в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов

Презентация на тему «Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть картинку в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Картинка про в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляющихся на основе первичного. То есть вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.

Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского воздействия, когда как устранение вто­ричных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей: изменением иерархических отношений между первичным и вторичным дефектом.

ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестрой­ки частично нарушенных функций, т. е. в процессе ком­пенсации утраченных или поврежденных функций впол­не возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участ­вовали в осуществлении других функций. Специа­листы выделяют два типа компенсации дефекта. 1.Компенсация дефекта происходит на внутри­системном уровне и осуществляется за счет привлече­ния сохранных элементов пострадавших структур. 2.Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур.

Дети с нарушением слуха Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря слуха ─ может проявляться как тотальный. Степень нарушения может быть значительной (утрата слуха свыше 80 Дб). Дефект считается частичным, когда потеря слуха ограничена диапазоном до 94 Дб (10 ─ пересмотр МКБ).

Вторичный дефект при потери слуха является недоразвитие речи. Наследственное, врожденное или рано приобретенное поражение слуховой функции препятствует самостоятельному развитию словесной речи на основе сопоставления и подражания.

Вторичный дефект в свою очередь вызывает особенности познавательной деятельности, своеобразие формирования эмоционально-волевой сферы и индивидуально-личностные особенности ребенка. Когда слух отсутствует или нарушения его глубоки и в связи с этим речь неразвита, у ребенка спонтанно начнут формироваться такие элементарные психические процессы, как восприятие, наглядное мышление, образная память. Однако при этом будет наблюдаться своеобразие функционирования. Логическая память, словесно-логическое мышление, воображение испытают наибольший ущерб от дефекта.

Мышление рано оглохшего ребенка на раннем этапе развития своеобразное. Мыслительные операции формируются главным образом на основе восприятия и практических действий, наглядного сравнения предметов и явлений. Дети оперируют образами, а не понятиями. Отставание в развитии наглядно-образного мышления легче преодолеть, чем словесно-логического. При значительных остатках слуха и восприятие, и память, и мышление, и воображение развиваются в более благоприятных условиях.

Дети с нарушением зрения Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря зрения ─ может проявляться как тотальный или частичный. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.

Дети с ЗПР Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта.

Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции. Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития. Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития.

Дети с нарушением интеллекта Первичным дефект. Органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект – нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности (примитивные реакции, завышенная или заниженная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, стереотипное, шаблонное, негибкое поведение).

Источник

Дефектология тема Понятие структуры дефекта

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

16. Понятие структуры дефекта

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты.

Первичный дефект – повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект – недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).

Сложный дефект – сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов – сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Сочетание дефектов может быть самым разнообразным, например: умственно отсталые слепые или слабовидящие; слепоглухие или глухие слабовидящие, глухие или слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д. Развитие этих детей искажено сочетанием дефектов в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий.

Помимо сложных имеют место и осложненные дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Рассмотрим примеры развития вторичного дефекта на основе первичного. У глухих детей первичным дефектом является нарушение слухового восприятия, глухота. Вторичный дефект – немота (если глухота возникла до овладения речью). Даже в результате специального обучения, основанного на использовании зрения, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности, сформированная устная речь отличается некоторой неполноценностью. Нарушено произношение, т.к. отсутствует речевой контроль, ограничены словарный запас и грамматический строй. Ребенок испытывает трудности в понимании речи, особенно слов отвлеченного значения, трудности словесного обобщения запоминаемого материала. Замедлено развитие логического мышления, затруднено общение с окружающими. Это оказывает отрицательное влияние на формирование характера и нравственных качеств.

У слепых детей первичным дефектом является поражение органов зрения, слепота. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки. У умственно отсталых детей первичным дефектом является органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект – нарушение

таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности (примитивные реакции, завышенная или заниженная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, стереотипное, шаблонное, негибкое поведение).

При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей: 1) при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития; 2) не формируется своевременно ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к 5 годам, у умственно отсталых – к концу дошкольного возраста; 3) наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов; 4) нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта – пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции; 5) у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития

Источник

Первичный и вторичный дефект

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов центральной нервной системы, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами.

Рассмотрим примеры развития вторичного дефекта на основе первичного. У глухих детей первичным дефектом является нарушение слухового восприятия. Вторичный дефект — немота (если глухота возникла до овладения речью). Даже в результате специального обучениями сформированная устная речь у глухих отличается некоторой неполноценностью. Нарушено произношение, так как отсутствует слуховой контроль, ограничены словарный запас и грамматический строй.

Это оказывает негативное влияние на формирование характера и нравственных качеств.

У слепых детей первичным дефектом является поражение органов зрения, слепота. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.

У умственно отсталых детей первичным дефектом является органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект — нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие.

При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей: при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития; своевременно не формируется ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к пяти годам, у умственно отсталых — к концу дошкольного возраста; наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов; нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта — пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции; у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

Источник

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития аномального ребёнка.

в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть картинку в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Картинка про в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов

в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть картинку в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Картинка про в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов

Содержимое разработки

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития аномального ребенка.

Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т. п. Указанные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности, травма, интокцикация, инфекция, травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком ифекциями, травмами и т. д. Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта. Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Важное значение в коррекционной работе, имеют последние достижения в области медицины, например, слуховые аппараты, имплантаты, очки, линзы.Кроме того, в настоящее время большие надежды в коррекции и полном преодолении первичных нарушений развития детей связаны с развитием генной инженерии и иммунологии.

Вторичные отклонения(вторичные дефекты) развития являются производными от первичных дефектов развития, имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. Это один из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции развития аномальных детей. Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной, подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха. Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к выпадению ребенка из социальной среды.По мнению Выготского, данные выпадения можно предотвратить, если ребенку будет обеспечен необходимый уход, в соответствии с его потребностями и учетом имеющихся нарушений. Также, это достигается посредством обеспечения ребенку с отклонениями необходимого доступа к источнику культуры, общения, развитию. Так как вторичныедефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психолог.

Механизм возникновения вторичных дефектов развития : 1. Вторичные дефекты функций организма находятся во взаимосвязи с непосредственно поврежденными органами или системами, например, нарушения развития устной речи у детей, имеющих проблемы со слухом, в результате конструктивного праксиса или ДЦП. 2.Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам, например, в дошкольном возрасте сенситивный период развития проходит произвольная моторика ребенка. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время( менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции.Это проявляется в двигательной расторможенности 3. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов является социальная депривация-это невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего происходит торможение в развитии функций восприятия и памяти. Например, в результате олигофрении происходит недоразвитие мышления, что способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Источник

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития аномального ребёнка.

в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть картинку в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Картинка про в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов

в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Смотреть картинку в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Картинка про в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов. Фото в чем состоит отличие первичного и вторичного дефекта приведите примеры таких дефектов

Содержимое разработки

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития аномального ребенка.

Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т. п. Указанные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности, травма, интокцикация, инфекция, травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком ифекциями, травмами и т. д. Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта. Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Важное значение в коррекционной работе, имеют последние достижения в области медицины, например, слуховые аппараты, имплантаты, очки, линзы.Кроме того, в настоящее время большие надежды в коррекции и полном преодолении первичных нарушений развития детей связаны с развитием генной инженерии и иммунологии.

Вторичные отклонения(вторичные дефекты) развития являются производными от первичных дефектов развития, имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. Это один из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции развития аномальных детей. Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной, подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха. Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к выпадению ребенка из социальной среды.По мнению Выготского, данные выпадения можно предотвратить, если ребенку будет обеспечен необходимый уход, в соответствии с его потребностями и учетом имеющихся нарушений. Также, это достигается посредством обеспечения ребенку с отклонениями необходимого доступа к источнику культуры, общения, развитию. Так как вторичныедефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психолог.

Механизм возникновения вторичных дефектов развития : 1. Вторичные дефекты функций организма находятся во взаимосвязи с непосредственно поврежденными органами или системами, например, нарушения развития устной речи у детей, имеющих проблемы со слухом, в результате конструктивного праксиса или ДЦП. 2.Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам, например, в дошкольном возрасте сенситивный период развития проходит произвольная моторика ребенка. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время( менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции.Это проявляется в двигательной расторможенности 3. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов является социальная депривация-это невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего происходит торможение в развитии функций восприятия и памяти. Например, в результате олигофрении происходит недоразвитие мышления, что способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *