в чем пафос стихотворений з гиппиус знайте и так и есть
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Поэты русского Зарубежья о России. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.
2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?
Полюбил бы я зиму.
Да обуза тяжка.
От нее даже дыму
Не уйти в облака.
И. Анненский. «Снег»
Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень.
Это русский запах снега.
Дон Аминадо. «Города и годы»
5. Как вы понимаете строки Д. Мережковского?
Не надо звуков: тише, тише,
У молчаливых облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.
6. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?
Когда Бунин говорит о том, как тяжело было ему покидать Родину, он сравнивает себя с птицей, зверем. Но чувствует себя несчастнее, ведь у всех есть своё жильё, а у него нет пристанища. Повтор начальной строки с небольшими изменениями подчёркивает, как мучительна для поэта мысль, что он навеки лишён родного дома и вынужден скитаться, словно нищий.
Ритм стихотворения неровный, он передаёт волнение лирического героя, который пытается говорить спокойно (темп первых строк в каждой строфе размеренный), но потом не может совладать с горем, которое его переполняет, и начинает говорить сбивчиво. Ритм напоминает речь взволнованного человека.
7. В чем пафос стихотворений 3. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»?
Стихи З. Гиппиус отличаются от всех прочих, ведь в них звучит не тоска и ностальгия. а гнев, желание противостоять судьбе, призыв бороться на свою Россию. Пафос стихотворения «Знайте!» жизнеутверждающий, в нём звучит призыв к соотечественникам не опускать руки и верить в возрождение России. Стихотворение «Так и есть» звучит совершенно иначе: поэтесса провозглашает неразрывную связь своей судьбы с судьбой прежней России.
Анализ стихотворения «Нет» (З.Н. Гиппиус)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.06.2020 · Обновлено 05.06.2020
Зинаида Николаевна Гиппиус – поэт, писатель, драматург и литературный критик в одном лице. Эту удивительную женщину считают идеологом такого литературного течения Серебряного века, как символизм. Творчество поэтессы ещё мало изучено, но оно вызывает непомерный интерес у значительной части литературоведов, у любителей поэзии. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию полный анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Нет» по плану.
История создания
Стихотворение было написано в феврале 1918 года. Как правило, «общественные» стихи Зинаиды Николаевны – это не рефлекс, не эмоциональная реакция на центральные эпизоды, события, происходящие в обществе, но это выражение обдуманной, взвешенной точки зрения, которая не противоречит нравственным ценностям поэтессы.
Позиция Зинаиды Николаевны, связанная с революционными событиями, была очень противоречива. Она была и против самодержавия, и против социал-демократов, она была против угнетения и насилия.
В 1917 году в своём дневнике Зинаида Николаевна пишет:
«Нет оправдания войне — для современного человеческого существа. Все в войне кричит для нас: «Назад!»»
Своё несогласие с происходящим, отрицание революции Гиппиус выразила стихами, вошедшими в сборник «Последние стихи», который завершает произведение с символичным названием «Нет».
В 1920 году в Варшаве выходит сборник стихов автора (под псевдонимом Антон Кирша) «Походные песни», который заключает это же стихотворение, но под названием «Знайте!».
«Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где — «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…» (Р. Б. Гуль)
Жанр, направление, размер
Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.
Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.
По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.
Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.
Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.
Композиция
Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.
Первая часть – вступление, обозначение главной темы.
«Она не погибнет — знайте!
Она не погибнет, Россия.»
Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.
Вторая часть – это разъяснения, уточнения.
«Они всколосятся,- верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем — верьте. »
Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.
Третья часть – заключение, вывод.
«Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте!
И близко ее воскресенье.»
Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.
Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.
Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!
Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!
Темы, проблемы, настроение
«Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством» (В. Я. Брюсов)
Тем, на которые писала Зинаида Николаевна не очень много, но они, что бывает часто, переплетаются одна с другой. Стихотворение «Нет» относится к общественно-политическим стихам поэтессы, в которых часто основной темой является любовь к Родине.
Зинаида Николаевна в большинстве своих произведений поднимает проблему индивидуализма, свободы личности, считая, что каждый человек должен развивать себя, идти по своему собственному пути, тем самым совершенствуя и общество в целом. Но это стихотворение о другом.
«Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте!»
Не важна отдельная личность, спасение её, а главное «воскресение России», главное, чтобы возродилась та Россия, в которую верит поэтесса.
Настроение стихотворения «Нет» торжественное, вдохновляющее. Нет ни единой нотки грусти, которая простительна в те тяжёлые времена. Стихотворение «Нет» поднимает патриотический дух!
Основная идея
Смысл стихотворения «Нет» – это отношение автора к теме произведения. Отношение Зинаиды Гиппиус к заявленной теме стихотворения нельзя назвать беспристрастным. Напротив, она ярко и страстно выражает свою веру в Россию. Она вдохновлена и вдохновляет читателя!
Главная мысль произведения в том, что Россия вечна! Никто не говорил, что в «вечности» всё будет спокойно и без «кочек». Но то, что Она, Великая держава, всё преодолеет, и каждый раз будет становится ещё сильнее, ещё величественнее – вот о чём это произведение! О вечном воскресении России!
«Россия спасется,- знайте!
И близко ее воскресенье.»
Средства художественной выразительности
Тропы в стихотворении «Нет» перечислены в списке:
«Она не погибнет — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся,- верьте!»
«Они всколосятся,- верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем — верьте!»
«Она не погибнет — знайте!»
«Они всколосятся,- верьте!»
«И мы не погибнем — верьте!»
Анализ стихотворения «Так есть» (З.Н. Гиппиус)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.06.2020 · Обновлено 02.06.2020
Зинаида Николаевна Гиппиус – удивительная фигура в литературе. Возможно, она оставила не такой яркий творческий след, как другие поэты периода Серебряного века, но неизгладимый — точно. Мы её знаем, как писателя, поэта, критика. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение Зинаиды Николаевны Гиппиус «Так есть», вошедшее в сборник стихов автора «Последние стихи».
История создания
Стихотворение «Так есть» написано в феврале 1918 года, как отклик души на события февраля 1917 года. В тот (1917) трагичный год, перевернувший все привычные устои, Зинаида Николаевна с мужем находились в питерской квартире, в которой по вечерам собиралась вся интеллигенция, обсуждала политические события, делилась новостями. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский (муж) положительно отнеслись к отречению царя и созданию временного правительства. Но предвидеть дальнейшие события они никак не могли…
Расстрел невинных граждан интеллигентной наружности, полный беспредел, творившийся на улицах города – всё это отпечатывалось в душе поэтессы ужасом, несогласием с несправедливостью. В 1919 году Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич покинули Россию навсегда.
Зинаида Гиппиус была очень интересной личностью, но не всем понятной, но она была уникальной. О ней ходило множество слухов, кто-то её считал высокомерной, резкой, другие же напротив, отзывались о ней как о человеке дворянской нравственности, благородности, чуткой и доброй. Не поддаётся сомнению лишь тот факт, что она обладала удивительным «чутьём», с помощью которого она узнавала великих, талантливых, удивительных личностей, некоторым из которых дарила путёвку в «творческую жизнь»: А. Блок, С. Есенин, О. Мандельштам.
«Единственность Зинаиды Гиппиус» — именно так говорил о ней А. А. Блок.
Жанр, направление, размер
«В ее творчестве вся пятнадцатилетняя история нашего лирического модернизма» (И. Ф. Анненский)
Лирическое произведение «Так есть» довольно резкое, также оно является размышлением автора, которому присущ печальный, даже трогательный характер. Все эти черты свойственны такому жанру, как элегия. Этот жанр близок многим символистам, коим и является Зинаида Гиппиус.
Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна, можно сказать, являются первоисточниками данного направления. Они разработали концепцию и обозначили основные принципы данного течения. Но нельзя не заметить, что многие её современники не считали творчество поэтессы символистским. Е. Г. Лундберг охарактеризовал лирику Гиппиус как лишённую красок, отметив, что символизм «чужд творчеству Гиппиус так же, как ей чужда и непосредственность здорового реализма». Другие же причисляли её к религиозному крылу символистов, которым свойственно сочетать религиозные искания с разработкой своей собственной философии.
Данное стихотворение относится к общественно-политической поэзии автора. Эта направленность присуща поздней лирики поэтессы, которая стала, практически, основной в годы революции.
Размер стихотворения «Так есть» — шестистопный хорей. Рифмовка –смежная. Рифма – женская.
Композиция
Стихотворение «Так есть» состоит всего из 4 строк, но оно несёт в себе мощную энергетику, оно ёмкое, лёгкое по звучанию и тяжёлое по содержанию, оно бьёт правдой по ушам.
Композиционно его можно разделить так же, на четыре части, отметив то, что оно построено по принципу градации.
Всё стихотворение «Так есть» – это размышление поэтессы. Мысли сменяют друг друга последовательно, но не плавно, а резко, отрывисто, что может говорить об авторе произведения, как о человеке конкретном, уверенном, бесстрашном.
«Если гаснет свет — я ничего не вижу.»
Первая строка – это констатация всем известного факта. Зинаида Николаевна начинает своё рассуждение с самого простого и элементарного.
«Если человек зверь — я его ненавижу.»
Следующая строка также несёт довольно естественную мысль. «Зверь» — человек, не уважающий чувства других людей, руководствующийся только своими низшими потребностями. Лирический герой стихотворения «Так есть» данными строками чётко обозначает свою позицию по поводу таких «зверей».
«Если человек хуже зверя — я его убиваю.»
Данная строка, довольно жуткого содержания, передаёт готовность автора к обороне, к защите себя и своих близких от беспринципных, от безжалостных, от тех, кто хуже «зверя», от тех, кого в страшные годы революции было бесчисленное множество.
«Если кончена моя Россия — я умираю.»
Эта строка несёт в себе всю боль, отчаянье, печаль, скопившиеся за время революции в душе автора. Такой эмоциональный комплект несла в себе не только Зинаида Николаевна, но именно она смогла лаконично, точно, ёмко передать его в данном стихотворении. Данная строка является отражением мировосприятия очень многих людей того времени, которые поспешно покидали уже «не свою» Россию, которым было не суждено вернуться на Родину.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Так есть» — это и сама поэтесса, и вся интеллигенция, и всё то общество, которое было против изменений, против братоубийства, это те люди, которые, возможно, хотели неких изменений, но до конца не осознавали пути, по которому придётся пройти всей России, не могли предвидеть всех жертв, всех лишений. Это собирательный, обобщающий образ.
В общественно-политической поэзии Гиппиус сложно разглядеть какие-то символы, знаки, но, опираясь на более раннее творчество поэтессы, данное стихотворение можно расшифровать таким образом.
Но в данном стихотворении речь идёт о «другой смерти», о упадничестве духа, об безысходности. Крайнюю строку можно расшифровать либо как дальнейшее безразличное существование без «её России», либо как благородную готовность умереть за, опять же, «свою Россию».
Название стихотворение «Так есть» — это, можно сказать, краткое содержание всего произведения, основная мысль, заключённая в двух словах. Эти слова выражают мысль поэта о том, какая была Россия и какая стала, то есть, «так было — так есть».
Темы, проблемы, настроение
В. Я. Брюсов условно разделил всё творчество Зинаиды Николаевны на три этапа: «первый, когда ее миросозерцание исчерпывалось чистым эстетизмом, второй, когда ее живо заинтересовали вопросы религиозные, и третий, когда к этому присоединился столь же живой интерес к вопросам общественным».
Поздняя лирика автора, как было отмечено выше, выделяется своей общественно-политической направленностью, частым обращением к теме человека, к его ответственности за свои взгляды и свои поступки. В ней так же просматривается тема любви, но любовь эта сплетена с патриотизмом, это нежное чувство обращено к угасающей «её России».
Поначалу Зинаида Николаевна с мужем воспринимали грядущие изменения с неким энтузиазмом, с трепетом и восторгом, рассматривая их как путь к свободе, к демократии, но дальнейшие события, которые отличались явно выраженным пренебрежением к гуманистическим идеям, сломали их представление о революции.
Все эти идейные трансформации нашли своё отражение в произведениях поэтессы. Негодование и гнев! Отныне этими эмоциональными красками окрашена лирика автора, теперь Гиппиус – это поэт-гражданин, которая докопалась до «звериной» сути большевиков.
В это время Зинаида Гиппиус в своих произведениях поднимает проблему личностного бытия, существования общества в сложившихся обстоятельствах, проблему сосуществования отдельной личности и нынешнего общества.
Настроение данных стихотворений, в частности стихотворения «Так есть», патриотическое. Данные стихи – это страстный порыв, отчаянное желание крикнуть всем: «Что Вы творите?!».
Основная идея
Смысл стихотворения «Так есть» можно выразить одним словом — «трагедия».
Зинаида Николаевна очень точно, лаконично и достаточно резко, пламенно выражает своё сожаление, своё несогласие и непримиримость с происходящими необратимыми метаморфозами, с разрушениями и «грязью», которая была повсюду в то время. Данным стихотворением она хочет показать, что назад уже никак не повернуть, как было, так уже не будет, нужно прекратить, пока не поздно, «так было — так есть». Это и есть главная мысль стихотворения.
Средства выразительности
Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.
Анализ стихотворения «Она не погибнет – знайте…» (Зинаида Гиппиус «Нет»)
Автор: Guru · 07.09.2020
Зинаида Николаевна Гиппиус – русский литератор серебряного века. Писала художественные произведения, стихотворения, занималась литературной критикой и эссеистикой. Основным направлениям творчества был символизм. Зинаида Николаевна часто работала в паре с мужем Дмитрием Мережсковским, создавая эксцентричный дуэт того времени.
История создания
Стихотворение «Она не погибнет – знайте» Зинаида Николаевна написала в 1918 году, выразив, таким образом, свое отношение к революции. Поэтесса не была против изменения государственного управления, она была против крови, против смерти и против войны.
Стихотворение вошло в сборник с красноречивым названием «Последние стихи».
В 1920 году это же стихотворение вышло в сборнике «Походные песни» авторства Антона Кирши, только называлось уже «Знайте!».
Жанр
Произведение «Нет» написано трехстопным дольником и имеет перекрестную рифмовку. По своей сути стихотворение можно отнести к неклассической оде, так как есть восклицания и торжественность в произведении. Стилистика произведения – модернистский символизм, любимый стиль поэтессы.
Композиция
Произведение «Она не погибнет – знайте» содержит два четверостишья, которые по смыслу можно разделить на три части.
В первой части автор раскрывает нам тему основного сюжета произведения:
«Она не погибнет, Россия…»
Во второй части акцент ставится на разъяснения основной мысли поэтессы:
«И мы не погибнем – верьте!»
В заключительной части Гиппиус делает свои выводы, которыми старается воодушевить своего читателя и дать надежду на спасенье:
«И близко ее воскресенье».
Символика произведения
Главный образ в стихотворении – это Россия, с ее величественными полями и бессмертной душой. Именно такой Зинаида Николаевна ее хочет видеть, именно в спасение «своей» России она верит и делится своей верой с читателями.
Лирический герой произведения сама поэтесса воспевающая величие своей страны, ради которой стоит сражаться. Зинаида Гиппиус говорит, о том, что все смогут спастись, если будут верить, но не это самое главное, а главное страна, которая должна воскреснуть.
Произведение «Нет» короткое, но благодаря своей законченной мысли и силе духа вложенного в него, оно производит неизгладимое впечатление на читателя, рождая в нем чувства и эмоции настоящего патриота.
Художественные приемы
Имя на поэтической поверке. Зинаида Гиппиус
Имя Зинаиды Гиппиус остаётся одним из самых известных рубежа 19 и 20 века поэтом и считается по праву идеологом русского символизма.
Однако в течение долгих лет имя Гиппиус в нашей стране было одиозным и полузапретным, что объясняется в первую очередь, политическими взглядами поэта, занявшей после Октября непримиримую позицию по отношению к большевизму.
Оригинальность личности и необычайный склад ума отмечали у неё многие современники.
Стихотворение Зинаиды Гиппиус «14 декабря» посвящённое памяти декабристов, вышедших на Сенатскую площадь в 1825 году, подтверждает данную характеристику:
Ужель прошло – и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.
Иду навстречу упованью,
К ступеням зимнего крыльца…
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.
Своею молодой любовью
Их подвиг режуще – остёр,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костёр.
Минули годы, годы, годы…
А мы всё там, где были вы
Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы!
Мы – ваши дети, ваши внуки…
У неоправданных могил,
Мы корчимся все в той же муке,
И с каждым днём всё меньше сил.
И в день декабрьской годовщины
Мы тени милые зовём.
Сойдите в смертные долины,
Дыханьем вашим – оживём.
Мы, слабые, вас не забыли,
Мы восемьдесят страшных лет
Несли, лелеяли, хранили
Ваш ослепительный завет.
И вашими пойдём стопами,
И ваше будем пить вино…
О, если б начатое вами
Свершить, нам было суждено.
Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская родилась 20 ноября 1869 года, г. Белёв, ныне Тульская область – 9 сентября 1945 года, Париж, Франция) – русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры.
Зинаида Гиппиус составившая с Дмитрием Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, прожили вместе 52 года, не расставаясь друг с другом ни на один день, вплоть до смерти, в1941 году, мужа.
Отец, Зинаиды Николаевны, Николай Романович Гиппиус, был родом из обрусевшей немецкой дворянской семьи, по профессии юрист, мать, Анастасия Васильевна, урождённая Степанова, была дочерью екатеринбургского оберполицмейстера.
Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет, очень верила во вдохновение, старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги.
Отец болел туберкулёзом, по тогдашнему названию – чахоткой, и скоропостижно скончался в г.Нежине, в 1881 году, где он работал председателем местного суда.
Зинаида в то время, училась дома, с преподавателями из лицея, поскольку в г. Нежине, не было женской гимназии. Мать, ставшая вдовой, с четырьмя дочерьми, Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной переехали в Москву.
Зинаида поступила в гимназию Фишера, где начала учиться охотно и с интересом. Вскоре, однако, врачи обнаружили туберкулёз и у неё, из-за чего учебное заведение пришлось оставить.
«Маленький человек с большим горем», такими словами вспоминали в гимназии девочку, унаследовавшую от отца склонность к чахотке.
Тревожась за старшую дочь Зинаиду, мать увезла, всех детей в Ялту. Поездка в Крым удовлетворила с детства развившуюся в Зинаиде Любовь к путешествиям, предоставила ей новые возможности для занятий двумя любимыми вещами, верховой ездой и литературой.
Затем из Ялты, в 1885 году мать увезла дочерей в Тифлис, к брату Александру, где сняли дачу в Боржоми. Здесь Зинаида смогла оправиться от тяжёлого потрясения связанного с потерей отца и восстановить здоровье.
В 1888 году Зинаида опубликовала своё первое стихотворение в журнале «Северный вестник». В 1889 году Зинаида Николаевна вышла замуж за Дмитрия Мережковского, незадолго до этого выпустившего в свет свою первую книгу стихов и путешествовавшего по Кавказу. Познакомились в Боржоми.
В январе 1889 года, в Тифлисе, состоялась скромная церемония венчания, за которым последовала короткое свадебное путешествие. Союз с писателем и поэтом Дмитрием Мережковским, как показала жизнь, дал смысл и мощный стимул всей творческой деятельности Зинаиды Николаевны, вскоре позволил юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы, сыграть важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века».
В самом начале революции Троцкий выпустил брошюру о борьбе с религиозными предрассудками, где было сказано:
Мне эта брошюра попалась на глаза уже здесь в Париже, и я принёс её Зинаиде Гиппиус. Она, со своим вечным лорнетом в руках, прочла, нахмурилась, пробрюжала: «Это ещё что такое? Что это он выдумал? – а потом весело рассмеялась и признала, что по крайней мере остроумно».
Последняя её предэмигрантская книга «Последние стихи» вышла в 1918 году. Октябрь 1917 года Зинаида Николаевна восприняла как контрреволюционный путч и зримое пришествие того «хама», который в её понимании, это конкретное преступление, политических проходимцев и великий общий грех народа, допустившего их к власти и позволившего измываться над собой.
У Зинаиды Николаевны есть пророческое стихотворение, за 1913 год, с символическим названием «У порога», полное зловещих предчувствий, будущих чёрных дней войны 1914 года и революции 1917 года:
У порога.
На сердце непонятная тревога.
Предчувствий непонятных бред.
Гляжу вперёд – и там темна дорога,
Что, может быть, совсем дороги нет.
Но словом прикоснуться не умею
К живущему во мне – и в тишине.
Я даже чувствовать его не смею:
Оно как сон. Оно как сон во мне.
С 1919 года Зинаида Гиппиус жила в эмиграции, около десяти месяцев – в Польше, где участвовала в основании газеты «Свобода» и издала сборник стихов «Походные песни», под псевдонимом Антон Кирша.
С 1920 года, до своей смерти в 1945 году Зинаида Николаевна жила в Париже, где вместе с Дмитрием Сергеевичем Мережковским, организовала общество «Зелёная лампа», явившееся одним из важнейших интеллектуальных центров русского зарубежья. Столь же широкой известностью пользовались и «воскресенья» у Мережковских.
Аудитория иных собраний «Зелёной лампы» насчитывала несколько сотен человек. В администрацию «Зелёной лампы» входили: Д.Мережовский, З.Гиппиус. Георгий Иванов, в собраниях постоянно участвовали крупнейшие писатели: И.Бунин, А.Ремизов, Б.Зайцев, В.Ходасевич, М.Алданов, философы – Н.Бердяев, Г.Федотов, А.Шестов. «Зелёная лампа просуществовала с февраля 1927 года по 1939 год.
Название общества «Зелёная лампа» напоминало о литературно – политическом кружке, с таким же названием, в котором участвовал юноша Пушкин, и недвусмысленно намечало ту преемственность, которой З. и Д Мережковские стремились остаться верными и в своей эмигрантской жизни и писательской деятельности.
Скончалась Зинаида Николаевна 9 сентября 1945 года. Похоронена под одним надгробием с Дмитрием Мережкрвским на русском кладбище в Сен Женевьев де Буа, близ Парижа.
Стихотворения Зинаиды Николаевны Гиппиус по праву, входили и входят в лучшие поэтические антологии российской поэзии «Серебряного века».
Из поэтического наследия Зинаиды Гиппиус.
Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его, наверно, любит кто-нибудь.
И он не брошен: с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.
Как Бог, хотел бы знать я всё о каждом,
Чужое сердце видеть, как своё,
Водой бессмертья утолять их жажду
И – возвращать иных в небытиё…
Без оправданья.
Нет, никогда не примирюсь.
Верни мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.
Как все, живя, умру, убью,
Как все себя разрушу,
Но оправданием – свою
Не запятнаю душу.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне,
И никогда не будет.
***
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне ещё увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
I
Не знаю плакать иль молиться,
Дождаться дня, уйти ли в ночь,
Какою верой укрепиться,
Каким неверием помочь?
И пусть вины своей не знаем,
Она в тебе, она во мне:
И мы горим и не сгораем
В неочищающем огне.
II
Повелишь умереть – умрём.
Жить прикажешь – спорить не станем.
Как один, за тебя пойдём,
За тебя на тебя восстанем.
Видно, жребий у нас таков;
Видно, велено так законом,
Откликается каждый зов
В нашем сердце, тобой зажжённом.
Будь, что будет. Нейти назад:
Покорились мы Божьей Власти.
Подымайся на брата брат,
Разрывайся душа на части!