами – и он станет другим.
Если вы брезгливы и не выносите любую грязь, значит, чистоту нужно наводить прежде всего в своей душе.
Работая в течение длительного времени психотерапевтом, я обнаружил, что большинство людей испытывают те или иные комплексы неполноценности. А потом обижаются на людей, которые к ним придираются или делают замечания. А нужно-то всего-навсего принять и полюбить себя.
А это что такое? Многие говорят об этом, но как это сделать?
А вот здесь все не так-то просто. Потому что принять и полюбить себя – это значит совершить титаническую работу над собой. Осознать цель и смысл своей жизни и предназначение человека. Взять на себя ответственность и стать хозяином своего мира.
А что значит – принять другого человека? Принять другого человека таким, каков он есть, – это увидеть в нем свое отражение, поблагодарить за урок и измениться самому.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ВОЛЬЮМ ЧЕЛОВЕКА, КАК ОН ЕСТЬ!
ВОЛЬЮМ ЧЕЛОВЕКА, КАК ОН ЕСТЬ! Могущественному сознанию Гатунра присущи непостижимая глубина и стабильность, ведь Он развивался и существует миллиарды лет![31] Гатунр чрезвычайно хитёр и умён — именно он является создателем всех премудрых эзотерических концепций.Однако
Почему я так боюсь принимать себя таким, какой я есть?
Почему я так боюсь принимать себя таким, какой я есть? Все находятся в похожей ситуации. Все боятся принимать себя такими, какие они есть. Именно так воспитывалось человечество на протяжении всех прошлых веков, именно так обусловлены все дети, все человеческие
Глава VII ОБ ОБЛАСТИ, МЕСТЕ, ОБИТАНИИ, А ТАКЖЕ О ПРАВЛЕНИИ АНГЕЛОВ, КАК ОНО БЫЛО В НАЧАЛЕ ПО СОТВОРЕНИИ И КАК СТАЛО ТАКИМ, КАК ОНО ЕСТЬ
Глава VII ОБ ОБЛАСТИ, МЕСТЕ, ОБИТАНИИ, А ТАКЖЕ О ПРАВЛЕНИИ АНГЕЛОВ, КАК ОНО БЫЛО В НАЧАЛЕ ПО СОТВОРЕНИИ И КАК СТАЛО ТАКИМ, КАК ОНО ЕСТЬ Здесь диавол будет обороняться, как свирепый пес, ибо позор его будет разоблачен здесь, и нанесет читателю немало жестоких ударов, и
Что есть мир? Ключ к силе человека
Что есть мир? Ключ к силе человека Я не стану уделять данной теме много внимания, поскольку об этом речь уже шла во второй главе под названием «Объективного мира не существует».Итак, что есть мир?Мир – это то, что мы о нем думаем.Этот постулат обладает невероятной силой. И
Принимай мир таким, каков он есть
Принимай мир таким, каков он есть Мы не принимаем мир таким, каков он есть, потому что для этого нужно быть абсолютно незамутненным зеркалом. Мир предстает перед нами в различных масках не для того, чтобы мы пытались подогнать его под свои мерки, но для того, чтобы мы
Глава 5 Любить себя таким, какой ты есть
Глава 5 Любить себя таким, какой ты есть Недавно я записал и выложил в Интернет беседу, названную «Хватит меня обнимать!». Уже пришло несколько неожиданных отзывов. Я предполагал, что беседа произведет определенный эффект (будет побуждать людей к действию), но не ожидал,
Беседа 2. Принимай себя таким, каков ты есть, и принимай всецело, безусловно
Беседа 2. Принимай себя таким, каков ты есть, и принимай всецело, безусловно 12 декабря 1975 г., ПунаМного раз я испытываю чувство вины, потому что не могу принимать Вас на веру.Никогда не используйте слово «вина». Само слово вызывает неправильные ассоциации, и раз вы
Принимайте решение!
Принимайте решение! 518 = Великие полководцы духа: Будда + Христос + Мухаммед = Внутри тебя таится неизреченная радость = Наполнить пустой сосуд сердца любовью = «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия 01.03.14 г.Я ЕСМЬ ЧТО Я ЕСМЬ!Я ЕСМЬ Отец Небесный! Я ЕСМЬ
78. Свободно принимайте и предлагайте помощь
78. Свободно принимайте и предлагайте помощь Не бойтесь просить и предлагать помощь. Каждый от рождения обладает правом предлагать и получать помощь, поскольку все мы – дети Бога. Но если человек отказывается помочь вам или отклоняет ваше предложение о помощи, не
87. Будьте независимы, принимайте собственные решения
87. Будьте независимы, принимайте собственные решения Есть люди, которые принимают решения, только опираясь на советы. Это говорит о слабости разума и отсутствии уверенности в себе. Решайте свои проблемы самостоятельно. Вы можете советоваться, но окончательное решение
О третьем состоянии человека после смерти, которое есть состояние наставления для поступающих в небеса
О третьем состоянии человека после смерти, которое есть состояние наставления для поступающих в небеса 512. Третье состояние человека после смерти, или духа его, есть состояние наставления. Оно свойственно только тем, которые идут в небеса и делаются ангелами, а идущих в ад
Реферат На тему: «Этические нормы в профессиональной деятельности психолога»
На тему: «Этические нормы в профессиональной деятельности психолога»
1. Основные варианты и уровни рассмотрения этических проблем в психологии………………………………………………………………………….
2. Правовой уровень этических регуляторов деятельности практического психолога……………………………………………………………………………
3. Моральный уровень этических регуляторов деятельности практического психолога…………………………………………………………..
4. Нравственный уровень этических регуляторов деятельности практического психолога…………………………………………………………..
5. Основные этические принципы в работе психолога…………………….
Актуальность темы. Данная тема актуальна, так как появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания – психологии индивидуальных различий.
По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.
Таким образом, объект данного исследования: Этические нормы в профессиональной деятельности психолога.
Предмет: профессиональная деятельность психолога.
Цель исследования: выявление феномена этических норм в профессиональной деятельности психолога.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, системный подход, обобщение, конкретизация при изучении литературы и источников.
Структура работы: Титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы.
Основные варианты и уровни рассмотрения этических проблем в психологии
Мы разделяем для себя такие понятия, как «право», «мораль» и «нравственность».
Право — это фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек несет строго установленную ответственность (при этом хорошее право всегда должно отражать существующие общественные нормы и соответствовать общему уровню развития данного общества).
Мораль — это неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи. Одним из центральных понятий морали является чувство долга перед окружающими людьми.
Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали (понятно, что для всех возможных ситуаций никаких норм и правил поведения не напасешься). Таким образом, нравственность — это этическая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства.
При всей важности этических принципов вполне возможны, к сожалению, ситуации, когда психолог прекрасно знает основные этические требования, но фактически не выполняет их. Кроме того, возможны неординарные ситуации, под которые сложно подобрать тот или иной «принцип» и когда приходится принимать решение самостоятельно. Как раз для такой этической импровизации и необходим нравственный стержень личности психолога, позволяющий ему брать ответственность на себя и сохранять свою профессиональную честь и совесть. К сожалению, лишь «знание» этических принципов не позволило многим психологам достойно сориентироваться в условиях социально–экономического (но прежде всего — духовного) кризиса, переживаемого современной Россией. И, как следствие, многие из них так и не смогли выступить достойными помощниками для самоопределяющихся в этом мире подростков, ограничиваясь лишь «помощью в адаптации» к такой «замечательной» ситуации.
Правовой уровень этических регуляторов деятельности практического психолога.
Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога-психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ». К сожалению, многие из этих документов декларативны и построены по принципу «избегания нежелательного», т. е. остается открытым вопрос о том, что же есть должное, справедливое и прекрасное.
Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к сожалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «кодексах», «уставах» и даже «стандартах», в которых утверждаются такие принципы как «Не навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)», постоянно подчеркивается «неоспоримый приоритет интересов клиента» и т. п. Опыт показывает, что многие из этих принципов все-таки нуждаются в уточнении и комментариях, иначе часть психологов воспринимает их буквально, а это нередко приводит к недоразумениям и даже негативным последствиям.
Смысл выделения морального уровня регуляции деятельности психологов том, что он отражает существующие традиции, правила, нормы и даже предрассудки, определяющие взаимоотношения между психологами и клиентами, психологами и заказчиками, а также между самими коллегами-психологами. Особенность этих норм в том, что часто они не имеют обязательной силы (по крайней мере, ответственность за их нарушение не сравнима с ответственностью за нарушение норм официального закона). Заметим, что и эти (моральные) нормы также могут быть несовершенными, но психолог, работающий с реальными людьми, должен учитывать, на что большинство из них ориентируется, что они ожидают от профессионального поведения самого психолога.
Как это ни парадоксально, но приходится учитывать (в том числе) и некоторые ошибочные, неоправданные ожидания от психолога и в какой-то мере даже «подыгрывать» этим ожиданиям. Естественно, с разными клиентами поведение психолога также будет разным, но в любом случае он не должен навязывать только свое представление о правильном поведении, а все-таки быть более гибким во взаимоотношениях с разными людьми.
К сожалению, вполне возможны ситуации, когда психолог прекрасно знает основные этические требования, но не выполняет их. Кроме того, возможны неординарные ситуации, к которым сложно подобрать тот или иной «принцип», и приходится принимать решение самостоятельно. Как раз для такой этической импровизации и необходим нравственный стержень личности психолога, позволяющий ему брать ответственность на себя и сохранять свою профессиональную честь и совесть.
Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно-смысловую зрелость психолога, сформированное (а лучше сказать – выстраданное) ценностно-нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога нет стремления навязывать именно свою точку зрения клиенту (как и в случае с культурой, можно было бы сказать, что нравственность начинается с признания иной мировоззренческой позиции), но нравственность предполагает наличие своей собственной точки отсчета (нравственный критерий) у психолога в отношении к тем или иным событиям окружающего мира и самому себе.
При рассмотрении проблемы нравственности можно также выделить Два аспекта: 1) отношение психолога к клиенту, что как раз и отражается в Различных этических «кодексах» и «уставах», и 2) отношение психолога к самому себе, к собственному представлению о должном, достойном и справедливом.
Основные этические принципы в работе психолога
Основные этические принципы в работе психолога
Этические принципы представляют собой оценочные суждения позволяющие регламентировать и контролировать деятельность специалистов разных областей. Этические принципы психолога описаны в этическом кодексе психолога и являются обязательными для всех психологов-практиков.
- Общие принципы профессиональной этики, основывающиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее:
В зависимости от сферы трудовой деятельности профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика педагогическая, медицинская, инженерная, юридическая и т. д.
Значение профессиональной этики состоит в том, что она является одним из важных направлений социального прогресса, условием преемственности в сфере труда. А также, когда общая мораль деградирует, профессиональная заменяет и дополняет ее функции по стабилизации и оздоровлению общества.
Условно можно выделить два основных уровня этических принципов в психологии:
1. Очевидные (самоочевидные), и даже в чем–то «банальные» принципы, типа «не кричи на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются.
Например, психолог–консультант неоправданно оскорбляет клиента, доводя его до истерики, или использует в некоторых случаях совершенно не адекватные методы (был случай, когда один весьма «солидный» специалист в профконсультации под видом «инноваций» применил метод иглоукалывания, да еще в затемненной комнате, при свечах и с полуобнаженным телом ошарашенного подростка).
2. Традиционно выделяемые этические принципы. В психологии на сегодняшний день нет единой, общепризнанной системы этических принципов, хотя попытки создания таких систем неоднократно предпринимались и предпринимаются. На основании анализа и обобщения разных этических систем можно выделить наиболее часто упоминающиеся этические принципы, и поскольку эти принципы в первоначальном звучании иногда вызывают вопросы, есть смысл некоторые из этих принципов прокомментировать.
1. Не навреди! Применительно ко многим направлениям практической психологии (например, к практике профессионального консультирования) этот принцип относится скорее к очевидному уровню, это как само собой разумеющееся. Было бы странно, если бы профконсультанты отчитывались за свою работу тем, скольким людям они «не навредили». Поскольку профессиональное самоопределение по сути своей конструктивно, в отличие от психиатрии и психотерапии, где успехом считается даже стабилизация заболевания, то для профконсультанта можно было бы обозначить данный принцип несколько иначе: сделай лучше!
2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: «не навешивай ярлыков»\ Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух! А еще лучше так организовать работу, чтобы на каком–то ее этапе сам «прозревший» клиент начал рассказывать о своих недостатках, а психолог–консультант еще бы и объяснял ему, что, мол, «не все так уж и плохо».
4. Соблюдай профессиональную тайну (принцип конфиденциальности). Но и этот принцип не следует понимать буквально. Например, в условиях работы профконсультанта в школе все–таки приходится сообщать какие–то результаты своей работы (самого общего плана) администрации, которая также имеет право знать, что именно делает психолог–консультант со вверенными ей (администрации) учащимися. Однако категорически запрещается сообщать сведения о школьниках, которые могут нанести им хоть какой–либо ущерб, даже тогда, когда сами школьники будут заявлять, что им «все равно, что о них будут рассказывать».
Но чтобы разобраться, что может нанести вред клиенту и что не нанесет ему вреда, нужен опыт и профессиональное «чутье» (прочувствование ситуации).
Таким образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно – психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально – этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, изложенный выше, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, не нанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Список использованной литературы
1.Абрамова, психология. «Академический Проект», 2000.
3. Зиньковская психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005;
4. Крысько психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009;
Часть II. Психолог как личность и профессионал
Глава 3. Этические проблемы профессионального самоопределения психолога
5. Основные этические принципы в работе психолога
Условно можно выделить два основных уровня этических принципов:
1. Очевидные (самоочевидные), и даже в чем–то «банальные» принципы, типа «не кричи на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются.
Например, психолог–консультант неоправданно оскорбляет клиента, доводя его до истерики, или использует в некоторых случаях совершенно не адекватные методы (был случай, когда один весьма «солидный» специалист в профконсультации под видом «инноваций» применил метод иглоукалывания, да еще в затемненной комнате, при свечах и с полуобнаженным телом ошарашенного подростка).
Поэтому выделение такого «самоочевидного» уровня все–таки правомерно.
2. Традиционно выделяемые этические принципы, о которых ниже и пойдет речь.
В психологии на сегодняшний день нет единой, общепризнанной системы этических принципов, хотя попытки создания таких систем неоднократно предпринимались и предпринимаются (см. Карандашов В. Н., 1999. — С. 123—132; Кодекс профессиональной этики… ВНР, 1983; Профессиональный кодекс этики для психологов… ФРГ, 1990; Профессиональный кодекс этики для психологов… Мадрид, 1990; Толстых, 1988 и др.). На основании анализа и обобщения разных этических систем можно выделить наиболее часто упоминающиеся этические принципы, и поскольку эти принципы в первоначальном звучании иногда вызывают вопросы, есть смысл некоторые из этих принципов прокомментировать.
1. Не навреди! Применительно ко многим направлениям практической психологии (например, к практике профессионального консультирования) этот принцип относится скорее к очевидному уровню, это как само собой разумеющееся. Было бы странно, если бы профконсультанты отчитывались за свою работу тем, скольким людям они «не навредили». Поскольку профессиональное самоопределение по сути своей конструктивно, в отличие от психиатрии и психотерапии, тде успехом считается даже стабилизация заболевания, то для профконсультанта можно было бы обозначить данный принцип несколько иначе: сделай лучше!
2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: «не навешивай ярлыков»\ Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух! А еще лучше так организовать работу, чтобы на каком–то ее этапе сам «прозревший» клиент начал рассказывать о своих недостатках, а психолог–консультант еще бы и объяснял ему, что, мол, «не все так уж и плохо».
55 Петровская Лариса Андреевна — доктор психологических наук, член–корреспондент РАО. Специалист в области психологии общения и групповых методов развития коммуникативной компетентности.
При этом человек (клиент) может обладать действительно отвратительными качествами и «безусловное позитивное принятие» такого клиента выглядело бы просто самообманом (у К. Роджерса поэтому и сказано — «не предполагает одобрения всего его поведения»). В русской традиции слово «принимать» обязывает ко многому.
Например, в толковом «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1975) приводятся и такие значения этого слова: «согласиться с чем–нибудь, отнестись к чему–нибудь положительно»; «признать, счесть»… Но в русском языке есть и другое слово — «понять», что не всегда предполагает «признания» и «положительного отношения», например, «понять» негодяя.
Поэтому мы считаем, что проще (во избежание всяких недоразумений и спекуляций при «толковании») было бы несколько переформулировать этот принцип: «Психолог просто обязан понять каждого доверившегося клиента».
Кроме того, некоторые известные психотерапевты, например, В. Франкл, все–таки призывают помогать человеку в «самотрансцендентности», то есть обеспечивать для него условия «выхода за рамки самого себя», а не просто оставаться таким, какими они уже являются… «Если мы будем принимать людей такими, какие они есть, мы сделаем их хуже, — говорит В. Франкл, сам при этом ссылаясь на великого Гете. — Если мы будем обращаться с ними как с теми, кем они хотят быть, то мы приведем их туда, куда их следует привести». Вся логотерапия ориентирована на это «быть — мочь» (цит. по Ливехуду, 1994. — С. 175). Как видно, проблема «принятия» и даже «понимания» другого человека не так уж и проста.
4. Соблюдай профессиональную тайну (принцип конфиденциальности). Но и этот принцип не следует понимать буквально.
Например, в условиях работы профконсультанта в школе все–таки приходится сообщать какие–то результаты своей работы (самого общего плана) администрации, которая также имеет право знать, что именно делает психолог–консультант со вверенными ей (администрации) учащимися. Однако категорически запрещается сообщать сведения о школьниках, которые могут нанести им хоть какой–либо ущерб, даже тогда, когда сами школьники будут заявлять, что им «все равно, что о них будут рассказывать».
Но чтобы разобраться, что может нанести вред клиенту и что не нанесет ему вреда, нужен опыт и профессиональное «чутье» (прочувствование ситуации).
5. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументированно, тактично и конструктивно. Идеальный вариант конструктивной критики — помочь своему коллеги из пока еще несовершенной новой методики (или психолого–педагогического приема) сделать что–то эффективное и интересное. Но на это не каждый способен, так как в этом случае придется преодолеть в себе зависть по отношению к тому, кто «осмелился творить», а также выйти за рамки существующих стереотипов работы и даже в слабой пока еще идее суметь увидеть перспективные моменты.
6. Не выясняй отношений с коллегами по работе в присутствии клиентов и учащихся. Конечно, если такое выяснение проводится с Вами в грубой форме, то клиент (или ученик, студент) поймет, что Вас оскорбляют, но и доверие к Вам также может несколько понизиться, так как Вы допускаете по отношению к себе такое обращение. В любом случае первым делом следует увести своего коллегу в другое помещение, с глаз клиента…
7. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь. Если же возникает необходимость подключить к своей работе коллег–смежников (заинтересованных педагогов, социальных работников и др.), то психолог должен подготовить их к самостоятельному использованию некоторых своих методов и полностью отвечать за корректность их применения в работе.
8. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.
9. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки. Важнейшей целью психологической помощи является не просто решение конкретной проблемы клиента, но стремление сформировать у него способности и чувство ответственности за свою судьбу. Лишь только в том случае, когда клиент явно не готов к такой ответственности (или психолог осознает, что он сам не готов в этом помочь данному клиенту), то только тогда психологу придется взять основную ответственность за принимаемые решения на себя. Но и эта ответственность реально не заменяет ответственность самого человека за свою жизнь. Ведь не психологу же придется «держать ответ перед Самим Господом Богом» или перед Своей Совестью…
10. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что–то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил», и тогда, когда клиент хочет сказать «какую–то глупость».
11. Не дезинформируй клиента. Иногда психолог ради «сохранения чести мундира» или ради «поддержания своего «имиджа» говорит о том, чего сам не знает, боится признаться в ранее сказанной неправде и т. п. Это может привести к принятию клиентом неверных решений и сильно осложнить для него жизнь. Похожий принцип выделяется в разных этических система, в частности, в «Этическом стандарте» психологов Испании: «Пункт 36. Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько–нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы» (см. Профессиональный кодекс этики для психологов…, 1990. — С. 159—160). Но в психологическом консультировании возникают ситуации, когда «откровенная правда» (например, «правда, сказанная в глаза») могут сильно травмировать клиента и усложнить для него жизненную ситуацию. Данный принцип (отказ от дезинформации клиента) вступает в некоторое противоречие с другими важными принципами, например, с принципом «Не навреди!», или с принципом «Не оценивай клиента!» («Не навешивай на клиента ярлыков!»). Данный принцип перекликается с другим принципом: «Не обманывай клиента». Интересно, что далеко не все мыслители прошлого отвергали «необходимую ложь».
Например, известный философ эпохи Просвещения X. Вольф считал, что если человека вынуждают лгать обстоятельства и такая ложь не причиняет вреда другому человеку, то она вполне оправданна.
А. А. Шопенгауэр называл упорное отрицание необходимой лжи «жалкой заплатой на одежде убогой морали» (цит. по Знакову, 1993. — С. 103).
При этом, как отмечает В. В. Знаков, удовлетворительное разрешение проблемы правды и лжи на сегодня «вряд ли возможно», и это «одна из актуальных задач российской психологии» (там же. С. 108—109). Но психологу–практику все–таки приходится решать такие задачи в своей работе, и главным условием правильного решения являются здесь не какие–то однозначные рекомендации, а развитая профессиональная совесть, основанная на опыте и общем понимании ситуации.
12. Соблюдай принцип добровольности участия клиента в психологических процедурах. Полная реализация данного принципа в условиях школы может привести к тому, что у обычного (не сверхталантливого!) психолога значительная часть учащихся просто не будет приходить на психологические и профориентационные занятия (слишком велик для школьников соблазн «добровольно» заняться чем–то другим, а дел у подростков, как известно, очень много). Поэтому данный принцип лучше немного уточнить: сочетай принцип добровольности (при проведении индивидуальных профконсультаций, личностных опросников, игровых и психотерапевтических форм работы) с принципом обязательности (при проведении общих семинаров и лекционных форм работы). Для самих школьников меньше будет терзаний по поводу того, куда «можно не ходить», а где «надо быть обязательно». Естественно, что при консультировании взрослых клиентов принцип добровольности должен реализовываться более полно (за исключением случаев обязательного прохождения собеседования с профконсультантом, где у клиента также остается право добровольно выбирать ту или иную степень откровенности и глубины рассмотрения своих проблем с психологом).
13. Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышать следующие красивые слова: «Главное средство работы психолога — это его собственная личность». Но личность является высшей ценностью и поэтому она не должна выступать в качестве «средства». В качестве средства достижения каких–либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких–то благ. Перефразируя фразу Э. Фромма «Я такой, какой я вам нужен», где человек самостоятельно берет на себя роль товара на «рынке личностей» (см. Фромм, 1990. — С. 153), можно было бы сказать так: «Моя личность будет такой, какой она нужна для решения ваших проблем, но не такой, какой она нужна мне для собственного развития». Если специалист–человековед к самому себе относится как к «средству», то может ли он полноценно помогать другим людям? А в качестве средств все–таки должны выступать специальные психологические методики, в том числе и так называемые внутренние средства профессиональной деятельности психолога (его знания, опыт, вербальные и невербальные средства общения и др.). Уважая себя, мы начинаем лучше понимать и уважать наших клиентов!
Читайте еще:
Мне представляется, что авторы, придающие большое значение внешнему наказанию и отождествляющие вину и страх, допускают ошибку. Страх перед наказанием имеется и у преступников, но все ли они испытывают вину за содеянное? Дело не во внешнем наказании и не в страхе, а в том, что переживание вины.
Вот в этом упражнении вам и предлагается потренироваться осознавать, что происходит внутри нас, из чего складывается результат.
Современный мир, сотрясаемый столкновением цивилизаций, хочет знать, какую позицию выбрать в таких обстоятельствах. Частные убеждения законны до тех пор, пока они не приносят вреда другим людям. В последнем случае они должны подчиниться универсальным очевидностям. Насколько важно принять этот.
Парни, как правило, меняют этот порядок на обратный: ставят себе целью только «приклеить», большинство даже не догадывается о тонкой стороне дела..
Многолетняя практическая работа и серьезные научные исследования проявили одну очень важную особенность в технологической структуре ДФС. В методике существует элемент, который универсально хорош для всего набора базовых потребностей человека. Он подходит и для банального соблазнения лица.
Неужели наши предпочтения так важны? Зачем вообще нужна шкала ценностей? Дело в том, что именно эти скрытые сокровища создают ощущение полноты жизни, внутреннюю гармонию, о которой многие люди в наше время лишь мечтают. Неважно, что становится таким подсознательным стержнем – стремление к.
Такие простые повадки (например, привычный поворот на дороге) легко распознать как автоматические — стоит только их за собой заметить. Куда занимательнее разобраться, до какой степени автоматичны наши гораздо более сложные поступки, существенно влияющие на нашу жизнь, даже если нам кажется, что.
Для вашей повседневной одежды прекрасно подойдут все цвета земли, а именно зеленые, коричневые и красно-коричневые. Чтобы не выглядеть слишком серо в синем или сером костюме, освежите свой внешний вид галстуком теплых золотистых цветов.
Однако следует помнить, что избыток цитрусовых увеличивает кислотность и выводит кальций из организма. Поэтому рекомендуется употреблять не более 1/2- 1 стакана сока в день.
Согласно Glover (1939), ЭГО начинается как некое число разрозненных ядер, сливающихся в процессе РАЗВИТИЯ. Субъективно: вначале ощущение САМОСТИ фрагментарно и прерывисто; островки самоосознания лишь мало-помалу сливаются и образуют постоянное чувство ИДЕНТИЧНОСТИ. Объективно: целостные паттерны.
Можно анализировать архетип Пуэра не только как чистый источник, но и как архетипический комплекс, присутствующий в той или иной степени в личности многих людей. Это набор достаточно характерных черт и особенностей, позволяющих получать ресурс от архетипа. Его проявление может быть обоснованным.
На работе, как известно, только некоторые из нас проводят треть своей жизни, остальные – гораздо больше. Все чаще и чаще, несмотря на хорошо известное «Не живи, где работаешь», служебные романы не только встречаются в нашей жизни, но и заканчиваются прочными отношениями и даже супружеством. Что.